Жанры периодической печати кратко

Обновлено: 05.07.2024

У жанров есть предназначенье:

Они — как радуги цвета!

Коль есть они — весь мир в цветеньи

Коль нет — вселенная пуста…

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего — своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)

В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее (в интересующем нас плане) роли предмета журналистских выступлений.

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т. д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т. д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

· установление причинно-следственных отношений;

· выявление значимости явления (его оценка);

· определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

· формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.

Аналитическиежанры сконцентрированы на проникновении в суть явлений. Анализ, нахождение взаимосвязей, обобщения, комментарий, оценка, прогноз.

Художественные жанры: эмоционально-художественное обобщение действительности, пропущенное через авторское восприятие. очерк, фельетон, пародия, памфлет, легенда

Крупнейшие медиахолдинги РФ. ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЛЮБОЙ

Телевидение:Пятый, РЕН ТВ HD + International, Медиа-Альянс Первый канал HD (+0, +4) (25 %), Первый канал. Всемирная сеть (25 %), Цифровые информационные ресурсы:МИЦ "Известия" (100 %) Технологии:AmberData (100 %) Радио:Life Звук (100 %) [ — информационная система, представляющая собой Аудиоверсию, телеканала life HD. Печать:Metro-Петербург (100 %), Спорт-Экспресс (75 %), Известия (100 %) Теле- и кинопроизводство:Арт ПикчерсВижн (80 %) — производитель ТВ-фильмов и сериалов "Индустрия" (партнерский проект) - школа кино и телевидения Продажа ТВ-рекламы:Национальный рекламный альянс (25%) Эверест (51%)

Функции гендира и главреда

Обязанности гендира:организация, координация и контроль работы предприятия (компании); организация эффективного взаимодействия структурных подразделений компании; стратегическое планирование развития предприятия и реализация этих планов; участие в формировании бюджета и контроль его выполнения; обеспечение эффективного документооборота и своевременного движения информации в компании. Деятельность гендира зависит от сферы и масштабов деятельности.

Редакторат– важнейшая структура руководства и управления редакционным коллективом печатного периодического издания. Состоит из главреда и его замов.

Требования: управленческие и широкие глубокие знания, умение быстро принимать решения, оценить изменения и скорректировать планы, требовательность, принципиальность, придерживаемость твёрдой линии, мастерство организатора, профессиональные качества журналиста — когда читателю нужно его мнение

Главнреда представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.

Если редакция еще не имеет утвержденного устава или если она состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем нового периодического издания, в том числе порядок назначения главреда, определяются договором, который он заключает с учредителем.

Определение целей, направления и характера информационной политики издания главным редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и учредителем. Если главред – просто специалист, нанятый учредителем для руководства редакцией и обеспечения выпуска газеты, его задача в определении информационной политики газеты намного усложняется. Чаще всего эту политику указывает ему учредитель, владелец издания, предоставляющий средства для его выпуска. Независимость главреда/редакции в определении позиции газеты ограничивается, может быть конфликт. Чтобы предотвратить частую смену редакторов учредителем закон СМИ устанавливает минимальный срок для контракта — не менее 4 лет

В столь сложном коллективе, деятельность которого имеет производственно-творческий характер, успех может принести лишь демократический стиль руководства. Для него характерно стремление руководителя вовлечь весь коллектив в обсуждение важнейших вопросов его жизни. Он стремится к общению с журналистами и другими работниками редакции, информирует их о положении дел, не избегает деловых критических замечаний и спокойно реагирует на них, использует чаще всего убеждение и поощрение. В такой редакции обычно устанавливается творческий микроклимат, ее сотрудники работают не за страх, а за совесть, инициативны, дорожат честью своего издания, с уважением относятся к руководителям.

Однако нередко в редакциях можно встретить и руководителя-автократа, который не доверяет коллективу и считается лишь со своим мнением. Он предпочитает методы голого администрирования, форму категорического приказа – без его обоснования, избегает контактов с подчиненными. Как правило, в таком коллективе руководитель не пользуется авторитетом, люди разобщены, часто возникают производственные конфликты. Обычно это приводит к серьезным недостаткам в деятельности редакции, понижению уровня периодического издания и даже к поиску сотрудниками редакции другого места работы.

С вхождением СМИ в информационный рынок главреду приходится решать не только творческие/управленческие задачи, но и экономические. Такая ситуация возникает в большинстве редакций небольших периодических изданий. В крупных редакционных коллективах главреду приходится ограничиваться руководством производственным менеджментом, доверяя руководство экономическим, финансовым менеджментом специалистам-менеджерам.

Заместитель главреда – первый помощник на всех направлениях. Опытный журналист, управленец, авторитет. Замещает главреда, получая все его полномочия — подпись газеты в печать, издание приказов по редакции и др. В другое время зам обычно отвечает за определенное направление деятельности редакции, например, за обеспечение газеты оперативной информацией и т.п.

В небольшой неежедневной газете — 1 зам. В большом крупного периодического — 2 и больше. Иногда он поручает каждому своему заместителю курирование нескольких отделов редакции, ведущих важнейшие тематические направления издания – политику, экономику, культуру и др. Нередко главред использует своих заместителей и в качестве сменных редакторов. Тогда каждый из них поочередно ведет номер газеты – формирует его и руководит процессом его подготовки и выпуска. В состав заместителей главреда нередко входит и редакционный менеджер, руководящий коммерческими службами редакции.

Редаколлегия — подчиняется главреду, формирует коллективное мнение при решении вопросов, оптимизирует руководство коллективом, обсуждает вопросы в работе редакции, слушает отчёты руководителей подразделений, награждает, окончательное решение выносит главред. самые сложные и глубокие вопросы

Состав: главред, его замы, редакционный менеджер, ответственный секретарь, заведующие важнейших отделов редакции. 5–7 человек, иногда больше. В небольшой редакции редколлегии нет, ее роль играет весь коллектив журналистов.

Редколлегия работает по плану и графику, известным всем журналистам редакции. Члены коллегии поочередно готовят обсуждение вопросов, входящих в план ее работы. Редакторат и редколлегия осуществляют стратегическое руководство коллективом. Для него характерны определение целей и задач редакции на относительно длительный период времени, разработка и принятие решений, обеспечивающих достижение намеченных целей, перспективное планирование работы коллектива, итоговый контроль выполнения поставленных перед ним задач. Они определяют стратегию редакции. На основе этой стратегии разрабатывается тактика редакционной деятельности.

Роль рубрики в газете.

Рубрики позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, облегчают и разработку композиционной модели газеты, определение ее структуры и построение каждого номера. От системы рубрик, ориентированных на запросы ца зависит имидж издания.

Репортаж, виды репортажа.

ЗНАЮ 29. Жанр блиц-опроса

. 30. Психологические факторы в работе репортера на событии. СПРОСИТЬ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Информационное пространство — это совокупность баз и банков данных, информационных, телекоммуникационных систем, а также технологий их ведения и использования. Информационное пространство функционирует на основе общих принципов, которые удовлетворяют информационные потребности общества. ЕИП — это наличие в любой "точке" страны такой "плотности" информационного поля, благодаря чему каждый имеет возможность получить всю "необходимую и достаточную" информацию для адекватной ориентации в жизни региона, , для выработки взглядов и мнений, для принятия решений И.п. делится на: Информационное поле — совокупность информации без относительной формы. Информационный поток — совокупность информации, перемещаемой через канал коммуникации. Журналистика является активным участником и созидателем массовых информационных потоков. Журналистика собирает воедино социально значимые тексты культуры, формирует и представляет их массовой аудитории. Поэтому она называется СМИ — совокупность инфоканалов.

СМ 13. 43. АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ

Группы жанров периодической печати, дайте их краткую характеристику.

Аналитическиежанры сконцентрированы на проникновении в суть явлений. Анализ, нахождение взаимосвязей, обобщения, комментарий, оценка, прогноз.

Художественные жанры: эмоционально-художественное обобщение действительности, пропущенное через авторское восприятие. очерк, фельетон, пародия, памфлет, легенда

Группы жанров периодической печати, дайте их краткую характеристику.

Аналитическиежанры сконцентрированы на проникновении в суть явлений. Анализ, нахождение взаимосвязей, обобщения, комментарий, оценка, прогноз.

Художественные жанры: эмоционально-художественное обобщение действительности, пропущенное через авторское восприятие. очерк, фельетон, пародия, памфлет, легенда

Крупнейшие медиахолдинги РФ. ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЛЮБОЙ

Телевидение:Пятый, РЕН ТВ HD + International, Медиа-Альянс Первый канал HD (+0, +4) (25 %), Первый канал. Всемирная сеть (25 %), Цифровые информационные ресурсы:МИЦ "Известия" (100 %) Технологии:AmberData (100 %) Радио:Life Звук (100 %) [ — информационная система, представляющая собой Аудиоверсию, телеканала life HD. Печать:Metro-Петербург (100 %), Спорт-Экспресс (75 %), Известия (100 %) Теле- и кинопроизводство:Арт ПикчерсВижн (80 %) — производитель ТВ-фильмов и сериалов "Индустрия" (партнерский проект) - школа кино и телевидения Продажа ТВ-рекламы:Национальный рекламный альянс (25%) Эверест (51%)

Функции гендира и главреда

Обязанности гендира:организация, координация и контроль работы предприятия (компании); организация эффективного взаимодействия структурных подразделений компании; стратегическое планирование развития предприятия и реализация этих планов; участие в формировании бюджета и контроль его выполнения; обеспечение эффективного документооборота и своевременного движения информации в компании. Деятельность гендира зависит от сферы и масштабов деятельности.

Редакторат– важнейшая структура руководства и управления редакционным коллективом печатного периодического издания. Состоит из главреда и его замов.

Требования: управленческие и широкие глубокие знания, умение быстро принимать решения, оценить изменения и скорректировать планы, требовательность, принципиальность, придерживаемость твёрдой линии, мастерство организатора, профессиональные качества журналиста — когда читателю нужно его мнение

Главнреда представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.

Если редакция еще не имеет утвержденного устава или если она состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем нового периодического издания, в том числе порядок назначения главреда, определяются договором, который он заключает с учредителем.

Определение целей, направления и характера информационной политики издания главным редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и учредителем. Если главред – просто специалист, нанятый учредителем для руководства редакцией и обеспечения выпуска газеты, его задача в определении информационной политики газеты намного усложняется. Чаще всего эту политику указывает ему учредитель, владелец издания, предоставляющий средства для его выпуска. Независимость главреда/редакции в определении позиции газеты ограничивается, может быть конфликт. Чтобы предотвратить частую смену редакторов учредителем закон СМИ устанавливает минимальный срок для контракта — не менее 4 лет

В столь сложном коллективе, деятельность которого имеет производственно-творческий характер, успех может принести лишь демократический стиль руководства. Для него характерно стремление руководителя вовлечь весь коллектив в обсуждение важнейших вопросов его жизни. Он стремится к общению с журналистами и другими работниками редакции, информирует их о положении дел, не избегает деловых критических замечаний и спокойно реагирует на них, использует чаще всего убеждение и поощрение. В такой редакции обычно устанавливается творческий микроклимат, ее сотрудники работают не за страх, а за совесть, инициативны, дорожат честью своего издания, с уважением относятся к руководителям.

Однако нередко в редакциях можно встретить и руководителя-автократа, который не доверяет коллективу и считается лишь со своим мнением. Он предпочитает методы голого администрирования, форму категорического приказа – без его обоснования, избегает контактов с подчиненными. Как правило, в таком коллективе руководитель не пользуется авторитетом, люди разобщены, часто возникают производственные конфликты. Обычно это приводит к серьезным недостаткам в деятельности редакции, понижению уровня периодического издания и даже к поиску сотрудниками редакции другого места работы.

С вхождением СМИ в информационный рынок главреду приходится решать не только творческие/управленческие задачи, но и экономические. Такая ситуация возникает в большинстве редакций небольших периодических изданий. В крупных редакционных коллективах главреду приходится ограничиваться руководством производственным менеджментом, доверяя руководство экономическим, финансовым менеджментом специалистам-менеджерам.

Заместитель главреда – первый помощник на всех направлениях. Опытный журналист, управленец, авторитет. Замещает главреда, получая все его полномочия — подпись газеты в печать, издание приказов по редакции и др. В другое время зам обычно отвечает за определенное направление деятельности редакции, например, за обеспечение газеты оперативной информацией и т.п.

В небольшой неежедневной газете — 1 зам. В большом крупного периодического — 2 и больше. Иногда он поручает каждому своему заместителю курирование нескольких отделов редакции, ведущих важнейшие тематические направления издания – политику, экономику, культуру и др. Нередко главред использует своих заместителей и в качестве сменных редакторов. Тогда каждый из них поочередно ведет номер газеты – формирует его и руководит процессом его подготовки и выпуска. В состав заместителей главреда нередко входит и редакционный менеджер, руководящий коммерческими службами редакции.

Редаколлегия — подчиняется главреду, формирует коллективное мнение при решении вопросов, оптимизирует руководство коллективом, обсуждает вопросы в работе редакции, слушает отчёты руководителей подразделений, награждает, окончательное решение выносит главред. самые сложные и глубокие вопросы

Состав: главред, его замы, редакционный менеджер, ответственный секретарь, заведующие важнейших отделов редакции. 5–7 человек, иногда больше. В небольшой редакции редколлегии нет, ее роль играет весь коллектив журналистов.

Редколлегия работает по плану и графику, известным всем журналистам редакции. Члены коллегии поочередно готовят обсуждение вопросов, входящих в план ее работы. Редакторат и редколлегия осуществляют стратегическое руководство коллективом. Для него характерны определение целей и задач редакции на относительно длительный период времени, разработка и принятие решений, обеспечивающих достижение намеченных целей, перспективное планирование работы коллектива, итоговый контроль выполнения поставленных перед ним задач. Они определяют стратегию редакции. На основе этой стратегии разрабатывается тактика редакционной деятельности.

Роль рубрики в газете.

Рубрики позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, облегчают и разработку композиционной модели газеты, определение ее структуры и построение каждого номера. От системы рубрик, ориентированных на запросы ца зависит имидж издания.

Репортаж, виды репортажа.

ЗНАЮ 29. Жанр блиц-опроса

. 30. Психологические факторы в работе репортера на событии. СПРОСИТЬ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Информационное пространство — это совокупность баз и банков данных, информационных, телекоммуникационных систем, а также технологий их ведения и использования. Информационное пространство функционирует на основе общих принципов, которые удовлетворяют информационные потребности общества. ЕИП — это наличие в любой "точке" страны такой "плотности" информационного поля, благодаря чему каждый имеет возможность получить всю "необходимую и достаточную" информацию для адекватной ориентации в жизни региона, , для выработки взглядов и мнений, для принятия решений И.п. делится на: Информационное поле — совокупность информации без относительной формы. Информационный поток — совокупность информации, перемещаемой через канал коммуникации. Журналистика является активным участником и созидателем массовых информационных потоков. Журналистика собирает воедино социально значимые тексты культуры, формирует и представляет их массовой аудитории. Поэтому она называется СМИ — совокупность инфоканалов.

СМ 13. 43. АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ

Группы жанров периодической печати, дайте их краткую характеристику.

Аналитическиежанры сконцентрированы на проникновении в суть явлений. Анализ, нахождение взаимосвязей, обобщения, комментарий, оценка, прогноз.

Художественные жанры: эмоционально-художественное обобщение действительности, пропущенное через авторское восприятие. очерк, фельетон, пародия, памфлет, легенда

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Бытование и существование журналистского текста вне категории жанра не возможно.

Данная проблема (дискуссия о жанрах) приобрела особую остроту в 90-е годы. К началу XXI века дискуссия достигла своего апогея, и связано это с тем, что всё чаще стало звучать мнение о журналистском тексте.

Активно происходит смещение жанров, благодаря развитию технологий. Изменился сам характер СМИ и место автора в произведении. Жанр признаётся исследователями объективной, информационной категорией во всех сферах деятельности журналиста.

Существует множество определений жанра.

Жанрообразующие признаки.

По Тертычному важнейшие жанрообразующие факторы (признаки): предмет, целевая установка, метод исследования и отражение предмета.

Мы выделяем три: предмет (что?), метод (каким образом?), функция (зачем?).

Знание жанрообразующих факторов помогает представить истоки возникновения жанров, а также помогает осуществлять правильный выбор жанра в конкретной коммуникационной ситуации.

Жанрообразующие и жанровые признаки позволяют выделять как отдельные, так и группы жанров. В журналистике различаются не только подходы к теории жанра, но и классификация жанра.

Бытование и существование журналистского текста вне категории жанра не возможно.

Данная проблема (дискуссия о жанрах) приобрела особую остроту в 90-е годы. К началу XXI века дискуссия достигла своего апогея, и связано это с тем, что всё чаще стало звучать мнение о журналистском тексте.

Активно происходит смещение жанров, благодаря развитию технологий. Изменился сам характер СМИ и место автора в произведении. Жанр признаётся исследователями объективной, информационной категорией во всех сферах деятельности журналиста.

Существует множество определений жанра.

Жанрообразующие признаки.

По Тертычному важнейшие жанрообразующие факторы (признаки): предмет, целевая установка, метод исследования и отражение предмета.

Мы выделяем три: предмет (что?), метод (каким образом?), функция (зачем?).

Знание жанрообразующих факторов помогает представить истоки возникновения жанров, а также помогает осуществлять правильный выбор жанра в конкретной коммуникационной ситуации.

Жанрообразующие и жанровые признаки позволяют выделять как отдельные, так и группы жанров. В журналистике различаются не только подходы к теории жанра, но и классификация жанра.

Читайте также: