Виды договоров страхования применяемых на транспорте кратко

Обновлено: 02.07.2024

Для юридических лиц мы рады предложить страховые продукты всех видов, применяемых в международной практике и обеспечивающих максимальную защиту автомобилей.

Страхование транспортных средств

Объекты страхования:

Страховые риски:

1. пожар;

2. ДТП;

3. злоумышленные действия, совершенные в отношении ТС, третьими лицами;

4. стихийные бедствия (землетрясение, ураган, смерч, буря, наводнение, град);

5. повреждения наступившие, вследствие действий животных;

6. повреждения от упавших или отскочивших предметов;

7. хищение (угон);

8. ущерб, причиненный в совокупности рисков;

9. автокаско – включает всю совокупность рисков.

Страхование гражданской ответственности

Объект страхования:

  • гражданская ответственность владельца транспортного средства.

Виды страхования:

  • обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО),
  • добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО).

Страховой случай:

  • обязанность владельца транспортного средства по возмещению вреда, причиненного имуществу, здоровью и жизни третьих лиц, в установленном законодательством России порядке, установленном гражданским законодательством РФ, при использовании застрахованного транспортного средства.

Страхование пассажиров и водителя от несчастного случая.

Объект страхования:

  • здоровье и жизнь водителя и пассажиров в автотранспорте.

Страховой случай:

  • если последствием несчастного случая (неожиданное происшествие, в результате которого произошло увечье, ранение или был причинен другой вред здоровью) явилась постоянная либо длительная (больше 4 месяцев) утрата трудоспособности или смерть Застрахованного.

Особые условия страхования:

  • действие договоров автокаско распространяется на всю территорию стран Балтии и СНГ;
  • договор страхования можно заключить, до постановки транспортного средства на учет в ГИБДД, включая риск угона;
  • отсутствуют ограничения по условиям хранения (включая ночное время) автотранспорта во время действия страхового договора;
  • все убытки в период страхования оплачиваются, но единовременная выплата не должна превышать страховую сумму, это значит, что компенсация ущерба, понесенного по ряду страховых случаев, может превысить размеры страхового покрытия;
  • при замене поврежденных деталей на новые амортизация не учитывается;
  • для получения выплат по компенсации незначительного ущерба представление справок ГИБДД не требуется;
  • с момента дорожно-транспортного происшествия оказывается консультационная поддержка;
  • круглосуточная эвакуация транспортного средства с места происшествия в Москве и на территории Московской области осуществляется бесплатно;
  • существует специальная система для удаленного урегулирования страховых случаев;
  • действие страховых договоров распространяется на всех, имеющих право на управление автомобилем сотрудников компании-клиента.

Вы имеете возможность выбрать самую удобную для Вас форму возмещения ущерба:

  • проведение восстановительного ремонта на технической базе официальных дилеров (гарантия сохраняется);
  • оплата счетов, выбранной Вами, станции технического обслуживания;
  • выплата возмещения ущерба по заключению независимого экспертного бюро.

Сопровождение программ страхования:

  • для заключения страховых договоров и урегулирования страховых случаев Вашей компании назначается персональный специалист;
  • информационная поддержка предоставляется круглосуточно;
  • льготы при заключении договоров страхования имущества и личных автомобилей сотрудников.

Автострахование представляет собой один из видов страховой защиты, который защищает имущественные интересы, связанные с материальными расходами на восстановление автомобиля вследствие аварии или поломки. Кроме того, застраховать автомобиль — значит получить гарантию того, что потом, в случае необходимости, можно будет восстановить ущерб, нанесенный третьими лицами, и, помимо всего прочего, автострахование позволяет получить денежные средства на покупку нового автомобиля после угона.

Рассмотрим основные виды автомобильного страхования:

  1. страховка авто от угона и любого нанесенного ущерба (КАСКО);
  2. обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО);
  3. добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО);
  4. страховка для автомобиля от механических повреждений и неисправностей электрических узлов;
  5. страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров от аварий и иных несчастных случаев;
  6. страхование автогражданской ответственности лиц, которые выезжают за границу (Зеленая карта).

Рассмотрим основные виды автомобильного страхования: ОСАГО, КАСКО, ДСАГО.

КАСКО страхование является одним из самых популярных видов страхования и позволяет защитить автомобиль от всевозможных рисков, которые связаны с угоном, стихийными бедствиями, а также нанесением ущерба в результате ДТП, виновником которого является водитель. Подобная страховка для автомобиля включает в себя следующий перечень страховых рисков: угон, ДТП, хищение, урон, нанесенный третьими лицами, стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, молнии, ливни, град, обвалы, оползни, наводнения, падения предметов на автомобиль, нападения диких и домашних животных и т. д.), взрывы и пожары. Другими словами, застраховать автомобиль по договору КАСКО — значит получить гарантию того, что при наступлении какого-либо события, которое указано в договоре, абсолютно все финансовые убытки, связанные с имущественными интересами застрахованного лица будут возмещены в полной мере.

Если же вы решили застраховать автомобиль по договору ОСАГО, то необходимо знать, что подобные страховые тарифы регулируются Правительством РФ. Размер страховых выплат зависит от места регистрации, количества водителей, от их возраста и водительского стажа, а также того, какая мощность двигателя, установленного на автомобиле. В частности, водители моложе 22 лет или со стажем меньше 3 лет, решившие застраховать автомобиль по договору ОСАГО, могут рассчитывать на увеличение страховых выплат до 80%. Если же вы решили застраховать автомобиль и поэтому всерьез задумались о том, где дешево застраховать автомобиль ОСАГО, то следует знать, что цены абсолютно во всех страховых компаниях будут одинаковы.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в настоящее время можно застраховать автомобиль у агента. Преимущества заключаются в том, что практически все необходимые действия, связанные со страхованием, будут производиться агентом, который приедет и доставит к вам полис страхования буквально в день обращения. Кроме того, он поможет подготовить все необходимые документы для страховки автомобиля.

В частности для того, чтобы застраховать автомобиль по договору ОСАГО и получить полис, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, техпаспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства, а также технический талон или любой другой аналог этого документа);
  • водительские права лица, которое было допущено к управлению транспортным средством.

Что же касается страхования по договору ДСАГО, то оно подразумевает получение дополнительного полиса, который позволяет получить страховые выплаты в виде дополнительного возмещения убытков в тех случаях, когда выплат по ОСАГО недостаточно. Застраховать автомобиль по договору ДСАГО — значит получить ряд дополнительных преимуществ в виде полного возмещения убытков. Кроме того, страхование ДСАГО подразумевает компенсацию дополнительных расходов потерпевших в результате аварии (доставка в медицинское учреждение, эвакуация и хранение транспортного средства и т. д.).

Под автострахованием понимается тип страховых услуг, предоставление которых направлено на защиту интересов владельцев транспортных средств. Объектом страхования становится либо непосредственно автомобиль/мотоцикл/спецтехника, либо гражданская ответственность их собственника/водителя. Рассмотрим подробнее основные виды страховок на автомобиль, которые применяются в России на практике.

  1. Виды автострахования
    1. ОСАГО
    2. ДСАГО
    3. КАСКО
    1. Какие виды автострахования применяются в России чаще всего?
    2. Какой полис обойдется дороже – ОСАГО, ДСАГО или КАСКО?
    3. Какие виды страховки являются обязательными, а какие – добровольными?
    4. Кто контролирует рынок услуг автострахования в России?

    Виды автострахования

    Наиболее распространенными на сегодняшний в день в России считаются такие виды страхования автомобиля – один обязательный (ОСАГО) и два добровольных (ДСАГО и КАСКО). Особенности каждого из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    ОСАГО

    Оформление полиса ОСАГО позволяет застраховать гражданскую ответственность автовладельца. Наличие страховки выступает одним из обязательных условий для управления любым транспортным средством на дорогах страны.

    Документ защищает водителя автомобиля в случае, если он становится виновником ДТП. В подобной ситуации компенсация пострадавшей стороны выплачивается страховой компанией, оформившей полис. Законодательством установлена предельная сумма выплаты. Она достигает полумиллиона рублей при нанесении вреда здоровью или жизни других людей и равняется 400 тыс. рублей, если речь идет об ущербе транспортному средству.

    Это касается и правил расчета стоимости обязательной страховки. Она определяется путем умножения базового тарифа (коридор между минимальной и максимальной ставкой – устанавливается Центробанком России) на несколько коэффициентов, значения которых учитывают несколько параметров:

    • категория и мощность транспортного средства;
    • правовой статус собственника техники;
    • возраст и стаж водителя;
    • тяжесть и частота ДТП, виновником которых он стал, и т.д.

    ДСАГО

    Полис ДСАГО также страхует гражданскую ответственность автовладельца, но на добровольных началах. Фактически выступает дополнением к ОСАГО, позволяя увеличить величину страховой компенсации. Максимальное значение выплаты равняется 3 млн. рублей, что позволяет возместить практически любой ущерб, нанесенный транспортному средству.

    Конкретное значение компенсации определяется договором, заключенным со страховой компанией. Допускается назначение любой суммы в пределах указанного выше лимита. Порядок оформления полиса ДСАГО и правила расчета стоимости страховки разрабатываются непосредственно автостраховщиком. Контроль над этими процессами со стороны регулятора рынка намного менее жесткий, чем по отношению к ОСАГО.

    КАСКО

    Еще одна разновидность добровольного автострахования. В этом случае объектом страховки становится автомобиль. Наличие полиса позволяет получить компенсацию ущерба, нанесенного транспортному средству – как во время движения, так и в случае противоправных действий третьих лиц, например, угона.

    Перечень страховых рисков определяется по согласованию сторон и перечисляется в полисе КАСКО. Он выступает, наряду с характеристиками автомобиля, ключевым фактором, влияющим на итоговую стоимость страховки. Правила расчета цены, как и другие нюансы оформления автострахования КАСКО, определяются конкретной страховой компанией.

    Обычно стоимость полиса заметно превышает сумму, которую требуется заплатить в рамках получения страховки по ОСАГО.

    Другие виды страхования

    На практике применяются, хотя и значительно реже, другие виды автострахования. Обычно речь идет о защите водителей, а не транспортного средства. В качестве примера можно привести страховку от несчастных случаев, когда перечень рисков включает:

    • вред здоровью;
    • смерть;
    • потерю трудоспособности и другие подобные страховые случаи.

    Характерные особенности автострахования такого рода выражаются в нескольких ключевых моментах, в числе которых:

    • добровольный характер процедуры;
    • определение стоимости по правилам, разработанным страховой компанией;
    • объектом страховки могут становиться люди, которые находятся внутри машины в процессе движения – как водитель, так и пассажиры.

    Отдельного упоминания заслуживает автострахование при выезде за границу России. Например, при посещении на собственном автомобиле стран Шенгенской зоны оформляется полис по системе Зеленая карта. Такая страховка является обязательным требованием для пересечения границы с подобным государством.

    Ответы на вопросы

    Какие виды автострахования применяются в России чаще всего?

    Самым востребованным видом автострахования справедливо считается ОСАГО. В этом нет ничего удивительного, так как он является обязательным. Далее по популярности следуют два добровольных – КАСКО и ДСАГО.

    Какой полис обойдется дороже – ОСАГО, ДСАГО или КАСКО?

    На итоговую стоимость каждого из перечисленных видов автостраховки влияет множество факторов. Но в общем случае при равных стартовых условиях самым дорогим наверняка окажется полис КАСКО. ОСАГО занимает промежуточное место, а ДСАГО, если не включать слишком большое количество рисков, потребует наименьших расходов.

    Какие виды страховки являются обязательными, а какие – добровольными?

    В России к числу обязательных относится только один вид автострахования – ОСАГО. Также страховка потребуется и во время заграничной поездки. Например, по системе Зеленая карта при въезде в страны Шенгенского соглашения. Все остальные разновидности автостраховки являются добровольными.

    Кто контролирует рынок услуг автострахования в России?

    Регулятором отечественного рынка страховых услуг, в том числе в части автострахования, выступает Центробанк страны. Серьезную роль в управлении конкретным сегментом играет РСА – Российский Союз Автостраховщиков.

    Подведем итоги

    Наиболее популярными и востребованными видами автострахования в России выступают три: ОСАГО, КАСКО и ДСАГО. Первый относится к обязательным, а два оставшихся нередко дополняют его. В этом случае - при правильном подходе к оформлению договоров со страховыми компаниями – удается надежно и эффективно защитить интересы автовладельца и водителя, что выступает главной целью автостраховки.

    Автомобиль подвержен различным опасностям: он может попасть в аварию, его могут угнать и т.д. Чтобы уберечься от убытков, фирмы страхуют свои транспортные средства. Договоры страхования авто могут быть двух видов: договор страхования имущества (ст. 930 ГК РФ) и договор страхования гражданской ответственности (ст. 931 ГК РФ). В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от повреждения или угона автомобиля, а во втором — ущерб, причиненный машиной, которая принадлежит вам, другой фирме или гражданину. В данной статье мы остановимся на ­особенностях учета и налогообложения двух видов страхования автомобилей.

    Что такое ОСАГО?

    Владельцами транспортных средств признаются те фирмы, которые не только владеют автомобилем, но и пользуются автотранспортом по ­доверенности или арендуют его.

    Если фирма использует автомобиль своего сотрудника по договору аренды без экипажа или по договору безвозмездного пользования, то владельцем транспортного средства, а следовательно, и страхователем является организация. Если организация выплачивает работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях, то застраховать свою гражданскую ответственность должен сам работник.

    Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее чем через пять дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру и не зарегистрируют в ГАИ.

    Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены постановлением ­Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263.

    Для того чтобы застраховать гражданскую ответственность, нужно заключить договор со страховой компанией, которая имеет соответствующую лицензию. Для этого организация должна представить страховой компании следующие документы или их копии:

    • заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, которая приведена в Приложении № 1 к Правилам страхования;
    • свидетельство о регистрации юридического лица;
    • паспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства, указанного в заявлении о заключении договора страхования;
    • водительские удостоверения лиц, которые допущены к управлению автомобилем, а также документы, подтверждающие право водителя на управление этим транспортным средством.

    После того, как договор будет подписан, страховая компания должна вручить владельцу транспортного средства страховой полис по форме, приведенной в Приложении № 2 к Правилам страхования, а также специальный знак государственного образца. Этот знак надо разместить на автомобиле в правом нижнем углу ветрового стекла.

    В том случае, если страховой полис или специальный знак будут утеряны, страховая компания обязана выдать дубликат этих документов. Делается это за определенную плату, размер которой определяется расходами на изготовление дубликатов.

    Еще страховая компания должна выдать организации два бланка извещения о ДТП. Его нужно заполнить в случае аварии и вручить страховщику в течение 5 дней с момента ДТП.

    Договор страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее одного года (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). Затем его действие будет продлеваться до тех пор, пока страхователь не уведомит страховую компанию о прекращении договора. Причем он должен это сделать не позднее чем за два месяца до того, как истечет срок договора. С другой стороны, договор может быть разорван в том случае, если владелец транспортного средства опоздает с уплатой страховых взносов за следующий год более чем на 30 дней.

    Страховая премия

    Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, должны уплачивать страховой компании взносы. Это так называемая страховая премия, которая уплачивается разовым или частичными платежами. Ее размер рассчитывается исходя из страховых тарифов, которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739.

    Страховыми тарифами будут базовая ставка и коэффициенты. Страховая премия равна их произведению. Величина страховки зависит от категории владельца легкового автомобиля (физическое, юридическое лицо или владельцы такси). Базовые тарифы для них составляют 1 980 руб., 2 375 руб. и 2 965 руб. соответственно.

    Кроме того, размер тарифа зависит еще от возраста и стажа водителя, места регистрации автомобиля. Например, в Москве данный коэффициент равен 2.

    Марка машины и ее возраст не учитываются, зато учитывается срок договора и период пользования автомобилем.

    Размер страховой премии для легковых автомобилей, такси (в том числе маршрутных) сегодня рассчитывается по следующей формуле:

    СП = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,

    где ТБ — базовая ставка страхового тарифа в рублях (см. Таблицу 1).

    Коэффициенты страховых тарифов в зависимости:

    КТ — от территории преимущественного использования ­транспортного средства;

    КБМ — от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Если договор ­страхования заключается впервые, то КБМ принимается равным 1;

    КВС — от собственника машины (физ. / юр. лицо), возраста и стажа водителя;

    КО — от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

    КМ — от мощности двигателя легкового автомобиля (см. Таблицу 2);

    КС — от периода использования транспортного средства;КП — от срока страхования (см. Таблицу 3);

    КН — от добросовестности страхователя. Его величина зависит от того, насколько достоверно лицо сообщило сведения, необходимые для ­заключения договора, или сведения об обстоятельствах дела при ДТП.

    Таблица 2

    Коэффициенты, применяемые в зависимости от мощности двигателя

    Таблица 3

    Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования

    Если страховая компания уличит организацию в представлении ей ложных сведений, которые повлекли за собой уплату страховой премии в меньшей сумме, то она применит коэффициент КН в размере 1,5.

    Такой же коэффициент будет применяться в том случае, если ДТП было совершено умышленно или обстоятельства аварии были умышленно искажены в целях увеличения страховой выплаты.

    Наконец, указанный размер коэффициента КН страховая компания может применить и тогда, когда вред будет причинен при обстоятельствах, явившихся основанием для предъявления регрессивного требования.

    В налоговом учете расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, которые утверждены в соответствии с российским законодательством. Это ­установлено пунктом 2 статьи 263 Налогового кодекса.

    Таким образом, в состав прочих расходов предприятие может включить сумму страховки, рассчитанную для него по установленному тарифу.

    Если же тарифы не утверждены, то затраты по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в том размере, в котором были фактически уплачены.

    Обратите внимание: в некоторых случаях налоговые органы придерживаются прямо противоположной позиции. В статье 263 Налогового кодекса нет прямого указания на то, что она применяется не только к расходам на страхование имущества, но и к расходам на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это дает основание налоговикам считать, что расходы на автогражданку не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они полагают, что организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль только на сумму расходов по обязательным видам страхования имущества.

    В случае принятия указанного законопроекта теряется смысл в Справках о страховании, которые должны выдавать страхователям страховщики при прекращении договора. Ведь водитель может быть одновременно застрахован в нескольких страховых компаниях (вписан в полисы разных машин). Следовательно, чтобы доказать свою положительную страховую историю, нужно принести справки из всех страховых компаний! Эта проблема может быть решена с помощью единой компьютерной базы данных, но сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить эту базу данных, а главное — обеспечить доступ к ней всех продающих ­подразделений и ­агентов по всей стране?

    Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же СК, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Все это значительно усложнит данные процедуры, и, соответственно, увеличит сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя в полис может практически каждый агент, то после изменений в законе это можно будет сделать только после получения запроса из базы данных — скорее всего, сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней.


    Порядок получения страхового возмещения

    Для получения страхового возмещения по ОСАГО организация должна в течение пяти рабочих дней после ДТП уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Для этого в страховую компанию нужно представить:

    • заявление с требованием о страховом возмещении в произвольной форме;
    • извещение о ДТП (форма этого документа утверждена приказом МВД РФ от 14 июня 2003 г. № 414);
    • справку об участии в ДТП (Приложение № 12 к Методическим рекомендациям по организации деятельности подразделений ГАИ при производстве по делам об административных правонарушениях (письмо МВД РФ от 18 июня 2003 г. № 13/ц–72));
    • копию протокола об административном правонарушении (Приложение № 1 или № 2 к Методическим рекомендациям).
    • справке об участниках ДТП (Приложение № 31 к Методическим рекомендациям);
    • копии постановления по делу об административном ­правонарушении при наличии события административного правонарушения;
    • документах, подтверждающих право собственности организации на поврежденное имущество или право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
    • заключении независимой экспертизы о размере причиненного вреда;
    • документах, подтверждающих оплату услуг независимого эксперта, если оплата произведена потерпевшим;
    • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного транспортного средства от места ДТП до места его ремонта или хранения;
    • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества со дня ДТП до дня проведения ­страховщиком осмотра или независимой экспертизы.

    Если транспортное средство в результате ДТП сильно повреждено и доставить в страховую компанию его невозможно, то осмотр и оценка такого имущества в те же сроки проводятся по месту его нахождения.

    Учтите, что страховое возмещение будет выплачено организации только после предоставления полного пакета документов.

    Размер страхового возмещения

    Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. Кроме этого, страховая компания должна компенсировать и дополнительно понесенные расходы:

    • на лечение;
    • дополнительное питание;
    • приобретение лекарств;
    • протезирование;
    • посторонний уход;
    • санаторно-курортное лечение;
    • приобретение специальных транспортных средств;
    • подготовку к другой профессии.

    Если ущерб нанесен имуществу, то страховая компания должна компенсировать пострадавшему его реальную стоимость, которая определяется в зависимости от состояния имущества. При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или превышает его стоимость до аварии.

    Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере восстановительных расходов, то есть тех расходов, которые необходимы для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. К ним относятся:

    • материалы и запасные части, необходимые для проведения ­ремонтных работ;
    • расходы на оплату работ по ремонту транспортного средства.

    Страховая организация определяет размер расходов с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Расходы на ремонт транспортного средства оплачиваются исходя из средних цен, которые сложились в соответствующем регионе.

    Помимо этого страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или до дня проведения независимой экспертизы.

    Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Закона об обязательном страховании). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного:

    • жизни или здоровью, приходится при наличии нескольких потерпевших 240 000 руб., одного потерпевшего — не более 160 000 руб.;
    • имуществу, при наличии нескольких потерпевших — 160 000 руб., одного потерпевшего — не более 120 000 руб.

    Если по результатам ДТП будет заведено уголовное или гражданское дело, то размер выплаты может зависеть от результатов производст­ва по этим делам. Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания этого производства и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страховой премии.

    Особенности добровольного страхования авто

    Страхование, которое фирма осуществляет по своему желанию, является добровольным. Компания может застраховать автомобиль от угона или повреждения. Для этого надо заключить договор страхования имущества со страховой компанией. В договоре должны быть указаны следующие основные моменты:

    1. Срок действия договора (как правило, один год).

    2. Размер страховых взносов и порядок их уплаты.

    3. Страховые случаи (ситуации, в которых страховая компания ­выплачивает возмещение).

    4. Страховая сумма (максимальная сумма, которая может быть выплачена в страховом случае). Она не должна быть больше, чем стоимость застрахованного автотранспортного средства.

    Договор страхования начинает действовать в тот день, когда организация заплатит первый взнос (п. 1 ст. 957 ГК РФ). При этом компании выдается страховой полис. Его нужно будет предъявить страховщику в том случае, если с автомобилем что-нибудь случится.

    Фирма может застраховать и арендованное транспортное средство, если это не сделал его владелец. Ведь возмещать расходы в случае его порчи придется именно арендатору (ст. 669 ГК РФ).

    Учет и налогообложение

    Расходы по добровольному страхованию автотранспортных средств, которые используются для извлечения дохода, также учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Причем это в полной мере относится и к арендованным автомобилям.

    Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Тогда по договорам, которые заключены на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

    Сумма страхового возмещения, полученная организацией при ­наступлении страхового случая, не облагается НДС.

    На сумму страховых взносов можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (ст. 263 НК РФ). При этом не важно, какое автотранспортное средство застраховала организация — свое или арендованное. Главное, чтобы оно использовалось в производственной деятельности. Обязательным условием признания таких расходов является фактическая оплата страховой премии.

    Порядок налогового учета страховых взносов зависит от того, каким методом организация учитывает доходы и расходы. Если применяется метод начисления, то в налоговом учете, так же, как и в бухгалтерском, страховые взносы нужно включать в расходы в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это значит, что при уплате страховой премии разовым платежом расходы на страхование включаются в состав прочих расходов равномерно в течение всего срока действия договора.

    Налоговый учет расходов на страхование транспортных средств можно вести, используя данные бухгалтерского учета.

    Организации, использующие для определения доходов и расходов кассовый метод, могут уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на всю сумму страховых расходов в том месяце, когда был уплачен взнос (п. 3 ст. 273 НК РФ). В этом случае данные налогового учета не будут совпадать с данными бухгалтерского учета.

    Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет переложить на страховую компанию компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам. Это значит, что если транспортное средство организации причинит вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшему, то возмещать нанесенный ущерб будет страховая компания.

    Учтите, что страховая компания не станет возмещать вред, который был причинен в результате действия непреодолимой силы или в результате умысла потерпевшего.

    Таким образом, страховое возмещение — это сумма, которая выплачивается в том случае, когда транспортное средство пострадало из-за чрезвычайных обстоятельств. Тот факт, что действительно произошли чрезвычайные события, нужно подтверждать документально.


    Бухгалтерский и налоговый учет страховой выплаты

    В налоговом учете возмещение включается в состав внереализационных доходов, увеличивающих налогооблагаемую прибыль (ст. 250 НК РФ). А расходы, возникшие у предприятия из-за страхового случая, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

    Когда застраховано арендованное имущество, учет возмещения зависит от того, в пользу кого заключен договор. Ведь договор страхования можно заключить как в пользу арендатора, так и в пользу арендодателя (ст. 930 ГК РФ).

    Если страховка выплачивается арендодателю, то в учете арендатора она не отражается. Если же страховое возмещение получает арендатор, то отражение в бухгалтерском и налоговом учете этой операции точно такое же, как и в случае, когда пострадало собственное имущество.

    Ф.Н. Филина, экономист-аналитик

    При автомобильной перевозке грузов существует масса рисков, которые следует учитывать грузовладельцу. В процессе перевозки груз может быть поврежден, испорчен или потерять свои свойства. Чтобы обезопасить свой бизнес от подобного рода явлений, груз следует страховать.

    Заказчик может заключать договор страхования груза в любое время до начала его транспортировки. Условия страхования зависят от вида груза, маршрута движения и других факторов. Все эти условия прописаны в страховом договоре.

    Типы страховых договоров

    Любая страховая компания должна иметь государственную лицензию и действовать на основании специальных правил страхования. Эти правила описывают типы договоров, заключаемых компанией, список страхуемых рисков и порядок возмещения убытков. Эти документы у большинства страховщиков идентичны, так как основаны на Правилах перевозки грузов, разработанных ICC — Institute Cargo Clauses (Институтом лондонских страховщиков).

    Застраховать можно груз, принадлежащий юрлицу, перевозимый любым транспортом по всему миру; различные расходы, связанные с транспортировкой груза и даже ожидаемую прибыль от продажи перевозимого груза.

    Договор страхует грузы от их повреждения или полной утраты при транспортировке разными видами транспорта.

    Существуют разные типы страховых договоров:

    С ответственностью за все риски

    В этом случае страховыми случаями являются полная потеря или повреждение груза либо его части вследствие любого события.

    С ответственностью за частную аварию

    В этом случае страховка будет возмещена за повреждение либо полная потерю всего груза (его части) вследствие:

    • Пожара, вихря, бури, молнии (других стихийных явлений, прописанных в договоре), катастрофы, столкновения транспортных средств;
    • Исчезновение транспорта без вести;
    • Несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза.

    Без ответственности за повреждения

    В этом случае страховая компания выплачивает деньги только за полную потерю всего или части груза вследствие:

    • Различных стихийных бедствий (пожара, вихря, бури, молнии);
    • Исчезновения транспорта без вести;
    • ЧП при погрузке, укладке, выгрузке груза;
    • аварии (столкновения с другим автомобилем).

    С ответственностью за согласованные риски

    В этом случае деньги выплачиваются за повреждение либо потерю всего (части) груза вследствие:

    • Молнии, землетрясения, вихря, бури, извержения вулкана и прочих стихийных явлений;
    • Исчезновение груза и автомобиля без вести;
    • Повреждения атмосферными осадками;
    • Кражи, грабежа, разбойного нападения и прочих противоправных действий третьих лиц;
    • Повреждения скоропортящихся грузов вследствие выхода из строя рефрижераторных машин;
    • Других событий, определенных договором страхования.

    Страховая сумма определяется по сопроводительным документам (ТТН, CMR, коносамент и т.д.). Иногда страховая сумма может включать ожидаемую прибыль, фрахт, комиссия и другие транспортные издержки.

    Грузовладелец может застраховать разовую перевозку или же заключить договор страхования на год, если он часто транспортирует грузы.

    Величина страхового платежа зависит от выбранного страхового тарифа и размера страховой суммы, способа перевозки, упаковки, безопасности территорий, обеспечение охраной, расстояния транспортировки, срока страхования и размера франшизы.

    В каждом договоре приведен перечень исключительных случаев, за которые страховая компания не несет ответственности. Обычно это риски, связанные с военными действиями; с грубой неосторожностью или умыслом страхователя (нарушение правил перевозки). Страховщик не будет платить за недостачу груза, если на его упаковке нет видимых повреждений.

    Как получить страховое возмещение?

    Чтобы страховщик произвел страховые выплаты, грузовладельцу придется доказать наступление страхового случая (факт повреждения или пропажи груза).

    Заказчик должен сообщить о происшествии в страховую компанию. В 2-3-дневный срок после наступления страхового события нужно представить страховщику письменное заявление с требованием выплатить страховое возмещение.

    Затем нужно оформить документы, подтверждающие факт повреждения или утраты груза. При возникновении ДТП таким документом служит заключение ГАИ. В некоторых договорах предусмотрено обязательное освидетельствование характера повреждений груза сотрудником страховой компании либо независимым оценщиком.

    • заявление о выплате страховой суммы,
    • договор на перевозку,
    • накладные с отметками о маршруте движения,
    • свидетельства о том, что перевозчик (страхователь) пытался спасти груз,
    • заключение государственных органов.

    Таким образом, грузовладелец должен оценить потенциальные риски, которые могут вызвать повреждение или потерю груза, и включить их в договор страхования. Если будут соблюдены все положения договора, он оградит себя от возможных убытков.

    Читайте также: