Женитьба пьера его разочарование в семейной жизни кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вспомним обстоятельства женитьб Пьера. Когда Пьер стал богатым юношей и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер — простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи князь Василий использовал подругу Анну Павловну Шерер. Анна Павловна показала Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное.

Итак, Пьер женат. Его жена Элен не была умна, у неё не было души. Были у неё только красота и способность показать себя в обществе умной и вообще идеальной женщиной. Все эти черты являются для Толстого отрицательными. Красивые герои нелюбимы автором: в Пьере, Наташе, Кутузове часто подчёркивается какая-то некрасивость, и при этом они любимы Толстым; Элен, Александр I, Наполеон, Долохов — наоборот. Способность показать себя в обществе тоже не вызывает у автора симпатии к герою: Толстой презирал всё искусственное, жизнь, по его мнению, должна быть естественна; яркий пример этому — вторая жена Пьера Наташа.

Пьеру уже перед свадьбой с Элен “чувствовалось, что свадьба — это нехорошо почему-то, но он знал, что это будет”. Зачем же автору нужна эта женитьба? Жизнь Пьера состоит из постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных периодов. Если бы Пьер не женился, не поссорился и не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы не стал масоном, то есть исчез бы значительный и важный период его жизни. Кроме того, тогда он не смог бы “вернуть к жизни” князя Андрея на пароме. Не буду перечислять дальнейшие последствия, уже видно, что первая женитьба — важный для романа сюжет.

Добавлю только, что первый брак не позволил Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не имел нормальных отношений с родителями, то есть не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он снова остался одиноким. Вот уж кто не стал Пьеру другом, их жизни практически не пересекались.

Т еперь перейдём к женитьбе Пьера на Наташе Ростовой. Они были знакомы с детства и всегда испытывали друг к другу тёплые чувства. Пьер давно любил Наташу и чуть не признался ей в этом после того, как она хотела сбежать с Анатолем Курагиным (братом жены Пьера) и все её за это осудили. Пьер по доброте характера всегда старался оправдать поступки других людей. Тогда он не решился на признание, так как она была невестой его лучшего друга, князя Андрея, да и сам он формально был женат.

В обоих случаях признаться в любви и жениться ему помогли другие люди: в первом браке — князь Василий и Анна Павловна Шерер, во втором — княжна Марья. Однако в реальности дело обстояло по-разному. Князь Василий просто заставил Пьера это сделать, а княжну Марью попросил ему помочь сам Пьер.

Хотя между первой и второй женитьбами прошло немало времени, Пьер остался нерешительным человеком. Правда, его нерешительность в первом случае была связана с тем, что жениться ему не хотелось, он просто считал себя обязанным сделать это. Во втором случае, наоборот, он так сильно любил Наташу, что не мог представить, что ему отвечают взаимностью: Пьер даже считал, что “он человек, просто человек”, а Наташа — “совсем другое, высшее”. Для Пьера эта нерешительность, отсутствие веры в себя являлись характерными чертами.

Т рудно было найти таких противоположных жён, как Элен и Наташа. Одна — олицетворение всего искусственного, холодного, застывшего (“мраморная красота”). Лицо Элен — прекрасная маска, на которой не отражается ни единого чувства, если она вообще могла испытывать какие-то чувства. Улыбка Элен совершенно ничего не выражала, это была улыбка статуи. Напротив, Наташа — само воплощение жизни, изменчивости, непостоянства. Неслучайно мать находила, что в ней слишком много чего-то, что не позволит ей быть счастливой. Если Элен недостаёт жизни, то у Наташи именно жизни даже слишком много. Именно отсюда дикие поступки, которые она иногда совершала. Можно не сомневаться, что Элен вполне способна на дурные поступки, не зря она почти в открытую изменяла Пьеру, но ухитрялась соблюдать светские приличия, которые чужды самой натуре Наташи и Пьера.

Однако при всех отличиях есть и сходства Элен и Наташи. Они обе кажутся ниже Пьера по своим душевным и умственным качествам: обе не были столь умны и глубоки, как он.

Наташа совсем опустилась, став из красивой молодой женщины самкой (именно так её называет Толстой в эпилоге романа). Элен отвращает читателей своей пустотой, бездушием. Обе жены были по своим человеческим качествам ниже Пьера, человека удивительного, полного доброты, ума, благородства. С Элен всё ясно — женитьба на ней была огромной ошибкой Пьера, он это понял очень быстро. Что касается Наташи, здесь всё сложнее. Пьер женился на ней по любви и, по-видимому, был вполне счастлив в семейной жизни. У него появились дети, но мне кажется, что духовно ближе них Пьеру был Николенька Болконский. Мне кажется, что единственной женщиной, которая в романе по своим качествам равна Пьеру, была княжна Марья. Наверное, не случайно, что она, как и Пьер, вступила в брак с человеком, которого трудно сравнить с ней по своим душевным и умственным качествам. Возможно, такие неравные браки вообще свойственны людям выдающимся.

Пьер Безухов и Элен Курагина в романе "Война и мир" являются одними из центральных персонажей произведения.

История отношений Элен Курагиной и Пьера Безухова - это печальная история о несчастливом браке двух совершенно разных людей.

Ниже представлено описание отношений Пьера Безухова и Элен Курагиной, их брак, этапы семейной жизни в романе "Война и мир".

Начало отношений

". Пьером, который. приходился родня по отцу князю Василью. " (князь Василий является отцом Элен, том 1 часть 1 глава IV)

20-летний Пьер возвращается в Россию после 10 лет жизни за границей. На светском вечере в Петербурге Пьер встречает Элен. Теперь Элен - это молодая красавица, девушка на выданье:

Пьер испытывает страсть к Элен. Девушка вызывает у молодого человека низкие чувства, которых тот стыдится:

"Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное. " (том 1 часть 3 глава I)

". им овладело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны. " (том 1 часть 2 глава II)


Сомнения Пьера

"Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное. " (том 1 часть 3 глава I)

". он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой. " (том 1 часть 3 глава I)

". но какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге. " (том 1 часть 3 глава II)

". Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее. " (том 1 часть 3 глава II)

". он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее и уехать. " (том 1 часть 3 глава II)

Свадьба Пьера и Элен


Князь Василий Курагин, отец Элен, подталкивает Пьера к этой женитьбе. Молодой человек сам не замечает, как становится официальным женихом Элен. Ему не остается ничего кроме как жениться:

В конце концов Пьер женится на Элен Курагиной в начале 1806 года. Они поселяются в своем доме в Петербурге:

"Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых. " (том 1 часть 3 глава II)

Несчастливый брак


После свадьбы Пьер понимает, что Элен не любит его и считает его дураком. Она прямо заявляет мужу, что не хочет иметь от него детей:

"Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет. " (том 2 часть 1 глава VI)

"Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Je vous aime“ , которое было ложь, и еще хуже, чем ложь, – говорил он сам себе. " (том 2 часть 1 глава VI)

Замужняя Элен становится светской львицей. У нее в доме бывает лучшее общество Петербурга. Девушка купается в мужском внимании:

". Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей светской женщины. " (том 2 часть 3 глава IX)

Измены Элен

Элен оказывается неверной женой. В частности она изменяет Пьеру с его приятелем Долоховым, и об этом знает весь город. В итоге все заканчивается дуэлью Пьера и Долохова в марте 1806 г.:

". анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. " (том 2 часть 1 глава IV)

После дуэли Пьеру становится окончательно понятно, что жена ему изменяет. Устав от ее лицемерия, Пьер разрывает с ней отношения и живет отдельно. На прощание Элен заставляет Пьера выделить ей часть имущества для своей безбедной жизни:

В 1809 г. Элен и ее семья начинают уговаривать Пьера снова съехаться с женой. В конце концов Пьер соглашается жить с Элен. Он решает нести свой крест до конца ради высоких идеалов масонства, которым увлекается последние годы. При этом Пьер сожительствует с Элен как сосед, но не как муж:

Элен продолжает изменять Пьеру со знатными мужчинами. Ее светские успехи приводят к тому, что Пьер внезапно получает "компенсацию" за этот позор повышение до чина камергера:

"Со времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе. " (том 2 часть 3 глава XXII)

". вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. " (том 2 часть 1 глава VI)

"А вместо всего этого – вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, побранить слегка правительство. " (том 2 часть 5 глава I)

Пьер уезжает в Москву, а затем - на фронт к русской армии. Тем временем Элен ищет способы развестись, чтобы снова выйти замуж за другого человека. Для этого она решает сменить религию и принять католичество. Сменив религию, Элен надеется получить статус свободной женщины:

". письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN, и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма. " (том 3 часть 3 глава VII)

Смерть Элен Безуховой

Графиня Элен Безухова не успевает развестись с Пьером. В конце августа 1812 г. она умирает при странных обстоятельствах. На самом деле она принимает "лекарство" (яд), чтобы прервать нежелательную беременность. Судя по всему, она выпивает слишком большую дозу вещества, из-за чего несколько дней болеет, а затем умирает (см. Смерть Элен Безуховой). Таким образом, брак Пьера и Элен длится около 6 лет и заканчивается смертью супруги:

"Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. " (том 4 часть 1 глава II)

". смерть эта меня страшно поразила. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. " (том 4 часть 4 глава XVII)

После смерти Элен Пьер Безухов женится на Наташе Ростовой. С ней Пьер наконец обретает семейное счастье:

". Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын. " (эпилог часть 1 глава X)


Это было описание отношений и брака Пьера Безухова и Элен Курагиной в цитатах из романа "Война и мир" Толстого.

Юный Пьер и общество

Вынужденная женитьба

Прибыв в Петербург с заграничной учебы, Пьер не был знаком с жестокими законами высшего света. Он был наивен, добр и страшно богат. Из-за своей доверчивости он стал жертвой интриг князя Курагина – своего дальнего родственника. Князь Василий планировал сам унаследовать графское состояние, но поскольку все досталось Пьеру, он решил не упускать шанс поживиться и хитростью женил родственника на своей дочери Элен.

Однако брак по расчету не принес счастья ни Элен, ни обманутому Пьеру, завершившись изменами, дуэлью и изгнанием неверной жены из дому. Хотя она получила приличное содержание и свободу, что вполне ее удовлетворило.

Несмотря на трагическое завершение семейной жизни, в которой любви не было даже в самом начале, Толстой вводит этот период в жизненный путь Пьера Безухова, как одно из испытаний, способных изменить его, сделать серьезнее, ответственнее, сильнее. Ведь без испытаний невозможно развитие и становление образа. Разочаровавшись в любви и семейной жизни, Пьер начинает искать свое предназначение.

Идейные поиски смысла бытия

Поиск своего предназначения и собственной роли в жизни приводит Пьера к масонству. Открытая и чистая душа Безухова стремится к свету и доброте, ему хочется совершать благие поступки. В идеях братства, равенства, взаимопомощи и самопожертвования, провозглашаемых масонством, он находит себя, как ему казалось, необычайно увлекается данным движением и даже возглавляет его, переехав в Москву.

Под влияние масонства и желанием нести добро, он пытается облегчить участь крепостных и прощает жену, снова сойдясь с ней. Однако, побывав за границей и увидев среди представителей идеализируемого им движения притворство, страсть к наживе и жадность, он снова разочаровывается в своих убеждениях и покидает ряды приверженцев этой организации.

Активная гражданская позиция

С приходом войны беспрестанно разочаровывающийся, но не перестающий искать себя Пьер Безухов начинает все сильнее ощущать активную гражданскую позицию и чувствовать свой долг перед Отечеством. Не будучи военным, как его друг Андрей Болконский, Пьер все же не хочет оставаться в стороне и решает принять активное участие в Бородинском сражении. Он организовывает на свои деньги полк и берет на себя все расходы по его обеспечению.

Упивавшийся ранее политическими взглядами и личностными качествами Наполеона настолько, что сам хотел стать им, нынче Пьер решает максимально послужить своей стране и избавить ее от войны, готовя покушение на бывшего кумира. Однако его замысел провалился, а сам он оказался в плену.

Осознание смысла жизни и обретение счастья и спокойствия

В конце своих духовных и гражданских исканий Пьер разделяет идеи декабристов. Он становится участником тайного общества, чтобы противостоять тем, кто унижает свободу, честь и достоинство людей.

Пьер Безухов является тем персонажем, который вызывает чувство восхищения и жалости одновременно. Незаурядный внешний вид молодого человека определенно отталкивает – Пьер выглядит обрюзгшим и некрасивым, однако в противовес к этому он красив душой, и в этом заключается особый трагизм этого персонажа. Толстой неоднократно наталкивает читателя на мысль о том, что хорошо любить красивого, привлекательного человека, в то время как внешне неприятного любить сложно.

Детство и юношество Пьера Безухова

Пьер Безухов был незаконнорожденным наследником графа Кирилла Безухова. Несмотря ни на что, граф Кирилл дал своему сыну достойное образование и воспитание – десять лет Пьер вместе с гувернером живет за границей, где и проходит процесс его обучения.

В 20-ти летнем возрасте Пьер возвращается в Россию. На этот момент граф Кирилл был тяжело болен и находился на грани жизни и смерти. Несмотря на то, что старый граф фактически не принимал личное участие в воспитании Пьера и был для молодого человека чужим и незнакомым, Пьер искренне жалеет отца и переживает за него.

Вернувшись в Россию, Пьер некоторое время пребывал в замешательстве – в виду своего возраста, особенностей воспитания и чувствительности натуры, он рисует себе жизнь, полную ярких красок, бескорыстия и стремления к вечному и прекрасному, но не знает с чего начать.

Пьер часто появляется в компании с Анатолем Курагиным, также поддерживает дружеские отношения с Андреем Болконским. На первый взгляд кажется, что Пьер в виду своей наивности пытается быть хорошим для всех, но по сути это не так – молодой человек общается с различными по характеру и моральным ценностям людьми, чтобы определить, что подходит ему.

Граф Кирилл Безухов в скором времени умирает, оставляя все свое бесчисленное богатство Пьеру. С этих пор молодой человек становится самым желаемым гостем во всех домах и перспективным женихом. Князь Василий Курагин помогает Пьеру обустроиться в новом для него мире – он способствует зачислению Пьера в дипломатический корпус и присвоению Безухову чина камер-юнкера.
Вскоре князь Василий сумел расположить Пьера к себе и даже женить его на своей дочери.

Женитьба на Елене

Елена вызывает у Пьера страсть, плотское желание, которого Безухов стыдится – в его понятии это низкие чувства. Пьер убежден, что семья – это нечто возвышенное, основанное на гармонии.

Каковой бы ни была сильной страсть Пьера, умение оценивать ситуацию у него все еще остается – Пьер понимает, что Елена глупа, но просто так отказаться от нее не может. Пока молодой человек раздумывал, нужна ли ему Елена, князь Василий удачно обставил ситуацию так, что Пьер стал неофициальным женихом Елены. Мягкохарактерному Безухову было сложно пойти против общественного мнения, и он сделал предложение Елене, хоть и осознавал, что это не та женщина, которая ему подходит.

Фрагмент романа

Разочарование в семейной жизни не заставило долго ждать – Елена не стала скрывать своего отвращения и напрямую заявила, что она не намерена рожать детей от такого человека, как Безухов.

В этот момент Пьер начинает осознавать, что его понятие о семье и семейной жизни было утопией. Безухов медленно погружается в хандру и становится абсолютно несчастливым в семейной жизни.
Елена не стала удручаться семейной жизнью и, пользуясь деньгами мужа, стала на путь светской львицы. Скоро в доме у Безуховых стала собираться элита общества. Сам Пьер не брал участие в мероприятиях жены и удачно ретировался из ее жизни. Елена заводит себе любовников, и скоро о ее любовных похождениях начинает говорить весь город. Единственный человек, который был в неведении – Пьер Безухов, он все так же считал свою жену честной и благочестивой.

Известия об изменах жены для Пьера стали неприятным событием. Разгневанный Безухов впервые проявляет характер – в ссоре с женой он не ведет себя как обычно – стеснительным мямлей – гнев и злость вырываются наружу. Пьер перестает жить с женой, но не перестает ее спонсировать, что не могло не радовать Елену.

Со временем Пьер опять сближается с женой, но жить полноценной семьей все же не получается. Елена все также изменяет мужу. Что правда Безухов получает нечто вроде моральной компенсации за такое поведение жены – повышение по службе, которого, впрочем, стыдится. В результате молодые люди полностью исчерпывают себя в рамках совместного брака – Елена принимает католичество, чтобы развестись с мужем, но осуществить задуманное не успевает – женщина умирает. Таким образом, брак Пьера Безухова с красавицей Еленой Курагиной продлился 6 лет.

Толстой не детализирует описание воссозданного эффекта на Пьера этим известием. Смерть Елены происходит во время пребывания Пьера в плену и, как следствие, знакомства его с Каратаевым. Исходя из общей ситуации, можно предположить, что он испытал значительное облегчение, так как смерть Елены позволяла ему вновь обрести свободу и внутреннее равновесие.

Масонство

Сложные отношения в браке и ощущение дисгармоничности себя как личности, способствуют возникновению желания найти себя в этом мире, ощутить себя нужным и полезным.

Пьер был далек от религии – он не верил в Бога, поэтому даже в сложный период своей жизни он не испытывает потребности искать утешение в лоне религии. По воле случая Безухов знакомится с Иосифом Алексеевичем Баздеевым, который состоял в масонской ложе.

Идеи этого общества скоро пленяют молодого человека – он видит в этом возможность обрести счастье. Масоны радостно принимают Пьера в свои ряды. Причина этого радушия кроется в состоянии Безухова – Пьер может вносить существенные сумы в качестве пожертвования. Исходя из такой позиции, разочарование Пьера в масонстве не заставило себя долго ждать. В 1808 году Пьер неожиданно для себя стал главой петербуржского масонства.

Смерть Баздеева стала неприятным известием в жизни Безухова – Пьер теряет всякий интерес к общественной деятельности и саморазвитию. В этот же период происходит обручение Наташи Ростовой и Андрея Болконского – Пьер, безусловно, испытывает дружеские чувства по отношению к князю Андрею, но порадоваться за него не может – его симпатия к Наташе не позволяет ему это сделать. В результате Безухов начинает жить как настоящий повеса – его часто можно было заметить в кутежах и пьянках вместе с Анатолем Курагиным.

Пьер на войне

В 1812 году жизнь готовит для Безухова еще один неприятный сюрприз – война с Наполеоном. Это событие для Пьера становится неприятно вдвойне. С одной стороны Пьеру неприятен сам процесс военных событий – по свое натуре он человек миролюбивый. С другой стороны Безухов всегда был восхищен образом Наполеона и как политической личностью, и как полководцем, но после того, как у Бонапарта появляется желание захватить Россию – восхищение Пьера этой персоной улетучивается, и его место занимает глубокое разочарование и даже злость.

Пьер решает послужить Родине – он отправляется на фронт. Благодаря своему состоянию, Безухов обеспечивает материально полк – принимать лично участие в военных действиях Безухов не может, да и в целом, он человек не военный.

Когда все же Пьер появляется на полях сражения, то все вокруг отмечают, что понятие Безухова о войне очень пространственно – его фигура в белых панталонах и отменном костюме выглядит очень комично на фоне всего побоища.

К роману

Под общим воздействием Пьер решается совершить подвиг – убить так некогда горячо любимого ним Наполеона. Однако план Безухова терпит крах. Пьер оказывается в плену. Пребывание во французском плену открыло Пьеру глаза на многие вещи. Благодаря Платону Каратаеву Безухов начинает осознавать жизненные ценности и переосмысливать их. Наконец-то Пьер становится на путь, дающий ему надежду на счастье и гармонию.

Осознание смысла жизни

Действительность пошатнула веру в Бога Пьера, но после разговора Платоном Каратаевым, мировоззрение героя меняется. Платон помог посмотреть на жизнь проще, нашел ответы на вопросы, которые долго не давали покоя Пьеру.

В финале Пьер становиться участником, что бы побороться за свободу, честь и справедливость по отношению к людям. После тревог и разочарований, главный герой наслаждается семейным счастьем, обрел гармонию.

Женитьба на Наташе Ростовой

События войны с Наполеоном стали значимыми в жизни многих людей. Так, Наташа Ростова все-таки осознала свою привязанность к князю Андрею, но обрести счастье с этим человеком ей было не суждено – Болконский получил серьезное ранение и вскоре умер. В период морального истощения Натальи в ее жизни появляется Пьер Безухов, но уже не в качестве хорошего знакомого и друга, а в качестве жениха.


В этот раз Пьер не ошибся в выборе супруги – спокойная и кроткая Наталья стала воплощением его юношеского идеала супруги. Наташа не интересовалась светской жизнью, она редко бывала на людях и неохотно принимала гостей у себя.

В браке Ростовой и Безухова рождается трое дочерей и сын. Наталья полностью посвятила себя семейной жизни.

Характеристика Пьера Безухова

После смерти отца, Пьер получает в наследство все состояние и титул, с такой новостью люди меняет отношение к герою. Сыну жаль отца, но он никогда не был близок с отцом. Наследство становится тяжкой ношей с одной стороны – деньги и титул открывают все двери молодому человеку.

Князь Курагин, одержимый идеей завладеть состоянием Пьера, женил его на своей дочери Элен. Безухов скоро понимает, что совсем не любит свою жену, что она холодная, распутная и расчётливая женщина, и пытается с ней расстаться. Кардинальные перемены произошли в душе Пьера Безухова после поездки в Можайск, встречи с солдата­ми и ополченцами, пребывания на Бородинском поле во время знаменитой битвы. Еще во время встречи московских дворян с императором Александром I в Слободском дворце у Пьера возникло острое желание вырваться из привычного круга великосветской жизни, отказаться от богатства и связанной с ним власти.

Пьер и тайное общество

Общественная деятельность Пьера Безухова не заканчивается с началом семейной жизни. в последних главах романа Толстой неоднократно делает намеки на принадлежность Пьера к какой-то тайной организации. По мнению исследователей, под этими намеками подразумевается деятельность в организации декабристов – юношеское стремление Пьера изменить мир к лучшему не покидает его.

Подведем итог: Пьер Безухов в некой мере является предшественником новой эпохи – гуманизма и гуманных изменений в обществе. Несмотря на все трудности, Пьер не остается в пучине светской жизни, его желание помочь другим, сделать мир лучше оказывается сильнее алкоголя, балов и красоты женщин. Моральная неудовлетворенность Безухова подстегивает его к поиску новых способов реализации себя в социуме. Путь его исканий однозначно, не самый легкий – множество разочарований становятся настоящим испытанием для молодого человека. В конце романа Пьер получает достойное вознаграждение – счастливую семью и возможность помогать другим.

Читайте также: