Глобальная цивилизация это в истории кратко

Обновлено: 03.07.2024

— современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой об-щепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле.

Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему соци-ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.

Инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза- ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при со-хранении особенностей каждого сообщества, культуры и мен-талитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне много-образный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным много-образием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного раз-вития восточных и традиционных обществ.


Типология цивилизаций — это членение культурно-исторического развития человечества. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

На основе этого выделяют такие типы цивилизаций:

Природные сообщества

Природные сообщества — исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой. Они существуют вне исторического времени. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Обожествляет силы природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Предводители общин — жрецы, шаманы, колдуны. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология.

В этих сообществах нет восходящего развития, изменения в них происходят по замкнутому кругу. Неизменный порядок поддерживается системой запретов — табу. Самое страшное табу — запрет на всякие изменения. В социальной жизни господствует коллективизм: община, род, племя. Власть опирается либо на традицию (выборность), либо передается по наследству.

Восточный тип цивилизации

Восточный тип цивилизации — в историческом плане первый тип цивилизации, сформировавшийся к III веку до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте.

Характерными чертами восточной цивилизации являются:

• нравственная установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;

• политическая организация жизни происходит в форме деспотии, в которой осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом;

• экономическая основа жизни — корпоративная и государственная форма собственности, основной метод управления — принуждение.

Западный тип цивилизации

Западный тип цивилизации (Европа и Северная Амери­ка).

Основными ценностями западной цивилизации являются:

На определенном этапе западная цивилизация приобретает характер техногенной цивилизации (начиная с ХV-ХVII вв. и до конца XX ст.). Для техногенного типа цивилизации характерна научная рациональность, быстрое изменение техники и технологии, научно-техническая революция, ускоряющееся обновление искусственно созданной человеком предметной среды. Все это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, формированием нового типа личности и становление двух типов общества: индустриального и постиндустриального.

Глобальная цивилизация

Глобальная цивилизация — современный этап развития общества. Отличительные черты:

• интернационализация всей общественной деятельности на Земле (единая система социально-экономических, политических и культурных связей);

• унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара (общественное разделение труда, унификация средств связи, транспорта, информации и т.п.).

В диалоге мировых культур, как отмечают исследователи, сейчас преобладает западное влияние, ценности западной техногенной цивилизации. Однако, в последние десятилетие возрастает значение социально-экономических и культурных ценностей восточных обществ.

1. Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вам также может понравиться

Социальные функции культуры

Социальные функции культуры

Физическая культура как феномен культуры

Культура и общество

22 апреля 2016

Глобальная цивилизация Земли — человечество на современном этапе развития, характеризующимся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. На шкале Кардашёва соответствует цивилизации I типа (планетарной). Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Примечание: здесь приводятся цитаты, явно подразумевающие современную человеческую цивилизацию.

Содержание

Вторая мировая война должна была закончиться уничтожением нашей цивилизации рукотворной чумой с такой же неизбежностью, с какой теперь, сорок пять лет спустя, мы ожидаем этого от термоядерного оружия третьей мировой войны. [2]

Ближайшие сто лет в мире будут преобладать две тенденции. Первая тенденция ведёт к тому, что можно назвать цивилизацией первого типа или планетарной цивилизацией.
Основная же опасность в переходе между типом ноль и типом один. Это и происходит в наши дни. Мы - цивилизация нулевого типа. Мы добываем энергию из мертвых растений, нефти и угля. Но возьмите калькулятор и посчитайте, когда мы достигнем типа один. Вот ответ: мы достигнем планетарности примерно через сто лет и начнем в полной мере использовать весь энергетический потенциал планеты. Мы приручим погоду, землетрясения, вулканы, мы покорим планету.
Самое опасное время - сейчас. Мы все никак не избавимся от дикарского прошлого, страстей сектантских, фундаменталистских идей, витающих повсюду. Но у нас есть и ядерное оружие. способное уничтожить все живое на Земле.
Так что я вижу две современные тенденции. Первая ведет нас к мультикультурному научному толерантному обществу. И где бы я ни оказался, я наблюдаю аспекты рождения такого общества.
Например, что такое Интернет? … миллиарды и миллиарды слов написаны об Интернете. Но для меня, как для физика, Интернет - это начало телефонной системы первого типа, планетарной телефонной системы. И мы будем теми счастливцами, которые при жизни увидят становление технологии первого типа.
А что такое Европейский союз? Евросоюз - это начало экономики первого типа. Но как же так вышло, что европейские страны, вырезающие друг друга на протяжении 10 тысяч лет, еще со времен таянья ледников, как же они объединились, невзирая на все разногласия и создали Европейский союз.
Так что мы и созерцаем начало экономики первого типа.

I say looking at the next 100 years that there are two trends in the world today. The first trend is toward what we call a type one civilization, a planetary civilization.
The danger is the transition between type zero and type one and that’s where we are today. We are a type zero civilization. We get our energy from dead plants, oil and coal. But if you get a calculator you can calculate when we will attain type one status. The answer is: in about 100 years we will become planetary. We’ll be able to harness all the energy output of the planet earth. We’ll play with the weather, earthquakes, volcanoes. Anything planetary we will play with. The danger period is now, because we still have the savagery. We still have all the passions. We have all the sectarian, fundamentalist ideas circulating around, but we also have nuclear weapons. . capable of wiping out life on earth.
So I see two trends in the world today. The first trend is toward a multicultural, scientific, tolerant society and everywhere I go I see aspects of that birth.
For example, what is the Internet? Many people have written about the Internet. Billions and billions of words written about the Internet, but to me as a physicist the Internet is the beginning of a type one telephone system, a planetary telephone system. So we’re privileged to be alive to witness the birth of type one technology.
And what is the European Union? The European Union is the beginning of a type one economy. And how come these European countries, which have slaughtered each other ever since the ice melted 10,000 years ago, how come they have banded together, put aside their differences to create the European Union? . so we’re beginning to see the beginning of a type one economy as well. [3]

В настоящее время человечество, разумеется, не думает о движении человечества к статусу цивилизации I типа. На планете нет коллективного осознания того, что этот исторический переход вообще происходит. Если провести опрос, окажется, что кое-кто смутно понимает, что идет процесс глобализации, но за исключением этого нет четкого представления о том, что цивилизация Земли движется к какой-то определенной цели. [4]

This Voyager spacecraft was constructed by the United States of America. We are a community of 240 million human beings among the more than 4 billion who inhabit the planet Earth. We human beings are still divided into nation states, but these states are rapidly becoming a single global civilization. We cast this message into the cosmos. It is likely to survive a billion years into our future, when our civilization is profoundly altered and the surface of the Earth may be vastly changed. Of the 200 billion stars in the Milky Way galaxy, some - perhaps many - may have inhabited planets and spacefaring civilizations. If one such civilization intercepts Voyager and can understand these recorded contents, here is our message: This is a present from a small distant world, a token of our sounds, our science, our images, our music, our thoughts, and our feelings. We are attempting to survive our time so we may live into yours. We hope someday, having solved the problems we face, to join a community of galactic civilizations. This record represents our hope and our determination, and our good will in a vast and awesome universe. [5]

Куда-то не туда пошла наша цивилизация, и дело тут не в озоновой дыре, не в уничтожении лесов Амазонки, не в вымирании медведей-панда, не в курении, не в канцерогенных продуктах и не в кризисе тюремной системы, как объявляют газеты.

Сейчас момент гомогенизации мира, когда различия между обществами разрушаются, когда возникает глобальная цивилизация.
На Земле не осталось экзотических мест, о которых можно мечтать.
И по этой причине становится большей и более острой необходимость сегодня для летательного аппарата, устройства, которое доставит нас куда-то еще.
Не всех нас; только некоторых — к пустыням Луны, к берегам древних морей Марса, в небесные леса.
Существует что-то обнадеживающее в том, что в один прекрасный день несколько представителей нашей маленькой земной деревни могут решиться достигнуть великих галактических городов.

This is the moment of the homogenization of the world, when the diversities of societies are eroding, when a global civilization is emerging. There are no exotic places left on Earth to dream about.
And for this reason there remains an even greater and more poignant need today for a vehicle, a device, to get us somewhere else. Not all of us; only a few –
to the deserts of the Moon, the ancient seacoasts of Mars, the forests of the sky.
There is something comforting in the idea that one day a few representatives of our little terrestrial village might venture to the great galactic cities.
[7]

Человеческая цивилизация похожа на корабль, построенный без плана. Постройка удалась на диво. Цивилизация создала мощные двигатели и освоила недра своего корабля — неравномерно, правда, но это-то поправимо. Однако у корабля нет кормчего. Цивилизации недостаёт знания, которое позволило бы выбрать определённый курс из многих возможных, вместо того чтобы дрейфовать в потоках случайных открытий. Ибо открытия, из которых сложилась постройка, всё ещё являются частично делом случая. — гл. VII (Вступление)

Cywilizacja ludzka jest jak okręt, zbudowany bez planów. Budowla udała się nad podziw. Stworzyła olbrzymie maszyny napędowe i zagospodarowała wnętrze swego statku, prawda, że nierównomiernie, ale to jest do odrobienia. Ale ten okręt nie ma sternika. Cywilizacji brak wiedzy, która pozwoliłaby wybrać świadomie, kurs spośrуd wielu możliwych, zamiast dryfowania w prądach losowych odkryć. Bo odkrycia, jakie złożyły się na budowlę, wciąż jeszcze są po części dziełem przypadku.

Między cywilizacją taką jak nasza, względnie prymitywną, a wysoce złożoną, jak przyszła, jest taka różnica mniej więcej, jak pomiędzy maszyną w sensie klasycznym i w sensie organizmu żywego. Maszyny w sensie klasycznym i cywilizacje „proste” wykazują rozmaite rodzaje oscylacji samowzbudnej, niekontrolowalne wahnięcia parametrów, które powodują tu kryzys ekonomiczny, tam głód, ówdzie zatrucie thalidomidem lub nagłe odkrycie.

Каждому водителю, который долго и с большой скоростью путешествовал ночью, известно явление мнимого сокращения освещённой части дороги, которая раскрывается перед фарами автомобиля; это пространство, которое выглядит значительным на небольших скоростях, по мере увеличения скорости начинает как бы проваливаться под автомобиль. Что-то подобное происходит с цивилизацией, набирающей взрывную, стремительную скорость движения с той минуты, когда накопленные за столетия запасы информации, как некоторый эквивалент топлива, вдруг возгораются и обеспечивают ускоренный полёт; и в такой ситуации нам ещё более потребны прогнозы, поскольку всё меньшие отрезки времени отделяют точки, в которых нужно принимать соответствующие решения, от точек, в которых уже любые решения могут оказаться запоздавшими, но одновременно уменьшается достоверность предсказаний, особенно долгосрочных.

Każdemu kierowcy, który długo i szybko podróżował nocą, znane jest zjawisko pozornego kurczenia się oświetlonej części drogi, jaka rozpościera się przed reflektorami auta; przestrzeń ta, wyglądająca na znaczną przy niewielkich chyżościach, w miarę wzrostu tempa jazdy zdaje się jakby zapadać ku samochodowi. Coś podobnego zachodzi też z cywilizacją, nabierającą pędu eksplozywnego z chwilą, kiedy nagromadzone sekularnie zapasy informacji, więc niejaki odpowiednik paliwa, zapalą się wreszcie i dadzą przyspieszający ciąg; prognozy są nam wprawdzie coraz bardziej potrzebne w takiej sytuacji, ponieważ coraz mniejsze odcinki czasu oddzielają miejsca, w których trzeba podejmować właściwe decyzje, od miejsc, w których mogłyby już wszelkie decyzje okazać się spóźnione, lecz jednocześnie wierzytelność, zwłaszcza długodystansowych przepowiedni, maleje.

Вспышка новой звёзды на небосклоне, там, где раньше звёзд не наблюдалось, свидетельствует о том, что распадается планета, жители которой достигли высокого уровня цивилизации и овладели способом использования атомной энергии. — вариант распространённой мысли

Rozbłysk nowej gwiazdki na firmamencie tam, gdzie dotąd gwiazd nie było, świadczy o tym, że właśnie rozpada się planeta, której mieszkańcy osiągnęli wysoki stopień cywilizacji i odkryli sposoby wyzwalania energii atomowej.

Представь себе,
Что нет нигде
Ничьих владений, о, не это не так просто, нет,
Незачем убивать,
И не за что умирать
Ведь нет ни религий не партий, нет неформальных объединений.
Представь себе, среди людей мир царит.

Ты мне скажешь - я мечтатель,
Но такой я не один.
Однажды, я надеюсь, ты встанешь рядом,
Да будет мир, да будет мир един.

Если ты сможешь представить себе,
Что нет стран и нет границ,
Это будет исключительный случай.
И нет запоров у дверей,
Ведь на земле живёт братство людей,
И нет ни замков, ни дверей, и нет больше проволоки колючей.
И все люди обладают всей землёй. — поэтический перевод Федора Чистякова

Imagine there's no countries
It isn't hard to do
Nothing to kill or die for
And no religion too
Imagine all the people
Living life in peace

You may say that I'm a dreamer
But I'm not the only one
I hope someday you'll join us
And the world will be as one

Imagine no possessions
I wonder if you can
No need for greed or hunger
A brotherhood of man
Imagine all the people
Sharing all the world.

Первая Цивилизация возникла 390 в. назад.

Последняя Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 5 в. в будущем.

Только установление Всемирного правительства может остановить процессы разрушения Земли.

В олодихин и Мияхара вводят цивилизацию этого типа в свои каталоги.

Многие исследователи, цивилизациографы, отмечают, что наблюдаемый и переживаемый современным человечеством процесс глобализации цивилизационного развития, неоднократно был повторен предшествующими цивилизациями. По всей видимости, программа глобализации и создания сети региональных, локальных цивилизаций, объединённых в Глобальную цивилизацию, такая программа была заложена в генотип человечества, создателями, кто бы они ни были.

Все предшествующие допотопные цивилизации, достигнув определённой глобализации, погибали в результате глобальных катастроф. По всей видимости в генах человечества живёт мысль о неизбежности катастрофы. Может быть даже этот ген получает информацию из космоса об удалённости катастрофы. В определённый момент ген этот возбуждается. Это происходи при получении им информации о скорой катастрофе. Начинает ускоренный процесс эволюции, развития цивилизации. До этого момента эволюция шла естественным образом. При получении новых знаний, менялся облик человека. Но при приближении катастрофы, человечество начинает искать способы её избежания в развитии наук и технологий, нещадно эксплуатируя природу.

Дальше возникает угроза другой катастрофы – техногенной. Человечество глобализируется, стремясь совместными усилиями найти способ преодолеть глобальную катастрофу. Но катастрофа, порождённая самим человечеством настигает его раньше. Хотя в истории разумной биосферы катастрофы космического характера или планетарного типа настигали землян и до техногенной, порождённой ими самими.

Катастрофы не были внезапными, человечество заранее позаботилось, чтобы уцелеть в ней и сохранить культурное наследие для последующего возобновления жизни. Таким образов, в последующем цивилизационном становлении должны были быть заметны влияния допотопного типа. Это в большей степени касается цивилизаций человеческого типа. Лемурийские нечеловеческие цивилизации, цивилизации Пацифиды оставили после себя только биологическую среду.

С овременный этап цивилизационного развития, характеризуется возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации.

Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

В озрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Происходит унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта.

К началу 16 столетия сфера влияния португальцев и испанцев широко распространилась по всему миру. Но им все же не удалось создать глобальную систему цивилизации. Однако в 19 веке Британия приступила к ее созданию. Причина проста: они нуждались в глобальной системе для расширения сферы своей деятельности на весь мир, после того, как им удалось привести в действие промышленную революцию восемнадцатого века.

К ак результат, Британия начала снабжать весь мир "валютой" и "языком", хотя язык появился немного позже. Эта глобальная система может иметь определение "Современная глобальная система". Но ее действующими лицами и исполнителями были не "мир", а "нации". В этой системе не было так называемого "мирового замысла". Ее создали нации и она следовала их национальным мотивам. Основным действующим лицом была Британия. Но зачем она это начала? Ответ прост - она хотела иметь высокоразвитую цивилизацию.

В конце 20 века человечество вынуждено жить в глобальном обществе. Каждая нация теперь почти полностью зависит от других наций, рынков, природных ресурсов и более всего от единой окружающей среды. История человечества достигла порога формирования глобальной цивилизации.

М еждународная цивилизация сегодня - это процесс перехода к глобальной цивилизации.

В торая международная цивилизация была европейская международная цивилизация второй половины 19 века, главную роль в которой играла Британия. Во второй половине 20 века возникла Третья международная цивилизация, главенствующее место в которой уже занимает Америка и которая распространилась по всему миру. Тем не менее, в последние годы появились признаки, указывающие на растущую дестабилизацию основных компонентов структуры цивилизации.

М ожно предположить, что к середине 21 века международная цивилизация, ведущее место в которой занимает Америка прекратит свое существование. Во избежание потери потенциала, накопленного ныне существующей цивилизацией необходимо подготовить новую систему, на основе которой будет создана Новая цивилизация, в которую могла бы плавно перейти эта ныне существующая цивилизация. А Новой и возможно Последней цивилизацией может стать Глобальная Международная цивилизация. Так как если новая международная цивилизация будет построена удачно, то она может стать действительно глобальной цивилизацией с глобальной валютой и языком.

О сновной проблемой осуществления идей глобальной международной цивилизации является установление общего международного языка. Невозможно заставить всех людей мира изучать и использовать английский язык в качестве второго по значимости, после родного, языка. Но ООН могут сделать CIL единым официальным языком.

А именно, единым международным и межэтническим языком. В этом случае возникает вопрос: какой язык станет CIL? А если на данный момент у нас такого языка нет, то нужно его создать. Нет языков, которые родились бы сами по себе. То есть, создание нового языка возможно, и как модель можно принять язык Эсперанто. Конечно, Эсперанто не является языком какой-то отдельной нации. Он был задуман Цаменхофом около 100 лет назад.

В те дни международным языком в Европе был французский, а до этого в течение нескольких столетий им являлся латинский. Поэтому Цеменхоф использовал латинский и романские языки для создания своего Эсперанто. Таким образом, можно сказать, что праязыками искусственно созданного языка Эсперанто были общеупотребляемые языки. Многие считают Эсперанто превосходным языком, и это подтверждено тем, что многие люди общаются с его помощью. Ни один язык не мог существовать без введения его в обращение обществом или правительством, за исключением Эсперанто.

Э тот факт доказывает возможность существования ненационального языка. Есть несколько лингвистических учений об "универсальной грамматике" и "универсальном языке". Таким образом, CIL будет образован на основе этих учений, включая и Эсперанто.

Н ужно выделить основные различия между "глобальной" и "международной" валютой и языком. Говоря "глобальная валюта", подразумевается универсальная валюта и отвергаются другие национальные валюты. Глобальная валюта может существовать только при условии, что мировая экономика объединена и управляется мировым правительством.

Н о только не в случае с "международной валютой". Она существует наряду с другими валютами, поэтому экономические различия среди наций устанавливаются обменным курсом валют на обменном валютном рынке. Таким образом, так называемые богатые и бедные нации могут сосуществовать в этой системе.

П одобно глобальной валюте, глобальный или универсальный язык отвергает все национальные языки. В 21 веке большинство людей будет любить свой родной язык и отвергать любой универсальный. Но они могут принять "международный язык", который будет переведен и интерпретирован под национальные или наоборот. С помощью обменного курса валют и перевода и интерпретации языков, международная цивилизация 21 века может быть постепенно сформирована как Глобальная. И она могла бы внести сходные черты в экономики и культуры разных наций по всему миру. Это первый шаг к созданию глобальной цивилизации.

Многим кажется, что человек всегда был таким разумным, как сейчас и мог также масштабно создавать свою культуру (вторую природу) как сейчас.

Цивилизация

Однако миллионы лет люди жили в дикости и не имели цивилизации в отличие от наших современников. Сегодня мы узнаем, что такое цивилизация, какими признаками она обладает и сколько ее видов принято выделять в науке.

Цивилизация — это.

Цивилизация (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности.

Уровень социальности выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы и ряде других признаков.

Существуют иные подходы к определению цивилизации:

  1. Это взаимосвязь исторического процесса и суммы духовных и материально-технических результатов деятельности, созданных в ходе его развития (человеческая цивилизация);
  2. Это общественный формат изменения материи, обеспечивающий ее саморазвитие посредством взаимодействия с окружающей средой (человеческая цивилизация относительно всего космоса);
  3. Это общество, которое локализовано во времени и пространстве, являющееся совокупностью социальной, политической, экономической и других подсистем.

Мир

В числе первых ввел в научный оборот понятие цивилизация шотландский ученый Адам Фергюсон. Он предложил собственную периодизацию всемирной истории, состоящую из трех стадий: дикость, варварство и цивилизация.

Письменность

Западная и восточная цивилизации

В общемировом масштабе выделяют цивилизации Востока и Запада. Несмотря на географическое название между ними существуют глубинные культурно-исторические различия, что нередко приводило и приводит к противостоянию.

Как писал Р.Киплинг:

Запад есть запад, восток есть восток
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
В день страшного суда.

Западная цивилизация представляет собой мир рациональных людей, стремящихся подчинить природу. Они ставят во главу угла свободу личности и неприкосновенность ее собственности. Основу экономики составляют рыночные отношения.

В соответствии с принципами демократии (что это?) человеку дается право участвовать в политике и бороться за свои права. Запад в любой период своего существования стремится к прогрессу и развивается поступательно.

Восточная цивилизация характеризуется эмоционально целостным восприятием действительности. Она нацелена на гармоничные взаимоотношения с природой и созерцание окружающего мира.

Приоритет в развитии отдается подчинению интересов личности обществу и государству.

В политической сфере доминирует идея сильного государства в форме восточной деспотии. В духовном плане преобладает традиционность, стремление к воспроизведению подобных ценностей, а развитие общества имеет цикличный характер.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Сейчас появляется все больше групп населения, которые умышленно отказываются от благ цивилизации, называя большинство достижений злом и отходом от истоков. На мой взгляд, это очень узколобое мышление.

Если наука изобрела вредный пластик, это еще не значит, что нужно отказаться от вакцины, гигиены и других здравых вещей. Во всем нужен баланс без крайностей, а еще не помешает поднять уровень культуры.

Все эти характеристики цивилизаций из разряда астрологических прогнозов, особенно, что касается восточной цивилизации, которая якобы живёт в гармонии с природой, хотя по уровню всяких загрязнений в окружающую среду восток впереди планеты всей.

Иван: с западной еще сложнее. Ее и цивилизацией назвать трудно, ибо агрессия Запада, проявляемая на протяжении столетий, никак не вяжется с этим гуманистическим понятием.

Восточная цивилизация — это слишком общее понятие, неужели кто-то думает, что менталитет русского человека ближе к менталитету китайца, а не француза или англичанина.

Если взять шкалу Кардашева, то наша цивилизация находится на самом низшем уровне развития, можно сказать, мы ещё первобытные люди.

Несмотря на все достижения человечества, думаю, мы сильно переоцениваем свое влияние на планету. Кроме того, проблемы с экологией вполне решаемы, было бы желание.

Думаю, что цивилизация началась с того момента, как человек обрёл разум и неважно, что люди тогда жили в пещерах, всё равно это была цивилизация, пусть и примитивная.

Читайте также: