Женские образы в творчестве достоевского кратко

Обновлено: 07.07.2024

Достоевский был трагическим романтиком и, безусловно, автобиографом. Семён Мармеладов, Макар Девушкин, Алексей Иванович, Лев Мышкин – он был каждым из них. И каждая его возлюбленная входила в этот литературный мир, становясь особенным женским образом.

Достоевский встретил Марию Исаеву в Семипалатинске, на каторге. Она была замужем за спившимся чиновником. Писателя притягивало к ней из-за беззащитности, он сочувствовал девушке, а судьба Марии напоминала ему собственную. Непонятно что было важнее в этих отношениях – сострадание или любовь. Они сходились и расходились, мучили друг друга.

Достоевский повёл себя, как самый настоящий Макар Девушкин: он простил Исаеву, начал ей помогать, хлопотать за Вергунова. Поражённая Исаева вновь сделала своим избранником писателя. Мария переменила мнение ещё несколько раз, чем тяжело ранила Достоевского. Наконец, Исаева вышла за писателя замуж.

Через несколько лет история повторилась, пройдя по спирали: Анна Корвин-Круковская прислала Достоевскому свой рассказ – захотела узнать, сможет ли стать писательницей. В переписке родилась дружба, переросшая любовь. Достоевский сделал девушке предложение. Но Корвин-Круковская, как и Суслова, оказалась слишком независимой. Они мирно разорвали помолвку и остались добрыми приятелями.

Достоевский понял, что полюбил Сниткину. И тут ему приснился сон: в большом палисандровом ящике, подаренном сибирским другом, он находит бриллиантик. Только не помнит, куда его дел. На следующий день писатель сделал Сниткиной предложение, и как! Достоевский очень боялся отказа, а особенно страшился показаться смешным. Так что он попросил Анну помочь ему с концовкой нового романа: якобы был нужен совет по части психологии девушки.

Герой романа – настрадавшийся художник средних лет. Встретив девушку Аню, он в неё влюбляется. Но боится, что они не смогут быть счастливыми из-за разницы в возрасте, характере, прошлом. Анна сразу поняла, что художник – Достоевский. А вот себя не узнала: стенографистка решила, что за образом девушки скрывается бывшая невеста писателя, Анна Корвин-Круковская. Сниткина даже начала ревновать.

Наконец, Достоевский признался во всём и попросил её руки. Сниткина согласилась. А писатель понял: он нашёл бриллиантик. Она стала его агентом, его спасителем от кредиторов и семейных нахлебников.

Писатель не перестал играть даже после второй свадьбы. Пока не заложил всё, и беременной жене нечего было надеть на улицу. И только тогда он всё осознал и навсегда бросил азартные игры. Только про свою Аню Достоевский не писал нигде – он хотел, чтобы она была счастлива.

Соня Мармеладова

Мать и сестра Родиона

Семья для Раскольникова играет важную роль. Он любит мать и сестру, но не может с ними сосуществовать. После убийства он отделяет себя от всего мира, проводит черту меду собой и семьей. Мать Родиона Пульхерия Александровна – мудрая и честная женщина. Ее внешность описана Достоевским приятной, а сама героиня несмотря на свою мягкость никогда не поступится своими жизненными принципами. Не выдержав беды, произошедшей с сыном, Пульхерия Александровна сходит с ума и умирает. Дуня тоже вызывает у читателя положительные эмоции. Она готова ради семьи на все, соглашается даже выйти замуж по расчету и терпеть всю жизнь унижения, но сама ее натура противоречит этому – достоинство занимает в ее душе не последнее место.

Катерина Ивановна

Строгая и жесткая женщина, которая болеет чахоткой, но не способна признаться в слабости даже сама себе. Такой ее сделала эпоха. На первый взгляд она кажется слишком строгой и даже немного злой, но в последствии читатель понимает, что эти качества присущи Катерине Ивановне из-за того, что ей приходится выживать в таком суровом мире, нести ответственность за детей, принимать помощь от Сони. Она ненавидит себя за то, но выливается все в строгость и склочность ее характера. Катерина Ивановна скоропостижно умирает от чахотки, после чего Соня.

Старуха-процентщица

Больше всего в женских персонажах Достоевский ценил жертвенность и искренность. В полной мере они выразились именно в портретах Дуни и Сони. Примечательно, что именно эти персонажи остаются живыми к концу произведения.

С самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины, чаще всего не обеспеченной материально, а потому беззащитной. Женщины у Достоевского, если они не обладают деньгами, претерпевают унижения (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки).

Но женщины сами могут быть жестокими; несколько эгоистична Варя Доброселова из “Бедных людей”, бессознательно эгоистична и героиня “Белых ночей”; есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины (княгиня из “Неточки Незвановой”). Автор их не принижает, но и не идеализирует. Одних только женщин у Достоевского нет – счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей. Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.

В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: женщины расчета и женщины чувства. В “Преступлении и наказании” перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, убитая жизнью

Катерина Ивановна, а также процентщица Алена Ивановна, Лизавета Ивановна.
Образ Сони имеет две трактовки. Согласно первой в героине воплощены христианские идеи, по второй – она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой “детской” стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме – в сторону юродивой – недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.

Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Соня Мармеладова выступает от лица всех “униженных и оскорбленных”. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.

Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и “наказанием” бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. “Да неужто ж человек – вошь?!” – эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла победить в противоборстве с дьяволом Раскольникова – его идеей. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.

Таким образом, в романе “Преступление и наказание” автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица “вечной Сонечки” проповедует идеи добра и сострадания, страдания и самопожертвования, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Алена Ивановна – тоже женщина, но она принадлежит ко второй группе: это типичная, даже утрированная “женщина расчета”. Фактически ее роль сведена до роли примера, иллюстрирующего теорию Раскольникова. Ее образ максимально лишен привлекательности, это “гадкая старушонка”, но Достоевский изображает ее такой намеренно. Он хочет показать, что даже такая малосимпатичная личность имеет превосходство перед привлекательным, думающим Раскольниковым: на ее руках нет крови. Достоевский осуждает ее, влекущую жалкое существование, поклоняющуюся деньгам, но лучше власть денег, чем власть топора. Это и демонстрирует Достоевский в образе Алены Ивановны.

Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.

Первый знаковый женский образ романа — Дуня Раскольникова — сестра главного героя. Любящая дочь и сестра живёт лишь ради своих близких. Желая обеспечить будущее своему брату, она жила в бедности и упорно работала, чтобы достать деньги, необходимые для его обучения в университете. Прожив трудную жизнь и пережив множество унижений, девушка, наконец, соглашается выйти замуж за нелюбимого ею Лужина. Прекрасно осознавая всю низость и пошлость своего жениха, она, тем не менее, безропотно готова взвалить на себя эту ношу и отказаться от всего, лишь бы он помог её брату. По такому же пути идёт и её мать — Пульхерия Раскольникова, для которой имеет значение лишь её дорогой сын. В итоге за все свои страдания эти самоотверженные женщины были вознаграждены. Они получают много денег по завещанию, а Дуня расторгает помолвку с Лужиным и выходит замуж за Разумихина.

Зеркальной противоположностью Сони кажется Катерина Ивановна Мармеладова. Дворянка по происхождению, она была вынуждена выйти замуж за бедного чиновника Мармеладова. Живя в нищете, каждую секунду заботясь о куске хлеба, Катерина Ивановна не способна смириться со своей судьбой. Движимая гордостью, она часто конфликтует с окружающими, отталкивая от себя людей и осложняя всем жизнь. Постепенно он разрушает сама себя, двигаясь к безумию. Именно она сказанной в гневе фразой толкнула Соню на панель. Она безжалостно тиранит своих родных и даже радуется смерти мужа, как избавлению от лишнего рта. Но за внешней грубостью скрывается по-настоящему любящая, но отчаявшаяся женщина. Мать семейства искренне жалеет несчастную падчерицу и других детей, которые обречены на безрадостное существование, она же, несмотря на все несчастья, которые принёс ей Мармеладов, ухаживает за ним до самой смерти. В конце концов, не в силах выдержать душевные муки, Мармеладова повреждается рассудком, а после умирает, обретая покой в конце своей горькой жизни.

В данной статье предложен один из возможных вариантов классификации женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского. В основе классификации - речевое поведение и характер героинь. Каждому из представленных типов женских образов даѐтся развернутая характеристика.

ВложениеРазмер
Статья. Типология женских образов в произведениях Ф.М.Достоевского. 34.33 КБ

Предварительный просмотр:

г. Новокузнецк (Россия)

ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Аннотация. В данной статье предложен один из возможных вариантов

классификации женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского. В основе классификации - речевое поведение и характер героинь. Каждому из представленных типов женских образов даѐтся развернутая характеристика.

Ключевые слова: типология, женский образ, речевое поведение героини, характер героини.

Abstract . In this article we propose one of possible variants of the classification of fe-male images in the works of F. M. Dostoevsky. The classification - verbal behaviour and character of the heroines. Each of the types of female images is given in detail.

Key words : typology, female character, speech behavior of the heroine, the character of the heroine.

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.

Во все времена в честь женщин создавали различные произведения искусства. В музыке, живописи, художественной литературе, архитектуре, кинематографе образ женщины нашѐл своѐ уникальное отражение. В славянской культуре женщина являлась хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, символом жизни и плодородия. Именно поэтому женский образ является одним из самых интересных и при анализе художественных произведений отечественной литературы. В данной статье мы предприняли попытку характеристики женского образа на основе анализа произведений Ф.М. Достоевского. Выбор автора, в первую очередь, был связан с тем, что его произведения входят в школьную программу, а значит, охарактеризованная нами типология женских образов поможет учителю-филологу и учащимся глубже понять авторскую идею и смысл произведения, специфику характеров персонажей, их поступков и речевого поведения.

В научной литературе существуют различные типологии женских образов Ф.М. Достоевского[1]. Мы решили систематизировать все имеющиеся классификации героинь автора и самостоятельно разработали один из вариантов такой типологии. Отметим, что мы рассматриваем не всех героинь автора , которых можно отнести к тому или иному типу, а только некоторых, к анализу которых обращаются при изучении литературы в школьной и вузовской учебной практике. На основании схожих черт характера и речевого поведения мы выделили следующие типы женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского :

В этом типе женских образов мы выделяем два подтипа:

Таким образом, вышеприведенные характеристики позволяют нам отнести данных героинь к одному (роковому) типу женских образов.

Подводя итоги, отметим, что всех героинь Ф.М. Достоевского можно разделить на определѐнные группы, объединѐнные набором общих черт. Основания же для классификации могут быть различными.

Читайте также: