Структурные компоненты речи в логопедии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важнейшей особенностью человека является его умение произносить звуки, чему способствует строение речевого аппарата. Он необходим для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, общаться между собой. Это очень сложный механизм, для успешного функционирования которого необходима слаженная работа каждого компонента. Структура представлена двумя отделами: центральным (человеческий мозг) и периферическим или исполнительным.

Определение и предназначение

Под речевым аппаратом в науке принято понимать совокупность человеческих органов, предназначенных для образования речи. Центральный отдел, представленный мозгом и отдельными образованиями центральной нервной системы, выполняет регулирующую функцию. Основное предназначение:

  • Чтобы сформировать устную речь, необходимы лобные извилины центра Брока, которые образуют двигательную область.
  • Речь собеседника люди воспринимают благодаря речеслуховой области, в которую входят височные извилины центра Вернике.
  • За понимание ответственна теменная доля.
  • Усвоение слов при восприятии письменной речи (при чтении либо письме) происходит благодаря зрительной зоне, расположенной в затылочной доле.

Кроме того, схема речевого аппарата человека включает в себя периферический или исполнительный отдел, который состоит из нервов, костей и мышц.

Какой компонент речи является ведущим основным в речевой системе

Т.В.Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Цель: систематизация знаний о речи как одной из высших психических функций человека.

Задачи:

— актуализировать теоретические знания о видах и функциях речи;

— актуализировать теоретические знания о компонентах речевой системы.

Оборудование: компьютерная презентация (приложение №1).

План проведения семинара

Особенности исполнительного отдела

Функции воздушной струи — голосообразующая и артикуляционная. Звук образуется при выдохе, а вдох при разговоре становится глубже и короче. Количество дыхательных движений, совершаемых в процессе речи, гораздо больше, чем непосредственно при физиологическом дыхании. Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха во время разговоров в три раза больше, чем при обычном совершении вдохов и выдохов.

Образование голоса

В строении и функционировании речевого аппарата важнейшую роль играет голосовой отдел, именно он ответственен за образование голоса и его характеристики — тембр, силу, высоту. В него входят гортань и голосовые связки, которые, вибрируя под воздействием воздушной струи, рождают звуки.

Гортань представляет собой трубку, состоящую из мягких тканей и хрящей, в верхней своей части она переходит в глотку, в нижней — в трахею. В том месте, где гортань соединяется с глоткой, располагается надгортанник, служащий своеобразным клапаном при глотании: опускаясь, он не дает попадать в нее кусочкам пищи и слюне. Особенности органа:

Мощность воздушной среды обуславливает силу звучания, а высота и тембр голоса зависят от размеров связок, их упругости и степени натяжения.

Кроме того, на специфику влияют и резонаторы, к числу которых относятся глотка, ротовая и носовая полость. Они меняют свой объем, то есть резонируют, за счет чего звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Произнесение звуков

За этот важнейший процесс отвечает артикуляционный отдел, в который входят язык и губы, челюсти, альвеолы, неба (твердое и мягкое). В науке есть их классификация на активные (подвижные) и пассивные (неподвижные). К первой группе относятся язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть, все прочие принадлежат к категории пассивных. Профиль артикуляционного аппарата поможет увидеть наглядно, как они выглядят.

Важнейшим органом речевого аппарата является язык, принимающий участие в образовании практически всех звуков речи за исключением губных. При артикуляции органы приближаются друг к другу, при этом образуются смычки или щели, что становится причиной образования голоса.

В надставной трубке находятся резонаторы, которые ответственны за отчетливость и громкость речи. Эта трубка имеет специфическое строение, позволяющее ей изменять форму и объем. Основных функций у нее две — шумовой вибратор и резонатор. Выполнять первую позволяют голосовые связки, щели между губами, а также между языком и твердым небом, языком и губами, языком и альвеолами, губами и зубами. Особенности образования различных звуков:

Таковы основные структурные компоненты речи и языка.

Этапы формирования речи

Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:

Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.

Реализация речевой функции

За звучание речи ответственны два центра — сенсорной и моторной речи. Первый помогает воспринимать фонемы, различать их между собой, второй же необходим для воспроизведения звуков, слов и предложений. В психологии принято выделять две разновидности речи:

  • импрессивную, то есть понимание чужой устной и письменной речи;
  • экспрессивную, произносимую вслух с определенной интонацией, ритмом, темпом.

Интересно, что здоровый грудной ребенок в первый год своей жизни может воспроизводить до 75 кратчайших звуков, то есть на физиологическом уровне способен к изучению любого языка мира. В дальнейшем все зависит от того, на каком языке общаются в его семье.

Чтобы научиться грамотно говорить, каждый человек должен понимать, какие подсистемы имеются в русском языке. К ним относятся:

Звуки речи в русском языке подразделяются на согласные (представляют собой шумы) и гласные (тоны). Первые делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие, а вторые — на ударные и безударные. Эти признаки принято именовать смыслоразличительными. В русском языке 42 фонемы, из которых 36 согласных и 6 гласных.

Понятие о речевой системе, её компонентах. Звуковая сторона речи

Предмет, объект, цель и задачи логопедии. Связи логопедии с другими науками

Логопедия – (обучение речи\обучение речью) это наука о нарушениях развития речи, их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Объект логопедии – (человек (логопад) с нарушением речи) это состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами речевой деятельности.

Предмет логопедии – это нарушение речи процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.

Цель логопедии – разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение и воспитание лиц с нарушениями речи.

— изучить этиология, патогенез (механизм), структуру и симптоматику нарушения речи;

— выявить индивидуальные особенности развития речи (онтогенез речи) при различных ее нарушениях;

— охарактеризовать взаимовлияние речи и личности человека (логопсихология или психологи лиц с нарушениями речи);

— изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями в развитии (интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);

— разработать методы обследования и приемы устранения нарушения речи у детей и взрослых.

— разработка методов преодоления нарушений речи у лиц с различными отклонениями в развитии;

— дать научное обоснование организации логопедической помощи в России.

Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на внутрисистемные и межсистемные.

1. Внутрисистемные связи включают в себя

а) педагогический блок: педагогика (методы, приемы обучения и воспитания), специальная педагогика, методика дошкольного воспитания и методика развития речи (дошкольники), методика обучения русскому языку (школьники), логопедическая ритмика

б) психологический блок: психология, специальная психология, психодиагностика, патопсихология (лица с патологией развития – шизофреники), нейропсихология (высшие психические функции), психолингвистика*

2. Межсистемные связи включают в себя:

а) медико-биологический блок: педиатрия, генетика, нейрофизиология и внд, невропатология (без заключения не имеем право ставить диагноз), оториноларингология, психопатологи.

б) лингвистический блок: фонетика, лексикология, морфология, синтаксис, психолингвистика.

*из психолингивстики логопеду особенно необходимы теории происхождения и восприятия речевого высказывания

Понятие о речевой системе, её компонентах. Звуковая сторона речи

Возможные проблемы

Устройство голосового аппарата, а также функциональные особенности каждого из его отделов помогут работаться в том, какие проблемы могут возникнуть. В логопедии принято выделять несколько типов нарушений:

Кроме того, у детей может наблюдаться задержка речевого развития (ЗРР), суть которой состоит в неумении произносить определенные звуки, неспособность к экспрессии (выражению эмоций), невладение интонацией. Также к ЗРР относятся недоразвитость словарного запаса, отсутствие в 2 года фразовой речи, а у трехлеток — связной речи. Эти дефекты следует как можно скорее устранять путем обращения к логопедам, в противном случае они могут стать причиной того, что ребенок не сможет нормально научиться писать и читать.

Голосовой аппарат выступает важнейшей частью человеческого тела, он помогает людям общаться между собой и находить свое место в социуме. По этой причине любая проблема, обнаруженная в раннем детстве, должна быть незамедлительно решена.

АнатомияПроцесс пищеварения физиология пищеварительной системы человека, функции органов желудочно-кишечного тракта, последовательность процессов, значение для организма

АнатомияАртериальное давление определение, виды, оптимальные показатели для человека, причины и признаки высокого и низкого кровяного АД, единицы измерения

Окружающая среда как фактор развития речи

Сама окружающая среда также является важным фактором. Дети изучают особую разновидность языка (диалекта), на котором говорят почти все люди вокруг них.

Как и в случае с ходьбой, для того, чтобы научиться говорить, требуется время для развития и практики в повседневных ситуациях. Постоянная коррекция детской речи обычно непродуктивна.

Звук з (звонкий) образуется в том случае, если воздушная струя, попадая в гортань, встречает сомкнутые голосовые связки, которые по ее прохождении вибрируют, поднятую нёбную занавеску (ротовой) и преграду в виде щели (щелевой), между выгнутым и образующим продольный желобок языком и передним отделом твердого нёба (передне-язычный), губы раскрыты и образуют оскал.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ И ИХ РАЗВИТИЕ

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словари и грамматический строй. Различают устную и письменную форму речи. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны.

Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря—лексикология, а грамматического строя—грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка. Акад. В. В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй, грамматика, словарный состав.

Следует помнить, как указывал В. В. Виноградов, что словарный состав обладает наибольшей обобщающей силой и, соответственно, наибольшей степенью охвата других элементов.

Для русского языка характерны слова, состоящие из нескольких слогов. Центром слова является ударный слог, он характеризуется наибольшей силой, четкостью и длительностью произнесения его гласной.

К ударному слогу примыкают безударные, обладающие меньшей силой; первый предударный слог наиболее сильный из безударных слогов.

Место ударения, количество слогов, их состав (Различают слоги открытый, закрытый, со стечением согласных в начале, в конце слога.) и последовательность в слове составляют ритмическую слоговую структуру слова.

Основной единицей языка является слово во всей совокупности его грамматических форм.

Логопедия – это наука, изучающая речевые дефекты и помогающая их устранить.

Речевые дефекты могут носить самый разный характер: картавость, не выговаривать слова, отдельные словосочетания, буквы, говорить невнятно и т.д. Все это можно отнести к основным речевым дефектам, которые есть у 40% детей.

Основной аудиторией, которая страдает речевыми дефектами, можно считать преимущественно детей и подростков, однако взрослые люди также могут иметь данные проблемы. Устранением дефектов занимаются логопеды.

Логопед – это специалист в области речевых дефектов, который помогает их устранять или корректировать.

Основная цель науки логопедии заключается в том, чтобы найти дефект, понять, почему он проявляется и с помощью специальных упражнений и методов устранить его.

Предметом логопедии можно считать само нарушение речи, которое присутствует у человека, а также процесс воспитания и обучения, который позволяет избавить человека от данного дефекта.

Объектом логопедии можно считать непосредственно само человека, у которого проявляются речевые дефекты.

Для того чтобы решить проблему с речевыми дефектами не всегда достаточно одного логопеда. Часто необходимо привлекать к проблеме таких специалистов как: психологи, лингвисты, неврологи, физиологи и т.д. Это связано с тем, что часто нарушение речи происходит не из –за физических особенностей организма, а по психологическим причинам или неврологическим.

Не всегда логопед способен с помощью специальных упражнений разрешить имеющуюся проблему, часто необходимо разрабатывать целую систему методов, которая позволяет решать проблему в комплексе, то есть, используя разнообразные схемы и методологии.

Логопедию также относят к разделу специальной педагогики, так как в своих методах лечения наука прибегает к вопросам воспитания и обучения детей.

В структуру логопедии входит:

Компоненты речи в логопедии

К основным компонентам речи в логопедии можно отнести:

Компоненты речи являются важными элементами общения в целом. Если хотя бы один речевой компонент нарушен, теряется смысл всего общения, оно становится затрудненным и вызывает много вопросов.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семинар «Структурные компоненты

Подготовила: Е.А. Дубровина, учитель-логопед

Структурные компоненты речи и их развитие. Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь, развитие связной, грамматически правильной речи. Различают устную и письменную форму речи. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны. Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря -лексикология, развитием связной, грамматически правильной речи – грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка.

Академик В.В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй, связная, грамматически правильная речь, словарный состав. Следует помнить, как указывал В.В. Виноградов, что словарный состав обладает наибольшей обобщающей силой и, соответственно, наибольшей степенью охвата других элементов.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями ребенка на пути его речевого развития. В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой. Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи – диалога и монолога.

Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи – диалог и монолог – неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимоотношения с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребенка, является серьезным тормозом речевого развития. Диалог – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок.

В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей лишь на пятом году жизни. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения, так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.

Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.

Однако блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопеда. Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязано – решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.

Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребенка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.

Итак, перед взрослыми стоит цель:

в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;

в дошкольном возрасте (3-7лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи).

Задачи развития речи детей 3-4 лет в ДОУ

Развитие лексической стороны речи.

Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире.

Учить детей различать и называть части предметов. Знакомить со словами – обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.д.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей; движения животных). Поощрять стремление детей использовать определения (характеристики предметов, явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние).

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на).

Начинать формировать у детей процессы словообразования. Учить употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе. Закреплять в речи умение называть животных и их детенышей (кроме сложных форм) в единственном и во множественном числе: кошка-котенок, котята, утка–утенок, утята, лиса-лисенок, лисята и др. Учить составлять предложения с однородными членами.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; вызывать, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка; развивать речевое внимание и речевой слух.

Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе (с опорой на картинку и без нее).

Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом-кот, машина-барабан и др. Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию (с опорой на картинки): дом - ком, удочка-уточка (дудочка), бабушка – бабочка, мишка – мышка и т.д.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные звуки и часть согласных (кроме шипящих и сонорных). Вырабатывать правильный темп речи и интонационную выразительность.

Развитие связной речи детей.

Продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова; фразы; основы речевого этикета). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и с другими детьми.

Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых произведений с помощью взрослого, с использованием средств драматизации. Упражнять в составлении простых высказываний с элементами описания (перечисления) и повествования (динамики событий или действий).

Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.

Задачи развития речи детей 4-5 лет в ДОУ

Развитие лексической стороны речи.

Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей. Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубленных представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и желание узнать, что они обозначают.

Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов.

Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту.

Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

Знакомить с простейшими антонимами.

Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручка, ножки; гладить, ходить; новый, сильный).

Формирование грамматического строя речи.

Учить употреблять названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе (не используя трудные формы слов), в родительном падеже множественного числа (не вижу утят, котят, лисят, медвежат и т.д.)

Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе).

Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании).

Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать детей спряжению глагола хотеть.

Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.).

Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой.

Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.).

Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (-ищ-, -иц-, -ец-).

Учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина - малиновый, дерево – деревянный и т.д.).

Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций. Начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности.

В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить артикуляционные упражнения (артикуляционную гимнастику); специальные упражнения на развитие речевого дыхания (через игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов, на одном выдохе), речевого внимания и т.д.

Развитие связной речи детей.

Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить в соответствии с услышанным).

Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности), что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.

Монологическая речь. Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и др.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2-4 предложений.

Задачи развития речи детей 5-6 лет в ДОУ

Развитие лексической стороны речи.

Обогащать и активизировать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. Пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствовать произношение слов. Произносить слова сложной слоговой структуры (транспорт, транскрипция и т.д.).

Учиться употреблять существительные, обозначающие профессии; прилагательные обозначающие признаки предметов; наречия характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова, со сходным значением, с обобщающим значением.

Формирование грамматического строя речи.

Учить согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными.

Учить использовать несклоняемые существительные.

Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

Учить составлять простые и сложные предложения.

Учить пользоваться прямой и косвенной речью.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Развивать фонематический слух.

Учить в освоении чистого произношения звуков (Л,Р).

Упражнять в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов.

Упражнять в использовании средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

Развитие связной речи детей.

Учить самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание.

Учить определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия.

Учить сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования.

Задачи развития речи детей 6-7 лет в ДОУ

Развитие лексической стороны речи.

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого словаря.

Упражнять в расширении запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Учить использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

Учить употреблять разные части речи точно по смыслу.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Учить строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (союзы: чтобы, когда, потому что, если и т.д.).

Учить образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина).

Учить самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Учить различать на слух и произносить все звуки родного языка.

Учить отрабатывать дикцию, внятно, отчетливо, с естественными интонациями произносить слова и словосочетания.

Развивать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить их в предложении, определять место звука в слове.

Развитие связной речи детей.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, формировать культуру речевого общения.

Учить самостоятельно, выразительно, без повторов передавать содержание литературных текстов, использовать различные средства выразительности.

Учить составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картин, из личного опыта, рассказы творческого характера.

Читайте также: