Жанры вокальной и инструментальной музыки 5 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

ВОʘАЛЬНАЯ М˜УЗЫКА (от итал. vocale — голосовой) — музыкальные произведения, в которых основная роль отводится голосу, или нескольким голосам. Может иметь музыкальное сопровождение или исполняться без такового, то есть а капелла. К жанрам вокальной музыки можно отнести кантату, литургию, вокальные миниатюры, вокальный цикл и др. Вокальная музыка имела широкое распространение в эпоху Средневековья в европейских странах.
ИНСТРУМЕНҘАЛЬНАЯ М˜УЗЫКА — музыка, предназначенная для исполнения на музыкальных инструментах: сольная (с сопровождением или без него), ансамблевая, оркестровая. Инструментальная музыка занимает большое место в жанрах классической музыки, джаза, электронной музыке.

Песня без слов – жанр камерной инструментальной музыки, получивший распространение в творчестве композиторов-романтиков, как правило, лирического содержания.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Обязательная литература

  1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История музыкальной культуры развивалась таким образом, что песенные жанры постепенно стали переходить в инструментальную музыку. Партию, которую раньше пропевал голос, теперь стал исполнять музыкальный инструмент, соответственно, без литературного текста. Такие инструментальные произведения по фактуре часто напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с аккомпанементом, иначе говоря, музыкальным сопровождением. Названия этих пьес тоже часто соответствуют их вокальным первоисточникам: вокализ, песня, ария, романс, серенада и другие. Выразительность музыкальных интонаций, характерный тембр и расширенный, по сравнению с голосом, диапазон инструмента не только компенсируют отсутствие текста, но и способны передать больший спектр чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Отсутствие текста даёт слушателям больше свободы в восприятии музыки: каждый человек индивидуален, и у каждого в сознании возникают от прослушивания различные образы…

Рассмотрим подробнее некоторые жанры, характерные как для вокальной, так и для инструментальной музыки.

Также мы можем послушать эту пьесу в исполнении разных музыкальных инструментов, благодаря чему музыка приобретает другой характер и оттенки настроения.

Голос в этой музыке звучит как инструмент, а инструмент – как голос! Это возможно благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащей в основе как разговорного, так и музыкального языка.

Другой жанр, пришедший в инструментальную музыку из вокальной – это песня без слов. В самом названии уже заложено определение этого жанра.

Ещё один жанр, который успешно существует как в вокальной, так и в инструментальной музыке – это романс.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Трудно найти жанр, который был бы столь популярен и сохранял свою актуальность на протяжении нескольких веков. Со временем романс стал использоваться и в инструментальной музыке.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой из музыкальных жанров предназначен для исполнения голосом?

На уроке рассматриваются жанры, которые предполагают песенную основу. Марш и вальс сопровождают движение, строевой шаг или танец.

Правильный ответ: романс.

№ 2. Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе?

Не существует единого, четкого определения музыкального жанра, постольку существует великое множество его классификаций.

Нередко приходится слышать о разделении музыки на народную и композиторскую, народную и классическую, классическую и эстрадную, классическую и современную и т.д. При этом все вышеперечисленные жанры подразделяются, в свою очередь, на вокальные и инструментальные.

Музыкальный жанр – это концепт, включающий в себя разнородные явления, начиная с песни, танца и марша и заканчивая оперой, балетом и симфонией.

В некоторых случаях понятие жанра тесно сближается со стилем. Ведь чтобы определить жанр какого-либо музыкального произведения, нужно, как и при определении его стиля, выделить набор определенных черт, позволяющих причислить это музыкальное произведение к какой-то конкретной группе произведений и отграничить от других групп.

И в случае определения жанра, и в случае определения стиля музыкального произведения, обычно учитываются и оцениваются такие составляющие музыкального языка, как музыкальная форма (строение музыкального произведения), его метроритмические и темпоритмические особенности, присутствие или отсутствие определенных интонаций, ладогармонические и фактурные особенности и целый ряд других. Но при определении стиля, помимо перечисленных, большую роль играют агогика, характер артикуляции и штрихи.

Невозможно перепутать, например, оперу, которую принято относить к вокальному жанру, с балетом, который относится к инструментальному жанру. Но зато и балет, и оперу объединяет то, что они относятся к театральным музыкальным жанрам.

Говоря о театральных жанрах, приходим к определению жанра через функциональность. С древних времен музыка выполняет в человеческом обществе определенную роль. Уже тогда, на заре человечества, песня (вокальный жанр) и ритуальный танец (инструментальный жанр) сопровождают человека на протяжении всей жизни. С древности ведет свое происхождение и марш (преимущественно, инструментальный жанр), который сопровождает самые значимые события: ритуальные жертвоприношения, свадьбы, военные походы, торжества и похороны.

Песню, танец и марш также принято причислять к жанрам. Д. Кабалевский называл их тремя китами музыки. В свете такой классификации, любое музыкальное произведение (или отдельные его фрагменты и части, если это крупная форма), независимо от того, вокальное оно или инструментальное, рассматривается с точки зрения принадлежности его либо к песенному, либо к танцевальному, либо к маршевому жанру.

Для вокальной музыки, конечно, больше характерна песенность, но это вовсе не означает, что в инструментальных произведениях песенность не может присутствовать. Например, существуют, как вокальные, так и инструментальные баллады, романсы, арии и т.д.

Итак, к вокальному жанру относится, прежде всего, песня. Можно сказать, что из песни вырастает само понятие вокальный жанр.

Невозможно перечислить все произведения, относящиеся к данному жанру. Только народных песенных жанров великое множество. Это и колыбельные, и свадебные, и застольные, и трудовые, и, в конце концов, воровские песни.

Баллады и романсы – яркие примеры вокально-инструментального жанра. Существует также ансамблевая вокальная музыка: мотеты, канты. Особенно популярна такая музыка становится в эпоху Возрождения.

К вокальным жанрам относятся произведения, написанные для хора. В Средние века хоровая музыка обслуживала, в основном, нужды церкви. Основные хоровые жанры: хоралы, кантаты, оратории.

В эпоху барокко зарождается и продолжает развиваться и доныне один из важнейших вокальных жанров – опера.

Песенный или вокальный жанр в настоящее время живет и развивается в современной эстрадной музыке.

Танец и марш относятся к инструментальным жанрам.

Танцев, так же, как и песен, великое множество. Вальс, мазурка, полька, полонез, контрданс, котильон и другие историко-бытовые танцы были неотъемлемой частью балов XIX века. А в эпоху барокко из еще более старинных танцев начали формироваться важнейшие жанры инструментальной музыки – сюита и старинная соната. Тогда же появляются кончерто grossi.

Позднее, в классическую эпоху, возникают инструментальные жанры, дожившие до наших дней: камерная соната, концерт и симфония. В произведениях этих жанров используются песенные, танцевальные и маршевые темы.

Жанры вокальной и инструментальной музыки

Популярные сегодня темы

Фернан Магеллан (1480-1521) родился в небогатой семье португальских аристократов в маленьком городке. Впервые в продолжительное морское путешествие отправился в 1505 году.

Людям начинают читать и рассказывать сказки практически с пеленок. Это, как правило, добрые и веселые книги. В этих сказках закладывается принцип: добро, несмотря ни на что, должно победить з

Скелет – совокупность костей, которые отличаются между собой по форме, размеру и прочности. Он является важной частью человеческого организма. В его состав также входят суставы и сухожилия.

Если положение тел в пространстве по отношению друг к другу изменяется с течением времени, то говорят, что происходит механическое движение.

Известным теоретиком в области мышления являлся Аристотель. Философ изучал различные формы мышления, вывел и детально описал как работают законы, связанные с работой мышления. Философ считал

Женьшень обыкновенный найти не легко, поскольку растет он на Дальнем Востоке, на севере Кореи и в Китае. Его можно обнаружить там, где произрастают хвойные широколиственные леса

Вы уже познакомились с двумя вокальными жанрами: песней и романсом. В них слово и музыка тесно взаимодействуют между собой. А что произошло бы, если песня осталась без текста? Она стала бы песней без слов, то есть вокализом.

Вокализ - это концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.

Какие чувства возникли у вас во время слушания музыки?

Голос человека использован в этом произведении в качестве солирующего музыкального инструмента, передающего эмоции и настроение. Если бы в "Вокализе" появились слова, может быть, он стал бы более понятен слушателям? А может быть, что-то было бы потеряно?

Итак, в вокализах используется голос. А может ли быть песня не только без слов, но и без голоса?

Песни без слов - небольшие инструментальные пьесы лирического характера. Они нередко имеют другие названия: серенада, романс, мелодия, ария, заимствованные у песенных жанров музыки.

Немецкий композитор Феликс Мендельсон (1809 - 1847) создал цикл пьес для фортепиано,

который называется "Песни без слов". Мелодии этих пьес настолько выразительны, что

внимательному слушателю не нужны слова для того, чтобы понять, о чём поёт музыкальный ирструмент.

Среди "Песен без слов" есть пьесы, написанные в жанре баркаролы.

Словом " баркарола " (итал. barcarola, от barca — лодка) сначала назывались песни итальянских лодочников (гондольеров), главным образом венецианских. Затем так стали называть музыкальные произведения (песни, пьесы для фортепиано и т.п.), связанные с изображением катания на лодке.

Произведения в жанре баркаролы есть и в музыке русских композиторов.Пьеса "Июнь" из цикла Петра Ильича Чайковского "Времена года" для фортепиано носит название "Баркарола". Послушайте "Баркаролу" П.И. Чайковского из альбома "Времена года" (исполняет Денис Мацуев).

Что объединяет прослушанные пьесы Ф. Мендельсона и П.И. Чайковского?

Произведения интонациями и ритмами итальянской баркаролы пронизаны романсы композиторов XIX М.И. Глинки и Ф. Шуберта. В них композиторы передают свои мысли и чувства, навеянные образами природы. Послушайте два романса:

Романс русского композитора М.И. Глинки "Венецианская ночь" (поёт Эдуад Хиль)

Романс немецкого композитора Франца Шуберта "Баркарола" (исполняет Большой детский хор)

Урок 8. "Вторая жизнь песни"

Иногда песня или другое вокальное произведение получают "вторую жизнь" - интерпретацию в симфонической или джазовой музыке, обретает новые черты в рок-обработке. Наверное, причина в том, что прекрасные мелодии продолжают из года в год вдохновлять музыкантов.

Так, П.И. Чайковский в финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром обработал мелодию украинской песни-веснянки.

Н.А. Римский-Корсаков в сцену "Проводы Масленицы" из оперы "Снегурочка" включил народные мелодии.

Творчество Ф. Шопена пронизано ритмами и интонациями польской народной музыки.

Л. Бетховен в своих произведениях цитировал мелодии немецких, шотландских и русских песен.

В сочинениях Э. Грига слышны напевы норвежского музыкального фольклора.

Современные музыканты часто обращаются к популярным вокальным произведениям, чтобы дать им новую жизнь.

Послушайте музыку Эдварда Грига сначала в оригинале, затем в джазовой интерпретации

Урок 9. "Всю жизнь мою несу родину в душе…"

Колокольный звон можно назвать звучащим символом России. Им встречали победителей и собирали народна церковную службу, оповещали о пожаре, нашествии врагов. Под звуки валдайских колокольчиков мчали тройки путешественников по бескрайним русским дорогам. Колокольный звон поможет вам настроиться на урок - посмотрите и послушайте.

В.А. Гаврилин

Послушайте фрагменты из симфонии-действа "Перезвоны":

Обратите внимание на способ исполнения музыки: хор поёт без сопровождения музыкальных инструментов. Такой приём называется " а капелла " ("а капелла"). Только в некоторых моментах автор использует звучание ударных инструментов, да звучание гобоя изображает голос деревенской дудочки. В роли инструментов оркестра здесь выступают человеческие голоса. голоса.

Читайте также: