Христианская антропология человек образ и подобие бога кратко

Обновлено: 02.07.2024

Двойственность средневекового сознания проявляется и при решении данной проблемы - проблемы человека. Бог создал человека, наделив его телом и душой. Единство этих двух составляющих придает человеку особый статус в мире - он выступает

своеобразным посредником между царством духа и царством природы. Поэтому человек, с одной стороны, близок к Богу, с другой - сродни животным. Но в отличие от античной философии, которая ставила человека на первое место в природном царстве, средневековые мыслители считают, что человек как образ и подобие Бога находится как бы над природой, он пришелец из другого мира и находится здесь временно. Ибо он живет как бы в двух мирах - мире живых и мире мертвых.

Житель средневекового мира не боялся смерти, он не делил свою судьбу на сейчас и потом, он не загадывал на годы вперед, а просто жил от воскресенья до воскресенья, ходил в церковь, слушал проповеди, молился, старался чураться дьявола и встречался с умершими так же легко, как мы встречаемся с давно забытыми приятелями. Встречи эти не всегда были радостны: мертвецы оставляли ожоги на руках и лицах живых, могли даже нанести увечья, сжечь одежду, но в целом сосуществование живых и мертвых в средневековой Европе было вполне мирным и носило скорее деловой характер. Так, например, один умерший монах якобы ожил через несколько часов после смерти и кинулся к аббату с жалобой, что не может достичь райского блаженства, ибо за ним остался крошечный долг корабельщикам. Аббат отпустил грех воскресшему брату, и тот тут же отошел в лучший мир. Летописи прошлых веков пестрят подобными примерами так же, как и историями общения мирных жителей с нечистой силой.

Поскольку Бог создает только благо, то изначально как тело, так и душа человека, по мнению средневековых мыслителей, должны быть благом. Но тело толкнуло человека на первородный грех, в результате чего оно вышло из-под контроля души, превратив к тому же ее в свою служанку. Вопрос о характере связи между душой и телом сильно озадачивал средневековых философов. Интерес вызывала также проблема божественных характеристик человека после его грехопадения.

В отличие от тела душа рассматривалась как нематериальная, бессмертная и свободная в своих решениях. Человеку только кажется, что в своей жизни он действует свободно, на самом деле все, что он делает, делает через его душу Бог. Своим решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других - для осуждения на вечные муки в аду. В этом суть знаменитого в истории христианства учения о Божественном предопределении.

Для средневекового сознания весь смысл жизни человека заключался в трех словах: жить, умереть и быть судимым.

Каких бы социальных и имущественных высот человек ни достиг, перед Богом он предстанет нагим. Поэтому не о суете мира сего нужно заботиться, а о спасении души. Средневековый человек считал, что на протяжении всей жизни против него накапливаются улики - грехи, которые он совершил и в которых не исповедался и не раскаялся. Исповедь же требует столь характерной для Средневековья раздвоенности - человек выступал одновременно в двух ролях: в роли обвиняемого, ибо держал ответ за свои дела, и в роли обвинителя, поскольку сам должен был произвести анализ своего поведения перед лицом представителя Бога - исповедника. Свою завершенность личность получала только тогда, когда давалась окончательная оценка жизни индивида и содеянного им на всем ее протяжении.

Божий Суд имел двойственный характер, ибо один, частный, суд происходил, когда кто-нибудь умирал, другой, Всеобщий, должен состояться в конце истории рода человеческого. Естественно, что это вызывало огромный интерес философов к постижению смысла истории.

Самое главное отличие человека от иных живых существ, созданных Богом, состоит в том, что человеку дарованы образ и подобие Божии.

Что такое образ Божий в человеке?

Исходя из того, что Бог есть чистейший Дух, неимеющий никакой вещественности, образ Божий в человеке относится не к телу, а к невещественной душе человека.

Кроме того, Бог обладает разумом, свободой и бессмертием. И будучи созданным по образу Божию, человек также имеет эти свойства: разум, свободу и бессмертную душу.

По отношению ко всем созданным существам Бог является их Владыкой и Царем. И человеку даровано Богом владычество над всеми земнородными существами (птицами, животными, рыбами…). Это владычество является одним из следствий данных человеку разума и свободы.

Различие образа и подобия Божиего в человеке.

Образ Божий изначально присутствует в каждом человеке и состоит в том, что человек обладает разумом, свободой и бессмертной невещественной душой.

Подобие же даровано только в качестве потенциала, возможности. Развивать или не развивать в себе подобие Божие является результатом свободного выбора каждого человека. Развитие состоит в том, что человек совершенствует свои нравственные силы и стремится приблизиться к своему Первообразу – Богу. Живя в соответствии с волей Бога, Его заповедями человек становится все более подобным Творцу, приближается к Его святости. И наоборот, идя по пути греха, человек все больше отдаляется от Бога, уходит в область тьмы. Выбор пути зависит от самого человека, ведь в образе Божием ему дарована свобода и человек распоряжается этой свободой в соответствии со своими личными устремлениями: или в сторону добра или в сторону зла.

Исходя из выше написанного, образ Божий изначально присутствует в каждом человеке и дается ему при его создании, а подобие Божие – это результат выбора и деятельности самого человека, направленных на развитие нравственных сил и качеств, приближающих его к Богу.

Святитель Дмитрий Ростовский говорит о том, что подобие Божие присутствует только в христианине, притом христианине, живущем по заповедям Божиим: совершающий смертные грехи христианин утрачивает подобие.

Желающих приблизиться к подобию Божию святые призывают к жизни по Евангелию, поскольку исполнение Евангельских заповедей есть единственный путь к Богу. Идя по этому пути, человек все более и более приближается к своему Первообразу - создавшему его Творцу и тем самым становится подобным Богу.

Современные системы образования зачастую не соответствуют принципам православной педагогики и антропологии и даже явно нарушают их. Как же выработать правильную технологию и методику личностного воспитания? Чтобы ответить на этот вопрос, автор статьи Синельников С.П. предпринимает попытку вернуться к православной педагогике и антропологии, основанной на трудах святых отцов и некоторых выдающихся церковных и светских деятелей XIX–XX вв.

Введение

Еще в Новое время учение об образе Божием в человеке было не просто забыто, но и отодвинуто на задний план. Эпоха Просвещения и либерализм, понимаемый в самом широком смысле слова, наложили свой отпечаток на науку, политику, экономику, культуру, на другие области человеческого сознания, в том числе и на педагогику.

Возникает потребность возвращения к истокам, к традиции, к забытому — тому, что не считается инновациями и за что не присуждаются гранты Президента. Во всяком случае в последние годы ученые — философы, богословы и представители педагогической науки обращаются к теме ЛИЧНОСТИ в контексте ее понимания, как образа и подобия Божия.[1]

Думается, что это направление исследований имеет перспективы и будущее за ним. Оно может из чистой теории сделаться прикладным, т.е. наполниться конкретикой и войти в практику образования и воспитания, чему способствуют и проводимые конференции и чтения. Внимание к теме духовно-нравственного воспитания и образования на основе православных ценностей обусловлено не праздными поводами, а настоятельной потребностью спасать систему воспитания и образования от нахлынувшей волны суррогатной продукции, разрушающей учащуюся молодежь, отвращающей её от веры, от русской Церкви и даже русской культуры. Последнее — не выдумка и иначе как самоубийством это не назовешь.

В настоящей статье предпринимается попытка вернуться к православной антропологии и педагогике, основанной на трудах Святых Отцов и некоторых выдающихся церковных и светских деятелей XIX-XX вв., с тем, чтобы выработать технологию и методику личностного воспитания.

Тем не менее обратимся к различным мнениям по этому вопросу Св. Отцов неразделенной Церкви.

Св. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ говорит, что человек есть тварь, получившая повеление стать Богом. Это повеление надо понимать не как принуждение, а как обращение к человеческой свободе. Как существо ЛИЧНОСТНОЕ, человек может принять или отвергнуть волю Божию, но образ Божий — неразрушим в человеке.[4]

Св. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ считал, что личность свободно выбирает между добром и злом, между подобием и неподобием Богу. Всякое неподобие ограничивает личность, зетемняет образ Божий в ней.[5]

Разное и противоположное понимание тезиса о человеке как образе и подобии Божием показывают западная и восточная святоотеческие традиции.

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН стремился составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, открывая в Нем то, что мы находим в своей душе, сотворенной по Его образу. В.Н. Лосский называет это метод методом психологических аналогий.

Св. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ, оставаясь в рамках Восточной традиции, наоборот, исходит из того, что Откровение говорит нам о Боге, а только затем переходит к человеку и находит в нем то, что соответствует образу Бога. Этот метод — богословский.

И если первый (Августин) старается познать Бога, исходя из сотворенного по Его образу человеку, следуя в рассуждениях от вторичного (образа) к первичному (Первообразу), то второй (Григорий Нисский) стремится определить истинную природу человека, исходя из понятия о Боге, по образу Которого был создан человек. В рассуждениях последнего движение мысли идет от Первообраза (первичное) к образу (вторичное).[6]

Св. Григорий Нисский в связи с идеей образа и подобия Богу понимал СОВЕРШЕНСТВО человека, заключающееся не в том, что уподобляет его совокупности тварного, а в том, что отличает его от космоса и уподобляет Творцу.[7] И далее, по мысли св. Григория, образ этот непознаваем, ибо отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его НЕПОЗНАВАЕМОСТЬЮ. Поэтому мы и не можем более четко определить, в чем же состоит образ Божий.[8] И наконец, человек может свободно самоопределяться по своему усмотрению (это есть необходимое условие для достижения совершенного уподобления: уподобиться можно лишь свободно и никак не принудительно!). Поэтому, согласно св. Григорию, человек — существо ЛИЧНОСТНОЕ, так как только личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу.[9] Заметим, что личность — не какая-то часть существа, а ЦЕЛОЕ, подобно тому, как Лица Троицы — не части Бога.

По св. ГРИГОРИЮ ПАЛАМЕ этот образ состоит в триединстве ума, слова и духа.[11] А это соответствует самому неизреченному и триипостасному Богу — Отцу, Сыну и Святому Духу.

1) Способность ко всем видам познания -— интеллектуального, рассудочного, чувственного, художественно-эстетического (познание и видение красоты), этического, самопознания, мистического (познания Бога по Его нетварным энергиям). Единственного, чего не может себе позволить человек, так это познания неприступной сущности Бога.

2) Творческие (как говорят, креативные) способности: создавать, преобразовывать хаос материи, идей, слов, звуков, красок по законам гармонии и красоты, организовывать жизнь по принципу добра и всякое доброделание и творение красоты есть творчество.

В чем же сообразность человека Богу? В царственном достоинстве человека в мире природы, в его превосходстве над всем чувственным миром и космосом, в духовности природы человека, в бессмертной душе. В высших способностях, которых нет у животных: в уме, духе, разуме, интеллекте, свободе самоопределения. В способности к творчеству. В способности души познавать Бога, приобщаться Божественной жизни. Не только в душе, но и в теле присутствует образ Божий.

Тайна взаимоотношений Бога и человека в том, что единственное, чем Бог наделил человека насильно -— так это свободой самоопределения. Так что к любви, добру человек приходит самостоятельно, по своей воле.

Конечно, данные начала XX века, да ещё развитого английского общества, несравнимого с Россией, казалось, ничего не могут говорить. Тем не менее что-то произошло значительное за истекший век в сознании юных поколений, если данные современных исследований разительно отличаются от приведенных. Стремление подражать — есть животный инстинкт или осознанная духовная жажда? Кому подражать и в чем?

Замечательной поэтической иллюстрацией и блестящим подтверждением тезиса о человеке как образе и подобии Божием являются строки А.С.Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.[25]

В чём же величие и достоинство человека? — В Богоподобии!

Что такое САМОСТОЯНЬЕ? Свобода воли и самопределения, данные в образе, твердое и непреклонное следование традиции, надёжная опора под ногами. Человек становится самостоятельным и самодеятельным не на пустыре людской стихии, а в доме своих родителей, на своей милой сердцу родине. Самостоянье основано на почитании родителей, традиций, на бережном хранении памяти об умерших, незыблемых начал и заветов предков, на любви к тому самому дому, где возрос, набрался опыта и возмужал, на христианских ценностях.

Св. Игнатий в своём сочинении, следуя традиции святоотеческого наследия, в размышлениях делает акцент на трехсоставности личности человека, на образо-подобии её Триединому Богу (эта мысль — главная!).

Как необъяснима рациональным путем, неразложима на составные части, нераздельна и неслитна Святая Троица, так же и невместима в схемы и надуманные конструкции личность человека. Обращение с нею требует крайней осторожности и деликатности.

Проследим по сочинению Игнатия ход его мысли с тем, чтобы понять: педагогика воздействия на воспитуемого может и должна строиться на учении об образо-подобии.

Как уже отмечалось, по глубокому наблюдению св. Игнатия структура личности — трехсоставная и соответствует Троице-Богу (далее в кавычки заключены цитаты, принадлежащие св. Игнатию):

«Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух -— образ Святого Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собою, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил, и не перестает рождать мысль; мысль родившись, не перестает снова рождаться, и вместе с тем пребывает рожденною, сокровенно в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мыcли.

Точно так же дух наш исходит от ума, и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.

- при создании человека;
- искажение и расстройство образа Божия — в момент грехопадения человека;
- при Боговоплощении и Искуплении;
- при крещении;
- в течение жизни — постоянное поддержание человеком себя в образе Божием через причащение.

1. При СОТВОРЕНИИ (создании) человека Бог — Первообраз и Подлинник изобразился в человеке, в его образе — всеми совершенными чертами: троица-человек получил жизнь: ум — от Отца, мысль (слово) — от Сына, дух — от Св. Духа. Внутритроичные или внутриличностные взаимоотношения при этом не нарушались и сохраняли полную гармонию.

А как подобие Бога человек был украшен такими душевными свойствами, в абсолюте и совершенстве присущими только Богу, как премудрость, благость, чистота, нетленность и святость.

2. При ГРЕХОПАДЕНИИ случилась трагедия, сравнимая разве что только с мировой катастрофой: образ Божий в человеке пал, более того — стал непотребным (но не стёрся окончательно!). А подобие страшно исказилось. Это падение привело к разладу и расстройству внутритроичных (внутриличностных) отношений в человеке: ум, мысль и дух человеческие подобно крыловским лебедю, раку и щуке перестали понимать друг друга. Исчезло былое до этого согласие, возникли вражда, взаимные прения и даже борьба. Последствия нарушения гармонии не заставили себя долго ждать: человек стал обуреваем непрерывными мучениями и страстями, внутренними и внешними бранями, и в итоге его теперь одолевали недуги, старость и смерть.

Замечено: редкие люди способны сохранять в себе внутреннюю гармонию, цельность и равновесие ума, мысли и духа. Человека же часто раздирают и просто разрывают на части внутренние противоречия, соблазны, сомнения: душе неуютно, ухищрения ума вступают в противоречие с совестью, мысли скачут — неуправляемые умом и сумасшедшие и т.д.

И какое значение это имеет для исправления и восстановления чистоты образа Божия в человеке? Троица-человека исцеляется Отцом, Сыном и Святым Духом так, что происходит восстановление в нём образа Божия. Ум человеческий получает сообразность Отцу, мысль исправляется через Сына — переменой лжи на истину, а дух оживотворяется Святым Духом.

Бог-Троица на доступном и понятном для человека языке представляется врачом-целителем и терпеливым педагогом одновременно.

«Красота подобия восстановляется Духом, как и образ при крещении. Она развивается, усовершается исполнением евангельских заповедей.

5. В течение земной жизни человека исцеление грехов и повреждений (после крещения) совершается ПОКАЯНИЕМ, а подобие восстанавливается исполнением евангельских заповедей.

Такова жизненная программа и работа человека по восстановлению в себе образа и подобия Божиих.

Таким образом позволительно посмотреть на текст Св. Игнатия (Брянчанинова) как на психолого-педагогическую поэму, посвященную обустройству человеком своего внутреннего мира путем приведения его в соответствие образу и подобию Божию. Причём человек в этом участвует не один, а с помощью Божией исправляет себя.

В свете основных положений христианской антропологии, как их развивает православное сознание, свободное от ошибок в антропологии, имеющих место в католической и особенно в протестантской догматике, даны прочные основы для построения системы православной педагогики.

Пессимистический натурализм не только включает человека в систему тварного бытия, но и ничем не хочет возвысить его над остальной природой. Обедняя человека, ставя его на один уровень с животным миром, такой натурализм профанирует человека. Мы находим примеры этого воззрения в теориях, основанных на учении дарвинизма. Думается, наша современная педагогика отчасти находится в плену пессимистического натурализма.

Учение об образе Божием является таким образом опосредующим звеном между церковным догматом о единосущии Бога и учением о единосущии человека в Личности. Учение о Боге Троице и единосущии Бога таким образом через учение об образе Божием в человеке дает правильное представление о Личности -— троице-человеке, единосущии человека.

Разум и свобода человеческого духа действительно возвышают нас над тварным миром, но это не субстанциональные особенности человеческой души, хотя и данные нам свыше. Образ Божий никак не может быть понимаем субстанционально, как некое строение души, как та или иная функция ее, а как способность вечной жизни души. Образ Божий не какая-то сила, действующая в нас, влекущая к раскрытию в полноте замысла Божия о нас, не статическое, а динамическое начало.

Даже отрываясь от Бога, человек не теряет Образа Божия, но не может найти то, что одно напитает его душу в её томлении и искании.

[2] Дронов М., протоиерей Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей? // Человек. 1998. № 3. С. 66-79; Ходзинский Павел, священник Против Штайнера: Православие и вальдорфская педагогика // Журнал Московской Патриархии. 2000. № 10. С. 62.

[3] Архимандрит Симеон (Брюшвайлер). Указ соч. С. 161. Обстоятельный обзор учения св. Отцов об образе Божием см. в кн.: Серебренников. Учение Локка о прирожденных началах знания в связи с христианским учением об образе Божием. СПБ., 1892.

[4] 4. Лосский В.Н. Боговидение. М.: ООО "Издательство ACT", 2003. С. 206. [Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл.VI. Образ и подобие.].

[10] Фокин А. Богословие святителя Григория Великого // Альфа и Омега. 2004. № 3 (41). С. 132.

[11] Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 218. [19. Образ Божий в человеке]

[12] Архимандрит Симеон (Брюшвайлер). Указ. соч. С. 161-162.

[13] Там же. C. 162-163.

[14] Проф. архимандрит Киприан (Керн) Православное пастырское служение. Из курса лекций по пастырскому богословию. СПб.: Сатис, 1996. С. 24.

[15] Прот. Иоанн Мейендорф Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Мн.: "Лучи Софии", 2001. С. 200. [гл. 11. "Человек"]

[16] Архимандрит Симеон (Брюшвайлер). Указ. соч. С. 162.

[17] 17. Прот. Иоанн Мейендорф. Указ. соч. С. 202.

[19] Фома Кемпийский О подражании Христу (перевод с латинского К.П.Победоносцева). М.-Минск, 1993. С. 1. [Гл. 1. О подражании Христу и о презрении мира и всей суеты его]

[20] Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.). М.: Школа "Языки русской культуры", 1998. С. 73-74.

[22] Нисский Григорий. Об устроении человека / Пер., прим. и послесловие В.М.Лурье. СПБ.: Аксиома, Мифрил, 1995. С. 50-51.

[23] Топоров В.Н. Указ. соч. С. 74-75.

[24] На кого ребенок хочет быть похожим? // Воспитание и Обучение. 1912. № 2. С. 61-62.

[25] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. Л., 1977. С. 425. [Черновой набросок стихотворения, в котором вторая строфа - в более ранней редакции]. Более поздний вариант второй строфы иной (Там же. С. 203.):

Земля была б без них мертва,

И как алтарь без божества.

[29] Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский Слово о человеке // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 292-293.

[30] . Лосский В.Н. Указ. соч. С. 541.

[31] Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Ставропольский. Аскетические опыты . С. 134.

[36] Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы // История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 2. С. 253.

[37] Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Тип: "Крас. Окт.", 2003. С. 336 [Проблемы воспитания в свете христианской антропологии].

[38] Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. 2003. № 12. С. 148. [Впервые эта замечательная статья опубликована см.: Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке // Православная мысль. 1930. вып. 2. С. 102-126.]

АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Третья компонента, антропология в узком смысле, типологически восходит к дуалистической антропологии греков (в которой ум, духовное начало в человеке, признавался Божественным и выделялся из человеческого состава), конституируя отдельный дискурс, не считаемый частью антропологии, – так что последняя оставалась усеченной. Этот усеченный тип антропологии затем утвердился в новоевропейской философии, ибо возврат к античности, бывший магистралью развития западной мысли, сочетал в себе две нераздельные стороны: реконструкция эллинского разума одновременно и необходимо была деконструкцией христианского антропологизма. Для такого понимания антропологии, антропологическое содержание христианства оставалось скрытым и потому объявлялось скудным.

1. Немесий Эмесский. О природе человека. М., 1994;

2. Григорий Нисский, св. Об устроении человека. СПб., 1995;

3. Хоружий С.С. Аналитический словарь исихастской антропологии. – В кн.: Он же. К феноменологии аскезы. М., 1998;

Читайте также: