Женское освободительное движение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Революции 1848—49 в Европе дали новый толчок развитию Ж. д., в том числе движения за политическое и гражданское равноправие. В 1848 во Франции возник ряд женских клубов, боровшихся за политическое равноправие женщин, зародились первые самостоятельные организации работниц; в Германии и Австрии появилось множество женских союзов, выступавших за политические права женщин. В США в июле 1848 состоялся первый в истории съезд в защиту прав женщин; впоследствии такие съезды стали созываться почти ежегодно. Во 2-й половине 19 в. в странах Европы и в США возникают женские организации (например, Всеобщий немецкий женский союз, в 1865), ставящие целью развитие женского образования и освобождение женского труда (См. Женский труд) (фактически речь шла о т. н. свободных профессиях) от всяких ограничений. В 60-х гг. в Великобритании в обстановке развернувшейся борьбы вокруг готовившейся избирательной реформы усилилось движение за предоставление избирательных прав женщинам. После отклонения предложения о предоставлении женщинам равного с мужчинами избирательного права, внесённого Дж. С. Миллем в парламент в 1867, в ряде городов были созданы общества борьбы за женское избирательное право, объединившиеся позднее в Национальную ассоциацию. В США в 1869 были созданы 2 организации такого характера, объединившиеся в 1890 в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право; во Франции в 1882—Французская лига прав женщин.

Во время 1-й мировой войны 1914—18 не только буржуазные; но и большинство социал-демократические женские организации стали на шовинистические позиции. Важную роль в объединении социалисток, оставшихся на интернационалистских позициях, сыграла созванная по инициативе большевиков Бернская международная женская социалистическая конференция 1915, хотя конференция и приняла пацифистскую резолюцию, вопреки проекту, предложенному большевиками. В этот же период зарождается международное пацифистское Ж. д. В 1915 в Гааге по инициативе американской общественной деятельницы Джейн Аддамс был основан пацифистский Международный комитет женщин за прочный мир (с 1919 — Международная лига женщин за мир и свободу). Годы войны были отмечены голодными выступлениями женщин воюющих стран. В 1917 начавшаяся по призыву Петроградского комитета большевиков демонстрация работниц Петрограда в день 8 марта (23 февраля по старому стилю) против голода, войны, царизма положила начало массовому движению, дальнейшее развитие которого привело к победе Февральской буржуазно-демократической революции. Женщины-работницы были в рядах активных участников подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции, после победы которой важнейшими задачами Ж. д. в Советской республике стали всемерное содействие строительству социализма, защита социалистического отечества, вовлечение всех женщин в активную политическую и общественную деятельность.

В зарубежном Ж. д. в обстановке революционного подъёма, связанного с последствиями 1-й мировой войны 1914—18 и влиянием Великой Октябрьской революции, проходил процесс дифференциации. Многие буржуазные женские организации стали по мере предоставления женщинам избирательных прав всё более открыто выступать в защиту капиталистического строя. Усилили свою деятельность среди женщин социал-демократические партии; был основан Международный женский социалистический секретариат (его преемником стал основанный в 1955 Международный совет женщин социал-демократок). Был создан ряд специализированных международных женских организаций: Международная федерация женщин с университетским образованием (основана в 1919), Международная кооперативная женская гильдия (основана в 1921), Интернационал открытых дверей для экономического освобождения женщин-работниц (основана в 1929), Международная федерация женщин деловых и свободных профессий (основана в 1930). Движение за женское равноправие и реформу быта развернулось в 20-х гг. в ряде стран Азии (Турция, Китай и др.).

Во время 2-й мировой войны 1939—45 женщины участвовали во всех формах сопротивления фашистским оккупантам. Многие из них погибли в боях или пали жертвами фашистского террора. Несмотря на трудности военного времени, между женщинами-антифашистками поддерживались организационные связи. Большую роль в укреплении интернациональных связей женщин-антифашисток сыграл Антифашистский комитет советских женщин (с 1956 — Комитет советских женщин). Во многих странах Европы и Азии в ходе войны или вскоре после освобождения от фашистской оккупации возникли массовые демократические женские организации.

Вместе с тем многие буржуазные феминистские, пацифистские, религиозные и прочие женские организации, возникшие в конце 19 — начале 20 вв., прекратили в годы войны свою деятельность и лишь по её окончании стали восстанавливать национальные секции и возобновлять прерванные международные связи.

Всё более деятельное участие в экономическом и культурном строительстве и общественной жизни принимают женщины в развивающихся государствах Азии и Африки. Здесь создаются национальные и региональные женские объединения (например, Всеафриканская конференция женщин, основанная в 1962; Всеарабская федерация женщин). В странах Латинской Америки массовые женские демократические организации были созданы в конце 40 — начале 50-х гг. Растет активность представителей развивающихся государств в международных женских организациях.

В связи с тем, что после 2-й мировой войны в подавляющем большинстве стран женщины получили избирательные и др. политические права, одной из важнейших задач Ж. д. становится борьба за фактическую реализацию прав женщин, признанных в законодательном порядке. Всё большее внимание уделяют женские организации вопросам, порождаемым трудовой деятельностью женщин. Вместе с тем ширится круг общесоциальных, национальных и международных проблем, входящих в сферу интересов участниц Ж. д. Не только МДФЖ, но и многие другие женские организации активизируют борьбу за предотвращение мировой термоядерной войны, против гонки вооружения, против расизма и нищеты, поддерживают национально-освободительное движение. Так, например, требование о запрещении ядерных испытаний активно поддержали почти все женские организации стран Европы, США, Канады, Австралии. Сбор подписей под петициями, адресованными ядерным державам, проведение массовых демонстраций против ядерных испытаний, за всеобщее и полное разоружение, за мир и безопасность заняли важное место в современном Ж. д. В 1969 в Лондоне по инициативе британской секции Международной лиги женщин за мир и свободу состоялась международная конференция за запрещение химического и бактериологического оружия, в которой приняли участие видные учёные и общественные деятели капиталистических и социалистических стран.

В июне 1970 в Истаде (Швеция) была проведена консультативная встреча представителей европейских организаций МДФЖ и Международной лиги женщин за мир и свободу, посвященная проблемам европейской безопасности.

Многие женские организации (национальные организации МДФЖ, секции Международной лиги женщин за мир и свободу, отделения Международной федерации женщин юридических профессий, основанной в 1929, и др.) деятельно выступают в поддержку греческих демократов, против расизма в ЮАР и Южной Родезии. В авангарде этой борьбы — коммунистки, участвующие в ней в соответствии с программными и тактическими установками коммунистических партий. Последние рассматривают демократические Ж. д. как один из важнейших элементов единства антиимпериалистических сил, выступающих за демократию и социализм.

Международные женские организации участвуют в деятельности ООН. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1967 Декларации о ликвидации дискриминации женщин было результатом большой предварительной работы, проведённой МДФЖ, Международным советом женщин, Международной федерацией женщин юридических профессий, Международным альянсом женщин — сторонниц равных прав и обязанностей и др. женскими организациями. Некоторым международным женским организациям ООН и её специализированным учреждениям предоставлен консультативный статус различных категорий. Консультативный статус 1-й категории присвоен МДФЖ и Международному совету женщин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Одним из первых текстов содержащих утверждения о равенстве женщин и мужчин в контексте религиозных достижений является Тхеригатха, часть буддийского канона. Начало европейского феминизма принято датировать концом XVIII-ro — началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение.

Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества Х1Х-го века. Среди активисток этого времени - София де Кондорсе. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783).

"Первая волна" феминизма.

Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1903 году Панкхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов. После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма.

Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894). В США в 1869 году были созданы две организации такого же характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

Третья волна феминизма началась в 1990-х годах как ответ на недостатки второй волны феминизма и отрицательную реакцию против существовавших феминистских инициатив. Также третья волна базировалась на достижениях феминизма второй волны, таких как создание убежищ для жертв насилия, признание проблемы насилия над женщинами на общественном уровне, доступ к контрацепции и абортам, гендерные исследования и др. Возникновение феминизма третьей волны во многом связано с деятельностью чернокожих феминисток, таких как Белл Хуке и Одри Лорд. Они работали над включением вопросов, связанных с расой, в поле деятельности феминизма.

Что такое феминизм

Некоторые понятия со временем теряют свой смысл, искажаются, или неверно трактуются обществом. Феминизм – что это такое? Почему в наше время это слово стало почти ругательным? У большинства обывателей сложился образ, что феминистка – это женщина, которая ненавидит мужчин, не хочет заводить семью и всё своё время тратит на борьбу с мужчинами.

При поверхностном взгляде на проблему, так оно и есть. Но ведь ни одно движение в мире не возникало на пустом месте. Каждому явлению предшествовали свои события, они и стали тем самым толчком, который породил новые идеи и повернул развитие общества по новому пути.

Что такое феминизм?

Знак феминизма – это сжатый кулак, заключённый в символ женственности (Зеркало Венеры), выполненный на лиловом фоне. Знак символизирует борьбу женщин за гендерное равенство.

Знак феминизма

Феминизм – это идеология, призывающая женщин всех стран выйти из тени мужчин и требовать равноправия. Это касается образования, трудоустройства, оплаты труда, защиту от домогательств, домашнего насилия и многого другого. Феминистские движения имеют множество ответвлений и в них есть ряд отличий.

Кто такие феминисты?

Попробую объяснить, кто такие феминистки и феминисты простыми словами. Феминистки – это женщины, ценящие свою независимость. Основная идея в том, что все люди рождаются равными, вне зависимости от пола. Патриархальное общество принижает женское достоинство и умаляет ценность женщины, как человека. Принято считать, что женщины не только физически слабее мужчин, но и умственное развитие у них гораздо ниже.

Профеминисты

Профеминисты, как и феминистки выступают за гендерное равенство. Феминистки могут принять в своё сообщество мужчину, но ни за что не допустят его к руководству. Ведь природная агрессия мужчин рано или поздно возьмёт своё, и они попытаются своим авторитетом задавить женщин.

При равных нарушениях закона мужчины получают наказание более жёсткое, чем женщины.

При разводе мужчинам редко позволяют опекать детей самостоятельно, если у них есть мать. И неважно, насколько эта мама может и хочет выполнять свои обязанности в отношении детей. Мужчинам же достаётся скромная роль кошелька, который обязан финансировать свою бывшую семью.

Во всём мире пенсионный возраст для мужчин выше, и в целом существует целый ряд того, что можно назвать угнетением мужчин. Если изнасиловали женщину – это трагедия. Насилие же в отношении мужчины, воспринимается как анекдот.

Феминистка США Кэсси Джей

Виды феминизма и их различия

Виды феминизма

Удивительно звучит вопрос: какой бывает феминизм? Ведь по определению, это борьба женщин за равноправие, так откуда взялись разные направления?

Дело в том, что в разных странах, в разные времена образовывались группы женщин, которые решали конкретные проблемы, возникшие в данный отрезок времени. Различный социальный статус этих женщин, их положение в обществе, выступало тем фактором, который влиял на то, чем занимались активистки движения. Обозначим основные направления феминизма.

  • Радикальный феминизм возник в 60-х годах прошлого столетия. Главный тезис радикального феминизма состоит в том, что общество руководствуется не правовой системой, а патриархально-гендерной. Мужчины рассматривают женщин, исключительно как сексуальный объект, и используя давление, доминируют во всех сферах.
  • Феминизм марксистский сформировался под влиянием Клары Цеткин и Александры Коллонтай. Главной проблемой женщин считался капитализм и рыночные отношения, в которых мужчины эксплуатировали женщин. На женщинах лежала масса домашних обязанностей, которые не оплачивались. В прежние времена феминистки требовали открытия детских садов, прачечных и столовых, чтобы облегчить жизнь домохозяек. Современные феминистки добиваются того, чтобы труд домохозяек ценили и оплачивали.
  • Либеральный феминизм вызывает осуждение у радикальных феминисток. Эта форма считается слишком мягкой и абстрактной. Либеральные феминистки не считают мужчин источником всех бед и не критикуют их. Из их философии вытекает, что все люди равны и каждый имеет право выбора. Всё, что делают женщины со своей жизнью, это их сознательный выбор.
  • Интерсекциональный феминизм исследует множество форм дискриминации женщин. Теория пересечений говорит о том, что невозможно правильно описать способ дискриминации, даже в рамках одной культуры. Активисты движения защищают всех женщин, или тех, кто позиционирует себя, как женщина, любой расы и социального статуса.
  • Экзистенциальный феминизм призывает не искать виноватых. Мужчины свободны потому, что сами выбрали свободу. Перемены нужно начинать с работы над собственной личностью и просто выбрать свободу.
  • Эссенциалистский феминизм подчёркивает биологические различия между мужчинами и женщинами. Однако, это не делает женщин хуже или лучше, это просто данность, с которой глупо спорить.
  • Трансакциональный феминизм больше направлен на защиту замужних женщин. Когда первые феминистки боролись за право выйти из дома и право на трудоустройство, они не думали о том, что домашние обязанности никуда не исчезнут. Несмотря на то, что в современном мире большинство женщин, как и их мужья ходят на работу, все дела по хозяйству выполняют именно представительницы прекрасного пола. Трансакциональные феминистки предлагают рассматривать брак, как любой другой бизнес-проект. То есть, распределять все обязанности справедливо, возможно, даже прописывая в брачном контракте очерёдность приготовления утреннего кофе.
  • Постмодернистский феминизм отрицает естественность феминности, то есть, женственности. Активистки движения уверены, что это общество навязывает стереотипы, как должна выглядеть женщина, и какая она должна быть в целом. Модные журналы и идеалы женской красоты придумали мужчины, в стремлении создать андроцентричный мир.

На этом разновидности феминизма не заканчиваются, но перечислять их можно бесконечно. Во многом эти движения пересекаются и можно выделить главные точки этих пересечений.

Основные идеи феминизма

Обывателю трудно разобраться, за что конкретно борются феминистки. Иногда они выходят с плакатами на улицу, устраивают митинги, флешмобы или пикеты. В большинстве случаев эти акции приурочены к каким-нибудь событиям, которые произошли совсем недавно.

Идеи феминизма

Марш Женского освободительного движения в Лондоне в 1970 году. Феминистки того времени были первым поколением, поставившим под сомнение ответственность женщины за приготовление пищи, кормление и управление домом.

Цели феминизма – привлечь внимание к несправедливому отношению к женщинам. Это сексуальные домогательства, сексуальный шантаж, несправедливо заниженная оплата труда и многое другое.

Суть феминизма показать и устранить ту несправедливость, которую испытывают женщины каждый день.

Женщины должны иметь те же права, что и мужчины, и любая дискриминация из-за гендерных различий должна быть уничтожена. Борьба за права женщин длится не одно десятилетие и феминистки уже многого добились. Нельзя отрицать тот вклад, который они сделали за эти годы. Неизвестно, как развивался бы социум, если женщины не выступали за свои права.

История феминизма

Невозможно точно отметить, когда и в какой стране появился феминизм, ведь одиночные инициативы женщин нигде не учитывались. Обеспеченные женщины не поднимали подобных вопросов, а у бедных не было возможности быть услышанными.

По официальной версии первая феминистка появилась в США. В период Войны за независимость (1773-1783 гг.), супруга будущего второго президента США Джона Адамса Эбигейл Адамс открыто призвала предоставить избирательное право женщинам.

Джон Адамс и Эбигейл Адамс

Она вошла в Национальный зал славы женщин со своей цитатой, написанной в письме мужу в 1776 году:

С этого момента феминизм в Америке начал набирать силу. Некоторые штаты прислушались к Эбигейл Адамс и предоставили женщинам право голоса, но на национальном уровне этот вопрос так и оставался открытым. Лишь в 1920 г. в Америке приняли поправку к Конституции, в которой за женщинами закрепили право голоса на государственном уровне.

В Европе движение феминисток проходило гораздо сложнее. В 1791 г., по примеру США женщины потребовали право голоса. Ярая феминистка Олимпия де Гуж написала декларацию о правах женщины и гражданки.

Конвент не принял декларацию и запретил общественное движение женщин. Олимпию де Гуж отправили на гильотину, а права женщин урезали до минимума. Женщин лишили всех прав и свобод, полностью подчинив их мужчинам.

Феминистка Олимпия де Гуж

По факту, в Кодексе Наполеона, принятом в 1804 г., узаконили притеснение женщин. Им запрещено было владеть и распоряжаться имуществом, выступать в суде и даже появляться в общественных местах без сопровождения мужа. Примерно такая же картина происходила во всей Европе.

В Российской Империи начало женского движения пришлось примерно на 1850 г. Женщины организовывались в сообщества, которые в основном занимались благотворительностью, просвещением и социальными проектами. Общество оценило работу женщин, и правительство даже финансировало некоторые проекты, фактически признав равноправие женщин.

К концу XIX в., организации женщин набрали силу, влияние и переняли некоторые мировые идеи феминизма. Требования избирательного права стали звучать всё громче, но услышаны были лишь в 1917 г. Незадолго до Великой Октябрьской революции, Временное правительство предоставило женщинам равные права с мужчинами, стремясь найти новых союзников в то непростое время.

Феминизм в России

Санкт-Петербург, 1917. Митинг в Международный женский день, женщины протестовали против Первой мировой войны.

Феминизм в СССР поддерживался, но в государственных интересах. Стремясь вывести женщин из подчинения мужчин, государство превращало их в политическую и экономическую единицу.

Этапы развития

  • Развитие феминизма в мире происходило скачкообразно. Современникам сложно представить себе те трудности, с которыми столкнулись первые феминистки. Сейчас даже не обсуждается вопрос о праве голоса для женщин или о разрешении иметь собственное жильё. Право женщин выходить замуж или не рожать детей. Женщины могут получить образование, работать, имеют право развестись, если захотят.
  • Трудно представить себе, что ещё каких-то 200 лет назад всё было иначе. Женщины по сути были рабынями своих отцов, мужей, братьев или опекунов. Сейчас принято разделять развитие феминизма на три волны. Каждая из них акцентировала внимание на определённой проблеме, которая решалась не один год.

Феминизм первой волны

Феминизм первой волны

В 1860 г., Законодательное собрание штата Нью-Йорк на законодательном уровне закрепили акт о собственности для женщин. Теперь женщина могла владеть имуществом наравне с супругом. Это был огромный прорыв женского движения, но на этом они не остановились.

В 1857 году 8 Марта в г. Нью-Йорке женщины-портные устроили забастовку и акцию протеста, требуя повышение зарплаты, достойных условий работы и запрета на детский труд. Полиция жестоко разогнала протестующих, но эта акция не была забыта.

Через много лет, в 1910 г. Клара Цеткин, выступая на Международной Конференции социалисток, предложила ежегодно отмечать женский день 8 Марта, чтобы напомнить мировом обществу о правах женщин.

Клара Цеткин

Если подвести итог, становится понятно, за что боролись феминистки первой волны. Это вполне разумные требования и добившись своего, казалось бы что феминизм должен исчезнуть, но это было лишь затишье перед второй волной.

Феминизм второй волны

Чего добивались феминистки второй волны и когда она началась? По официальной версии вторая волна наступила в 1960 г. и длилась около 30 лет. Предпосылок для активизации феминисток было несколько. В послевоенной Америке большинство женщин были вынуждены уволиться с работы и вновь заняться домашним хозяйством. По сути, единицы могли позволить себе работать, и на самых низкооплачиваемых должностях.

Женщинам доверяли конвейерную работу, без каких-либо перспектив карьерного роста.

Бетти Фридан

Бетти Фридан (верхний ряд, четвертая слева) с феминистками в своем доме 7 июня 1973 года. Встреча была описана как сессия Международной феминистской конференции

Вся суть волны сводилась к тому, что в дискриминации женщин нет ничего личного. Всё происходит из-за государственной политики, которую возглавляют мужчины-сексисты.

Феминизм третьей волны

Феминизм 3-й волны поднялся в 1992 г. после статьи американской писательницы Ребекки Уокер. Дочь афроамериканки и еврея не раз подвергалась дискриминации, что и побудило её учредить фонд для борьбы с гендерной, расовой и квирной несправедливостью. Борьба против сексуальных домогательств развернулась по всему миру. Женщины, которые столкнулись с насилием в семье или на работе, массово поддерживали феминисток, требуя наказания для насильников.

Ребекка Уокер

По мнению феминисток третьей волны, депиляция, макияж, длинные волосы и одежда, подчёркивающая женственность – это требование мужчин, которые хотят видеть в женщине лишь сексуальный объект. Отмечают, что третья волна закончилась в 2010 году, но специалисты предрекают вскоре новую волну, и пытаются спрогнозировать очередные цели движения.

Феминизм в России

  • Феминистическое движение в России, узаконенное большевиками, было запрещено с приходом Сталина к власти. Вновь под запрет попали аборты, усложнилась процедура разводов и женская сексуальная свобода регламентировалась семейным кодексом.
  • В период Хрущёва начали появляться женсоветы. Они не называли себя феминистками, да и руководили ими мужчины. Немногие активистки сотрудничали с западными идеологическими партнёрами, так как их тут же обвиняли в диссидентстве.
  • Найти понимание с Западными феминистками было сложно, из-за расхождения в религиозной сфере, и определения конечной цели борьбы. Русские женщины лояльно относятся к мужчинам, и радикальный феминизм в России не прижился.

Современный феминизм

Современный феминизм в России

Феминизм в Исламе не прижился и на это есть ряд причин. Начать можно с того, что право на наследование, брак и развод, мусульманские женщины получили ещё в VII веке. На протяжении всей истории Ислама женщины могли работать, учиться в Медресе и даже становится учёными (улемами).

Заключение

Обсуждая феминизм, можно привести аргументы за и против данного движения. Нельзя отрицать вклад женщин в развитие общества. Благодаря первым феминисткам, женщины вышли из подчинения мужчин, и добились равных прав, закреплённых на законодательном уровне. Большинство считает, что феминизм уже победил. Нечего добиваться, так как все цели достигнуты. Отчасти это верно.

Феминистками женщины не рождаются, а становятся, и это факт. Столкнувшись с насилием или несправедливостью, став жертвой мужчины, женщина начинает проецировать свою обиду и ненависть на всех мужчин. Утверждая, что все женщины разные, феминистки убеждены, что все мужчины одинаковые.

Мизандрия – это то, что присуще большинству радикальных феминисток. По сути, феминистки сами становятся сексистками, обвиняя всех мужчин в сексизме.

Мизандрия

Написано множество работ о том, что мужчины – это неполноценные существа и мир был бы гораздо лучше без них. Рассматривалась даже возможность кастрации или стерилизации всех особей мужского пола.

Феминизм глазами мужчин выглядит, как цирк психически ненормальных баб. Кроме того, мужчины считают, что феминизм удел некрасивых женщин. В этом есть смысл.

Феминизм глазами мужчин

Став феминисткой, женщина отказывается выглядеть как женщина. В попытках уничтожить собственную феминность, женщины грубеют, перенимая типично мужские черты. Женщины не хотят выглядеть в глазах мужчины лишь объектом для секса и надо сказать, это им прекрасно удаётся.

Современные феминистки нередко используют идеи феминизма для шантажа, манипуляции мужчинами, или для банального зарабатывания денег. Обвиняя мужчин в сексуальных домогательствах, можно выбить себе нужную должность, повышение зарплаты и многое другое. Этот шантаж часто срабатывает, потому что даже при отсутствии каких-либо доказательств, общество скорее поверит женщине, чем мужчине.

Ведь вступив в союз с мужчиной, они (по мнению феминисток), добровольно надели рабские оковы. Радикальные феминистки хотят не равенства, они добиваются матриархата и полного доминирования над мужчинами.

В биологическом плане мужчины и женщины устроены по-разному. Сила, выносливость и агрессия мужчины, разбавляется милосердием и нежностью женщины. Мудрая природа так устроила, что разнополые объекты могут вступать в симбиоз, который уравновешивает их качества, создавая идеальный баланс. В природе не может быть хорошего или плохого пола, и феминизм – это проблема социальная.

Дискриминация должна быть уничтожена, и это касается не только женщин. Невозможно судить о человеке исходя из его пола, возраста, цвета кожи, или социального статуса. Идеального мира не существует, но к этому можно и нужно стремиться.

Феминизм — это машина войны, которая распространяется по двум направлениям — внешнему и внутреннему. Внешняя война — это, конечно, борьба с доминированием мужских ценностей, практик и привилегий, с угнетением женщин, война за переустройство мира. Внутренняя война — это многочисленные конфликты между разными феминистками, феминистскими политическими группами и теоретическими концепциями.

Извне феминизм может казаться чем-то гомогенным, феминизмом в единственном числе. Изнутри же это нестабильная, конфликтная, разнородная множественность. Это группы, которые далеко не всегда и не во всем могут найти общий язык, если это не язык противостояния. Борьба на два фронта, границы которых постоянно смещаются.

Из-за чего же спорили феминистки на протяжении истории всего движения?


Первая волна: буржуазность и добропорядочность

В Российской империи феминистки из разных течений приходили срывать друг другу агитационные митинги.

Роза Люксембург, Women’s Suffrage and Class Struggle (1912)


Вторая волна: белые привилегии и секс

В 1960-е на смену первой волне феминизма пришла вторая, а вместе с ней появились и новые внутренние конфликты. Сначала феминистки начали откалываться от тусовки новых левых. Затем образовавшиеся группы разделились на два направления: левый феминизм и новую идеологию, основанную на женском опыте и знаниях (в дальнейшем радикальный феминизм). Афроамериканские и латиноамериканские феминистки критиковали белых и, в свою очередь, пытались развивать альтернативные политические и теоретические проекты: чиканафеминизм, афрофеминизм, интерсекциональный феминизм.

Чиканафеминизм критикует и гендерное угнетение, и расизм, и империализм. Он отказывается от бинарных оппозиций и четких границ и отдает приоритет гибридным опытам, пограничным и трансграничным культурам, которые избегают определения в терминах принадлежности и идентификации.

Полемика по поводу трансгендерности привела к появлению трансфеминизма и феминизма, исключающего транслюдей (TERF). Со временем появился феминизм стран третьего мира и антиколониальный феминизм. Эти направления противопоставлялись колониальному подходу феминисток из стран первого мира.

Практически в каждом из течений возникали еще и внутренние конфликты, также приводившие к расколам, размежеваниям, критике, исключению и образованию новых групп. За разговорами о сестринстве и общности всех женщин, за желанием эту общность сконструировать и навязать зачастую стояли напряжение и различия, которые нельзя было свести к единому знаменателю.

Более того, само стремление к объединению порождало расколы. Как пишет Дэвин Роуз де Флора, попытка некоторых феминисток второй волны создать и утвердить (иногда с помощью репрессивных практик) общность женщин привела к тому, что внутри феминистского движения женщины оказались еще более разделены многочисленными противоречиями и отчуждены друг от друга.

Антипорнографическое движение они считали консервативным и пуританским, направленным на борьбу с сексуальной либерализацией и с ненормативными сексуальностями.

В ответ на попытки ограничить производство и распространение порнографии в конце 1980-х в США и Британии появились феминистские организации, выступавшие против цензуры. Их аргументы были такими: во-первых, запрет порнографии ограничивает свободу слова, во-вторых, указ Дворкин и Маккиннон приведет также (и даже прежде всего) к запрету феминистского, лесбийского, гей- и транс-порно. Некоторые представительницы этого направления утверждали, что порнография может быть средством не только угнетения, но и освобождения и экспериментов с собственной сексуальностью, в том числе для женщин. Пытаясь запретить порнографию, феминистки переходят на сторону моральных и религиозных консерваторов, воспроизводя разделение между правильной (приватной, интимной, домашней) и неправильной (публичной, демонстративной) сексуальностями.

Одна из самых известных стычек между двумя течениями произошла в 1982 году во время феминистской конференции по вопросам сексуальности в Барнард-колледже. Мероприятие организовали секс-позитивные феминистки, в нем участвовали в том числе лесби-садомазохистские группы Samois и Lesbian Sex Mafia. Представительниц антипорнографического и анти-БДСМ-движений не пригласили. Организаторки посчитали, что участие этих активисток, во-первых, приведет к тому, что обсуждение превратится во взаимные нападки, а во-вторых, будет небезопасным для участниц, практикующих БДСМ.


Третья и четвертая волна: интернет не всегда объединяет

Принято считать, что появление третьей волны феминизма ознаменовало собой победу секс-позитивных феминисток внутри академического пространства (по крайней мере, в США). Интерсекциональный подход, постструктурализм и квир-теория получили признание и стали достаточно влиятельными в исследованиях гендера и сексуальности. Эти идеи критикуют универсалистские и эссенциалистские установки антипорнографического движения, согласно которым вся порнография — это угнетение женщин, а БДСМ — патриархальное насилие над женщинами по своей сути, даже если его консенсуально практикуют лесбиянки.

Однако внутрифеминистские войны всё еще далеки от окончания. Во-первых, как указывает исследовательница Элизабет Бернштейн, антипорнографический феминизм, переключившийся на борьбу с коммерческим сексом, стал более влиятельным на уровне государственной политики в некоторых странах (например, в США и Швеции). Во многом это как раз объясняется тем, что борьба с сексом за пределами семьи сблизила их с влиятельными религиозными группами и консервативными политическими элитами (а, по замечанию Грегори Митчелла, в США и демократы, и республиканцы занимают консервативную позицию, когда речь заходит о сексе).

Проблема только в том, что запреты в большинстве случаев не решают проблему, а лишь создают иллюзию ее решения, одновременно ухудшая ситуацию (убедительные примеры — война с наркотиками и коммерческим сексом).

Эпоха новых коммуникационных технологий и интернета уже привела к появлению четвертой волны феминизма. Борьба за власть, подписчиц, социальный онлайн-капитал и статус, а также расхождения в политических взглядах, в предпочитаемых теориях и направлениях — всё это приводит к умножению и распространению внутрифеминистских разногласий.

Одновременно феминизм становится всё более и более влиятельным. Это уже не маргинальное радикальное течение, а вполне состоятельная и легитимная идеология, которая заставила с собой считаться. По крайней мере, на Западе. Но в России всё тоже довольно быстро меняется — если не в государственной политике, то в общественном сознании и СМИ. Разумеется, ростом влияния феминизма довольны далеко не все, и многим феминисткам приходится сталкиваться с нападками и агрессией онлайн и в реальной жизни. Ставки растут, и борьба на два фронта продолжается.

Читайте также: