Кавказская пленница история создания фильма кратко
Обновлено: 05.07.2024
Содержание
История создания
26 октября, когда сценарно-редакционная коллегия собралась вновь, сценарий вращался уже лишь вокруг похищения девушки. Данная версия сценария была утверждена.
Несмотря на это, возникли некоторые сложности с актёрами. Юрий Никулин и Евгений Моргунов считали многое в сценарии натянутым и на этом основании изначально отказались участвовать в съёмках. Впрочем, режиссёру фильма Леониду Гайдаю удалось их переубедить, обещая совместно переделать сценарий в сторону улучшения.
Впоследствии он расплачивался с актёрами шампанским за предложения по изменению сценария.
На роль Нины долгое время не могли найти подходящую актрису — пришлось провести более пятисот фотопроб. В итоге выбор остановили на Наталье Варлей. Ввиду того, что до начала карьеры актрисы она работала в цирке канатоходкой, ей хорошо давались трюковые сцены. Однако, в её случае проблему составляли игровые сцены из-за отсутствия актёрских навыков.
В случае Саахова возникли расхождения во взглядах на образ персонажа между Леонидом Гайдаем и исполняющим роль Саахова Владимиром Этушем. Если Этуш воспринимал своего персонажа всегда серьёзным человеком, в частности, не понимающим, как могли отвергнуть его ухаживания и облить вином, то Леонид Гайдай хотел сделать гротескный образ.
И, хотя пробный показ ещё не утверждённого Госкино фильма имел огромный успех, картину, тем не менее, выпускать в прокат не решались. Однако, фильм посмотрел Леонид Ильич Брежнев и поблагодарил за хорошую кинокомедию, что решило судьбу фильма. В итоге, в прокате 1967 года, фильм занял первое место, и за год его посмотрело 76,54 миллиона зрителей [1] .
Сюжет
Шурик передвигается на осле, который вдруг начал упрямиться. Рядом у шофёра Эдика не заводится больничный грузовик.
В это время прибывшему Шурику из фольклора всё больше попадаются тосты, и уже довольно пьяный он приходит на открытие ЗАГСа, сорвав торжественное открытие.
Но в милиции Саахов поясняет, почему так получилось, сравнивая это с несчастным случаем на производстве. Он решает жениться на Нине, договаривается с Джабраилом о покупке невесты за 20 баранов и холодильник. Согласия Нины никто не спрашивает, принимают решение о её похищении, и выполнить это должны Трус, Балбес и Бывалый.
Но с Ниной они всегда видят Шурика, и похитить её не удаётся. Тройка похитителей готова отказаться от этого дела, но у Саахова появляется идея: похищение можно совершить с помощью Шурика, если ему это выдать за старинный обряд.
Нина находится в туристическом походе, спит в спальном мешке под открытым небом. Шурик прощается с ней. Ничего не подозревающая Нина с ним прощается, и Шурик застёгивает мешок и передаёт его Трусу, Балбесу и Бывалому, которые увозят её на дачу Саахова.
Вскоре Шурик узнаёт, что это был не обряд. Он бежит в милицию, около входа встречает Саахова, который поясняет ему ситуацию (что Шурика арестуют), и предлагает пойти прямо к прокурору. Саахов и Шурик подходят к дому, в котором именины, и всем гостям наливают вина. Саахов вызывает врачей из психиатрической больницы, которые забирают пьяного Шурика.
В это время на даче Саахова Трус, Балбес и Бывалый запирают Нину в комнате, пытаются отвлечь её, приносят еду, поют песни. Нина включается в игру, во время которой она пытается убежать, но её встречает дядя, и Нина понимает, что спастись не удастся, и запирается в комнате изнутри.
Приехавший Саахов, пытаясь войти к Нине, выбегает из комнаты, облитый вином, которое он хотел ей преподнести. Джабраил и Саахов уезжают, оставляя следить за Ниной Труса, Балбеса и Бывалого.
В психиатрической больнице Шурик понимает, что Нину украл Саахов. Шурику удаётся убежать из больницы, за забором его догоняет на грузовике тот самый Эдик, с которым они виделись на дороге, и они отправляются на дачу к Саахову. Переодевшись и представившись врачами, они под видом прививок от эпидемии ящура вкалывают Трусу, Балбесу и Бывалому снотворное.
Шурик поднимается в комнату к Нине. Она считает Шурика похитителем, ударяет его подносом, выбегает из комнаты, выпрыгивает из дома и уезжает с дачи на больничном грузовике.
Начинается длинная погоня, в ходе которой Трус, Балбес и Бывалый снова хватают Нину, но на них действуeт снотворное. Догнавший машину со спящими (в том числе и водителем) похитителями Шурик остановил её.
Ночью Саахов на даче. Внезапно появляется Нина и с ней Шурик и Эдик, переодетые представителями закона гор, готовыми убить Саахова. Он пытается убежать через окно, на котором Эдик стреляет в Саахова солью в ягодицу.
На суде из-за выстрела Саахов не может сидеть. В конце фильма Шурик провожает Нину на автобус, а сам дальше следует по дороге на осле за новыми приключениями…
Кинофильм Леонида Гайдая, снятый в 1966 году. Второй фильм с Шуриком в качестве главного персонажа и последний фильм (из тех, что снял Леонид Гайдай) с участием тройки Трус — Балбес — Бывалый (Вицин — Никулин — Моргунов). Премьера фильма состоялась в Москве в понедельник 3 апреля 1967 года одновременно в 53 столичных кинотеатрах.
Наталья Варлей вспоминает: «Я с собой на съемки все время возила 290 килограммов цирковой аппаратуры в надежде на то, что где-нибудь в перерыве от работы буду репетировать. Мне очень не хотелось расставаться с цирком даже на короткое время. Но не удалось. Хотя в картине хватало трюков. В кадре, где я выпрыгиваю из окна дачи Саахова, я прыгаю со съемочного крана, с большой высоты — висела на тонкой веревке. Раскачивалась. Меня легко могло шарахнуть и о кран, и о стену…
Потом у меня была ситуация, когда отказали тормоза, — когда я еду в машине и троица преграждает мне дорогу. Я должна была резко затормозить машину у определенной линии перед кинокамерой. Репетируем — все получается. Начинаем снимать — в последний момент тормоза отказывают, и я чудом не сбила оператора, не грохнулась сама…
Или эпизод с купанием. У Гайдая была задумка, что Нина, прежде чем прыгнуть за Шуриком в воду, сначала скачет на коне, потом на ослике. Но после того, как я на глазах у съемочной группы свалилась с коня… И Гайдай решил: хватит рисковать. Вода тем более ледяная, легко простудиться. Сначала хотели снять каскадера — ну, это уже ни в какие ворота не шло, на такую подмену я не могла согласиться. Тогда нашли девушку, похожую на меня по фигуре, она сказала, что она мастер спорта по плаванию. Она прыгнула и… стала тонуть — не умела плавать, оказывается, но очень хотелось сняться.
И в конце концов мне разрешили самой прыгать со скалы. Между прочим, мне больше запомнилось не само купание, а как мы с Сашей Демьяненко сидим после купания и дрожим. Дрожим по-настоящему. Дело в том, что мы должны выглядеть на экране мокрыми. Но день был жаркий, и влага с нас мигом испарялась. Поэтому нас водой из речки поливали, а в ней градусов семь. После этой экзекуции мне налили спирта и заставили выпить, чтобы не заболела. Как добралась до турбазы, где мы жили, не помню…
Успех картины был оглушительным. До конца года ее посмотрели 76,54 млн. зрителей, что позволило фильму уверенно занять первое место в прокате. К Варлей пришла всесоюзная слава.
Кроме описанных выше эпизодов, Вицин принимал активное участие и в придумывании других. К примеру, в эпизоде с уколом именно он посоветовал сделать так, чтобы шприц в заднице Бывалого покачивался в разные стороны. Этот эпизод придумал Никулин (он даже принес из цирка огромный шприц Жане), и снимали его следующим образом. Крупным планом снимали лицо Моргунова, а сзади между его ног установили табуретку, у которой сняли сиденье и положили обычную подушку. Именно в нее и втыкали шприц, а лежавший под табуреткой Никулин рукой в перчатке раскачивал его в разные стороны.
Сложности начались, как только приступили к подбору актеров. Как ни странно, но первыми отказались сниматься в новом фильме Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Им показалось, что комическая тройка слишком активно эксплуатируется, и это делает будущий фильм несколько односторонним. Никулин к тому же опасался, как бы роль Балбеса не оказалась слишком связана с ним. Кстати, именно это и произошло с Александром Демьяненко, оставшимся в памяти зрителей вечным Шуриком. Леонид Гайдай пошел на уступки знаменитым актерам, согласившись с их доводами. Сценарий был переработан.
Опытные актеры помогали молодой актрисе, иногда искренне развлекаясь за ее счет. Например, когда снимали сцену похищения, Вицин Моргунов и Никулин так щекотали Наталью в спальнике, что извивалась в кадре она вполне достоверно. А однажды во время съемок, когда от нее требовался веселый и искренний смех, они вдруг вместе задрали майки и стали чесать животы. Сцену сняли без проблем, так как смеялась вся съемочная группа. Наталья Варлей позднее вспоминала дни съемок как очень счастливые, но и тяжелые одновременно:
Один из самых смешных моментов в фильме – шутку с огромным шприцом для Бывалого придумал Юрий Никулин. И даже принес из цирка устрашающий медицинский инструмент. Разумеется, на самом деле его не втыкали в живое тело. Между ног актера поставили табуретку с подушкой, в которую шприц и попадал. Однако Моргунова съемки этой сцены все равно изрядно нервировали, так как игла, хоть и бутафорская, всаживалась со всей силы в опасной близости от его тела.
1 апреля 1967 года состоялась премьера кинокомедии "Кавказская пленница"
Наталья Варлей вспоминает: «Я с собой на съемки все время возила 290 килограммов цирковой аппаратуры в надежде на то, что где-нибудь в перерыве от работы буду репетировать. Мне очень не хотелось расставаться с цирком даже на короткое время. Но не удалось. Хотя в картине хватало трюков. В кадре, где я выпрыгиваю из окна дачи Саахова, я прыгаю со съемочного крана, с большой высоты - висела на тонкой веревке. Раскачивалась. Меня легко могло шарахнуть и о кран, и о стену…
Потом у меня была ситуация, когда отказали тормоза, - когда я еду в машине и троица преграждает мне дорогу. Я должна была резко затормозить машину у определенной линии перед кинокамерой. Репетируем - все получается. Начинаем снимать - в последний момент тормоза отказывают, и я чудом не сбила оператора, не грохнулась сама…
Или эпизод с купанием. У Гайдая была задумка, что Нина, прежде чем прыгнуть за Шуриком в воду, сначала скачет на коне, потом на ослике. Но после того, как я на глазах у съемочной группы свалилась с коня… И Гайдай решил: хватит рисковать. Вода тем более ледяная, легко простудиться.
Сначала хотели снять каскадера - ну, это уже ни в какие ворота не шло, на такую подмену я не могла согласиться. Тогда нашли девушку, похожую на меня по фигуре, она сказала, что она мастер спорта по плаванию. Она прыгнула и… стала тонуть - не умела плавать, оказывается, но очень хотелось сняться. И в конце концов мне разрешили самой прыгать со скалы. Между прочим, мне больше запомнилось не само купание, а как мы с Сашей Демьяненко сидим после купания и дрожим. Дрожим по-настоящему. Дело в том, что мы должны выглядеть на экране мокрыми. Но день был жаркий, и влага с нас мигом испарялась. Поэтому нас водой из речки поливали, а в ней градусов семь. После этой экзекуции мне налили спирта и заставили выпить, чтобы не заболела. Как добралась до турбазы, где мы жили, не помню…
Кроме описанных выше эпизодов, Вицын принимал активное участие и в придумывании других. К примеру, в эпизоде с уколом именно он посоветовал сделать так, чтобы шприц в заднице Бывалого покачивался в разные стороны. Этот эпизод придумал Никулин (он даже принес из цирка огромный шприц Жане), и снимали его следующим образом. Крупным планом снимали лицо Моргунова, а сзади между его ног установили табуретку, у которой сняли сиденье и положили обычную подушку. Именно в нее и втыкали шприц, а лежавший под табуреткой Никулин рукой в перчатке раскачивал его в разные стороны.
Читайте также: