Праздники в католицизме кратко

Обновлено: 08.07.2024

Католики отмечают праздники по григорианскому календарю, который был принят в 1582 г. по инициативе Папы Григория ХIII. Римско-католический литургический год, определяющий место религиозных праздников и богослужений, состоит из 365 дней (или 52 недель). Он содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников – Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю. Всего литургический (костельный) год делится на три части, каждая из которых должна напоминать верующим важнейшие события церковной истории. Кроме деления года на три части, церковь сохраняет его деление по неделям, каждая из которых в свою очередь делится на дни, имеющие особое значение для церкви. Так, воскресенье посвящено Святой Троице, понедельник – Святым Ангелам, среда – св. Иосифу, четверг – воспоминаниям про мучения Иисуса Христа, пятница посвящена Пречистой Деве.

В следующие зимние месяцы у католиков отмечается несколько праздников, в том числе карнавал, который достигает кульминации в последние три дня перед Великим постом – в воскресенье, понедельник и вторник. 2 февраля отмечается праздник Очищения Пресвятой Девы, который также имеет название Матери Божьей

Громничной. Во время его ксендз освящает восковые свечки, которые называются громничными и зажигаются во время процессии. Этот праздник отмечается и у православных 15 февраля. Почитание громничных свечей и их применение было практически одинаковым у католиков и православных в Беларуси. Громницу использовали крестьяне как оберег от колдовства и ведьм, от сглаза и болезней. Для этого еще в XIX в. по приходе из церкви крестьяне слегка обжигали свечой волосы на голове у всех членов семьи. Громницу использовали как оберег при принятии бабкой-повитухой новорожденного, при его крещении, во время свадебных обрядов (сговоре, посаде жениха и невесты), при кончине человека. Особенно большое значение имела громница, которую давали в руки умирающему. Считалось, что она очищает человека от земных грехов, сжигая их; выводит из тела душу и указывает ей путь в небо; отпугивает нечистую силу; помогает гасить жизнь у умирающего; сообщает Богу о смерти человека. С громницей было связано множество примет и поверий. С помощью громницы гадали (чья свеча первой погаснет в храме, тот первым и умрет). Она служила оберегом для домашней скотины, оберегая ее от падежа и эпизоотий; охраняла человека от грома и молний. Крестьяне считали, что хата, где зажигалась громница, была защищена от молний, от ворожбы, ведьм и колдунов. Громницу зажигали и окуривали ею человека при разных острых заболеваниях. Ею пользовались на Деды, на Коляды и Крещение, при первом выгоне скота в поле, во время обхода жилых и хозяйственных построек на Купалье, Коляды и Крещение; во время трапезы на Пасху.

В католическом календаре особо выделяется группа праздников, установленных в честь Иисуса Христа, Божьей Матери и святых. К числу праздников, установленных в честь Иисуса, относятся праздники Сердца Иисуса, Имени Иисуса, Обретения Святого Креста, Воздвижения Креста, а также Преображения Господнего (в память о преображении Спасителя перед апостолами на горе Фавор).

В современной Беларуси возобновлена традиция почитания чудотворных икон Божьей Матери, которым посвящены праздники. 7 июня 1999 г. Папа Римский Иоанн Павел II издал декрет о коронации чудотворных икон, которые почитаются католиками Беларуси: Брестской, Логишинской и Будславской икон Божьей Матери, Трокельской (в д. Трокели Вороновского района Гродненской области) и Конгрегатской (Студенческой). Коронации чудотворных икон сопровождались праздничными мероприятиями по всей Беларуси. Так, 30 июня 1996 г. на коронации Брестской иконы Божьей Матери, которую выполнил кардинал К. Свентак, присутствовали около 4 тысяч верующих из всех уголков Беларуси, а также 1860 паломников из Польши. Коронация иконы Конгрегатской (Студенческой) Божьей Матери, которая находится в Фарном костеле г. Гродно, произошла 28 августа 2005 г. Коронация Логишинской иконы Божьей Матери торжественно произошла 10 мая 1997 г., Будславской иконы Божьей Матери – 2 июля 1998 г.

Будславский костел, в котором находится прославленная икона, был официально признан Ватиканом главной католической святыней Беларуси, и ему был дан статус малой базилики. В 1998 г. архибискуп Минско-Могилевский кардинал Казимир Свентак украсил икону специальной папской короной. Произошло это торжественное событие 2 июля в праздник, посвященный чудотворной иконе, который ежегодно собирает множество паломников – из Полоцка, Витебска, Барановичей, Борисова и других городов ближнего и дальнего зарубежья.

Как и в прошлых столетиях, паломники направляются к святыням, издавна почитаемым белорусскими католиками, – к Виленской Остробрамской, Жировичской, Будславской, Ченстоховской иконам Божьей Матери. Возобновились паломничества католиков Беларуси к святым местам в Рим и Иерусалим. Так, в октябре 1998 г. произошло первое массовое паломничество (после долгого перерыва в советский период) католиков Беларуси в Ватикан и их встреча с Папой Римским. Около тысячи верующих из разных городов и местечек страны смогли получить благословение Папы, а часть из них – даже лично с ним встретиться. Иоанн Павел II вначале разговаривал с паломниками на польском, а затем на белорусском языке. Белорусские паломники подарили Папе копию иконы Матери Божьей Будславской – главной реликвии белорусских католиков.

В католическом календаре существуют и так называемые юбилейные (святые) годы – специально назначенные годы юбилейных торжеств католической церкви, которые отмечаются периодически. Впервые Святой год отмечался в 1300 г. по установлению Папы Бонифация VIII. В тот исторический период юбилейный год должен был отмечаться каждые 100 лет в начале нового столетия. Церковь придавала ему особое значение, связанное с отпущением грехов и избавлением верующих от наказания за них на этом свете. Позднее было решено отмечать юбилейные годы каждые 50 лет, затем каждые 33 года (в память о земной жизни Христа). В результате Папой Павлом II в 1470 г. было постановлено отмечать церковный юбилей каждые 25 лет с тем, чтобы каждое поколение имело возможность принять участие в церковном юбилее [37]. Таким образом и возникла традиция отмечать каждую четверть столетия юбилейный год, которая существует и в современности. Эта традиция дополнена специально назначенными датами в память о событиях церковной истории, например 1983 г. – в память о 1950-й годовщине смерти и воскрешения Спасителя, или 2000 г. – год рождения Иисуса. Во время юбилейных торжеств увеличивается приток паломников, особенно в Рим, где после выполнения определенных ритуальных действий (посещения святынь и т. д.) верующим дается полное отпущение грехов.

Во время праздников выполняются и другие обряды – например, освящение домов и костелов, храмовой одежды и утвари, крестиков, икон, медальонов; пасхальной еды, хлеба в День св. Агаты (5 февраля), цветов и плодов в праздник Успения Пречистой Девы, венков из зелени и цветов в праздник Божьего Тела, воды в вигилию Трех Королей, вина в День св. Иоанна Апостола и др.

Адвент

Адвент - в Католической церкви название периода Рождественского поста. Первый день Адвента в римском обряде определяется как четвертое воскресенье до Рождества. В амвросианском обряде Адвент длится 6 недель, и его первым днем является первое воскресенье после дня Мартина Турского (11 ноября). В Католической церкви первого дня Адвента начинается литургический год. Каждое воскресенье Адвента имеет определённую тематику, которая находит отражение в воскресных евангельских чтениях: первое повествует о пришествии Христа в конце времён; второе и третье рассказывают о переходе от Ветхого к Новому Завету; четвёртое посвящено евангельским событиям, предшествовавшим Рождеству.

Во время Адвента верующим рекомендуется приступить к таинству исповеди. Церковь особо призывает верующих к совершению милосердных дел. Одна из наиболее известных традиций, связанных с Адвентом это венок из еловых веток с вплетенными в него четырьмя свечами. Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих.

Благовещение

Благовещение - христианский праздник в честь возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. Евангелист Лука повествует о том, что архангел Гавриил был послан Богом возвестить Деве Марии, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим.

В Римско-католической Церкви Благовещение имело статус "праздника", который был более низкий по сравнению с "торжество". Лишь в 1895 году Благовещение официально включили в число "торжеств". В латинском обряде Благовещение, которое приходится на одно из воскресений Великого поста, переносят на ближайший понедельник. Если праздник выпадает на Страстную неделю или Пасхальную неделю, то на понедельник второй недели Пасхи. В византийском обряде Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на начало Пасхального периода. В амвросианском обряде Благовещения празднуется в последнее воскресение Адвента, в мосарабском - 18 декабря.

Великий пост

Великий Пост - это время подготовки к празднованию Пасхе, понимаемой как Страсти, Смерть и Воскресение. Центральный момент празднования - участие в Пасхальной Вечере, связанное с обновлением завета в крещении. В Католической церкви Великий пост длится 40 дней, начиная с Пепельной Среды до Пасхи, исключая воскресенья. Литургия Великого Поста сконцентрирована на следующих темах:
- бодрствование - как битва с сатаной (I и III недели),
- покаяние и обращение (Пепельная Среда и большинство будних дней),
- крещение (воскресные дни, особенно III, IV и V недели),
- Страсти Христовы (Вербное воскресенье и последующие дни Страстной Недели).

Во время Великого поста предписывается воздержание от мясной пищи и соблюдение количественного поста в Пепельную Среду и Страстную Пятницу. Местный Ординарий может дать освобождение вплоть до его аннулирования от обязанности соблюдать воздержание от мясной пищи в пятницу.

Великий четверг

Великий четверг (Страстной четверг, Чистый четверг) - в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. В католических кафедральных соборах утром епископами служится месса освящения мира и благословения елея (Ad Missam Chrismatis). Во время мессы священники обновляют свои обеты, принесённые ими при рукоположении. Вечер Великого четверга открывает Пасхальное триденствие. Во всех католических храмах совершается месса воспоминания Тайной Вечери, на которой празднуется установление Христом таинства Евхаристии, а также совершается обряд омовения ног. После мессы воспоминания Тайной Вечери может служиться особое богослужение Страстной недели "Tenebrae" (Тёмная полунощница), которое сейчас является необязательным.

После начальных обрядов и входного песнопения в сопровождении колокольного звона исполняется гимн "Слава в вышних Богу". После окончания гимна замолкают орган и колокола, которые не используются до самой мессы навечерия Пасхи вечером Великой субботы.

Вознесение Господне

Вознесение Господне - христианский праздник, отмечаемый в сороковой день после Пасхи в честь вознесения Иисуса Христа на небо, совершившегося на Масличной горе близ Вифании, и обетования о Его втором пришествии. Праздник всегда приходится на четверг. Событие Вознесения Господнего описано в Деяниях апостолов. Самое раннее упоминание об этом празднике относится к 5 веку.

В Римско-католической церкви Вознесение Господне относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. В этот праздник проводятся особые обряды, включающие благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. В некоторых римско-католических церквях на праздник совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, которое символизирует Вознесение Иисуса Христа на небо.

Всемирный день мира

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире) - международный праздник, во время которого верующие призывают Бога прекратить все войны и ниспослать людям мир. Праздник отмечается ежегодно 1 января.

Всемирный день мир был установлен главой католической церкви Римским Папой Павлом VI 8 декабря 1967 года. 17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила праздник официальным. Главный лозунг, под которым проходит Всемирный день мира гласит: "Прости, и ты обретешь мир". В этот день понтифик обращается в своей предпраздничной речи к верующим, обращая их внимание на необходимость каждому внести свой вклад в дело мира.

День апостолов Петра и Павла

День апостолов Петра и Павла - христианский праздник, отмечаемый в честь святых апостолов Петра и Павла ежегодно 29 июня (12 июля). Этот праздник известен со времён раннего христианства и отмечался в Римской Империи, как на Востоке, так и на Западе. Праздник апостолов Петра и Павла сначала возник в Риме, епископы которого считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах.

Петр был рыбаком. Вместе с братом Андреем он был призван Иисусом Христом в апостолы. После смерти Иисуса Христа Петр занимался проповеднической деятельностью. Впоследствии он стал "основанием" церкви Христа. Павел первый из христианских писателей, чьи сочинения сохранились до наших дней. Его воззрения сыграли немаловажную роль в формировании учения христианства. Оба апостола были казнены в один день (67 год н.э.) в Риме. Павел был обезглавлен, Петр распят на кресте.

День Богоявления

День Богоявления (Эпифания, День трех царей) - католический праздник, завершающий зимний цикл святочных праздников. Праздник Крещения Господня или Богоявления, как и Пасха, является древнейшим христианским праздником. Праздник посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей. В западной церкви праздник получил название Богоявление (греческое Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая Слово Отца. Праздник Богоявления вошел в церковный календарь в середине II века. Сначала он отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV веке празднование Рождества перенесли на 25 декабря, а за праздник Богоявления отмечали в прежнюю дату - 6 января.

В католической церкви центральным содержанием Дня Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей совершаются молебны. В День Богоявления верующие посещают торжественную мессу в костеле и устраивают семейный ужин после полуночи. В праздник Богоявления совершается освящение воды, ладана и мела, которым католики пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: К+М+В. Считается, что эти буквы защищают живущих в этом доме от злых сил и злых помыслов.

День всех Святых

В Католической церкви День всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день в 609 году (по другим данным в 910 году) папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. В начале XI века папа Григорий ІІІ перенес этот праздник на 1 ноября. В те времена этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года.

День всех святых в Католической церкви имеет высший статус - "торжество". Он также является одним из так называемых "обязательных дней", в которые посещение мессы для верующих обязательно. Литургические одеяния священнослужителей - белые. На следующий день, 2 ноября празднуется День всех усопших верных.

День невинных младенцев

Согласно Евангелию от Матфея (2:16), царь Ирод, узнав о рождении Мессии, Иисуса Христа, приказал убить всех невинных младенцев возрастом до двух лет. Ирод хотел устранить Иисуса Христа как потенциального претендента на свой трон. Однако, младенец Иисус избежал смерти, так как святой Иосиф ушел с семьей в Египет.

Верующие христиане почитают святых младенцев как мучеников, так как считают, что всякий, кто был убит из ненависти к Иисусу Христу, должен рассматриваться как мученик. В Католической церкви День памяти святых младенцев приходится на 28 декабря.

День непорочного зачатия

Непорочное зачатие Девы Марии - католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей, Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского (XII в). Однако эта доктрина отклонялась некоторыми богословами, которые не соглашались с утверждением о благодатной защите её от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей. Противоречия были устранены в трудах Уильяма Уэрского и блаженного Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом.

Споры на эту тему продолжалась еще долгое время. В 1661 году Александром VII было зафиксировано всеобщее церковное почитание Непорочного зачатия специальной буллой. Версия о зачатии без греха девы Марии была официально закреплена догматом Папы Пия IX 8 декабря 1854 года. Праздник Непорочного зачатия девы Марии отмечается 8 декабря и является в Католической церкви одним из главных богородичных праздников, имеющий статус "торжества".

День поминовения усопших

В Католической церкви День поминовения усопших отмечается один раз в год. Этот день относится к литургическому году, и если он выпадает на воскресенье, то переносится на следующий день.

День поминовения усопших был установлен в 998 г. аббатом Одило Клюнийским. Поминать усопших католики начали уже в раннее средневековье. День поминовения усопших быстро распространился во Франции, Англии, Германии, и в XIII веке установился в Италии. По традиции верующие в этот день отправляются на кладбище, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи, читают молитвы.

День святого Антония

Святой Антоний известен не только как прекрасный священник, проповедник и богослов, но и как великий чудотворец. Антоний совершал миссионерское путешествие в Северную Африку, которое вынужден был прервать по причине тяжелой болезни. Он отправился в Италию. Глубокое знание библейских текстов и красноречие собирали на его проповеди множество народа. Святой Антоний преподавал богословие в Болонье, Монпелье, Тулузе и Падуе, и стал одним из первых организаторов системы образования в Ордене. Последние годы Антоний прожил в Падуе, где и скончался 13 июня 1231 г. В 1232 г. он был причислен Папой Григорием IX к лику святых.

Уже в XIII в. верующие стали обращаться в молитвах к Антонию как к чудотворцу и помощнику в обретении утраченных ценностей, а также как к покровителю в семейных делах. В Падуе возникла традиция почитания святого по пятницам (в день его смерти) и по вторникам (день погребения). Его мощи находятся в Падуе, в базилике, воздвигнутой в его честь и ставшей одной из известнейших на весь мир святыней, которую ежегодно посещают миллионы паломников. Католическая Церковь празднует День памяти святого Антония 13 июня.

День Святого духа

День Святого духа (Пятидесятница) - христианский праздник, отмечаемый в Католической церкви в пятидесятый день после праздника Пасхи. Празднуется в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Событие сошествия Святого Духа на апостолов описано в Деяниях святых апостолов. В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы находились в Иерусалиме, "…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".

В литургии Римско-католической церкви День Святого духа по своему значению приравнивается к Пасхе. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа. Ко всенощной службе этого дня обычно приурочиваются массовые крещения.

Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, - сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени. Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря - церковным праздникам, дням памяти святых.

Христианская обрядность с трудом утверждалась в народном быту. Использовались не только запреты и официальные постановления: духовенство для усиления своего влияния приспосабливало многие традиционные языческого происхождения обряды и обычаи.

Самого большого влияния христианская церковь добилась в католических странах - Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, Латинской Америке. Большую роль сыграли характерные для католицизма торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Римско-католические праздники сделались народными, основным их содержанием стала христианская легенда, вобравшая в себя некоторые местные народные сюжеты. Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.

Римско-католический литургический год содержит два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников - Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю. Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе.

Литургический год начинается с Адвента, периода предрождественского Поста (от лат. adventus - пришествие). Он отсчитывается от 4 воскресенья перед Рождеством. Во время Адвента верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния, богослужения проводятся в траурных облачениях, предписывается пост. Памятные дни отдельных святых, приходящиеся на период Адвента, не связаны с циклом рождественских обычаев. Это день св. Варвары - покровительницы ремесленников, к которой обращаются во время грозы как защитнице от молнии (4 декабря); 6 декабря день св. Николая известен как детский праздник, дети ждут от него подарков; 13 декабря - день св. Люции - охранительницы зрения.

8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников - непорочного зачатия девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Версии о свободе Марии от последствий первородного греха не было в древней церковной традиции. Она была официально закреплена догматом папы Пия IX 8 декабря 1954 года. Согласно католическому вероучению, избранница отца небесного была чистой и святой от рождения. В костелах в этот день совершаются торжественные богослужения.

Рождество (Natale, Noel, Navidad) - один из важнейших христианских праздников, католики отмечают 25 декабря. Содержанием его является легенда о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это второй после пасхи праздник с четырьмя литургиями: накануне вечером, ночью, на рассвете и днём.

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого прихожанина. Истоки празднования Рождества - в древних дохристианских культах: в эти дни зимнего солнцеворота на Древнем Востоке и в Римской империи праздновался день рождения "Непобедимого солнца" - иранского бога Митры. Христианский праздник соединился с зимним аграрным праздником в честь солнца и близкого пробуждения природы.

Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей (презепе, сантоны, бетлемы, вертепы). Этот обычай церковного происхождения. В католических костелах с XIII в. устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.

Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника свечей 2 февраля. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.

Во многих странах устраивают ярмарки рождественских сантонов, нередко представляющих собой произведения народного искусства. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами. Церковные пасторальные мистерии были особенно распространены во Франции. Это были народные представления, переместившиеся потом на площади. В наше время в деревнях на юге Франции католические корпорации организуют подобные рождественские пасторали не только на классические тексты, но и сценарии современных драматургов.

Сцены рождения Христа, представляющиеся в костелах, сопровождались рождественскими песнями, а также танцами. Они исполнялись на мотивы литургических песнопений, а позднее на мелодии народных песен. Самыми известными были песни, рассказывающие о приходе пастухов в Вифлеем и дарах, принесенных младенцу и Богоматери.

Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски в шкурах животных - медведь, лиса, волк, а также старик и старуха. В Испании до сих пор сохранился обычай сжигать соломенные чучела старика и старухи как символы старого года. Процессии сопровождались шумным весельем, разыгрывались шуточные сцены. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, т.к. не согласовывался со строгими правилами, постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - "рождественское полено". Его жгут от нескольких часов до всех дней святок. Головешки, угли, золу хранят, так как верят в их чудодейственную силу при болезнях, грозе. Золу разбрасывают по полям для обеспечения плодородия. Делались попытки христианизации обычая: во Франции полено окропляли святой водой, вырезали на нем крест, ставили отдельный стул, чтобы Мадонна могла придти и перепеленать младенца Иисуса. Считалось, что горящее полено символизирует очищение от первоначального греха.

Обычай украшения ёлки распространился сравнительно недавно, прежде всего. В городах, предпраздничный ужин бывает в сочельник в домашнем кругу, т.к. Рождество - семейный праздник. Трапеза состоит из постных блюд, число их ритуально 3, 5, 7, 9. Это рыба, овощи и фрукты, сладости, обрядовое печенье.

В полночь верующие стремятся присутствовать на церковной службе, продолжающейся до утра. В первый день Рождества подается скоромная пища - мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина и т.д. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки. С Рождеством связаны многие народные приметы и гадания о будущей судьбе, замужестве, погоде, урожае.

Святочный рождественский период длится от 25 декабря до 6 января и называется "священным двенадцатидневьем" или "Рождественским временем. Рождество Христово в западной церкви стало праздноваться 25 декабря только в IV в. Ранее христиане отмечали его 6 января. Обычаи, приуроченные к Рождеству, распространяются на всё "двенадцатидневье". В этом цикле выделяются отдельные дни - 28 декабря - "день невинных младенцев" - день воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом; 31 декабря - день св. Сильвестра, 1 января - день Нового года (Capodanno).Посвящён Деве Марии. Многие народные обряды дня Нового года совпадают с рождественскими. Верят, что будущее благополучие зависит от того, как встречается новолетие, поэтому принято в новогоднюю ночь устраивать торжественный ужин и шумное веселье. В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия.

Зимний цикл святочных праздников католики завершают днем Богоявления (Эпифании), или "трех королей" - 6 января. Содержанием праздника является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как богу ладан, как человеку - мирра. В православной церкви в этот день празднуется Крещение Иисуса в р. Иордане. Причина такого расхождения кроется в ранних веках христианства, когда определялись даты евангельских событий.

6 января - последний день зимних святок, в католических странах это начало Карнавала. Это народный языческий по сути своей праздник проводов зимы и встречи весны, его содержание не связано с христианской религией, хотя сроки и продолжительность Карнавала строго сообразуются с церковным календарем.

Особо красочную, классическую форму приобрел Карнавал в католических романо-язычных странах (Италии, Испании, Португалии, Франции): буйное веселье не признает запретов и общепринятых норм поведения, осмеиваются все признанные авторитеты, в том числе и церковь. Такой характер Карнавал приобрел в католических странах со времени Возрождения, церковь после долгой борьбы и запретов смирилась с его существованием, ограничив строго установленными временными рамками. В период Карнавала отмечалось несколько церковных праздников.

17 января день св. Антония - покровителя животных. Во Франции в этот день священники благословляют домашний скот, который хозяева приводят к церкви. 2 февраля праздник Сретение Господне, или день свечей. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. 3 февраля в день св. Блаза - патрона виноградарей и землепашцев опять святили свечи, но меньших размеров. 5 февраля день св. Агаты отмечался церковным богослужением. Время самого разгара Карнавала для церкви означало подготовку к Посту и начало ограничений в пище.

Начало великого сорокадневного поста у католиков приходится на "пепельную" среду. Название её произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сейчас встречается лишь подобие ритуала: священник после мессы рисует крест золой на лбу прихожан. В период Поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии.

Последняя неделя Великого Поста - "Страстная", "Святая" неделя - по обрядности связана с Пасхой (Pasqua). В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых - земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как "Великий".

Первый из них - праздник "Пальмового воскресенья", предшествующий пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях.

В Страстной понедельник украшают костелы, устанавливают плащаницы - ткани, в которую было завёрнуто тело Христа при погребении. Изображение Христа в гробу устанавливается в Страстную пятницу. С четверга до полудня субботы молчат колокола, а дети созывают прихожан к ежедневной мессе трещотками. Самыми траурными днями считают четверг, пятницу и субботу. Поведение верующих в эти дни определяется строгими предписаниями. Каждый день совершаются процессии с пантомимами на евангельские сюжеты. Особенно многолюдны уличные шествия с участием ряженых, многие давшие обет верующие несут на плечах тяжелый крест.

Символ пасхального праздника - крашеные яйца. Обычай красить яйца распространен повсюду. Западноевропейские католики предпочитают яйца красного цвета без орнамента, в Центральной Европе (поляки, словаки) расписывают их разнообразной техникой. Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей.

Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего, яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты - важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда (свинину, ягнятину), а также сдобный хлеб. На вечерней мессе в субботу - с началом праздника Пасхи - зажигаются пасхальные свечи.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу и т.д. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Для верующих христиан Пасха - праздник воскресения Христа.

С народными обычаями аграрного характера были тесно переплетены церковные праздники майского цикла. Месяц май издавна был богат народными обрядами в честь прихода весны и расцвета природы: это были шествия с зелеными ветками, цветами, танцы и игры, шумные песни под украшенным деревом - "маем", выбор "королев" и "королей" и пр.

Первый церковный праздник мая - "Обретение св. Креста" (3 мая), установленный в память нахождения "подлинного креста". Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании разыгрывалось действо поисков креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями и пр.) и установка его в костеле. 15 мая - день памяти св. Исидора-землепашца - покровителя г. Мадрида. У часовни с источником, где по преданию жил св. Исидор, собираются паломники, праздник превращается в народное гуляние.

Вознесение Христа - переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая - начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Во Франции еще в начале XX в. накануне Вознесения совершались трехдневные церковные моленья: в первый день молились о сенокосе, во второй - о жатве, в третий - об уборке винограда. Эти религиозные церемонии кончались обходом полей, освящением колодцев и источников. Пятидесятница в большинстве католических стран отмечается только церковным обрядом.

На границе пасхального цикла и летних праздников стоит большой католический праздник "Божьего тела" (Corpus Domini, Corpus Cristi) в первый четверг после Св. Троицы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (евхаристии). Католическая церковь рассматривает евхаристию как священный дар, оставленный Христом своей церкви. Этот праздник прочно вошел в народный быт, он празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании. В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу "с Христом". Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в костел на праздничную литургию. Для Испании характерно участие в процессиях ряженых - аллегорических фигур великанов и карликов.

Рождество св. Иоанна Крестителя (24 июня) популярно у всех католиков. Это день летнего солнцестояния, праздник, связанный с солнечным культом. Отличительная черта дня св. Иоанна (Сен-Жана, Сен-Хуана) - огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Сен-хуанские костры служили средством очищения. Широко известен обычай прыгать через костры. Особую силу приписывают воде и растениям, собранным в день св. Иоанна и в ночь перед ним. Празднование дня св. Иоанна продолжается несколько дней вплоть до дня св. Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ св. Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

Храмовые праздники в честь различных святых продолжаются все лето и осень. Почитание святых - одна из важнейших сторон католического вероучения. Число католических святых постоянно увеличивалось, в первой половине оно доходило до 300. После II Ватиканского собора в 1960-х годах, модернизировавшего многие стороны церковной жизни, культ католических святых регламентируется календарем, где сохранилось 58 обязательных для всей церкви праздников в честь святых. Для части святых чествование перестало быть обязательным (как св. Георгий - 25 апреля), другие изъяты из регистра. Это коснулось таких широко признанных в народе святых, как св. Варвара, св. Екатерина Александрийская, св. Маргарита, св. Вит.

15 августа - праздник Успения Богоматери. Он основывается на сказании, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 г. папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

Последний крупный праздник римско-католического литургического года - День Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в нач. VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один праздник - "Святые и усопшие". Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в костеле, а во второй с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией, приводят в порядок могилы и ставят горящие свечи.

Годичный круг римско-католических праздников, постов и памятных дней завершается днем св. Андрея - 30 ноября.

Костел в Волчине - фото

Календарь католических праздников. В 2022 году католическая Пасха празднуется в воскресенье 17 апреля. Пепельная среда (начало Великого поста) выпала на 2 марта. Начало Адвента - 27 ноября. Рождество Христово, 25 декабря, приходится на воскресенье, поэтому выходной день будет только один.

Календарь католических праздников

1 января – торжество Святой Богородицы Марии

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире). В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Всемирный день мира — это праздник романо-католической церкви, который отмечается ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии.

5 января - сочельник, канун праздника Богоявления

Праздник трех королей

Епифания, Теофания (Epiphany, Theophany). В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

9 января - Крещение Господне

2 марта - Пепельная среда

Пепельная среда (Dies Cinerum лат.) - день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.

19 марта – торжество Святого Иосифа

25 марта - Благовещение Девы Марии

Благовещение

17 апреля - католическая Пасха

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами.

messa

Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

18 апреля - праздник Божьего Милосердия (Пасхальный понедельник)

26 апреля - Радоница

После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу.

При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).

5 июня - Пятидесятница (Сошествия Святого Духа) (7-ое воскресенье после Пасхи)

(7-е воскресенье после Пасхи — 50-й день после Пасхи). Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.

12 июня - день Святой Троицы (воскресенье, 7-й день по Пятидесятнице)

С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).

16 июня - Пресвятое Тело и Кровь Христа (четверг, 11-й день по Пятидесятнице).

Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

24 июня - Пресвятое Сердце Иисуса (пятница, 19-й день по Пятидесятнице)

Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение.

Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.

24 июня - Рождество Святого Иоанна Крестителя

Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру. Оба умерли мученической смертью в Риме около 67 года.

2 июля - торжество Пресвятой Девы Марии Будславской

26 июля - Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии

6 августа - Преображение Господне

15 августа - Успение и Вознесение Девы Марии

Праздник основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз.

В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

7 октября - Пресвятая Дева Мария Розария

8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября - Воздвижения Святого Креста

1 ноября - День всех святых

Родительский день. День поминовения усопших. Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября - День всех святых и 2 ноября - День поминовения усопших следуют один за другим.

Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.

Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих.

Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

20 ноября - торжество Христа Царя Вселенной

21 ноября - Введение Богородицы во храм

Введение Богородицы во храм. Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

27 ноября - начало Адвента

8 декабря - День непорочного Зачатия Девы Марии

Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.

25 декабря - Рождество Христово

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости.

После появления первой звезды в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принято дарить друг другу подарки.

30 декабря – День Святого семейства (Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником). День Святого семейства — католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

Католические непереходящие торжества с постоянной датой

1 января - торжество Пресвятой Богородицы Девы Марии

Сочельник, канун (навечерие) праздника Богоявления

6 января - Богоявление Господне (День Трёх царей или Три короля)

19 марта - День святого Иосифа, обручника Девы Марии

25 марта - Благовещение Девы Марии

24 июня - Рождество Святого Иоанна Крестителя

29 июня День святых апостолов Петра и Павла

15 августа - Успение и Вознесение Девы Марии

1 ноября - День всех святых

8 декабря - День непорочного Зачатия Девы Марии

25 декабря - Рождество Христово

Католические переходящие торжества (каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

Вознесение Христово (Вознесение Господне) (40-й день после Пасхи)

Пятидесятница (Сошествия Святого Духа, 7-ое воскресенье после Пасхи)

День Святой Троицы (воскресенье, 7-й день по Пятидесятнице)

Пресвятое Тело и Кровь Христа (четверг, 11-й день по Пятидесятнице)

Пресвятое Сердце Иисуса (пятница, 19-й день по Пятидесятнице)

Католические непереходящие праздники с постоянной датой

9 января - Крещение Господне

2 февраля - Сретение Господне

4 апреля - День святого Исидора

30 мая - День святой Жанны д'Арк

31 мая - Посещение Девой Марией Елизаветы

11 июня - День Святого Варнавы

13 июня - День Святого Антония

3 июля - торжество Пресвятой Девы Марии Будславской

6 августа - Преображение Господне

15 августа - Успение Пресвятой Девы Марии

8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября - Воздвижение Креста Господня

8 декабря — непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

24 декабря - Рождественский сочельник

28 декабря - День святых невинных младенцев Вифлеемских

Католические переходящие праздники (каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

Пепельная среда (Dies Cinerum лат.) - день начала католического Великого поста.

День Святого семейства - Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником.

Католические непереходящие памятные даты (с постоянной датой)

26 июля - Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии

7 октября - Пресвятая Дева Мария Розария

2 ноября - День поминовения усопших

21 ноября - Введение Богородицы во храм

Переходящие памятные дни у католиков

Непорочное Сердце Девы Марии (суббота, 20-й день по Пятидесятнице)

святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии

Пресвятая Дева Мария Розария

День поминовение усопших

Введение Богородицы во храм

Посты и постные дни у католиков

2 марта - 16 апреля - Великий пост у католиков

Великий пост

Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие.

До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста были три подготовительные недели, первая - называлась Septuagesima, последующие - соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50).

Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п.

Все дни, кроме воскресений — рекомендуется пост (без воздержания).

Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота.

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Важные дни во время поста: Прощеное воскресенье - первое воскресенье Великого поста.

Чистый понедельник - первый понедельник Великого поста.

Адвент

27 ноября - 24 декабря - Адвент

Адвент пришествие - 30 ноября (первое воскресенье Адвента) — время ожидания Рождества Христова.

Четыре воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.

Верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя.

Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.

4 декабря (воскресенье) - Второе воскресенье Адвента.

11 декабря (воскресенье) – Радуйтесь. Третье воскресенье Адвента — в литургическом календаре Католической церкви и ряда протестантских церквей третье воскресенье Адвента. Этот день — своеобразный перерыв в Адвенте — символизирует радость грядущего праздника. Это единственный день Адвента, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость. В этот день допускается украшать храм цветами и украшениями розового цвета. Аналогичный день существует и в период Великого поста — это Laetare, четвёртое воскресенье Великого поста.

18 декабря ( воскресенье) - Четвертое воскресенье Адвента.

Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) – пятница .

Воздержание от пищи перед принятием Причастия – Евхаристический (литургический) пост.

Читайте также: