Жан мишель баския биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) — счастливчик с улиц или гений своего времени? В этом материале вы узнаете историю популярности художника и познакомитесь с его творческим стилем через главные вехи недолгой жизни.

Художник родился в Нью-Йорке в 1960 году, где и прожил первые 14 лет жизни. Он никогда не ходил в школу искусств, но был завсегдатаем музеев и галерей Нью-Йорка. Именно там он и находил первые источники вдохновения. Жан-Мишель даже был младшим членом бруклинского музея. В 1974 его семья переехала в Сан-Хуан — крупнейший город Пуэрто-Рико. Однако и там Баския довольно быстро адаптировался и учился в школе. Он не был отшельником — отнюдь. Жан-Мишель свободно говорил на английском, испанском и французском, что помогало ему быстро обучаться за счет чтения литературы на разных языках. Спустя два года семья Баския возвращается в Бруклин, но ничего уже не было, как раньше. Родители Жана-Мишеля разводятся, а Матильда (Matilde), его мать, и вовсе попадает в психиатрическую клинику. Но именно тогда художник начинает творить.

Важно понимать контекст, в котором начинается творческий путь Баския. Нью-Йорк 70-ых далек от того, что мы привыкли видеть в голливудском кино. Тогда царила нищета и безработица. А владельцы квартир порой и вовсе находили более выгодным сжечь квартиру, получив выплату по страховке, нежели продолжать там жить. Повсюду продавали наркотики, причем во многих общественных местах вроде Центрального Парка это делали открыто.

В это время Жан-Мишель живет с отцом. И однажды из-за разлада в семье он сбегает из дома. То, что окружает юного художника, похоже на Готэм, однако именно тогда у Баския появляется идея проекта SAMO. В 17 лет со своим другом Аль Диазом (Al Diaz), Жан-Мишель оставляет послания рядом с художественным кварталом Сохо. Все надписи и символы подписывались словом SAMO (с англ. Same Old - то же самое). Как вспоминал Аль Диаз в одном из интервью, они хотели сделать что-то в противовес уже привычной культуре граффити. Они писали разные тексты: какие-то были юмористические, а какие-то бунтарские, направленные на текущие проблемы города. Но главным было то, что они никак не расшифровывали и не объясняли свои работы. Более того — никто не знал, кто стоит за SAMO. Но тэг постепенно становился известным всем кругам Нью-Йорка.

Нестандартные источники вдохновения и подход к творчеству

Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк, США – 12 августа 1988, Нью-Йорк, США ) – американский художник, который начал свою карьеру с граффити и стрит-арта. Параллельно занимался музыкой, несколько лет жил на улицах Нью-Йорка. В возрасте 22 лет познакомился с Энди Уорхолом и стал его подопечным. Баския стал первым темнокожим художником, добившимся популярности. Но из-за наркотической зависимости он прожил всего 27 лет.

Жан-Мишель Баския мог бы стать одной из заглавных иллюстраций в книге под названием "Live fast, die young" . Он во многом являлся олицетворением того образа жизни, который отличал членов печально известного "Клуба 27". Баския вспыхнул быстро и неожиданно, и закатилась его звезда так же стремительно. Однако, в отличие от множества таких же детей улиц, Баския стал фактически иконой неоэкспрессионизма, одним из самых ярких представителей современного искусства.

Когда в Лондоне начало греметь имя неуловимого Бэнкси, о нем говорили как о некоем уникальном явлении. Поклонники Жана-Мишеля Баския справедливо возмутились. Баския, наверное, не был первым прославившимся благодаря стрит-арту, но он, безусловно, был самым ярким. Как это ни парадоксально, Баския одновременно и вынес искусство из галерей на городские стены, сделав его доступным каждому, и внес свое собственное бунтарское уличное искусство в выставочные залы и музеи.

Художнику с его корнями (мать Баския была пуэрториканкой, а отец - гаитянцем) стоило бы родиться в Новом Орлеане. Хотя тогда он, наверное, нашел бы себе совсем другое применение. Например, стал бы профессиональным музыкантом, как ему всегда хотелось. А Нью-Йорк в 70-80-е годы ХХ века был слишком громким, слишком суматошным, слишком ненасытным и безжалостным. В Нью-Йорке было слишком мало магии. Поэтому заклинаниями и заговорами Баския стали его картины и его граффити, а зельями – краски и героин.

Магия

Но как бы там ни было, Баския на самом деле стал первым прославившимся темнокожим художником. В 1982 году он познакомился с Энди Уорхолом. Несмотря на огромную разницу в возрасте и опыте, они стали близкими друзьями. И когда они вдвоем появлялись на публике, люди замирали и начинали таращиться на колоритную пару: похожий на гипсовую статую стареющий Уорхол и молодой, удивительно красивый, полный юношеской энергии Баския с торчащими наподобие короны волосами (1, 2).

Корона, кстати, была отличительным знаком Баския еще со времен стрит-арта (1, 2, 3, 4). Он никогда не лукавил, полностью отдавая себе отчет в том, зачем занимается живописью. Больше всего художник мечтал прославиться. В каком-то смысле он себе эту корону наколдовал. Только вот плата оказалась слишком высокой.

Анатомия

К слову, именно мать Баския, которая нашла такой нетривиальный способ занять ребенка на время восстановления после травм, привила ему любовь к искусству. Она сама была большой поклонницей живописи и водила детей по многочисленным нью-йоркским музеям. Но в том же году, когда Жан-Мишель угодил на больничную койку, Джерард и Матильда Баския развелись, а еще через несколько лет женщину поместили на лечение в психиатрическую клинику. И здесь какой-нибудь въедливый психолог наверняка упомянул бы о том, что душевные болезни часто передаются по наследству.

Музыка

Музыка же по-прежнему оставалась с Баския, даже когда его группа прекратила существование. Некоторое время его связывали романтические отношения с Мадонной, он работал вместе с группой Blondie и Дэвидом Боуи (который позже сыграет Энди Уорхола в биографическом фильме о Баския). Друзья рассказывали, что когда художник писал, он штурмовал себя информацией со всех сторон. В студии играл джаз, перекрикивая работающий телевизор, а на всех доступных поверхностях лежали раскрытые книги. И среди них, само собой, анатомический учебник. Баския даже мечтал, что однажды бросит все и уедет на Гавайи, откроет маленькую фабрику по производству текилы и будет пить целыми днями, а по вечерам играть джаз в местных кабаках.

Звездная пыль

Образ жизни, который Баския вел до обретения известности, то, что он жил на улице и едва окончил школу, сказывалось на том, как его воспринимала нью-йоркская богема. В их понимании он был практически дикарем. И мало кто догадывался, что уже в четыре года будущий художник умел писать, а к 11-ти свободно говорил на трех языках (английском, испанском и французском).

Такое отношение, само собой, наложило отпечаток и на самого Баския. Когда он наконец-то добился вожделенной славы, то стал настоящим параноиком. Он мог свободно общаться только с теми людьми, которые были рядом с ним уже много лет, всех остальных художник подозревал в корыстных мотивах и попытках его использовать. При этом в его громадном лофте, который служил ему и домом, и студией, деньги могли запросто валяться на полу вперемешку с картинами и пакетами с марихуаной. Даже став миллионером, Баския не задумывался о том, чтобы хранить деньги в банке. Чаще всего он их тут же тратил. Он пил дорогие вина, объедался деликатесами и носил исключительно костюмы от Армани, в том числе и во время работы над картинами.

Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960 — 12 августа 1988 гг.) — знаменитый американский художник второй половины ХХ столетия, яркий представитель неоэкспрессионистского течения в искусстве. Жан-Мишель Баския прославился написанием картин в смешанной технике, в которых оригинальным образом сочетались элементы абстракции и фигуративизма. На начальном этапе творчества он занимался изготовлением граффити, но затем переключился на станковую живопись. Биография художника насыщена бурными событиями и эпатажными поступками.

Жан-Мишель Баския. Фотопортрет художника, 1982

Жан-Мишель Баския за свою короткую профессиональную карьеру создал огромное количество уникальных произведений искусства. Он очень рано добился признания, но не смог побороть наркотическую зависимость, которая привела к его преждевременной кончине в 27 лет.

Биография Жан-Мишеля Баския

Жан-Мишель Баския появился на свет 22 декабря 1960 года в Нью-Йорке. Его отец был гаитянским эмигрантом, а мать родилась в семье выходцев из Пуэрто-Рико. Будущий художник был очень смышленым ребенком и к четырем годам уже умел читать и писать. Благодаря стараниям родителей с детства он не только свободно говорил по-английски, но и мог без проблем общаться с людьми на французском и испанском языках. В семилетнем возрасте он начал посещать частную художественную школу, но отучился в ней менее года, а затем бросил занятия.

К несчастью, мать мальчика страдала серьезными психическими расстройствами, она развелась с отцом, когда сыну было десять лет, и остаток жизни провела в специализированных лечебных заведениях. Это событие сильно повлияло на сознание юного Баския, он был очень трудным подростком, рано начал курить марихуану, в 15 лет сбежал из дома, так и не закончив среднюю школу несмотря на блестящие способности к учебе.

Отец пытался образумить сына, но его старания ни к чему не привели. Жан-Мишель жил на улице, спал в парке на скамейках, неоднократно попадал в полицию за мелкие правонарушения и уже к восемнадцати годам стал наркоманом. Тем не менее Баския с раннего детства очень любил рисовать и посвящал этому занятию все свободное время.

В 1978 году вместе с бывшим одноклассником Аль Диасом Жан-Мишель разработал оригинальный способ творческого самовыражения. Обкурившись марихуаны, они придумали символ SAMO, которым начали подписывать свои граффити на стенах домов и заборах в центре Нью-Йорка, дополняя каждый рисунок короткой сатирической или абсурдной фразой.

Уже через полгода уличное творчество подростков приобрело в Нью-Йорке огромную известность. Появились статьи в газетах, посвященные феномену SAMO, а затем Баския пригласили на вечернее развлекательное шоу на телевидение в качестве гостя. Тогда же Жан-Мишель вместе с друзьями организовал рок-группу и начал выступать в ночных клубах. Юный гений моментально приобрел огромную популярность в художественной среде города и стал местной знаменитостью.

В 1980 году Баския и Диас разругались, и это событие положило конец совместному творческому проекту. Жан-Мишель создал ряд граффити с подписью SAMO мертв, после чего решил навсегда завязать с уличной живописью. Он начал писать картины в стиле неоэкспрессионизма, и вскоре получил приглашение показать свои работы публике на крупной выставке современного искусства.

Баския вел аморальный образ жизни, но окружающих это абсолютно не шокировало. Жан-Мишель принимал наркотики, занимался сексом с мужчинами и женщинами, пил и кутил днями напролет. А в свободное от развлечений время писал картины, которые вызывали огромный интерес у ценителей современного искусства.

Благодаря хорошим связям с ведущими арт-дилерами той поры, работы Баския постоянно экспонировались на престижных выставках по всему миру. Жан-Мишель подружился с Энди Уорхолом (Andy Warhol), зарабатывал более миллиона долларов в год, был постоянным клиентом ночных клубов и любил находиться в центре внимания общества. Он появлялся на публике в экстравагантных нарядах, завязывал знакомства и мечтал о новых достижениях, но его жизнь стремительно приближалась к печальному финалу.

Находясь в зените славы, Жан-Мишель Баския скончался от передозировки героином в своем особняке 12 августа 1988 года в возрасте 27 лет. Художник был предан земле с большими почестями на Бруклинском кладбище в Нью-Йорке, где и сегодня находится его могила. Смерть гения послужила мощнейшим стимулом для дальнейшего повышения интереса к его творчеству. При жизни он продавал свои картины по цене нескольких десятков тысяч за штуку, а уже в начале 2000-х их стоимость исчислялась миллионами и продолжает расти.

Самые известные картины Жан-Мишеля Баския

Знаменитый художник создал за свою карьеру более 600 произведений живописи и 1500 оригинальных рисунков. Но самыми известными картинами Жан-Мишеля Баския считаются:

Жан-Мишель Баския был ярким и весьма неординарным американским художником ХХ столетия. Жизнь гения рано погубили наркотики, но он оставил заметный след в истории современного искусства и до сих остается одним из наиболее востребованных авторов на мировом арт-рынке.

Биография Баския. Почему его картины стоят так дорого

Жан-Мишель Баския прошел путь от художника-граффити до художника панк-сцены и звезды искусства всего за несколько коротких лет своей карьеры. Он продавал толстовки и открытки с изображением его работ на улицах до того, как стать художником. Он сотрудничал с Энди Уорхолом в середине 1980-х, что привело к демонстрации его работ.

Для любой другой картины было бы ошеломляющим подвигом заработать 50,8 миллиона долларов в таком молодом возрасте. Тем не менее, Versus Medici продалась лишь немного выше своей высокой предпродажной оценки в 50 миллионов долларов. Что для Баскии это довольно дешево.

Учитывая, что так мало его картин переходит из одной частной коллекции в другую, а продажи продолжают оставаться в заголовках газет, это может быть окончательным расчетом с рыночной стоимостью художника. Увидим ли мы еще один рекордный аукцион? Это только вопрос времени.

Кем был Жан-Мишель Баския?

Баския родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, 22 декабря 1960 года. Его отец был американцем гаитянского происхождения, а мать — пуэрториканкой. Разнообразное культурное наследие Баскии было одним из его многочисленных источников вдохновения.

Художник-самоучка, Баския рано начал рисовать на листах бумаги, которые его отец, бухгалтер, принес домой из офиса. По мере того, как он углублялся в свою творческую сторону, его мать настоятельно поощряла его развивать свои художественные таланты.

В 1977 году Баския бросил среднюю школу за год до ее окончания. Чтобы свести концы с концами, он продавал толстовки и открытки со своими работами на улицах своего родного Нью-Йорка.

Корона Баскии

В своих ранних работах Баския был известен тем, что использовал мотив короны, который был его способом прославлять черных людей как величественных королевских особ или считать их святыми.

Ранние картины

Три года борьбы уступили место славе в 1980 году, когда работы Баскии были представлены на групповой выставке. Его работа и стиль получили признание критиков за сочетание слов, символов, фигурок и животных. Вскоре его картины стали обожать любящая искусство публика, которая без труда платила до 50 000 долларов за оригинал Баскии.

Его взлет совпал с появлением нового направления в искусстве, неоэкспрессионизма, открывшего волну новых, молодых и экспериментальных художников, среди которых были Джулиан Шнабель и Сьюзан Ротенберг.

Untitled (Skull) (1981)

Выражение на черепоподобном лице угрюмо, грубые строчки предполагают неудачное сочетание составных частей. Используемые цвета, которые смешиваются и смешиваются друг с другом, предполагают синяки или раны на лице, а в сочетании с неровными линиями подразумевают насилие или его последствия.

Untitled (Black Skull) (1982)

Подобно странице, вырванной из ежедневного дневника художника, это безымянное полотно представляет собой набор личной иконографии Баскии и повторяющихся символов, установленных на черном фоне и размазанных пятнами яркой краски. Белый череп выступает из центра композиции из черного дерева, живо напоминая почитаемую художником традицию memento mori.— напоминание об эфемерности всего живого и о возможном безжалостном вырождении тела.

Кость справа от холста также может быть прочитана как фаллос, предполагая представление черной мужской сексуальности как угрожающей или примитивной (особенно когда она расположена рядом со стрелкой на картине). Весы появляются прямо под черепом, возможно, представляя весы правосудия и, следовательно, подразумевая неравенство в обращении с чернокожими мужчинами со стороны полиции и системы правосудия, которое сохраняется и по сей день.

Дружба с Уорхолом

В середине 1980-х Баския сотрудничал со знаменитым поп-артистом Уорхолом, в результате чего на показе их работ была представлена ​​серия корпоративных логотипов и героев мультфильмов.

Сам по себе Баския продолжал выставляться по всей стране и по всему миру. В 1986 году он отправился в Африку на шоу в Абиджане, Кот-д’Ивуар. В том же году 25-летний художник выставил около 60 картин в галерее Kestner-Gesellschaft в Ганновере, Германия, став самым молодым художником, когда-либо выставлявшим там свои работы.

Личные проблемы

По мере того, как его популярность росла, росли и личные проблемы Баскии. К середине 1980-х друзья стали все больше беспокоиться о его чрезмерном употреблении наркотиков. Он стал параноиком и надолго изолировал себя от окружающего мира. Отчаявшись избавиться от героиновой зависимости, он уехал из Нью-Йорка на Гавайи в 1988 году, вернулся через несколько месяцев и заявил, что ведет трезвый образ жизни.

К сожалению, это не так. Баския умер от передозировки наркотиков 12 августа 1988 года в Нью-Йорке. Ему было 27 лет. Хотя его карьера художника была недолгой, Баския приписывают привнесение опыта афроамериканцев и латиноамериканцев в элитный мир искусства.

Читайте также: