Житие марии радонежской кратко

Обновлено: 06.07.2024

Нет сведений ни об их родителях, ни о детских и отроческих годах, ни о времени вступления в супружество. Известно лишь, что они принадлежали к знатному боярскому роду. В начале XIV века праведные супруги бояре Кирилл и Мария жили под Ростовом Великим, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича.

Не раз и боярин Кирилл сопровождал своего князя в опасных путешествиях на поклон в Золотой Орде. Перед отъездом обычно писали завещание прощались со всеми близкими, так как многие русские люди там и головы свои слагали за веру Православную. Мария, проводив мужа, слёзно молила Бога о нём и об их малолетнем сыне Стефане.

Святой Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием. Суете княжеского двора супруги предпочитали простую уединённую жизнь в своём поместье. Живя в деревне, они не пренебрегали и обычными сельскими трудами. Впоследствии, на том месте, где, по преданию, находился дом преподобных Кирилла и Марии ростовский архимандрит Ефрем основал в 1427 году монастырь Живоначальной Троицы.

Однажды, за Божественной литургией, до рождения второго сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес "Святая святым". Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу.

Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем, будущего преподобного Сергия Радонежского. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

После Варфоломея у праведной четы родился и третий сын, Пётр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла о страннолюбии (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод - великий святой преподобный Сергий Радонежский - показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.

Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж и поселились там близ церкви Рождества Христова. В трёх верстах от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, который при недостатке обителей в Московском княжестве в то время, одновременно был и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и бояре, и князья. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с того времени сделалась последним приютом и усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребён и младший сын преподобных Кирилла и Марии - Пётр с супругой Екатериной.

Почитание

Предание говорит о том, что преподобный Сергий заповедал прежде чем идти к его мощам в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об упокоении его родителей.

C конца XVIII века преподобные Кирилл и Мария почитались как местночтимые святые. С того времени их уже изображали с нимбами и читали пред мощами угодников особую молитву. Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасала людей от тяжких недугов.

3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, / честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, / праведнии Кирилле и Марие, / плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, / с ним же усердно молите Господа / низпослати нам дух любве и смиренномудрия, / да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, / восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, / тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, / ко Единому во Святей Троице Богу / отечество наше в правоверии утвердити, / домы миром оградити, / юныя от напастей и соблазнов избавити, / старость укрепити и спасти души наша.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Икона преподобных Кирилла и Марии с житием

Икона преподобных Кирилла и Марии с житием

Молитва прпп. Кирила и Марии Радонежских

Молитва прпп. Кирила и Марии Радонежских

Кирилл и Мария видели на себе великую милость Божию; их благочестие требовало, чтобы их чувства благодарности к благо Дающему Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в каком-либо благоговейном обете. А что могло быть приятнее Господу в таких обстоятельствах, в каких они находились, как не крепкое сердечное желание и твердая решимость оказаться вполне достойными милости Божией? И вот, праведная Мария, подобно святой Анне, матери Пророка Самуила, вместе со своим мужем дала такое обещание: если Бог даст им сына, то посвятить его на служение Богу.

Крещение младенца Варфоломея, будущего прп. Сергия

Крещение младенца Варфоломея, будущего прп. Сергия

Отрок Варфоломей испрашивает родительское благословение на иноческое житие

Отрок Варфоломей испрашивает родительское благословение на иноческое житие

В то время Ростовские земли попали под влияние московских князей. Послан был на Ростов в сан воеводы московский вельможа Василий, прозванием Кочева, и с ним другой, по имени Мина. По прибытии в Ростов, они стали действовать полновластно, притесняя жителей, так что многие принуждены были отдавать москвичам свои имущества, доходя до крайней нищеты, а за это получали только оскорбления и побои. Не избежали этих скорбей и праведные родители Варфоломеевы. Славный и именитый некогда боярин Кирилл, еще ранее этих событий, под старость стал терпеть нужду. Частые путешествия в Орду со своим князем, тяжкие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, жестокий голод, нередко опустошавший Ростовскую область, а больше всего, – говорит преподобный Епифаний, – великая рать или нашествие Туралыково в 1327 году, – все это вместе крайне неблагоприятно отозвалось на его состоянии и почти довело Кирилла до нищеты. Очень вероятно также, что своеволие московских наместников, которые распоряжались в Ростове как независимые государи, не пощадило и Кирилла, как ближнего боярина князей Ростовских, может быть, и он лишился тогда не только боярских почестей, но и всего своего достояния. Тяжело было Кириллу оставаться в Ростове, а может быть, и прямо приказано было от наместников московских удалиться из города, и потому он решил, лишь только откроется возможность, покинуть родную землю и перейти на службу к другому князю.

Святые Кирилл и Мария приняли пострижение

Святые Кирилл и Мария приняли пострижение

Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: одного – для старцев, другого – для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в тоже время умерла супруга и старшего сына Стефана. Похоронив ее в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих, вероятно, Петру, он остался в Хотькове, принял монашеский постриг и стал ухаживать за своими немощными родителями. Впрочем, претружденные старостью и скорбями схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась последним приютом и усыпальницею рода Сергиева.

Хотьков монастырь

Хотьков монастырь

Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей – праведных Кирилла и Марии – в Хотьковском монастыре.

В год 600-летия со времени преставления Преподобного Сергия (1992 г.) Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых – схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию – к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания. Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея.

бесплатный конструктор сайтов церковных организаций

Бесплатное,простое создание сайтов церковных организаций на основе WordPress. Полное техническое сопровождение и помощь.

На единой карте выводится информация о приходах, соборах, монастырях Поместных Православных Церквей.

СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ

Автоматический обмен информацией между церковными организациями внутри благочиний, епархий, Поместных Церквей.


 Владимир Легойда Приход.ру

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

 Марк Егорьевский Приход.ру

Марк, митрополит Рязанский и Михайловский

Глава Рязанской митрополии, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии


В этой статье вы прочтете о матери Сергия, Марии Радонежской. Кем была эта женщина, причисленная православной церковью к лику преподобных? Многие знают житие святого Сергия Радонежского. А вот кем были его родители – Кирилл и Мария? Были ли у них дети еще, кроме Сергия? За что родители святого из Радонежа почитаются? Когда почитается их память? Какие молитвы тогда следует произносить? Обо всем этом читайте ниже.

Преподобная Мария Радонежская

Биография супружеской четы

Увы, мы ничего не можем сказать о том, когда родились Кирилл и Мария Радонежские. Можно лишь допустить, поскольку умерли они в почтенном возрасте, что на свет они появились во второй половине XIII столетия. Скорее всего, Кирилл унаследовал боярский титул от отца. Он владел поместьем в селении Варницы, которое располагалось в четырех верстах от Ростова Великого. Но достоверно известно, что Кирилл состоял на службе сначала у князя Константина Борисовича, а потом у Константина Васильевича.

Очевидно, его жена Мария также была боярского рода. Но кто были ее родители, как и где протекало ее детство и отрочество, и даже когда она вступила в брак, историкам неизвестно. Жили супруги богато, но без шика. Кирилл отлучался ко двору князей Ростовских лишь по долгу службы. Основное время супруги проводили в своем поместье, не гнушаясь, как пишет Епифаний Премудрый, и физического труда. Были они людьми набожными, но более ничем от православного народа не отличались. У них родилось двое сыновей – Стефан и Петр.

Кирилл и Мария Радонежские

Чудеса, совершенные Сергием в лоне матери

Но тут Мария Радонежская забеременела в третий раз. Поначалу ничто не предвещало чудес. Но как-то раз Мария пошла к святой литургии и стала в церкви. Вот как описывает этот удивительный случай биограф Сергия Радонежского Епифаний: когда священник раскрыл книгу Евангелий и приготовился читать из нее, младенец воскликнул громким голосом из чрева матери.

Религиозные подвиги самой Марии

Она строго держала посты и вообще отказалась от всякой скоромной пищи. Когда же она была на сносях, исключила из рациона и рыбу. Ела она только вареные овощи и крупы, а пила лишь родниковую воду, да и то в малых количествах. Она очень часто молилась наедине Богу, прося Его соблюсти ее и младенца. Она также часто упоминала, что буде он родится мужеского пола, она посвятит его Церкви, то есть отдаст в монахи, как только тот достигнет возраста разумения добра и зла.

Мария - мать Сергия Радонежского

Мать маленького святого

Маленький Варфоломей, привыкший к постам еще в утробе матери, не желал от них отказываться. Богатая боярыня хотела отдать ребенка, как и двух своих первых сыновей, кормилице. Но младенец не желал брать грудь. Тогда Мария взялась сама вскармливать сына. И как она заметила, по средам и пятницам, младенец отказывался сосать молоко, а в другие дни пил его. Желая сделать пищу сына более питательной, Мария принялась есть мясо. Но маленький Варфоломей тут же отказывался брать грудь. Из-за него мать полностью отказалась от мяса.

Город Радонеж

Отрочество Варфоломея и политические перипетии княжества Ростовского

Когда третий сын Кирилла и Марии Радонежских немного подрос, он самостоятельно продолжил воздержание. По средам и пятницам он держал суровый пост. Да и в другие дни не вкушал мясной пищи. При этом он всегда был поддержкой и радостью для своих родителей, полностью оправдывая свое имя. Годы шли, и два старших сына, Стефан и Петр, женились, обзавелись своими семьями. С родителями остался лишь младший, Варфоломей. Когда ему исполнилось 15 лет, произошли изменения, которые затронули не только его семью, но и судьбы многих ростовчан.

Княжество попало в зависимость от Московского правителя Ивана Калиты, который прислал в город своего наместника. Тот не отличался добрым нравом. А поскольку княжество Московское платило дань Золотой Орде, наместник обирал жителей Ростова Великого. От притеснений воеводы Кирилл совсем разорился. И семья решила переселиться в маленький Радонеж, что в княжестве Московском. Поэтому супружескую чету, Марию и Кирилла, и называют по имени этого городка.

Святые Сергия, Кирил и Мария Радонежские

Окончание земной жизни

Варфоломей с отрочества хотел принять постриг и часто напоминал родителям о данном ими обещании посвятить его Богу. Кирилл и Мария не отказывались от своих слов, но просили сына поддержать их в их старческой немощи и бедности, ведь младший сын был их единственной опорой. Но поскольку смерть все не приходила за ними, родители решили сами принять постриг. Для этого схимонах Кирилл и преподобная Мария Радонежская удалились в обитель Хотьково. Там они и провели остаток своих дней в молитвах и воздержании.

Тем временем изменилась судьба их старшего сына, Стефана. Его жена умерла. Стефан, пребывая в горе, решил уйти из мира. Он отдал двух сыновей на воспитание своему младшему брату Петру и тоже вступил в Хотьковский монастырь. В 1337 году родители предстали перед Господом, и сыновья похоронили их в обители, под полом Покровского собора. Сорок дней Варфоломей пребывал у гроба Кирилла и Марии, а потом раздал свое имение нищим и удалился вместе с братом Стефаном в Маковецкий лес, где они возвели Троицкую церковь, а вокруг нее монастырь. Через три года святой принял постриг, взяв иноческое имя Сергий.

Сергий у гроба Кирилла и Марии Радонежских

Храм Кирилла и Марии Радонежских

Усыпальница рода еще в XIV веке заявила о себе разнообразными чудесами. Во-первых, сам Сергий Радонежский указывал, что перед тем, как прийти к нему, верующие должны сначала посетить Хотьковскую обитель. Там, под сенью Покровской церкви, покоились не только мощи его родителей, но и прах жен старших братьев святого, Анны и Екатерины. Сергий настаивал, что родственные узы, связывающие его с членами семьи, настолько сильны, что чтение молитв влияет на здоровье верующих.

О чудесах, происходящих на месте усыпальницы, свидетельствует хроника Покровского монастыря в Хотькове. Особенно явно заступничество преподобных Кирилла и Марии проявлялось во времена ужасных эпидемий: моровой язвы 1771 года, холеры в 1848 и 1871 годах. Святость схимонахов была признана в XIX столетии. Об этом свидетельствуют церковные календари того времени. Так, преподобных схимонахов поминают 31 января и 11 октября. В эти дни читают акафист Кириллу и Марии Радонежским и Псалтырь.

Храм Кирилла и Марии Радонежских

Народные заступники

Над могилой была старинная икона Марии Радонежской и других членов ее семьи. Этот образ воплощал идею о небесном заступничестве. В центре иконы была изображена Богоматерь с молитвенно воздетыми руками. Ее ноги упирались в могилу схимонахов. По одну сторону от нее были изображены мужчины рода: Кирилл, Сергий, Стефан и Петр, а по другую – женщины: Мария, Анна и Екатерина. По преданию, основатель Троицкой лавры частенько наведывался в Хотьково, чтобы помолиться на могиле родителей. Одна из икон Сергия Радонежского изображает его с кадилом над гробом в Хотькове.

Молитвы к преподобным схимонахам

Есть несколько вариантов обращения к Кириллу и Марии. Супружеская чета никогда не ссорилась. Поэтому для обретения согласия в семье следует читать тропарь. Он звучит так:

Есть еще кондак, восхваляющий не только чету, но и их сына Варфоломея, известного как Сергий Радонежский. Его читают для избавления от соблазнов и напастей, чтобы сохранить семью, укрепить старость и для спасения души. В молитве к схимонахам Марии и Кириллу нужно просить их заступничества перед Господом, чтобы Бог защитил верующего и всю его семью от бесов и злых людей. Также следует уповать, чтобы была дарована свыше сила следовать неукоснительно всем заповедям Христовым.

Акафист Марии Радонежской и Кириллу, ее супругу

Этот канон провозглашает священник в день поминовения преподобных схимонахов. Акафист состоит из 13 кондаков и 12 икосов. В нем кратко говорится о житии преподобных Кирилла и Марии, о небесной славе, которую они обрели после ухода из земной жизни и о том, что их мощи даруют исцеление от немощей всякому, кто с верою приходит им поклониться.

Читайте также: