Охрана природы в советское время кратко

Обновлено: 05.07.2024

Октябрьская революция 1917 года принесла радикальную перестройку социально-экономической системы и внесла новые принципы в управление природопользованием и ох­раной окружающей среды. Вся земля, недра и другие природные богатства были переданы в ведение государства, и государство приняло на себя ответственность за их рациональное ис­пользование, воспроизводство и охрану.

С первых дней Советской власти охрана природы рассматривалась как важнейшая го­сударственная задача и как дело всего народа. Уже в 1918 году в своих выступлениях В. И. Ленин выдвигал тезисы о необходимости организации научно обоснованной эксплуатации природных ресурсов, обеспечения их охраны. "Для того, чтобы сохранить источники нашего сырья, мы должны добиться выполнения и соблюдения научно-технических правил" - гово­рил В. И. Ленин, выступая перед коммунистической фракцией ВЦСПС в апреле 1921 года. Только при жизни В. И. Ленина было опубликовано 234 декрета и других документов природоохранительного содержания, из которых 94 были подписаны лично В. И. Лениным. Для реализации декларируемых законов и постановлений создавалась структура государственно­го управления природоохранной деятельностью.

В начале 20-х годов стало развиваться правовое регулирование охраны природы. В мае 1918 года был подписан "Основной закон о лесах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", который объявлял все леса общенародным достоянием РСФСР и определял порядок пользования и распоряжения лесами, права и обязанности граждан и государства, роль местных органов. По инициативе и под руководством В. И. Ленина было разработано большое количество природоохранных документов. В 1919 году им под­писан декрет "О сроках охоты и праве на охотничье оружие" и декрет "О лечебных местностях общегосударственного значения", в 1920 году выходят декреты "Об охране зеленой площади (садов, парков, пригородных лесов и других зеленых насаждений)" и "О регулиро­вании рыбного промысла", в 1921 году выходит очень важный декрет "Об охране памятни­ков природы, садов и парков" и декрет "Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море". К подготовке проектов В. И. Ленин всегда привлекал крупных специалистов. Например, в разработке проекта декрета "Об охране памятников природы, садов и парков" принимали участие академики Н. М. Книпович, Н. М. Кулагин, А. Е. Ферсман, профессора московского университета С. А. Бутурлин, Б. М. Житков и другие.

В 1924 году Наркомпрос издал тиражом 3 тысячи экземпляров основные нормативные документы, в том числе декрет ВЦИК СНК от 7 января 1924 года "Об учете и охране памят­ников искусства, старины и природы", а также инструкцию Наркомпроса, возлагающую обязанности по охране заповедников, отдельных видов растений и животных на местные со­ветские органы. В этот период создается ряд новых государственных заповедников - Астраханский (1919), Ильменский (1920), Кубанский (1920). Всего за период с 1917 по 1925 гг. в стране было организовано 19, с 1926 по 1930 г. - 17 и с 1931 по 1935 г. - 20 запо­ведников [4].

Созданный в 1919 году Госкомитет по охране природы (см. гл. 2) при Главнауке зани­мался вопросами заповедников, контролировал любые действия пользователей ресурсов с точки зрения интересов охраны природы, проводил собственные экспертизы и на их основа­нии выносил решения об изменении характера природопользования, когда считал это необ­ходимым. Госкомитет формировал общую политику в области охраны природы и охраняе­мых территорий и направлял соответствующие рекомендации в высшие органы Советской власти. Таким образом, с первых лет Советской власти охрана природы строилась на прин­ципиально иной основе, чем до революции. Этот период можно назвать Ленинским этапом в охране природы России.

В России была сформулирована идея проведения экологической экспертизы отчетов, материалов и бухгалтерских документов любых ведомств, разрабатывающих проекты, затра­гивающие интересы природы. Предложение законодательно установить, что ни одно реше­ние правительства не должно претворяться в жизнь без оценки последствий его осуществле­ния для природной среды, прозвучало впервые в мировой практике на 1 Всероссийском съезде по охране природы, состоявшемся в 1929 году.




Высокую оценку природоохранной политике в первые десятилетия Советской власти дает современный американский исследователь Д. Вайнер [20]. Он пишет: "Для многих бу­дет удивительно, что еще в 20-х годах и в начале 30-х Советский Союз был на переднем крае развития теории и практики охраны природы. Русские первыми предложили выделять специально охраняемые территории для изучения экологических сообществ, и Советское правительство было первым, кто выполнил эту идею. Более того, русские были первыми, кто понял, что планирование регионального землепользования и восстановления разрушенных ландшафтов должно строиться на основе экологических исследований. В настоящее время этими идеями и концепциями руководствуются, разрабатывая политику в области охраняе­мых территорий не только в Советском Союзе, но и во многих других странах. Эти же идеи получили международное воплощение в программе биосферных заповедников ЮНЕП".

В конце 20-х – начале 30-х годов, с началом пятилеток, стали обозначаться различные подходы к экологическим и природоохранным проблемам. С одной стороны, видные ученые предупреждали о губительных последствиях недооценки задач охраны природы и пренебрежения ими, с другой стороны, утверждали, что СССР – огромная страна с неисчерпаемыми ресурсами и эти ресурсы должны быть максимально использованы для социалистического хо­зяйственного строительства. Точку в дискуссии о концепции взаимодействия общества и природы поставил И. В. Сталин в работе "О диалектическом и историческом материализме", сформулировав тезис о неисчерпаемости природных ресурсов и таким образом одобрив неограниченную их эксплуатацию. Сталинская модель социализма по всем основным критериям разошлась с ленинским пониманием сущности социалистического общества.

В 30-е годы природоохранная политика Советского правительства претерпевает суще­ственные изменения в связи с начавшейся индустриализацией и коллективизацией. В эти го­ды начинает преобладать точка зрения, что природа должна существовать для того, чтобы приносить пользу социалистическому строительству. Вовлечение в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов стало характерной чертой советской экономической системы. Появляются призывы к великому преобразованию природы, а идеи "охраны природы ради самой природы" подвергаются жестокой критике. Во второй половине 30-х годов была раз­решена прямая хозяйственная эксплуатация государственных заповедников. Произошли из­менения и в структуре системы управления природопользованием. В феврале 1930 года руководство лесным хозяйством и эксплуатация лесных ресурсов были переданы от Наркомзема Высшему совету народного хозяйства РСФСР, охотничье хозяйство, включая охотничьи заповедники, было передано в систему Наркомснаба РСФСР.

Великая Отечественная война кардинально изменила положение дел в охране природы России на долгие годы. Чрезвычайные обстоятельства войны потребовали мобилизации всех сил и средств на отражение фашистской агрессии. Это вызвало чрезмерную эксплуатацию ресурсов, особенно лесов. Военные действия нанесли огромный ущерб природе. Только в первые два года были построены военные укрепления длиной 25 тысяч километров, поля сражений были нашпигованы металлом, лесозаготовки велись в районах, близких к промыш­ленным центрам, включая и заповедные зоны. На оккупированных территориях началось хищническое разграбление природных богатств. Естественно, была ослаблена природоохранительная деятельность.

После окончания войны правительство приняло энергичные меры по восстановлению разрушенного хозяйства и природных ресурсов. На развертывание природоохранительных работ были направлены принятое в 1946 году постановление Совета Министров РСФСР "Об охране природы на территории РСФСР" и принятое в 1948 году постановление Совета Ми­нистров СССР и Центрального комитета ВКП(б) "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР".

Большим достижением были принятые с 1957 по 1963 г. Верховными Советами всех союзных республик специальные законы по охране природы, которые взяли под государст­венную защиту от расхищения и бесхозяйственного использования все природные ресурсы страны.

Октябрьская революция 1917 года принесла радикальную перестройку социально-экономической системы и внесла новые принципы в управление природопользованием и ох­раной окружающей среды. Вся земля, недра и другие природные богатства были переданы в ведение государства, и государство приняло на себя ответственность за их рациональное ис­пользование, воспроизводство и охрану.

С первых дней Советской власти охрана природы рассматривалась как важнейшая го­сударственная задача и как дело всего народа. Уже в 1918 году в своих выступлениях В. И. Ленин выдвигал тезисы о необходимости организации научно обоснованной эксплуатации природных ресурсов, обеспечения их охраны. "Для того, чтобы сохранить источники нашего сырья, мы должны добиться выполнения и соблюдения научно-технических правил" - гово­рил В. И. Ленин, выступая перед коммунистической фракцией ВЦСПС в апреле 1921 года. Только при жизни В. И. Ленина было опубликовано 234 декрета и других документов природоохранительного содержания, из которых 94 были подписаны лично В. И. Лениным. Для реализации декларируемых законов и постановлений создавалась структура государственно­го управления природоохранной деятельностью.

В начале 20-х годов стало развиваться правовое регулирование охраны природы. В мае 1918 года был подписан "Основной закон о лесах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", который объявлял все леса общенародным достоянием РСФСР и определял порядок пользования и распоряжения лесами, права и обязанности граждан и государства, роль местных органов. По инициативе и под руководством В. И. Ленина было разработано большое количество природоохранных документов. В 1919 году им под­писан декрет "О сроках охоты и праве на охотничье оружие" и декрет "О лечебных местностях общегосударственного значения", в 1920 году выходят декреты "Об охране зеленой площади (садов, парков, пригородных лесов и других зеленых насаждений)" и "О регулиро­вании рыбного промысла", в 1921 году выходит очень важный декрет "Об охране памятни­ков природы, садов и парков" и декрет "Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море". К подготовке проектов В. И. Ленин всегда привлекал крупных специалистов. Например, в разработке проекта декрета "Об охране памятников природы, садов и парков" принимали участие академики Н. М. Книпович, Н. М. Кулагин, А. Е. Ферсман, профессора московского университета С. А. Бутурлин, Б. М. Житков и другие.

В 1924 году Наркомпрос издал тиражом 3 тысячи экземпляров основные нормативные документы, в том числе декрет ВЦИК СНК от 7 января 1924 года "Об учете и охране памят­ников искусства, старины и природы", а также инструкцию Наркомпроса, возлагающую обязанности по охране заповедников, отдельных видов растений и животных на местные со­ветские органы. В этот период создается ряд новых государственных заповедников - Астраханский (1919), Ильменский (1920), Кубанский (1920). Всего за период с 1917 по 1925 гг. в стране было организовано 19, с 1926 по 1930 г. - 17 и с 1931 по 1935 г. - 20 запо­ведников [4].

Созданный в 1919 году Госкомитет по охране природы (см. гл. 2) при Главнауке зани­мался вопросами заповедников, контролировал любые действия пользователей ресурсов с точки зрения интересов охраны природы, проводил собственные экспертизы и на их основа­нии выносил решения об изменении характера природопользования, когда считал это необ­ходимым. Госкомитет формировал общую политику в области охраны природы и охраняе­мых территорий и направлял соответствующие рекомендации в высшие органы Советской власти. Таким образом, с первых лет Советской власти охрана природы строилась на прин­ципиально иной основе, чем до революции. Этот период можно назвать Ленинским этапом в охране природы России.

В России была сформулирована идея проведения экологической экспертизы отчетов, материалов и бухгалтерских документов любых ведомств, разрабатывающих проекты, затра­гивающие интересы природы. Предложение законодательно установить, что ни одно реше­ние правительства не должно претворяться в жизнь без оценки последствий его осуществле­ния для природной среды, прозвучало впервые в мировой практике на 1 Всероссийском съезде по охране природы, состоявшемся в 1929 году.

Высокую оценку природоохранной политике в первые десятилетия Советской власти дает современный американский исследователь Д. Вайнер [20]. Он пишет: "Для многих бу­дет удивительно, что еще в 20-х годах и в начале 30-х Советский Союз был на переднем крае развития теории и практики охраны природы. Русские первыми предложили выделять специально охраняемые территории для изучения экологических сообществ, и Советское правительство было первым, кто выполнил эту идею. Более того, русские были первыми, кто понял, что планирование регионального землепользования и восстановления разрушенных ландшафтов должно строиться на основе экологических исследований. В настоящее время этими идеями и концепциями руководствуются, разрабатывая политику в области охраняе­мых территорий не только в Советском Союзе, но и во многих других странах. Эти же идеи получили международное воплощение в программе биосферных заповедников ЮНЕП".

В конце 20-х – начале 30-х годов, с началом пятилеток, стали обозначаться различные подходы к экологическим и природоохранным проблемам. С одной стороны, видные ученые предупреждали о губительных последствиях недооценки задач охраны природы и пренебрежения ими, с другой стороны, утверждали, что СССР – огромная страна с неисчерпаемыми ресурсами и эти ресурсы должны быть максимально использованы для социалистического хо­зяйственного строительства. Точку в дискуссии о концепции взаимодействия общества и природы поставил И. В. Сталин в работе "О диалектическом и историческом материализме", сформулировав тезис о неисчерпаемости природных ресурсов и таким образом одобрив неограниченную их эксплуатацию. Сталинская модель социализма по всем основным критериям разошлась с ленинским пониманием сущности социалистического общества.

В 30-е годы природоохранная политика Советского правительства претерпевает суще­ственные изменения в связи с начавшейся индустриализацией и коллективизацией. В эти го­ды начинает преобладать точка зрения, что природа должна существовать для того, чтобы приносить пользу социалистическому строительству. Вовлечение в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов стало характерной чертой советской экономической системы. Появляются призывы к великому преобразованию природы, а идеи "охраны природы ради самой природы" подвергаются жестокой критике. Во второй половине 30-х годов была раз­решена прямая хозяйственная эксплуатация государственных заповедников. Произошли из­менения и в структуре системы управления природопользованием. В феврале 1930 года руководство лесным хозяйством и эксплуатация лесных ресурсов были переданы от Наркомзема Высшему совету народного хозяйства РСФСР, охотничье хозяйство, включая охотничьи заповедники, было передано в систему Наркомснаба РСФСР.

Великая Отечественная война кардинально изменила положение дел в охране природы России на долгие годы. Чрезвычайные обстоятельства войны потребовали мобилизации всех сил и средств на отражение фашистской агрессии. Это вызвало чрезмерную эксплуатацию ресурсов, особенно лесов. Военные действия нанесли огромный ущерб природе. Только в первые два года были построены военные укрепления длиной 25 тысяч километров, поля сражений были нашпигованы металлом, лесозаготовки велись в районах, близких к промыш­ленным центрам, включая и заповедные зоны. На оккупированных территориях началось хищническое разграбление природных богатств. Естественно, была ослаблена природоохранительная деятельность.

После окончания войны правительство приняло энергичные меры по восстановлению разрушенного хозяйства и природных ресурсов. На развертывание природоохранительных работ были направлены принятое в 1946 году постановление Совета Министров РСФСР "Об охране природы на территории РСФСР" и принятое в 1948 году постановление Совета Ми­нистров СССР и Центрального комитета ВКП(б) "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР".

Большим достижением были принятые с 1957 по 1963 г. Верховными Советами всех союзных республик специальные законы по охране природы, которые взяли под государст­венную защиту от расхищения и бесхозяйственного использования все природные ресурсы страны.

Охрана природы - это камень преткновения современного мира и России в целом. Почему? Потому что сейчас никто не занимается охраной природы так, как это делали в Советском Союзе. Давайте рассмотрим как охраняли природу в СССР?

Главприрода (Главное управление по охране природы, охотничьему хозяйству и заповедникам), оно входило в состав Министерства сельского хозяйства.

При этом же министерстве функционировал Всесоюзный научно-исследовательский институт по охране природы и заповедниковому делу. Именно этот институт и занимался Красной книгой в СССР.

Кстати, функциями охраны природы владели еще:

- Министерство мелиорации и водного хозяйства, - Министерство геологии, - Госгортехнадзор, - Государственный комитет лесного хозяйства Совета министров, - Министерство рыбного хозяйства, - Министерство здравоохранения, - Главное управление гидрометеорологической службы при Совете министров и др

Одним минусом такой системы было отсутствие главного ведомства по охране природы. То есть это было довольно разрозненная работа всех министерств, которые делали то, что думали будет лучше именно в их подразделении. Но они делали.

Стоит отметить, что работали лесничие, которые следили за состоянием животных, лечили их, если это было необходимо. Делали кормушки для зверей в разных частях леса. Объезжали лес, смотрели на здоровье деревьев, проверяли посадки и сколько выгорело деревьев, если были пожары. А также отслеживали и ловили браконьеров.

Рыбное подразделение смотрело за браконьерством на воде, проверяло здоровье рыб и млекопитающих рядом с водоемом, а также проверяли качество воды и выставляли предписание заводам и фабрикам, если обнаруживали, что те сливают отходы. Если было повторное нарушение или проблема не исправлялась, они штрафовали такие фабрики и заводы.

Более того, люди ответственнее относились к окружающему миру вокруг себя. Субботники были не только в парках и около домов, но и в лесах. Мусор убирали не только во время субботников, но и во время походов.

Так почему бы и в наше время не вернуть таких людей, которые следили за нашей природой? Почему нам самим не брать пример у людей из прошлого и ценить весь мир вокруг себя? Пример СССР очень показателен. Жалко, что все эти ведомства развалили, а людей уволили, лишив любимой работы.

Под охраной природы в Советском Союзе принято понимать комплекс мероприятий по рациональному использованию и воспроизводству природных богатств. В этот комплекс входят плановое регулирование хозяйственного использования естественных ресурсов, работы по борьбе с ветровой и водной эрозией почв, селевыми (грязекаменными) потоками, восстановлению и выращиванию лесов, рациональному использованию водных объектов, разведению рыб, организация заповедников, осуществление государственного и общественного контроля за правильным использованием природных богатств и окружающей человека географической среды.

Уже с первых лет Советской тшасти В. И. Ленин требовал бережного, хозяйского отношения к природным богатствам. Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют большое внимание охране природы как важнейшей государственной задаче. Охрана природы стала составной частью экономической и культурной жизни страны.

В СССР и во всех союзных республиках принят ряд законов об охране природы, созданы специальные органы управления и комитеты, которые ведают природоохранительными вопросами. В законах об охране природы указаны объекты, подлежащие охране: недра, воды, земельные ресурсы, леса, пригородные зеленые зоны, заповедники, полезная дикая фауна, атмосферный воздух, курортные районы и т. д. В последние годы в нашей стране создано специальное природоохранительное законодательство.

Особое внимание вопросам охраны природы стало уделяться в последние 15 лет. В 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик; в 1969 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения (охрана воздуха, питьевой воды и т. п.); в 1970 г. — Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик.

В современных условиях комплексное использование природных ресурсов на основе научно-технического прогресса дает возможность успешно решать природоохранительные проблемы. Для учета природных ресурсов созданы Земельный кадастр и Водный кадастр. Осуществляется государственная оценка запасов и добычи полезных ископаемых. Для охраны редких животных и растений Министерством сельского хозяйства СССР в 1974 г.

Охрана природы является всенародным делом не только потому, что она осуществляется в интересах всего народа, но и потому, что она немыслима без участйя широких масс населения.

За последние годы проведена огромная работа по охране природы. В десятом пятилетии было введено в оборотное использование 67 км3 воды, что равноценно стоку большой реки. Проводились работы по охране воздушного бассейна, осуществлена рекультивация 153,1 тыс. га нарушенных горными выработками земель, восстановлены лесные ресурсы на площади более 2 млн. га.

Важнейшей особенностью экономического развития СССР в 80-е годы является рост расходов на охрану окружающей среды. В одиннадцатой и двенадцатой пятилетках создаются автоматизированные системы управления водохозяйственными комплексами в бассейнах крупных рек европейских районов страны и в республиках Средней Азии. Поставлены задачи более бережного комплексного освоения месторождений полезных ископаемых, сокращения их потерь при добыче и переработке.

Намечено проведение работ по совершенствованию технологических процессов и средств транспорта с целью сокращения вредных выбросов, улучшения очистки отходящих газов. Будут осуществлены меры, направленные на расширение защитного лесоразведения, охрану лесов от пожаров, защиту их от вредных насекомых и болезней. Планируется создание новых, благоустроенных зеленых зон в городах, поселках и вокруг них.

Увеличится выпуск высокоэффективной газопылеулавливающей аппаратуры, водоочистного оборудования, приборов и автоматических станций контроля за состоянием окружающей среды. Осуществляются мероприятия по сбалансированному увеличению численности диких животных и по воспроизводству в естественных водоемах и водохранилищах ценных видов рыбы.

Предстоят работы по созданию и развитию системы кадастров природных ресур^въ, по дальнейшему совершенствованию государственного управления и усилению контроля в области природопользования и охраны окружающей среды.

Большое внимание вопросам охраны окружающей среды уделено в Конституции СССР, принятой в 1977 г. В статье 11 закреплено право исключительной собственности Советского социалистического государства на землю, ее недра, воды, леса; в статье 18 говорится о необходимых мерах для охраны и научно обоснованного, рационального использования природных ресурсов; статьи 73, 131, 147 регламентируют деятельность ряда государственных органов по охране окружающей среды.

Во всех 15 союзных республиках действуют законы об охране природы, предусматривающие государственную защиту и регулирование использования всех ее богатств, как неэксплуатируемых, так и вовлеченных в хозяйственный оборот.

Перед плановыми и хозяйственными органами поставлена задача разработки и выполнения планов экономического и социального развития с учетом сбережения и восполнения природных ресурсов. Законы об охране природы предусматривают организацию пропаганды и научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды. Плановое управление служит гарантией выполнения требований природоохранительного законодательства. Из года в год возрастают средства государственного бюджета страны, выделяемые на охрану природы и воспроизводство природных ресурсов.

Общее руководство осуществлением природоохранительных мероприятий возложено на общесоюзные, республиканские и местные органы государственной власти. Текущее оперативное регулирование и контроль в области охраны природы осуществляют специализированные государственные органы.

Государственный комитет СССР по лесному хозяйству осуществляет надзор за состоянием лесов и обеспечением рационального использования лесных ресурсов, В его функции входит всесторонняя охрана лесов.

Министерство геологии СССР и Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР обеспечивают управление и контроль по охране недр.

Министерство сельского хозяйства СССР регулирует землепользование и охрану земель на всей территории страны и во всех отраслях народного хозяйства. На него возложены обязанности по регулированию применения минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском, лесном хозяйстве и других отраслях. При министерстве создано Главное управление по охране природы, заповедников, охотничьему и лесному хозяйству. Оно контролирует деятельность других министерств и ведомств по этим вопросам.

Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР обеспечивает регулирование комплексного использования и охрану водных ресурсов. При нем создана Государственная инспекция по охране водных источников, главной обязанностью которой является охрана водоемов от загрязнения.

Министерство рыбного хозяйства СССР осуществляет руководство охраной и воспроизводством рыбных запасов, регулирует рыболовство.

Министерство здравоохранения СССР осуществляет санитарный надзор и государственный контроль за проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения внешней природной среды.

Министерство внутренних дел СССР следит за содержанием территорий в населенных пунктах и местах массового отдыха населения, оказывает содействие соответствующим органам по борьбе с нарушением правил охоты и рыболовства.

Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды возглавляет деятельность государственной системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды. Его функциями являются регулирование использования воздушного бассейна городов и промышленных центров, осуществление контроля за состоянием атмосферы, соблюдением норм выбросов загрязненных веществ в‘атмосферу. При комитете образована Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Таким образом, органы государственного управления ведут огромную работу по обеспечению выполнения основных положений законодательства в области охраны природы.

Но охрана природы в нашей стране является и обязанностью каждого человека. В статье 67 Конституции СССР указано, что граждане СССР обязаны беречь природу и охранять ее богатства.

Большую пропагандистскую работу по охране природы проводит Всероссийское общество охраны природы, основанное еще в 1924 г. Подобные общества созданы и в других союзных республиках.

В 1978 г. была подписана Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Подписи под этим важнейшим документом поставили представители 33 государств мира. Конвенция открыта для подписания и другими государствами.

Советский Союз принимает активное участие в деятельности ряда международных организаций по охране природы. Такими организациями являются Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация и др.


В статье рассматриваются основные тенденции экологической политики советского государства, достижения и неудачи в природоохранной сфере, а также характер взаимоотношений власти и общественности в области охраны природы в СССР в 1960–1980-е гг.

Ключевые слова: экологическая политика, охрана природы, общественное экологическое движение

На первом этапе (1917–1960 гг.) происходило первоначальное формирование законодательной базы и механизмов природопользования, зарождение и становление первых государственных и общественных организаций, занимающихся охраной природы [4, с. 34–39]. Политика государства в сфере взаимодействия общества и природы носила жесткий эксплуатирующий характер, оправданием которому считалось стремление в короткие сроки создать в стране развитое социалистическое общество. На втором этапе (1960–1991 гг.), в связи с резким ухудшением состояния окружающей среды и осознанием в обществе угрозы разрушения природного равновесия, происходит постепенное формирование экологической политики советского государства, основные тенденции которой мы рассмотрим далее.

В 1960–1980-е гг. в СССР в регулировании вопросов природопользования и охраны природы значительно возросла роль государства, но в то же время большой скачок в развитии был сделан и общественным природоохранным движением, которое приобрело по-настоящему массовый характер. При этом можно назвать несколько основных показателей, подтверждающих данный тезис:

Однако, наряду с перечисленными выше достижениями экологической политики советского государства, необходимо констатировать ряд ее существенных недостатков, ставших, в конечном итоге, причиной возникновения и обострения комплекса экологических проблем:

Показательна в этом смысле история борьбы общественности против запуска проекта переброски части стока северных и сибирских рек на юг, который лоббировали министерства мелиорации и водного хозяйства СССР и РСФСР. Возможные катастрофические последствия реализации данного проекта стали открыто обсуждаться на страницах газет и журналов практически сразу после начала Перестройки и объявления в стране Гласности в 1985 г. А на восьмом съезде Союза писателей РСФСР, который состоялся в июне 1986 года, вместо обсуждения проблем развития литературы, писатели начали говорить об угрозе, нависшей над природой страны. Съезд единогласно проголосовал за обращение к М. С. Горбачеву с просьбой немедленно остановить работы по переброске рек [2, с. 5–31]. Именно благодаря давлению общественности запуск проекта был остановлен, несмотря на сопротивление очень влиятельных людей и организаций. Здравый смысл победил, власть начала прислушиваться к мнению общественности, и это стимулировало резкий скачок в развитии экологического движения.

Еще одним событием, оказавшим значительное влияние на активизацию экодвижения и характер его взаимоотношений с властью, стала техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС, произошедшая в апреле 1986 г. Она нанесла сильнейший удар как по экологической обстановке в западных регионах СССР и странах Восточной Европы, так и по советской политической и экономической системе. Радиационному загрязнению подверглось более 200 тыс. км², примерно 70 % из них — это территории Белоруссии, России и Украины. Руководство страны тщательно скрывало реальные масштабы и последствия трагедии и от своих граждан, и от мировой общественности. Мало того, вплоть до конца 1980-х гг. государство вообще не придавало существенного значения чернобыльской проблеме. В этой ситуации особенно ярко проявилась тенденция, характерная для деятельности всей советской системы управления охраной природы — сокрытие информации и замалчивание серьезных проблем в экологической сфере. Разработка программы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС началась только в 1989 г., причем вновь под влиянием общественности. Людей уже не удовлетворяло бездействие властей, и они начали протестовать против их инертности, халатности и равнодушия к жизни и здоровью населения.

  1. Закон об охране природы в РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст.586.
  2. Залыгин С. П. Поворот: Уроки одной дискуссии (Поворот. Интеллект и литература. Зачем нам отреченья? Проект: научная обоснованность и ответственность. Разумный союз с природой) // Поворот. М.: Мысль, 1987. С. 5–31.
  3. Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачева до Путина. М.: КМК, 2003.
  4. Макеева Е. Д. Становление системы государственного управления охраной природы в России в 1917–1920-х гг. // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 1. С.34–39.
  5. Макеева Е. Д. Характерные особенности управления охраной природы в регионах РСФСР в 1960–1980-е гг. (исторический аспект) // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 4. С. 51–55.
  6. О коренной перестройке дела охраны природы в стране. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. 7 января 1988 г. // СП СССР. 1988. № 6. Ст. 14.
  7. О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов // Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства, 1917–1981 гг. М., 1981. С. 317–321.
  8. Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. 29 декабря 1972 г. // Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства, 1917–1981 гг. С. 211–225.

Основные термины (генерируются автоматически): охрана природы, окружающая среда, экологическая политика, СССР, общественное природоохранное движение, общественное экологическое движение, природоохранная деятельность, российское экологическое движение, советское государство, экологическая обстановка.

Читайте также: