Парадокс салинза это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Джаред Даймонд говорит, что концепцию прогресса опровергает наблюдение за современными охотниками-собирателями. "Оказывается, что у этих людей много свободного времени, они подолгу спят и работают гораздо меньше, чем их соседи-фермеры. Например, для того, чтобы добыть пищу, у бушменов в среднем уходит 12-19 часов в неделю, а танзанийских хадзапи - 14 и менее часов. Когда одного бушмена спросили, почему он не хочет последовать примеру соседнего племени, занимающегося агрокультурой, он ответил: "А почему мы должны это делать, ведь в мире так много орехов монгонго?".
"В то время как фермеры отдают предпочтение таким богатым углеводами культурам как рис и картофель, комбинация диких растений и мяса животных, составляющая рацион питания оставшихся в живых охотников-собирателей, даёт больше протеина и обеспечивает лучший баланс других питательных веществ. В одном из исследований говорится, что в ежедневном рационе бушменов (в течение изобильного едой месяца) содержалось в среднем 2400 калорий и 93 грамма протеина, что намного превосходит норму, рекомендуемую людям их роста. Трудно себе представить, чтобы бушмены, употребляющие в пищу примерно 75 различных видов растений, умерли от голода подобно тысячам ирландских фермеров и их семей, погибших во время неурожая картофеля в 1840-х годах".
"Так что жизнь охотников-собирателей - по крайней мере, тех, кто существует сейчас - не такая отвратительная и жестокая, даже несмотря на то, что фермеры отбросили их в самые кошмарные места на планете". Я бы сказал, что не фермеры сами по себе, а фермеры под "крышей" государства и государственных репрессивных органов.
Исследования палеопатологов также говорят об ухудшении жизни людей в древности после перехода к земледелию. Например, на территории Турции и Греции произошло уменьшение роста с 175/165 (м/ж) в палеолите до 160/152 к 3-му тысячелетию до н.э.; в Америке у индейцев долин рек Иллинойс и Огайо после перехода на выращивание кукурузы в 12 веке отмечено ухудшение зубной эмали (недоедание), повреждения костей (инфекции), деформации позвоночника (тяжёлый физический труд).
"Женщины в агрокультурных сообществах иногда превращались во вьючных животных. В аграрных обществах Новой Гвинеи я часто видел, как женщины еле-еле передвигаются под грузом нескольких мешков с овощами или вязанок дров, в то время как мужчины ходят с пустыми руками. Однажды, когда я отправился в полевую экспедицию по изучению птиц, я предложил заплатить нескольким крестьянам, чтобы они перенесли продовольствие со взлётно-посадочной полосы в мой горный лагерь. Самым тяжёлым грузом был 50-килограммовый мешок с рисом, который я крепко привязал к шесту и поручил группе из четверых мужчин нести на плечах. Когда я случайно нагнал крестьян, я увидел, что мужчины несут лёгкие сумки, а одна маленькая женщина, которая весила меньше, чем мешок с рисом, несла его на спине, придерживая верёвкой, обмотанной вокруг головы.
Что же касается того утверждения, что агрокультура способствовала расцвету искусства, дав нам свободное время, то у современных охотников-собирателей, по крайней мере, столько же свободного времени, сколько и у земледельцев. Скорее всего, неправильным было бы делать акцент на том, что в данной ситуации свободное время являлось критическим фактором. У горилл было достаточно свободного времени, чтобы построить собственный Парфенон, если бы они того захотели. Несмотря на то, что пост-агрокультурные технологические достижения действительно позволили развиться новым формам искусства и сохранить уже имеющиеся произведения, охотники-собиратели создавали великолепные картины и скульптуры ещё 15 тысяч лет назад, и их даже в нашем веке создают такие сообщества охотников-собирателей, как эскимосы и индейцы на северо-западном побережье Тихого океана.
Таким образом, с началом агрокультуры появилась преуспевающая элита, а положение большинства населения только ухудшилось. Вместо того чтобы проглотить тезис приверженцев прогресса о том, что мы выбрали агрокультуру, потому что она принесла нам пользу, мы должны задуматься над вопросом: как мы попались в её ловушку, невзирая на все её недостатки?
Наш ответ сводится к максиме "кто сильнее - тот и прав". Земледелие могло обеспечить пищей намного больше людей, чем занятие охотой, хотя и с учётом менее качественных условий существования. (Плотность населения охотников-собирателей редко больше, чем один человек на 10 км 2 , в то время как плотность населения у земледельцев в среднем в сто раз больше). Отчасти это происходит из-за того, что поле, полностью засеянное съедобными растениями, дает возможность накормить больше ртов, чем лес, в котором съедобные растения встречаются по отдельности. Отчасти также из-за того, что кочевым охотникам-собирателям приходится делать четырехлетние интервалы при рождении потомства при помощи умерщвления младенцев и других способов: мать должна носить ребенка до тех пор, пока он сам не сможет ходить вместе со взрослыми. Так как у женщин-земледельцев такого бремени нет, они могут рожать детей каждые два года, как часто и происходит."
А. М. Лобок в своей монографии "Антропология мифа" высказывает предположение, что переход к земледелию был результатом смены религиозной парадигмы. Ну, типа, как у евреев есть такое понятие "некошерное мясо", так, может быть, и в неолитических земледельческих обществах стали считать дичь пищей "варваров". В подтверждение своей гипотезы А. М. Глобок пишет:
" Пожалуй, не возникало бы особых вопросов, если бы земледелие возникло в качестве факультативного рода деятельности, дополняющего традиционные охоту и собирательство. Однако факт заключается в том, что у неолитических народов, которые начинают заниматься систематическим земледелием, происходит практически полный отказ от традиционных форм охоты и собирательства, и это крайне странно, поскольку эффективность земледелия на ранних его этапах крайне низка, трудовые затраты чрезвычайно велики, а питательная ценность получаемого продукта не сопоставима с той, которая обеспечивалась традиционными формами обеспечения продовольствием. Но с какой стати вольные охотники и собиратели добровольно отказываются от традиционных форм самообеспечения продовольствием и возлагают на себя ярмо тяжелейшего, изматывающего труда? Обычные ссылки на практическую целесообразность этого перехода, попытки объяснить возникновение феномена земледелия поиском новых источников пропитания совершенно не убедительны. Говорят, что стали истощаться охотничьи угодья, оскудели дикие источники пропитания растительного происхождения – но ведь это попросту неправда. В эпоху, которая непосредственно предшествовала неолитической, естественные источники пропитания в тех местах, в которых исторически возникает земледелие – это долины крупных рек – оставались изобильными и разнообразными, и ничуть не более бедными, нежели в тех, где земледелие так и не возникло – на этом настаивают сегодня многие авторитетные учёные ".
"В книге "Экономика каменного века" [1] М. Салинз сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и собиратели. Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до XX в. первобытные охотники и собиратели. По мнению М. Салинза, средств, имеющихся в распоряжении первобытного доземледельческого общества, вполне достаточно для удовлетворения его потребностей. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледельцев голодовки носили более тяжёлый и регулярный характер. Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать. Причина – не мнимая лень отсталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значения накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи). Возникает парадоксальный вывод, который называют парадоксом Салинза: в ходе неолитической революции совершенствование аграрного производства ведёт к ухудшению уровня жизни " [2].
Здесь, конечно, ещё очень и очень много неясного, но, по крайней мере, понятно, что т. наз. "неолитическая революция" произошла прежде в умах древних людей, а потом уже появилось земледелие, как результат смены парадигмы.
Определённо можно сказать, что осёдлость появилась раньше земледелия. Скорее всего, осёдлые поселения стали появляться вокруг сакральных центров. Возможно, храмовый комплекс в Гёбекли-Тепе был одним из первых таких центров.
Непосредственной предпосылкой разложения первобытного общества было появление регулярного избыточного продукта, что создавало возможность для возникновения отчуждаемого в целях эксплуатации человека человеком прибавочного продукта.
Итак, разложение общинно-родового строя было обусловлено прежде всего (хотя и не только) дальнейшим значительным ростом производительных сил. Особое значение в этом отношении имели успехи в развитии производящего хозяйства, так как в большинстве случаев только оно давало возможность обеспечить получение устойчивого, регулярного избыточного продукта и его превращение в прибавочный продукт.
Правда, как говорилось, этнографии известны народы, у которых разложение первобытного общества происходило на основе высокоразвитого охотничье-рыболовческого хозяйства. Таковы, в частности, индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки, алеуты, некоторые народы Северной Сибири. Но подобных народов было сравнительно немного, и развитие у них значительного социального расслоения на основе присваивающего хозяйства объяснялось особыми обстоятельствами, например изобилием рыбы или морского зверя. В целом подобные факты можно рассматривать как исключение, не меняющее общего правила.
Напротив, разложение первобытнообщинного строя у земледельцев-скотоводов было закономерным следствием происшедшей в их экономике неолитической революции. Различные, подчас довольно заметные признаки такого разложения имелись уже в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов. Но для того чтобы эти тенденции упрочились и выявились в полную силу, требовалось время. Нужно было, чтобы в ходе развития производящего хозяйства успели сложиться новые, передовые трудовые навыки, возросли чйсленность и плотность населения, изменилась психология первобытных коллективов и прежде всего прогрессировала важнейшая вещественная часть производительных сил — орудия труда. В этом отношении в большинстве обществ кардинальное значение имели открытие и освоение полезных свойств металлов, вызвавшие настолько разительные культурные и социальные сдвиги, что история человечества обрела совершенно новые формы.
В этот день:
Дни рождения 1795 Родился Иоганн Георг Рамзауэр — чиновник из шахты Гальштата. Известен тем, что обнаружил в 1846 году и вёл там первые раскопки захоронений гальштатской культуры железного века. Дни смерти 1914 Умер Антонио Салинас — итальянский нумизмат, искусствовед и археолог. Профессор и ректор университета Палермо. 1920 Умер Александр Васильевич Адрианов — сибирский просветитель, этнограф, путешественник, археолог.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Fig. 1.1 in Clark G. A Farewell to Alms: A Brief Economic History of the World. Princeton : Princeton Un . Press , 2007
Каким образом можно примерно оценить качество питания и здоровье человека 1000 или 10000 назад? Как правило, изучают скелеты. Дело в том, что кости живая материя, которая приспосабливается к механическим и физическим нагрузкам.
Обыкновенная физическая активность, требующая усилий, приводит к быстрому видимому росту соответствующих мышц, прикрепленных к скелету. Если действия повторяются в одинаковой манере, кости приспосабливаются к тяжести, уплотняясь по направлению к плоскости движения. К примеру, бедренная кость у охотников-собирателей, которым приходилось проходить длительные расстояния, имеет овальную форму, однако у тех, кто постоянно занимался земледелием и, соответственно, был вовлечен в различные виды деятельности, эти кости приблизительно круглые.
Steckel R. The Best Of Times, The Worst Of Times: Health And Nutrition In Pre-Columbian America
По костям (особенно часто изучаются бедренные кости) можно определить качество питания человека, состояние здоровья в течение всей жизни, хронические заболевания, уровень физических нагрузок, а также предположить причину смерти.
Некоторые ученые предпочитают использовать средний рост человека как меру качества жизни общества. Помимо этого, часто собираются данные о климатических условиях, биологическом разнообразии, географии, результатах археологических исследований.
Переход к земледелию и урбанизации в доколумбовой Америке
Ричард Стекель провел исследование, направленное на определение уровня здоровья (качества питания, распространение болезней) в доколумбовой Америке. Было изучено останки скелетов более чем 4,000 людей, живших в северной, центральной или южной Америке за тысячелетия до 1492г. Результаты показали, что переход к оседлому земледелию ухудшило здоровье людей. Более того, в возникающих городах совокупный индекс здоровья был ниже, чем в сельской местности.
Сравнение качества питания римских граждан и варваров
Ангус Мэддисон указывает, что, по всей вероятности, качество питания варваров (не имевших письменности, городов, государственности) было выше, чем у римских граждан.
Исследования чел о веческих костей и костей животных показали, что люди, проживающие на территориях с меньшей плотностью населения, довольствовались более высокими уровнями подушевого потребления молока и мяса… Они также были выше , чем население Италии …
Maddison A. Contours of the World Economy, 1–2030AD Essays in Macro-Economic History
Неолитическая революция
Неолитической революцией называют переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Такой переход подразумевал появление оседлого образа жизни. Земледелие и скотоводство, в отличие от охоты и собирательства, дает возможности для накопления и, в дальнейшем, к дифференциации населения. На базе такого перехода стало возможным формирования первых цивилизаций: письменности и городов. Только с появлением цивилизации началась собственно история.
Неолитическая революция произошла самое раннее 10 тыс. лет. В то время как человек существует уже, по меньшей, мере 1 млн. лет (и эти порог все отодвигается во времени в связи со все новыми исследованиями).
Сейчас этот парадокс стал мейнстримом экономической истории.
Появление в дальнейшем городов, пожалуй, только ухудшило качество жизни. Жизнь в больших городах и городских центрах увеличивало вероятность заболеваний (особенно инфекциями, передающихся воздушно-капельным путем), увеличило неравенство в распределении власти и богатства, заставив большинство населения усиленно работать (в том числе при постройке культовых сооружений), привело к удорожанию еды, которую приходилось доставлять в город.
Еще одним важным минусом перехода к земледелию и оседлости явилась необходимость тяжелого и систематического труда. Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели.
П.С. Представление о Рае.
Интересно отметить, что изобилие – пожалуй, главная черта Рая, из которого был изгнан первый человек, Адам.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Известный исследователь религий Мирча Элиаде указывает, что представление о Рае, в котором когда-то жил первопредок и откуда он впоследствии был изгнан, существует во множестве культур.
Мифы о Рае, без сомнения, имели различия у представителей разных культур, но некоторые общие черты повторялись постоянно: в то время человек был бессмертен и мог стать лицом к лицу с Богом: он был счастлив и ему не нужно было работать ради пропитания; едой его обеспечивало или дерево, или сельскохозяйственные инструменты работали на него сами по себе, как автоматы.
Изгнания из Рая в представлениях разных народов характеризуется примерно одним и тем же набором следствий.
Для огромного количества людей, все еще находящихся на ранних стадиях развития культуры, "начало" означает катастрофу ("изгнание из Рая") и "вхождение" в историю, в то время как у палео-земледельцев оно приравнивалось к приходу смерти, сексуальной зависимости и неизбежности работы (мотивы, также фигурирующие в мифологических повествованиях о Рае).
Видно, что труд является одним из наказаний за грехопадение.
Также и в Библии
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
Обратите внимание на слово возделывать в последнем предложении. То есть после изгнания из Рая человек вынужден был заняться сельским хозяйством. А раньше, можно предположить, такой необходимости не было, так как все, что ему нужно само росло или бегало.
На этом основании возникла гипотеза, согласно которой представление о Рае и об изгнании из Рая является мифическим описанием трагедии неолитической революции…
Считается, что много работать - это хорошо. Это престижно. Кто-то скажет, что это естественно для человека. Ага, как же. Миллион лет люди жили без цивилизации, без труда, без развития. Может быть, кто-то полагает, что труд – это богоугодное занятие. То же вряд ли. Большинство форм саморазвития человека, форм применения его усилия, систематического труда не имеют оснований в религии и являются бесполезными или даже вредными с точки зрения перспектив будущей жизни.
Почему до сих пор есть народы, предпочитающие традиционный образ жизни? Рассказывает историк Андрей Владимирович Туторский, доцент кафедры этнологии МГУ, лектор культурно-просветительского проекта АРХЭ.
Кроме того, первобытное общество с куда большим правом, чем наше, можно назвать цивилизацией досуга — здесь люди работают всего четыре (!) часа в день. А зачем больше? Ведь этого времени хватает, чтобы в достаточном количестве обеспечить себя и свою семью пищей. В остальное время можно заниматься тем, что на самом деле интересно: исследовать природу (может, не как европейцы, с помощью специальных приборов и сложных устройств, а на более простом уровне), обсуждать волнующие племенные вопросы или просто размышлять обо всем, что интересно.
Во-первых, жизнь в городах удобнее, во-вторых — проще. А еще есть уверенность в завтрашнем дне
На самом деле у города, общепризнанного символа цивилизации, есть пара существенных (с точки зрения европейца) преимуществ. Во-первых, жизнь в городах удобнее, во-вторых — проще. Здесь меньше вероятность смерти в чрезвычайной ситуации, потому что может приехать скорая, меньше вероятность замерзнуть или умереть от лапы дикого зверя. А еще есть уверенность в завтрашнем дне.
Андрей Владимирович Туторский, доцент кафедры этнологии МГУ, кандидат исторических наук, лектор культурно-просветительского проекта АРХЭ
Читайте также: