Особенности национального познания кратко

Обновлено: 05.07.2024

В структуре познания два элемента:

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

Эмпирические методы:

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция – движение от фактов к общему.
  11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

В последнее десятилетие расширяется объем контактов с зару­бежными странами. Поэтому, собираясь в туристическую поездку или заграничную командировку, рекомендуется обратить внима­ние на права и обычаи той страны, которую решили посетить. Находясь в той или иной стране в качестве иностранного гостя, в случае нарушения местных законов, традиций, обычаев вам не удастся избежать наказания. Вот почему по прибытию за границу необходимо сразу ознакомиться с местными порядками, прави­лами торговли и проезда в общественном транспорте.

К принципам культуры поведения относятся вежливость, коррек­тность, тактичность, деликатность, скромность (см. разд. 1.1 и 1.2).

Главное не упускать из вида, что западный этикет требует от человека улыбки на лице, так как мрачное, недовольное выраже­ние лица портит настроение окружающим и мешает делу. Специ­алисты по международному этикету советуют научиться правиль­но делать четыре основные вещи: произносить имена людей, есть, одеваться, разговаривать.

Знание этикета разных народов поможет в общении и значи­тельно снизит уровень дискомфорта в непривычных условиях.

Мужчины приходят на службу в костюмах, женщины — в де­ловых платьях (реже в костюмах). За столом не рекомендуется пол­ностью съедать содержимое тарелки.

Английскийэтикет официален и традиционен; англичане очень вежливы, к партнеру по общению выражают предупредительно-корректное отношение. В конфликтных ситуациях англичанин ве­дет себя сдержанно, спокойно.

Британцы строго соблюдают процедуру знакомств: важное зна­чение имеет, чье имя будет названо первым. Обмен рукопожатиями принят только на первой встрече. Одежда деловых людей очень строга.

Немецкийэтикет основан на порядке, пунктуальности, дис­циплине. Немцы убеждены, что инструкции, распоряжения нуж­но выполнять безоговорочно. Они сдержаны, предупредительны и внимательны, а также бережливы и расчетливы. Одеваются строго.

Главный прием пищи — обед. Не рекомендуется убирать руки со стола — оба запястья должны касаться края стола.

Французскийэтикет отличается галантным отношением муж­чины к женщине. Во Франции большое внимание уделяют прави­лам хорошего тона, умению говорить в обществе. Также высоко ценится умение сказать приветствие, произнести тост и выразить слова благодарности.

В деловых вопросах французы проявляют осторожность. Дела решаются во время еды. Деловой обед может длиться часа два, деловые увеселения чаще проводятся в ресторанах, а не на дому.

Японцытрудолюбивы, с большим вниманием относятся к тра­дициям; они дисциплинированны, преданы авторитету и чувству долга.

Кроме того, японцы очень вежливы, обладают высокой терпе­ливостью и самообладанием при общении; внутри трудового кол­лектива высоко ценят психологический микроклимат.




В японских фирмах ни один мужчина не подчиняется женщине, если женщина начальник — у нее в подчинении только женщины.

Большое значение в японском деловом этикете придается про­цедуре обмена визитными карточками; рукопожатие в Японии не принято. Важнейшим элементом правил хорошего тона являются поклоны.

Арабские страны.Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции. В мусульманском мире иностранец не может обратиться с вопросом или просьбой к женщине. Арабское при­ветствие — это целая процедура, оно сопровождается расспроса­ми о здоровье, о делах. Речь арабского собеседника сопровождает­ся частыми обращениями к Аллаху. При первом знакомстве араб­ский собеседник выражает радушие и любезность. Это не при­творство, а дань традиции.

Вопросы для самопроверки

1. Для чего необходимы знания национального этикета?

2. Какие общие принципы культуры поведения вы знаете?

3. Подготовьте доклад о традициях и особенностях той страны, ко­торую вы хотели бы посетить.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Народная мудрость

В последнее десятилетие расширяется объем контактов с зару­бежными странами. Поэтому, собираясь в туристическую поездку или заграничную командировку, рекомендуется обратить внима­ние на права и обычаи той страны, которую решили посетить. Находясь в той или иной стране в качестве иностранного гостя, в случае нарушения местных законов, традиций, обычаев вам не удастся избежать наказания. Вот почему по прибытию за границу необходимо сразу ознакомиться с местными порядками, прави­лами торговли и проезда в общественном транспорте.

К принципам культуры поведения относятся вежливость, коррек­тность, тактичность, деликатность, скромность (см. разд. 1.1 и 1.2).

Главное не упускать из вида, что западный этикет требует от человека улыбки на лице, так как мрачное, недовольное выраже­ние лица портит настроение окружающим и мешает делу. Специ­алисты по международному этикету советуют научиться правиль­но делать четыре основные вещи: произносить имена людей, есть, одеваться, разговаривать.

Знание этикета разных народов поможет в общении и значи­тельно снизит уровень дискомфорта в непривычных условиях.

Мужчины приходят на службу в костюмах, женщины — в де­ловых платьях (реже в костюмах). За столом не рекомендуется пол­ностью съедать содержимое тарелки.

Английскийэтикет официален и традиционен; англичане очень вежливы, к партнеру по общению выражают предупредительно-корректное отношение. В конфликтных ситуациях англичанин ве­дет себя сдержанно, спокойно.

Британцы строго соблюдают процедуру знакомств: важное зна­чение имеет, чье имя будет названо первым. Обмен рукопожатиями принят только на первой встрече. Одежда деловых людей очень строга.

Немецкийэтикет основан на порядке, пунктуальности, дис­циплине. Немцы убеждены, что инструкции, распоряжения нуж­но выполнять безоговорочно. Они сдержаны, предупредительны и внимательны, а также бережливы и расчетливы. Одеваются строго.

Главный прием пищи — обед. Не рекомендуется убирать руки со стола — оба запястья должны касаться края стола.

Французскийэтикет отличается галантным отношением муж­чины к женщине. Во Франции большое внимание уделяют прави­лам хорошего тона, умению говорить в обществе. Также высоко ценится умение сказать приветствие, произнести тост и выразить слова благодарности.

В деловых вопросах французы проявляют осторожность. Дела решаются во время еды. Деловой обед может длиться часа два, деловые увеселения чаще проводятся в ресторанах, а не на дому.

Японцытрудолюбивы, с большим вниманием относятся к тра­дициям; они дисциплинированны, преданы авторитету и чувству долга.

Кроме того, японцы очень вежливы, обладают высокой терпе­ливостью и самообладанием при общении; внутри трудового кол­лектива высоко ценят психологический микроклимат.

В японских фирмах ни один мужчина не подчиняется женщине, если женщина начальник — у нее в подчинении только женщины.

Большое значение в японском деловом этикете придается про­цедуре обмена визитными карточками; рукопожатие в Японии не принято. Важнейшим элементом правил хорошего тона являются поклоны.

Арабские страны.Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции. В мусульманском мире иностранец не может обратиться с вопросом или просьбой к женщине. Арабское при­ветствие — это целая процедура, оно сопровождается расспроса­ми о здоровье, о делах. Речь арабского собеседника сопровождает­ся частыми обращениями к Аллаху. При первом знакомстве араб­ский собеседник выражает радушие и любезность. Это не при­творство, а дань традиции.

Вопросы для самопроверки

1. Для чего необходимы знания национального этикета?

2. Какие общие принципы культуры поведения вы знаете?

3. Подготовьте доклад о традициях и особенностях той страны, ко­торую вы хотели бы посетить.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания

  1. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
  2. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
  3. Представление – образ объектапознания, запечатлённый в памяти

— непосредственность;
— наглядность и предметность;
— воспроизведение внешних свойств и сторон.

  1. Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
  2. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
  3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения

— опора на результаты чувственного познания;
— абстрактность и обобщенность;
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Ученик за партой

Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,

Что такое познание?

Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.

Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:

  1. Субъект. Это тот, кто получает знание, прикладывая к этому определённые усилия. Любой человек, читающий книгу или статью в интернете, проводящий экспериментальные наблюдения или выполняющий теоретические расчёты, является в этот момент субъектом познания.
  2. Объект. Это то, на что направлена познавательная деятельность. К примеру, для читателей данной статьи объектом познания является само познание как понятие и явление.
  3. Мотив.Это фактор, вызывающий тягу к знанию, например, интерес. Мотив может быть практическим (желание получить высшее образование и обеспечить себе карьерные перспективы) или теоретическим (получение удовольствия непосредственно от процесса познания). Теоретическими мотивами человек руководствуется, например, читая статью о теории струн или строении вселенной. Этот процесс приносит удовольствие от познания, хоть и не даёт знаний, обладающих практической ценностью.
  4. Цель. Не следует путать цель и мотив. Целью познания является получение полных, точных и достоверных знаний о познаваемом объекте.
  5. Результат. Результатом познания является само знание. Стоит отметить, что результат иногда достигается даже без намеренного ведения познавательной деятельности. К примеру, ребёнок получает знания, когда впервые падает и расшибает колено, когда впервые обжигается, ранит палец или загоняет занозу. Он определенно не стремится к получению такого опыта, но знания он получает.

Формы познания

Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.

1. Чувственное познание

Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:

  1. Ощущение. Это процесс, происходящий в органах чувств под влиянием внешнего воздействия и позволяющий понимать определенные свойства познаваемого объекта или явления (форма, цвет, вкус, температура и прочее).
  2. Восприятие. Это интерпретация чувственных данных (ощущений), представляющая собой целостный образ предмета, процесса или явления.
  3. Представление. Это воспроизведённый образ предмета, процесса или явления, сформированный в воображении на основании имеющегося опыта и сохранившийся в памяти. Для возникновения представления не требуется воздействие на органы чувств в текущий момент времени.

Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.

При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.

2. Рациональное познание

Формы рационального познания:

  1. Понятие. Это логически оформленная идея или мысль, определяющая объект, явление или свойство.
  2. Суждение. Это мысль, утверждающая или отрицающая определенные факты (например, наличие свойств у предмета).
  3. Умозаключение. Это суждение, сформированное на основании нескольких других суждений и несущее при этом новую информацию.

Существует три вида умозаключений:

Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.

Рациональному познанию свойственны следующие особенности:

  • оно основывается на результатах чувственного познания;
  • оно использует абстрактные и обобщенные образы;
  • оно использует известные закономерности, связи и отношения.

Соотношение чувственного и рационального познания

В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:

  1. Эмпиризм. Данный подход основывается на утверждении, что единственным источником знаний является чувственное познание.
  2. Рационализм. Этот подход основывается на утверждении, что достоверные знания могут быть получены только путём рациональных рассуждений с соблюдением законов логики.

Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.

Виды познания

В современной философии выделяют 6 видов познания:

  1. Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
  2. Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
  3. Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
  4. Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
  5. Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
  6. Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).

Эмпирические методы:

  • наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
  • измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
  • эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
  • сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.

Теоретические методы:

  • анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
  • синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
  • сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
  • классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
  • конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
  • абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
  • систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
  • индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
  • дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
  • идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

Заключение

Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.

Рациональное познание – познание посредством мышления.
Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания;
абстрактность и обобщенность;
воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:
индуктивное (от частного к общему) ;
дедуктивное (от общего к частному) ;
по аналогии.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят:
Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т. д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.;
Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Читайте также: