Вербальные и невербальные сигналы обмана кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человеческое общество не может существовать без общения. Оно является необходимым: мы живем в социуме и по этой причине каждый день контактируем с огромным количеством людей. Общение может быть невербальным и вербальным. Невербальное общение, в психологии больше известное как язык жестов и телодвижений, содержит те виды самовыражения человека, которые не могут опираться на слова. Правильная интерпретация невербальных сигналов – залог формирования и поддержания добрых отношений с коллегами и возможность успешного разрешения вопросов деловой сферы. Однако не следует забывать, что вербальное общение – основное и самое распространенное средство общения. Почему? Потому что в его основе лежит речь, или язык звуков, которая является универсальным коммуникативным способом.

Рассмотрим основные подсистемы невербальных сигналов, научимся правильно их истолковывать и применять, чтобы сделать деловые коммуникации конструктивными.

Пространство и позиции за столом

■ Пространственные зоны. Каждый человек обладает определенным зональным пространством – невидимой оболочкой, которая окружает его тело. Размер зонального пространства легко изменяется под влиянием ситуации и роли человека в ней.

Различают четыре пространственные зоны:

интимную (15–46 см). В эту зону человек допускает только самых близких – детей, родителей, супругов, близких друзей и родственников, а также коллег, с которыми очень давно работает и всецело им доверяет;

личную (46 см–1,2 м). Такое расстояние обычно разделяет знакомых, равных по статусу коллег, с которыми человек работает долгое время. Оно же соблюдается на официальных приемах и дружеских вечеринках;

социальную (1,2–3,6 м). На данном расстоянии человек держится от незнакомых людей, новых служащих, коллег, которые старше по рангу;

общественную (больше 3,6 м). Эта зона удобна для обращения к большой группе людей, используется на совещаниях, лекциях, семинарах и т.п.

Чтобы деловое общение всегда было конструктивным, не нужно нарушать границы перечисленных пространственных зон. К примеру, вторжение в интимную зону человека во время деловых переговоров может восприняться им как агрессия, моральное давление, а то и панибратство.

■ Позиции за столом. Положение беседующих за столом влияет на характер беседы. Кроме того, если в кабинете находится большой стол с несколькими свободными стульями, каждый из нас может сам регулировать исход беседы.

Выражение лица и мимика

Выражение лица – это важнейший источник информации о собеседнике и о его чувствах. Мимика отражает эмоциональные реакции человека на происходящее и служит средством регуляции общения.

■ Улыбка. Наиболее частое проявление мимики – улыбку – ошибочно считают стопроцентным показателем симпатии. Улыбка может служить лишь признаком того, что партнеру от вас что-то нужно и он таким образом пытается понравиться.

Важно заметить, что отсутствие улыбки отнюдь не является показателем антипатии – возможно, ваш собеседник скрывает свои эмоции или просто сам по себе неулыбчивый человек.

■ Смех. Еще одним показателем симпатии считается смех. Естественный, чистый смех – это всегда открытость и искренность. Если человек смеется в вашем присутствии, то это означает, что ему свободно и легко, он может вам доверять. Недаром говорят, что умеренная доля юмора в переговорах никогда не помешает. Остроумная шутка легко снимает напряжение, помогает ненадолго отвлечься, сблизить смеющихся, помочь им открыться, а то и завоевать расположение аудитории.

■ Сжатые челюсти свидетельствуют об уверенности и твердости, а зачастую и об агрессивном настрое.

■ Открытый рот. Восторг, удивление или страх могут заставить собеседника открыть рот, словно эмоциям не хватает места.

■ Напряженные ноздри и опущенные уголки губ свидетельствуют о неодобрении, словно человеку тяжело находиться рядом с вами и дышать одним воздухом.

■ Глаза. Контакт глаз является прямым, непосредственным общением в чистом виде.

Пристальный взгляд при общении ни к чему хорошему не приведет, но и постоянно отвлекаться, переводить взгляд на другие объекты тоже не стоит. Человек может подумать, что вам не до него, что вы совсем не расположены к нему или чувствуете себя дискомфортно. Идеальным визуальным контактом можно назвать внимательный взгляд, время от времени переводимый на другие объекты. Кроме того, для успешного общения соотношение плоскостей должно быть таково, чтобы глаза находились на одном уровне.

Закрытые позы. Как расположить к контакту?

Для конструктивного общения следует верно толковать закрытые позы, уметь адекватно реагировать, а по возможности и исправлять ситуацию.

Укрытие за барьером – это естественная реакция человека на опасность. В детстве такими барьерами служили предметы мебели, подушка с одеялом, мамина юбка. Во взрослом возрасте этот жест претерпел изменение и превратился в переплетение рук, ног, сцепление пальцев, общее напряжение мышц и т.д.

Запомните две вещи: пока собеседник держит руки скрещенными, он сохраняет негативные мысли, кроме того, его восприятие информации снижается до 40 %, а значит, время и силы, направленные на общение, тратятся зря.

Лучше ответить теми же невербальными проявлениями. Покажите что-нибудь собеседнику, подайте книгу, информационный листок, угостите чаем. Он будет вынужден разомкнуть руки, следовательно, примет более открытое положение. Как вариант, можно попросить собеседника наклониться вперед, чтобы получше рассмотреть вашу схему, пункт отчета и т.п.

Если вы уверены, что скрещенные ноги являются результатом несогласия со сказанным, собеседник отгородился и не внемлет вашим словам, – вариант действий тот же. Нужно найти способ поменять позу оппонента – попросить подойти к карте на стене, оценить новый ремонт в кабинете напротив и т.д.

Существует три варианта сцепления пальцев:

сцепленные пальцы на уровне лица (локти на столе);

сцепленные пальцы на столе;

сцепленные пальцы на коленях (если оппонент сидит), внизу перед собой (если стоит).

Труднее всего будет договориться с человеком, руки которого подняты на уровень лица. Для устранения этого закрытого жеста нужно сделать так, чтобы собеседник расцепил руки и вытянул их вперед, например, попросить что-то передать.

■ Положение головы. Прямое положение головы свидетельствует о нейтральном отношении человека к обсуждаемому вопросу. Голова при этом неподвижна, иногда делаются небольшие кивки. Такой человек еще не принял решение по этому вопросу или недополучил нужного объема информации.

Наклон головы в сторону свидетельствует об интересе человека к теме беседы. Этот жест очень древний. Биологи считают, что он унаследован нами по эволюционной линии от животных. Если вы заметили, что слушатели наклонили головы набок, а телом подались вперед, значит, вы добились расположения аудитории. Если же обращаются к вам, нужно также наклонить голову и время от времени кивать. Ваш собеседник будет рад проявленному участию.

Если же голова собеседника наклонена вниз, это свидетельствует об отрицательном или осуждающем отношении человека к вам или теме разговора. Критическая оценка, игнорирование сказанного, как и в случае скрещенных рук и ног, будет продолжаться до тех пор, пока собеседник использует закрытую позу. Попробуйте изменить ее, например, можно заставить поднять голову, показав что-то интересное.

Вербальные сигналы

Давайте рассмотрим ряд вербальных сигналов, необходимых для конструктивного общения.

■ Отчетливость речи. Чтобы вас хорошо понимали, важно вырабатывать хорошую дикцию. Нас с детства учат не проглатывать слова и выговаривать звуки. Если со звуками в зрелом возрасте дела обстоят более-менее, то с четкостью речи ситуация похуже. Причинами неотчетливой речи могут быть волнение, страх, спутанные мысли. Как с этим бороться – поговорим попозже.

■ Искренняя доброжелательная интонация и позитивный настрой создают благоприятную атмосферу для общения, улыбка же служит хорошим дополнением к нему. Однако улыбка всегда должна быть искренней, поскольку любая искусственность тонко воспринимается подсознанием собеседников, и возникает ощущение недоверия.

■ Тон голоса старайтесь удерживать на низком или среднем уровне, поскольку высокие тона воспринимается подсознанием как нервные и агрессивные.

■ Быстрота речи должна быть умеренной. Слишком медленная речь заставляет человека нервничать, а быстрая не дает уследить за ходом мыслей оппонента.

Устная коммуникация требует спонтанности, а это часто вызывает у человека неуверенность, тревогу и страх. Работу над устной речью полезно начать с расширения словарного запаса. Вспомните, например, Мартина Идена, героя романа Джека Лондона: решив стать писателем, он поставил себе задачу каждый день учить новые слова.

Расширять словарный запас надо и тем, у кого он невелик, и тем, чья профессия требует этого (руководителям, секретарям, юристам, психологам, работникам СМИ и т.д.).

Если вы четко понимаете то, о чем хотите поведать другим, и имеете большой словарный запас, то наверняка донесете мысль до слушателей и легко предотвратите различного рода непонимания и двусмысленности. А сотрудники, у которых путаются мысли и слова, ежечасно рискуют попасть впросак. Отсюда недомолвки, путаницы, неточности, конфликтные ситуации и т.д.

■ Этика и комплименты. Будьте максимально вежливы. Если в разговоре вы обратили внимание на качества собеседника или его поступки (события), то похвалите его, но сделайте это искренне, без иронии. Неискренний комплимент почувствуется нашим подсознанием сразу.

Активное слушание

Многие люди при решении того или иного вопроса настолько погружены в себя, что попросту пропускают мимо ушей слова собеседника. У всех нас разный тип мышления, поэтому то, что важно для одного, может быть попросту не услышано другим. Отсюда недопонимания, неконкретика разговора, игнорирование драгоценных идей.

Собеседники в основном предпочитают слушать только себя, а от вас ожидают лишь благожелательного восприятия. Чтобы завоевать симпатию собеседника, необходимо создать ощущение, что вы максимально внимательно слушаете его. Любому человеку нужно, чтобы его выслушали, т.к. это создает ощущение собственной значимости. Превращаясь в активного слушателя, вы тем самым делаете собеседнику бессловесный комплимент. Слушая то, что он считает важным, быстро уходит неловкость, который зачастую возникает при общении незнакомых людей.

Технику активного слушания нужно применять, если вы:

не уверены, что верно поняли собеседника;

получаете чрезвычайно важное или эмоциональное послание.

В деловом общении полезно использовать следующие техники:

подстраивание под темп речи собеседника, использование его слов;

1. Наклониться вперед, не скрещивая рук.

3. Отклониться назад и предоставить возможность говорить собеседнику.

Основные ошибки активного слушания

Карандаш

Не стоить слушать собеседника с карандашом или ручкой в руках. Исключение составляют те случаи, когда от вас ожидают конспектирования (семинар, учеба, запись указаний руководителя под диктовку). Когда вы встречаетесь с партнерами, ручка в руке или судорожное записывание могут помешать ходу мыслей собеседника. Человек может посчитать, что вы невежливы и недоверчивы и что настроены против, записываете то, что он потом не захочет признавать. Лучше делать пометки после переговоров, когда собеседника не будет рядом.

Притворство

Опасность притворства кроется в том, что вы наверняка пропустите важную информацию, которая нужная для достижения определенных целей. Поэтому старайтесь полностью сосредоточиться на речи своего оппонента, и только тогда ваша беседа принесет желаемый результат.

Распознаем вербальную, или речевую, ложь

Определение вербальных и невербальных признаков лжи. Основные принципы и методики распознаваний лжи, область их практического применения.

Наверно, нет ни одного человека в мире, который никогда бы не врал.

Кто-то это делает, боясь за себя, кто-то говорит заведомо ложную информацию с благими намерениями. Некоторые же совмещают оба варианта.

Бывают ситуации, когда человеку не нужно незнание, ему надо разбираться в ситуации более детально. И нет разницы, что в определенные моменты ему лучше не знать истины.

Перед тем как использовать трюки, приведенные в этой статье, хорошенько подумайте об этом. Иногда незнание лучше знания.

Распознаем вербальную, или речевую, ложь

Распознаем вербальную, или речевую, ложь

Так смешно слушать ложь, когда знаешь правду.

Автор неизвестен

Слово об индивидуальности и уникальности

Каждый человек индивидуальный. Кто-то даже может чувствовать себя лжецом, хоть и говорит чистейшую правду. Бывает такое, что несправедливые обвинения уже смущают душу человека и он себя чувствует неловко.

Можно сказать, что признаки, которые будут описаны дальше, являются не индикаторами лжи. Это скорее симптомы, которые демонстрируют неуверенность и волнение, которое может часто сопровождать ложь. Поэтому нельзя использовать эти признаки сами по себе.

Поверьте, людей очень раздражает, когда им указывают на малейший нервный тик со словами, что он врет. Любое микровыражение может быть спровоцировано не тем, что человек врет, а определенными воспоминаниями или эмоциями, не связанными из-за вранья. Нужно проверять фактический материал. Если человека подозревают в совершении преступления, то проверка на вранье – это хорошо, но кроме этого нужно собирать факты.

Также люди могут искусно прятать свою невербалику и многие попросту умеют врать. На самом деле, не нужно быть агентом 007, чтобы иметь эти навыки. Достаточно просто регулярно врать. Тогда у человека может не быть волнения, а даже если оно есть, то его можно скрыть. Искусные вруны являются хорошими актерами, и чтобы их разоблачить, нужно использовать тот самый фактический материал.

Вербальные признаки лжи

Ложь, она и в Африке ложь! И этим всё сказано.

Вербальные признаки лжи – это индикаторы неправды, связанные с речью человека.

Как правило, человек, когда врет, может говорить фразы с определенными интонациями, заикаться, оговариваться и проявлять множество других признаков.

  • Клятва, божба и другие попытки доказать свою невиновность.
  • Нежелание отвечать на определенные вопросы.
  • Пренебрежительный тон, оскорбления.
  • Демонстрация равнодушия.
  • Регулярные попытки сменить тему.

Наша задача – их определить. Нужно мысленно мониторить речь человека на предмет нестыковок. Они всегда есть, нужно просто их правильно искать. Причем нужно искать такие нестыковки, о которых человек не знает. Ведь существует большая вероятность, что лжец запланировал ответы на самые очевидные вопросы. Давайте немножко разберем каждый из вербальных признаков лжи.

Клятва, божба

Вербальная ложь полна этими вещами. Врун всеми силами хочет показать свою невиновность и непричастность к определенным событиям или действиям.

Люди, которые говорят правду, также это демонстрируют, но при этом этот признак умеренный. Человек хорошо понимает ситуацию и не находится в эмоциональном состоянии. Ему не нужно особо активно клясться.

Человек же, который врет, находится во время лжи в страхе. Это приводит к тому, что он всеми силами хочет отделаться от ситуации, мысленно представляет свою непричастность к ней. Причем лжецу хочется доказать в первую очередь самому себе, что он говорит правду. Редко, кому действительно хочется понимать себя лжецом. Совесть у людей, на самом деле, достаточно прочная штука.

Нежелание отвечать на определенные вопросы

Это также является признаком, который может показать лжеца. Ведь ему тема лжи неприятна.

Тот же преступник не хочет рассказывать о том, как он совершил свое греховное дело. Он старается уйти от темы.

Нужно понимать, что и здесь ни о чем нельзя говорить однозначно. Человек может не отвечать на вопросы действительно, потому что он не знает на них ответа. Возможен также вариант, что никакой лжи нет, эти темы ему просто неприятны. Человек может игнорировать ответы на определенные вопросы даже по той причине, что ему не нравятся несправедливые обвинения в свой адрес. Поэтому опять нужно смотреть на ситуацию, быть хорошим коммуникатором.

Пренебрежительный тон, оскорбления

Они могут проявляться у лжеца тогда, когда он находится в сильном душевном сотрясении. Причиной их возникновения можно считать то же желание доказать свою невиновность, о которой мы говорили ранее. Человеку кажется, что грубость поможет ему соврать. На самом же деле, искусные лжецы всегда находятся в предельном спокойствии. Иначе они себя выдают на раз.

Демонстрация равнодушия

Искусные вруны тоже делают это, но значительно качественнее. Они свое равнодушие показывают не уходом от темы или эмоциональными реакциями, а охотным разговором на эту тему. Такое вранье выглядит настолько органично, что даже психолог с многолетним стажем работы в следственных учреждениях не может его просечь.

Действительно, как человек может быть равнодушным, если он хочет соврать. Если бы ему действительно было все равно, он просто сказал правду и не волновался о мнении других. А слишком ярая демонстрация равнодушия может привести к провалу операции лжи. Ведь человек тогда неадекватен к ситуации и даже к самому себе. Он переполнен противоречиями, которые разъедают его внутренний мир.

Регулярные попытки сменить тему

Мы уже разбирали этот пункт в предыдущих абзацах. Это произошло по той причине, что все признаки взаимосвязаны и один вытекает из другого. Человек может хотеть сменить тему как в рамках демонстрации равнодушия, так и с попытками доказать свою непричастность. Опять же, не стоит забывать, что человек может менять тему из-за того, что другая тема для него действительно, более важна, чем обсуждаемая, и никакой лжи там нет.

Как видим, вербальные признаки лжи богаты в своих проявлениях. Но не нужно смотреть в эту статью каждый раз, когда хотите распознать человека. Ведь вруна в первую очередь выдает неадекватность. Вам нужно научиться ее видеть. Читаем дальше, там будет еще интереснее.

Невербальные признаки лжи

Невербалика тоже может открыть ложь собеседника

Эта тема настолько обширная и популярная, что по ней регулярно пишутся сотни книг разного качества. Каждый невербальный признак содержит в себе скрытую эмоцию. Человеку не хочется себя выдавать, поэтому искусное вербальное вранье часто заканчивается плохенькой невербаликой.

Но и в невербалике также есть мастера. Бывает, что люди так хорошо врут, что невозможно вообще определить ложь. Тем не менее для этого нужно иметь определенное состояние. Если же человек врет со страхом или волнением, то всегда у него что-то задергается. Это может быть рука, веко, глаз или нос.

  • Зевота.
  • Покашливание.
  • Шмыганье носом.
  • Дрожь в голосе.
  • Частое заглатывание слюны.
  • Чрезмерная жестикуляция.
  • Суетливость.

    Развивать периферийное зрение. У многих людей оно развито достаточно плохо. Именно из-за этого они не замечают мелочей. Если смотреть на мир только прямым взглядом, то значительно ухудшается ориентировка в местности, человек видит только маленький кусочек картинки достаточно хорошо. Как следствие, человек может заметить только маленький кусок невербалики.

Учимся у детей – и ни один лжец не сможет быть таковым перед нами

Поэтому нам нужно учиться у детей. Причем для развития способностей к распознаванию лжи используются те же упражнения, игры, что и для этой возрастной группы.

Также нужно учить эти стишки, которые мы так не любили в школе. Они развивают память, что может помочь запомнить невербалику одного человека, когда он врет и в дальнейшем более легко это делать.

Обновлена: 26.04.2020, 23:00 Количество слов: 1268 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 47 565 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 1 комментарий и уже оценили статью 37 раз!

Каждый из нас знает, что такое ложь и неискренность. Порой в ходе общения какое-то седьмое чувство подсказывает нам, что что-то не в порядке. Мы не понимаем в чем дело, а спустя время, удостоверившись в ненадежности информации, ненадежности человека, ругаем себя, почему не доверились своей интуиции. Ведь как-то же мы определили, пусть даже неточно, неискренность собеседника. В деловомобщенииобман — довольно распространенное явление. В этой области как нигде для человека особо актуально достижение выгодного результата, благоприятного для него исхода, поэтому иногда он вынужден прибегать к той или иной форме обмана.

Для кадровика, специалиста по кадрам крайне важно уметь распознаватьнеискренность и ложь в словах, поведении и потенциального работника на собеседовании, и давнишнего сотрудника компании, пытающегося в который раз придумать объяснение своего опоздания, и др.

Как определить и выяснить, лжет вам соискатель (сотрудник, коллега) или нет?

Почему же все-таки люди прибегают к несвойственному им изначально поведению? Поняв истинные причины лжи, вы сможете успешнее взаимодействовать со своими подчиненными.

Особенно ярко ложь проявляется при столкновении противоположных интересов, в ходе конкуренции, соперничества, когда результат, в частности, достигается при помощи уловок, нечестных ходов, введения в заблуждение соперника, искажения образа противника.

Несомненно существуют ситуации, когда ложь является оправданной. Например, в период кризиса (политического, экономического и т.п.), когда правдивая информация может привести к негативным последствиям. Оправданной можно назвать безобидную, незначительную ложь, не наносящую ущерба. Ложь, обусловленная обязательствами по сохранению какой-либо информации в тайне также, зачастую находит оправдание в обществе.

В конфликтной ситуации человек стоит пeред выбором: сохранение (даже пусть только перед собой) образа честного и справедливого человека или же выгода как материальная, так и нематериальная (престиж, положение и др.) от победы в конфликтной ситуации. Часто выбор делается в пользу последней.

Часто определенная профессиональная деятельность предполагает наличие лжи. Например при соблюдении правил этикета человек сталкивается с альтернативой: сказать правду и вызвать негативные последствия, отношения или солгать без последствий и избежать подобных реакций.

Конечно же, нельзя делать такие выводы по какому-то одному признаку. Установлено, что распознавание лжи возможно на следующих уровнях: психофизиологическом, вербальном (словесном) и невербальном (мимика, поза, жесты). На психофизиологическом уровне информация поступает в виде внешних проявлений функционирования внутренних органов, которые человеку контролировать практически невозможно. На вербальном уровне — проверка логической согласованности информации и соответствия невербальным компонентам взаимодействия.

Можно ли подделать язык тела и другие компоненты поведения, которые могут выдавать ложь?

Специалисты по невербальным средствам коммуникации говорят, что нет, а если удается, то это приводит к несогласованности между вербальными проявлениями и невербальными, что сразу бросается в глаза и свидетельствует о неискренности. Например, считается, что раскрытые ладони — признак того, что собеседник говорит правду. Но если обманщик улыбается и намеренно использует этот жест, и в то же время говорит неправду, его выдадут другие проявления, свидетельствующие о его неискренности. Такие микродвижения, микросигналы проявляются на доли секунды и часто не видны, но, как правило, людям с развитой интуицией и, конечно, специалистам, занимающимся в области невербальных коммуникаций, они заметны. К таким микросигналам относятся искривление лицевых мышц, часто несимметричное, расширение или сужение зрачков, учащенное моргание, румянец и множество других. В частности, в таких ситуациях вы чувствуете, что что-то не так, но не можете понять, что именно.

Психофизиологические симптомы лжи

Большинству людей, как мы уже отмечали, врать труднее, чем говорить правду. Этим и объясняется отличающееся от обычного поведение человека, который врет. Он часто меняет свою позу, не может усидеть на одном месте. Его жестикуляция становится более активной, он может совершать множество ненужных движений руками, поэтому по внешним проявлениям можно без особого труда обнаружить волнение человека. Человек, говорящий неправду, часто:

Вербальные сигналы, выдающие ложь

1. Если ваш партнер уклоняется от объяснения каких-то конкретных фактов, ссылается на отсутствие информации, при условии, что эти темы и вопросы не относятся к тем, которые вызывают у него неприятные ощущения и воспоминания.

  • Я не хочу говорить об этом.
  • Что-то не могу припомнить.
  • Я не вижу смысла в этом обсуждении.
  • Не знаю даже, как ответить вам на этот вопрос.
  • Не задавайте мне таких глупых вопросов.
  • Не подозревал, что Вы думаете обо мне именно так.
  • Я вам клянусь здоровьем своих детей, родителей.
  • Да пусть я провалюсь на этом месте, если совру.
  • Вы должны, Вы просто должны мне верить.
  • Это так же верно, как.
  • Клянусь богом, я говорю правду, поверьте мне, Вы не можете не поверить.
  • Вы не можете сомневаться в том, что я говорю правду, я Вас знаю, Вы всегда за справедливость.

3. Ваш собеседник пытается вызвать у вас симпатию, доверие, жалость, ссылаясь на факты, которые ранее не имели никакого значения, старается расположить к себе, хотя отношения никогда не предполагали особой близости.

  • Вы же знаете, я человек честный.
  • Вы же знаете меня, как никто другой, я не способен обмануть.
  • Ну вот кто-кто, но чтобы я.
  • У меня такие же проблемы, как у вас, но чтобы.
  • Кто-кто, а вы меня поймете, я уверен.
  • Да я вообще вам ничего не должен отвечать!
  • Знаете что!
  • Да как вы могли подумать, как вам не стыдно!?
  • Я не хочу с вами после этого даже разговаривать!
  • Меня бесит то, что вы говорите, я возмущен до глубины души!
  • Что бы вы со мной так обращались, да я не допущу такого.
  • Вы думаете вы такой умный, вам все можно!?
  • Вот видите, все как я говорил.
  • Я так и знал.
  • Вы меня уважаете?
  • Да, вы человек серьезный.
  • Я в этом совсем не уверен.

В общении, в частности, когда дело касается переговоров, собеседники имеют представление о том, что предстоит им говорить, как предстоит отвечать на возможные вопросы с вашей стороны. Соотношение сложно организованной лжи с правдой заранее рассчитано. Поэтому, чем тщательнее партнер подготовился к встрече с вами (и если у него просто была возможность для этого), тем выше вероятность того, что при наличии лжи вам не удастся ее распознать.

Далее. Обращайте внимание на то, о какой информации идет речь, т.е. кто именно ответственен за нее. Если ответственность за ложные факты несет другое лицо, например, вышестоящий по должности, то говорящий будет чувствовать себя более уверенно, т.к. это уменьшает его чувство вины.

Если перед собеседником стоит задача не исказить информацию, а просто скрыть, то вам будет труднее это обнаружить. Поэтому при малейших подозрениях о недосказанности или наличии иных подробностей, постарайтесь быть бдительным. Следите за поведением партнера, его реакцией на ту или иную обсуждаемую тему, отмечайте, чего избегает ваш собеседник, задавайте наводящие вопросы.

Факторы, облегчающие диагностику лжи

Если вашему собеседнику необходимо скрыть истинные чувства, проявившиеся в данный момент разговора, а не информацию, ему будет труднее это сделать. Мало того, что ему придется управлять своим эмоциональным состоянием, что не у каждого получается блестяще, ему необходимо будет еще скрыть его под маской другой эмоциональной реакции. Такое расхождение при вашем желании обнаружить довольно легко.

Сильное влияние оказывает значимость лжи для лгущего. Чем больше значимость лжи для партнера, тем больше человек хочет солгать, тем больше его будет волновать его поведение, тем больше он будет себя контролировать, и тем более явными будут рассогласования между вербальными, невербальными признаками, например, словами и действиями, жестами и мимикой, лицом и интонациями.

Как подготовиться к обману?

Если вы подозреваете, что ваш собеседник вам лжет, проделайте следующее:

  • смотрите на него в упор, с выражением сомнения в правдивости информации, которую он доносит до вас;
  • задавайте ему прямые вопросы, глядя в глаза, и наблюдайте его реакцию;
  • попробуйте с яркой, но легкой иронией реагировать на некоторые его заявления;
  • как можно больше проявляйте свое эмоциональное состояние, активно используйте мимику, жестикуляцию, чтобы вызвать у партнера ответную реакцию;
  • поверните свои ладони вниз;
  • сделайте так, чтобы ваш собеседник чувствовал себя некомфортно, в частности, посадите его спиной к открытому пространству;
  • попробуйте пару раз его перебить неожиданным вопросом, тем самым не дав ему выразить свое ложное высказывание до конца и застав его врасплох, попросив его немедленно ответить на заданный вопрос;
  • подходите к партнеру, нарушая его личное пространство, заходя за рамки его интимной зоны.

Для большинства людей говорить ложь гораздо труднее, чем говорить правду. Поэтому внутренний конфликт лжеца находит свое отражение в его внешнем поведении, которое он изо всех сил пытается контролировать, в психофизиологических проявлениях, которые предательски говорят нам, что человек крайне взволнован и напряжен — в словах и высказываниях лжеца, которые так часто непоследовательны, сбивчивы и порой неадекватны. Будьте внимательны, но не стоит становиться маньяком, подсчитывающим количество морганий и капелек пота на лбу. Быть может, человек волнуется совершенно по другому поводу, и сейчас ничего не остается сделать, как просто дать ему успокоиться и прийти в себя. В конце концов, ваши сотрудники и подчиненные — это люди, которым свойственно не только ошибаться.

Свойственна ли вам хитрость?


Ложь постоянно обнаруживается в актах межличностного общения, в социальных отношениях и в государственных механизмах. Для успешного выявления признаков лжи важно очень хорошо понимать различия в видах лжи, в типах лжецов и в подходах верификаторов. Проявляется ложь в виде незначительных изменений в поведении и речи человека. Обнаружить ее — это навык, который формируется при помощи определенных знаний. Проблема выявления маркеров лжи на вербальном и невербальном уровне межличностного общения в данное время особенно актуальна, так как от качества получаемой людьми информации зависят принятые ими решения, поступки и выбор стратегии поведения в профессиональной и личной сферах. Актуальность обращения к анализу лжи определяется и тем, что знание приемов ее психологической диагностики в поведении и речи человека является важной предпосылкой для успешной профессиональной деятельности, может помочь понять многое в человеческих взаимоотношениях вообще, а так же для противодействия манипулированию. Знания об особенностях вербального и невербального поведения при ложном информировании могут быть использованы в специальных обучающих программах для профессий, участвующих в деятельности с высокой степенью риска. Цель настоящей статьи — представить феномен лжи в современных отечественных и зарубежных психологических исследованиях, а так же проанализировать описать основные вербальные и невербальные маркеры лжи в межличностном общении.

Проблема выявления лжи рассматривалась в трудах отечественных и зарубежных исследователей, таких как И. О. Вагин [3], С. В. Асямов [1], В. В. Знаков [6], Р. Р. Гарифуллин [4], Е. П. Ильин [7], О. Фрай [10], П. Экман [11].

На другом полюсе шкалы подходов к данной проблеме находится теория О. Фрая, в которой ложь определяется как ложная коммуникация, предположительно приносящая выгоду коммуникатору [10]. Таким образом, в данном направлении лживость трактуется как составляющая общения, присущая человеческому обществу, ложь при этом является преднамеренным актом.

В трудах П. Экмана выделяется два основных вида лжи: умолчание и искажение [11]. При умолчании лжец скрывает истинную информацию и не передает ложной. При искажении лжец не только утаивает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за подлинную. Нередко только сочетание умолчания и искажения приводит ко лжи, однако в некоторых случаях лжец может достигать успеха просто сообщая только часть правды.

Несколько иная классификация у О. Фрая:

 самоориентированная ложь (ориентированная на себя) — направлена на то, чтобы представить лжеца в более положительном свете или получить превосходство;

 ложь, ориентированная на других — ею пользуются, чтобы представить в более выгодном свете других или стремясь помочь им;

 социальная ложь — способствует сохранению социальных отношений. Общение между людьми было бы дискомфортным, а основа социальных взаимодействий могла бы легко разрушиться, если бы люди постоянно говорили друг другу правду. Неискренние, но приятные замечания способствуют развитию взаимоотношений. Социальная ложь служит как собственным интересам лжеца, так и интересам других [10]:

Примерно в половине случаев ложь, которую используют люди, является самоориентированной. Ложь, ориентированная на других, как правило, говорится людям, с которыми лжец чувствует свою близость [10].

Спутниками лжи могут оказаться разного рода эмоции, но обычно встречаются такие как боязнь оказаться разоблаченным, чувство вины по поводу собственной лжи и чувство восторга, которое нередко испытывает лжец в случае удачи. В слабой форме страх разоблачения не опасен. Он может даже помочь лжецу избежать ошибок, не позволяя ему расслабиться. Но уже при среднем уровне страха начинают проявляться поведенческие признаки обмана, которые будут заметны опытному наблюдателю.

Боязнь разоблачения особенно высока в случаях, если:

 у жертвы репутация человека, которого сложно обмануть;

 жертва начинает подозревать обман;

 у лжеца недостаточно опыта в практике обмана;

 лжец предрасположен к боязни разоблачения;

 ставки очень высоки;

 на карту поставлены и награда и наказание; если имеется только что-то одно из них, ставкой является избежание наказания;

 наказание за ложь или за поступок до такой степени велико, что признаваться не имеет смысла;

 жертве ложь абсолютно невыгодна.

Чувство вины по поводу лжи имеет прямое отношение только к чувствам лжеца, но не к юридическому определению виновности или невиновности. Оно усиливается в таких случаях, как:

 жертву обманывают против ее воли;

 обман очень эгоистичен; жертва не извлекает пользы из обмана, а теряет больше, чем лжец приобретает;

 лжец давно не практиковался в обмане;

 лжец и жертва придерживаются одинаковых социальных ценностей;

 лжец лично знаком с жертвой;

 жертву трудно обвинить в негативных качествах или доверчивости;

 у жертвы есть причина заподозрить обман или, лжец сам не хотел бы быть обманщиком.

В равной мере ложь может вызывать и положительные эмоции. Она может рассматриваться как достижение, что уже само по себе приятно. Лжец может ощущать эмоциональный подъем как от вызова, так и непосредственно в процессе обмана, когда успех еще не ясен.

Радость от обмана увеличивается, когда:

 жертва ведет себя вызывающе, имея реноме человека, которого непросто обмануть;

 присутствуют понимающие наблюдатели и ценители мастерства лжеца.

О. Фрай выделяет следующие способы выявления лжи:

 наблюдение за невербальным поведением людей;

 анализ содержания речи;

 исследование физиологических реакций.

Ложь является одной из коммуникативных функций. Неверие человека в истинность того, что он говорит называется ложью в речи [5]. Говорящий передает дезинформацию, т. е. информацию, которую он считает ложной. Синхронно с дезинформацией, вопреки своей воли, невербально, он передает свое отношение к ней и свое отношение к речевому коммуниканту.

Внутреннее отношение человека к дезинформации негативное: мозг любую интеллектуальную неадекватность воспринимает отрицательно, нервная система входит в состояние стресса. На этом принципе построены детекторы лжи. Когда человек лжет, центральная нервная система оказывается в состоянии стресса, что регистрируется датчиками. Это же негативное состояние возбуждения невербально воспринимается слушающим без помощи детектора лжи.

Во время лжи происходит следующая коммуникативная ситуация: слушающий воспринимает информацию, не зная, подлинная она или нет; различает раздражение центральной нервной системы говорящего, данный факт его настораживает, вызывая ответную нервозность; чувствует отрицательное отношение.

Ответная реакция — аналогичная. Так как информация о лжи передается блоком бессознательного, то она и принимается блоком бессознательного. Сформированное человеком ответное отрицательное отношение не осознается им, но это уже произошло, в дальнейшем он будет действовать в соответствии со своим эмоциональным состоянием. Оба участника коммуникации сознают этот факт достаточно редко. Внутреннее психологическое состояние распространяется от одного участника коммуникации к другому и возвращается, попадая в сферу внутренних стихийных мотивов, которые обуславливают поведение человека.

Коммуникативная модель в ситуации лжи, разоблаченной публично выглядит иначе. Возникает опасная для говорящего ситуация, которая может привести к полной потери авторитета как в глазах того человека, который разоблачил его во лжи, так и в глазах всех присутствовавших при разоблачении [5]. Так же происходит потеря доверия. Авторитет и доверие относятся к категориям, которые трудно достигаются, достаточно легко теряются и не восстанавливаются.

Межличностное общение содержит в себе вербальную и невербальную стороны. Вербальное общение — общение посредством знакового (языкового) материала, невербальное — общение посредством образов и неязыковых конструктов. В процессе коммуникации информация может передаваться как по вербальному каналу, так и по невербальному, включающему в себя мимику, пантомимику и динамическую экспрессивную сторону речи (интонацию, тембр и т. п.).Различают невербальные и вербальные признаки лжи. Большинство исследователей наиболее информативными из невербальных маркеров лжи считают следующие:

1) Быстро меняющееся выражение лица. Такие реакции длятся доли секунды, появляются непосредственно после события, вызвавшего эмоцию. Асимметрия лица может стать признаком обмана. Если одна сторона лица искривляется сильнее, чем другая, это является достоверным показателем фальшивой эмоции.

2) Наличие межканальных несоответствий. Так как выражение эмоций нелегко контролировать по всем каналам одновременно, то несоответствие и несовместимость невербальных знаков могут послужить сигналом проявить осторожность.

3) Нарушение контакта глаз. Люди, которые лгут, чаще моргают, а их зрачки более расширены, чем у людей, говорящих правду. Они часто избегают контакта глаз или, наоборот, смотрят пристально, пытаясь притворяться честными.

4) Преувеличенное выражение эмоций. Чрезмерно широкая улыбка, преувеличенное выражение печали, радостные похлопывания по спине и т. д.

5) Защита, прикрывание рта рукой, которое может быть завуалировано покашливанием, почёсывание шеи, оттягивание воротничка рубашки, потирание пальцем века.

Из вербальных маркеров лжи наиболее информативными можно принимать следующие:

1) Неревалентная информация — информация, не имеющая отношения к контексту и не запрашиваемая.

Более важным, чем слова маркером лжи в речи является голос. Паузы здесь являются наиболее распространенными признаками обмана. Они могут быть как слишком продолжительными, так и слишком частыми. Заминки перед словами зачастую наводят на подозрения. Короткие паузы в процессе самой речи тоже подозрительны, особенно если они встречаются довольно часто. Тон голоса также может выдавать обман, так как эмоциональные изменения голоса скрыть очень трудно. У лгущего человека часто повышается тон голоса, темп его речи искажается, ускоряется или намеренно замедляется.

Внутренний конфликт лгущего человека, объясняемый наличием в его психикеправдивых представлений, неизбежно отражается на вербальных или невербальных компонентах его поведения в процессе коммуникации. Отсюда можно предположить, что признаками лжи в человеческом поведении являются своего рода дисгармонии, рассогласованности отдельных вербальных и невербальных компонентов между собой. Рассогласованность вербальных и невербальных составляющих выражается в несоответствии слов интонации, с которой они произносятся, в противоречии между смыслом произносимого текста и позой, в которой в этот момент находится говорящий, его жестами, сопровождающими речь [2]. В отечественной психологии рассматриваются в основном невербальные маркеры лжи. Длительное время считалось, что данные признаки надежнее вербальных, но последние исследования зарубежных ученых заставляют все же усомниться в этом [12]. По мнению Aldert Vrij, вербальные маркеры лжи более достоверны, чем невербальные. Исследователь считает, это связано с тем, что ложь предполагает сильную когнитивную нагрузку, которая способствует уменьшению признаков волнения и подозреваемые выглядят спокойными.

ОВУ включает три основных элемента:

1) структурированное интервью;

2) контент-анализ на основании установленных критериев (КАУК), позволяющий, придерживаясь определенной схемы, оценить содержательные и качественные характеристики рассматриваемого утверждения;

3) оценка результатов КАУК с помощью ряда вопросов (проверочный лист для оценки надежности

В настоящее время данные ОВУ принимаются в качестве доказательств в судах Германии и других стран Европы [10].

Подводя итог, можно сказать о том, что ложь как особый психический процесс имеет своё выражение в поведении человека в виде некоторой совокупности вербальных и невербальных маркеров, которые могут быть замечены и определены в процессе коммуникации. Следует отметить, что ни один маркер лжи в межличностном общении не является универсальным, но в комплексе они могут помочь обнаружить ложь. Верификатор никогда не должен полагаться только на один маркер лжи, их обязательно должно быть несколько.

Основные термины (генерируются автоматически): ложь, лжец, межличностное общение, обман, жертва, информация, невербальный маркер лжи, процесс коммуникации, полный вымысел, социальная ложь.

Похожие статьи

Личностные детерминанты склонности ко лжи | Статья в журнале.

Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания. Вопросы психологии. — 1993. — № 2. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-психологический подход).

Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи

Мужчины связывают неправду, ложь и обман в основном с искажением фактов.

Социальные комментарии Cackle.

Способы выявления лжи при допросе | Статья в журнале.

Ложь всегда носит цепной характер, то есть одна ложь порождает другую, что требует постоянного согласования между ними.

Актуальные вопросы возможности применения верификации при.

В процессе диалога следует отмечать изменения, происходящие в вербальном и невербальном аспектах.

Феномен лжи и обмана в рамках этико-религиозного подхода

Феномен лжи и обмана, сегодня изучаемый множеством исследователей под разными углами, очень интересен при его

Примечательно, что и христианское учение упоминает о возможности невербальной передачи ложной информации: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит.

Влияние толерантности на проявление агрессии.

Проблема выявления вербальных и невербальных маркеров лжи в межличностном общении. Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии.

Изучение особенностей и причин подростковой лжи

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Феномен лжи и обмана, априори относимый исследователями к явлениям общечеловеческим, а значит, межкультурным, имеет, тем не менее, с точки зрения многих учёных весьма интересные национальные черты.

Особенности невербальной коммуникации российских.

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты

В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает

Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается.

Личностные детерминанты склонности ко лжи | Статья в журнале.

Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания. Вопросы психологии. — 1993. — № 2. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-психологический подход).

Гендерные различия в понимании психологического феномена лжи

Мужчины связывают неправду, ложь и обман в основном с искажением фактов.

Социальные комментарии Cackle.

Способы выявления лжи при допросе | Статья в журнале.

Ложь всегда носит цепной характер, то есть одна ложь порождает другую, что требует постоянного согласования между ними.

Актуальные вопросы возможности применения верификации при.

В процессе диалога следует отмечать изменения, происходящие в вербальном и невербальном аспектах.

Феномен лжи и обмана в рамках этико-религиозного подхода

Феномен лжи и обмана, сегодня изучаемый множеством исследователей под разными углами, очень интересен при его

Примечательно, что и христианское учение упоминает о возможности невербальной передачи ложной информации: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит.

Влияние толерантности на проявление агрессии.

Проблема выявления вербальных и невербальных маркеров лжи в межличностном общении. Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии.

Изучение особенностей и причин подростковой лжи

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Феномен лжи и обмана, априори относимый исследователями к явлениям общечеловеческим, а значит, межкультурным, имеет, тем не менее, с точки зрения многих учёных весьма интересные национальные черты.

Особенности невербальной коммуникации российских.

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты

В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает

Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается.

Читайте также: