Каста это в социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

одна из форм социальной стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков.

от португ. casta - род, поколение) - англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа, члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком смысле - обществ, группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

(от португ. casta – род, поколение). Каста. Caste. В американской социологии – иерархизированная социально-классовая система, которая исключает всякое передвижение из одного класса в другой, с целью сохранения чистоты касты. 2. Общность, члены которой связаны социальным происхождением или правовым положением, и принадлежность к которой является наследственной (например, в Индии). 3. Группа, оберегающая свою обособленность, обусловленную групповыми интересами и привилегиями. См. также Открытая классовая система.

замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.

португ. casta - род, поколение, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии , связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950) К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных).
С.Ю. Солодовников

caste) — форма социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта, членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена. Хотя она отражает экономическое неравенство, вытекающее из разрешения членам каждой из каст только определенного рода занятий, но в конечном счете основана на внеэкономических критериях. В самой чистой форме — в индуистской Индии — кастовый принцип религиозен: касты занимают места в соответствии со степенью ритуальной чистоты", приписанной их членам и роду деятельности. Некоторые комментаторы, однако, расширяют термин, распространяя его на ситуации, в которых разделение подкреплено расовыми антипатиями и, возможно, легальными санкциями, как до недавнего времени в Южной Африке (см. Апартеид) и в отдельных южных штатах США (например, Доллард "Каста и класс в южном городе", 1937). Этимология термина также спорна. Он происходит от португальского casta, но остается неясным, был ли это первоначально общий термин для обозначения класса или категории либо он более определенно увязывался с понятиями чистоты и родовитости. Исторически, как полагают некоторые, единственно истинная форма кастовой стратификации существует в Индии в связи с индуизмом. Более чем 3000-летние истоки данной системы не ясны. Вероятно, они имеют двойную основу — этнос и профессиональную специализацию. Обширная субконтинентальная область Индии была заселена рядом этнических групп; отношения между ними часто менялись вследствие завоеваний и разных профессиональных умений. Кастовая система, следовательно, возникает вне моделей особенного, политического и социального подчинения, а профессиональная специализация и этнические антипатии предполагают барьеры для контактов. Отсюда ее развитие обосновано двумя фактами: обеспечением группировками объединений для коллективных нормативных установок в собирании урожая и податей; наличием могущественного духовенства (брахманов), способного внедрить табу в сформировавшийся свод ритуальных правил, которые иногда усиливаются сочетанием со светскими нормами. Система, которую усовершенствовали брахманы, покоилась на пяти основных элементах: четырех кастовых группах (варнах) и одной внекастовой — "неприкасаемых". Они занимали и занимают места в иерархии ритуальной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа жизни и рода занятий. Высшие касты брахманов и кшатрий, последняя представляла светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее следуют касты предпринимательских средних классов (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприкасаемые (хариджан), выполняющие самую грязную работу и считающиеся ритуально не чистыми. Варна, однако, составляет лишь самое многочисленное подразделение системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее регионально основанные подразделения, индивидуальные касты и подкасты — джати (дословный перевод — отделять "породы" и "разновидность"). Каждая из джати имеет собственный социальный ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, комменсальности, а также социальных и физических контактов за пределами границ касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудовую занятость и методы ее выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исходящими от карательных полномочий властей касты, общественного мнения и индуистской теодицеи.
Последняя связана с верой в перевоплощение. Положение личности внутри касты — награда либо наказание за верное или неверное соблюдение кастовых правил в ее предшествующих воплощениях. Так как ранг внутри касты дается от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это — мощный стимул приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовного и социального управления подкрепляют два символа: дхарма — высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное поведение и социальные отношения, соответствующие члену определенной касты, и карма — общая доктрина перевоплощения. Именно отсюда Вебер вывел теорию порабощающего традиционализма индусских народов. Он также полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма в Индии, по крайней мере, по трем причинам: подразделения системы не позволяли городским "средним классам" увязать установление права человека со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и "универсальной" законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы о связанных с кастой трудовой занятости и технике мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий. Реальная действительность касты, однако, отличается от теоретических запретов. Одно из важных отличий — существование процесса, известного как санскритизация, то есть отдельная джати может преуспевать в повышении своего положения в иерархии, постепенно усваивая поведение и убеждения, свойственные членам более высокой касты. На практике, что несколько расходится с представлениями Вебера, промышленное развитие в Индии, начиная с 1900-х гг., показало приспособление образцов трудового поведения каст к новым экономическим требованиям. Так что связь между кастовой системой и экономическим развитием более гибкая, чем иногда принято думать. Начиная с 1947 г. кастовое разделение не получает поддержку со стороны государства, но ее социальная роль все еще остается значительной. В числе известных общих работ о касте находятся: В. Бугле "Очерки о кастовой системе" (1970) и Л. Дюмон "Гомоиераркикус: кастовая система и ее значение" (1970). См. также Класс; Социальные перегородки; ср. Государства; Рабство.

Кастовый строй, так же, как и рабство, характеризует общество закрытого типа. Он также указывает на жесткую формы стратификации, при которой человеку достаточно сложно продвинуться вверх, но при этом очень просто опуститься вниз.

Кастовый строй не такой древний, как рабство, и, к тому же, менее распространен. Если через рабовладельческий строй прошли практически все страны и государства в той или иной степени, то касты были обнаружены лишь на территории Индии, и в некоторых частях Африканского континента.

Индия – это страна, которая является классическим примером кастового общества. оно появилось на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры. Связано это было со многими факторами, прежде всего религиозными, ведь касты делили общество в соответствии с приближенностью к религии, а также в соответствии с отношением к ней. Также важно отметить, что состоять в касте человек мог по праву рождения, а вот стать рабом мог по ряду иных признаков (раса, национальная принадлежность, положение семьи).

Каста – это социальная группа, членством в которой человек обязан преимущественно праву своего рождения. Человек, родившийся в одной касте, не мог перейти в другую на протяжение всей жизни, это было исключено.

Всего в Индии есть четыре ключевые касты:

  1. Брахманы – священники и священнослужители;
  2. Кшатрии – военнослужащие;
  3. Вайшьи – купцы и торговцы;
  4. Шудры – рабочий класс и крестьянский слой.

Помимо четырех основных каст сегодня в Индии насчитывают около 5 тысяч неосновных каст и так называемых подкаст. Индийские касты являются наследственными группами (иными словами, их называют эндогамными группами людей), которые занимают определенное место в социальной иерархии. Они связаны традиционными занятиями и ограничены в общении друг с другом. Это значит, что представителям одной касты практически невозможно общаться с представителями других каст. Также стоит отметить, что на протяжение многих веков касту, к которой принадлежит человек, определяла его профессия и соответствующий статус. Принадлежность к касте переходила от старшего поколения к младшему, от отцов к сыновьям. Также следовало выполнять несколько важных условий:

Готовые работы на аналогичную тему

Основы кастовой системы

Безусловно, любая система имеет свои основания. В основу кастовой системы легли ключевые идеи брахманизма. Суть их сводится к следующим основным положениям:

  • Во-первых, представители лишь первых трех варн могут проходить обряд так называемой инициации. После этого они допускались к изучению Вед и законов дхармы. Это делало их духовно более развитыми, дважды рожденными.
  • Во-вторых, каждая варна имеет свой круг дозволенных занятий. Для брахманов основной вид деятельности – это изучение и углубление в священные тексты, обучение им других, трансляция основных идей. Также брахманы могли совершать жертвоприношения как для себя, так и для других. Кшатрии обязаны охранять подданных, раздавать милостыню. Также они могли исследовать Веды.

Независимо от того, к какой варне (касте) относится человек, он должен следовать эндогамии. В индийском обществе считали, что если человек вступает в смешанный брак, то это ведет к полной деградации общества, вымиранию лучших, смешение кровей было недопустимым и нежелательным. Также все четыре варны обязаны следовать общей для всех дхарме – добродетелям непричинения зла, правдивости и честного отношения друг к другу и к самому себе. Человек должен быть целомудренным, независимо от его пола и социального положения, обязан уметь обуздать свои желания и обратить свою деятельность в веру.

Как мы уже отметили ранее, членством в касте человек обязан праву своего рождения. Он не может стать участником других каст, свободно перемещаться из одной в другу. Для того, чтобы быть представителем другой касты, он должен заново переродиться, так как кастовой положение закреплено индуизмом. Согласно его канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь, и каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким образом он вел себя и какова была его прошлая жизнь. Если он был плохим человеком, то после очередного рождения он удостаивается права попасть лишь в низшие касты. Если же его жизнь была праведной, яркой, полной добродетели, то его следующая жизнь обеспечена в касте более высокого уровня.

Становясь частью касты, у человека появляются особые права, в том числе он имеет право на то, чтобы получить необходимую поддержку со стороны представителей своей касты, если это необходимо. Страшнейшим наказанием для любого индуса является исключение из касты. Отверженные затем не могут быть приняты в другие касты, поскольку это противоречит любым законам. Также они лишаются права использовать деревенский пруд и колодцы, храмом, домом, даже собственным скотом. Все, к чему он прикасается, считалось испорченным, таким же, как и сам человек. Впрочем, исключить из касты могли только за самые страшные ослушания – убийство своего соплеменника, неправедную и развратную жизнь, отсутствие представлений о вере. Изгнанные из каст именуются неприкасаемыми. Численность неприкасаемых сегодня составляет практически 160 миллионов человек, а также к ней относится около 95% всех бедняков, проживающих в стране. Этим определяется общий, довольно низкий уровень жизни в Индии. Среди них 75% живут за чертой бедности, две трети не обладают грамотой или начальным образованием, а половина является сельскохозяйственными рабочими.

КАСТА (португ. casta - род, поколение, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии , связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950) К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных).

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

Смотреть что такое "КАСТА" в других словарях:

КАСТА — (исп. casta род, от лат. castus чистый). Замкнутый класс народа, который передает свое состояние, занятие, нравы и обычаи потомкам, не имеющим права переменить образа жизни своих предков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

каста — См. сословие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. каста общество, сословие; эта, брахман, шудр, вайшья, кшатрия Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

КАСТА — КАСТА, касты, жен. (португ. casta от лат. castus чистый) (книжн.). 1. В Индии и других странах Востока общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов. Каста браминов. 2. перен. Всякая замкнутая… … Толковый словарь Ушакова

КАСТА — (caste) Группа людей, связанных между собой индуистскими религиозными верованиями и традициями. В целом кастовая система, первые описания которой мы находим в Манавадхармашастре (книге Ману законы ) (200 г. до н.э. – 200 г. н. э.), была связана с … Политология. Словарь.

КАСТА — (португ. casta род, поколение, происхождение) эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с. традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной… … Новейший философский словарь

КАСТА — КАСТА, ы, жен. 1. В странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов, иногда также и религиозной общностью. К. брахманов. 2. Узкая общественная группа, к рая отстаивает свои привилегии… … Толковый словарь Ожегова

КАСТА — жен. род народного сословия, состояния; употр. о народах, которых сословия, по вере своей, отделяются одно от другого, напр. об индийцах. Кастовый, сословный, относящийся к касте. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Каста — (от португальского casta выражающего понятие санскр. терминаjati=рождение, род, сословие) общеупотребительное у всех европейскихнародов название многочисленных подразделений (сословий, даже племён илирас), на которые распадается туземное… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

КАСТА — (от португ. casta род, поколение) англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа, члены к рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком … Энциклопедия социологии

каста — Группа функционально и обычно морфологически обособленных особей в колонии общественных насекомых (К. рабочих особей, солдат, цариц и т.п.). [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский толковый словарь генетических терминов 1995 407с.] Тематики… … Справочник технического переводчика

каста — Замкнутая группа людей, обособившаяся вследствие выполнения специфических социальных функций, наследственных занятий и профессий, что часто связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности, и имеющая отношение… … Словарь по географии

Про­ис­хож­де­ние каст в це­лом свя­зы­ва­ет­ся с об­щественным раз­де­ле­ни­ем тру­да. Ие­рар­хия ста­ту­сов каст свя­за­на с пред­став­ле­ния­ми о ри­ту­аль­ной чис­то­те/не­чис­то­те, жё­ст­ко ре­гу­ли­рую­щи­ми нор­мы по­ве­де­ния и фор­мы об­ще­ния ме­ж­ду чле­на­ми од­ной кастой и ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных каст. Кас­то­вые раз­ли­чия час­то со­че­та­ют­ся с эт­ни­че­ски­ми и кон­фес­сио­наль­ны­ми. Касты ха­рак­тер­ны для мно­гих ар­ха­ичных об­ществ Аф­ри­ки, Юго-Восточной Азии, Аме­ри­ки и других: каста жре­цов в Древ­нем Егип­те и Древ­нем Ира­не, каста тор­гов­цев в средне-вековых об­ще­ст­вах Ближ­не­го и Среднего Во­сто­ка и у на­ро­дов Западной Аф­ри­ки (например, тор­гов­цы-ман­ден - дью­ла, или ван­га­ра), при­ви­ле­ги­ро­ван­ные касты ха­са­нов у мав­ров и ско­то­во­дов-тут­си у на­ро­дов восточно-африканского Меж­озе­рья, касты охот­ни­ков, вои­нов, ска­зи­те­лей-грио­тов, му­зы­кан­тов, куз­не­цов, тка­чей, ко­же­вен­ни­ков и других (например, у ку­ши­тов и ман­де­языч­ных на­ро­дов Аф­ри­ки), зем­ле­дель­цев сре­ди ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов (например, ха­ра­ти­ны в оази­сах Са­ха­ры или ри­май­бе у фуль­бе) или пасту­хов сре­ди осед­лых зем­ле­дель­цев (груп­пы фуль­бе сре­ди хау­са и бам­ба­ра). Близ­кие к касте профессиональные кор­по­ра­ции су­ще­ст­во­ва­ли в Древ­нем Ри­ме (кол­ле­гии) и средне-вековых ев­ропейских го­ро­дах (це­хи). В Ин­дии сис­те­ма каст ста­ла ос­но­вой тра­дицией со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

В рас­ши­рительном зна­че­нии кастой на­зы­ва­ет­ся зам­кну­тая со­ци­аль­ная груп­па, обе­ре­гаю­щая свою об­особ­лен­ность, при­ви­ле­гии и ин­те­ре­сы.

Джа­ти фор­ми­ру­ет­ся как эн­до­гам­ный брач­ный круг из па­ри­тет­ных по ста­ту­су эк­зо­гам­ных кол­лек­ти­вов род­ст­вен­ни­ков (ко­то­рые в раз­ных ре­гио­нах и у раз­ных каст на­зы­ва­ют­ся ку­ла, гот­ра, пан­га­ли, ва­каи­я­ра и др.). Со­став отдельных джа­ти не­по­стоя­нен: она те­ря­ет со­став­ные час­ти и об­ре­та­ет но­вые. Ста­тус каж­дой ку­ла (гот­ра), джа­ти и касты оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью ри­ту­аль­ной чис­то­ты её про­фес­сии, брач­ных обы­ча­ев, бы­то­вых норм, пи­ще­вых пред­поч­те­ний и т. п. Ад­рес­ное ре­лигиозное на­став­ле­ние (джа­ти-дхар­ма - смотрите в статье Дхар­ма) пред­пи­сы­ва­ет ка­ж­дой касте осо­бый об­раз жиз­ни и свой ва­ри­ант ох­ра­ни­тель­ной рег­ла­мен­та­ции кон­так­тов с пред­ста­ви­те­ля­ми чу­жих каст, ог­ра­ни­че­ние ко­то­рых воз­рас­та­ет в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни бли­зо­сти (слу­чай­ное столк­но­ве­ние в пу­ти, пре­бы­ва­ние в од­ном замк­ну­том по­ме­ще­нии, слу­чай­ное при­кос­но­ве­ние, си­де­ние ря­дом, при­ня­тие во­ды из чу­жих рук, со­вме­ст­ное ку­ре­ние, со­вме­ст­ное при­ня­тие пи­щи и, на­ко­нец, брач­ные от­но­ше­ния): чем боль­ше бли­зость, тем у́же круг об­ще­ния. Не­со­блю­де­ние этих пра­вил ве­дёт к не­об­хо­ди­мо­сти про­вес­ти очи­стительные об­ря­ды, ино­гда - к ис­клю­че­нию из кас­ты.

Раз­де­ле­ние тру­да ме­ж­ду кастами реа­ли­зу­ет­ся в фор­ме кас­то­вой об­щи­ны, ос­но­ван­ной на джад­жма­ни - ри­туа­ли­зованных от­но­ше­ни­ях на­ту­раль­но­го (ны­не так­же де­неж­но­го) об­ме­на ме­ж­ду семь­я­ми раз­ных каст, в т. ч. в городских ус­ло­ви­ях. Для кас­то­вой об­щи­ны ха­рак­те­рен на­бор каст, не­об­хо­ди­мых для её са­мо­дос­та­точ­но­го су­ще­ст­во­ва­ния: жре­цов-брах­ма­нов, зем­ле­дель­цев, ре­мес­лен­ни­ков (куз­не­цов, тка­чей, плот­ни­ков и др.), об­слу­жи­ваю­щих каст (во­до­но­сов, пра­чек, ци­рюль­ни­ков и т. д.), бух­гал­те­ров-учёт­чи­ков, вои­нов и др. Ре­гио­наль­ная ие­рар­хия каст до­пус­ка­ет мо­биль­ность ста­ту­сов от­дель­ных каст; час­то до­ми­ни­рую­щей ста­но­вит­ся не брах­ман­ская, а зем­ле­вла­дель­че­ская каста (тха­кур, рад­жпут и др.). Со­об­ще­ст­ва му­суль­ман, джай­нов, сик­хов, хри­сти­ан и других свя­за­ны с кас­то­вы­ми ин­дуи­ста­ми эко­но­мическими от­но­ше­ния­ми, рег­ла­мен­ти­ро­ван­ны­ми по ти­пу кас­то­вой об­щи­ны. Не­ко­то­рые на­ро­ды, лишь час­тич­но вос­при­няв­шие кас­то­вые фор­мы со­ци­аль­ной жиз­ни в про­цес­се сво­ей ин­дуи­за­ции (брах­ма­ни­за­ции, сан­скри­ти­за­ции), ны­не пред­став­ля­ют со­бой эт­но­ка­сто­вые общ­но­сти (рад­жпу­ты, гуд­жа­ры, вел­ла­ла и др.).

Ис­то­рия из­уче­ния индийских каст. Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми на­учной тео­рии каст вы­сту­пи­ли дея­те­ли британской ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции в Ин­дии, ис­поль­зо­вав­шие ре­зуль­та­ты пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния Ин­дии (с 1869-1871 годов), си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные в ви­де га­зет­ти­ров - эко­но­ми­ко-гео­гра­фических спра­воч­ни­ков и сло­ва­рей каст и пле­мён раз­ных про­вин­ций.

Дру­гое на­прав­ле­ние пред­став­ле­но ра­со­вой тео­ри­ей каст, соз­дан­ной Г. Рис­ли (с 1901 года ру­ко­во­ди­тель пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния) на ос­но­ве брах­ма­нического уче­ния о ра­со­вом конф­лик­те ари­ев и ав­тох­то­нов Ин­дии и под влия­ни­ем ра­со­вой тео­рии П. То­пи­на­ра. Опи­раясь на ан­тро­по­мет­рическую ста­ти­сти­ку, Рис­ли по­ст­ро­ил клас­си­фи­ка­цию на­ро­дов и каст Ин­дии. Его тео­рия до кон­ца британского прав­ле­ния в Ин­дии ста­ла тео­ре­тическим об­ос­но­ва­ни­ем ци­ви­ли­за­тор­ской мис­сии английского ко­ло­ниа­лиз­ма и лег­ла в ос­но­ву прак­тических ме­ро­прия­тий английской ад­ми­ни­ст­ра­ции.

В ставших клас­сическими ра­бо­тах Дж. Хат­то­на касты рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­дукт уни­каль­но­го со­че­та­ния в Ин­дии при­род­ных и ис­то­рических фак­то­ров (в т. ч. от­но­си­тель­ной изо­ля­ции от внеш­не­го ми­ра) и как си­сте­ма, спо­соб­ная про­ти­во­стоять чуж­дым влия­ни­ям и поз­во­лив­шая со­хра­нить на про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий раз­но­об­ра­зие куль­тур Ин­дии.

Читайте также: