Ж л давид основоположник неоклассицизма кратко

Обновлено: 30.06.2024

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David; родился 30 августа 1748 — умер 29 декабря 1825 гг.) — известный французский художник, центральная фигура позднего классицизма и наиболее яркий представитель стиля ампир в живописи. В течение всей взрослой жизни Давид занимал сознательную гражданскую позицию, активно принимал участие в Великой французской революции, а позже стал пылким сторонником Наполеона Бонапарта. Как живописец, Жак-Луи Давид рано добился признания во Франции и Европе.

Биография Жак-Луи Давида

Жак-Луи Давид родился в Париже, в семье оптового торговца железом 30 августа 1748 года. В девятилетнем возрасте мальчик лишился отца, а мать оставила сына на попечении брата и уехала жить в небольшой городок в Нормандии.

У будущего художника рано обнаружился талант к рисованию и учебе. Поэтому родственники матери посодействовали зачислению юного Жака-Луи в Колледж Четырех Наций и поощряли занятия рисунком в Академии Святого Луки. В 1766 году молодой юноша поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где начал обучение в мастерской Жозефа Вьена — признанного мастера исторической живописи и знатока античного искусства.

В 1775-1780 годах Жак-Луи уезжает на учебу в Италию, во Французскую Академию в Риме. Здесь молодой живописец восхищается произведениями древних мастеров живописи и окончательно становится сторонником классицизма.

В 1782 году Давид женится на Шарлотте Пекуль, женщине, впоследствии родившей для него четырех детей. Любовь к ней он пронесет через всю оставшуюся жизнь, невзирая на тяготы судьбы и многочисленные соблазны.

В 1789 году художник восторженно приветствует начало кровавой революции и становится ее активным участником. Живописца даже избирают в Конвент — высший орган законодательной и исполнительной власти молодой республики. Он тесно сближается с выдающимися революционерами той эпохи — Маратом и Робеспьером, голосует за смертный приговор свергнутому королю Людовику XVI.

В 1794 году жизнь Давида буквально висит на волоске. Его арестовывают после термидорианского переворота и заключают в тюрьму. Революционные власти даже всерьез рассматривают вопрос о казни бывшего соратника, но его спасают авторитет и признание в живописи.

В 1796 году, после четырехлетнего перерыва, повторно женится на Шарлотте, и они уже не расстанутся до самой смерти. В это же время в политической жизни Франции появляется новая сильная фигура — Наполеон. Уже признанный классик в числе других парижан приветствует молодого генерала при триумфальном въезде в город после Итальянского похода и становится ярым сторонником будущего императора.

В эпоху Империи Жак-Луи Давид стремительно набирает авторитет в художественной среде. Он становится придворным живописцем и родоначальником нового стиля в изобразительном искусстве — Ампира. Шедевры мастера прославляют Империю и ее правителя. Картины пышут нарочитой парадностью, утверждают превосходство вождя, в них преобладает строгость пропорций и сдержанность насыщенных тонов.

Давид увлеченно рисует сначала генерала, а чуть позже императора Наполеона во многих своих произведениях. Он посвящает картины важнейшим событиям времени — военным походам и коронации. Из-под кисти мастера выходят портреты лиц, приближенных к единоличному властителю Франции.

В 1815 году после битвы при Ватерлоо Наполеон окончательно расстается с властью. Во Франции на престол возвращается королевская династия Бурбонов. Для мэтра эти события имеют огромное значение. Его изгоняют из страны, бывшему члену Конвента не прощают голосование за смертную казнь Людовика XVI и активное участие в революции.

Он переезжает в соседнюю Бельгию и утрачивает интерес к политической жизни. Последние 10 лет работает над серией портретов и обучает своих учеников.

Жизнь великого мастера обрывается внезапно в декабре 1825 года. Старик возвращается из театра домой, попадает под повозку и получает серьезные увечья. В тяжелом состоянии его привозят домой, где живописец умирает. Через год за мужем уходит в мир иной и его жена.

Французские власти отказали детям покойного в захоронении тела отца в Париже. Могила великого мастера находится в Брюсселе. Но сердце почившего сын тайком отвез во Францию и похоронил на кладбище Пер-Лашез.

Самые известные картины Жак-Луи Давида

Творческое наследие Давида насчитывает сотни картин. Великий мастер оставил потомкам множество шедевров. Формат нашей статьи не может вместить все достойные упоминания произведения. Вот лишь небольшой список избранных работ:

Давид создал картину по заказу Людовика XVI точно в срок, но придворный вельможа, курирующий проект, отказался платить за работу. Недовольство сановника короля объяснялось простой причиной — превышением без разрешения допустимых размеров холста. Жак-Луи умело разрешил конфликтную ситуацию. Он предложил отрезать с разных краев по куску полотна, чтобы вложиться в нужные размеры. Придворный не рискнул так поступить и согласился полностью оплатить работу.

Примечательно, что уговаривать позировать Наполеона пришлось хитростью. Тогда еще первый консул изначально отказался от этой идеи и предложил посмотреть на лошадь в конюшне, а самого Бонапарта нарисовать по памяти. Портретист не стушевался перед грозным корсиканцем и нашел изящный ответ. Живописец сказал, что люди будут сильно удивлены, если лошадь будет похожа на себя, а Наполеон — нет. Пришлось будущему императору согласиться и выделить время для позирования.

Имя Давида навечно занесено в галерею выдающихся мастеров живописи. Его полотна украшают коллекции лучших музеев мира. А на сайте Very Improtant Lot ценители прекрасного могут напрямую приобрести картины современных художников или принять участие в аукционе по продаже произведений искусства разных исторических эпох.

На всю жизнь его учителем и кумиром станет великий Рафаэль. Именно здесь он открыл для себя красоту античного искусства, впоследствии сформировавшую его собственный стиль.


Ж. Л. Давид. Автопортрет. 1794 г. Лувр, Париж

События разворачиваются во внутреннем дворике древнеримского дома. Трое братьев, готовые победить или умереть во имя Отчизны, приносят отцу клятву долга и верности. Три одинаковых, рельефно изображённых профиля, стремительный жест рук, протянутых к оружию, передают ощущение единой устремлённости и решимости идти на бой во имя торжества справедливости. Отец благословляет сыновей на ратный подвиг и скрепляет их клятву. Они действительно победят, но цена такой победы будет слишком высока.


Ж. Л. Давид. Клятва Горациев. 1784 г. Лувр, Париж

Справа изображены сёстры Горациев. Поединок ещё не начался, а они объединены общим горем, скорбят о близких, так как заранее знают, что каким бы ни был исход битвы, одна потеряет жениха, а другая лишится брата. Безвольные и пассивные позы женщин, предающихся молчаливой скорби, лишь оттеняют твёрдость намерений братьев. В мягких и плавных очертаниях женских фигур, текучих и струящихся линиях одеяний ещё отчётливее просматривается непреклонная воля братьев к победе. Приглушённые золотисто-серые и белые тона женских одежд были призваны не только контрастировать с доминирующим красным цветом в одежде мужчин, но и подчёркивать их силу воли и решимость. Ничто не должно отвлекать Горациев от главного, никто не может отвратить их от сделанного выбора.


Ж. Л. Давид. Наполеон при переходе через Сен-Бернар. 1800 г. Национальный музей, Мальмезон

Произведение отличают рациональная организованность пространства, логически ясное построение композиции. Симметричность достигается благодаря тщательно продуманному расположению героев: в центре — отец семейства, справа — скорбящие женщины, слева — сыновья. Уравновешенность композиции создаёт фигура отца с поднятой рукой, которая является вершиной и боковой линией треугольника (характерная черта композиционного построения многих произведений классицизма). Руки братьев изображают противоположную его грань. Трёхпролётная античная арка разбивает пространство картины, акцентируя внимание зрителей на трёх образных группах. Античные колонны и арки заднего плана придают композиции монументальность, а градация света и тени подчеркивает чёткость и выразительность силуэтов.

В этом произведении Давид отдал дань классицистической манере Пуссена, как и он, искавшего в Античности путь к раскрытию вечных законов прекрасного. Свой идеал античной красоты художник выразил в контрасте ритмов и жестов, в античной символике (рисунке скрещенных рук и мечей, воспринимающемся как символ величия и оправданности приносимой жертвы). Увлечение живописью Пуссена особенно сказалось в некоторой за-стылости и театральности поз отдельных героев. Например, старшего Горация, картинно откинувшегося назад и устремившего свой взор к небесам.


Ж. Л. Давид. Смерть Марата. 1 793 г. Королевские музеи изобразительных искусств, Брюссель

Трудно переоценить значение творчества этого художника. В течение длительного времени он определял основные направления в развитии художественных процессов Франции. Именно с него началось перерождение французского искусства и уход от старых, отживших принципов. С именем Давида связаны кардинальные изменения в эволюции стиля классицизма, он возглавил движение неоклассицизма и явился крупнейшим его мастером. Творчество этого художника находится уже в преддверии романтизма и чутко откликается на реалистические устремления своего времени. Давид оказал огромное влияние на формирование многих художников.

Жак луи давид краткая биография

Биографии

В 19 веке на смену барокко в живописи приходит неоклассицизм. Основоположником французского стиля ампир и неоклассицизма по праву считается Жак-Луи Давид. Краткая биография этого художника открывает лишь небольшие вехи из насыщенной яркими событиями жизни великого художника Франции. Его картины любили или ненавидели еще при жизни, а сам Ж. Л. Давид до конца своей жизни оставался верен своим принципам.

Детство и юность

Биография будущего художника начинается в Париже, где он появился на свет 30 августа 1748 года. Родители называют его Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David). Мальчик лишился отца, когда ему было 9 лет, и отдан матерью на воспитание дяде.

С детства Жак-Луи проявлял художественный талант. Его отдают в Колледж Четырех Наций, а также он берет уроки по рисованию и скульптуре в Академии Святого Луки. По рекомендации родственника Жака-Луи отдают в ученики известному художнику Жозефу Вьену, мастеру раннего неоклассицизма и ярому поклоннику античного искусства.

Под его влиянием Жак-Луи увлекается античностью, творчеством Рафаэля и Микеланджело. С 1775 по 1780 он учится во Французской Академии в Риме.

Личная жизнь художника

О личной жизни Давида кратко можно сказать следующее: в 1782 году он вступает в брак с Шарлоттой Пикуль.

Доклад творчество жака луи давида

У них рождается четверо детей. В 1792 году они разводятся, так как его жена была убежденной роялисткой и у них были политические разногласия. Но Жан продолжает любить Шарлотту.

В 1796 году они снова заключают брак и уже не расстаются до самой его смерти. Шарлотта Пикуль переживет мужа всего на один год.

Творчество и политические взгляды

В возрасте 35 лет он становится художником при дворе Людовика XVI. Революционное движение захватывает живописца, и он принимает в нем активное участие. Давид заводит дружбу с такими деятелями французской революции, как Марат и Робеспьер. В 1792 году его избирают депутатом Национального Конвента, где он голосует за смерть Людовика XVI и Марии Антуаннеты. Революция стала основной идеей его полотен, написанных в то время:

Творчество жака луи давида

В 1794 году после переворота за свои революционные взгляды Давид был посажен в тюрьму. От смерти его спасает только известность и всеобщее признание. В 1796 году Ж. Л. Давид становится свидетелем триумфального въезда в Париж Наполеона. Он становится ярым поклонником Бонапарта и его придворным художником.

Изгнание и смерть

После того как армия Наполеона потерпела поражение, к власти пришли Бурбоны. Они не простили живописцу его политических взглядов и изгнали из Франции. Остаток жизни он проводит в Бельгии, основная его работа — обучение учеников. Он продолжает писать картины, полностью утратив интерес к политической деятельности.

Жизнь художника прерывается в декабре 1825 года. Похоронен он в Брюсселе, так как власти Франции отказали родственникам в просьбе привезти его тело в Париж. Сын художника смог тайно перевезти и захоронить его сердце на родине, в Париже. Бесценно наследие, которое оставил Давид. Кратко список его работ:

 биография жак луи давид

Ей удалось выкупить оригинал и уничтожить его. Сохранилась только чудесным образом уцелевшая репродукция этой картины.

Жак-Луи Давид: Автопортрет Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).1791. 64x53


Жак-Луи Давид: Автопортрет, 1791
64x53
Галерея Уффици, Флоренция (Galleria degli Uffizi, Firenze).


Жака Луи Давида принято считать основоположником французского неоклассицизма. На самом деле в его живописной манере соединились три направления: рококо, неоклассицизм и романтизм. Художник уже в молодые годы удостоился чести быть поставленным рядом с выдающимся французским художником эпохи рококо Франсуа Буше, создателем элегантного стиля. Отголоски чувственной и фривольной живописи Буше отчетливо прослеживаются в ранних работах Давида, таких, например, как "Битва Марса с Минервой" (1771). Здесь батальная сцена перегружена неуместными на поле брани фигурами обнаженных богинь и пухлых херувимов.

Жак-Луи Давид: Битва Минервы и Марса Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1771, 114х140


Битва Минервы и Марса Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1771, 114х140

Неоклассицизм был реакцией на господствующий в то время стиль барокко. Все чаще критики и философы призывали художников обращаться к героическим и нравственным сюжетам из античной истории, вытесняя ими фривольные, легковесные мифологические сценки.

В возрождении интереса к классической культуре не было ничего нового или необычного. Классицизм главенствовал во французской живописи XVII века, основателем этого направления считают Никола Пуссена (1594-1665), у которого Давид очень многое позаимствовал. Композиционно картина его "Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных" (1780) напоминает полотно Пуссена "Явление Богородицы святому Якову", а "Смерть Сократа" (1787) - полотно Пуссена "Завещание Эвдемидаса".

Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных


"Святой Рох, молящий Богородицу об исцелении зачумленных" (1780)

Жак-Луи Давид: Смерть Сократа Музей Метрополитен, Нью-Йорк 1787. 130x196



Жак-Луи Давид: Смерть Сократа Музей Метрополитен, Нью-Йорк 1787. 130x196

Исторические сюжеты
Многие полотна художников-неоклассицистов были написаны на сюжеты, взятые из истории Древней Греции и Древнего Рима. Все исторические картины Давида можно разделить на три категории: клятвы, сцены на смертном одре (например, "Смерть Сократа") и батальные сцены (например, "Леонид при Фермопилах", 1814). Клятвы и смерти пользовались особым успехом в 1780-е годы, когда эти сюжеты многие интерпретировали в свете современных политических событий. Подобные картины являлись образцами преданности, самопожертвования, героизма и высокой морали и тем самым представляли идеальный материал для революционеров-пропагандистов. Правда, в те годы Давид иногда писал исторические сцены, проникнутые романтическим духом, как, например, "Любовь Париса и Елены", 1788

Жак-Луи Давид: Парис и Елена Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1788. 144х180


Парис и Елена Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1788. 144х180


Своим появлением неоклассицизм был во многом обязан археологическим раскопкам 1740-х годов в разрушенных Помпеях и Геркулануме. Сохранившиеся здесь предметы быта, украшения открыли художникам античный мир. Еще сильнее энтузиазм творческих людей был подогрет появившимися вскоре книгами немецкого археолога и знатока античных древностей Иоганна Винкельмана (1717-1768): многотомным сочинением "Древности Геркуланума", выходившим с 1755 до 1792 года, и "Историей античного искусства" (1764). В своих исследованиях Винкельман призывал художников стремиться к созданию идеала красоты, опираясь на сохранившиеся образцы античного искусства. Книги эти стали культовыми для всей Европы.

"Весь Париж играет в Грецию, - заметил один путешественник, посетивший в те годы французскую столицу. - На головах у дам греческие прически. Даже самый мелкий фат не может позволить себе, чтобы его табакерка не была "античной"".

Как показывает "Портрет мадам Рекамье", написанный Давидом в 1800 году, мода на "греческий стиль" сохранялась до конца XVIII столетия и послужила источником для создания другого стиля - ампир, расцвет которого пришелся на время правления Наполеона.

Жак-Луи Давид: Мадам Рекамье Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1800, 174х244


Жак-Луи Давид: Мадам Рекамье Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1800, 174х244"

На картинах приверженцев "греческого стиля" новая мода проявлялась в не всегда уместных архитектурных деталях, написанных как будто "под старину" натюрмортах. Не избежал этого соблазна даже закоренелый сторонник теорий Винкельмана, учитель Давида - Жозеф-Мари Вьен. Подобные элементы можно найти и на ранних картинах Давида - например, на полотне "Антиох и Стратоника" (1774) или "Велизарий" (1781). Взгляд зрителя то и дело отвлекают от основного сюжета многочисленные детали, которыми насыщена композиция.

Антиох и Стратоника1774. Школа изящных искусств, Париж.


Давид Жак Луи - Антиох и Стратоника 1774. Школа изящных искусств, Париж.

Жак-Луи Давид: Велизарий, просящий подаяние Музей изобразительных искусств, Лилль 1781. 288х312



Жак-Луи Давид: Велизарий, просящий подаяние Музей изобразительных искусств, Лилль 1781. 288х312


Но через несколько лет все меняется. Если обратиться к таким полотнам художника, как, скажем, "Клятва Горациев" (1784) или "Смерть Сократа" (1787), можно заметить, что композиция стала легче, сдержанней.

Жак-Луи Давид: Клятва Горациев Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1784, 330х425


Жак-Луи Давид: Клятва Горациев Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1784, 330х425

Это самая знаменитая картина Давида. В ней нашли отражение все стилистические особенности художника. Здесь есть и следы классической манеры Пуссена с его пристрастием к выразительным театральным жестам, и воссоздание античной атмосферы. Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому изначально было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. После боя в живых остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись с триумфом домой, он был проклят собственной сестрой за убийство ее жениха, одного из братьев Куриациев. Будучи взбешен, он ударил свою сестру ножом, за что был приговорен к смерти (но впоследствии помилован).
Поначалу источником вдохновения для Давида стала пьеса Корнеля "Гораций", но в ней не было сцены клятвы. Подробности воинской клятвы Давид заимствовал у Пуссена, а сама идея клятвы была, по всей видимости, взята художником из легенды о Бруте.


Перемена произошла после пребывания Давида в Италии (1775-80), именно тогда художник решил избавляться от мешающих основной идее деталей. Как говорил он позже своим ученикам, "в моем вкусе, мыслях, даже поведении иногда прорывалось нечто варварское, то, от чего я должен был отказаться, если желал достичь в своих картинах глубины и прозрачности". Большую роль здесь сыграло не только знакомство с античным искусством, но и изучение художником работ итальянских мастеров эпохи Возрождения, в первую очередь Рафаэля и Караваджо. "Я чувствую себя так, словно мне удалили катаракту. С глаз моих упала пелена, и я теперь понимаю, насколько слаб и несовершенен мой стиль, основанный на фальшивых принципах, и сколько мне предстоит сделать для того, чтобы приблизиться к сверкающей истине. Слепое копирование природы кажется мне недостойным, вульгарным занятием, нужно стремиться выше, к уровню античных мастеров и Рафаэля. "

Достижением Жака Луи Давида можно считать то, что ему удалось передать в своих работах самую суть этических идеалов Древней Греции и Рима - добродетель, героизм, самопожертвование. Чтобы выделить мысль, художник отказывался от сложных ракурсов и различных трюков с перспективой, от избытка архитектурных деталей, мебели. Постепенно Давид свел к минимуму число фигур в своих композициях, отказался от живописного фона. Происходящее на картине он заключал в подобие театральной коробки, а персонажей будто выводил к рампе.

Самые знаменитые шедевры Давида, относящиеся к течению неоклассицизма, были написаны им в 1780-е годы. Винкельман отмечал, что великую картину можно написать только в тишине и покое, вдали от мирской суеты. Именно в таких условиях Давид работал над "Смертью Сократа" и "Клятвой Горациев".

С началом Великой французской революции художник обратился к бурным событиям, что коренным образом отразилось на его манере. Теперь, уйдя с головой в политику, Давид писал торопливо, возбужденно, в работах его появились элементы, роднящие полотна художника с зарождающимся в живописи течением, которое позднее будет названо романтизмом.

Жак-Луи Давид: Наполеон Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар 20 мая 1800 г. Галерея Бельведер, Вена (Galerie Belvedere, Wien).1801. 275x232


Жак-Луи Давид: Наполеон Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар 20 мая 1800 г. Галерея Бельведер, Вена (Galerie Belvedere, Wien).1801. 275x232


Признаки романтизма особенно очевидны в картине "Наполеон на перевале Сен-Бернар" (1800), где плащ завоевателя развевается на ветру, и в предварительном, сделанном пером и тушью рисунке к картине "Клятва в зале для игры в мяч" (1791), где вздымающиеся от ветра занавеси подчеркивают возбужденное состояние бунтарей-революционеров.

Клятва в зале для игры в мяч (1791)


"Клятва в зале для игры в мяч (1791)"

Прославивший Давида неоклассический стиль с падением Наполеона очень быстро вышел из моды - очевидно, слишком уж сильно ассоциировался он с кровавыми событиями революции. На смену ему пришел более мягкий, отвечающий запросам широкой публики стиль Энгра, ученика Давида.

Революционер
Взгляды Давида на живопись были столь же непостоянными, как и его политические пристрастия. Начав как последователь стиля рококо, он после пяти лет, проведенных в Италии, встал на позицию нового течения, названного неоклассицизмом. К концу жизни бывший художник-революционер вновь возвращается к слащавым сценкам, с которых он начинал свой творческий путь. Но после таких полотен, как "Клятва Горациев" или "Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей", прославивших Давида, последние его картины казались нелепыми.

Жак-Луи Давид: Ликторы приносят Бруту тела его сыновей Лувр, Париж 1789, 323х422


Жак-Луи Давид: Ликторы приносят Бруту тела его сыновей Лувр, Париж 1789, 323х422

Эта картина продолжает тему, начатую Давидом в "Клятве Горациев", - конфликт между общественными и личными интересами. Брут - основатель Римской республики, решил изгнать из Рима царский род, однако его сыновья приняли сторону царской власти. Брут сделал трудный выбор - осудил своих детей на смерть. В те годы, когда Давид писал эту картину, подобная сцена не рассматривалась иначе, как призыв к свержению монархии.

Для творчества Давида характерны реалистические основы, драматическая сила, идейная целеустремленность, которая особенно сильно проявилась в годы Великой французской революции, а также стремление запечатлеть актуальные события современности. Он передал свое мастерство огромному количеству учеников, так что Делакруа, отдавая должное Давиду, назвал его родоначальником всей новой школы живописи и скульптуры.

Жак-Луи Давид: Автопортрет Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1794, 81х64


"Жак-Луи Давид: Автопортрет Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1794, 81х64

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ж. Л. Давид – основоположник неоклассицизма

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ж. Л. Давид – основоположник неоклассицизма

Ж. Л. Давид – основоположник неоклассицизма

К концу XVIII в. классицизм в каждой европейской стране получил специфическ.

Ослабление влияния Королевской академии живописи и скульптуры на художестве.

Жак Луи Давид 1748 - 1825 К оружию, граждане! Искусства должны могущественным.

Жак Луи Давид 1748 - 1825 К оружию, граждане! Искусства должны могущественным образом содействовать общественному просвещению. Из доклада Давида Конвентуу

Шел 1784 г. В Риме, художественной столице Европы, у дверей мастерской, кот.

Шел 1784 г. В Риме, художественной столице Европы, у дверей мастерской, которую снимал французский живописец Жак Луи Давид, собралась пестрая толпа. Тут можно было встретить художников из Англии, Германии, из Нового Света, соотечественников Давида — французов. Все они приехали в Вечный город, чтобы усовершенствовать свое мастерство, постигнуть идеал красоты, которым, как утверждали знатоки, владели творцы античного искусства. Художники изучали, копировали фрески, скульптуры, вазы, светильники, треножники, мебель — все, чем был богат Рим и что было найдено при раскопках Геркуланума и Помпей и наконец выставлено для всеобщего обозрения. Сегодня многие из них пришли к Давиду, чтобы увидеть картину, о которой говорил весь город. После одиннадцати месяцев упорного труда в закрытой для посторонних глаз мастерской Давид, показывал свою работу. Почему картина французского художника так взволновала публику? Огромное полотно, выставленное в мастерской, изображало внутренний дворик древнего римского жилища. В центре его глава прославленного рода старик Гораций отправлял на смертный бой своих сыновей. Войска последнего римского царя Тарквиния Гордого осадили Рим. Он пытался вернуть себе власть над городом и уничтожить республику. По обычаю того времени сражению войск предшествовало единоборство между самыми храбрыми и знаменитыми воинами, которых выставляли противники. Рим оказал честь братьям Горациям, и вот теперь старик отец, благословляя сыновей, высоко поднял сыновний меч и требует от них клятвы победить или умереть за свободу народа, за республику. Единодушно и решительно молодые Горации произносят эту клятву. Полная стремительности и единства, группа юношей выражает непобедимую волю к победе. И этот энергичный порыв оттеняется правой частью картины, изображающей женщин, склонившихся в сдержанной скорби. Плавными, струящимися линиями пишет художник эту группу. Строгая античная аркада в глубине объединяет группы. Их соотношение между собой построено на точно выверенных пропорциях. Фигуры расположены на переднем плане. Рисунок картины ясный и четкий, цвет и рисунок моделируют объемы, создают впечатление скульптурности изображения. Господствуют мягкие, приглушенные тона. Только в центре картины — два пламенеющих красных пятна: плащ старого Горация и деталь одежды одного из сыновей. И между ними — холодный блеск поднятых отцом мечей. Картина имела огромный успех и на родине художника. Французы восприняли ее как революционный манифест, как боевой призыв к борьбе за свободу. Давид становится главой французских художников. (Предтеченская Л.М. Конспекты уроков по МХК.)

 Давид. Клятва Горациев

Давид. Клятва Горациев

Наступил 1789 г. В этот знаменательный год Давид создает одно из самых знач.

Высокая гражданская тема, конфликт, основанный на столкновении личных интер.

 Давид. Брут

Давид – летописец своего времени. И великолепная галерея портретов его совр.

портреты Портрет мадам Рекамье Портрет Жозефины Портрет Наполеона Бонапарта

портреты Портрет мадам Рекамье Портрет Жозефины Портрет Наполеона Бонапарта

Давид. Наполеон на перевале Сен - Бернар

Давид. Наполеон на перевале Сен - Бернар

Давид становится активным деятелем французской революции, членом Якобинског.

 Лувр

Давид был другом Марата. Он был у него за два дня до убийства, и Марат разг.

Давид. Марат «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Кордэ – гражданину Марату. Я н.

Какие идеи французских просветителей нашли отражение в творчестве Давида.

Какие идеи французских просветителей нашли отражение в творчестве Давида? В чем и как он выразил противоречивый дух своего времени? Трудно переоценить значение творчества Давида. В течение длительного времени он определял основные направления в развитии художественных процессов Франции. Именно с него началось перерождение французского искусства и уход от старых, отживших принципов. С именем Давида связаны кардинальные изменения в эволюции стиля классицизма, он возглавил движение неоклассицизма и явился крупнейшим его мастером. Творчество этого художника находится уже в преддверии романтизма и чутко откликается на реалистические устремления своего времени. Давид оказал огромное влияние на формирование многих художников.

 Жак Луи Давид

Читайте также: