Жанры научной литературы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жанры научной литературы – исторически сложившиеся устойчивые типы произведений науч. литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.

Существуют различные классификации жанров научного стиля. Прежде всего в рамках научного стиля выделяют такие подстили: собственно-научный; научно-учебный; научно-популярный.

В рамках собственно-научного подстиля выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и др. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Жанры отличаются в целом строгой, академической манерой изложения.

Научно-популярный подстиль. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко - в занимательной форме. Жанры: рецензия, журнальная статья, отзыв.

Научно-учебный подстиль соединяет в себе черты собственно-научного подстиля и научно-популярного изложения. К жанрам научно-учебного подстиля относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.

Научный стиль речи
функционально-жанровая классификация жанровая классификация
Собственно научный стиль монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Научно-информативный реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание
Научно-справочный словарь, справочник, каталог
Учебно-научный учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
Научно-популярный очерк, книга, лекция, статья

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля.

Устная речь Письменная речь
1. отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и объективностью изложения. 1.приводятся строгие определения рассматриваемых понятий и явлений, каждое предложение или высказывание логически соединено с предшествующей и последующей информацией.
2.активное использование сложных союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, распространенных определений и проч. 2. В синтаксических структурах в научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации.
3. насыщенность узкоспециальными и общенаучными терминами. Это объясняется спецификой терминов, их принципиальной однозначностью, точностью, экономичностью. 3.Основу языкового оформления научных текстов составляет стандартизированность, то есть выбор предписываемого для данных условий коммуникации клишированного языкового варианта.
4.используются специальные графические средства, при помощи которых автор обращает внимание читателя на актуальные фрагменты: графические приемы разрядки и выделения полужирным шрифтом, подчеркивания, выделения цветом.

Устные жанры:

Устная речь проявляется в двух формах – монологе и диалоге.

Монолог (греч. monologos от monos – один и logos – речь) – форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица. Монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Диалог (греч. dialogos – беседа от di – дважды, двойной и logos – речь) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

В соответствии с этим выделяют и две группы жанров устной речи – монологические и диалогические.

К монологическим жанрам устной научной речи относятся:

Научный доклад – научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории. Это вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Монография - это обобщение разнородных сведений, полученных в результате проведения нескольких научно-исследовательских работ, посвященных одной теме и содержащих больше субъективных факторов, чем статья. Она создаётся только после накопления определённого количества фактических и обобщённых сведений.

Защита курсовой работы и ВКР. Курсовая работа и ВКР предполагают публичную защиту. Длительность выступления, как правило, колеблется в пределах 5–15 мин. Выступление должно быть цельным, продуманным, содержать лишь главные мысли, поэтому его готовят специально в виде текста, который зачитывается. Текст следует писать с учетом устного обращения к аудитории.

К диалогическим жанрам устной научной речи относятся научная дискуссия и научная беседа.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование, обсуждение) – свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, в том числе и научного.

1. Общая классификация жанров научного стиля. Особенности научно-информативных текстов.

2. Аннотирование, конспектирование, реферирование, рецензирование как сокращенные (сжатые) виды письменной речевой деятельности в научной сфере.

Особенности научно-информативных текстов

Научный стиль делится на подстили, каждому из которых соответствует конкретный спектр жанров:

· собственно-научный ― наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов;

· научно-справочный – служит для оформления справочной литературы разных научных областей: словарей, энциклопедий;

· научно-популярный – им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги;

· научно-информативный – используется, когда в краткой форме передают основное содержание исходного научного текста путем его переработки: реферат, лекция, аннотация;

· научно-учебный – актуален для учебной литературы по разным предметам для разных типов учебных заведений, справочники, пособия.

Основные жанры научного стиля

Тексты научной сферы реализуются преимущественно в письменной форме (это жанры: статья, реферат, аннотация, резюме, рецензия), но не стоит забывать и об устной реализации (учебная лекция, доклад на научной конференции, защита диссертации, отзыв оппонента о диссертации).

Научно-информативные текстыпутем переработки передают основное содержание исходного научного текста в краткой форме, поэтому они являются вторичными. Трансформация исходного текста, его упрощение и переформулирование основных положений приводит к тому, что содержание выступает в новом качестве. Разные типы воспроизведения исходного текста – подражание образцам – древнейшие виды работы, которые считались у древних греков одним из важнейших способов обучения красноречию.

Рассмотрим подробнее способы трансформации текстов.

Задача сжатого изложения– передать содержание кратко. Это задача не из легких, поэтому придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Для того чтобы понять текст, необходимо разбить его на смысловые блоки и выделить те из них, которые несут основную смысловую нагрузку.

Тезисы – малый жанр. Это, как правило, первый выход в большую науку. Подробности наблюдений, условия проведения эксперимента можно безболезненно опустить, а для сути исследования 1-2 страниц вполне достаточно.




Тезисы– малый жанр научной речи (1-2 стр.). В тезисах должна быть представлена суть уже поведенного исследования. Основных требований два: а) содержание тезисов должно соответствовать теме конференции; б) тезисы должны иметь научную новизну (научно-информативную валентность). Тезисы имеют следующую структуру:

-преамбула (здесь излагается проблемная ситуация и гипотеза);

-основное тезисное изложение (здесь от трех до шести положений, которые составляют доказательство);

-заключительный тезис (выводы).

Желая быть понятыми (понятными), авторы растягивают тезисы, подменяют их текстом доклада или статьи. Результат: если вместо 2-х стр. – 4 или 5, текст либо не печатают, либо сокращают, а это дополнительная работа организаторам конференции (редакторам).

Еще одна распространенная ошибка – подмена тезисов выводами. Многие полагают: раз надо сказать самое главное, перепишу заключение. Но заключение – не тезисы. В тезисах должна быть представлена вся логическая схема научного текста, в том числе доказательство (аргументация). Если какие-то эталонные примеры (иллюстрации) являются аргументами, они должны быть включены в текст.

4. Характеризуя структуру текста, приводя основные положения (тезисы) автора и отражая ход его мысли, получаем реферат.

5. Сокращая тезисы, представляя их основными опорными словами и словосочетаниями, получаем плантекста.

6. Объединяя словосочетания, вошедшие в план текста, получаем справочную аннотацию. Дополняя справочную аннотацию кратким упоминанием основных тезисов и оценивая аннотируемое произведение, получаем рекомендательную аннотацию.

Итак, сжатое изложение может быть представлено в виде аннотации, конспекта, реферата.

Лекция № 2.

Жанры научного стиля

1. Общая классификация жанров научного стиля. Особенности научно-информативных текстов.

2. Аннотирование, конспектирование, реферирование, рецензирование как сокращенные (сжатые) виды письменной речевой деятельности в научной сфере.

Особенности научно-информативных текстов

Научный стиль делится на подстили, каждому из которых соответствует конкретный спектр жанров:

· собственно-научный ― наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов;

· научно-справочный – служит для оформления справочной литературы разных научных областей: словарей, энциклопедий;

· научно-популярный – им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги;

· научно-информативный – используется, когда в краткой форме передают основное содержание исходного научного текста путем его переработки: реферат, лекция, аннотация;

· научно-учебный – актуален для учебной литературы по разным предметам для разных типов учебных заведений, справочники, пособия.

Основные жанры научного стиля

Тексты научной сферы реализуются преимущественно в письменной форме (это жанры: статья, реферат, аннотация, резюме, рецензия), но не стоит забывать и об устной реализации (учебная лекция, доклад на научной конференции, защита диссертации, отзыв оппонента о диссертации).

Научно-информативные текстыпутем переработки передают основное содержание исходного научного текста в краткой форме, поэтому они являются вторичными. Трансформация исходного текста, его упрощение и переформулирование основных положений приводит к тому, что содержание выступает в новом качестве. Разные типы воспроизведения исходного текста – подражание образцам – древнейшие виды работы, которые считались у древних греков одним из важнейших способов обучения красноречию.

Рассмотрим подробнее способы трансформации текстов.

Задача сжатого изложения– передать содержание кратко. Это задача не из легких, поэтому придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Для того чтобы понять текст, необходимо разбить его на смысловые блоки и выделить те из них, которые несут основную смысловую нагрузку.

Тезисы – малый жанр. Это, как правило, первый выход в большую науку. Подробности наблюдений, условия проведения эксперимента можно безболезненно опустить, а для сути исследования 1-2 страниц вполне достаточно.

Тезисы– малый жанр научной речи (1-2 стр.). В тезисах должна быть представлена суть уже поведенного исследования. Основных требований два: а) содержание тезисов должно соответствовать теме конференции; б) тезисы должны иметь научную новизну (научно-информативную валентность). Тезисы имеют следующую структуру:

-преамбула (здесь излагается проблемная ситуация и гипотеза);

-основное тезисное изложение (здесь от трех до шести положений, которые составляют доказательство);

-заключительный тезис (выводы).

Желая быть понятыми (понятными), авторы растягивают тезисы, подменяют их текстом доклада или статьи. Результат: если вместо 2-х стр. – 4 или 5, текст либо не печатают, либо сокращают, а это дополнительная работа организаторам конференции (редакторам).

Еще одна распространенная ошибка – подмена тезисов выводами. Многие полагают: раз надо сказать самое главное, перепишу заключение. Но заключение – не тезисы. В тезисах должна быть представлена вся логическая схема научного текста, в том числе доказательство (аргументация). Если какие-то эталонные примеры (иллюстрации) являются аргументами, они должны быть включены в текст.

4. Характеризуя структуру текста, приводя основные положения (тезисы) автора и отражая ход его мысли, получаем реферат.

5. Сокращая тезисы, представляя их основными опорными словами и словосочетаниями, получаем плантекста.

6. Объединяя словосочетания, вошедшие в план текста, получаем справочную аннотацию. Дополняя справочную аннотацию кратким упоминанием основных тезисов и оценивая аннотируемое произведение, получаем рекомендательную аннотацию.

Итак, сжатое изложение может быть представлено в виде аннотации, конспекта, реферата.

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Словарь, справочник, каталог

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

• Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

• Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

- название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

- название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

- названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

– выбор темы исследования,

– описываются методы исследования,

– формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

РЕФЕРАТ

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

• Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

• Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

• собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Научный стиль речи

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Жанры научной литературы – это исторически сложившиеся устойчивые типы произведений научной литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно- смысловой структурой [Кожина М.Н., с. 57].

Жанры научной литературы могут быть классифицированы с точки зрения объёма на крупные (монография, диссертация, энциклопедия, словарь справочник, учебник, учебное пособие) и малые (статья, аннотация, реферат, резюме, тезисы, обзор); по степени обобщения научных сведений на первичные и вторичные. Первичные жанры (монография, статья) информируют о научных знаниях, полученных в результате исследования, вторичные (аннотация, резюме, реферат, лекция) – только о результатах исследования и появляются в итоге логической переработки и компрессии исходного текста. В рамках научного стиля по коммуникативно-прагматическим функциям выделяются:

2. Информационнореферативный подстиль (реферат, аннотация, резюме, обзор); справочно-энциклопедический (энциклопедия, словарь, справочник);

3. Научно-методический или инструктивный подстиль (методические пособия, программы, рекомендации, инструкции);

4. Научно-деловой подстиль (патент, авторское свидетельство, описание изобретения, стандарт, техническое условие, спецификация, рекламация).

Статья – сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике [1].

Научная статья – это сочинение, в котором рассматривается некая научная проблема и способы её решения. Обязательными структурными элементами статьи являются: заглавие, которое точно определяет тематику работы и соответствует её содержанию; введение, содержащее описание проблемы и её значимости; основной текст статьи, где описываются и обобщаются результаты собственных научных изысканий; заключение, где делаются выводы и предложения путей решения научной проблемы, если таковые требуются; библиографический список.

Жанр научно-популярной статьи предполагает трансляцию научного знания для неспециалистов, поэтому для этого жанра характерны: доступный для широкого круга читателей язык; приведение конкретных примеров для научных положений; подчёркивание хода мысли специальными лексическими средствами; использование специальных приёмов для активизации внимания читателя, отказ от шаблонности и клише. Основные отличия собственно научной статьи от научно-популярной:

1. Большая степень конкретизации, чем в сугубо научной статье, в большинстве случаев – полная конкретизация;

2. Простота синтаксических конструкций;

4. Частое использование средств словесной образности, особенно сравнений;

5. Умеренное употребление узко-специальных терминов, избегание использования абстрактной лексики;

6. Употребление средств разговорной речи [Шумарин С.И., Шумарина М.Р., с. 112].

Публицистическая статья о научной проблеме (далее – СНП) совмещает в себе признаки публицистического и научного стилей. Главной задачей СНП является оперативное доведение научной информации до широкого круга читателей. Так как помимо передачи информации, СНП воздействует на чувства адресата, для неё характерно активное проявление авторского начала: индивидуальный выбор языковых средств, оценочность и т.п.

Аннотация (от лат. annotatio – примечание, пометка) – краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Согласно ГОСТу 7.9 – 95 должна выполнять следующие функции:

—давать возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

— предоставлять информацию о документе и устранять необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;

— использоваться в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска документов и информации [2]

В аннотации предоставляются краткие сведения об авторе (если он имеет научную степень и аннотации не предшествует библиографическое описание работы), в развёрнутом виде указывается жанр аннотируемого текста, кратко, но ёмко раскрывается его проблематика. Аннотация также может содержать информацию о том, кому адресован текст (характерно для тех текстов, в которых специалист обращается к неспециалисту, как это происходит, например, в текстах научно-учебного подстиля) и рекламный текст (характерно для научно-популярного подстиля). Аннотация не содержит сведения из библиографического описания, общеизвестную информацию, термины, затрудняющие понимание адресату-неспециалисту, выдержку или обширную цитату из аннотируемого текста [3].

Аннотация состоит из нескольких предложений (от двух до двадцати), которые формируют от одного до нескольких абзацев. Их количество обычно релевантно числу микротем, затронутых в аннотации, в свою очередь, количество микротем часто зависит от жанра аннотируемого научного текста: самыми краткими (от двух до четырёх предложений) часто являются аннотации к научным статьям, самыми полными и развёрнутыми (до двадцати предложений) – аннотации к научно-популярным работам. В последнем случае аннотация кроме стандартной для этого жанра информации, как правило (но не всегда), содержит ещё и рекламу.

[описать структуру (схему) аннотации для каждого научного жанра ?]

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников [4]. Содержание, объём, оформление, структура текста рефератов зависит от их вида и сферы применения. Рефераты могут быть классифицированы следующим образом:

Читайте также: