Живопись 13 17 века на руси кратко
Обновлено: 05.07.2024
Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен.
Все браузеры интернета. .
Доброе субботнее утро всем! -А вы сегодня были счастливы? -Еще нет. -Тогда пото.
Лишь себе доверяю. и точка! .
Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.
-Ссылки
-Рубрики
- живопись (87)
- зарубежные художники (41)
- история и терминология (8)
- русские художники (36)
- каталог рубрик (10)
- кулинария (244)
- второе блюдо (56)
- выпечка (86)
- десерт (8)
- заготовки (6)
- кулинарные сайты (3)
- кулинарные секреты (8)
- мультиварка (4)
- напитки (5)
- первое блюдо (15)
- полезные продукты (9)
- соусы (3)
- специи, приправы (2)
- холодное блюдо (39)
- литература (440)
- аудиокниги (188)
- зарубежная литература (11)
- литературный каталог (105)
- поэзия (99)
- русская литература (19)
- цитата (3)
- электронная библиотека (9)
- юмор (6)
- миф или реальность (54)
- cны и сноведения (4)
- астрология (1)
- гипотезы (10)
- мистика (10)
- мифы и легенды (16)
- приметы (6)
- тесты (1)
- фантастика и фэнтази (2)
- экзотерика (4)
- музыка (73)
- "Helloween" (26)
- rock & metal (10)
- классическая музыка (2)
- музыкальные сайты (6)
- популярная музыка (29)
- наука и техника (141)
- изобретения (6)
- компьютер (51)
- космос (16)
- математика (2)
- медицина (54)
- философия (4)
- энциклопедии и словари (3)
- языкознание (6)
- скульптура (8)
- зарубежные скульпторы (7)
- русские скульпторы (1)
-Метки
-Фотоальбом
ФАНТАСТИКА И ФЭНТАЗИ 14:48 11.12.2016 Фотографий: 73 КОСМОС 13:02 07.08.2016 Фотографий: 17 ГЕОРГ ЯКОБ ИОГАНН ВАН ОС 09:11 23.04.2016 Фотографий: 20
-Поиск по дневнику
-Интересы
-Друзья
-Сообщества
-Статистика
Подобно тому, как искусство средневековой Франции или Германии при всей своей самобытности вливается в общее русло тогдашнего культурного развития Западной Европы, искусство средневековой Руси (которую принято называть Древней), тоже возникшее на национальной почве и питавшееся национальными источниками, тесно переплетается с другими замечательными художественными культурами, и прежде всего с византийской художественной системой.
Искусство Древней Руси — это искусство всего нашего народа с древнейших времен вплоть до великого перелома, нашедшего свое выражение в реформах Петра I.
Владимирская богоматерь. Первая половина XII в. Государственная Третьяковская галерея.
Своими корнями древнерусское искусство уходит в те далекие времена, когда русский народ еще не знал христианства. Стремление народа к красоте проявилось очень рано, о чем свидетельствуют древнейшие изделия его рук, равно как и все наше замечательное народное творчество, на протяжении веков обновлявшее и развивавшее сюжетные и декоративные мотивы все той же седой отечественной старины.
Как и тогдашняя культура всех европейских стран, художественная культура Древней Руси основывалась в своем развитии на христианском вероучении. Христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. Однако христиане, получив положение государственной религии, забыли, о наивностях первоначального христианства с его демократически-революционным духом.
Самобытность древнерусского искусства ярко отражает те идеалы, что воодушевляли русский народ на его историческом пути. Русь приняла христианство от Византии — второго Рима. Как в первом Риме, так и во втором верховная власть воспользовалась христианством для подчинения народных масс, ибо, постепенно утрачивая свою революционную взрывчатую силу, оно проповедовало равенство только перед богом, смирение и обещало избавление от рабства и нищеты лишь в посмертной, потусторонней жизни на небе: догматы христианской церкви стали одновременно и политическими аксиомами. Так же воспользовались христианством и власть имущие на Руси.
И не прямая ли перекличка с творчеством этих мастеров, исполненных тех же тревог и надежд, что и весь тогдашний русский народ, в истинно вещих стихах Александра Блока?
О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить.
Несбывшееся - воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его!
Он весь – дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!
С высокой правдой в душе жил русский народ в бурное и жестокое время, именуемое средневековьем. И так как этот народ издавна любил красоту и воплощал ее по-своему, он сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро.
Богоматерь. XIX в.
Первым, наиболее полно сохранившимся до наших дней, памятником древнерусской живописи стали комплекс мозаик и росписей храма Святой Софии в Киеве (XI в.). Система храмового декора здесь поражает своим единством, стройностью замысла и качеством исполнения. Образы крупномасштабны, движения фигур повторяются, напряженный ритм композиции замедлен, все это придает живописи Софийского собора убеждающую реальность.
Богоматерь. Ткань, бисер, жемчуг, темпера, левкас, дерево XIX в. Фото В.В.Чистякова
В начале XIII века происходит расцвет русской живописи, возникают масштабные по значению стенописи в храмах, создаются иконы нового, монументального стиля. В результате татаро-монгольского нашествия (1234-1480 гг.) культурная жизнь замирает, но, несмотря на это уже во второй половине XIII столетия выявляются два основных центра иконописи - Новгород и Ростов. Появляются произведения с упрощенными приемами письма и преувеличенной тяжеловесностью форм, напряженными ликами. Здесь уже нет прежней гармонии, свойственной искусству домонгольского периода.
Первая половина XIV века ознаменована переносом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву и возобновлением связей с Византией. В это столетие Феофаном Греком создается роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.). Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов.
Распятие. Дерево., левкас, темпера. XIX в. Фото В.В.Чистякова
Икона Сергия Радонежского. Литьё. XIX в. Россия. Фото В.В.Чистякова
Следующий, заключительный этап - живопись XVII века. Время перемен и смуты привнесло в живопись стремление освободиться от устаревших традиций, новые жанры и сюжеты. С другой стороны, в этот период появились попытки превратить традицию в догму. Известные мастера этого этапа — Назарий Истомин Савин, Симон Ушаков. С началом последовательной ориентации России на культуру Западной Европы в эпоху Петра I завершается основной этап истории древнерусского искусства.
Автор материалов - Елена Владимировна Миронова.
Русская живопись до XVII века имела преимущественно религиозный характер. Иконы, фрески и мозаики украшали храмы. Иконы висели и в домах на почетном месте – в красном углу.
Я надеюсь, вы помните, что икона – это священный образ, выполненный красками на дере-вянной доске или стенах церкви. Фреска – вид настенной живописи, в которой краски наносятся на сырую штукатурку.
Мастера, создававшие иконы и фрески, творили, подчиняясь строгому канону – то есть стро-гим правилам. За их исполнением следила церковь.
Наша задача – познакомиться с известнейшими русскими иконописцами XIV-XVII вв. и узнать, какие новые жанры искусства появились в России в XVII-XVIII вв.
Выдающимся живописцем конца XIV – начала XV века был Феофан Грек. Греком его называли, потому что он был родом из Византии. Феофан Грек расписывал церкви в Новгороде и Москве, писал иконы. Лики, выполненные Феофаном Греком, отличаются индивидуальными выразительными чертами. Они выглядят сурово и грозно.
Спас Вседержитель.
Фреска церкви Спаса на Ильине
улице в Новгороде.
Иоанн Предтеча.
Фрагмент иконы.
Феофан Грек.
Начало XVII века ознаменовано господством в живописи двух художественных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Названия этих направлений связаны с именами заказчиков и с их художественными пристрастиями.
Годуновская школа ориентировалась на традиции прошлого, на рублевско-дионисиевскую школу. Здесь палитра икон и фресок плотная, сдержанная. Рисунок дробный, композиция перегруженная.
Строгановская школа - это искусство иконной миниатюры с тщательным мелким письмом, изощренным рисунком, полихромным колоритом с серебром и даже золотом.
Школа Оружейной палаты стягивала к себе самые одаренные художественные силы со всей России. Здесь трудился Гурий Никитин - вероятно, самый выдающийся стенописец XVII века.
С середины XVII века влияния барочной культуры Западной Европы (которая была уже культурой Нового времени) становятся все более очевидными.
С присоединением Украины (1654) и части белорусских земель становятся более активными культурные связи с этими землями, испытавшими сильное влияние католической барочной культуры. Белорусские мастера были авторами резных иконостасов и изразцового декора второй половины века.
Во фресковой росписи храмовых интерьеров, которая в XVII веке сочетается с темперной прорисовкой, активно используются барочные композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно популярна была "Библия Пискатора").
Возникают новые тенденции в живописи, представленные творчеством кремлевских мастеров Оружейной палаты Симона Ушакова, Федора Зубова, Иосифа Владимирова. Для их живописи характерно использование приемов, близких к нехарактерной для иконописи светотеневой моделировке. Новым явлением стало написание трактатов о живописи (С. Ушаков, И. Владимиров).
Творчество Симона Ушакова
Ушаков — художник, ученый, богослов, педагог— был человеком новой эпохи, новым типом мыслителя и творца. Будучи новатором в искусстве, он в то же время понимал ценность старинных традиций русской культуры и тщательно оберегал их. Достаточно вспомнить его роль при росписи Архангельского собора в 1666 году. Именно в силу названных качеств, отмеченной редкой широты взглядов он смог более тридцати лет стоять во главе русского искусства.
С первых лет самостоятельного творчества определился интерес Ушакова к изображению человеческого лица. Излюбленной темой его становится Спас Нерукотворный. Изображений Спаса работы Ушакова сохранилось несколько — в собрании Третьяковской галереи, в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в Загорске, в Историческом музее и т. д. Самая ранняя из этих икон относится к 1657 году и хранится в Московской церкви Троицы в Никитниках. Настойчиво повторяя эту тему, художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изо-бражения и добиться телесного цвета лица, сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения и почти классической правильности черт. Правда, иконам Спаса работы Ушакова недостает одухотворенности русских икон XIV—XV веков, но это в известной мере искупается искренним старанием художника воссоздать на иконе возможно правдоподобнее живое человеческое лицо.
В 17 веке возникает светский портрет - парсуна. Парсуна – светский портрет, но выполненный иконописными изобразительными средствами.
Портрет князя М.В. Скопина-Шуйского.
Парсуна (портрет) царя Федора Иоанновича.
Царь Федор Иоаннович - последний царь из династии Рюриковичей
В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной веках. культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому имен
Но в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, внутри же большие пространства гладких стен были покрыты снизу доверху фресками
Новгородские фрески второй половины XIV века (церкви Спаса Преображения, в Болотове и др.) говорят об интересе художников к живой природе и к человеку, Лучшим художником XIV века был Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Искусство XIII – XVII ( 13 - 17 ) веках. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Слава о новгородских живописцах проникала за границу, куда их приглашали работать.
В XV веке в Москве идёт грандиозная работа по перестройке и созданию Кремля с его соборами, дворцами и палатами. В этой работе принимают участие мастера различных русских областей — Пскова, Новгорода, Твери, Владимира-Суздальского княжества.
В области архитектуры именно в XVI веке возникает своеобразный московский стиль. Не порывая связи со стариной, строительство XVI века усиленно развивает так называемую шатровую архитектуру (крыша — шатром), переносившую в каменное зодчество тип деревянных построек, характерный для народного строительного искусства.
Одним из первых замечательных памятников таких каменных шатровых построек является выстроенная в 1532 году церковь в селе Коломенском под Москвой. Она представляет собой огромной высоты (около 62 ж) башню, завершаемую шатром. В архитектуре здания строители старались передать неудержимое стремление ввысь. Это было характерно для растущего и крепнущего Московского государства.
Ещё более поразительным по красоте и живописности созданием русской архитектуры XVI века является собор Василия Блаженного в Москве (1555 — 1660) - постройка русских мастеров Постника Яковлева и Бармы Собор
Построен был по заказу Ивана Грозного В память завоевания Казани. Как и церковь в селе Коломенском, этот собор представляет собой величественный памятник того времени, стремящийся передать мощь и силу Русского государства. Это были замечательные произведения русского народного искусства.
Для искусства XVII века характерно стремление к декоративности, В архитектуре широко применяются цветные изразцы, белый камень, фасонные кирпичи. Стены зданий украшаются различными узорами, которые дают игру цветов.
Крупнейшим мастером живописи в XVII веке был Симон Ушаков (1626—1686). Ушаков писал иконы и портреты, составлял рисунки для украшения деревянных скамей для монет, расписывал Грановитую палату в Кремле, чертил карты и т п. Особенно мастерски выполнял он писание лиц Рисуя лицо, Ушаков старался правдиво передать душевное состояние человека, Ушаков говорил, что в живописи, как в зеркале, должна отражаться жизнь
Как видим, искусство (архитектура, живопись) становится всё ближе к жизни
Читайте также: