Женевская конвенция 1948 кратко

Обновлено: 05.07.2024

После нападения России на Украину в адрес московского руководства все чаще звучат обвинения в военных преступлениях. Соответствуют ли их действия этому определению может решить только суд. Мы же расскажем вам, кого в международном праве считают военными преступниками и есть ли у таких преступлений срок давности.

Когда впервые судили военных преступников?

До середины ХХ века попытки привлечь к ответственности конкретных военных заканчивались неудачей (например, это происходило после Первой мировой войны). Ситуация кардинально изменилась после победы над нацизмом.

Согласно ему, под юрисдикцию трибунала попадали:

  • преступления против мира;
  • преступления против человечности;
  • военные преступления.

Под последними понималось нарушение законов и обычаев войны (убийства, жестокое обращение или увод в рабство гражданских лиц и военнопленных, бессмысленное разрушение городов, деревень или их разорение, не оправдываемое военной необходимостью и т.д.).

Есть ли срок давности у таких преступлений?

О Женевской конвенции стоит поговорить отдельно. В документе есть пункт о защите гражданского населения во время войны. В нем четко разделяются военные и мирное население. Конвенция запрещает преследования всех без исключения гражданских, военнопленных и тех, кто сложил оружие.

По конвенции государство-оккупант обязано при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами.

Можно более детально о типах военных преступлений?

Конечно. И поможет нам в этом Римский статут Международного уголовного суда (кратко — Римский статут), принятый в 1998 году. По этому документу и был утвержден этот суд (краткая аббревиатура — МУС).

По статуту к военным преступлениями относятся серьезные нарушения Женевских конвенций (некоторые примеры мы приводили в предыдущем разделе). Список преступлений огромный, поэтому обратим внимание лишь на некоторые вещие.

В статут, в том числе, входят:

  • умышленное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
  • умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;
  • умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;
  • умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;
  • умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц.
  • нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;
  • умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями.

Россия признает суд, занимающийся военными преступлениями?

Под юрисдикцией МУС, который базируется в Гааге, находятся государства, ратифицировавшие Римский статут. Россия подписала документ в 2000-м году, но так и не ратифицировала.

Глава государства может попасть за решетку?

Страны. в которых ведет расследование Международный уголовный суд в Гааге. Фото: icc-cpi.int

Страны. в которых ведет расследование Международный уголовный суд в Гааге. Фото: icc-cpi.int

Всего насчитывается семь нюрнбергских принципов:

  • Любой человек, совершивший преступление (признается таковым исходя из норм международного права), несет за него ответственность и подлежит наказанию;
  • Если по внутреннему праву наказания не предусмотрено, это не освобождает его от ответственности;
  • Даже если речь о главе государства или крупном чиновнике, это не освобождает его от ответственности;
  • Если человек действовал по приказу начальника (и мог отказаться), это не освобождает его от ответственности;
  • Каждый имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права;
  • Международно-правовыми преступлениями считаются преступления против мира, человечества и военные преступления;
  • Соучастие в таких преступлениях также преступно.

Можно ли привлечь к ответственности за военные преступления тех, кто не признает МУС?

Да, такой прецедент уже был. Речь о преследовании представителей народа рохинджа, живущих в Мьянме. Эта история началась еще в 1970-е, но по-настоящему вспыхнула в 2017-м. Кто на кого тогда напал — представители рохинджа на полицейских, или наоборот, до сих пор точно неизвестно. Но сотрудники сил безопасности Мьянмы развернули военную операцию, в ходе которой убивали, насиловали, пытали и преследовали мирных представителей этого народа. В итоге от 600 тысяч до миллиона рохинджа бежали в Бангладеш.

В ООН неоднократно обращались к правительству Мьянмы с призывом прекратить насилие, но ответа не было.

Кого-то уже судили за военные преступления?

Да. Сразу вынесем за скобки нацистских преступников и перенесемся в наши дни.

Суд в Гааге в первую очередь ассоциируется с Югославией, когда на скамье подсудимых даже оказался экс-президент страны Слобадан Милошевич.

Но в Гааге находятся сразу несколько судов. Это Международный суд ООН, Постоянная палата третейского суда — международный арбитражный суд, а также Международный трибунал по бывшей Югославии. Именно он провел более 140 процессов и судил лидеров боснийских сербов Ратко Младича и Радована Караджича, а также Милошевича, умершего в тюрьме до вынесения приговора. Но трибунал был создан в 1990-е годы решением Совета безопасности ООН. К МУС он не имеет никакого отношения.

В разное время Международный уголовный суд выдвинул обвинения против 46 человек — все они представляют Африку. 26 из них, в том числе, обвиняли в военных преступлениях.

Мы детально расскажем лишь о те, кто уже отбывает наказание.

Жермен Катанга — повстанец из Конго. Его приговорили к 12 годам заключения по пяти делам, в том числе, за участие в резне в одной из деревень.

Томас Лубанга — еще один повстанец из Конго. Получил 14 лет за военные преступления, в том числе, был причастность в вербовке детей в ряды вооруженной группировки.

Боско Нтаганду — лидер конголезских боевиков. Приговорен к 30 годам тюрьмы. Среди 18 пунктов обвинений — причастность к убийствам, использование детей в вооруженных конфликтах, преследования по этническому признаку, изнасилования, изгнание местного населения.

Доминик Онгвен — один из главных организаторов массовых убийств и погромов на севере Уганды. Он уже признан виновным, но конкретный срок еще не назначен.

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права - отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия. Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых "серьезных нарушений". Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г.

Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше

Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг. В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы. В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море

Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции. В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда. В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным

Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II. Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования. Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории

Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.

Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, - оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г.

Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории. Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории. В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.

Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.

Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

  • Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увечий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.
  • Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.
  • Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.
  • Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.
  • Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.
В 2007 г. был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года

принимая во внимание, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 96 (I) от 11 декабря 1946 года объявила, что геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям Организации Объединенных Наций, и что цивилизованный мир осуждает его,

признавая, что на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству, и

будучи убежденными, что для избавления человечества от этого отвратительного бедствия необходимо международное сотрудничество,

соглашаются, как это предусмотрено ниже:

Статья I

Договаривающиеся стороны подтверждают, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное иди военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого они обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение.

Статья II

В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Статья III

Наказуемы следующие деяния:

а) геноцид;

b) заговор с целью совершения геноцида;

с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;

d) покушение на совершение геноцида;

е) соучастие в геноциде.

Статья IV

Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных в статье III деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Статья V

Для введения в силу положений настоящей Конвенции договаривающиеся стороны обязуются провести необходимое законодательство, каждая в соответствии со своей конституционной процедурой, и, в частности, предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида или других упомянутых в статье III преступлений.

Статья VI

Лица, обвиняемые в совершении геноцида или других перечисленных в статье III деянии, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда.

Статья VII

В отношении выдачи виновных, геноцид и другие перечисленные в статье III деяния не рассматриваются как политические преступления.

В таких случаях договаривающиеся стороны обязуются осуществлять выдачу в соответствии со своим законодательством и действующими договорами.

Статья VIII

Каждый участник настоящей Конвенции может обратиться к соответствующему органу Объединенных Наций с требованием принять, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, все необходимые, по его мнению, меры в целях предупреждения и пресечения актов геноцида или одного из других перечисленных в статье III деяний.

Статья IX

Споры между договаривающимися сторонами по вопросам толкования, применения или выполнения настоящей Конвенции, включая споры относительно ответственности того или другого государства за совершение геноцида или одного из других перечисленных в статье III деяний, передаются на рассмотрение Международного Суда по требованию любой из сторон в споре.

Статья X

Настоящая Конвенция, английский, китайский, испанский, французский и русский тексты которой являются равно аутентичными, датируется 9 декабря 1948 года.

Статья XI

Настоящая Конвенция будет открыта для подписания ее до 31 декабря 1949 года от имени любого члена Организации Объединению Наций и любого не состоящего членом Организации государства, получившего приглашение Генеральной Ассамблеи подписать Конвенцию.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации, и акты о ратификации депонируются у Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций.

Начиная с 1 января 1950 года к настоящей Конвенции могут присоединиться любой член Организации Объединенных Наций и любое не состоящее членом этой Организации государство, получившее вышеозначенное приглашение.

Акты о присоединении депонируются у Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья XII

Любая из договаривающихся сторон может в любое время путем извещения на имя Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций распространить применение настоящей Конвенции на все или некоторые территории, за ведение внешних отношений которых она ответственна.

Статья XIII

В день, когда у Генерального Секретаря будут депонированы первые двадцать актов о ратификации или присоединении, Генеральный Секретарь заготовляет Протокол, который в копиях препровождается всем государствам — членам Организации Объединенных Наций и всем не состоящим членами Организации государствам, предусмотренным в статье XI.

Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день, считая со дня депонирования двадцатого акта о ратификации или присоединении.

Акты о ратификации и присоединении, полученные после вступления в силу настоящей Конвенции, вступают в действие на девяностый день, считая со дня их депонирования у Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья XIV

Настоящая Конвенция действительна в течение десяти лет, начиная со дня вступления ее в силу.

Она остается в силе на последующие пятилетия в отношении тех договаривающихся сторон, которые не денонсируют ее по меньшей мере за шесть месяцев до истечения соответствующего срока ее действия.

Денонсация производится путем письменного уведомления на имя Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья XV

Если в результате денонсации число участников настоящей Конвенции станет менее шестнадцати, Конвенция прекращает свое действие в день вступления в силу последней денонсации.

Статья XVI

Генеральная Ассамблея решает о том, какие меры необходимо принять в отношении такого требования, если она признает необходимым принятие каких-либо мер.

Статья XVII

Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций извещает всех членов Организации Объединенных Наций и не состоящие членами Организации государства, предусмотренные в статье XI:

а) о всех актах о подписании, ратификации и присоединении, полученных в соответствии со статьей XI;

b) о всех заявлениях, полученных в соответствии со статьей XII;

с) о дне вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей XIII;

d) о денонсациях, полученных в соответствии со статьей XIV;

е) об отмене Конвенции в соответствии со статьей ХV;

f) о заявлениях, полученных в соответствии со статьей XVI.

Статья XVIII

Подлинник настоящей Конвенции депонируется в архив Организации Объединенных Наций.

Заверенные копии Конвенции рассылаются всем членам Организации Объединенных Наций и не состоящим членами Организации государствам, предусмотренным в статье XI.

Статья XIX

Настоящая Конвенция регистрируется Генеральным Секретарем Организации Объединенных Наций в день вступления ее в силу.


ТАСС-ДОСЬЕ /Юлия Ковалева/. 12 января 2015 г. исполняется 65 лет с момента вступления в силу Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide, CPPCG) была принята в Париже Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1948 г. (резолюция 260).

Ее цель - предупреждение действий, аналогичных массовому уничтожению армян в Османской империи и холокосту, совершенному Третьим рейхом во время Второй мировой войны.

12 января 1951 г. Конвенция вступила в силу.

Определение геноцида

Конвенция установила международный правовой статус понятия "геноцид" как тягчайшего преступления против человечества и закрепила его юридическое определение.

В соответствии со статьей 2, геноцидом являются "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую".

При этом, помимо убийства членов группы, геноцидом считается причинение серьезных повреждений или умственного расстройства ее членам; создание условий, рассчитанных на ее полное или частичное уничтожение; меры, направленные на предотвращение деторождения в группе, а также насильственная передача детей из одной группы в другую (первая редакция включала убийства по политическим мотивам, однако из финальной версии документа данный критерий был исключен).

Всем странам-участницам предписывается принимать меры по предотвращению и наказанию актов геноцида в военное и мирное время.

Субъекты геноцида

Конвенция закрепляет понятие "субъект геноцида". Согласно статье 4, субъектами этого преступления выступают "лица, совершающие геноцид, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами".

Вопрос ответственности государств за совершение геноцида решается Международным судом ООН.

Участники конвенции

Конвенция была открыта для подписания 11 декабря 1948 г. Первым государством, сдавшим документ на хранение генеральному секретарю ООН, стала Эфиопия (1 июля 1949 г.).

СССР ратифицировал конвенцию 18 марта 1954 г. с оговорками к статьям 9 (о юрисдикции Международного суда ООН) и 12 (о применении конвенции на несамоуправляющиеся территории). 10 февраля 1989 г. оговорка к статье 9 была снята.

В настоящий момент участниками конвенции являются 147 государств. Последней страной, присоединившейся к ней, стал Таджикистан (3 ноября 2015 г.).

Нарушения конвенции

Одно из первых обвинений в геноциде после вступления конвенции в силу касалось обращения с темнокожим населением в США. Конгресс по правам человека (подотчетная ООН организация, упраздненная в 1956 г.) в декабре 1951 г. представил ООН петицию, в которой приводились факты покушений на жизнь афроамериканцев в 1945-1951 гг., однако выдвинутые обвинения были отвергнуты.

Впервые положения конвенции были применены по отношению к гражданам Руанды. В 1994 г. более 800 тыс. жителей государства, в основном представителей этнической группы тутси, были уничтожены правительственными войсками хуту. Впоследствии Международный уголовный трибунал по Руанде (1994-2015) признал виновными в преступлении геноцида бывших военных и государственных деятелей, в том числе бывшего премьер-министра страны Жана Камбанда, а также владельцев СМИ, участвовавших в разжигании ненависти.

В 1995 г. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ, создан в 1993 г.) обвинил боснийских сербов, в том числе их бывшего лидера Радована Караджича и военного командира Ратко Младича, в геноциде боснийских мусульман, хорватов и других гражданских лиц. МТБЮ планирует завершить судебные процессы по их делам до 2017 г.

В 2009 г. Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи (созданы в 2003 г.) под эгидой ООН предъявили обвинения в геноциде лидерам "красных кхмеров", в 1970-х гг. установившим в стране режим террора, в результате которого погибли почти 2 млн человек. В 2014 г. к пожизненному заключению были приговорены бывший формальный глава государства Кхиеу Сампхан и бывший премьер-министр Нуон Чеа.

Первым государством, обвиненным в нарушении конвенции, стала Сербия. В июле 1999 г. иск в Международный суд ООН против этого государства подала Хорватия, обвинявшая Сербию в геноциде во время конфликта на хорватской территории в 1991-1995 гг. В январе 2010 г. Сербия ответила встречным иском, в котором были собраны доказательства геноцида сербского населения хорватскими властями и военными. 3 февраля 2015 г. Международный суд ООН отказал в удовлетворении взаимных исков.

Читайте также: