Жан кальвин наставление в христианской вере кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кальвина называют человеком одной книги, хотя он создал массу произведений — богословские трактаты, богослужебные книги и документы, сатирические памфлеты, комментарии и переводы Библии, сотни текстов проповедей, тысячи писем.

как художественное произведение. Оно стоит в первом ряду французской ренессансной литературы, начиная традицию философской прозы, развитой у Монтеня. Обращая книгу ко всему миру, реформатор особо позаботился о пользе для французской нации, которую терзали гонения. Книгу открывает послание к королю Франциску I, где сказано о несправедливости гонений против мирно исповедующих Евангелие подданных. Ведь новая церковь больше заинтересована поддержанием порядка в Европе, чем прежняя, управляемая из Рима. Категорически отводятся обвинения в том, что протестанты поощряют сопротивление законным государям (хотя все они были убеждены в обратном). Осуждая анабаптистские мятежи, автор призывает карать их по закону, как гражданские преступления. Утверждается, что у евангельских христиан есть только два средства превозмочь преследования: терпеть и ожидать помощи от Бога.


Кальвин среди своих сочинений. Гравюра. XVI в. Голландия

За этим политическим кредо в первоначальном варианте следовали главы, повторявшие лютеровский катехизис и оспаривавшие католическую трактовку таинств вместе с монашеством.

Первая метафизическая тема о познании Бога в откровении является отправной для дальнейших размышлений о высших истинах. Здесь утверждаются представления о Боге-Творце, вечном, всемогущем, непознаваемом, дарующем человеку без заслуг милость или возмездие. Отвергаются рациональные доказательства бытия Божия, принятые у католиков, и критикуются главные философские системы, включая эпикурейство. Излагая вероучение, Кальвин подтверждает свои положения не только библейскими текстами, но и опровержением противников. Свои рассуждения о славе Бога и творении мира, о божественном Провидении и Троице, о бессмертии души автор излагает так, чтобы читатель отличал религиозную веру от философских выкладок. Утверждается, что необходимое для спасения благочестие верующий обретает, усваивая догматы.

Здесь нет вполне оригинальных доктринальных тезисов, поскольку реформаторы старшего поколения — Лютер, Меланхтон, Буцер, Фарель — в той или иной степени разработали эти положения. Начатую ими ревизию католической догматики Кальвин согласовал и систематизировал.

С учением Жана Кальвина школьники знакомятся в 7 классе на уроках истории. Французский правовед и богослов Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) окончил университеты в Париже и Орлеане.

Жан Кальвин

Помимо реформистской деятельности, в биографии Жана Кальвина присутствует научная и преподавательская деятельность, посредством которой он распространял свои главные идеи.

Основные идеи Жана Кальвина

Основой взглядов Кальвина является учение об абсолютном (Божественном) предопределении, по которому судьба каждого человека предопределена Богом.

Идеи Жана Кальвина

Кальвинизм прижился во многих странах Западной Европы (Швейцария, Франция, Нидерланды), потому что провозглашал главными ценностями христианства: неустанный труд, осторожность в делах, сведение к минимуму расходов.

Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога.

В своих религиозных идеях Кальвин убрал из церкви всё, что не определено Библией. Он призывал соблюдать морально-этические принципы мирского аскетизма, что требовало от человека посвящать свою земную жизнь труду.

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

Основные идеи Кальвина

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма.

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

праздником признавалось только воскресенье.

Жан Кальвин (1509-1564)

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Проповедь Кальвина

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.


Интересные факты из жизни известного реформатора

Жан Кальвин

Несколько любопытных фактов о Кальвине:

Жан Кальвин прожил 55 лет, был высокообразованным человеком;

в возрасте 18 лет он вел проповеди в своем приходе;

он был женат на вдове с двумя детьми, а его единственный сын родился недоношенным и вскоре умер;

в период внедрения реформистских взглядов, в Женеве приговорили к смертной казни 58 жителей, 76 человек изгнали из города;

образованные Кальвином учебные заведения впоследствии стали колледжем (Collegt Calvin) и Женевским университетом.

Кальвин считал, что протестантизм — это аскетизм, что мирское призвание это и есть монашество. Труд — это ритуал. А если труд — это ритуал, то вся роскошь не имеет смысла, вся древность не имеет смысла. Имеет смысл лишь труд — здесь и сейчас.

Этика Кальвинизма

Кальвин считал,что протестантизм — это аскетизм, что мирское призвание это и есть монашество. Труд — это ритуал. А если труд — это ритуал, то вся роскошь не имеет смысла, а значит, вся древность не имеет смысла. Имеет смысл лишь труд — здесь и сейчас.

Кальвин полагал, что существует предопределённость к спасению. Нет смысла о чём-то просить Бога, он уже заранее, задолго до нашего рождения решил кто попадёт в Рай, а кто в Ад. Одни праведники, а другие — грешники. Так было и так будет. Это очень фаталистический подход.

Друзья Кальвина установили в Женеве суровую теократию. Праведный Кальвинист должен трудиться, уповая, что всё это не зря. Но хочется же знать, куда попадёшь? Всё просто. Бог помогает своим. Если твой труд богоугоден — он будет успешен. Праведному труженику помогает Бог. И это легко измерить: деньги в кальвинизме — эта мера признания Богом твоих рабочих заслуг, твоих качеств.

Но что же делать с деньгами? Разумеется, не тратить их на ерунду. Праведный кальвинист должен вкладывать деньги, чтобы было больше денег. Правильное применение денег — это капитал. Капитал — это Бог. Деньги выступают божественным даром. Они и есть удача.

Ещё в древнегерманских и древнескандинавских источниках говорится о том, что часто золото прячут: создают клады. Считалось, что это приносит удачу. Понятие "вергельд" — плата за кровь. Платили золотом, но расценивали его не как деньги, а как некий эквивалент жизненной силы, удачи. Этот культ удачи отлично соединился с лютеранским трудолюбием и кальвинистским фатализмом . И возникла новая религия. Здесь Бог — капитал. Ритуал — труд. Божественная благодать — удача. Они соединились, как тщательно подогнанные и идеально отшлифованные шестерёнки особого механизма — религии. Его в XIX веке Макс Вебер назовёт капитализмом .

Неожиданный поворот в судьбе благочестивого католика

Из раннего периода жизни Кальвина известно мало. Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия в семье адвоката Жерара Ковена . 19 мая 1521 года ему досталась должность капеллана в Ла Гезине по причине отставки его предшественника, Мишеля Куртена . Капеллан — это священник, который, как правило, совмещает свою церковную работу со светской. На тот момент Жану около 12 лет.

В 14 лет поступает в университет в Париже. В Париже Жан изучал латинскую грамматику либо в коллегии Ла Марш , либо в коллегии Сент-Барб . Посещал ли он курсы или лишь числился — доподлинно неизвестно. После завершения курса латыни, он был официально зачислен в коллегию Монтегю на факультет искусств в качестве студента, намереваясь (по инициативе отца) по его окончании изучать богословие. Мотив отца Жана был в том, чтобы его сын, бывший капелланом, мог далеко продвинуться по церковной карьерной лестнице и иметь большой доход . В те времена церковная служба была очень прибыльной, особенно у католиков.

Кальвин ведёт проповеди в двух приходах. Активно пишет трактаты научно-религиозного содержания. Сам он очень замкнут и нелюдим. После ознакомления с трудами Лютера Жан Кальвин причисляет себя к протестантам. Он возглавляет протестантов Женевы .

Кальвин основывает кальвинистскую церковь в Женеве. Богатство и расчет, скупость и накопительство, поэтому довольно быстро буржуа, тогда только зарождавшиеся, переходят на его сторону.

При этом его очень ценили и не хотели отпускать из Женевы.

В дальнейшем кальвинистскую церковь приняли не только предприниматели Швейцарии, но и буржуазия Англии, Голландии и Франции.

По настоянию Кальвина в Женеве был открыт университет для обучения будущих теологов-последователей. Студенты приезжали со всех европейских стран, желая послушать лекции реформатора.

В последние годы жизни Жан Кальвин изнурял себя работой. Проповедовал, писал религиозные труды, преподавал, словно боялся не успеть донести свои религиозные убеждения. Последние работы он заканчивал уже, не имея сил вставать с кровати. В 1564 году, на 54 году жизни, Кальвин скончался и был похоронен на местном кладбище без надгробия. Местонахождение его могилы до сих пор не найдено учёными-историками.

А что думаете Вы о Жане Кальвине? Правильно ли он поступал, говоря о необходимости реформ в церкви и правильно ли проводил их?Являются ли грехами богатство и расчет, скупость и накопительство? Пишите в комментариях своё мнение. Если понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь! Удачи встретиться в следующей статье

В биографии Кальвина есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Жана Кальвина.

zhan-kalvin

Биография Кальвина

Жан Кальвин появился на свет 10 июля 1509 года во французском городе Нуайон. Он рос и воспитывался в семье адвоката Жерара Ковена. Мать будущего реформатора скончалась, когда тот был еще маленьким.

Детство и юность

О детстве Жана Кальвина почти ничего неизвестно. Принято считать, что по достижении 14-летнего возраста он обучался в одном из парижских университетов. К тому времени он уже имел должность капеллана.

Отец делал все возможное, чтобы его сын смог далеко продвинуться по церковной карьерной лестнице и стать материально обеспеченным человеком. В тот период биографии Жан изучал логику, теологию, право, диалектику и другие науки.

Кальвину нравилась учеба, вследствие чего он все свободное время проводил за книгами. Кроме этого, он периодически участвовал в логических и философских дискуссиях, проявив себя как талантливого оратора. Позже он какое-то время выступал с проповедями в одном из католических храмов.

Став совершеннолетним, Жан Кальвин продолжил изучать правоведение по настоянию отца. Это было связано с тем, что юристы зарабатывали хорошие деньги. И хотя парень делал успехи в изучении юриспруденции, сразу после кончины отца он оставил право, решив связать свою жизнь с теологией.

Учение

Став образованным человеком Жан с симпатией начал относится к протестантским взглядам. В частности, на него оказали большое впечатление работы Мартина Лютера, который восстал против католического духовенства.

Это привело к тому, что Кальвин примкнул к новообразованному движению сторонников реформационных идей, а вскоре благодаря ораторскому таланту и вовсе стал лидером данной общины.

zhan-kalvin-1

Ключевой задачей христианского мира по мнению мужчины была ликвидация превышения полномочий священников, которые происходили довольно часто. Главные постулаты учений Кальвина заключались в равенстве всех людей и рас перед Богом.

Поскольку преследования становились все более активными, Жан Кальвин решил покинуть страну. Он отправился в Страсбург окольным путем, планируя один день переночевать в Женеве. Тогда он еще не знал, что в этом городе он пробудет значительно дольше.

В Женеве Жан познакомился со своими последователями, а также приобрел единомышленника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Благодаря поддержке Фареля он получил большую популярность в городе, а позднее провел ряд успешных реформ.

Осенью 1536 г. в Лозанне была организована публичная дискуссия, на которой присутствовали и Фарель с Кальвином. На ней обсуждались 10 вопросов, которые представляли собой ключевые принципы реформации. Когда католики начали утверждать будто евангелики не принимают взглядов отцов церкви, в разговор вмешался Жан.

Мужчина объявил, что евангелики не только ценят труды отцов церкви больше, чем католики, но и гораздо лучше их знают. В доказательство этому Кальвин выстроил логическую цепочку на основе богословских трактатов, наизусть цитируя из них объемные отрывки.

Позднее, Жан был вынужден покинуть этого город, вследствие гонений местных властей. В конце 1538 г. он перебрался в Страсбург, где проживало много протестантов. Здесь он стал пастором реформаторской общины, в которой его проповеди имели чрезмерную популярность.

На тот момент Женевой по сути правил сам Жан Кальвин и его приверженцы. В результате участились смертные казни, а немало граждан были подвергнуты изгнанию из города. Множество людей боялись за свои жизни, поскольку пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.

zhan-kalvin-2

Жан переписывался со своим давним знакомым Мигелем Серветом, который был противником учения о Троице и критиковал многие постулаты Кальвина, подкрепляя свои слова рядом фактов. Сервет подвергался гонениям и в конечном счете был схвачен властями в Женеве по доносу Кальвина. Он был приговорен к сожжению на костре.

Жан Кальвин продолжил писать новые богословские трактаты, включая крупный сборник книг, речей, лекций и т.д. За годы биографии он стал автором 57 томов.

Лейтмотивом вероучения богослова выступало полное основание учений на Библии и признание суверенитета Бога, то есть – высшая власть Творца над всем. Одной из главнейших черт кальвинизма являлось учение о предопределении человека или говоря простыми словами – о судьбе.

Таким образом человек сам ничего не решает, а все предопределено уже Всевышним. С возрастом Жан становился более набожным, строгим и нетерпимым ко всем тем, кто не соглашался с его мнением.

Личная жизнь

Кальвин был женат на девушке по имени Иделетта де Бур. В этом браке родилось трое детей, но все они умерли еще в младенчестве. Известно, что реформатор пережил свою супругу.

Смерть

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в возрасте 54 лет. По желанию самого богослова, его похоронил в общей могиле без установки памятника. Это было связано с тем, что он не хотел поклонения себе и появления какого-либо почитания к месту его захоронения.

Читайте также: