Жак маритен биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жак Маритен (1882-1973) — французский философ начала XX века, профессор. Родился в протестантской семье, образование получил в Сорбонне. В 1906 году решает принять католичество. Его примеру следует и жена, Раиса Уманцева, поэтесса. Преподавал в парижском Католическом институте в качестве профессора, затем в Институте средних веков в Канаде. Также работал в Принстоне, является заслуженным профессором принстонского университета в США. Несколько лет был и послом Франции в Ватикане.

Жак Маритен — основные идеи

Своей главной миссией Маритен считал вплетение в современную философию идей Фомы Аквинского. Он полагал, что философия нового времени развивается в губительном для общества направлении. Плодами его трудов становится новое течение, именуемое неотомизмом.

Его не устраивает понятие относительности в данном вопросе, полагая, что разум морально высокого человека в условиях свободного выбора будет безошибочно определять и истинный путь. Понятие экзистенциальности в том значении, где примат существования рассматривается как разрушающий сущность или природу, являющий поражение интеллекта, Маритен считает неприемлемым.

Зло, по словам Маритена, является порождением человеческой деятельности, а не сотворённое Богом. Уход от Бога порождает зло, которое само по себе ничтожно, представляет собой ничего и не имеет божественного начала. Зло произошло от излишней свободы, данной человеку, но эта свобода может быть направлена и во благо, благодаря божественному началу, заложенному в человеке. Поэтому Бог не даёт человечеству уничтожить себя до основания. Ошибки на пути поиска истины неизбежны, они имеют место быть и представляют возможным право действовать. Человеческие качества сами по себе не приносят индивиду истины, только выйдя за пределы субъективного восприятия, возможно ощутить подлинную радость.

Классический гуманизм, где человек сам по себе самодостаточен, отказывается от глубоких корней, от божественного начала в человеке, что противоречит природе, по мнению учёного. Понятие интегральный гуманизм он описывает как открытие в человеке его первоначального величия и потенциала. Однако есть риск замыкания личности в себе. Отсюда вытекают проблемы современных людей. Человек, не познавший Бога, растрачивает душу, и как следствие, появляются нелепые теории и экзистенциализм в его втором значении.

Разум в теории философа играет первоочередную роль. Истина познания также достигается через разум, так как на все должен быть ответ, проистекающий из естества и здравого смысла.

Интегральный гуманизм, по мнению Маритена, ставит свой задачей новый виток развитии человечества и духовный рост. Источником государства является Бог, основные цели и задачи — общественные, а христианские каноны будут служить основным законом. Таким образом, религия балансирует человеческие взаимоотношения, и соответственно, человек становится свободной личностью, в котором соединились божественное и человеческое начало. Одна из ценностей общества при таком режиме, стремление всех участников к социальному благу.

Маритен критикует учение Бергсона, противопоставляя ему собственное направление. В книгах по эстетике он анализирует творения художников и писателей с точки зрения духовного наполнения. Также его труды освящали политические проблемы, где главной мыслью было то, что человек ошибочно полагает, что все в мире существует без участия высших сил.

Основные труды

Неотомизм – это философское течение в католицизме 1879-1962 годов, является христианской адаптацией философии Аристотеля.

Жак Маритен – французский философ и теолог, основатель и виднейший представитель неотомизма. Профессор Принстона. Воспитывался Маритен в протестантизме, юность провел в нравственных и интеллектуальных исканиях, которые связаны с неудовлетворенностью состоянием философии в период его жизни, а также с ощущением кризиса европейской цивилизации. Выход он нашел в принятии католичества.

В 1901 году в Сорбонне Маритен познакомился с эмигранткой-еврейкой из Ростова, поэтессой Раисой Уманцевой. В 1904 году они поженились. Жак Маритен получил протестантское воспитание и изучал в университете биологию, а в 1906 году Жак Маритен со своей женой приняли католичество.

Занимался преподавательской деятельностью во Франции и США.

Маритен стремился аутентичному и актуализирующему прочтению трудов Фомы Аквинского По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее , но его мысль была принципиально открытой для диалога с различными философскими системами и современными гуманитарными науками, к которым относили антропологию, психологию и социологию, биологию.

Основой метафизики Маритена является понятие бытия как бытия. Мироздание, в соответствии с Маритеном, строиться из нескольких единичных конкретных бытийствующих вещей, которые в качестве причины имеют высшее бытие – бога. Таким образом выстраивается мир объектов. Томистская теория познания, основным принципом которой является утверждение, что истина следует бытию вещей, не останавливается на этом этапе.

Готовые работы на аналогичную тему

Научная деятельность Маритена

Свою основную задачу Жак Маритен видел в интеграции современной философии в идеи св. Фомы Аквинского. В своих многочисленных книгах и лекциях Мритен выступал в защиту католичества от влияния огромного числа модернизаторов и обновителей веры, так как считал, что необходимо интегрировать прогресс и традицию в рамках строгих католических традиций. Любую современную проблему можно решить, использовав христианские средства. Помимо того, у Маритена есть работы, посвященные эстетике и политике.

Интегральный гуманизм

Социальные идеи Жака Маритена направлялись на решение современных проблем в христианском направлении. Маритен видел выход из кризисной ситуации в свою эпоху в утверждении персоналистической демократии, теоцентрического гуманизма, христианизации всех областей духовной культуры и экуменическом сближении религий.

Он понимал гуманизм в качестве развития всех возможностей человека, раскрытия его первоначального величия.

Однако, начиная с Античности, гуманизм характеризуется пороком замыкания человека на самом себе. Именно в изоляции человеческой природы от Высшего создания, по Маритену, и копятся проблемы современного человеческого общества. При отсутствии Бога, человек теряет свою душу, а это в свою очередь вызывает формирование теорий отчаяния и абсурда, которые характерны для философии Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее или экзистенциализма.

Маритен связывал духовное преобразование и обновление цивилизации с выдвигаемым им проектом интегрального гуманизма, которые преодолевает отпадение человека от Бога посредством восстановления трансцендентных оснований жизни людей. В такой новой цивилизации христианская вера находится в сочетании с секулятивными институтами.

Источник суверинитета для государства – Бог, а главные цели государства – социальные. Христианские идеалы должны быть каноном для социальной политики государства. В таком случае христианско-инспирированная демократия не даст повода религии контролировать на самом высоком уровне отношения индивидов, а человеческая свобода получит развитие

Фашизмом и коммунизмом такого рода свобода искореняется, а либерализм, которым поощряется эгоизм и индивидуализм, противоречит нормам христианства. Интегральным гуманизмом человек рассматривается в качестве единства божественного и человеческого начал. Маритен, в отличие от марксистского гуманизма, не считал свою концепцию утопичной. Социалистическим гуманизмом абсолютизируется коллективное начало, либеральным – индивидуальное, а интегральный гуманизм придерживается золотой середины, сочетая в себе обновление и сохранение традиционных ценностей.

Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма:

  • утверждение ценностей личности;
  • совместное существование людей в стремлении к общественному благу;
  • христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих.

С позиций Маритена это вызывает существование общества, котором наиболее полно раскрываются личностные способности, а также будет воплощена свобода человека.

Маритен всегда оставался верен себе и основным онтологическим положениям Фомы Аквинского, стремясь применять их к решению современных проблем.

Маритен отличал личность человека от его индивидуальности и считал, что личность более онтологически значима, по сравнению с какими-либо социально-политическими образованиями, из-за наличия в ней души, причастной к высшему бытию.

С именем Жака Маритена связано возрождение и обновление томизма — официальнюй философской доктрины католической церкви.

Родился 18 ноября 1882 г.

В 1899 г. поступил в Сорбонну, где изучал философию и естествознание.

В 1906—1908 гг. стажировался в Гейдельбергском университете.

В 1914 г. становится профессором, кафедры истории новой философии католического института в Париже.

В 1919—1939 гг. ведет философский кружок по изучению томизма, в заседаниях которого принимали участие М. Шагал, Н. Бердяев, Ж Кокто.

В 1940—1945 гг. живет и работает в США (преподает в Принстонском и Колумбийском университетах).

В 1945—1948 гг. был послам Франции в Ватикане, а затем снова уехал в США, в Принстонский университет.

С 1960 г. Маритен практически постоянно находится во Франции.

В 1961 г. он получает премию Французской академии по литературе.

Умер Жак Маритен 28 апреля 1973 г.

Близкая тема:
Афоризмы и цитаты Жака Маритена

Беда классического гуманизма в том, что он был антропоцентричен, а не в том, что он был гуманизмом. Бог обучает нас при помощи наших заблуждений и ложных шагов. Горе мне, если я не рассуждаю по – Читать дальше…

[Франц. Maritain] Жак (18.11.1882, Париж - 28.04.1973, Тулуза), франц. философ, один из главных представителей неотомизма.

Жизнь и сочинения

Дед М. по матери - Ж. Фавр, известный политический деятель, один из основателей Третьей республики. Родители Поль Маритен и Женевьева Фавр придерживались идей либерального протестантизма, в связи с чем отношение юного М. к Церкви было почти враждебным. М. обучался в Лицее Анри IV, а с 1900 г.- сначала на философском, затем на естественнонаучном фак-те Сорбонны, где познакомился с Раисой Уманцовой, дочерью евр. эмигрантов из России, ставшей в 1904 г. его женой и оказавшей значительное влияние на его творчество.

В 1905 г. М. получил академическую степень, дающую право преподавать философию. Знакомство в том же году с Л. Блуа привело М. и его супругу к обращению в католичество, в 1906 г. они приняли крещение. Вскоре М. уехал в Гейдельберг, где в течение 2 лет изучал биологию под рук. Х. Дриша.

С 1922 г. М. организовывал кружки по изучению томизма. В 1923 г. супруги Маритен поселились в Медоне, где на протяжении всего межвоенного периода устраивали регулярные встречи философов, богословов, ученых, художников, поэтов и музыкантов, среди к-рых были известные представители европ. интеллектуальной элиты того времени.

Как христ. философ М. оказал значительное влияние на мн. художников, политиков и представителей Церкви. Папа Павел VI, считавший М. своим учителем (см.: Chenaux . 1994), именно ему вручил на церемонии закрытия Ватиканского II Собора послание к интеллектуалам и ученым (Aux hommes de la pensée et de la science // AAS. 1966. Vol. 58. P. 11-12).

Философские концепции

В эпистемологии М. уделял внимание 2 основным вопросам: о природе познания и о различных его видах. Согласно М., только в учении Фомы Аквинского проблема природы познания была сформулирована ясно.

Вслед за Аристотелем и Фомой Аквинским и в противовес номинализму и сенсуализму М. говорит об отличии интеллектуального познания от чувственного. Если формальным объектом первого является бытие, то второе определяется физическими явлениями. В чувственном восприятии вещь схватывается именно как существующая. Затем ум, выделяя интеллигибельное из материального путем абстрагирования, постигает бытие вещи. По мере абстрагирования интеллект оказывается на разных ступенях познания. Вслед за Каэтаном М. признает 3 ступени, каждая из к-рых имеет свой объект и соответствует определенному типу научного знания.

Признание того, что предельная цель человека лежит вне его земной жизни, служит одним из тех положений, на к-рых основывается политическая философия М. Др. таким положением является различение понятий индивида и личности (см. в ст. Лицо). Как индивид человек является частью материального космоса и политического целого. Как личность он есть целое, стоящее по своей ценности выше всего материального мира и любого об-ва. Это должно учитывать гос-во, цель которого заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для духовного и нравственного развития личности.

Право народов, или общий закон цивилизации, познаваемый через концептуализацию, является расширением естественного закона с учетом конкретных условий социальной жизни. Он рассматривает человека как социальное существо (напр., члена гражданского об-ва). Он так же универсален, по крайней мере настолько, насколько универсальны сами установления цивилизованной жизни. Позитивное право - это система законов, действующих в конкретном об-ве.

По убеждению М., естественные права человека неотъемлемы, потому что они основаны на человеческой природе, но фундаментом об-ва являются не они, а общее благо, с которым они связаны. Поэтому между правами существует иерархия: чем теснее связь с общим благом, тем более важными и неотъемлемыми являются права (напр., при отчуждении права на жизнь общее благо не может не пострадать).

Читайте также: