Управленческая мысль в древнем риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вершиной управленческой мысли древнего мира считается древнегреческая наука, в рамках которой возникли и оформились основные идеи, связанные, в первую очередь, с политическим управлением. Зародившаяся в Греции политология сосредоточилась на наиболее актуальных проблемах в области управления, раскрыв всю сложность этого процесса, объединяющего в себе науку и искусство.

Гомер
Гесиод
Древнегреческое государство представляло собой совокупность независимых полисов (городов–государств). Полис контролировал население города и прилежащих к нему сельскохозяйственных поселений. Полисная территория обладала экономическим и политическим суверенитетом, который предполагал возможность, а часто и обязанность каждого гражданина принимать участие в решении государственных вопросов.

Большое значение для развития управленческой мысли имела деятельность известнейшего политического деятеля Солона (ок.638 – 559 гг. до н.э).

Расцвет греческого государства, связанный с периодом наивысшего развития философской мысли, науки, литературы, изобразительного искусства приходится на V-IV века до н.э.

Одним из виднейших представителей этого периода был Сократ (469–399 гг. до н.э.). Он принципиально не записывал свои мысли, предпочитая делиться ими при непосредственном общении, поэтому сегодня мы можем судить о его взглядах только на основании свидетельств его учеников, и в первую очередь, Платона, который в течение нескольких лет ходил за учителем буквально по пятам и записывал каждое его слово.

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа
Сократ полагал, что проблемы в управлении порождаются не столько человеческими пороками, сколько ошибочными взглядами. Следовательно, преодоление проблем невозможно без познания правды, справедливости и добра. По мнению античного философа, управление должно быть уделом интеллектуально зрелых людей, специально подготовленных к этому виду деятельности. Неграмотный человек, допущенный к власти становиться источником многочисленных бед. Не жребий должен определять выбор политических лидеров, и не принцип большинства, а то, насколько человек владеет искусством и наукой управления, что должно также подкрепляться честностью, мудростью и правдивостью.

Основу государственного порядка Сократ видел в законе и праве. Справедливость невозможна там, где нет верховенства закона и права. При этом важно, чтобы соблюдение законов было не результатом внешнего принуждения, а становилось следствием присущих человеку моральных убеждений.




Идеальное государство Платона подверглось критике со стороны его ученика - Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). В отличие от предшественника, он ставил на первое место не наилучшую форму государства, а устройство, приемлемое для большинства граждан. Основной упрек учителю заключался в том, что тот стремиться устранить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступал убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

В 4 в.д.н.э. начинается период эллинизма, ставший началом заката древнегреческой государственности, что было связано с господством над греческими полисами сначала Македонии, а затем могущественного Рима. В рамках Древнеримской империи продолжалось развитие политико-правовой и управленческой мысли, но если у греков на первый план выходил социально-политический аспект, то римляне акцентировали внимание на правовой стороне вопроса.

Марк Туллий Цицерон
Из наиболее значимых произведений Древнего Рима, в которых развиваются идеи политики и управления, прежде всего, обращают на себя внимание такие работы Марка Туллия Цицерона (106-43 гг.д.н.э.) как “О государстве” и “О законах”. Развивая идеи Аристотеля, Цицерон утверждал, что людям от природы дана врожденная тяга к общению, без которой невозможно представить человека. Эта склонность и лежит в основе социального поведения. Государство также возникает природным путем – на основе семьи, и власть в нем должна быть отдана мудрецам, способным приблизиться к пониманию мирового божественного разума. В противовес Платону и Аристотелю, считавшим, что государство неотделимо от естественного права, древнеримский мыслитель утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом – государство и писаный закон. Как и его предшественники, Цицерон предложил свою классификацию форм государственного устройства, выделив монархию, аристократию и демократию. Каждую из них он полагал несовершенной, имеющей свои сильные и слабые стороны, но приемлемой. При этом, подобно Платону, он ставил демократию в этом перечне на последнее место. Позитивным качеством монархии Цицерон считал благодеяния, аристократию восхвалял за мудрость, а демократии отдавал должное за свободу, отмечая, что данные положительные характеристики могут быть утеряны и государство выродиться в неправильную форму. Во избежание этого необходимо смешивать позитивные качества различных форм, результатом чего должна стать аристократическая сенатская республика, в которой монархические черты представлены в виде власти консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и властью трибунов.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что античный мир рассматривал процесс управления в первую очередь применительно к сфере политики и социальных отношений, но не в ракурсе управления хозяйствующими субъектами и организациями. Осознание необходимости осмысления специфики управления в области экономики связано с более поздними периодами в истории человечества, однако без пути, пройденного древними греками и римлянами, дальнейшее движение вперед было бы невозможно. Все, что сделала античность, и в первую очередь античная философия, для понимания власти вообще и политической власти в частности станет основанием для дальнейшего изучения управленческих механизмов и создания отдельной отрасли науки, занимающейся проблемами управления, ибо в основе понимания любого процесса лежит его философский анализ, задающий основные векторы дальнейшего исследования.

Вершиной управленческой мысли древнего мира считается древнегреческая наука, в рамках которой возникли и оформились основные идеи, связанные, в первую очередь, с политическим управлением. Зародившаяся в Греции политология сосредоточилась на наиболее актуальных проблемах в области управления, раскрыв всю сложность этого процесса, объединяющего в себе науку и искусство.

Гомер
Гесиод
Древнегреческое государство представляло собой совокупность независимых полисов (городов–государств). Полис контролировал население города и прилежащих к нему сельскохозяйственных поселений. Полисная территория обладала экономическим и политическим суверенитетом, который предполагал возможность, а часто и обязанность каждого гражданина принимать участие в решении государственных вопросов.

Большое значение для развития управленческой мысли имела деятельность известнейшего политического деятеля Солона (ок.638 – 559 гг. до н.э).

Расцвет греческого государства, связанный с периодом наивысшего развития философской мысли, науки, литературы, изобразительного искусства приходится на V-IV века до н.э.

Одним из виднейших представителей этого периода был Сократ (469–399 гг. до н.э.). Он принципиально не записывал свои мысли, предпочитая делиться ими при непосредственном общении, поэтому сегодня мы можем судить о его взглядах только на основании свидетельств его учеников, и в первую очередь, Платона, который в течение нескольких лет ходил за учителем буквально по пятам и записывал каждое его слово.

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа
Сократ полагал, что проблемы в управлении порождаются не столько человеческими пороками, сколько ошибочными взглядами. Следовательно, преодоление проблем невозможно без познания правды, справедливости и добра. По мнению античного философа, управление должно быть уделом интеллектуально зрелых людей, специально подготовленных к этому виду деятельности. Неграмотный человек, допущенный к власти становиться источником многочисленных бед. Не жребий должен определять выбор политических лидеров, и не принцип большинства, а то, насколько человек владеет искусством и наукой управления, что должно также подкрепляться честностью, мудростью и правдивостью.

Основу государственного порядка Сократ видел в законе и праве. Справедливость невозможна там, где нет верховенства закона и права. При этом важно, чтобы соблюдение законов было не результатом внешнего принуждения, а становилось следствием присущих человеку моральных убеждений.

Идеальное государство Платона подверглось критике со стороны его ученика - Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). В отличие от предшественника, он ставил на первое место не наилучшую форму государства, а устройство, приемлемое для большинства граждан. Основной упрек учителю заключался в том, что тот стремиться устранить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступал убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

В 4 в.д.н.э. начинается период эллинизма, ставший началом заката древнегреческой государственности, что было связано с господством над греческими полисами сначала Македонии, а затем могущественного Рима. В рамках Древнеримской империи продолжалось развитие политико-правовой и управленческой мысли, но если у греков на первый план выходил социально-политический аспект, то римляне акцентировали внимание на правовой стороне вопроса.

Марк Туллий Цицерон
Из наиболее значимых произведений Древнего Рима, в которых развиваются идеи политики и управления, прежде всего, обращают на себя внимание такие работы Марка Туллия Цицерона (106-43 гг.д.н.э.) как “О государстве” и “О законах”. Развивая идеи Аристотеля, Цицерон утверждал, что людям от природы дана врожденная тяга к общению, без которой невозможно представить человека. Эта склонность и лежит в основе социального поведения. Государство также возникает природным путем – на основе семьи, и власть в нем должна быть отдана мудрецам, способным приблизиться к пониманию мирового божественного разума. В противовес Платону и Аристотелю, считавшим, что государство неотделимо от естественного права, древнеримский мыслитель утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом – государство и писаный закон. Как и его предшественники, Цицерон предложил свою классификацию форм государственного устройства, выделив монархию, аристократию и демократию. Каждую из них он полагал несовершенной, имеющей свои сильные и слабые стороны, но приемлемой. При этом, подобно Платону, он ставил демократию в этом перечне на последнее место. Позитивным качеством монархии Цицерон считал благодеяния, аристократию восхвалял за мудрость, а демократии отдавал должное за свободу, отмечая, что данные положительные характеристики могут быть утеряны и государство выродиться в неправильную форму. Во избежание этого необходимо смешивать позитивные качества различных форм, результатом чего должна стать аристократическая сенатская республика, в которой монархические черты представлены в виде власти консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и властью трибунов.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что античный мир рассматривал процесс управления в первую очередь применительно к сфере политики и социальных отношений, но не в ракурсе управления хозяйствующими субъектами и организациями. Осознание необходимости осмысления специфики управления в области экономики связано с более поздними периодами в истории человечества, однако без пути, пройденного древними греками и римлянами, дальнейшее движение вперед было бы невозможно. Все, что сделала античность, и в первую очередь античная философия, для понимания власти вообще и политической власти в частности станет основанием для дальнейшего изучения управленческих механизмов и создания отдельной отрасли науки, занимающейся проблемами управления, ибо в основе понимания любого процесса лежит его философский анализ, задающий основные векторы дальнейшего исследования.

Тема 5 Управленческая мысль древнего рима

Тема 5 Управленческая мысль древнего рима

Древний рим

История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э. Период делится на три основных этапа: царский (середина VIII ст. до н. э. — 510 г. до н. э.), республиканский (510-30 гг. до н. э.) императорский (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.)

Образование римской империи

1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. — III веке н. э. 2. Доминат (284—476 гг.) — политическая система, более близкая к монархии. Главное содержание этого периода составляет процесс всестороннего объединения античного мира. Он проявляется: в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов; в изменении самой объединяющей власти; в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации; в объединении юридических правовых идеалов ив объединении нравственных идеалов.

Образование римской империи

Хозяйство древнего рима

Хозяйство древнего рима

Обмен привел к возникновению и развитию денежного обращения Появлялись различные области и города, по своим природным условиям имевшие возможность специализироваться на производстве того или иного вида продукции сельскохозяйственной, и особенно ремесленной Наиболее типичным рабовладельческим хозяйством была средней величины вилла, дававшая возможность извлекать максимум выгод из рабского труда. Здесь осуществлялось простая кооперация и разделение труда благодаря наличию рабов разной квалификации и разных специальностей

Задачи государственного управления

Ведение внешней торговли Активная внешняя политика и управление в колониях Активное вмешательство в хозяйственную жизнь городов и колоний Управление крупным рабовладельческим хозяйством – латифундией Регламентация имущественных отношений

Управленческая иерархия древнего рима (республика)

Управленческая иерархия древнего рима (республика)

Управленческая иерархия древнего рима (республика)

Управленческая иерархия древнего рима (империя)

Управленческая иерархия древнего рима (империя)

Управленческая иерархия древнего рима (империя)

Управленческая иерархия древнего рима (империя)

Источники управленческой мысли

Марк Порций Катон (Marcus Porcius Cato; 234 — 149 до н. э.), представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель. Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых.

Варрон, Марк Теренций, иногда Варро (Marcus Terentius Varro, 116 — 27 гг. до н. э.) — римский учёный-энциклопедист и писатель. Авторитет Варрона как учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспорим. Высшее благо, по его мнению, должно удовлетворять потребностям души и тела.Добродетель определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, которому можно научиться. Варрон был поборником старых римских нравов, однако никогда не выступал в роли непреклонного защитника традиций. Он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы

Крылатые латинские выражения

Читайте также: