Сейдич и финци против боснии и герцеговины кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тема Боснийской войны достаточно редко поднимается в зарубежных медиа. Возникший 25 лет назад острый этнополитический кризис принято считать разрешённым. На Западе игнорируют существующие противоречия между якобы примирившимися сторонами конфликта, чтобы не проводить работу над ошибками.

Современная Босния и Герцеговина (БиГ) является конфедерацией с очень слабой экономикой, высоким уровнем коррупции и преступности. БиГ — это государство, которое принято называть лоскутным. Босния состоит из двух де-факто независимых образований: Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, которая разделена на два анклава.

По данным за 2015 год, федерация Боснии и Герцеговины населена преимущественно мусульманами-бошняками (принявшие ислам этнические сербы и хорваты) и хорватами, исповедующими католичество. Республика Сербская состоит в основном из православных сербов, однако там постепенно растёт доля мусульманского населения.

Подготовка к войне

Начавшиеся в 1992 году вооружённые столкновения в БиГ стали следствием внутреннего кризиса югославского государства и внешнего давления на его лидера Слободана Милошевича. Первое поражение Белград потерпел летом 1991 года в боях со словенским ополчением.

Пример Словении, вышедшей из состава социалистической Югославии, вдохновил хорватских националистов. В ответ на объявление Загреба о независимости от Белграда местные сербы заявили о создании Республики Сербская Краина. 16 мая скупщина (парламент) самопровозглашённого государства принял решение о присоединении к Югославии.

Во второй половине 1991 года произошли ожесточённые боевые столкновения между сербскими ополченцами, которых поддержала югославская армия, и вооружёнными силами новообразованной Хорватии. В январе 1992 года благодаря вмешательству ООН был установлен режим прекращения огня.

Однако в марте того же года пожар войны вспыхнул в соседней Боснии, которую раздирали противоречия между мусульманами (44% населения на 1991 год), хорватами (17%) и сербами (31%). В Югославии сербы, по сути, были государствообразующим народом. Сербское население БиГ, как и Хорватии, выступило против выхода из состава социалистического государства.

9 января 1992 года Ассамблея сербского народа Республики Босния и Герцеговина объявила о создании Республики Сербской (РС). Сербы начали формировать собственные органы власти и вооружённые силы.

Катализатором оформления государственности РС послужили участившиеся столкновения с бошняками и хорватами. 5 марта 1992 года парламент в Сараеве подтвердил независимость БиГ. Противоречия в Боснии приобрели необратимый характер. Сербы стали сепаратистами в отделившейся от Югославии стране.

Сербия — страна, которая не понаслышке знакома с последствиями операций НАТО, — оказалась в непростой ситуации. Удастся ли ей.

В РС перебралась часть офицерского состава югославской армии. Власти республики осознавали характер нависшей угрозы и начали готовиться к войне. В городе Хан-Песак (в 70 км от Сараева) был создан штаб, под управлением которого находились шесть корпусов. В достаточно короткие сроки ополченцев объединили в подобие регулярной армии.

Как создавались мифы

В марте 1992 года в северную часть Боснии, которую контролировали сербы, вошли хорватские солдаты.

27 марта в приграничном регионе Посавина хорваты устроили первую в Боснийской войне этническую чистку.

Вскоре расправы над мирным населением станут неотъемлемой частью боевых действий в БиГ.

5 апреля 1992 года при активной поддержке югославской армии войска РС осадили Сараево. Целью сербов было взятие столицы БиГ и других крупных городов, однако они не добились существенных успехов. Босния погрузилась в пучину хаоса, жертвами которого в основном становились гражданские лица.

Согласно материалам Международного трибунала по бывшей Югославии, виновны были все стороны конфликта. Однако с весны 1992 года зарубежные СМИ и политики усердно представляли сербских солдат и ополченцев в образе головорезов, игнорируя многочисленные этнические чистки, которые устраивали мусульмане и хорваты.

Подобная информационная картина способствовала появлению различных мифов, обретавших со временем статус исторически достоверных фактов. Одним из растиражированных примеров мифотворчества является общепринятая трактовка событий в Сребренице (Восточная Босния), где якобы были убиты 7000—8000 безоружных мусульман.

В июле 2015 года Россия заблокировала предложенную Великобританией резолюцию, осуждающую массовую расправу над мусульманами, произошедшую 20 лет назад. У этого поступка были не только веские политические причины. Российские и сербские историки настаивают, что нет никаких доказательств гибели даже 1500 человек.

На сербов намеренно повесили ярлык кровожадных убийц, чтобы сделать события в Сребренице инструментом политического давления, считает доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Елена Гуськова. Эксперт не отрицает, что в боснийском городе действительно произошла страшная трагедия, однако масштаб обстрела колонны мусульман с оружием в руках был раздут до геноцида. Откуда взялся миф об убийстве 7000—8000 мусульман?

Эти цифры озвучила 3 ноября 2004 года прокурор Международного трибунала ООН по бывшей Югославии (МТБЮ) Карла дель Понте в обращении к Совету НАТО. Она ссылалась на доклад комиссии Республики Сербской по расследованию событий в Сребренице.

Позже член комиссии историк Желько Вуядинович указал на то, что подобных данных в докладе не было. По его словам, была точная информация о гибели более 1000 мусульман в период с 10 по 19 июля 1995 года без указания причин.

Плоды независимости

25 лет назад на юге Европы разгорелся конфликт, унёсший жизнь десятков тысяч человек. Точное число жертв боснийской бойни до сегодняшнего дня не установлено из-за огромного количества пропавших без вести.

Население БиГ страдало от нехватки продовольствия, медикаментов, питьевой воды. Военные устраивали массовые казни, насиловали женщин, организовывали концентрационные лагеря. Сербы, хорваты и бошняки забыли, что, по сути, являются единым народом, хоть и исповедуют разную веру.

Боснийская война завершилась вмешательством НАТО, после которого были подписаны Дейтонские соглашения, узаконившие выход БиГ из состава Югославии. Стоит отметить, что западные правительства на официальном уровне поддерживали распад крупного, по европейским меркам, государства.

5 января 1992 года Евросоюз признал независимость Словении и Хорватии. 7 апреля 1992 года на аналогичный шаг пошли США, включив Боснию в список признанных государств, помимо Словении и Хорватии.

Президент Косова Хашим Тачи объявил о преобразовании сил безопасности республики в полноценную армию. Подобная реформа идёт вразрез с.

Во второй половине 1990-х годов Запад поддержал косовских сепаратистов, которых в Албании тренировали американские и европейские инструкторы.

24 марта 1999 года НАТО начало операцию по уничтожению военных и гражданских объектов Сербии.

Автономный край Косово и Метохия превратился в неподконтрольную Сербии территорию, а в 2008 году западные страны признали его независимость. В 2006 году в свободное плавание отправилась Черногория. В результате Сербия потеряла выход к морю, став небольшим сухопутным государством с полуразрушенной экономикой.

Однако тяжёлая социально-экономическая ситуация сложилась практически во всех балканских странах. Относительно благополучно себя чувствует только Словения.

В рейтинге МВФ по размеру ВВП на душу населения вошедшая в ЕС Хорватия находится на 56-й строчке ($21,6 тыс.). БиГ занимает 105-е место ($10,5 тыс.), а Косово по версии Всемирного банка расположилось на 103-й позиции ($9,7 тыс.). Несколько лучше обстоят дела у Сербии ($13,6 тыс.), Черногории ($16 тыс.) и бескровно отделившейся от Югославии Македонии ($14 тыс.).

Похороны международного права

Солдат национальной гвардии на фоне флага Черногории перед зданием парламента в Подгорице

Расширение назло: станет ли Черногория членом НАТО до инаугурации Трампа

Черногорию спешат принять в НАТО. На необходимости этого шага настаивают и уходящая администрация США, и власти самой балканской.

Руководитель белградского Центра геостратегических исследований Драгана Трифкович считает, что Евросоюз и США изначально не были заинтересованы в формировании на Балканах стабильно развивающихся государств. Цель политики Запада в отношении Югославии состояла в том, чтобы стереть буферную зону, которая отделяла его от Востока.

Помимо масштабной экономической деградации, Балканы превратились в регион этнополитических противоречий.


Сейдич и Финчи против Боснии и Герцеговины (27996/06 и 34836/06) - дело (объединенное из двух), решение по которому приняла Большая Палата Европейский суд по правам человека в декабре 2009 г. в первом решении, установившем нарушение статьи 14 Европейская конвенция о правах человека взятых в совокупности со статьей 3 Протокола N 1 к нему, в отношении порядка Конституция из Босния и Герцеговина в отношении Дом народов Боснии и Герцеговины, а также нарушение статьи 1 Протокол № 12 в отношении конституционных мер по Президентство Боснии и Герцеговины.

Истцами выступили двое граждан Босния и Герцеговина, Дерво Сейдич и Якоб Финчи, кто из Рома и Еврейский этническая принадлежность соответственно.

Содержание

Факты

Конституция Боснии и Герцеговины 1995 г., созданная как часть Дейтонское соглашение который закончился 1992–95 Боснийская война, включены положения о разделении власти, которые предусматривают, что должности в трехстороннем Президентство Боснии и Герцеговины и Дом народов (верхняя палата национального парламента) были зарезервированы для этнических Боснийцы, Боснийские сербы и Боснийские хорваты Только.

Заявители, будучи цыганами и евреями, оспорили эти положения. Финчи представлял Клайв Болдуин, ранее занимавший Международная группа по правам меньшинств теперь с Хьюман Райтс Вотч, и Шери Розенберг из Юридическая школа Кардозо, с советами и помощью со стороны Международной группы по правам меньшинств. Дерво Сейдича представлял Ф. Хавьер Леон Диас, барристер и признанный адвокат по правам человека.

Труды

Заявления были поданы в 2006 году и доведены до сведения правительства в 2008 году. В 2009 году юрисдикция была передана Большой палате.

В июне 2009 года были проведены публичные слушания, а в декабре 2009 года решение было опубликовано.

Испытание

Суд установил, что лишение заявителей права баллотироваться на выборах в Палату народов нарушает статью 14 Закона. ЕСПЧ (запрет дискриминации в области прав по Конвенции) в сочетании со статьей 3 Протокола № 1 (свободные выборы) 14 голосами против 3, и что их лишение права баллотироваться на пост президента нарушает статью 1 Протокола № 12 (общий запрет дискриминации) 16 голосами против 1. [1]

Судья Мийович (Босния и Герцеговина), к которому присоединился судья Гаджиев (Азербайджан), выразили частично совпадающее и частично несовпадающее мнение, не обнаружив нарушений в дисквалификации заявителей в Палату народов. [1]

Судья Бонелло (Мальта) выразил несогласие как по поводу доступа к посту президента, так и в Палате народов. [1]

Последствия

В октябре 2011 г. Парламентская ассамблея Боснии и Герцеговины привести в движение конституционная реформа, в том числе изменение положений о выборах. [2]

В ноябре 2014 г. министры иностранных дел Великобритании и Германии Филип Хэммонд и Франк-Вальтер Штайнмайер, направил "открытое письмо" народу Боснии и Герцеговины, в котором обещал существенный прогресс в Членство Боснии в ЕС если бы политики Боснии дали письменное обязательство осуществить пакет реформ, включая соблюдение Сейдич и Финчи решение Европейского суда по правам человека. [3] Однако по состоянию на 2019 год, через 10 лет после решения ЕСПЧ, никаких реформ не проводилось. [4]

МИД Германии выступил против создания в Боснии и Герцеговине (БиГ) третьего энтитета в дополнение к существующим – мусульмано-хорватской федерации и Республике Сербской.

Издание отмечает, что в случае создания третьего энтитета под контроль хорватов отошло бы более 15% территории БиГ, в том числе напрямую граничащих с Хорватией. При этом отсутствие официального статуса лишает этот народ определенных прав: в частности, исключает возможность выбора самими хорватами представителя хорватского народа в президиум Боснии и Герцеговины.

Заявители, оба граждане Боснии и Герцеговины, имеют соответственно цыганское и еврейское происхождение и занимают заметные публичные должности. На момент принятия Европейским Судом постановления г-н Сейдич был цыганским наблюдателем миссии ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, а г-н Финци был послом Боснии и Герцеговины в Швейцарии. В соответствии с Конституцией 1995 года Боснии и Герцеговины - которая являлась приложением к Дейтинскому мирному соглашению, - лишь босняки, хорваты и сербы, называемые "основными национальностями", могли выставлять свои кандидатуры на выборах в состоящий из трех членов Президиум Боснии и Герцеговины и верхнюю палату парламента, Палату народов. Заявители жаловались, что, несмотря на наличие опыта, сопоставимого с высшими должностными лицами страны, они лишены Конституцией права на выдвижение своих кандидатур на эти посты исключительно по причине своего этнического происхождения.

По поводу соблюдения статьи 14 Конвенции во взаимосвязи со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции (что касается выборов в Палату народов Боснии и Герцеговины). Поскольку Палата народов состояла из членов, назначенных законодательными органами двух образований Боснии и Герцеговины, и пользовалась широкими полномочиями по контролю принятия законодательства, Европейский Суд постановил, что избрание верхней палаты парламента относилось к сфере действия статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции. Он напомнил, что дискриминация, основанная исключительно на национальности лица, не может быть объективно оправданной в современном демократическом обществе. Заявители, которые характеризовали себя как лиц соответственно цыганского и еврейского происхождения и не желали декларировать свою принадлежность к "основным национальностям"* (* Конституция Боснии и Герцеговины делает различие между "основными национальностями" (лицами, которые заявили о своей принадлежности к боснякам, хорватам и сербам) и "иными" (членами национальных меньшинств и лицами, которые не заявили о своей принадлежности к конкретной группе по различным причинам). В бывшей Югославии национальная принадлежность лица устанавливалась исключительно этим лицом посредством системы самоопределения. Таким образом, никаких объективных критериев, таких как определенный язык или принадлежность к религии, не было предусмотрено. Также отсутствовало требование о признании иными членами заинтересованной национальной группы. Конституция Боснии и Герцеговины не содержит положений, касающихся определения национальности лица; представляется, что предполагалась достаточность традиционной системы самоопределения (прим. переводчика).), из-за конституционных положений не могли выставлять свои кандидатуры на выборах в Палату народов. Такое исключение преследовало цель, в широком смысле совместимую с общими задачами Конвенции, а именно с задачей восстановления мира. Оспариваемые конституционные положения при их принятии должны были положить конец жестокому конфликту, отмеченному геноцидом и "этнической чисткой". Характер конфликта был таков, что установление "основных национальностей" было необходимо для поддержания мира. Это могло объяснить отсутствие представителей других сообществ - таких как местные цыганские и еврейские сообщества - на мирных переговорах и озабоченность участников эффективным равенством между "основными национальностями" в обществе после конфликта. Однако Европейский Суд не может не отметить существенное позитивное развитие в Боснии и Герцеговине после Дейтонского мирного соглашения: в 2005 году бывшие стороны конфликта отказались от контроля за вооруженными силами и реформировали их в небольшую профессиональную армию; в 2006 году Босния и Герцеговина присоединилась к программе НАТО "Партнерство во имя мира"; в 2008 году она подписала и ратифицировала Соглашение о стабилизации и ассоциации с Европейским Союзом; в марте 2009 г. она успешно изменила государственную Конституцию в первый раз; и недавно она была избрана членом Совета безопасности ООН на два года, начиная с января 2010 г. Кроме того, ратифицировав Конвенцию и Протоколы к ней в 2002 году без каких-либо оговорок, государство-ответчик специально обязалось проверить, в течение года, избирательное законодательство с помощью Венецианской комиссии, и привести его при необходимости в соответствие со стандартами Совета Европы. Аналогичное обязательство также было дано при ратификации Соглашения о стабилизации и ассоциации. Наконец, хотя Конвенция сама по себе действительно не требует, чтобы государство-ответчик отменило специфическую систему разделения властей, заключения Венецианской комиссии явно демонстрировали наличие иных механизмов разделения властей, которые не приводили автоматически к полному исключению представителей иных сообществ. В итоге продолжающаяся неспособность заявителей выставлять свои кандидатуры на выборах в Палату народов Боснии и Герцеговины не имела объективного и разумного оправдания.

По делу допущено нарушение требований статьи 14 Конвенции во взаимосвязи со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции (вынесено 14 голосами "за" и тремя - "против").

По поводу соблюдения статьи 1 Протокола N 12 к Конвенции (что касается Президиума Боснии и Герцеговины). В то время как статья 14 Конвенции запрещала дискриминацию в пользовании "правами и свободами, признанными в_ Конвенции", статья 1 Протокола N 12 к Конвенции распространяла защиту на "любое право, установленное законом", тем самым устанавливая общий запрет дискриминации. Таким образом, попадали или нет выборы Президиума в сферу действия статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции, эта жалоба касалась "права, установленного законом", и статья 1 Протокола N 12 к Конвенции была, соответственно, применима. Отсутствие декларации о связи заявителей с "основными национальностями" также лишало их права выставлять свои кандидатуры на выборах в Президиум. Поскольку понятия дискриминации, запрещенной статьей 14 Конвенции и статьей 1 Протокола N 12 к Конвенции, толкуются аналогично, по тем же основаниям конституционные положения, которые лишали заявителей права выставлять свои кандидатуры на выборах в Президиум, также должны быть признаны дискриминационными.

По делу допущено нарушение требований статьи 1 Протокола N 12 к Конвенции (вынесено 16 голосами "за" и одним - "против").


11 июля 2015 года мир вспоминал жертв геноцида в Сребренице, самого кровавого события Боснийской войны 1992–1995 годов, которое произошло ровно двадцать лет назад. Около 8 тысяч боснийских мужчин-мусульман, способных держать в руках оружие, были убиты боснийскими сербами в лесах возле Сребреницы в течение нескольких дней после захвата города. Это массовое убийство стало самым кровавым инцидентом на территории Европы со времен Второй мировой войны.

Таким образом, в связи с прошедшими по всему миру акциями в память о жертвах той резни непреходящая межэтническая напряженность в Боснии, отраженная в том числе в раздробленной политической системе страны, снова оказалась в центре внимания. Такое положение дел приводит к снижению качества экономической и социальной политики. Неэффективность существующих институтов препятствует развитию Боснии и проведению реформ, необходимых для вступления в Евросоюз. Поскольку национальный вопрос – это корень проблемы, а проведение конституционных реформ вряд ли возможно в обозримом будущем, только подлинное примирение между народами Боснии и ее институционализация может привести к политической стабильности, устойчивому экономическому росту и эффективной международной деятельности.

Дейтонское соглашение и конституционные проблемы Боснии и Герцеговины

Боснийская война закончилась прекращением огня, после того как силы НАТО осуществили удары с воздуха по позициям боснийских сербов через месяц после резни в Сребренице. После этого США, ЕС и Россия усадили за стол переговоров президента Сербии Слободана Милошевича, президента Хорватии Франьо Туджмана и президента Боснии Алию Изетбеговича, а также представителей боснийских сербов и хорватов. В результате было подписано Дейтонское мирное соглашение.

Поскольку национальный вопрос – это корень проблемы, а проведение конституционных реформ вряд ли возможно в обозримом будущем, только подлинное примирение между народами Боснии и ее институционализация может привести к политической стабильности, устойчивому экономическому росту и эффективной международной деятельности.


AFP / Dimitar Dilkoff
Во время траурных мероприятий в
Сребренице на премьер-министра Сербии
Александара Вучича было совершено
нападение

Посредникам необходимо было решить проблему этнического раскола, который и стал причиной конфликта. Вместо этого они узаконили его. Так, в настоящее время Босния состоит из двух образований с широкой автономией и явной этнической демаркацией. В Федерации Боснии и Герцеговины в основном проживают босняки и хорваты, а в Республике Сербской (РС) — в основном боснийские сербы. Существует также многонациональный город Брчко. Федерация Боснии и Герцеговины делится на кантоны, которые имеют значительную степень автономии в сферах безопасности и образования. Центральное правительство является слабым и в основном отвечает за внешнюю политику, денежно-кредитную политику, торговлю и таможню.

Решения на государственном уровне принимаются простым большинством, однако легко могут блокироваться любой из трех мажоритарных этнических групп, если такое решение не соответствует ее интересам. Система, созданная в рамках Дейтонского соглашения, привела к возникновению политической среды, в которой национализм выражен в политической системе на государственном уровне. Низкая степень эффективности системы государственного правления, ставшая результатом проблем с национальной идентификацией, проявилась в 2010 году, когда противоречия между боснякскими и хорватскими лидерами накалились до такой степени, что избрать легитимного президента и двух вице-президентов не представлялось возможным. В результате, назначение премьер-министра и кабинета было отложено вместе с принятием бюджета.

Международная кризисная группа проанализировала давление неразрешенного вопроса национальной идентичности в Боснии и Герцеговине, а также возникшую в результате патовую ситуацию в области государственного управления и представила выводы в одном из своих последних докладов:

Боснийцы задают те же вопросы, что и до войны 1992–1995 годов: будет ли это единая страна или две, или даже три страны, будет ли в ней один, два или три субъекта, и как эта страна будет управляться?

Европейская интеграция

Тем не менее, в конце концов, ЕС отказался от своих требований и вместо этого потребовал от Боснии задекларировать свое обязательство разрешить проблему, однако не установил ни конкретных сроков, ни санкций за неисполнение.


Во-вторых, у руководства Боснии недостаточно политической воли для разработки и проведения реформ, необходимых для того, чтобы страна в конечном итоге получила членство в ЕС. Босния и Герцеговина считается одним из самых коррумпированных государств Европы с высоким уровнем бедности и безработицы. По официальным данным, уровень безработицы в 2014 году составил 43,6%. Однако значительная часть работников занята в теневой экономике. По оценке Всемирного банка, фактическая безработица составила 27,5% в 2014 году, из чего можно сделать вывод о числе занятых в скрытой экономике. Многие осведомленные лица в дипломатических миссиях и международных финансовых институтах убеждены, что правительственные чиновники извлекают выгоду из сложной неформальной системы покровительства и коррупции в ущерб боснийской экономике. Если ЕС потребует реформ для открытия доступа иностранному капиталу на боснийский рынок, коррупционные сети будут ослаблены, и правящая элита потеряет власть над экономикой.

Таким образом, перспектива членства Боснии в ЕС в ближайшем будущем не только маловероятна, но и не приветствуется политическими лидерами. Поэтому, несмотря на то что ЕС работает с Боснией и Герцеговиной в течение десяти лет и предлагает ей серьезные стимулы, он оказался не в состоянии внести свой вклад в необходимые конституционные реформы посредством переговоров по Соглашению о стабилизации и ассоциации. Становится очевидным, что этническо-политическая система в стране, скорее всего, останется без изменений в обозримом будущем, поэтому ЕС и международное сообщество должны, в первую очередь, попытаться разрешить вопрос напряженности в Боснии по линии национальной идентификации.

Попытки примирения


У руководства Боснии недостаточно политической воли для разработки и проведения реформ, необходимых для того, чтобы страна в конечном итоге получила членство в ЕС.

Несмотря на то, что никто не должен отрицать тот факт, что в Сребренице были совершены военные преступления, следует признать, что около 3,5 тысяч гражданских лиц из числа боснийских сербов стали жертвами аналогичных преступных действий. Чтобы подготовить почву для примирения, необходимо установить справедливость, а все, кто несет ответственность за военные преступления, должны предстать перед судом. На сегодняшний день как Международный трибунал по бывшей Югославии (в 2004 году), так и Международный суд (в 2007 году) постановили, что резня в Сребренице была актом геноцида. В то же время, Насер Орич, бывший боснякский офицер, ответственный за гибель тысяч боснийских сербов, был приговорен лишь к двум годам лишения свободы и освобожден вскоре после суда. Убийства, за которые он несет ответственность, так и не получили публичного осуждения.

Перспектива членства Боснии в ЕС в ближайшем будущем не только маловероятна, но и не приветствуется политическими лидерами.

Справедливость для одних и отсутствие таковой для других могут усилить этническую напряженность и взаимную неприязнь. Тем не менее еще есть возможность восстановить справедливость для обеих сторон и привести народ Боснии и Герцеговины к примирению. В июне Орич вновь был арестован на основании ордера, выданного Сербией, что позволило боснийским сербам рассчитывать на справедливый судебный процесс. Ратко Младич и Радован Караджич — боснийские сербы и основные фигуранты дела о массовых убийствах босняков в Сребренице — также находятся под судом в Гааге.

Очевидно, достичь примирения исключительно путем наказания лиц, виновных в боснийской войне 1990-х годов, невозможно. Кроме того, отношение населения к судебному процессу может быть враждебным, ведь в своем кругу подсудимые считаются героями. Однако лишь справедливое решение суда, которого, несмотря на международные усилия, пока достичь не удалось, может проложить путь к мирному сосуществованию боснийских граждан и политической целостности страны в долгосрочной перспективе.

Читайте также: