Концепция это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

· История — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека, его деятельности, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д. в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

· Предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени, необходимость познания исторической действительности и познания прошлого.

· Функции истории как науки:

- познавательная (состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в.включительно.)

- воспитательная(На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.)

- политическая(на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.)

- мировоззренческая(формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.)

- описательная функция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации.

· Принципы:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем;

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события.

· Методы:

- сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

- статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

- структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

- ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных;

-идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

- историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

- историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа.




· Источники изучения истории:

- Устные (народные сказания, песни, обряды).

- Письменные (летописи, книги, дневники, газеты, журналы и другие).

- Вещественные (остатки предметов оружия на поле боя, древние захоронения, сохранившееся предметы одежды, быта и так далее).

- Этнографические (материалы, относящиеся к культуре определенного этноса, чаще всего их предоставляет этнография).

- Лингвистические (названия городов, рек, местности, продуктов питания, понятий и другое).

- Фонодокументы.

- Фотокинодокументы.

Основные исторические концепции и особенности российской истории.

· Концепции:

1. Карл Маркс является основоположником формационного подхода к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений.

2. Цивилизационный подход отрицает единство всемирно-исторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития считается не способ производства как при формационном подходе, а духовная культура. Цивилизационный подход был разработан Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби.

3. Культурологическая концепция исторического процесса. В Европе до первой мировой войны вера в прогресс и развитие истории была непоколебимой. Кроме того, считалось, что историческое развитие сосредоточено в Европе. Первым поколебал это узкое евроцентрическое представление об истории Освальд Шпенглер. Он развивал культурологическую концепцию истории, утверждая, что фундаментом истории является культура. Он рассматривал культуру как организм и считал, что культура переживает периоды возникновения, расцвета и умирания, причем умирание культуры неизбежно.

4. Теологическая концепция трактует исторический процесс как реализацию божественного провидения; все заранее предначертано, определено божественной волей. В этой концепции можно выделить два главных аспекта:

- стремление создать единую концепцию всемирной истории;

- стремление понять смысл, как исторического процесса, так и жизни человека. Представители: Блаженный Августин, Фома Аквинский.

· Особенности российской истории

Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским Западом и мусульманско-языческим Востоком определили историю России и сформировали раздвоенное национальное сознание россиян.

Такой фактор, как естественная открытость границ русских земель, также имел многообразные последствия. Действительно, русские земли не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Постоянная угроза военных вторжений в связи с этим требовала от государства огромных усилий, материальных затрат, людских ресурсов по обеспечению своей безопасности. Кроме того, чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны. Прямым следствием этого стало возрастание роли государства и армии в обществе.
Первостепенное влияние на русскую историю оказал религиозный фактор. Принятие православия приобщило Россию к европейской цивилизации, но вместе с тем преемственность с византийскими традициями направила её историческое развитие в особое, не всегда совпадающее с европейским процессом.

Подчеркнём, что многие крупнейшие историки отличительной чертой российской истории считали колонизацию.

Развитие было относительно медленным.

Наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжёлые условия труда русского землевладельческого населения наложили отпечаток на национальный характер. Речь идёт прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. В то же время вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.

Как уже отмечалось выше, одной из главных черт российского исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к обществу. Отметим, что под непосредственным влиянием власти образовались даже сословия. Общество было разделено на слои с чётким определением статуса и функций каждого.

Кроме того, постоянная череда реформ и контрреформ, новаций и попятного движения – характерная особенность российского реформационного процесса.

Следовательно, историю России трудно понять без учёта такого важного, не утратившего своего влияния фактора, как русский традиционализм, противоборство которого с прогрессивной тенденцией продолжается, по крайней мере, с середины XVII столетия. Даже в настоящее время существующие традиции делают невозможными некоторые варианты развития событий, а историческая "инерционность" препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России, в частности, свидетельствуют о том, что очень трудно вырваться из "объятий" прошлого.

История как наука: предмет, функции, принципы, методы и источники изучения истории.

· История — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека, его деятельности, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д. в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

· Предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени, необходимость познания исторической действительности и познания прошлого.

· Функции истории как науки:

- познавательная (состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в.включительно.)

- воспитательная(На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.)

- политическая(на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.)

- мировоззренческая(формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.)

- описательная функция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации.

· Принципы:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем;

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события.

· Методы:

- сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

- статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

- структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

- ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных;

-идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

- историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

- историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа.

· Источники изучения истории:

- Устные (народные сказания, песни, обряды).

- Письменные (летописи, книги, дневники, газеты, журналы и другие).

- Вещественные (остатки предметов оружия на поле боя, древние захоронения, сохранившееся предметы одежды, быта и так далее).

- Этнографические (материалы, относящиеся к культуре определенного этноса, чаще всего их предоставляет этнография).

- Лингвистические (названия городов, рек, местности, продуктов питания, понятий и другое).

- Фонодокументы.

- Фотокинодокументы.

Основные исторические концепции и особенности российской истории.

· Концепции:

1. Карл Маркс является основоположником формационного подхода к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений.

2. Цивилизационный подход отрицает единство всемирно-исторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития считается не способ производства как при формационном подходе, а духовная культура. Цивилизационный подход был разработан Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби.

3. Культурологическая концепция исторического процесса. В Европе до первой мировой войны вера в прогресс и развитие истории была непоколебимой. Кроме того, считалось, что историческое развитие сосредоточено в Европе. Первым поколебал это узкое евроцентрическое представление об истории Освальд Шпенглер. Он развивал культурологическую концепцию истории, утверждая, что фундаментом истории является культура. Он рассматривал культуру как организм и считал, что культура переживает периоды возникновения, расцвета и умирания, причем умирание культуры неизбежно.

4. Теологическая концепция трактует исторический процесс как реализацию божественного провидения; все заранее предначертано, определено божественной волей. В этой концепции можно выделить два главных аспекта:

- стремление создать единую концепцию всемирной истории;

- стремление понять смысл, как исторического процесса, так и жизни человека. Представители: Блаженный Августин, Фома Аквинский.

· Особенности российской истории

Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским Западом и мусульманско-языческим Востоком определили историю России и сформировали раздвоенное национальное сознание россиян.

Такой фактор, как естественная открытость границ русских земель, также имел многообразные последствия. Действительно, русские земли не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Постоянная угроза военных вторжений в связи с этим требовала от государства огромных усилий, материальных затрат, людских ресурсов по обеспечению своей безопасности. Кроме того, чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны. Прямым следствием этого стало возрастание роли государства и армии в обществе.
Первостепенное влияние на русскую историю оказал религиозный фактор. Принятие православия приобщило Россию к европейской цивилизации, но вместе с тем преемственность с византийскими традициями направила её историческое развитие в особое, не всегда совпадающее с европейским процессом.

Подчеркнём, что многие крупнейшие историки отличительной чертой российской истории считали колонизацию.

Развитие было относительно медленным.

Наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжёлые условия труда русского землевладельческого населения наложили отпечаток на национальный характер. Речь идёт прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. В то же время вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.

Как уже отмечалось выше, одной из главных черт российского исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к обществу. Отметим, что под непосредственным влиянием власти образовались даже сословия. Общество было разделено на слои с чётким определением статуса и функций каждого.

Кроме того, постоянная череда реформ и контрреформ, новаций и попятного движения – характерная особенность российского реформационного процесса.

Следовательно, историю России трудно понять без учёта такого важного, не утратившего своего влияния фактора, как русский традиционализм, противоборство которого с прогрессивной тенденцией продолжается, по крайней мере, с середины XVII столетия. Даже в настоящее время существующие традиции делают невозможными некоторые варианты развития событий, а историческая "инерционность" препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России, в частности, свидетельствуют о том, что очень трудно вырваться из "объятий" прошлого.

Историческая концепция – (от лат. conceptio - восприятие) - система взглядов, способ рассмотрения, понимание чего-либо, общий замысел. Историческая концепция – это система взглядов на исторические явления и процессы с позиций определенной теории познания, источниковой базы и методов изучения. Концепция определяет предмет изучения, понимание характера исторического развития, факторы и силы, его определяющие. Она раскрывает и объясняет основной смысл исторического процесса. Теория познания воздействует на процесс познания – методологию, которая определяет принципы познания и является основой для использования метода. Различия в теории и методологии порождают различное понимание историками хода общественного развития, отдельных событий и явлений.

Историческое знание формируется в определенной общественной среде, определенном типе культуры, который характеризуется социально-экономическим, политическим, идеологическим состоянием общества, развитием философской, общественной, экономической мысли. Кроме того, общепризнанным является субъективный характер самого исторического исследования, так как историк не просто воспроизводит факты, но и объясняет их. Все эти факторы влияют на состояние науки в тот или иной период. Процесс познания имеет поступательный характер. Историческое знание – сложный и многообразный процесс, он находится в постоянном движении; теории и гипотезы постоянно сменяют друг друга. Смена идей, концепций неизбежна, поскольку каждая теория объясняет определенный круг явлений. Изменение концепций является одним из необходимых условий развития науки.

При оценке значения той или иной исторической концепции, определении места конкретного историка в исторической науке первостепенное значение имеет выяснение того, что нового в сравнении с предшествующей и современной историографией дает данная концепция, каково ее значение с точки зрения адекватности отражения запросов эпохи, насколько может быть актуальным использование соответствующих конкретных выводов, содержащихся в работе. Необходимо также оценить моральную сторону и практическую значимость концепции, ее значение с точки зрения отражения запросов эпохи, использования тех или иных выводов для понимания конкретной исторической обстановки. Главное при рассмотрении любой концепции – понять историка, пройти вместе с ним тот путь, которым он шел к своим выводам.

КОНЦЕПЦИЯ, -и, ж. (книжн.). Система взглядов на что-н.; основная мысль.Научная к. II прил. концептуальный, -ая, -ое.

КОНЦЕПЦИЯ

концепция ж. 1) Система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления. 2) Общий замысел, основная мысль чего-л.

КОНЦЕПЦИЯ

концепция ж.conception, idea

КОНЦЕПЦИЯ

концепция понятие, идея; учение, задумка, автогенез, представление, тезис, доктрина, аристогенез, батмогенез, финитизм, положение, замысел, план, теория, мысль, система Словарь русских синонимов. концепция 1. см. идея. 2. см. теория Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. концепция сущ., кол-во синонимов: 17 • автогенез (1) • аристогенез (1) • батмогенез (1) • доктрина (9) • задумка (11) • замысел (25) • идея (39) • мысль (42) • план (67) • положение (92) • представление (65) • система (86) • тезис (12) • теория (21) • учение (42) • финитизм (1) • хавелизм (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: автогенез, аристогенез, батмогенез, доктрина, задумка, замысел, идея, мысль, план, положение, представление, система, тезис, теория, учение, финитизм, хавелизм. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

Концепция — см. Понятие.

КОНЦЕПЦИЯ

(лат. conceptio понимание, единый замысел, ведущая мысль) система взглядов, выражающая определенный способ видения (*точку зрения*), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции. Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное *сечение* последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания *порождающей* идеи систем понятий (базовых концептов). К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области (*фрагмента* действительности) значений и реализацию максимально широкого *мировидения* (на основе *отнесения* к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка (*раскрутка*) презентируемой идеи. Кроме того, она *онтологизирует* и *маскирует* внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, *стыкуя* между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки (*абсолютные предпосылки*, согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя *фундаментальные вопросы* (*идеи*), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке. Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само)описывает себя), *производству* базовых концептов культуры, определяя *концептуальные возможности* последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально *замыкает* свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно свои догматы. Сам термин *К.* заменяется здесь, как правило, близким ему термином *доктрина* (лат. docere учить, doctrina учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, *тора* (*указание*, *наставление*) в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на *непреложности*, *конечности* оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент *научения* имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент *догматики* в К. (отсюда производные понятия *доктринер*, *доктринерство*). В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия *К.* с понятием *теория*. Иногда им обозначали *неполную*, *нестрогую* и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее *неполноту*, *нестрогость* и т.д. В неклассической науке понятие *К.* стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации *материала* внутри научной теории, которая в своей полной *развертке* выступает как ее реализация (в том числе *переводящая* исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), *замещающей* собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с *когнитивного*, *логического*, *внутрисистемного* в теории на *праксеологическое*, *семантическое*, на ее *открывание* вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: *личностное знание* и *научное сообщество* Полани, *тематический анализ науки* Холтона, *исследовательская программа* Лакатоса, *сильная программа* Д. Блура, *парадигма* и *дисциплинарная матрица* Куна, *междисциплинарное единство* А. Койре, *дисциплинарный анализ* и *интеллектуальная экология* Тулмина и др.). В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его *гипотетической природы*, реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания. также: Дисциплинарность, Концепт, Концептуализация, Паттерн. В.Л. Абушенко. смотреть

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. н. смотреть

Концепция историческая как замысел исторического исследования представляет собой перспективный и целостный взгляд на его стратегию и результат. Концепция историческая как конструктивный замысел исторического исследования - это проект, включающий: 1) выбор объекта когнитивного интереса и обоснование актуальности темы исследования; 2) критический анализ предпосылочных знаний и выяснение степени научной разработанности темы исследования; 3) постановку научной проблемы и определение цели исследования; 4) системно-семантический анализ предметной области научного исследования и постановку его задач; 5) определение объекта и предмета исторического исследования', 6) выбор методологических оснований исследования; 7) формулировку научной гипотезы исследования; 8) определение источников эмпирической информации.

Некоторые исследователи усматривают специфику исторической концепции в ее нарративном характере, поэтому историки, по их мнению, пишут книги, а не формулируют отдельные утверждения о прошлом или о том, как исторические события причинно связаны с друг другом. Это происходит оттого, что историки знают, что только книга в целом представляет сущность их концепций о прошлом (1). Нарративный характер исторической концепции позволяет рассматривать ее как результат воображения историка и выделить пять уровней концептуализации исторического материала: хроника, повествование, четыре типа сюжетности (эстетика), четыре типа объяснения (наука), четыре типа идеологии (этика), четыре типа тропологических моделей (5).

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 233-235.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, осн. мысли, художественного или др. мотива.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(от лат. conceptio – понимание, система) – определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета; осн. точка зрения на предмет; руководящая идея для его систематич. освещения. Термин "К." употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности человека.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми “общими голосами”, признаваемыми участниками диалога. Референщ ильное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Читайте также: