Железный век искусство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Последнее тысячелетие до нашей эры – завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал – железо, орудия из которого окончательно вытеснили каменные и частично бронзовые.

В этот период, для которого характерны жесткие грабительские войны, еще более усилилась роль военных предводителей и племенной аристократии. Дальнейшее имущественное расслоение привело к появлению патриархального рабства.

В Западной Европе последний этап истории первобытного общества представлен культурой кельтов, оседлых земледельческих племен, селившихся по берегам рек. В ее развитии выделяют два периода – гальштатский и латенский (названы по местам первых находок в Австрии и Швейцарии).

Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась четкостью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшались изображениями зверей и людей. Большая, а иногда и главенствующая роль человека в изобразительном искусстве отражает новые черты в мировоззрении людей эпохи железа. Художники стремились показать все стороны жизни человека: на стенках ситул (металлических ведер) гравировались сцены пиров, празднеств с игрой на музыкальных инструментах, кулачных боев, битв, охоты, религиозных процессий, жертвоприношений.

Кельты были искусными литейщиками, ювелирами. Они создавали великолепное воинское снаряжение и орудия труда, богато декорированную утварь и разнообразные украшения: браслеты, гривны, фибулы, броши. Среди предметов, находящихся в могиле около урны с прахом, были миниатюрные культовые повозки. Иногда к ним добавляли птиц, которым отводилось большое место в кельтской мифологии: они соприкасались с потусторонним миром.

В 1–м тыс. до н.э. значительную роль сыграла скифская культура. В широком понимании – это культура многочисленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. О происхождении племен, населявших столь обширные территории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадлежали к европейскому типу, а их язык – к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифами первоначально именовали себя лишь несколько племен или даже одно племя, которое в первые века 1–го тыс. до н.э. вторглось с востока в Причерноморье и подчинило себе близкородственное ему коренное население этих мест.

Скифские племена предпринимали далекие походы – в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, которая считалась непобедимой. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.

В конце V в. до н.э. царь Атей объединил скифов. Эпоха Атея – период подъема могущества этого народа. В его царствование в Приднепровье возник город, в котором жили военная и торговая знать и ремесленники: литейщики, кузнецы, ювелиры и косторезы. Они добывали руду и изготовляли из нее оружие, конскую упряжь, украшения. Недалеко от этого города находилась местность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там были раскопаны самые знаменитые курганы – Чертомлыкский, Александропольский, Солоха, относящиеся к IV в. до н.э.

Курганы являются главным источником наших знаний о жизни и культуре скифов, однако почти все они в той или иной степени подвергались разграблениям, которые начинались обычно вскоре после захоронения.

Греческий историк Геродот, оставивший много сведений о жизни скифов, подробно описал обряд погребения царей. Тело бальзамировали, покрывали воском и укладывали на колесницу, которая объезжала все царство от племени к племени. Затем колесница прибывала в Геррос, где тело царя опускали в приготовленную могилу, наполненную дорогим оружием, сосудами с вином и оливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенных коридорами с царской, хоронили лучших коней властителя, его конюха, повара, наложницу. Все подданные царя должны были принести землю на его могилу – так возникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную колесницу, приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов и поверх снова насыпали землю. В результате высота Чертомлыкского и Александропольского курганов достигла 20 м.

Большое значение для скифов Причерноморья имели связи с расположенными на побережье греческими городам и государствами, которые находились на иной, более высокой стадии развития. Скифы продавали грекам хлеб, лошадей, получая от них вино, расписную керамику, ювелирные изделия.

Свои поселения скифы строили обычно на возвышенностях, по берегам рек и укрепляли их рвами и валами. Скифы-кочевники жили в кибитках. По словам Геродота, особым почитанием у них пользовались семь богов, первое место среди которых принадлежало Табити – богине огня. Кроме нее наиболее известен бог, воплощенный в древнем железном мече. Для поклонения ему сооружался из хвороста гигантский алтарь, а водруженному на его вершине мечу приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. В III в. до н.э. у скифов Причерноморья возникло государство с центром в Неаполе Скифском (в районе Симферополя). Оно распалось во II в. до н.э. под натиском сарматов.

Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: это были украшения человека, оружия, конской упряжи. Причем все эти произведения не только служили украшениями, но и выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифологические представления скифов.

Наиболее яркой особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль. В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям хищников – кабанов, львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Конечно, изображались и олени, козлы, бараны, кабаны, рыбы. Большое внимание в скифском искусстве уделялось и образам фантастических животных, например грифонам – зверям с телом льва, головой и крыльями орла. Звери обычно представлены в канонических позах, выражающих напряженное состояние или борьбу.

Кроме целых фигурок мастера нередко делали только головы, клювы, копыта, лапы тех или иных зверей и птиц. Закреплено было и расположение многих изображений на определенных местах: так, на псалиях (деталь уздечки) часто встречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов – головы или клювы птиц, рыб гравировали только на конских налобниках или небольших бляшках. Обладателю вещей стремились придать качества, присущие изображенным животным, а также защитить его.

В произведениях звериного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. В начале развития скифской культуры (VII–VI вв. до н.э.) изображение животного чаще всего было обобщенным, но близким к натуре. Такова, например, отлитая из золота пантера, найденная в Келермесском кургане на Кубани. Фигурка зверя, служившая украшением щита, дана в очень выразительной, напряженной, воинственной позе. Достоверность облика пантеры не снижается из-за того, что на ее хвосте и лапках, чтобы усилить магические свойства изображения, помещены свернувшиеся хищники.

Со временем в скифском искусстве нарастают декоративность, узорчатость, схематизм. Фигуры животных теряются в сложном орнаментальном мотиве. Но при этом всегда сохраняются высокое композиционное мастерство, выразительность.

Уникальные произведения были найдены в шести курганах в долине Пазырык на Алтае. Эти курганы были разграблены, но не полностью. Благодаря вечной мерзлоте, образовавшейся в могильниках, в них сохранились такие предметы, которые в обычных условиях сгнивают, разрушаются. Здесь был обнаружен огромный деревянный сруб, где стоял саркофаг, вырубленный из вековой лиственницы, с высохшими трупами вождя и его наложницы. Тело вождя покрывала великолепная татуировка. Сруб изнутри был обит войлочным ковром, который является самым древним из дошедших до нас. Были найдены разнообразная одежда, изготовленная из полотна, войлока, меха и кожи, музыкальные инструменты (тамбурин, арфа) и многое другое.

Интересными находками оказались погребения боевых коней прекрасной породы, напоминающей ахалтекинскую, с полным набором снаряжения и конскими ритуальными масками, и высокая (около 3 м) разборная колесница. Она была сделана из деревянных жердей без единого гвоздя, ее части связывались ремнями.

В курганах обнаружено не так много художественных изделий, но найденное поражает необычайным разнообразием. Такого богатства декоративных форм и материалов археологи нигде в скифских курганах не встречали. Здесь находились: деревянная скульптура всевозможных видов; объемные и силуэтные фигурки, выполненные из войлока, кожи, сафьяна, бересты и меха; золотые изделия сочетались с цветной пастой, бирюзой или эмалью; в глаза золотых животных были вставлены самоцветы.

Алтайский вариант звериного стиля отличается фантастичностью и повышенной декоративностью: художники стремились представить не обыкновенных зверей, а существ, наделенных сверхъестественной силой.

Здесь можно увидеть грифона, держащего в клюве голову оленя, рогатого волка, горного козла с клювом, кабана с когтистыми лапами, крылатого тигра с птичьей головой и рогами антилопы. Мотивы борьбы зверей были отражением военных столкновений племен.

В далекие "первобытные" времена зародились разные виды искусства, но лишь некоторые произведения изобразительного творчества смогли сохраниться в течение многих тысячелетий и дойти до нас.

Первобытное изобразительное искусство включает: барельефные, контурные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах; каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравированными и живописными изображениями; мегалитические сооружения из огромных плит; орнаментированные изделия из кости и рога; различным образом декорированные сосуды, украшения и многое другое.

Первоначально появились знаковые изображения, например отпечатки ладоней и "макароны" – разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню. Возможно, человек видел в "следах", оставленных своей рукой, подобие следов лап и когтей животного и хотел своими "следами" символически утвердить свою способность победить зверя, поэтому отпечатки рук человек не перестал наносить и в дальнейшем, когда уже научился создавать изображения животных. С развитием охоты стали изображать фигуры животных и человека. В неолите с появлением земледелия наскальное искусство постепенно сошло на нет, так как стало развиваться рисуночное письмо. Процветало и орнаментальное искусство, которое имело ритуально-магическое значение и все более использовалось для украшения предметов. В эпоху бронзы создавались изображения, напоминающие карты, на которых можно различить вспаханные поля, тропинки, дома, загоны для скота.

В наскальной живописи можно выделить пять основных мотивов: человеческие фигуры, животные, орудия труда и оружие, изображения местности, символы и идеограммы – повторяющиеся знаки (стрелки, палочки, кружочки, кресты, точки и др.). Эти изображения не только наносились красками, но и вырезались. Необходимо отметить еще ряд особенностей: редко встречаются изображения с выраженными индивидуальными чертами, практически отсутствуют растения, цветы, плоды и пейзажи. У ранних охотников существуют рисунки излюбленных пар животных: бизон – лошадь в Европе, слон – жираф в Африке.

Иногда на открытых скалах или в священных пещерах происходило наложение изображений разных эпох. В некоторых местах древние рисунки до сих пор почитаются и "подновляются".

1. Егоров В.К., Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г. Культурология. М.: РАГС, 2009. – 280 с.

2. Маркова А.Н. "Культурология: История мировой культуры". М.: Волтерс Клувер. 2008 г. – 496 с.

Последний период развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа (начало 1 тысячелетия до н. э.). Это новый подъем в развитии техники и металлургии. В тех районах, где нет еще классовых объединений, железный век совпадает с периодом военной демократии, с последним этапом первобытнообщинной формации. В обществе происходит дальнейшее имущественное расслоение. Появляется патриархальное рабство, образуется племенная аристократия. Связь между отдельными племенами, осуществляемая ранее путем межплеменного обмена, в эту эпоху начинает принимать иные формы. Для этого периода характерны войны — грабежи, возникающие на экономической почве. Во время военных событий во главе племени вставал военный руководитель, который стремился сохранить свою власть и в мирное время.
В Западной Европе наиболее ярко железный век представлен Гальштатской культурой (город Галыптат, Австрия). Культура эта была распространена в Центральной и Южной Европе приблизительно в 10-5 вв. до н. э. Носители Гальштатской культуры создали очень своеобразную по форме и орнаментации керамику: сосуды разнообразной формы покрывались врезанным по лощеной поверхности сплошным геометрическим орнаментом, который иногда затирался краской. Такой четкий и сложный геометрический орнамент, состоящий преимущественно из ромбов, до сих пор не встречался в Западной Европе. Некоторые из сосудов дополнительно были украшены скульптурными фигурками животных, птиц, людей. Фигурки эти имеют упрощенные, примитивные формы, с едва соблюденными пропорциями. Почти так же решена мелкая пластика. В небольшого размера бронзовых фигурках, статичных и условных, иногда соединенных в целую композицию, всегда видны приемы примитивной лепки из глины.
Гальштатская культура создала еще одну группу оригинальных памятников прикладного искусства. Это гравированные серебряные ведра (ситулы), вероятно, ритуального назначения. Гравировкой покрывалась верхняя часть сосуда, это были довольно реалистические изображения сельскохозяйственных сцен, сцен пира, отдельных групп воинов и животных.
На территории бывшего СССР в период железного века была распространена скифская культура, о которой целесообразнее говорить в главе, посвященной искусству Северного Причерноморья в античную эпоху.


Подводя итоги краткому обзору развития первобытного искусства, мы видим, что оно было началом совершенно нового, образного освоения действительности. С первых шагов изобразительное искусство помогало человеку знакомиться с ней. Окружающий человека мир находил свое отражение в реальных образах. Первобытное искусство явилось основой искусства ранних классовых государств: Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы.

Последний этап первобытнообщинного строя связан с появлением железа в нач. 1 тыс. до н.э. Железо стало внедряться во все отрасли производства, оно вытеснило все каменные и частично бронзовые орудия труда. Происходит дальнейшее расслоение общества. Это период "военной демократии" - последний этап первобытнообщинной формации. Появляется патриархальное рабство, повышается роль племенной аристократии.

Для этого периода характерны грабительские войны, возникавшие на экономической почве. Повышается роль вождя - руководителя военных походов.

В религии расширяется и углубляется культ мужского покровителя рода, культ племенного вождя.

Особенности искусства.

В этот период развивается и усложняется духовная культура.

Выделяются художники, певцы и сказители, создатели и хранители устного народного творчества, мастера прикладного искусства.

Ведущим видом творчества являлось прикладное искусство, его изделиями украшалось оружие, одежда. В украшениях и изображениях нарастает декоративность, орнаментальность, перегруженность композиции.

В скульптуре преобладала мелкая пластика из металла (из множества фигурок составлялись целые религиозно-магические композиции).

Совершенствовались керамические изделия, на них усложняется орнамент, появляются изображения персонажей мифов - животные и люди. Изображение человека начинает конкурировать с изображением животного.

Усиливается индивидуальное начало в творчестве в рамках одной культуры, появляются варианты.

Железный век в Европе представляют культуры гальштатского периода 650-400 гг. до н.э., латенского периода 400 г. до н.э.

  • нач. н.э. На Балканском полуострове культура фракийских племен. На территории СНГ (СССР) - культура скифских племен Северного Причерноморья.

Гальштатский период - жизнь оседлых племен до греков и римлян до переселения народов. Они сооружали жилища П-образного вида, строили городища - крепости. У них было развито прикладное искусство и мелкая пластика из металла. Это были изображения повозок, отлитые из металла по глиняным моделям (ил.10).

Керамика изготовлялась на гончарном круге, имела четкие и правильные очертания с орнаментом. Позднее на ней появляется многофигурная роспись красками, в которой преобладало примитивное изображение человека.

В этот период искусство охватывает более широкий круг явлений и проявляет больший интерес к образу человека.

Скифская культура 7-2 вв. до н.э.

Скифы - ираноязычные племена, пришедшие в Северное Причерноморье из Северного Ирана.

Скифская культура - культура кочевых и полукочевых земледельческих племен, живших в 1 тыс. до н.э. в Северном Причерноморье, на Кубани и Алтае. (В Сибири и Алтае расслоение общества шло медленнее, на Кубани и Сев. Причернрморье быстрее, так как контактировали с греческими городами - государствами.)

Племена переживали период военной демократии, разложения первобытнообщинных отношений, зарождения социального неравенства. Скифские племена были активны, они совершали походы в Урарту, Ассирию, Фракию, Китай. Для походов создавались недолговечные союзы племен.

В 3 в. до н.э. возникает Скифское государство с центром в районе Симферополя (Неаполь Скифский). Скифская культура пала под ударами сарматов во 2 в. до н.э. Неаполь Скифский (город-государство) пал во 2 в. до н.э. под ударами сарматов и готов.

Скифы оставили большое количество могильников и городищ. О них много писал древнегреческий ученый Геродот.

Особенности скифского искусства.

Преобладало прикладное искусство, тесно связанное с магическими представлениями. К предметам прикладного искусства относятся личные украшения человека, украшения оружия, конской утвари. Это изделия из бронзы, золота, серебра, кости и дерева. Это были изображения животных: оленя, лося, медведя, камышовой кошки, лошади, кабана, птицы и рыбы.

Скифский мастер 7-6 вв. до н.э. стилизовал изображение животного, но подчеркивал его ловкость и силу, изображение получалось очень красивым (Навершие. Бронза. Ульский курган, Прикубанье; Голова медведя, украшение уздечки. Бронза. Среднее Поднепровье; Олень, украшение щита. Золото. Костромской курган, Прикубанье; Пантера, украшение щита. Золото. Келермесский курган, Прикубанье, ил.11,12). Изображения зверей не страдают от декоративно-орнаментальных элементов.

В Алтае была распространена резьба по дереву. Изображения резного человека были стилизованы, но индивидуализированы.

С дальнейшим расслоением общества у скифов в предметах прикладного искусства происходит отход от реального изображения зверя. Изображение зверя умело включалось в ажурную форму орнамента (Обкладка ножен, верхняя часть. Золото. Келермский курган, Прикубанье). Такие изделия были превосходны по композиции и декоративной выразительности.

С появлением скифского государства во главе с царем (4 в.до н.э.), меняются задачи искусства. В это время много и пышно строят общественных зданий, устанавливают монументальные скульптуры, прославляющие личность царя и богов, строятся и оформляются погребальные сооружения: мавзолеи, склепы, саркофаги с резьбой и росписью. Строительство велось своими силами и с помощью греков. Предметы прикладного искусства стали еще более изысканными (Сосуд из скифского кургана Куль-Оба в Крыму; Золотая пектораль из кургана Толстая могила; Золотой гребень из кургана Солоха работы греческого мастера и др.).

С приходом железного века на белорусскую землю в 7-6 вв. до н.э. племена, живущие здесь, начали делать из железа орудия труда, оружие, украшения. Железо тут выплавляли из болотной руды в небольших полукруглых печах-домницах. Таковые были найдены около деревень Лобенщина, Минского района, Свидна, Лагойского района, Коньки, Витебского района. Обработка железа происходила в специальных мастерских в таких как около деревни Урагава, Верхнедвинского района. Развивались так же обработка дерева, кости, бронзолитейное дело, прядение, ткачество, плетение, гончарное производство. Такого рода изделия находились в курганных захоронениях и могильниках на территории Беларуси.

В первобытную эпоху были заложены основы почти всех видов искусства и их выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество. Например, первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненное минеральными красками), скульптуры (фигурки высеченные из камня, вылепленные из глины или отлитые из металла), декоративно-прикладного искусства (резьба по камню и кости), рельефного изображения.

Исторический период конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. характеризуется как время самого крупного экологического, социального (демографического) и производственного кризиса первобытного периода. Усложняется духовная культура, усиливается специализация. Возможно, именно в эту эпоху появляются мастера, занимающиеся одним искусством или ремеслом. Производство и ремесла были связаны с образом жизни и хозяйствования кочевых племен индоиранского происхождения, населявших территорию Казахстана – получили развитие выделка кожи и шерсти, ткачество, обработка дерева, глины и металла. Среди этих ремесел, бесспорно, первое место занимает обработка металла. Выплавка меди, бронзы, благородных металлов, железа была на достаточно высоком уровне, что подтверждается археологическими находками.

Материальная культура и общественный строй сакских племен отражают изменения, произошедшие в культуре к концу первобытного периода - усиливается социальное расслоение племени по имущественному признаку, усложняются культы и верования, увеличивается роль мужчины в обществе, что ведет к увеличению значения культов мужских богов и дальнейшему формированию патриархальных отношений в кочевом обществе.

Можно выделить типичную характернейшую черту художественного образа сакского периода в наскальном искусстве – исключительно экспрессивную деформацию форм, с помощью которой подчеркиваются наиболее значимые черты облика животного, передается его пластика что, одновременно, служит выявлению сакрального смысла изображения. Выразительные певуче-плавные силуэты оленей противопоставлены энергичной динамичной контурной линии, которая обрисовывает мускулы хищных животных. Удивительно мастерство художников, которые могут создавать наполненный жизнью образ, используя максимально скупые выразительные средства – линию или пятно. Наиболее популярной темой является противоборство – света и тьмы, добра и зла, отражающее, по всей вероятности, представление о взаимодействии противоположностей в мире. Распространены также изображения поединков. В наскальных произведениях 1 тыс. до н.э. изображения богини-матери и повелительницы зверей раннего периода сменяет образ женщины-воительницы, амазонки, которая стала новым воплощением идеала женщины в глазах воинственных кочевников.

В 1 тыс. до н.э. на территории Казахстана продолжаетсястроительство укрепленных поселений. Исследованы саргатское городище Ак-Тау в Казахском Приишимье, холм-городище Чирик-рабат, Джеты-Асар в долине Сырдарьи.

Внешняя форма и строение курганов отражают представления саков о строении Вселенной. Сам курган – символ мировой горы. Склеп символически представлял собой первооснову жизни – ядро (яйцо). Он был засыпан несколькими перемежающимися слоями земли и щебня, олицетворяющими сферы, окружающие землю-ядро. Вокруг курганов делали рвы, выложенные речными голышами, символизирующие мировые воды, из которых поднимается мировая гора. На вершине горы устанавливали стелу – символ мирового столпа, соединяющего миры.

В изобразительных, декоративном и прикладном видах искусства проявляются черты сакского звериного стиля.Триада зооморфных образов (птица-копытное животное-хищник) отражала идеи тождества мира (космоса) и общества. В произведениях звериного стиля важную роль в организации художественного образа играет ритм, чаще всего энергичный и напряженный. Две самые популярные композиционные схемы в произведениях звериного стиля подчеркивают ритмическую организацию – фризовая ленточная композиция и композиция, замкнутая в круг.

Зооморфным изображениям звериного стиля присуща деформация, которая подчеркивает движение. Часто телам придает S-образный изгиб, выразительность которого подчеркивается расположением ног или лап животного. Другой вариант деформации позволяет подчеркнуть наиболее характерные черты облика животного - у хищников преувеличенно крупными изображаются головы, глаза с ярко выраженной слезной ямкой и клыки, у лосей и оленей завитки рогов превращаются в причудливые узоры; оленьи или лосиные рога превращаются в сказочные завитки.




Искусство Казахстана эпохи Средневековья

Исторический период конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. характеризуется как время самого крупного экологического, социального (демографического) и производственного кризиса первобытного периода. Усложняется духовная культура, усиливается специализация. Возможно, именно в эту эпоху появляются мастера, занимающиеся одним искусством или ремеслом. Производство и ремесла были связаны с образом жизни и хозяйствования кочевых племен индоиранского происхождения, населявших территорию Казахстана – получили развитие выделка кожи и шерсти, ткачество, обработка дерева, глины и металла. Среди этих ремесел, бесспорно, первое место занимает обработка металла. Выплавка меди, бронзы, благородных металлов, железа была на достаточно высоком уровне, что подтверждается археологическими находками.

Материальная культура и общественный строй сакских племен отражают изменения, произошедшие в культуре к концу первобытного периода - усиливается социальное расслоение племени по имущественному признаку, усложняются культы и верования, увеличивается роль мужчины в обществе, что ведет к увеличению значения культов мужских богов и дальнейшему формированию патриархальных отношений в кочевом обществе.

Можно выделить типичную характернейшую черту художественного образа сакского периода в наскальном искусстве – исключительно экспрессивную деформацию форм, с помощью которой подчеркиваются наиболее значимые черты облика животного, передается его пластика что, одновременно, служит выявлению сакрального смысла изображения. Выразительные певуче-плавные силуэты оленей противопоставлены энергичной динамичной контурной линии, которая обрисовывает мускулы хищных животных. Удивительно мастерство художников, которые могут создавать наполненный жизнью образ, используя максимально скупые выразительные средства – линию или пятно. Наиболее популярной темой является противоборство – света и тьмы, добра и зла, отражающее, по всей вероятности, представление о взаимодействии противоположностей в мире. Распространены также изображения поединков. В наскальных произведениях 1 тыс. до н.э. изображения богини-матери и повелительницы зверей раннего периода сменяет образ женщины-воительницы, амазонки, которая стала новым воплощением идеала женщины в глазах воинственных кочевников.

В 1 тыс. до н.э. на территории Казахстана продолжаетсястроительство укрепленных поселений. Исследованы саргатское городище Ак-Тау в Казахском Приишимье, холм-городище Чирик-рабат, Джеты-Асар в долине Сырдарьи.

Внешняя форма и строение курганов отражают представления саков о строении Вселенной. Сам курган – символ мировой горы. Склеп символически представлял собой первооснову жизни – ядро (яйцо). Он был засыпан несколькими перемежающимися слоями земли и щебня, олицетворяющими сферы, окружающие землю-ядро. Вокруг курганов делали рвы, выложенные речными голышами, символизирующие мировые воды, из которых поднимается мировая гора. На вершине горы устанавливали стелу – символ мирового столпа, соединяющего миры.

В изобразительных, декоративном и прикладном видах искусства проявляются черты сакского звериного стиля.Триада зооморфных образов (птица-копытное животное-хищник) отражала идеи тождества мира (космоса) и общества. В произведениях звериного стиля важную роль в организации художественного образа играет ритм, чаще всего энергичный и напряженный. Две самые популярные композиционные схемы в произведениях звериного стиля подчеркивают ритмическую организацию – фризовая ленточная композиция и композиция, замкнутая в круг.

Зооморфным изображениям звериного стиля присуща деформация, которая подчеркивает движение. Часто телам придает S-образный изгиб, выразительность которого подчеркивается расположением ног или лап животного. Другой вариант деформации позволяет подчеркнуть наиболее характерные черты облика животного - у хищников преувеличенно крупными изображаются головы, глаза с ярко выраженной слезной ямкой и клыки, у лосей и оленей завитки рогов превращаются в причудливые узоры; оленьи или лосиные рога превращаются в сказочные завитки.

Читайте также: