Политические и философские взгляды тютчева выраженные в его письмах статьях разговорах кратко

Обновлено: 08.07.2024

В данном уроке рассматривается творчество Федора Ивановича Тютчева, мастера философской, гражданской и пейзажной лирики, дан анализ его стихотворений.

План урока:

Основные события жизни и творчества поэта

Тютчев появился на свет 5 декабря 1803 г. в родовом имении Овстуг Орловской губернии в дворянской семье старинного рода. Получил блестящее домашнее образование, одним из преподавателей был Семен Раич, популярный поэт и переводчик, который первый заметил исключительный поэтическую одаренность у своего ученика. Федор стихи начал писать в 10-летнем возрасте, с 12 лет занимается переводами с латыни древнеримского поэта Горация и подражает в своих сочинениях его одам. В 14 лет Федор становится членом Общества любителей словесности, спустя год его стихи печатаются. В 15 лет поступил на словесное отделение Московского университета, курс окончил в 18 лет досрочно, в виде исключения сдав экстерном экзамены на степень кандидата наук. В 1822 г. его принимают на службу в Коллегию иностранных дел и направляют в столицу Баварии Мюнхен за штатным атташе [1] в Русскую дипломатическую миссию [2] . В Германии высоко оценили его выдающиеся способности, он знакомится с европейской мыслящей элитой. В свободное от службы время изучает философию, историю, языки.Тютчев практически лишен возможности говорить на русском языке, на службе и даже в быту изъясняется на французском или немецком, но стихи пишет только по-русски.

В 1826 г. обвенчался с Элеонорой Петерсон, в их гостеприимном доме часто бывают выдающиеся люди. Особо Тютчев был дружен с поэтом Генрихом Гейне, которого первым стал переводить на русский язык, и философом Фридрихом Шеллингом, написавшим труды по философии искусства и природы.

В 1937 г. был назначен первым секретарем Русской миссии в Италии. В 1838 г. овдовел, через год, ради венчания с Эрнестиной Дёрнберг, уехал в Швейцарию, без позволения покинув место службы в Турине, за что был отстранен от службы и поплатился дипломатической карьерой. Прожив более 22 лет на чужбине, возвращается в 1840 г. на родину, спустя полгода поступает на службу в Министерство иностранных дел.В 1857 г. Тютчеву присуждено звание члена-корреспондента Академии наук. С 1858 г. возглавляет Комитет иностранной цензуры.Хотя он не был карьеристом, дослужился до действительного тайного советника, самого высокого придворного чина; в правление Александра II оказывал значительное влияние на формирование русской внешней политики.

Жизнь Тютчева оборвалась в Царском селе 27 июля 1873 г. Погребен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

Тютчев никогда не помышлял о поэтической славе, стихи писал исключительно для души, пренебрежительно относился к своему творчеству. Тютчев думал стихами, выражал свои мысли поэтически, пользуясь особо изысканно-архаичным языком поэтов XVIII в. Часто свои озарения записывал на чем придется: на казенных листах во время заседаний, на обрывках бумаг во время балов, даже на клочках газет, оставляя там, где это было написано.В двух прижизненных изданиях своих стихотворений участия не принимал, не считая это значимым событием.

Многообразие тем и мотивов лирики. Единство мира и философия природы в лирике поэта

Человек среди природных стихий слабейшее существо, но мыслящее, ему отведена роль исследователя, но настолько, насколько часть может познать целое, оттого науки не имеют предела.

Политические и историко-философские взгляды. Человек и история в лирике Тютчева

Роль и значение творчества Тютчева

У самого Тютчева было особое отношение к литературе, он считал, что ее нельзя делать только предметом изучения для детей и юношества, это большая и неотъемлемая часть общественной жизни, влияющая на формирование умов.

Словарь

1. Атташе – низшая дипломатическая должность.

2. Миссия – в дипломатических международных отношениях постоянное представительство, возглавляемое посланником иностранного государства.

3. Элегия – печальное лирическое произведение о личных размышлениях или переживаниях.

4. Сфинкс – мифологическое существо с телом льва и головой человека, предлагающее загадки путникам.

5. Лицедей – артист или тот, кто притворяется, старается казаться не таким, каким является на самом деле.

6. Конфронтация – противостояние, столкновение классовых интересов или социальных систем.

Название работы: Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: С одной стороны поэт утверждает что человек ничтожен в сравнении с природой что все в его жизни предсказуемо и трагично. Как видим поэт мыслит глобально. Великий поэт Ф. И второе: поэт особенное внимание уделял проблемам международной роли России ее месту в мировой историю будущему русского народа и славянофильства в целом.

Дата добавления: 2015-01-05

Размер файла: 16.07 KB

Работу скачали: 32 чел.

Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева

Философский мотив в творчестве Тютчева представлен стихотворениями на тему жизни и значимости человека. С одной стороны поэт утверждает, что человек ничтожен в сравнении с природой, что все в его жизни предсказуемо и трагично. А с другой стороны, он призывает людей к борьбе за лучшее будущее, воспевает силу и бесстрашие человеческой души. Таким образом, в стихотворениях автора присутствует вечный конфликт человека с окружающим миром, чувствуется эмоциональное напряжение и тревога, ведь развязка уже близко, и еще неизвестно, кто же победит. Тютчев упорно размышляет над тем, какое место занимает человек в извечном круге жизни. Или он просто тростинка, плывущая по течению в круговороте природных стихий, или же он действительно вправе распоряжаться дарами природы и занимает высшую ступень в процессе эволюции. Как видим, поэт мыслит глобально. В своих философских стихотворениях он не затрагивает ежедневных мелких человеческих проблем и неурядиц. Он хочет познать истину существования жизни на Земле, хочет познать все тайны мироздания. Такая тематическая и идейная глубина поэзии Тютчева не оставила равнодушным ни одного читателя, ведь вопросы, которые затрагивает автор - вечны, и еще никто не смог однозначно на них ответить.

При этом у Тютчева–поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя, событий.

Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:

О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула – И не осталось и следов.

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учащимся можно предложить самостоятельно составить вопросы для анализа текстов или дать алгоритм анализа этих стихотворений.

Порядок обсуждения предложенных проблем школьники могут определить сами.

2. Каково настроение стихотворения? Аргументируйте свое мнение.
(Стихотворение вызывает у читателя торжественное, патетическое настроение. Оно создается возвышенными и архаическими словами и выражениями: оратор, величье, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, всеблагие, пир, высоких зрелищ зритель, небожитель, чаша бессмертья и др. Торжественным интонациям способствуют риторические восклицания и многочисленные инверсии: оратор римский, средь бурь гражданских, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, призвали всеблагие и др.)

4. Индивидуальное задание 1. Создайте историко-культурный комментарий к стихотворению, истолковав следующие слова и выражения: Цицерон, ночь Рима, римская слава, Капитолийская высота, всеблагие, высокие зрелища, совет, чаша бессмертья. Используйте для этого литературу по римской истории и греческой мифологии.

5. Индивидуальное задание 2. Найдите в стихотворении слова и выражения, которые характерны для романтического стиля. Докажите, что это стихотворение написано в духе романтической традиции.

2. Какую проблему ставит поэт в стихотворении?
(Конкретный факт при создании стихотворения наполняется у Тютчева философским подтекстом. Ставя проблему взаимоотношений между личностью и социумом, он уверен, что между ними нет гармонии. Всякий деспотизм губительно действует и на угнетателей, и на угнетенных.)

Поэтому вторую часть урока
можно посвятить практикуму
по анализу лирических миниатюр Тютчева.

Работу можно организовать в трех группах, предложив десятиклассникам примерный план деятельности.

План анализа стихотворений

Итог урока.

Величественность и бесконечность природы, вызывающие в Тютчеве восхищение и трепет, породили приподнятость, торжественность лирики поэта и ее жанровые особенности. В стихах Тютчева слышны интонации оды, поэт тяготеет к созданию стихотворений с выраженной поучительной направленностью, пророчествами. Для его стихов характерны начальные утвердительные обороты, наполненные возвышенным пафосом. Предельно сжатые поэтические миниатюры Тютчева напоминают фрагменты крупных лирических форм, так как вмещают в себя масштабное философское содержание.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Тютчев Ф. И. Цицерон // Ф. Тютчев. Стихотворения. — М., 1936. — С. 91. (вернуться)

3. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. — М., 1986. — C. 458. (вернуться)

4. Самым ранним фотографическим изображением Ф. И. Тютчева является портрет, сделанный К. Даутендеем в 1850 или в 1851 году так называемым способом Тальбота.
Уильям Генри Фокс Тальбот – изобретатель негативно-позитивного процесса, позволившего получать неограниченное число позитивных копий на бумажном носителе. (вернуться)

В некоторых случаях ирония Тютчева соединилась с горьким пророчеством:
Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее.
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не сникать признания Европы.
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

Москва, и град Петров, и Константинов град —
Вот царства русского заветные столицы.

Тютчев понимал, какого соперника получит Запад в лице предполагаемого Славянского союза, которого так боялась цивилизованная Европа.
Смущает их и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!

Читайте также: