Живопись казахстана в начале хх века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прикладное искусство казахов имеет многовековую историю. Изделия народных мастеров демонстрировались в XIX веке на крупных выставках в Петропавловске и Кокшетау (1876 год). Были представлены великолепные сырмаки – постилочные войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры. Для их украшения применялись три стиля казахского орнамента: геометрический, растительный, зооморфный. Была распространена серебряная и костяная инкрустация седел и конского снаряжения. При изготовлении женской и мужской одежды широко применялась вышивка. В аулах деревянные изделия мастеров-казахов (кебеже, тосек агаш, сундук), успешно соперничали с фабричными. Получили распространение изделия из металла. Мастера-ювелиры изготавливали изящные украшения. Казахские ювелирные изделия, национальные костюмы были выставлены на Всемирной выставке в Париже в 1868 году. Русская общественность знакомилась с казахскими музыкальными инструментами на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство.

Основным мотивом казахских классических музыкальных произведений второй половины XIX века была освободительная борьба народа против угнетателей. В этих произведениях отражались черты национального характера казахского народа: доброта и щедрость, героизм и широта души.

Таттимбет Казаигаиулы (1815–1862 гг.) – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Таттимбет родился на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Он был из рода каракесек Среднего жуза. Таттимбета привлекали кюи-легенды и эпические кюи, созданные в ХІІІ–ХVІІ веках.

Даулеткерей Шыгайулы (1820–1887 гг.) – знаменитый композитор-кюйши, основоположник лирического направления в домбровой музыке. Даулеткерей происходил из степной аристократии Младшего жуза, был потомком казахских ханов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836–1838 годов в Букеевской Орде.

Книги в старинных переплетах на столе

Культура Казахстана в начале ХХ века — это всеобщее образование, реформа языка и издание литературы, создание шедевров живописи и музыки. Какую роль в ее развитии сыграли политические процессы? Что казахстанцы приобрели, а что безвозвратно утратили? Детальный анализ развития национальной культуры начала ХХ века даст ответы.

Система образования Казахстана в начале ХХ века

В начале ХХ века в Казахстане начался путь к преодолению культурного диктата Российской империи. Интересно, что эти процессы были инициированы самой имперской властью.

В это время на первый план вышел национальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, начала развиваться национальная школа. Так создавалась культура Казахстана.

Прежде всего рассмотрим базовую составляющую в духовном развитии каждой страны — образование. В этом отношении культура Казахстана ХХ века ознаменовалась рядом значимых реформ сначала в рамках Российской империи, а позднее в Советском Союзе. Становление нового образования началось с таких событий:

  • Появилась смешанная школа — русско-казахская (1906).
  • Религиозный характер образования стал постепенно меняться на светский.

Культура Казахстана в 20–30 годы ХХ века и становление советской власти были тесно переплетены. В эти годы был объявлен курс на ликвидацию безграмотности трудящихся. Всеобщее, обязательное и доступное образование внедрялось путем создания народных школ, вечерних курсов.

Среди основных тенденций образовательной сферы отметим:

Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов: YouTube/NURSILA

Параллельно развивалась и преображалась культура казахского народа. Общий ее уровень стал выше благодаря формированию национальной школы, доступности и обязательности образования. Но с переходом на кириллицу была разорвана связь с арабской культурой.

Казахская литература и книгоиздание

Особое влияние на развитие общества оказывали известные деятели национальной культуры и образования. Фактически в этот период происходит формирование казахской интеллигенции.

Благодаря им создана казахская литература: ее поэтика, жанрология, тематические горизонты, типология героев. Этот процесс происходит благодаря подвижнической деятельности таких личностей, как:

Периодика и издательское дело играли особую роль в том, как развивалась культура Казахстана в начале ХХ века. Кратко об этом свидетельствуют такие факты:

В середине 1920-х разгорается литературная дискуссия, которая была призвана сформировать концепцию развития новой казахской литературы с учетом ее места, роли и влияния на общество.

Процесс обсуждения предполагал выявление национально ориентированных писателей. Таковых (Ж. Аймауытов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, К. Кеменгеров) позднее обвинили в национализме и репрессировали.

Книги Магжана Жумабаева

Творчество Магжана Жумабаева: YouTube/Қазақстан Тарихы

Музыкальное, театральное искусство, живопись

Музыка живет в душе всех казахов. Песни акынов символизируют казахскую культуру, воплощают дух и чаяния кочевников.

Акыны были носителями исторической памяти, они прославляли национальных героев, формируя тем самым национальное самосознание и казахские традиции. Поэтому их почитали в народе, уважали, к ним прислушивались.

Домбра

В начале ХХ века музыкальное искусство представлено творчеством таких народных поэтов-песенников:

  • Нурпеиса Байганина;
  • Жамбыла Жабаева;
  • Естая Беркимбайулы;
  • Акана сере;
  • Кенена Азербаева;
  • Исы Байзакова;
  • Токтара Амренова;
  • Балуана Шолака;
  • Укили Ибрая.

Дина Нурпеисова

Дина Нурпеисова: YouTube/Тлеужан Ташимов

Больше десяти композиций он написал именно для Майры, черпая вдохновение в напевах и мелодиях народных композиторов. А. Затаевич собрал тысячи народных песен, которые опубликовал в 1925 году.

Советские руководители отлично понимали значение песни для духовного развития казахов. Поэтому в начале 1920-х власти:

В начале 1930-х активно развивается театральное искусство. В Кызыл-Орде открывается первый профессиональный театр. В нем работают такие режиссеры и актеры, как З. Атабаева, М. Ауэзов, К. Жандарбеков, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, Ж. Шанин и пр. Позднее был открыт Казахский академический театр драмы, Корейский театр и Уйгурский музыкально-драматический театр.

В начале ХХ века проходит этап становления живописи Казахстана. В 30-е гг. (1935) создана национальная галерея, в которой были представлены картины А. Кастеева, А. Исмаилова, К. Ходжикова, X. Ходжикова. На казахскую живописную традицию повлиял Н. Хлудов — русский художник-реалист ХIХ века. В живописи этого периода преобладают акварельные наброски и эскизы, написанные с натуры, реалистичные и жизнеутверждающие.

Культура Казахстана в начале ХХ века переживает всплеск и расцвет. В этот период закладываются основы образовательной системы, национальной литературы, проходит этап становления казахский язык, происходит выбор письменности. Активно издаются национальные альманахи и газеты, которые становятся средством просвещения и распространения казахской культуры.

Ростки национальной культуры были уничтожены в ходе репрессий 1930-х годов, что стало невосполнимой утратой для литературы и искусства.

Казахстанская живопись 50-х годов достигла подлинного расцвета. Не в последнюю очередь это было связано с вхождение в творческую жизнь нового поколения молодых казахстанских художников, получивших профессиональное образование в лучших вузах Москвы, Ленинграда, Харькова и других крупных городов СССР. В начале 50-х годов на родину после учебы возвратились А. Галымбаева, К. Тельжанов, С. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухамедов, М. Кенбаев, Г. Исмаилова, Р. Сахи (С.Романов), К. Шаяхметов, составившие наряду с мастерами старшего поколения славу казахстанской школы изобразительного искусства. Живопись художников второго поколения казахстанской школы отличает высочайший профессионализм. Несмотря на единство соцреалистического стиля, который оставался неприкосновенным, каждый из них очень быстро приобрел свое неповторимое и узнаваемое лицо.




m. Изобразительное искусство Казахстана на рубеже тысячелетий. В начале нового тысячелетия художники суверенного Казахстана ищут новые пути. Неизменным остается одно – произведение искусства должно быть эмоционально насыщенным, иметь идейную сердцевину, затрагивающую струны в душах зрителей.

Заключение

u. 20 век во многом изменил жизнь человека Великой степи. 73-летний социальный эксперимент, так и не увенчавшийся успехом, несмотря на множественные трагические перегибы, все же невозможно назвать бесплодным. Его результаты – это развитая индустрия и сельское хозяйство, экономика, основанная на добыче и переработке богатства недр, развитая транспортная инфраструктура, современные города и села. Но главная ценность современного Казахстана - люди, отношения между людьми. Все это наследство советского периода позволило суверенному Казахстану очень быстро занять подобающее ему место в Евразийском культурно-экономическом пространстве. В искусстве Казахстана 20 века соединяются воедино народные традиции, имеющие вековые традиции и новшества.

v. Подводя итоги развитию искусства Казахстана, можно отметить его высокий уровень, разнообразие творческих подходов и стремление художников решать сложные задачи, ставить высокие цели.

1. Назарбаев Н. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.

2. Агапов П.В. Кадырбаев М.К. Древние памятники рассказывают. – Алма-Ата: Жалын, 1979.

3. Байназарова Гафура. Священная тюркская страна. – Алматы: Онер, 1994. – 96 с. ил.

4. Бахти А. Шумеры, скифы, казахи. – Алматы: Доп. изд-е. Кочевники, 2002.

5. Бучинская С.В. Сергей Калмыков. //– М. Советский художник. – 1990. – Панорама искусств 13. – С. 133-150

6. Глаудинов Б.А. Сейдалин М.Г. Карпыков А.С. Архитектура советского Казахстана. – М.: Стройиздат, 1987. – х с.

7. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. – М.: ТОО Мишель и Ко, 1993. – 336 с.

8. Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. – СПб: ТАЙМ-АУТ-КОМПАСС, 1993. – 212 с. прил.

10. Джанибеков У. Эхо. – Алма-Ата: Онер, 1991. – х с.

11. Древнее золото Казахстана. (Составитель К. Акишев). – Алма-Ата: Онер, 1983. – 264 с.

12. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. /Авторы-составители Т. Жумаханов, Т. Шанбай, Б.Жуматаев, Л. Тетенко – Алматы, Аруна, 2006. – 224 с., ил.

13. Елеукенова Г.Ш. Очерк истории средневековой скульптуры Казахстана. – Алматы, Гылым, 1999. – 220 с.

14. Изобразительное искусство Казахстана. – М: Советский художник, 1971.

15. Искусство Казахстана. – Алма-Ата: Онер, 1987.

16. Изобразительное искусство Казахстана. Альбом. составитель И.П. Юферова) – А.: Онер, 1990. - 265 с. ил.

17. Искусство стран Востока: Кн. для учащихся ст. классов. /А.Н. Анисимов, Л.Н. Гумилев, А.Н. Желоховцев и др.; сост. Д.Б. Пюрвеев, В.И. Скурлатов; Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с., 16 л. ил.: ил

18. Казахстан в творчестве художников 19 века. – Алматы: Онер, 2005. – 160 с.

19. Калыбекова Асма. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – Алматы. БАУР, 2005. – 200 с., ил.

20. Каменский А.А. Романтический монтаж. – М.: Советский художник, 1989. – 336 с., ил.

21. Маргулан А.Х. Казахское народное декоративно-прикладное искусство. 1т. – Алматы, Онер, 1988.

22. Маргулан А.Х. Басенов Т.К. Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1979.

23. Медоев А. Г. Гравюры на скалах. – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 175 с.

24. Муканов М.С. Казахская юрта. – Алма-Ата: Кайнар, 1981. – 224 с.

25. Насыров Р. По древним торговым путям: Документальная повесть. – Алматы: Балауса, 1998. – 80 с. Ил.

26. Нурмухамедов Нагим-Бек. Искусство Казахстана /под общей ред. Б.В. Веймарна/ – М.: Искусство, 1970.- 146 с. ил.

27. Омирбекова М.Ш. Традиционная культура казахов. - Алматы: ОАО Алматы китап, 2004.- 104 с., ил.

28. Парамонов А.В. Червонная С.М. Советская живопись: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 272 с. ил., 8л. ил.

29. Русакова А. Павел Кузнецов. – Л.: Искусство, 1977. – 284 с. ил.

30. Сарыкулова Г. Евгений Сидоркин. – Алма-Ата: Наука, 1967.

31. Спирина И.В. Из опыта работы Омского музея изобразительных искусств над выставками древнего искусства. - //сб. научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. – Омск, 1997. – С. 212-225

32. Туркестан: Фотоальбом /сост. Р. Насыров. – Алматы: Онер, 1993. – 200 с., ил.

33. Таня ал-Харири-Вендель. Символы ислама. – М.-СПб: ДИЛЯ, 2005. - 290 с., ил.

34. Юренева Е.Р. Взгляд в будущее: О художниках – лауреатах премии Ленинского комсомола: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 141 с., 8л. ил.; ил.

4. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. – М., 1981.

5. Галимжанова А.С., Глаудинова М.Б., Кишкашбаев Т.А., Шкляева С.А., Муратаев К.К., Елеукенова Г.Ш., Барманкулова Б.К. История искусств Казахстана. Алматы: Издат-Маркет, 2006. – 248 с., илл., 32 с. цв. вклейка.

6. Дмитриева Т.Н. Некоторые особенности изобразительной системы искусства палеолита. //Теория и методология архаики. Своя и чужая культуры. Сознание. Искусство. Образ. - //материалы теоретического семинара. – СПб, 1998. – С. 56-68

7. Древние цивилизации. /С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил.

8. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. – Алматы: Аркаим, 2002. – 222 с.

9. Кузембайулы А., Абиль Е.А. История Казахстана: Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. – СПб: Соларт, 2004. – 420 с.

10. Махмудов Х. Мусабаев Г. Казахско-русский словарь. – Алматы: Онер, 1998. – 448 с.

12. Смирнова В.В. Иран. Византия. Арабский халифат. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112 с. ил. – (Мировая художественная культура)

15. Чернецова Е.М. Школьный словарь по истории искусств. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 384 с.

16. Экслибрис Казахстана /Автор-составитель Н. Стурова-Тимофеева. – Алма-Ата: Онер, 1989. – 128 с. (на каз., рус. и англ. яз.)

Казахстанская живопись 50-х годов достигла подлинного расцвета. Не в последнюю очередь это было связано с вхождение в творческую жизнь нового поколения молодых казахстанских художников, получивших профессиональное образование в лучших вузах Москвы, Ленинграда, Харькова и других крупных городов СССР. В начале 50-х годов на родину после учебы возвратились А. Галымбаева, К. Тельжанов, С. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухамедов, М. Кенбаев, Г. Исмаилова, Р. Сахи (С.Романов), К. Шаяхметов, составившие наряду с мастерами старшего поколения славу казахстанской школы изобразительного искусства. Живопись художников второго поколения казахстанской школы отличает высочайший профессионализм. Несмотря на единство соцреалистического стиля, который оставался неприкосновенным, каждый из них очень быстро приобрел свое неповторимое и узнаваемое лицо.

m. Изобразительное искусство Казахстана на рубеже тысячелетий. В начале нового тысячелетия художники суверенного Казахстана ищут новые пути. Неизменным остается одно – произведение искусства должно быть эмоционально насыщенным, иметь идейную сердцевину, затрагивающую струны в душах зрителей.

Заключение

u. 20 век во многом изменил жизнь человека Великой степи. 73-летний социальный эксперимент, так и не увенчавшийся успехом, несмотря на множественные трагические перегибы, все же невозможно назвать бесплодным. Его результаты – это развитая индустрия и сельское хозяйство, экономика, основанная на добыче и переработке богатства недр, развитая транспортная инфраструктура, современные города и села. Но главная ценность современного Казахстана - люди, отношения между людьми. Все это наследство советского периода позволило суверенному Казахстану очень быстро занять подобающее ему место в Евразийском культурно-экономическом пространстве. В искусстве Казахстана 20 века соединяются воедино народные традиции, имеющие вековые традиции и новшества.

v. Подводя итоги развитию искусства Казахстана, можно отметить его высокий уровень, разнообразие творческих подходов и стремление художников решать сложные задачи, ставить высокие цели.

1. Назарбаев Н. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.

2. Агапов П.В. Кадырбаев М.К. Древние памятники рассказывают. – Алма-Ата: Жалын, 1979.

3. Байназарова Гафура. Священная тюркская страна. – Алматы: Онер, 1994. – 96 с. ил.

4. Бахти А. Шумеры, скифы, казахи. – Алматы: Доп. изд-е. Кочевники, 2002.

5. Бучинская С.В. Сергей Калмыков. //– М. Советский художник. – 1990. – Панорама искусств 13. – С. 133-150

6. Глаудинов Б.А. Сейдалин М.Г. Карпыков А.С. Архитектура советского Казахстана. – М.: Стройиздат, 1987. – х с.

7. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. – М.: ТОО Мишель и Ко, 1993. – 336 с.

8. Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. – СПб: ТАЙМ-АУТ-КОМПАСС, 1993. – 212 с. прил.

10. Джанибеков У. Эхо. – Алма-Ата: Онер, 1991. – х с.

11. Древнее золото Казахстана. (Составитель К. Акишев). – Алма-Ата: Онер, 1983. – 264 с.

12. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. /Авторы-составители Т. Жумаханов, Т. Шанбай, Б.Жуматаев, Л. Тетенко – Алматы, Аруна, 2006. – 224 с., ил.

13. Елеукенова Г.Ш. Очерк истории средневековой скульптуры Казахстана. – Алматы, Гылым, 1999. – 220 с.

14. Изобразительное искусство Казахстана. – М: Советский художник, 1971.

15. Искусство Казахстана. – Алма-Ата: Онер, 1987.

16. Изобразительное искусство Казахстана. Альбом. составитель И.П. Юферова) – А.: Онер, 1990. - 265 с. ил.

17. Искусство стран Востока: Кн. для учащихся ст. классов. /А.Н. Анисимов, Л.Н. Гумилев, А.Н. Желоховцев и др.; сост. Д.Б. Пюрвеев, В.И. Скурлатов; Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с., 16 л. ил.: ил

18. Казахстан в творчестве художников 19 века. – Алматы: Онер, 2005. – 160 с.

19. Калыбекова Асма. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – Алматы. БАУР, 2005. – 200 с., ил.

20. Каменский А.А. Романтический монтаж. – М.: Советский художник, 1989. – 336 с., ил.

21. Маргулан А.Х. Казахское народное декоративно-прикладное искусство. 1т. – Алматы, Онер, 1988.

22. Маргулан А.Х. Басенов Т.К. Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1979.

23. Медоев А. Г. Гравюры на скалах. – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 175 с.

24. Муканов М.С. Казахская юрта. – Алма-Ата: Кайнар, 1981. – 224 с.

25. Насыров Р. По древним торговым путям: Документальная повесть. – Алматы: Балауса, 1998. – 80 с. Ил.

26. Нурмухамедов Нагим-Бек. Искусство Казахстана /под общей ред. Б.В. Веймарна/ – М.: Искусство, 1970.- 146 с. ил.

27. Омирбекова М.Ш. Традиционная культура казахов. - Алматы: ОАО Алматы китап, 2004.- 104 с., ил.

28. Парамонов А.В. Червонная С.М. Советская живопись: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 272 с. ил., 8л. ил.

29. Русакова А. Павел Кузнецов. – Л.: Искусство, 1977. – 284 с. ил.

30. Сарыкулова Г. Евгений Сидоркин. – Алма-Ата: Наука, 1967.

31. Спирина И.В. Из опыта работы Омского музея изобразительных искусств над выставками древнего искусства. - //сб. научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. – Омск, 1997. – С. 212-225

32. Туркестан: Фотоальбом /сост. Р. Насыров. – Алматы: Онер, 1993. – 200 с., ил.

33. Таня ал-Харири-Вендель. Символы ислама. – М.-СПб: ДИЛЯ, 2005. - 290 с., ил.

34. Юренева Е.Р. Взгляд в будущее: О художниках – лауреатах премии Ленинского комсомола: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 141 с., 8л. ил.; ил.

4. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. – М., 1981.

5. Галимжанова А.С., Глаудинова М.Б., Кишкашбаев Т.А., Шкляева С.А., Муратаев К.К., Елеукенова Г.Ш., Барманкулова Б.К. История искусств Казахстана. Алматы: Издат-Маркет, 2006. – 248 с., илл., 32 с. цв. вклейка.

6. Дмитриева Т.Н. Некоторые особенности изобразительной системы искусства палеолита. //Теория и методология архаики. Своя и чужая культуры. Сознание. Искусство. Образ. - //материалы теоретического семинара. – СПб, 1998. – С. 56-68

7. Древние цивилизации. /С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил.

8. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. – Алматы: Аркаим, 2002. – 222 с.

9. Кузембайулы А., Абиль Е.А. История Казахстана: Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. – СПб: Соларт, 2004. – 420 с.

10. Махмудов Х. Мусабаев Г. Казахско-русский словарь. – Алматы: Онер, 1998. – 448 с.

12. Смирнова В.В. Иран. Византия. Арабский халифат. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112 с. ил. – (Мировая художественная культура)

15. Чернецова Е.М. Школьный словарь по истории искусств. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 384 с.

16. Экслибрис Казахстана /Автор-составитель Н. Стурова-Тимофеева. – Алма-Ата: Онер, 1989. – 128 с. (на каз., рус. и англ. яз.)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура Казахстана в начале ХХ в.

Основные направления развития культуры

Культура Казахстана начала ХХ в. явилась продолжением духовного наследия казахского народа, развивавшегося под воздействием новых социально-политических и экономических от-ношений. Российская революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, подъем освободитель-ного процесса оказали значительное воздейст-вие специфику культурного развития. При этом духовное наследие предков, особенно устная поэзия, музыкальное искусство и другие формы национальной культуры, воспринимая лучшие образцы культуры соседних народов и стран, по-прежнему обогащало мировоззренческие устои коренного населения.

Развитие издательского дела.

В начале ХХ в. книгоиздание получило заметное развитие в Семипалатинске, Уральске, Омске, Оренбурге и некоторых других областных городах. Семипалатинский и Оренбургский подотделы, Туркестанский и Западносибирский отделы Русского географического общества оказали непосредственное содействие в организации издательских центров в Казахстане. Начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом). Разножанровые казахские книги издавались в Петербурге, Ташкенте, Казани.

Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры таких, как Ш.Кудайбердиев, М.Дулатов, С.Донентаев, А.Байтурсынов, впервые были изданы после революции 1905-1907 гг.

В начале ХХ в. народное образование было тесно связано с общественно-политической ситуацией:

• Правительственные субсидии, выделявшиеся для народного образования в национальных окраинах, были очень скудными и не удовлетворяли самые минимальные потребности учебных заведений: в Тургайской области— 6,9 копеек, в Уральской - 4, в Акмолинской— 2,5, в Семипалатинской — 2, в Семиреченской — 1,9, в Сырдарьинской — 1,8 коп. на душу населения.

• В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей, и представители коренного населения были в меньшинстве. Так, в одном из самых крупных учебных заведений — Туркестанской учительской семинарии за 1883-1904 гг. из 254 выпускников, казахов было только — 38 чел.(11,4%). В Оренбургской казахской учительской школе в 1901 г. обучалось 28 казахов.

Таким образом, развитие системы народного образования и просвещения в Казахстане начала ХХ века сопровождалось огромным количеством проблем и трудноразрешимых вопросов.

Значительное влияние на развитие культуры Казахстана начала ХХ века оказала деятельность представителей казахской демократической интеллигенции.

Развитие устного литературного и музыкального творчества.

В начале XX в. продолжали развиваться и традиционные виды казахского искусства: устная литература и музыкальное творчество. Особое развитие получает песенное искусство. Казахи продолжали петь песни Абая, Мусы Байжанулы, Биржан сала и Акан сери. К началу XX в. относится творчество целого ряда акынов и композиторов, оставивших заметный след в культуре казахского народа.

Мусабек Байзакулы (1849-1932) родился на территории нынешней Южно-Казахстанской области, в местности Шоктас. Мусабек - поэт-лирик, воспевший любовь и природу, социальные темы выражались в основном в виде басен. Широко известны были айтысы Мусабека с другими певцами.

Известным акыном и сочинителем поэм - "Кисса" был Арип Танирбергенов (1856-1924), родившийся в Семипалатинской области. Он известен целым рядом сочинений, в которых чувствуется влияние восточной классики. Арип был не только акыном, но и автором нескольких книг, опубликованных в Казани и Оренбурге.

Поэтом-"книжником" был и Нуржан Наушабаев (1859-1919), родившийся на территории Костанайской области. Кроме опубликованных работ "Манзумат казакия" (1903), "Айтыс Нуржана и Сапаргали" (1903), ему принадлежит большое число неопубликованных песен и стихов.

Один из наиболее известных акынов начала XX в. - Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймурзин (1864-1919) - родился на территории Северо-Казахстанской области. Его песни получили широкое распространение в народе, многие из них популярны и сегодня.

Творчество замечательного народного акына Жамбыла Жабаева развивалось в условиях острых политических событий, которыми был охвачен казахский край. С детства, активно принимая участие в степных поэтических состязаниях – айтысах, Жамбыл постоянно совершенствовал свой талант импровизатора. Его творчество отличалось острой социальной направленностью, выражавшейся в разоблачении произвола крупных феодалов и царских чиновников.

Выдающимся поэтом своей эпохи был Нурпеис Байганин , который снискал известность как страстный пропагандист народных сказаний – дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.

Казахская музыкальная культура этого периода представлена самобытным творчеством известных кюйши (виртуозов-домбристов) и народных композиторов.

Певцами и композиторами, авторами интересных и оригинальных мелодий были Ыбрай Сандыбайулы , Есатай Берким-байулы , казахский соловей - Магира (Майра) Шамсутдинова , Култума Сармуратулы, Сары Батакулы, Acer Найманбайулы, Кенен Азербайулы , знаменитый композитор Сугур и другие. Развивалось и музыкальное творчество. Известными композиторами была Дина Нурпеисова , Казангап Тлепбергенов, Сейтек Оразалыулы.

Исполнительское искусство Кали Байжанова , Манарбека Ержанова и Амре Кашаубаева сложилось в начале ХХ в.

Казахское музыкальное творчество стало объектом изучения русских ученых. Так, в 1909 г. на заседании РГО (Русского Географического Общества) в Петербурге был сделан доклад на тему: "Киргизы (казахи) Тургайской области, их песенное и музыкальное творчество", автором которого был С.Рыбаков.

Казахская культура начала ХХ века, развиваясь как часть мирового культурного процесса, имела свои специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни, самобытными традициями национального искусства, впитавшего в себя исконно народное творчество и индивидуальные стили представителей культурно-творческой интеллигенции.

В статье рассмотрены особенности изобразительного искусства современного Казахстана, варианты реализации тонового, цветового, композиционного и пластического решения, передающие на картинной плоскости тоновые, цветовые, изобразительные соотношения, пропорциональные зрительному образу. В статье рассматриваются живописные произведения казахстанских художников периода независимости Республики Казахстан, выполненные в различных стилях, техниках, направлениях; интернет и литературные источники. Искусство ХХІ века независимого Казахстана выражена в эстетике, языке, средствах изобразительного искусства высокого уровня, исследующих преемственность культурных, политических, исторических признаков современного искусства. Живопись независимого Казахстана развивается во взаимодействии с другими видами искусства, развивая новые направления, формы и жанры, формируя эстетический язык, современные методы, национальные традиции и художественный язык изобразительного произведения, новые направления живописи Казахстана, которые возникли в результате определенных факторов.


3. Золотарева Л.Р. История искусств Казахстана: Учеб. пособие. – Караганда: Изд-во КарГУ им. Е.А.Букетова, Свидетельство о гос. рег. № 323 от 12.09.2006. ИС 02006.

В годы независимости Республики Казахстан художники стали переосмысливать направления своего творчества, вливаясь в развивающиеся направления изобразительного искусства Казахстана: символический, концептуальный [1], реалистический. Искусство современного Казахстана можно охарактеризовать как творческий поиск, отказ от стереотипов, развитие новых стилей изображения, которые интерпретируют вопросы современной эпохи.

Обращение к обычаям и истории казахского народа, жизненному укладу стало характерной особенностью современной живописи Казахстана, выражающей память национальной истории, цепь ее событий, легенды о подвигах героев и сцены повседневной жизни поколений на великих просторах казахской степи. Воспринимаемое почти сакральным причащение этнической, национальной культурной памяти выводит нашу культуру к новому витку самопознания, к философскому, интеллектуальному, осознанному пониманию своей самости, своего духовного вклада в сокровищницу общечеловеческой культуры.

Современные критики трактуют новый академизм как возрождение классического искусства, выступающее противником устаревших традиций и почитающее органический синтез искусства с достижениями современной техники. Новые направления и стили имеется под собой устойчивую теоретическую основу.

Изобразительное искусство ХХІ века исследует вопросы эстетики изобразительного искусства Казахстана, его изобразительного языка, его изобразительных средств, исследующих взаимодействие и преемственность традиционного и современного искусства в научных трудах отечественных и зарубежных ученых.

Живопись Казахстана XXI века развивается интенсивно в сравнении с другими видами искусства, развивая в последние годы новые художественные формы и жанры, формируя эстетический язык высокого уровня, вбирающий в себя современные методы, национальные традиции и подходы, национальный современный художественный язык в структуре и в тематике изобразительного произведения, новые направления живописи Казахстана, которые возникли в результате определенных культурных, политических, исторических и технологических факторов.

Творчество молодых и известных живописцев гармонично сосуществует с методами современной живописи и традиционного классического искусства. Многие элементы традиционного казахского искусства и традиционного классического искусства формируют новые художественные направления, что сохраняется преемственность традиционных подходов и методов современного искусства, развивая его в новом ритме.

Современные направления живописи Казахстана расширили тематику, обогатили художественный язык и способствовали поиску национальных ценностей и духовности, формируя уникальный язык, отличный от языка искусства других национальностей, открыло тенденции, основанные на национальном миропонимании. [2]

В современной живописи по-новому трактуются национальные темы, традиционные обряды, понятия и мифы.

Современная живопись Казахстана отличается от европейской преемственностью и развитием традиционного искусства, в небывалой динамике самобытности и развития, обретенной в годы независимости государства, свобода творческого самовыражения художников, разнообразный и широкий вектор направлений и поисков, основанных на национальных традициях и опыте современного мирового искусства.

Разнообразие жанровых, стилистических позиций и оригинальных авторских устремлений современного искусства Казахстана в контексте развития национальных тенденции в живописи и концептуальном искусстве особое внимание вызывают древние кочевые традиции, обновляющие живопись как новый сегмент визуальной культуры, выражающее философский и поэтический смысл через оригинальные пластические средства для выражения. Данное художественное направление вмещает в одно время связь реалистических тенденций с кочевой архаикой, европейский модернизм и постмодернизм.

Наибольший интерес вызывают творческие поиски художников, выражающие эмоциональную свободу как результат преодоления внутренних препятствий, освобождения от императива и дидактики былых времен, которые выражены в изобразительных поисках Е. Тулепбая, А. Аканаева, Т. Тогусбаева, переосмысливающих результаты пройденного пути и опирающихся на мифологию, наследие предков, мировоззренческие представления кочевых племен о связи человека и природы, вселенной. Мастера живописи Казахстана постепенно переходить на язык абстракций и символов, стилистически трансформировав их. Духовная и философская глубина определяют стилистику и содержание живописных полотен К. Муллашева, Г. Баянова, К. Дуйсенбаева, Д. Алиева, актуализирующих темы современности связанные с нравственно-этическими проблемами современного общества, с экологией.

Живопись А. Есдаулетова, Б. Бапишева, К. Хайрулина, А. Бектасова, А. Менлибаевой, А. Ахата, А. Муратбаева, А. Бекеева, Б. Тургынбая, Ж. Болеева вбирает колористические, декоративные, метафорические приемы, выражает симбиоз пластических основ и кочевого наследия европейского модернизма, усиливающий современное звучание архаических традиций – знаков, символов, мифов. Кочевой архепрототип оживает в произведениях указанных мастеров в виде системы символов, создающий таинственное, неведомое и напряженное.

Мифологический символизм является значительным явлением современного искусства Казахстана, который выражен в изобразительных поисках художников М. Наримбетова, В. Симакова, А. Атабекова, Д. Кожахметова, Е. Мельдибекова, К. Ибрагимова, Ю. Сорокиной, Е. Мельдибекова, через кочевую архаику переходящую к эстетике постмодернизма и концептуальным идеям.

Формирование концептуального искусства происходит в динамике с процессами модернизации в Казахстане, выраженный альтернативным подходом к явлениям казахстанской действительности, объединением новых направлений с инокультурными традициями, открытием индивидуальных пластов архаических, древнейших традиций, поиске этических, нравственных ценностей, осознании духовного опыта прошлого, дискуссии об экологической угрозе, об опасности глобализации сознания, о региональных конфликтах [3].

Живопись Казахстана ХХI века является искусством нового визуального восприятия, стремящееся раскрыть объективную сущность вещей, основанной на интеллектуальном ощущении в построении художественного языка и образов, отличающееся художественным осознанием той или иной эпохи.

Истоки современного постмодернизма развиваются в преемственности с модернизмом, вбирая в себя тематику, технику письма, стилистические методы и художественные ценности, формируя отдельные направления с новой визуальной интерпретацией форменных и бесформенных, объективных и субъективных, интровертных и экстравертных изображений объектов, возникающих от восприятия национального мировоззрения и понятий.

Основой развития живописи Казахстана ХХІ века служит наследие и опыт национального искусства и достижения мирового искусства. В формировании национального своеобразия многозначителен вклад казахских художников: К. Тельжанов, А. Кастеев, С. Мамбеев, А. Галимбаева, Г. Исмаилова и др., российских художников, работавших в Казахстане.

Преемственность в искусстве XXI века открыла массу возможностей в художественном поиске. Современные художники освоили множество стилей и техник письма и проводят различные эксперименты, усложняя язык современной живописи, используя различные изобразительные материалы, создавая и развивая в современном искусстве неотрадиционные и традиционные стили, характерные для эпохи постмодернизма.

Живописцы современного казахстанского изобразительного искусства стали уделять важное значение художественному языку произведения и его философскому контексту, указывающие на тесную взаимосвязь с практикой мировой культуры и с культурой глобализации, формирующий новый язык изобразительной пластики.

Художники Казахстана по традиции отображают насущные вопросы бытия, новой волной зародившиеся в годы независимости республики, концентрирующие комплекс идей, насыщающий контекстное содержание живописи, посредством цвета, композиции, фактуры или пластики в живописных полотнах, составляя национальное представление о мироздании, истоки которого сопряжены с традиционными, отшлифованными столетиями ценностями, когда художники собирают в совокупность фрагменты современности. Одной из важных идей, рассматриваемой в изобразительном искусстве разными художниками являются идеи свободы творчества и безграничности возможностей познания мира, которое выражаются живописцами в различных вариациях.

Современное изобразительное искусство Казахстана находится в непрерывном, бурном движении, в процессе непрерывного творческого эксперимента, через сосуществование разнообразных манер и стилистик, пластических и живописных подходов к миру, от противоположных друг другу до различающихся лишь тонкими нюансами мировидения. Художники иногда предоставляют зрителю трудно воспринимаемые, творческие проявления через беспредметное искусство или фигуратив, авангард или классический реализм, неопримитивизм или абстракцию, символизм или экспрессионизм, которые раскрывают индивидуальное видение реальности, авторские системы метафор и пластические коды, варъируя от генезиса и величия окружающей действительности до действующих в ней законов и правил, реализуя создание живописных легенд о мироздании.

Многообразие живописных полотен стало нормой современного художественного процесса в Казахстане, где абстрактный подход к форме взаимосвязан с эмоциональными и внешними отголосками образов, наполнненными изощренным эстетизмом и сосредоточенностью на главном.

Читайте также: