Жак ле гофф рождение чистилища кратко

Обновлено: 05.07.2024

Екатеринбург: У-Фактория; М. : ACT МОСКВА, 2009. -544 с.

целую книгу. И это не случайно. Чистилище формировалось постепенно: изначально как

вера в некое возможное искупление грехов после смерти, затем как верование в некое

особое, срединное, промежуточное место, где осуществляется это искупление.

Рождение чистилища внутри изначально дуалистической системы христианства, перекроившее всю географию потустороннего мира, стало действительно

знаменательным событием. Ле Гофф исследует истоки, долгий процесс и триумф этого

Чистилище, какой великий дар ! Св. Екатерина Генуэзская

Чистилище в поэтичности превосходит и небеса, и ад, ибо являет собой будущее, которого недостает двум первым .

В ожесточенных спорах с католиками XVI века протестанты активно упрекали

противников за веру в чистилище, которое Лютер назвал 1. Эта

часть потустороннего мира отсутствовала в Писании.

Я намерен проследить столетнее формирование этого третьего места на основе античного

иудеохристианства, показать его рождение в момент расцвета средневекового Запада во

второй половине XII века и быстрое утверждение в течение следующего столетия.

Наконец, я попытаюсь объяснить его тесную связь с обозначенным великим моментом в

истории христианского мира и, в конечном счете, значение его принятия - или отторжения

еретиками - в системе нового общества, порожденного изумительным 250-летним

подъемом, который последовал за тысячным годом.

Об отношении Лютера к чистилищу см. : P. Althaus in Luther Jahrbuch, XXI11, 1941, p. 22-28.

Редко удается проследить историческое развитие какого-либо верования, даже если оно -

именно таков случай чистилища- включает элементы, идущие из той тьмы времен, где

берет начало, по-видимому, большинство верований. С другой стороны, однако же, речь

идет не о второстепенной пристройке к изначальному зданию христианской религии, продолжавшей эволюционировать в Средние века в своей католической форме.

Потусторонний мир - это один из великих горизонтов всех религий и обществ. Жизнь

верующего меняется, стоит ему подумать, что не все кончается со смертью.

Возникновение и столетнее формирование верования в чистилище предполагало и

повлекло за собой существенную модификацию пространственно-временных рамок

христианского представления. Ибо ментальные структуры пространства и времени

образуют основу образа мысли и жизни всякого общества. Если общество, подобно

христианскому миру на всем протяжении средневековья, от поздней Античности и до

индустриальной революции, насквозь проникнуто религией, то изменение географии

потустороннего мира, а стало быть, вселенной, модификация времени после жизни, а

стало быть, сцепления времени земного, исторического и времени эсхатологического, времени бытия и времени ожидания, означает свершение медленной, но сущностной

Этот очерк — пробный штрих к осмыслению. Компиляция общих источников.
(Тематические иллюстрации подобраны нами).

Предоставим слово К. Мильчину, чья рецензия взята нами из поста strochka_ .

Когда сформировалось представление о чистилище и как оно изменило общество? — знаменитый труд Жака Ле Гоффа (Jacques Le Goff. La naissance du purgatoire. Gallimard, 1981) наконец издан по-русски .


Французский историк Жак Ле Гофф начинает свою книгу с подробного изложения представлений о загробном мире.
Христианство унаследовало от древних религий, например, греческого или римского язычества, дуалистическую модель: внизу грешники корчатся в страшных муках — наверху праведники блаженствуют.
Описав разные системы потустороннего мира, Ле Гофф отправляется на поиски истоков идеи чистилища.

Но интересно и другое. Появившись в ответ на вызовы общества, Чистилище стало его менять.
Например, уменьшился страх внезапной смерти, которым было пронизано христианское сознание до XII века: теперь смерть без покаяния не означала прямой дороги в ад.
Укрепляется связь между умершими и живущими — ведь именно от молитв последних зависят дальнейшие события, которые произойдут с душами в чистилище.

*совокупление в законном браке не ради зачатия, *чревоугодие, *чрезмерное наслаждение от пустяков, *гневные речи, *чрезмерное попечение о личных делах, *небрежение в молитвах, *позднее вставание, *неумеренный смех, *излишняя любовь ко сну, *сокрытие истины, *болтливость, *упорство в заблуждениях, *выставление лжи за истину вне вопросов веры, *забвение обязанностей, *небрежность в одежде .



Predella am Hochaltar der Stadtkirche Bad Wimpfen

А вот как анализирует эту новую категорию среди прочих А.Я. Гуревич
(чьи выводы я позволил себе дополнить серией иллюстраций):



Medieval image of hell in the Hortus deliciarum of Herrad of Landsberg (c. 1180)

Purgatory. Hermit and Devil.
Fr. 1327. 71 A 24
Существование чистилища, не предусмотренное Священным Писанием и отцами церкви, после длительных колебаний и сомнении было допущено католическими докторами и в середине XIII в официально признано папством. Выгоды, которые это учение давало церкви, очевидны, кроме того, чистилище сыграло свою роль в полемике католицизма с еретическими сектами и с православной церковью, которая чистилища не признает.

В каких условиях сложилась идея чистилища и соответственно была перестроена вся структура потустороннего мира? Объяснение Ле Гоффа таково.
То, что эта доктрина утверждается на переходе от XII к XIII в., было обусловлено усложнением ментальных структур, в свою очередь связанным с перестройкой западноевропейского общества.
Решающий фактор здесь заключался в росте городов и городского населения, представители которого более реалистично смотрели на мир и нуждались в более совершенном интеллектуальном аппарате для овладения им, нежели тот, какой достался этому времени по наследству от предшествовавшей эпохи.
Мыслительные схемы раннего средневековья были по преимуществу двоичными — теперь же наблюдается тенденция перехода к мышлению более сложными и гибкими триадами.



Illuminierte Seite aus dem Waldburg-Gebetbuch,
WLB Stuttgart, Cod. brev. 12, fol. 59v (1486)

Выводы Ле Гоффа, изложенные мной по необходимости предельно сжато, заслуживают всяческого внимания.

Такая специфическая тема, как возникновение идеи чистилища, рассмотрена им в широком контексте, охватывающем ментальность и богословие, с одной стороны, и социально-экономические отношения — с другой. Постановка вопроса, вне сомнения, чрезвычайно привлекательна и нуждается во всестороннем обсуждении.
Вместе с тем она вызывает на спор.

Существо моих возражений и сомнений, в немногих словах, таково.

1.Трудно без больших оговорок принять тезис о том, что чистилище явилось продуктом длительного развития схоластической мысли, взятой сама по себе.

Возникает вопрос, не началась ли действительная история чистилища задолго до того, как теологи и схоласты согласились после длительных сомнений и колебаний признать его место в топографии потустороннего мира?
Не потому ли ученые богословы легализовали чистилище, что они были поставлены перед фактом распространения веры в него?

В таком случае смутный образ чистилища, далекий от оформления в виде отдельного царства, наряду с адом и раем зародился в народном сознании задолго до того как был признан теологами, под пером которых он получил свою завершенную и официально апробированную форму.
Создается впечатление, что чистилище, зародившись в рамках народной религиозной и культурной традиции и отвечая глубоким потребностям и чаяниям рядовых верующих, лишь с большим опозданием под напором этой традиции было введено богословами в официальный католицизм .



Чистилище (Folio 113v) (XV в.)
Великолепный часослов герцога Беррийского

Но вот тут-то важно заметить, что и сам мэтр Арон Яковлевич грешит сторонними наблюдениями.
Позволю себе высказать собственные сомнения, ведущие в итоге к примиряющей формулировке.

Во-первых, бинарность действительно архаичнее тернарности.
Другое дело, что в средние века люди отлично знали обе схемы мироосмысления.

северный князь Гуннар в "Змеином рву"
(парафраз мучений Нижнего посмертия)

Именно города стимулировали светскую культуру. На Юге это означало раннее приобщение к памятникам античности. А в условиях Крестовых Походов — усиление межкультурных контактов с носителями восточного мировоззрения.

Выходит, что рождение Чистилища в полной мере состоялось именно в XIII веке;
именно носителями городских слоёв Западной Европы (тем более что новая модель позволяла бюргерам продвигать свои торгово-экономические предприятия); будучи при этом подготовленным народными массами с самых ранних веков европейского христианства .

Ле Гофф Жак

Знаменитый историк Средневековья Жак Ле Гофф посвящает феномену чистилища целую книгу. И это не случайно. Чистилище формировалось постепенно: изначально как вера в некое возможное искупление грехов после смерти, затем как верование в некое особое, срединное, промежуточное место, где осуществляется это искупление. Рождение чистилища внутри изначально дуалистической системы христианства, перекроившее всю географию потустороннего мира, стало действительно знаменательным событием. Ле Гофф исследует истоки, долгий процесс и триумф этого рождения.

Ле Гофф Жак

Ле Гофф Жак

Рождение Европы скачать

Цивилизация средневекового Запада скачать

Отзывы читателей

О книге

Жизнь человека полна забот и неурядиц, и порой хочется отвлечься от всего этого. Часто на выручку приходит книга. Это отвлекает от суеты, потому что забываются все проблемы, остается лишь то, о чем рассказывает автор.

Погружаясь в сюжет, вникая во взаимосвязь событий, понимаешь, что автор сказал намного больше, чем лежит на поверхности. По мере развития событий всё больше раскрывается смысл, заложенный автором в произведение, и это может заставить остановиться и задуматься. После прочтения книги понадобится ещё какое-то время, чтобы осмыслить рассказанное и сделать выводы для себя. На сайте есть возможность читать книгу онлайн или скачать в формате doc.

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.) запись закреплена

переводы на русский (прим.: во все файлы добавлены (или были) закладки-оглавление)

Мы молимся за живых, без различения, какими бы дурными они ни были, ибо неведомо нам, будут они прокляты или избраны. Но прежде всего мы молимся за братьев наших и умерших; не за совершенно добродетельных, ибо они в том не имеют нужды, не за совершенно нечестивых, ибо сие им бесполезно, но за пребывающих в чистилище средне добродетельных — не ради того, чтобы они сделались лучше, но ради того, чтобы они получили скорейшее избавление, и за средне нечестивых — не ради того, чтобы они обрели спасение, но ради того, чтобы они были менее наказуемы.

2. Греки

Если на уровне пастырском и полемическом борьба Церкви против еретиков, хулителей посмертного искупления привела ее, как мы видели, к принятию и уточнению в конце XII века верования в место очищения от наказаний после смерти, чистилище, то дискуссии теологического порядка, переговоры между членами латинской и греческой церковных иерархий побудили латинскую Церковь к выдвижению первых догматов чистилища в XII веке. Теория явилась, дабы увенчать практику. Чистилище рождалось в упованиях и в борьбе.

После разрыва 1054 года, который завершил начавшийся, самое позднее, в IV веке медленный раздел между латинским и греческим христианством, не было недостатка в дискуссиях и переговорах о воссоединении двух Церквей. Вопрос о потустороннем мире при этом не играл заметной роли. Греческая Церковь, стоявшая у истоков доктринальной разработки, потенциально способной привести к чистилищу, не стала культивировать эти ростки. Она удовлетворилась смутной верой в возможность посмертного искупления, мало отличающейся от латинской практики молитв и заступничества за умерших. Но когда латинское верование привело к рождению третьего места потустороннего мира и глубокой перестройке географии того света, проблема чистилища выплеснулась на первый план дискуссий и разногласий. Первая фаза спора разворачивалась главным образом вокруг проблемы огня чистилища.

Чтобы рассмотреть с этой точки зрения XIII столетие, необходимо сперва напомнить, что в первой половине века переговоры, помимо трудных собственно религиозных проблем, встречались прежде всего с политическими препятствиями. Папство поддержало латинскую империю в Константинополе, установленную Четвертым крестовым походом в 1204 году, тогда как греки признавали только византийского императора, переместившегося в Никею.

Вот как разворачивалась дискуссия:

Вопрос, поставленный латинянином по имени Бартоломео, был примерно таким:

Греческий ответ:

Георгий Барданес:

Библейские авторитеты не поколебали францисканца, и каждый остался при своем мнении.

Первое папское определение чистилища (1254)

В последние годы понтификата Иннокентия IV атмосфера споров между греками и латинянами изменилась, и, когда папа умер в 1254 году, все, казалось, устремилось к соглашению. Спустя несколько недель после его смерти, 6 марта 1254 года, понтифик направил своему легату при греках на Кипре, кардиналу Эвде из Шатору, официальное послание (sub catholicae), ставшее одной из великих вех в истории чистилища. Папа, полагая, что между греками и латинянами существует достаточно много общего, и оставляя в тени щекотливый вопрос о прохождении через очистительный огонь до или после воскресения умерших, потребовал, правда довольно авторитарно, чтобы греки подписались под определением чистилища:

Это послание является актом доктринального рождения чистилища как места.

Второй Лионский собор и чистилище (1274)

Следующий шаг сделал Второй Лионский собор в 1274 году.

Предварительно, наверное, следует напомнить один из множества эпизодов, которыми отмечены перемежавшиеся полемикой переговоры между греками и латинянами в течение третьей четверти XIII столетия.

Между тем политическая ситуация, сложившаяся после отвоевания Константинополя греками в 1261 году и восстановления внешней целостности Византийской империи, привела к попытке примирения между латинянами и греками, вылившейся во Второй Лионский собор 1274 года.

Вот его содержание:

Но по причине многих заблуждений, допускаемых одними по неведению, другими — по злому умыслу, она (римская Церковь) говорит и провозглашает, что те, кто впадает в грех после крещения, не должны быть крестимы заново, но да обретут они прощение грехов своих через истинное покаяние. Если же они, воистину раскаявшись, умирают в милости прежде принесения достойными плодами покаяния епитимии за то, что они совершили или допустили, то души их, согласно высказыванию брата Иоанна, да очищаются после смерти карами очистительными или искупительными, и для облегчения оных кар им служат заступничества живых верующих, а именно приношение месс, молитвы, подаяния и другие деяния благочестия, совершаемые обычно верующими ради других верующих согласно установлениям Церкви. Души тех, кто после получения крещения не запятнал себя ни малейшей скверной греха, а также те, кто, запятнав себя скверной греха, были от него очищены либо оставаясь в своем теле, либо уже лишившись оного, как было сказано выше, тотчас принимаемы на небе.

Чистилище и менталитеты:
Восток и Запад

Второй интересный факт состоит в том, что на двух соборах, которые окончательно установят догму о чистилище в римском христианстве, — Ферраре-Флорентийском (1438—1439) против греков и Тридентском (1563), на сей раз против протестантов, — на догматическом уровне чистилище уже не будет определяться Церковью как точное место или как огонь.

Остаюсь при убеждении, что, при всей сдержанности теологов и осторожности церковных институтов, успех чистилища был обусловлен его пространственным закреплением и воображаемым, которому оно открыло простор для развития.

Легат, бывший одновременно епископом Акки и патриархом Иерусалима, имел свободную дискуссию с двумя греческими монахами и, в конечном счете, удовлетворился предписанным ему жительством на Кипре. В ходе спора встал вопрос о чистилище — именно это существительное использовалось в разговоре.

Но Фома Лентинский возобновляет дискуссию:

Латинянин: В каком месте покоятся в настоящее время души праведников, а в каком — души грешников?

Греки: Согласно слову Господа, праведники, подобно Лазарю, пребывают в лоне Авраамовом, а грешники, подобно богачу без снисхождения, — в огне геенны.

Латинянин: Многие простые верующие из нашей Церкви подлежат наказанию претерпевать подобное. Восстановление (апокатастасис), говорят они, еще не наступило, и по этой причине души не ощущают ни наказания, ни отдохновения. Стало быть, если так
.

Здесь, в тот самый момент, когда мы могли бы получить дополнительную, главную для нас информацию, в рукописи возникает лакуна. Таким образом, моя интерпретация представляет собой отчасти гипотезу.

Отмечу прежде всего парадоксальное для латинян использование оригеновского понятия апокатастасиса, но главное, по-моему, коренится не в учении, но в ментальной предрасположенности латинян, на что намекал Фома Лентинский. Многие простые верующие уже не довольствовались оппозицией геенна/лоно Авраамово, ад/рай после индивидуальной смерти. Потребность в чистилище, в последнем переходе между смертью и воскресением, в продлении процесса покаяния, в спасении по ту сторону обманчивой границы смерти, стала настоятельной потребностью масс. Vox populi. По крайней мере, на Западе.

Читайте также: