Ив кляйн биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Его голубые небеса

Ив Кляйн родился в семье художников. Его мать – Мари Раймон – придерживалась абстрактного направления, известного как ташизм, и была причастна к движению Art informel. Отец – Фридрих Кляйн (индонезиец голландского происхождения), по большей части писал паруса, пляжи и цирковых лошадей - критики числили его в импрессионистах.

Детство Ив провел в Париже. На летние месяцы он обычно отправлялся в коммуну Кань-сюр-Мер неподалеку от Ниццы, где жила сестра его матери Роуз. Мальчик обожал свою тетю, в его глазах она имела безграничный авторитет. В отличие от родителей Ива, Роуз Раймон не имела отношения к искусству, она была особой прагматичной и здравомыслящей. Возможно именно она повлияла на то, что Ив Кляйн не получил художественного образования. С 14 лет он учился в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков. Кроме того юноша занимался дзюдо в секции при школе полиции. Там он познакомился с будущим композитором Клодом Паскалем и Арманом Фернандесом (впоследствии известным скульптором), которые стали его близкими друзьями. Долгое время эти трое были неразлучны. Однажды, нежась на пляже в Кань-сюр-Мер, молодые люди сообразили на троих - разделили между собой все сущее. Арман взял себе землю, Клод выбрал слова и все, что ими можно выразить. Иву досталось небо.

Глядя в бездонную, без единого облачка синеву, он представлял себе, что это его полотно. Он мысленно поставил на небе свою подпись. Ему было 19. Его роман с синим только начинался.

Самолетом, поездом, машиной

Если и было что-то, что Ив Кляйн любил столь же страстно, как синий цвет и дзюдо, то это путешествия. По завершению учебы и 11-месячной службы в армии, он вместе с Клодом Паскалем задумал объехать земной шар. Первоначально они планировали пройти всю Европу пешком, но для такой авантюры у Паскаля оказалось слабовато здоровье. Сжалившись над ним, Кляйн предложил компромисс – обскакать Европу верхом. Пожив какое-то время в Лондоне, друзья перебрались в Ирландию, где записались в клуб верховой езды. По какой-то причине затея с конной прогулкой тоже испустила дух. Паскаль вернулся домой, Кляйн отправился в Мадрид – изучать испанский язык.

Где бы ни останавливался Кляйн в Британии или Испании (а до того – в Италии и в Германии), он записывался в местный клуб дзюдо и продолжал исступленно тренироваться. Вполне логично, что следующим пунктом после Мадрида стал Токио: Кляйн зарегистрировался в мекке дзюдоистов всего мира – институте Кодокан. Где, к слову, ему присвоили пятый дан – нешуточное достижение для европейца.

Зимой и летом одним цветом

Еще во время первой поездки в Испанию Кляйн сдружился с Фернандо де Сарабия – руководителем школы дзюдо в Мадриде. Отец Фернандо был солидным издателем, и сам он тоже имел отношение к издательскому бизнесу. В его гравировальной студии Кляйн создал свои первые монохромы – одноцветные прямоугольники, озаглавленные по названиям городов, которые вдохновляли Кляйна – Париж, Ницца, Токио, Мадрид. Предисловие к каталогу монохромов написал (вернее сказать, нарисовал) Клод Паскаль – это были черные полосы-строки, лишь издали напоминающие текст.

Эта первая (и, нужно признать, довольно неуклюжая) попытка эпатировать публику, осталась незамеченной. Впрочем, она определила путь, которым Кляйн с буддистским упорством будет следовать всю свою жизнь. На этот раз он возвращался в Париж с высокой миссией – вызволять цвет из тюрьмы рисунка.

В 1955 году он предложил на салон Realites Nouvelles, где выставлялась абстрактная живопись, оранжевый монохром – прямоугольную деревянную панель, равномерно покрытую матовой оранжевой краской. Жюри отклонило работу, предложив Кляйну добавить какой-нибудь штрих, мазок, пятнышко, хоть что-нибудь. Тот, разумеется, отказался.

Два года спустя в Милане Кляйн выставил 11 синих монохромов одинакового размера. Прямоугольники не отличались друг от друга ничем, кроме цены. Один из них купил известный итальянский художник Лучо Фонтана. Остальные десять были позднее выставлены в Париже и в Лондоне.

Экспозиции сопровождались оживленными дискуссиями о границах между искусством и балаганом. Разумеется, Иву Кляйну рукоплескали не все. Впрочем, игра была сделана - о нем, наконец, заговорили. С тех пор Кляйн сделался образцом цветовой моногамии – он больше никогда (ну, почти никогда) не изменял синему.

Shocking Blue

Давняя одержимость Ива Кляйна синим цветом удачно срезонировала со всеобщей эйфорией – как знать, была бы его артистическая карьера столь яркой, выбери он красный или, скажем, коричневый.
В 1960-м Кляйн запатентовал формулу цвета, который так и назвали International Klein Blue.

Открывая очередную выставку, он не скупился на синеву, то запуская в небо над Парижем тысячи синих воздушных шаров, то требуя в префектуре разрешение подсветить синими прожекторами обелиск на площади Согласия. Синие афиши приглашали зрителя взглянуть на синие работы. Сделать это было проще простого – достаточно было купить синий билет, толкнуть выкрашенную синим входную дверь галереи, пройти синим коридором в залы с синими стенами. Наверное, от такой монотонности можно было бы заскучать, если бы Кляйн не компенсировал ее феерическим разнообразием материалов и техник.

Однажды Ив Кляйн открыл для себя губку. Как раз в это время его пригласили в Германию - оформлять оперу Гельзенкирхена. Сейчас трудно сказать, знало руководство театра о новом увлечении Кляйна или результат стал для заказчиков сюрпризом. Как бы то ни было, прибыв на место, Кляйн, грубо говоря, обшил главный зал оперы синей губкой. Грандиозные (до 20 метров высотой) рельефы якобы имели символическое значение – губка должна была ассоциироваться с публикой, жадно впитывающей искусство. На самом же деле, Кляйна завораживала жадность, с которой губка впитывала его любимый синий пигмент.

Голубое ухо, голубое брюхо

Публика приобщалась к высокому искусству, наблюдая, как обнаженные модели плещутся в краске. Девушки зарабатывали не хуже стриптизерш. Критики писали статьи. Кляйн читал лекции в Сорбонне. Все были в выигрыше.

Состоял, привлекался

В 62-м Кляйн вступил в брак, женившись на своей ассистентке Ротраут Юккер. Он познакомился с ней, когда вступил в художественную группу «Zero”, основанную братом Ротраут – Гюнтером Юккер.
Вообще, Ив Кляйн не мог пройти и пяти шагов, чтобы куда-нибудь не вступить. Он не мог, да и, наверное, не хотел быть как остров, сам по себе. При всей его напускной независимости, при всем стремлении к личной и творческой свободе, он был очень подвержен разнообразным влияниям. Различные, порой конфликтующие между собой религиозные доктрины, околомистические учения, философские концепции, манифесты разнообразных художественных школ – все это Кляйн впитывал, как губка – синюю краску.

Отдельный пункт в списке этих влияний – Робер Годе, друг Кляйна, с которым он познакомился на тренировках.

Как и Кляйн, Годе был талантливым дзюдоистом, имел пятый дан. Он также увлекался эзотерическими учениями. Годе любил женщин, риск, приключения. Он жил на широкую ногу – деньги он зарабатывал, продавая на черном рынке оружие. Кляйн восхищался Робером, его авантюризмом, бесстрашием, умением жить так, будто никакого завтра уже не будет.

Именно в доме Годе были созданы первые антропометрии. Не известно, к чему привела бы эта небезопасная дружба, если бы однажды, демонстрируя новую партию оружия тибетским повстанцам, Годе случайно не отстрелил себе голову.

Прыжок в пустоту

Отношение публики к творчеству Ива Кляйна было неоднозначным. И остается неоднозначным сейчас. В самом деле, так ли уж много таланта требуется для того, чтобы выкрасить синим губку? На вопрос, который, конечно, интересует любознательного обывателя – мог ли Кляйн нарисовать, ну скажем, лошадку, как его папа? – сложно ответить однозначно.

Творчество Кляйна без самого Кляйна – как динамит без детонатора. Едва ли оно выстрелило бы, не будь Кляйн тем, кем он был. Удивительно разносторонней личностью: спортсменом, полиглотом, путешественником, неутомимым исследователем и искателем приключений. Авантюристом и мечтателем. И разумеется, немного прохвостом.

И все же, он был чрезвычайно симпатичным персонажем. Обижаться на него всерьез было невозможно: критики у Кляйна были, врагов – нет.
Его провокации были безобидными, амбиции – забавными и заразительными. Его вечные поиски были интереснее, чем то, что ему удавалось найти. Его путь – вполне в буддийских традициях – был важнее и увлекательнее того, к чему он вел. Кляйн наглядно продемонстрировал, что жест художника, его поза – могут быть произведением искусства. Он был первооткрывателем и породил полчища последователей-акционистов.

Это был фотомонтаж: Кляйн прыгал по-настоящему, но на мостовой держали маты его друзья-дзюдоисты.

Фильм передавал безумие нашего мира посредством шокирующего монтажа: безобидные кадры вроде прыжка Кляйна контрастировали с картинами пугающего религиозного фанатизма, кровопролития, жестокости по отношению к животным, безобразного обжорства и прочих, присущих человечеству прелестей. В таком контексте Кляйн выглядел в лучшем случае нелепым паяцем. Он был страшно подавлен. В тот же вечер у него случился первый сердечный приступ. Через три дня за ним последовал еще один. Третий приступ стал последним. Эпатажный фейк обернулся подлинной трагедией. Ив Кляйн, которому не исполнилось и 35, совершил таки свой прыжок в пустоту.

Ив Кляйн. Фотопортрет художника, 1961

Биография Ива Кляйна

Ив Кляйн родился в 28 апреля 1928 года в Ницце. Его родители были живописцами и многому научили сына, хотя официального художественного образования он не получил. В молодом возрасте Ив обучался мореходству, восточным языкам и дзюдо, причем последнее надолго стало его основным источником дохода. В 25 лет Кляйн побывал в Японии и стал первым европейцем, получившим черный пояс в этом боевом искусстве.

Художник решает всерьез заняться творчеством лишь в 1954 году. К этому времени он уже создал несколько монохромов — закрашенных одной или двумя красками листов бумаги или картона. Вскоре было опубликовано два сборника таких монохромов — простых прямоугольников разного цвета, с пустыми строчками вместо предисловия. Покупатели остались в недоумении, и лишь спустя время критики назвали этот публичный жест концептуальным искусством.

Ив Кляйн. Розовый монохром (МР 37), ок. 1957

Ив Кляйн. Розовый монохром без названия, 1957

Ив Кляйн. Синий монохром, 1959

Ив Кляйн. Фойе оперного театра в Гельзенкирхене, 1958

Ив Кляйн. Рельеф с губкой (RE 10), 1960

Ив Кляйн. Антропометрия голубого периода, 1960

Крупнейшая прижизненная выставка Ива Кляйна состоялась в 1961 году в Германии. На ней были представлены цветные и золотые монохромы, а в последний день родился еще один новый жанр: огненная живопись. Инструментом в ней служили газовые горелки, которыми художник наносил пятна на картон. Эта была одна из последних творческих находок автора, так как вскоре его не стало.

Ив Кляйн. Огненная живопись (F 119), 1962

На Каннском фестивале показали фильм, где современная жизнь представлялась нелепой и безумной, а Кляйн и его картины служили одним из примеров. От волнения у художника случился сердечный приступ, который затем повторился и привел к смерти 6 июня 1962 года. Особую драматичность этому событию придает тот факт, что всего полугодом ранее Кляйн женился на давно любимой им Ротраут Юккер (Rotraut Uecker). Их сын родился уже после смерти отца.

Ив Кляйн. Золотой монохром (MG 28), 1960

Ив Кляйн. Космогония, 1960

Жизнь художника оборвалась всего в 34 года, но он успел многое сделать, нашел целый ряд новых приемов и техник в изобразительном искусстве. Пожалуй, больше всего он известен созданием особенного оттенка, запатентованного в 1960 году как международный синий цвет Кляйна. В творчестве этого мастера фирменный цвет появляется постоянно: в него окрашено около 200 монохромов, 180 антропометрий, множество рельефов и скульптур.

Ив Кляйн. Монохром (IKB 191), 1962

Самые известные картины Ива Кляйна

Картины Ива Кляйна — это постоянный поиск новых материалов и творческих методов. Особую роль в них играет цвет — автор изначально оказался от линий и рисунка. Вот несколько известных и характерных для него произведений:

Ив Кляйн. Желтый и розовый монохром, 1955

Ив Кляйн. Синий монохром (IKB 47), 1956

Ив Кляйн. Скульптура из синей губки (SE 33), 1961

Сайт Very Important Lot — удобная площадка для поиска и приобретения произведений искусства. Здесь регулярно проходят аукционы искусства, на которых представлены работы русских и зарубежных мастеров. Также здесь можно недорого купить картины талантливых современных художников.

Выдающийся французский художник, скульптор и фотограф. Несмотря на короткую художественную карьеру (1954-1962) справедливо считается одним из наиболее значительных новаторов послевоенного европейского искусства.

— Кляйн использовал свой колер, работая в интернациональной команде художников по оформлению оперного театра Гельзенкирхена в Германии. Художник создал четыре монументальных, высотой десять метров, синих произведения с рельефом-губкой и два монохрома для главного зала.

— Космогония получались, когда под дождь подставлялась специальным образом подготовленная основа; или когда полотно, покрытое синей краской, закреплялось на крыше автомобиля на время длительной поездки. Растительные картины создавались с помощью напыления пигментов на камыш или тростник.

— Художник использовал огонь, приближая большие листы картона к газовым горелкам. Первую огненную живопись Клейн создал в день закрытия своей выставки в немецком городе Крефельде в 1961 г.

Ив Кляйн - один из самых необычных, особняком стоящий художник в послевоенном европейском искусстве. Его работы представлены во многих ведущих музеях: музее современного искусства в Сан-Франциско, Нью-Йоркском музее современного искусства, музее Соломона Гуггенхайма, центре Жоржа Помпиду в Париже, музее изобразительных искусств (Кунстхаусе) в Цюрихе и других.

Единственный персонаж, который как-то с ним сопоставим – Марсель Дюшан. Как и Марсель Дюшан, Кляйн не столько создавал произведение, сколько придумывал бесконечно новые способы заниматься искусством, что сделало его одним из ярких, пестрых художников прошлого столетия. Искусство Ива Кляйна, ключевой фигуры во французском художественном движении Nouveau Réalisme, гораздо шире и глубже, чем просто синие монохромные картины, как принято обычно считать.


Ив Кляйн в молодости, 1938




Склонный к путешествиям, в период между 1948 и 1953 годами он сначала отправляется в Италию, затем в Англию - где он работает в мастерской по изготовлению рам, изучая позолоту - в Ирландию, Испанию и, наконец, в Японию. После долгого странствия, в 1954 году состоялось возвращение Ива на родину.

Хотя Кляйн начал создавать монохромные работы ещё в 1949 году, а показал их впервые в 1950, первый показ широкой публике состоялся в 1955—1956: в Club des Solitaires (1955) и в Gallery Colette Allendy (1956). На этих выставках были представлены оранжевые, жёлтые, красные, розовые и синие монохромные полотна. Реакция публики глубоко разочаровала Кляйна, поскольку люди переходили от картины к картине, связывая их вместе как своего рода мозаику.

Интересно, что все 11 полотен были оценены по-разному. Покупатели проходили через галерею, наблюдая и оценивая каждый холст, а в конце покупали тот, который более всего им подходил. Идея Кляйна состояла в том, что каждый покупатель увидит что-то уникальное в холсте, который они купили, что другие покупатели, возможно, не видели. Таким образом, хотя все картины визуально выгляди одинаково, влияние каждого из 11 полотен на покупателя было совершенно уникальным.

Интересно, что холст был не единственным пространством, на котором Ив экспериментировал со своим IKB. Синий выходит за рамки холста, размыливая границы между скульптурой и живописью. У Ива Кляйна синими оказываются слепки известных скульптур, в том числе Ники Самофракийской и Венеры Милосской; глобус; портреты друзей, например, портрет Клода Паскаля.



Ив Кляйн
Голубой рельеф из губок (RE 51)
1959

Один из первых больших заказов, полученных художником – оформление фойе театра в Германии. Огромные панно, некоторые размером 20 х 7 метров, синего фирменного цвета были созданы из губок (ассоциация со зрителем). Стоит отметить, что эти полотна являются единственным публичным заказом, выполненным при жизни художника. Этот факт подчеркивает важность для Ива Кляйна сотрудничества с архитектором Вернером Рунау. Оперный театр был открыт в декабре 1959 года.


Ив Кляйн
Фойе театра в Гельзенкирхене


Ив Кляйн за работой в Гельзенкирхенском Оперном театре, 1959 год
Гельзенкирхен, Германия
Фото: Чарльз Вилп


Кляйн считал, что для создания картины не всегда нужен художник - произведение искусства уже есть в нашем мире. Так, его стало интересовать сотрудничество со стихией. Художник делал записи дождя, песка и ветра – привязывал холст к крыше автомобиля. Полученные в результате картины он называл космогониями.

В конце карьеры он стал активно использовать огонь при создании своих произведений. Первую огненную живопись Ив Кляйн создал в день закрытия своей выставки в Крефельде, поднося большие листы бумаги к огню газовых горелок. Чуть позднее он создает огненную живопись большого формата в исследовательском центре французской газовой компании около Парижа.


Читайте также: