А галич особенности лирики кратко
Обновлено: 05.07.2024
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 58.
Галич Александр Аркадьевич (1918 - 1977), драматург, поэт, бард. Родился 10 октября в Екатеринославе. Окончил театральное училище и Литературный институт им М.Горького. Перед войной был актером Московской театральной студии, возглавляемой А.Арбузовым и В.Плучеком, принял участие в создании и постановке ставшего популярным спектакля "Город на заре" (1941). Во время Отечественной войны работал во фронтовом театре.
В послевоенные годы написал ряд пьес: "Улица мальчиков" (1946), "Вас вызывает Таймыр" (1948, совместно с К.Исаевым), "Походный марш" ("За час до рассвета", 1957), "Пароход зовут „Орленок"" (1958) и др. Галичу принадлежат сценарии кинофильмов "Верные друзья" (совместно с К.Исаевым), "На семи ветрах" и др.
С середины 1960-х круто меняет свою жизнь, обращается к поэзии, начинает исполнять свои стихи под гитару, присоединившись к немногим в то время исполнителям авторской песни, не признаваемой официальными властями. Магнитофон и Самиздат доносили до слушателя и читателя творчество поэта.
С 1968 его песни начали издаваться за границей, и Галичу были запрещены выступления. В 1971 его исключают из Союза писателей. В июне 1974 получает разрешение покинуть страну, едет сначала в Норвегию, затем переезжает в Мюнхен и, наконец, поселяется в Париже.
Первый сборник стихотворений "Песни" выходит во Франкфурте-на-Майне, затем - новая подборка - "Поколение обреченных" (1972). В 1974 публикует сборник "Генеральная репетиция", в 1977 - "Когда я вернусь".
Галич А. трагически погиб в Париже 15 декабря 1977.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Галич Александр Аркадьевич (р. 19.10 1918, Екатеринослав) - русский советский драматург. Автор пьес "Улица мальчиков" (1946), "Вас вызывает Таймыр" (в соавторстве с К. Исаевым, 1948), "Пути, которые мы выбираем"(1954; другое название "Под счастливой звездой"), Походный марш ("За час до рассвета, 1957), "Пароход зовут "Орлёнок" (1958), "Матросская тишина" и др. Написал также сценарии кинофильмов "Верные друзья" (Совместно с К. Исаевым, режиссёр М. Калатозов), "На семи ветрах" (режиссёр С Ростоцкий), "Государственный преступник", "Дайте жалобную книгу", совместный советско-французский "Третья молодость" о Мариусе Петипа, "Беженцы ХХ века" (Норвегия) и др. ГАЛИЧ -- автор стихов, прозы и песен.
"А всё-таки я поэт…" - сказал как-то незадолго до своего отъезда Александр Аркадьевич в разговоре с близкими. Казалось, никто с этим не собирался спорить, но сам он долго шёл не к осмыслению, а скорее, к констатации этого факта: если в молодости, выбирая между Литературным институтом (в который легко поступил) и оперно-драматической Студией Станиславского, Галич остановился именно на Студии, то позднее вернулся к тому, с чего начал - к поэзии.
Многие стихи Галича возникали как песни, а многие песни рождались из стихотворений. Знание мелодии несомненно позволяет читателю воспринимать их более глубоко и полно. Это существенно ещё и потому, что, исполняя свои песни, Галич вносил в мелодию характерные интонационные изменения. "Посмотрите, очень многие из этих сочинений заключают в себе точный сюжет, практически перед нами короткие новеллы-повести, новеллы-притчи и сатиры. И каждая песня несёт совершенно определённый характер главного действующего лица или, так сказать, лирического героя".
В то время зарождалось такое явление, как авторская песня. Вместе с песнями Галича звучали голоса Окуджавы и Визбора. Отличие Галича от них в "злободневности, сегодняшности, неприкрашенности" (В. Ардов), в чёткой политической направленности его песен. Но с окончанием хрущёвской оттепели назрела необходимость выбора: оставаться ли вопреки своим убеждениям в "обойме" признанных и популярных или вступать в борьбу, отстаивая свою позицию. Галич выбирает последнее. Впоследствии он говорил в одной из бесед: "Мне всё-таки уже было под пятьдесят. Я уже всё видел. Я уже был благополучным сценаристом, благополучным драматургом, благополучным советским холуем. И я понял, что я так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду".
Вместе Андреем Сахаровым, Галич вступает в Комитете защиты прав человека. Новые песни в многочисленных магнитофонных копиях расходятся по всей стране. В силу особой популярности "бардовской песни", они становятся едва ли не опасней прозы Солженицына, Войновича, Шаламова…
Давление нарастало. Галича пытаются лишить и той мизерной пенсии по инвалидности, на которую он вынужден был существовать в те годы.
29 декабря 1971 года Московская писательская организация исключает Галича из своих рядов. "Среди выдвинутых против Галича обвинений, -- сообщает "Посев", -- было опубликование его песен за границей… сотрудничество в Комитете прав человека академика Сахарова, стремление широко распространять в Советском Союзе свою точку зрения…"
С ним расторгаются уже заключенные ранее договоры, с вежливым отказом возвращаются уже казалось бы одобренные заявки… Вскоре Галич перестаёт быть членом Союза кинематографистов и Литфонда.
В силу сложившихся обстоятельств и под давлением "компетентных органов" поэт вынужден в 1974 году навсегда покинуть Родину. Это сейчас мы знаем, что он уехал навсегда, сам-то Галич был совершенно уверен, что ещё вернётся и обязательно вернётся обратно.
"Добровольность этого отъезда, она номинальная, -- эти слова Галича опубликованы 31 октября 1988 года в газете "Правда. - Но всё равно. Это земля, на которой я родился. Это мир, который я люблю больше всего на свете… Это всё равно то небо, тот клочок неба, который мой клочок. И поэтому единственная моя мечта, надежда, вера, счастье, удовлетворение в том, что я всё время буду возвращаться на эту землю. А уж мёртвый-то я вернусь в неё наверняка…"
Смерть Галича была неожиданна и нелепа. Он умер 15 декабря 1977 года от удара электрическим током в тот момент, когда подсоединял антенну к только что купленной стереосистеме. Не выдержало сердце, перенесшее к этому времени уже три инфаркта. Похороны состоялись на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа (Франция). Рядом могилы Ивана Бунина, Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Надежды Тэффи… уже позже появилась могила Андрея Тарковского
В 1988 году по ходатайству дочери поэта оба творческих союза отменили решения об исключении А.А. Галича из своих рядов.
"Его песни пела вся страна, от безусого мальчишки до старого пьяницы-шахтёра, от городского подъезда до тюремной камеры… Эти песни записывали, переписывали, пели… И пели все… А все - это значит много, много миллионов… Можно назвать это славой, но это больше, чем слава - это любовь".
Материал подготовил Олег Любимов
Галич Александр (настоящее имя Александр Аркадьевич Гинзбург) [19.10.1918 (на памятнике — 1919), Екатеринослав — 15.12.1977, Париж; похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа] — драматург, кинодраматург, прозаик, поэт.
Родился в семье служащих.
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 451-454.
В день девяностолетия поэта мы решили поговорить о его литературном наследии с теми, кому оно, с нашей точки зрения, должно быть небезразлично. На наши вопросы ответили семь современных авторов — в диапазоне от Сергея Гандлевского до Псоя Короленко.
Александр Галич. Песня про генеральскую дочь
1) Как вы думаете, актуальны ли стихи Галича сейчас, для сегодняшней действительности и литературного процесса?
2) Актуален ли этот автор для вас лично, в частности, влияет ли он на то, что вы пишете?
1. Галич был лириком сатирического толка. С поднятым забралом он перечил власти, от которой тогда исходили произвол и запрет называть вещи своими именами. Галич вернул значимость выхолощенному от казенного употребления классическому русскому стиху. Сейчас от власти снова исходит зло, но оно видоизменилось: если упрощать, придется говорить в первую очередь о цинизме и глумливой демагогии. Теперь художественный метод Галича выглядел бы полным дон-кихотством: нынешнюю публику не надо будить и открывать ей глаза — она вполне осведомлена, ей просто не хочется слышать, она с облегчением впала в подлость. Общество в массе своей уже не рабское, как было при жизни Галича, а холопское — здесь есть существенный смысловой оттенок. А как художественно отвечать на почти повальный цинизм, станет понятно только тогда, когда кто-то сумеет это сделать наилучшим образом. Но воскрешение Галича возможно, ведь воскресает же сейчас в стихах некоторых молодых поэтов ранний Маяковский, с поэтикой которого, казалось, русская поэзия рассталась раз и навсегда.
2. Галич — и как поэт, и как легенда — был одним из кумиров моей молодости. Сложился я и по-человечески, и литературно в 1970-е, в самое что ни на есть советское время. И Галич, скорее всего, смолоду вошел в культурный состав моей крови. Влияет ли он на мои писания, судить, разумеется, не мне. Буду рад, если влияет.
1. Александр Галич продолжает традицию Некрасова и Маяковского, то есть не выключает политическое и социальное из контекста искусства, напротив, делает политическое и социальное предметом искусства. Учитывая происходящие на нашей родине процессы, а именно: сначала дикий, а теперь уже то ли государственный, то ли гебешный капитализм с вытекающим отсюда расслоением общества; формирование автаркии, слабо маскируемой демократической риторикой; политический реваншизм и возврат к символическим моделям советского прошлого; схлопывание пространств публичной свободы и госконтроль над СМИ, - учитывая все это, фигура и опыт Галича оказываются сверхактуальными.
2. Я познакомилась с творчеством Александра Галича в двадцатидвухлетнем возрасте, то есть в 1984 году, когда шла череда смертей генсеков. Мой тогдашний бойфренд был махровым антисоветчиком и имел прямое отношение к КСП. В его гостеприимном доме беспрерывно звучали Галич, Высоцкий, Ким, Мирзаян, Визбор и другие столпы этого пришедшего ныне в упадок движения. В те времена, на фоне юношеской любви к серебряному веку, Галич казался мне немного странным, слишком публицистическим, слишком прямолинейным, слишком советским, если угодно. С возрастом я изменила мнение. Теперь он кажется мне великим рассказчиком, Бояном затонувшей сталинской империи, не певцом ее, но бытописателем. Его нравственные максимы сформулированы в стихах так, что забыть их невозможно. Несколько лет назад мне довелось по долгу службы прослушать архивные записи Галича, сделанные во время его работы на Радио Свобода в Мюнхене. Это десятиминутные фрагменты, где он рассказывает историю написания песни (он писал о реальных людях, ничего придуманного, все его зэка и вольняшки) и затем пел у микрофона. Более всего меня поразила постановка его дыхания и ритмика речи. Это дыхание большого стиля. Он физиологически воплощал собой время пятилеток и Гулага, войны и советских миграций, он был телом великой империи, которое производило сценарии советских кинофильмов и получало Сталинскую премию. Он был очень крупная личность, крупный художник, человек большого кругозора. Его сильное эстетическое качество — омерзение. Думаю, с ним он и эмигрировал.
К сожалению, вряд ли в отношении Галича я могу быть вам полезен. Из российских поэтов того поколения мало кто оказал на меня влияние. Евтушенко и Вознесенского я не любил никогда, и только позже смог оценить некоторых других авторов; если же, так сказать, ближе к гитаре — любимыми были Окуджава и Высоцкий, но и их влияние на мои стихи исчезающе невелико — в поэзии для меня достаточной была музыка стиха, а текст, положенный на музыку, я как-то воспринимаю более как песню, чем как стихи. И собственно Галича — в ту пору, когда воск, так сказать, мягок и легко кладется на матрицу — я слышал совершенно мало. Еще раз простите, что не смог оправдать ваших планов.
1. Галич на мой взгляд, вполне заслуживает причисления к лику великих русских поэтов прошлого столетия. Поэтому для жизненной действительности он - по определению - актуален, как актуальна вообще классическая литература. Насчет современного литературного процесса ничего сказать не могу - я, к сожалению и стыду, плохо знаком с этим таинственным процессом.
2. Думаю, в теперешних моих сочинениях непосредственное влияние Галича не слишком заметно. В свое время он был для меня необыкновенно важен, наверное, без его текстов я был бы каким-нибудь другим литератором.
К сожалению, я, скорее всего, не смогу написать: мне просто нечего сказать по этому вопросу. Я так плохо знаю Галича (на уровне 3-го класса), и он так мне далек, что.
Мне неприятно вас подводить, но я, правда, ничего из себя не выдавлю.
Не сердитесь на меня.
1. Я думаю, что Галич неактуален сейчас, поскольку Александр Галич, во-первых, жил в другой стране. Он чувствовал себя гражданином большой страны, которую уважали в мире. И следственно, все, что он писал, было очень возвышенно, и он отвечал за каждое слово. К тому же он был очень изящен — в своем творчестве, по крайней мере. А сейчас изящной словесности нет. Люди пишут, в общем-то, о себе, а Галич писал не о себе. У него, что называется, душа болела. Это совершенно сейчас неактуально — время-то грубое, в котором мы живем.
2. Лично для меня Галич очень ценен. Я, конечно, в детстве и в юности очень много слушал его. Конечно, теперь уже не слушаю, но очень ценю творчество Александра Галича и иногда использую словечки из его песен. Он достаточно сильно на меня повлиял, и даже не столько как поэт, сколько как исполнитель своих стихотворений, потому что я сам, в общем-то, достаточно часто выступаю исполнителем своих текстов.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунина
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГАЛИЧА
10 (11) класс
Булат Окуджава, Владимир Высоцкий – имена этих бардов (теперь уже, можно сказать, классиков отечественной авторской песни) у всех на устах. А вот о Галиче некоторые из старшеклассников никогда не слышали. Исходя из этого, словесник определяет цель урока: познакомить учащихся с творческой биографией барда (разумеется, кратко), выявить основные мотивы его песенного творчества (на материале отдельных произведений). Но главное – поразмышлять вместе с автором над поставленными проблемами, научиться сопереживать лирическому герою.
По нашему мнению, целесообразно организовать урок-исследование, в основе которого будет системно-деятельностный подход. Плодотворными окажутся достижения следующих учебных технологий: технологии решения исследовательских задач, технологии развития творческих способностей, информационно-коммуникационных технологий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Цель урока: 1) познакомить учащихся с творческой биографией барда (разумеется, кратко), 2) выявить основные мотивы его песенного творчества (на материале отдельных произведений). 3) выявить круг проблем, поставленных автором в произведениях; 4) выявить своеобразие лирического героя песен.
1) определить суть авторской позиции в произведениях;
2) выявить жанровую специфику исследуемых произведений;
3) совершенствовать навык выразительного чтения наизусть;
4) формировать навык литературоведческого анализа текста;
5) развивать творческие способности обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать, понимать:
- идейное содержание и социально-нравственную проблематику изучаемых произведений;
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы и необходимые литературоведческие термины;
- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;
- выявлять авторскую позицию в произведении;
- выявлять жанровую специфику изучаемых произведений;
- выразительно читать фрагменты изучаемых произведений;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению (монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии).
Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская, культуроведческая, речевая, ценностно-мировоззренческая, коммуникативная.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.
Прогнозируемые результаты:
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- развитие рефлексивных навыков;
- совершенствование речевой культуры обучающихся;
- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;
- повышение коммуникативной культуры обучающихся.
Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.
Техническое обеспечение занятия: 1) тексты песен А. Галича; 2) презентация в программе PowerPoint ; 3) компьютер, проектор, экран; 4) аудиозаписи песен А. Галича; 5)
выставка книг А.Галича; 6) фотогалерея, оформленная силами учащихся.
Эпиграф записывается на доске, это слова из песен Галича:
Я был рядовым и умру рядовым,
Всей щедрой земли рядовой…
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.
Вначале на уроке рассматриваются сатирические песни Галича конца 50-х – начала 60-х годов. Прослушиваются в записи некоторые из них. Непосредственно перед прослушиванием педагог формулирует вопросы, адресованные классу:
1. Что является объектом сатиры автора?
2. Какие художественные средства помогают автору решать задачи сатирического разоблачения?
За семью заборами,
За семью запорами,
Там конфеты мятные,
Там и фауна, и флора,
Там и галки, и грачи,
Там глядят из-за забора
На прохожих стукачи.
А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Целям сатирического разоблачения служит использование фразеологизмов, разговорной, а то и грубо просторечной (даже в ряде случаев ненормативной) лексики. Но главным средством, позволяющим автору решать сатирические задачи, выступает антитеза:
За семью заборами,
За семью запорами,
Там доклад не слушают –
Там шашлык едят!
…Попробуйте в цехе найти чувака,
Который бы мыслил не то!
Так и нет у вас, пардон, ни хрена.
Потому что все у вас –
А народ для вас – ничто и никто.
- А у нас – природный газ,
И еще – природный газ…
И опять – природный газ…
И по процентам – как раз-
Отстаете вы от нас
Но я стоять готовая
Как мать вам заявляю и как женщина.
Начиная с середины 60-х годов, в песнях Галича все сильнее звучат трагические ноты. Позорные времена и уродливые нравы болью и гневом отзываются в сердце поэта. Ведь таких Коломийцевых – поэт видел это – целое поколение.
2. В чем состоит жизненное кредо подобных людей?
2. Облака – сквозной иносказательный образ-символ песни. Каково содержание этого образа?
3. Найдите строки, наиболее ярко передающие боль поэта, страдающего из-за того, в каком положении оказался человек.
4. Как вы понимаете смысл заключительных строк?
Рвали горло – за милосердье,
Били морду – за доброту!
1. В каких словах поэт передает чувство любви к Дому? Легко ли ему расставаться с родиной?
2. Кто отнял у лирического героя песни Дом?
1. О каких двух культурах говорит поэт?
2. Покажите роль антитезы в организации образного строя песни.
…Ни премьер, ни выставок,
Десять метров комната в Останкине!
Их имен с эстрад не рассиропили,
В супер их не тискают облаточный,
А этого достаточно!
Ни партера нет, ни лож, ни яруса,
Клака не безумствует припадочно,
И этого достаточно!
Есть, стоит картина на подрамнике!
Есть, отстукано четыре копии!
И этого достаточно!
Время сеет ветры, мечет молнии,
Создает советы и комиссии…
Где бродили по зоне каэры,
Где под снегом искали гнилые коренья,
Перед этой землей – никакие Премьеры,
Подтянувши штаны, не преклонят колени!
Над сибирской тайгою, над Камой, над Обью
Ни венков, ни знамен не положат к надгробью!
Лишь, как вечный огонь, как нетленная слава –
Штабеля! Штабеля! Штабеля лесосплава!
1. Каким настроением проникнута песня? Как и почему меняется умонастроение лирического героя?
2. Найдите ключевые слова и выражения, которые позволяют поэту воссоздать атмосферу брежневских времен. Каков смысл названия песни?
3. Как эпиграф (ахматовские строки) и реминисценции из романа Булгакова помогают поэту передать главную мысль?
1. Какой видится поэту историческая судьба России?
2. Как интерпретирован в песне образ гоголевской птицы-тройки? Как этот аллегорический образ помогает высветить авторскую позицию?
4. Что символизирует собой Китеж?
5. Верит ли поэт в грядущее возрождение России? О чем его мольба в заключительной части песни?
Ах, Россия, Расея –
Чем набат не веселье?!
Что ни год – лихолетье…
Народу русскому от века уготовано
Барам в ноженьки кланяться,
Бить челом палачу…
И виной тому – рабская психология русского человека. Так что своих чудовищных правителей-тиранов мы сами же вызвали к жизни, ибо палачество – оборотная сторона рабства:
И живые, и мертвые –
Все молчат как немые.
Мы Иваны Четвертые,
Место лобное в мыле!
Чтоб, как птицы на дереве,
Затихали в грозу,
Чтоб не знали, но верили
Мифология стала неотъемлемой частью менталитета русского человека. И даже рассудочное сознание живущих в конце ХХ века не в силах одолеть соблазн выдать желаемое за действительное:
Но ведь где-то, наверное,
Та – с привольными нивами,
Та – в кипенье сирени,
Где родятся счастливыми
И отходят в смиренье…
Оптимистические ноты с еще большей силой зазвучали в финальной части песни, где вновь авторской волей из небытия воскрешается образ Руси-тройки:
Птица вещая, троечка,
Буйный свист под крылом!
Птица, искорка, точечка
В бездорожье глухом.
Я молю тебя: - Выдюжи!
Будь и в тленье живой,
Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,
Слышать благовест твой.
И ты можешь лгать, и можешь блудить,
И друзей предавать гуртом!
А то, что придется потом платить,
Так ведь это ж, пойми, - потом!
В наш атомный век, в наш каменный век
На совесть цена пятак!
Космический век, век НТР (научно-техническая революция - термин, бытовавший в 70-х – 80-х годах) бард неспроста называет каменным: всюду царят волчьи законы, пещерные законы выживания. В такие времена бессмысленно заниматься правдоискательством, стремиться к добродетельности:
И что душа? – Прошлогодний снег!
Все, что требуется, - это быть как все:
И поймешь, что нет над тобой суда,
Нет проклятия пошлых лет,
Когда вместе со всеми ты скажешь – да!
И вместе со всеми – нет!
Вот она – свобода совести по-советски! Нам неизвестно, какое решение принял, в конце концов, лирический герой песни. Но мы знаем, и очень хорошо знаем, как прожил жизнь сам Галич.
1. Какой классический сюжет использует автор?
2. Какова цель переосмысления классического сюжета?
3. Какие детали позволяют понять, что речь идет о современности?
5. Чем черт прельщает лирического героя песни?
6. Какие аргументы нечистый приводит в пользу подписания договора?
8. Как вы думаете, пойдет ли лирический герой песни Галича на службу к сатане?
9. Какие средства помогают довести до слушателя (читателя) авторскую позицию?
Но слаще, чем ваши байки,
Мне гордость моей беды,
Свобода казенной пайки,
Свобода глотка воды.
Но славно звенит дорога,
И каждый приют как храм.
И пуля весит немного –
Не больше чем восемь грамм.
1. Что значит для поэта Отчий Дом?
3. О каком долге говорит Некто лирическому герою? Справедливы ли его упреки в адрес героя?
4. Как понимают долг перед Родиной лирический герой песни Галича и сам поэт?
Родина для поэта – начало всех начал, тут его корни, истоки:
Здесь однажды очнулся я, сын земной,
И в глазах моих свет возник.
Здесь мой первый гром говорил со мной,
И я понял его язык.
Здесь пришло ощущение гармонии бытия:
Золотой мой, недолгий век.
Но все то, что случится со мной потом, -
Все отсюда берет разбег.
- А впрочем, слукавь, солги, -
Может, вымолишь тишь да гладь.
Но уж если я должен платить долги,
То зачем же при этом лгать?!
Лирический герой Галича избирает тернистый путь правдоискателя:
И пускай я гроши наскребу с трудом,
И пускай велика цена, -
Кредитор мой суровый, мой Отчий Дом,
Я с тобой расплачусь сполна!
Я уйду, свободный от всех долгов,
И назад меня не зови.
Будучи эмигрантом, покинув пределы СССР, Александр Галич оставался верным, любящим сыном своего Отечества. Его преданность Родине выстраданная, вымученная и потому – вовек неистребимая:
Не зови вызволять меня из огня,
Не зови разделить беду.
Урок завершает конкурс творческих работ учащихся. Старшеклассники читают написанные дома рецензии на песни, с которыми знакомились самостоятельно.
После того как будут определены победители конкурса, подводятся итоги работы на уроке: учащиеся делают необходимые выводы, касающиеся изученного материала, педагог выставляет оценки.
Содержание статьи
- Александр Галич: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Александр Кислицын: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Александр Благов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Детство и юность Александра Галича
Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года в городе Екатеринославль (в советское время город назывался Днепропетровск, с 2016 года называется Днепр).
После окончания 9 класса Саша Гинзбург поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, однако учиться одновременно в двух местах оказалось непросто, и занятия в литинституте Александр вскоре оставил.
Начало литературной карьеры
Конфликт с властью
В конце пятидесятых годов Галич концентрируется на написании и исполнении под семиструнную гитару собственных песен. В этом творчестве он подхватил традиции Александра Вертинского и вошел в число самых ярких представителей жанра авторской песни, наряду с Булатом Окуджавой и Юрием Визбором.
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул…
А над гробом встали мародеры,
И несут почетный…
Семья и личная жизнь Александра Галича
Александр Галич был дважды женат. С первой женой – актрисой Валентиной Архангельской – он познакомился в начале войны, где был с труппой Театра-студии Арбузова и Плучека. Александр и Валентина поженились сразу после возвращения труппы в Москву в 1942 году, а год спустя у них родилась дочь Алена. Вскоре после окончания войны семья распалась, а в 1947 году Галич женился на Ангелине Николаевне Шекрот.
В 1967 году у Александра Галича родился внебрачный сын Григорий. Его матерью стала Софья Михнова-Войтенко, работавшая на киностудии имени Горького.
Значение творчества Александра Галича
Александром Галичем написано около двухсот песен. Также он создал сценарии к нескольким театральным пьесам и к шести фильмам. Песенное творчество Галича фактически стало мостиком между русский городским романсом начала двадцатого века и авторской песней конца советской эпохи. Владимир Высоцкий называл Галича своим учителем. Также как в ранних песнях Галича хорошо различимы интонации Александра Вертинского, во многих песнях Высоцкого узнаваемы интонации песен Галича.
В 1988 году Александр Галич посмертно был восстановлен в Союзе писателей СССР. В стране снова начали издаваться его книги и пластинки. В 1993 году на доме, где он жил, была открыта мемориальная доска. Александру Галичу было возвращено гражданство родной страны, но это уже была Российская Федерация, а не СССР.
Читайте также: