Парадокс салинза это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Джаред Даймонд говорит, что концепцию прогресса опровергает наблюдение за современными охотниками-собирателями. "Оказывается, что у этих людей много свободного времени, они подолгу спят и работают гораздо меньше, чем их соседи-фермеры. Например, для того, чтобы добыть пищу, у бушменов в среднем уходит 12-19 часов в неделю, а танзанийских хадзапи - 14 и менее часов. Когда одного бушмена спросили, почему он не хочет последовать примеру соседнего племени, занимающегося агрокультурой, он ответил: "А почему мы должны это делать, ведь в мире так много орехов монгонго?".

"В то время как фермеры отдают предпочтение таким богатым углеводами культурам как рис и картофель, комбинация диких растений и мяса животных, составляющая рацион питания оставшихся в живых охотников-собирателей, даёт больше протеина и обеспечивает лучший баланс других питательных веществ. В одном из исследований говорится, что в ежедневном рационе бушменов (в течение изобильного едой месяца) содержалось в среднем 2400 калорий и 93 грамма протеина, что намного превосходит норму, рекомендуемую людям их роста. Трудно себе представить, чтобы бушмены, употребляющие в пищу примерно 75 различных видов растений, умерли от голода подобно тысячам ирландских фермеров и их семей, погибших во время неурожая картофеля в 1840-х годах".

"Так что жизнь охотников-собирателей - по крайней мере, тех, кто существует сейчас - не такая отвратительная и жестокая, даже несмотря на то, что фермеры отбросили их в самые кошмарные места на планете". Я бы сказал, что не фермеры сами по себе, а фермеры под "крышей" государства и государственных репрессивных органов.

Исследования палеопатологов также говорят об ухудшении жизни людей в древности после перехода к земледелию. Например, на территории Турции и Греции произошло уменьшение роста с 175/165 (м/ж) в палеолите до 160/152 к 3-му тысячелетию до н.э.; в Америке у индейцев долин рек Иллинойс и Огайо после перехода на выращивание кукурузы в 12 веке отмечено ухудшение зубной эмали (недоедание), повреждения костей (инфекции), деформации позвоночника (тяжёлый физический труд).

"Женщины в агрокультурных сообществах иногда превращались во вьючных животных. В аграрных обществах Новой Гвинеи я часто видел, как женщины еле-еле передвигаются под грузом нескольких мешков с овощами или вязанок дров, в то время как мужчины ходят с пустыми руками. Однажды, когда я отправился в полевую экспедицию по изучению птиц, я предложил заплатить нескольким крестьянам, чтобы они перенесли продовольствие со взлётно-посадочной полосы в мой горный лагерь. Самым тяжёлым грузом был 50-килограммовый мешок с рисом, который я крепко привязал к шесту и поручил группе из четверых мужчин нести на плечах. Когда я случайно нагнал крестьян, я увидел, что мужчины несут лёгкие сумки, а одна маленькая женщина, которая весила меньше, чем мешок с рисом, несла его на спине, придерживая верёвкой, обмотанной вокруг головы.

Что же касается того утверждения, что агрокультура способствовала расцвету искусства, дав нам свободное время, то у современных охотников-собирателей, по крайней мере, столько же свободного времени, сколько и у земледельцев. Скорее всего, неправильным было бы делать акцент на том, что в данной ситуации свободное время являлось критическим фактором. У горилл было достаточно свободного времени, чтобы построить собственный Парфенон, если бы они того захотели. Несмотря на то, что пост-агрокультурные технологические достижения действительно позволили развиться новым формам искусства и сохранить уже имеющиеся произведения, охотники-собиратели создавали великолепные картины и скульптуры ещё 15 тысяч лет назад, и их даже в нашем веке создают такие сообщества охотников-собирателей, как эскимосы и индейцы на северо-западном побережье Тихого океана.

буйвол

Таким образом, с началом агрокультуры появилась преуспевающая элита, а положение большинства населения только ухудшилось. Вместо того чтобы проглотить тезис приверженцев прогресса о том, что мы выбрали агрокультуру, потому что она принесла нам пользу, мы должны задуматься над вопросом: как мы попались в её ловушку, невзирая на все её недостатки?

Наш ответ сводится к максиме "кто сильнее - тот и прав". Земледелие могло обеспечить пищей намного больше людей, чем занятие охотой, хотя и с учётом менее качественных условий существования. (Плотность населения охотников-собирателей редко больше, чем один человек на 10 км 2 , в то время как плотность населения у земледельцев в среднем в сто раз больше). Отчасти это происходит из-за того, что поле, полностью засеянное съедобными растениями, дает возможность накормить больше ртов, чем лес, в котором съедобные растения встречаются по отдельности. Отчасти также из-за того, что кочевым охотникам-собирателям приходится делать четырехлетние интервалы при рождении потомства при помощи умерщвления младенцев и других способов: мать должна носить ребенка до тех пор, пока он сам не сможет ходить вместе со взрослыми. Так как у женщин-земледельцев такого бремени нет, они могут рожать детей каждые два года, как часто и происходит."

А. М. Лобок в своей монографии "Антропология мифа" высказывает предположение, что переход к земледелию был результатом смены религиозной парадигмы. Ну, типа, как у евреев есть такое понятие "некошерное мясо", так, может быть, и в неолитических земледельческих обществах стали считать дичь пищей "варваров". В подтверждение своей гипотезы А. М. Глобок пишет:

" Пожа­луй, не возникало бы особых вопросов, если бы земледелие возникло в качестве факультативного рода деятельности, дополняющего тра­диционные охоту и собирательство. Однако факт заключается в том, что у неолитических народов, которые начинают заниматься систе­матическим земледелием, происходит практически полный отказ от традиционных форм охоты и собирательства, и это крайне странно, поскольку эффективность земледелия на ранних его этапах крайне низка, трудовые затраты чрезвычайно велики, а питательная ценность получаемого продукта не сопоставима с той, которая обеспечивалась традиционными формами обеспечения продовольствием. Но с какой стати вольные охотники и собиратели добровольно отказываются от традиционных форм самообеспечения продовольствием и возлагают на себя ярмо тяжелейшего, изматывающего труда? Обычные ссылки на практическую целесообразность этого перехода, попытки объяснить возникновение феномена земледелия поиском новых источников про­питания совершенно не убедительны. Говорят, что стали истощаться охотничьи угодья, оскудели дикие источники пропитания раститель­ного происхождения – но ведь это попросту неправда. В эпоху, которая непосредственно предшествовала неолитической, естественные источ­ники пропитания в тех местах, в которых исторически возникает зем­леделие – это долины крупных рек – оставались изобильными и разно­образными, и ничуть не более бедными, нежели в тех, где земледелие так и не возникло – на этом настаивают сегодня многие авторитетные учёные ".

"В книге "Экономика каменного века" [1] М. Салинз сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и соби­ратели. Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до XX в. первобытные охотники и собиратели. По мнению М. Салинза, средств, имеющихся в распоряжении первобыт­ного доземледельческого общества, вполне достаточно для удовлетво­рения его потребностей. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледель­цев голодовки носили более тяжёлый и регулярный характер. Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать. Причина – не мнимая лень от­сталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значе­ния накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи). Возникает парадоксальный вывод, который называ­ют парадоксом Салинза: в ходе неолитической революции совершен­ствование аграрного производства ведёт к ухудшению уровня жизни " [2].

Здесь, конечно, ещё очень и очень много неясного, но, по крайней мере, понятно, что т. наз. "неолитическая революция" произошла прежде в умах древних людей, а потом уже появилось земледелие, как результат смены парадигмы.

Определённо можно сказать, что осёдлость появилась раньше земледелия. Скорее всего, осёдлые поселения стали появляться вокруг сакральных центров. Возможно, храмовый комплекс в Гёбекли-Тепе был одним из первых таких центров.

Непосредственной предпосылкой разложения первобытного общества было появление регулярного избыточного продукта, что создавало возможность для возникновения отчуждаемого в целях эксплуатации человека человеком прибавочного продукта.

Итак, разложение общинно-родового строя было обусловлено прежде всего (хотя и не только) дальнейшим значительным ростом производительных сил. Особое значение в этом отношении имели успехи в развитии производящего хозяйства, так как в большинстве случаев только оно давало возможность обеспечить получение устойчивого, регулярного избыточного продукта и его превращение в прибавочный продукт.

Правда, как говорилось, этнографии известны народы, у которых разложение первобытного общества происходило на основе высокоразвитого охотничье-рыболовческого хозяйства. Таковы, в частности, индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки, алеуты, некоторые народы Северной Сибири. Но подобных народов было сравнительно немного, и развитие у них значительного социального расслоения на основе присваивающего хозяйства объяснялось особыми обстоятельствами, например изобилием рыбы или морского зверя. В целом подобные факты можно рассматривать как исключение, не меняющее общего правила.

Напротив, разложение первобытнообщинного строя у земледельцев-скотоводов было закономерным следствием происшедшей в их экономике неолитической революции. Различные, подчас довольно заметные признаки такого разложения имелись уже в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов. Но для того чтобы эти тенденции упрочились и выявились в полную силу, требовалось время. Нужно было, чтобы в ходе развития производящего хозяйства успели сложиться новые, передовые трудовые навыки, возросли чйсленность и плотность населения, изменилась психология первобытных коллективов и прежде всего прогрессировала важнейшая вещественная часть производительных сил — орудия труда. В этом отношении в большинстве обществ кардинальное значение имели открытие и освоение полезных свойств металлов, вызвавшие настолько разительные культурные и социальные сдвиги, что история человечества обрела совершенно новые формы.

В этот день:

Дни рождения 1795 Родился Иоганн Георг Рамзауэр — чиновник из шахты Гальштата. Известен тем, что обнаружил в 1846 году и вёл там первые раскопки захоронений гальштатской культуры железного века. Дни смерти 1914 Умер Антонио Салинас — итальянский нумизмат, искусствовед и археолог. Профессор и ректор университета Палермо. 1920 Умер Александр Васильевич Адрианов — сибирский просветитель, этнограф, путешественник, археолог.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal



3-2

Fig. 1.1 in Clark G. A Farewell to Alms: A Brief Economic History of the World. Princeton : Princeton Un . Press , 2007

Каким образом можно примерно оценить качество питания и здоровье человека 1000 или 10000 назад? Как правило, изучают скелеты. Дело в том, что кости живая материя, которая приспосабливается к механическим и физическим нагрузкам.

Обыкновенная физическая активность, требующая усилий, приводит к быстрому видимому росту соответствующих мышц, прикрепленных к скелету. Если действия повторяются в одинаковой манере, кости приспосабливаются к тяжести, уплотняясь по направлению к плоскости движения. К примеру, бедренная кость у охотников-собирателей, которым приходилось проходить длительные расстояния, имеет овальную форму, однако у тех, кто постоянно занимался земледелием и, соответственно, был вовлечен в различные виды деятельности, эти кости приблизительно круглые.

Steckel R. The Best Of Times, The Worst Of Times: Health And Nutrition In Pre-Columbian America

По костям (особенно часто изучаются бедренные кости) можно определить качество питания человека, состояние здоровья в течение всей жизни, хронические заболевания, уровень физических нагрузок, а также предположить причину смерти.

Некоторые ученые предпочитают использовать средний рост человека как меру качества жизни общества. Помимо этого, часто собираются данные о климатических условиях, биологическом разнообразии, географии, результатах археологических исследований.

Переход к земледелию и урбанизации в доколумбовой Америке

Ричард Стекель провел исследование, направленное на определение уровня здоровья (качества питания, распространение болезней) в доколумбовой Америке. Было изучено останки скелетов более чем 4,000 людей, живших в северной, центральной или южной Америке за тысячелетия до 1492г. Результаты показали, что переход к оседлому земледелию ухудшило здоровье людей. Более того, в возникающих городах совокупный индекс здоровья был ниже, чем в сельской местности.

Сравнение качества питания римских граждан и варваров

Ангус Мэддисон указывает, что, по всей вероятности, качество питания варваров (не имевших письменности, городов, государственности) было выше, чем у римских граждан.

Исследования чел о веческих костей и костей животных показали, что люди, проживающие на территориях с меньшей плотностью населения, довольствовались более высокими уровнями подушевого потребления молока и мяса… Они также были выше , чем население Италии …

Maddison A. Contours of the World Economy, 1–2030AD Essays in Macro-Economic History

Неолитическая революция

Неолитической революцией называют переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Такой переход подразумевал появление оседлого образа жизни. Земледелие и скотоводство, в отличие от охоты и собирательства, дает возможности для накопления и, в дальнейшем, к дифференциации населения. На базе такого перехода стало возможным формирования первых цивилизаций: письменности и городов. Только с появлением цивилизации началась собственно история.

Неолитическая революция произошла самое раннее 10 тыс. лет. В то время как человек существует уже, по меньшей, мере 1 млн. лет (и эти порог все отодвигается во времени в связи со все новыми исследованиями).

Сейчас этот парадокс стал мейнстримом экономической истории.

Появление в дальнейшем городов, пожалуй, только ухудшило качество жизни. Жизнь в больших городах и городских центрах увеличивало вероятность заболеваний (особенно инфекциями, передающихся воздушно-капельным путем), увеличило неравенство в распределении власти и богатства, заставив большинство населения усиленно работать (в том числе при постройке культовых сооружений), привело к удорожанию еды, которую приходилось доставлять в город.

Еще одним важным минусом перехода к земледелию и оседлости явилась необходимость тяжелого и систематического труда. Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели.

П.С. Представление о Рае.

Интересно отметить, что изобилие – пожалуй, главная черта Рая, из которого был изгнан первый человек, Адам.

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

Известный исследователь религий Мирча Элиаде указывает, что представление о Рае, в котором когда-то жил первопредок и откуда он впоследствии был изгнан, существует во множестве культур.

Мифы о Рае, без сомнения, имели различия у представителей разных культур, но некоторые общие черты повторялись постоянно: в то время человек был бессмертен и мог стать лицом к лицу с Богом: он был счастлив и ему не нужно было работать ради пропитания; едой его обеспечивало или дерево, или сельскохозяйственные инструменты работали на него сами по себе, как автоматы.

Изгнания из Рая в представлениях разных народов характеризуется примерно одним и тем же набором следствий.

Для огромного количества людей, все еще находящихся на ранних стадиях развития культуры, "начало" означает катастрофу ("изгнание из Рая") и "вхождение" в историю, в то время как у палео-земледельцев оно приравнивалось к приходу смерти, сексуальной зависимости и неизбежности работы (мотивы, также фигурирующие в мифологических повествованиях о Рае).

Видно, что труд является одним из наказаний за грехопадение.

Также и в Библии

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

3-3

Обратите внимание на слово возделывать в последнем предложении. То есть после изгнания из Рая человек вынужден был заняться сельским хозяйством. А раньше, можно предположить, такой необходимости не было, так как все, что ему нужно само росло или бегало.

На этом основании возникла гипотеза, согласно которой представление о Рае и об изгнании из Рая является мифическим описанием трагедии неолитической революции…

Считается, что много работать - это хорошо. Это престижно. Кто-то скажет, что это естественно для человека. Ага, как же. Миллион лет люди жили без цивилизации, без труда, без развития. Может быть, кто-то полагает, что труд – это богоугодное занятие. То же вряд ли. Большинство форм саморазвития человека, форм применения его усилия, систематического труда не имеют оснований в религии и являются бесполезными или даже вредными с точки зрения перспектив будущей жизни.


Почему до сих пор есть народы, предпочитающие традиционный образ жизни? Рассказывает историк Андрей Владимирович Туторский, доцент кафедры этнологии МГУ, лектор культурно-просветительского проекта АРХЭ.

Кроме того, первобытное общество с куда большим правом, чем наше, можно назвать цивилизацией досуга — здесь люди работают всего четыре (!) часа в день. А зачем больше? Ведь этого времени хватает, чтобы в достаточном количестве обеспечить себя и свою семью пищей. В остальное время можно заниматься тем, что на самом деле интересно: исследовать природу (может, не как европейцы, с помощью специальных приборов и сложных устройств, а на более простом уровне), обсуждать волнующие племенные вопросы или просто размышлять обо всем, что интересно.

Во-первых, жизнь в городах удобнее, во-вторых — проще. А еще есть уверенность в завтрашнем дне

На самом деле у города, общепризнанного символа цивилизации, есть пара существенных (с точки зрения европейца) преимуществ. Во-первых, жизнь в городах удобнее, во-вторых — проще. Здесь меньше вероятность смерти в чрезвычайной ситуации, потому что может приехать скорая, меньше вероятность замерзнуть или умереть от лапы дикого зверя. А еще есть уверенность в завтрашнем дне.



Андрей Владимирович Туторский, доцент кафедры этнологии МГУ, кандидат исторических наук, лектор культурно-просветительского проекта АРХЭ

Читайте также: