История русской критики кратко
Обновлено: 03.07.2024
Ни один жанр литературы не заслуживает такой солидарной нелюбви писательского сообщества, как литературная критика. Причина очевидна. И каким образованным, талантливым и незаурядным человеком надо быть критику, чтобы оставить заметный след, более того, повлиять на историю литературы. Не зря взяла эпиграфом мнение о критике самого афористичного и язвительного писателя и философа ХVШ века. Речь пойдет о его современниках - основоположниках литературной критики в России.
Итак, начало литературной критики в России - середина ХVIII века. Смена царствований, время крайне противоречивое - и в быту, и в идеологии, и в обществе вступали в конфликт самые противоположные тенденции. В православных академиях размышляли о том, как сообщают ангелы друг другу мысли, росла ли в раю роза без шипов, а Ломоносов и его академия уже стояли на пороге открытия закона сохранения вещества. Передовые идеи европейской общественной мысли сталкивались с библейскими представлениями о сотворении мира на фоне варварских забав вроде постройки Ледяного дома.
Именно в эти годы в литературу проникали новые идеи, начинались поиски новых художественных образов, типов, характеров, закладывались основы литературного языка, создавалось новое стихосложение. Этот период в развитии русской литературы рассматривается как начало русского классицизма, но выходит за его рамки и влияет на развитие русской литературы в целом. Он связан с именами М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, А.Д.Кантемира. Крестьянского сына, сына священника, дворянского сына и княжеского, во многом несхожих, но объединенных единой миссией - просвещения.
Антиох Дмитриевич Кантемир, сын князя Кантемира, соратника Петра Великого, члена Берлинской академии, историка, философа, математика, музыканта и архитектора. Он начал образование в Славяно-греко-латинской (Заиконоспасской) академии, в которой позднее учился и Михайло Ломоносов. При Екатерине I завершил образование в только что открытой Академии наук. Увлекался философией. Еще во время учебы академики выбрали его членом академии, надеясь, что в будущем он сможет занять важный пост.
Кантемир мечтал стать президентом Академии наук и на этом посту содействовать успехам просвещения в России. Но в 1732 г его назначили российским посланником в Лондоне. Это походило на почетную ссылку — видимо, он много кому успел насолить своими сатирами. Кантемир не подходил для дипломатической службы, полной интриг и ухищрений. Да и роль представителя России на Западе была незавидной: страна только претендовала на вступление в ряды великих держав, и к ней относились свысока, иногда явно пренебрежительно как к стране варварской, внушавшей к себе почтение разве что грубой силой. Русским монархам то и дело отказывали в императорском титуле. Но образованность и ум Кантемира сделали его другом самых известных европейских литераторов, ученых, общественных деятелей. Он познакомился с Монтескьё и Вольтером, стал их первым переводчиком на русский язык.
В 1742 г появились слухи, что Кантемира все же хотят назначить президентом Академии наук. Он был готов занять этот пост, но скоропостижно умер в возрасте 35 лет.
Среди слов, которыми Кантемир обогатил язык, есть одно, определяющее его самого: гражданин. Утверждение нового, передового наиболее полно и художественно убедительно проявлялось в сатире, разоблачавшей старый уклад с точки зрения новых, возникавших общественных идеалов. Именно сатира отражала действительность, одновременно художественно ее обобщая. И не случайно сатира Кантемира стала самым значительным литературным памятником 20-х -30-х годов XVIII века. И Белинский прав, говоря о Кантемире как о зачинателе истории новой русской литературы, как о человеке, который "по какому-то счастливому инстинкту первый на Руси свел поэзию с жизнью".
Следует также признать, что все трое не были единомышленниками, и отношения между ними были сложные. До эпиграмм и доносов.
Новаторство Ломоносова-критика в следующем - исходя из духа русского языка, он объявил пригодным для тогдашней русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения. Особенно предпочитал ямб, т.к. ямб - самый гибкий размер и по числу возможных ритмов богаче других размеров.
Заслуги критика Тредиаковского: открытие тонического принципа русского народного стихосложения, разработка поэтики оды и эпопеи, ценные наблюдения над формой драмы, комедии, поэтической фантазией художника. Ошибки критика Тредиаковского: неверно понимал соотношение русского и старославянского в русском литературном языке, вводил педантические ограничения в области тоники, рифмы, размеров, узко истолковывал содержание и форму новейшего эпоса, отвергал гротескные заострения в комедии.
Ко второму поколению классицистов, создававших свои критические труды в 1760-1790 гг, относятся В. И. Лукин, М. М. Херасков, П. А. Плавильщиков, Г. Р. Державин и другие.
Правила классицизма - не серия запрещений, а серия разумных советов, как лучше смотреть на вещи и как сочинять. Как двигаться от античной мифологии и сюжетов к национальным героям и сюжетам, разрабатывать свой родной язык и средства изобразительности по общепринятым правилам чистоты, ясности, стройности, законченности, оставаясь в рамках классицизма.
При всей несхожести происхождения и образа жизни первые русские критики и теоретики литературы были выдающимися личностями, учеными, мыслителями, историками, публицистами. Заслуги первых русских критиков-классицистов не только в разработке теоретических основ жанра, но и в том, что они, первопроходцы, проложили маршрут, подготовили условия для наступления нового "золотого века" русской литературы.
Елена,
прежде, чем писать рецензию (хотя, какая же это рецензия? Так, рассуждения дилетанта около. ), прочел ответы других на Вашу работу и поразился: большинство ответивших - филологи по образованию. Вряд ли процент филологов на "Прозе" высок: просто у них, вероятно, лучше понимание и роли критических и исторических работ в литературе, и куда как выше планка требований к себе как пишущей братии. Но нелюбопытство дилетантов, к которым отношу и себя, кажется удивительным. Неужто нет стремления немного поучиться, узнать что-то новое и далее писать, руководствуясь не только "нутром", но и знаниями? В конце концов, ваша работа, Елена, интересна и как собрание малоизвестных фактов о первых наших словесниках. О Ломоносове мне известно достаточно много (как-никак, я химик по профессии), но знания эти относятся к его деятельности в сфере естествознания и организаторской деятельности. А вот о его работе как литератора и критика я знал очень мало. Всё написанное о Ломоносове показалось крайне любопытным, я увидел его в новом ракурсе.
О Кантемре я даже и не слышал прежде, это - новое для меня имя.
Спасибо, Елена, огромное.
Алексей, на данный момент Лены по-моему на сайте нет, но я точно не могу за это поручиться.
Под понятием литературная критика понимают область литературного творчества, которая стоит на границе между художественной литературой и литературоведением. Литературные критики истолковывают и дают оценку произведениям с точки зрениях их личного мнения. Так же в их работу входит выявление литературных принципов направлений и жанров. Они могут оказывать активное воздействие на процесс формирования литературы, более того своими критическими комментариями они могут воздействовать на общественное сознание, этого они достигают, уходя во взаимодействие с такими дисциплинами как философия, этика, история литературы.
Литературная критика начала формироваться достаточно давно, еще во времена Древней Греции и Древнего Китая это направление воспринималось как особое профессиональное знание. Долгое время ее задача заключалась лишь в том какую оценку дать произведению, рекомендовать или нет его читателю.
Древнерусский период литературной критики
18 век русской литературной критики
- акцентирование внимание на языковых погрешностях,
- использование нормативного принципа
- использование вкусового принципа
Готовые работы на аналогичную тему
19 век русской литературной критики
В 19 веке начинает явно прослеживаться связь литературной критики и журналистики. Критические замечания, рецензии публикуются в основном в литературных журналах и других периодических изданиях. В 19 веке популярными были такие критические жанры как:
- реплика
- отклик
- заметка
- проблемная статья
- обзор
Особенно славился написанием рецензий А. С. Пушкин. Его рецензии представляли собой краткие, изящные, полемичные произведения, которые способствовали развитию русской литературы.
В 19 веке критика в основном зиждется на базе литературных произведений. К известным литературным критикам этого периода относят В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарев и др.
20 век русской литературной критики
Конец 19 – начало 20 века ознаменован развитием промышленности и культуры. В этот период цензура становится более лояльной, повышается уровень грамотности. Публикуется большое количество периодических изданий, газет, журналов, книг. Критики подставлены в своём большинстве писателями, такими как: В. Соловьев, А. Блок, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Цветаева, К. Чуковский.
50-60 годы 20 века становятся новым витком в развитии русской литературной критики. Давление ослабевает и появляются два противостоящие друг другу лагеря: демократическая критика и ортодоксальная критика.
Следует отметить, что несмотря на запреты, все это время (50-ые-70-ые гг.) имеет место неофициальная советская литературная критика, развивается она на почве всей неофициальной советской культуры.
Далее в период перестройки формируется и перестроечная литературная критика. Она вовлечена в период 1980-90 годов. Характерная черта этого периода – злободневность, идет осуждение русского постмодернизма, появляются статьи о значении самой русской литературной критики. Критика 1990гг отличается тем что в этот период критической работай занимаются несколько поколений критиков. Для старшего поколения характерна вера в социальную роль литературы. Представителями этой группы критиков были Л. Аннинский, И. Золотусский и др. Среднее поколение отличалось тем, что не имело приверженности к какой-то одной группе. Предстателями его можно назвать С. Чупринина, В. Ерофеева, Н. Иванова. Младшее поколение критиков было представлено критиками различных направлений: реализма, постмодернизма, филологического направления, представителями его были А. Агеев, А. Немзер, П. Басинский, А. Казинцев, Д. Быков, М. Липовецкий, Д. Кузьмин.
Основные жанры литературной критики
Основные жанры литературной критики включают в себя:
- рецензию
- критическую статью об отдельном произведении,
- проблемную статью,
- критическую монографию о современном литературном процессе
Рецензия – жанр литературной критики, который дает оценку произведения, рецензия помогают автору, который нуждается в совете, корректировке. В рецензии речь идет о произведении, проводится анализ и даётся оценка этому произведению.
Критическая статья является жанром литературной критики, который дает разбор, оценку, содержанию произведения, его тематике, проблематике, оценивает стиль и язык автора.
Проблемная статья посвящена изучению конфликта, сложному противостоянию, как правило она затрагивает серьезные общественные темы.
Критическая монография представляет собой работу в которой содержится углубленное изучение определенной темы.
Становление русской философской критики. Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И. Киреевского, С. Шевырева, В. Одоевского. Увлечение критиков этого направления Ф. Шеллингом и Г. Гегелем. Главные идеи критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии.Роль В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского в разработке романтического направления в критике
В.Г. Белинский.Концепция русского критического реализма в работах В. Г. Белинского.
Критика литературоведов. Писательская литературная критика, ее жанры: литературный портрет, мемуарный очерк, литературно-критическое эссе.
Постмодернистская критика: приблизительность мысли и словесного выражения, клише и цитаты прошедшей эпохи.
Становление русской философской критики. Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И. Киреевского, С. Шевырева, В. Одоевского. Увлечение критиков этого направления Ф. Шеллингом и Г. Гегелем. Главные идеи критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии.Роль В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского в разработке романтического направления в критике
В.Г. Белинский.Концепция русского критического реализма в работах В. Г. Белинского.
Критика литературоведов. Писательская литературная критика, ее жанры: литературный портрет, мемуарный очерк, литературно-критическое эссе.
Постмодернистская критика: приблизительность мысли и словесного выражения, клише и цитаты прошедшей эпохи.
В отличие от литературоведения, для которого естественной является временнáя дистанция по отношению к анализируемому тексту, позволяющая рассматривать его на фоне уже завершённой литературной эпохи, Литературная критика обращается преимущественно к произведениям современной литературы. Старые тексты могут привлечь внимание Литературной критики, но не в качестве исторически обусловленных феноменов, а как некие культурные символы, анализ которых способствует постановке злободневных проблем и самовыражению критика.
Выявление смысла произведения в Литературной критики всегда сопровождается оценочным суждением, которое основано не на научном анализе (как в литературоведческом исследовании), но на субъективных представлениях критика о нормах художественности, правилах вкуса, эстетических запросах эпохи. Критик высказывает мнение о том, насколько удачно воплощён в тексте авторский замысел, насколько убедительно автор решает ту или иную художественную проблему; сопоставляя рассматриваемый текст и современную писателю действительность, критик оценивает, насколько полно и точно автор воссоздал внехудожественную реальность, передал мироощущение времени (отсюда типичный для литературной критики XIX-XX веков переход от собственно литературных к социально-общественным и даже политическим проблемам).
Исторический очерк
В XX веке Литературная критика, испытавшая сильное воздействие различных филосских учений, лингвистики, антропологии, психоанализа, развивалась усилиями как профиссиональных критиков, так и писателей. Среди наиболее известных её представителей: Ф. Р. Ливис, Т. С. Элиот, У. Эмпсон в Великобритании; П. Валери, Ж. П. Сартр во Франции; Дж. Де Робертис в Италии; Г. Бар в Австрии; В.Беньямин, Т. Манн, Б. Брехт, М. Райх-Раницки в Германии; Н. Фрай в Канаде; Р. П. Уоррен, К. Брукс, С. Льюис, Т. Вулф, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер в США.
В 1890-е годы формированию символизма в русской литературе предшествовали статьи Н. М. Минского и Д.С. Мережковского, в которых критически оценивалась современная словесность и были намечены пути дальнейшего литературного развития. Среди жанров Литературной критики русских символистов - литературный манифест, импрессионистическое эссе, литературно-филосвский трактат, иногда в их сложном соединении. Философски ориентированная Литературно критика характерна для русских религиозных мыслителей рубежа XIX-XX веков: В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др. Особое значение в этот период приобретает жанр литературного манифеста, который становится формой утверждения литературных течений акмеизма, футуризма, конструктивизма и др. В 1920-е годы литературоведы, в том числе представители формальной школы, активно участвуют в литературном процессе как критики (В. Б. Шкловский, Р. О. Якобсон, Ю. Н. Тынянов).
Лит.: Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950–1965;
Spingarn J. E. A history of literary criticism in the Renaissance. 2nd ed. N. Y., 1954;
Wellek R. A history of modern criticism, 1750–1950. New Haven, 1955–1992. Vol. 1–8;
История русской критики: В 2 т. М.; Л., 1958;
Очерки римской истории литературной критики. М., 1963;
Wimsatt W.K., Brooks C. Literary criticism: a short history. L., 1970. Vol. 1–2;
Древнегреческая литературная критика. М., 1975;
Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Л., 1980;
Проблемы теории литературной критики. М., 1980;
Бурсов Б. И. Избр. работы. М., 1982. Т. 1: Критика как литература;
Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной Франции: Основные направления. Методология и тенденции. М., 1985;
Зарубежная литературная критика: Вопросы теории и истории. Л., 1985;
Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. Л., 1986;
Кулешов В. И. История русской критики XVIII – начала XX вв. 4-е изд. М., 1991;
Grube G.M.A. The Greek and Roman critics. Indianapolis; Camb., 1995;
Russell D. A. Criticism in antiquity. 2nd ed. L., 1995;
Очерки истории русской литературной критики. СПб., 1999. Т. 1;
Гаспаров М. Л. Критика как самоцель // Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М., 2000;
Николюкин А. Н. Американские писатели как критики. М., 2000;
Ранчин А. М. Первый век русской литературной критики // Критика XVIII в. М., 2002;
Ford A. The origins of criticism: literary culture and poetic theory in classical Greece. Princeton, 2002;
Сазонова Л. И. Литературная культура России: раннее Новое время. М., 2006;
Недзвецкий В. А., Зыкова Г.В. Русская литературная критика XVIII–XIX вв. М., 2008;
Голубков М. М. История русской литературной критики XX в. (1920–1990-е гг.). М., 2008.
Читайте также: