Особенности представлений дошкольника о мире кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окру­жающего мира качественно отличается от восприятия взросло­го. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредствен­ное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отно­шениях. Он думает, например, что луна или солнце следуют за ним во время ᴇᴦο прогулок˸ останавливаются вместе с ним или бегут за ним, когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истин­ным. Жан Пиаже, наиболее детально исследовавший познава­тельное развитие ребенка, назвал это явление ʼʼреализмомʼʼ. Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи неза­висимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Эту ʼʼреалистическуюʼʼ позицию ребенка по отношению к вещам нужно от­личать от объективной. Основное условие объективности за­ключается в осознании относительности своей позиции, в учете своей точки зрения. Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир.

ʼʼПочему тучи на небе движутся?ʼʼ - ʼʼПотому что мы движемся. Когда мы движемся, тучи тоже движутсяʼʼ.

ʼʼСолнце на небе движется? Почему?ʼʼ - ʼʼПотому что оно хочет сильно сиять, людям приятно, когда хорошая пого­даʼʼ. — ʼʼСолнце их видит?ʼʼ - ʼʼДа, оно смотрит на нас и идет за намиʼʼ.

Особенности представлении о мире в дошкольном возрасте - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности представлении о мире в дошкольном возрасте" 2015, 2017-2018.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Доклад на тему:

Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е . он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет-система предметов, случайность и т. д. ).

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.

Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.

Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

Как и с кем они разговаривают;

Как относятся к людям, к работе, к животным;

Чем увлекаются, что любят и не любят;

О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

О чем говорят родители с детьми;

Как родители организуют режим детей;

Как и за что поощряют, наказывают;

Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

В нашем МДОУ работает команда специалистов, готовых помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?

Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?

Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

Как ваш ребенок относится к книгам?

Как часто вы читаете своему ребенку?

Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?

Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Дети – это совсем не маленькие взрослые, как бы не говорили школьные учителя. Дети – это совершенно особенные организмы со своей структурой, принципами существования, мотивами и уровнем развития психики.

Один из важнейших законов психологии развития гласит, что год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве, и что психическое развитие детей имеет свой ритм и свои темпы.

Наибольшее внимание особенностям представления детей о мире уделил Жан Пиаже, который сконцентрировался на особенностях развития детского интеллекта и в результате выдвинул концепцию стадиального развития психики. Эта концепция, как и многие другие, легла в основу тех знаний, на которых сейчас строится вся психология развития.

Пиаже выделили три основных периода в умственном развитии ребенка, а внутри каждого периода – несколько стадий. Последовательность и периодов, и стадий определена и каждый следующий шаг основывается на предыдущем. Такой порядок остается неизменным для всех детей, у которых нет патологии умственного развития.

Первый период был назван сенсомоторным и длится он от рождения до двух лет. В этот период ребенок познает мир ощущениями: кусает, грызет, глотает, сосет, кусает, жует и так далее.

Вторая стадия этого периода – операционная. Длится она примерно с семи до двенадцати лет. В психике детей появляется мышление, понятное взрослым, логика, появляется способность к классификации, осознанию причинно-следственных связей (даже очень длинных).

Так же ученый пришел к интересным заключениям: развитие так называемого морального чувства осуществляется в две стадии: нравственного реализма и нравственного релятивизма. На первой стадии, по классическому примеру Пиаже, ребёнок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую 12 тарелок более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую 2 тарелки в порыве гнева на сестру. На релятивистской же стадии дети уже понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений.

Окружающий нас мир большой и разнообразный. Это социальный мир человека, мир природы и мир созданный руками человека. Поэтому задача педагога оказать помощь ребенку вформировании целостной картины мира, в которой полная интеграция познавательных и эстетических аспектов, а также моральные нормы человеческих отношений. Детские мысли об объективном и социальном мире должны быть едиными и целостными. Особенно ценно то, что такие знания, не должны быть номенклатурными и поверхностными. Ребенок должен осознавать важность не только окружающего мира, но себя его частью, возможно защитником или созидателем. Тогда малыша будет проще замотивировать на исследование мира, расширение знаний и осознанно верное мнение о себе как части мира, которое непременно сложиться при планомерное введении ребенка в этот мир.

В дошкольном возрасте у детей должны сформироваться представления об окружающем мире, способности устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности явлений в своем окружении, самостоятельно применять полученные знания в доступной реальной жизни.

Дети 6 лет уже имеют достаточно обширные знания об окружающем мире. Но они доминируют над объективным миром, особенно над фрагментарностью, поверхностностью и двусмысленностью представлений о деятельности и отношениях людей.

Ознакомление с миром природы это формирование эстетического вкуса, чувства уважения и бережливости по отношению к живой и неживой природе. Развитие всесторонне развитой гармоничной личности.

Причем, знакомиться с природой можно по дороге в детский сад и обратно. Игры могут быть разной направленности. От ориентировки в пространстве до формирования элементарных математических представлений. Помимо этого прогулки на свежем воздухе очень полезны для организма, а развитие речи будет реализовываться автоматически, при ведении диалога с ребенком.

Организация познавательного развития посредством ознакомления с миром природы Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Читайте также: