Зернь это в древней руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.

Брасле́т (от фр. bracelet — запястье) — ювелирное изделие, надеваемое на руку, со времён палеолита, распространённое у многих народов мира.

Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.

Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.

Упоминания в литературе

Сакские мастера владели разнообразными технологиями: литьем, штамповкой, ковкой, гравировкой, пайкой. При изготовлении украшений использовались зернь , холодное золочение, инкрустация пастами и драгоценными камнями, а также такой необычный прием, как раскраска деталей в черный и красный цвета. Например, на перевязи кинжала алой краской заполнены углубления в клыках, глазах и когтях свернувшейся пантеры.

Шапка Мономаха – уникальное ювелирное произведение конца XIII – начала XIV в. Тулья ее составлена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена золотыми ленточками с зернью , часть имеет сверху косую насечку, которая создает иллюзию тонкой крученой проволочки.

Все найденные фибулы (всего 8 экз.) изготовлены из серебра и небольшие по величине. Одни из них представляют собой замкнутые пластинчатые кольца, у других верхняя часть перевита, а получившиеся углубления снабжены ниточкой ложной зерни (рис. 17, 3). Фибула из Суотниеми-4 (2487: 72) (здесь и далее даются шифры вещей, хранящихся в Музейном ведомстве Финляндии) (рис. 17, 4) имеет ажурную форму. На фибуле из Суотниеми-1 (2487: 2) (рис. 17, 2) на противоположных краях изображены по две руки в рукопожатии. На фибуле из Кекомяки-1 (2489: 187) по кругу расположена надпись AVE MARIA GT. Фибулы, подобные трем последним, найдены в новгородских слоях 60-80-х гг. XIII в. (ажурная фибула), 30-60-х гг. XIII в. (с надписью на дуге), 60-90-х гг. XIV в. (с руками в рукопожатии) (Седова 1981: 91, рис. 31, 16, рис. 33, 1, 2). Одна фибула с надписью AVE MARIA GT найдена в Турку и еще одна – в Миккели Тууккала (Kivikoski 1973: 132, Abb. 1050).

Связанные понятия (продолжение)

Подвеска — ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.

Пря́слице (или пря́сло, пря́слень) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица изготавливались из камня, глины, кости. Иногда пряслица делались из кусков стенок битых горшков. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.

Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.

Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.

Була́вка — изделие, обычно изготавливаемое из металла, предназначенное для крепления, прикалывания, закалывания чего-либо.

Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси.

Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.

Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.

Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.

Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит.

Височное кольцо — бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу.

Сердоли́к, или карнео́л, — минерал, красновато-розовая, жёлто-красная или оранжево-красная разновидность халцедона.

Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Древней Руси.

Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

Инкруста́ция (позднелат. incrustatio, буквально — покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.

Тауширование, насечка — инкрустация одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления.

Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.

Го́мбик (чеш. gombík) — ювелирное изделие, характерное для Великой Моравии в IX—X веках. Представляет собой полый предмет сферической формы с ушком, состоящий из двух соединённых полусфер. Находят гомбики и на юге Польши, и в Гнёздовских курганах.

Умбон (лат. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном часто находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита. Нередко умбону придавалась заостренная форма, позволявшая наносить поражающие удары щитом.

Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. Произошёл от натуральных жгутов, которыми древние греки и римляне в религиозные и прочие праздники (лат. festa) украшали здания, проёмы, головы жертвенных животных. Встречается на монетах и медалях, главным образом в конце XVIII века, например, на пфеннигах Людвига.

Перстень — кольцо надеваемое на безымянный палец (перст), может быть с каким-либо установленным драгоценным камнем или минералом.

Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Теслó, Тесла́, Тесни́к, Шля́хта (англ. adze; фр. herminette; нем. Dechsel, Querbeil) — плотницкий инструмент (плотничье орудие), род топора напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги).

Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Овручские шиферные пряслица — пряслица, выточенные из розового и красного камня — шифера (пирофиллитового сланца), который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных пряселец — биконическую, то есть грузик как бы состоял из двух усечённых конусов, соединённых широкими основаниями. Весили пряслица в среднем около 16 г, высоту имели.

Шкату́лка (устар. ларе́ц, ла́рчик, бау́льчик, укла́дочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.

Слоновая кость — драгоценный материал для выделки предметов роскоши, обычно из бивней слонов. Хорошо обрабатывается резцом и полируется. В настоящее время слоновая кость в основном используется для изготовления мелких резных изделий и украшений.

Плаке́та (плакет, плакетка от фр. plaquette — дощечка) — памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Плакеты чеканятся в сувенирных целях и для украшения. Изготовление плакет началось в эпоху Возрождения.

Энко́лпион, или Енко́лпион, или Енко́лпий (др.-греч. ἐγ-κόλπιο(ς) — нанедренник, наперсник) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Разновидность энколпия — панагир, панагия.

Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.

Ге́мма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями. Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи).

Шпилька — приспособление, с помощью которого волосы человека закрепляются и удерживаются на одном месте. Изготавливаются из металла, слоновой кости, бронзы, дерева и т. д. Шпильки существовали уже в древней Ассирии и Египте, где ими украшались причёски. Археологические раскопки позволяют предположить, что такие шпильки ценились как предметы роскоши у египтян, а затем греков, этрусков и римлян.

Кулон — ювелирное украшение, надеваемое на шею. Разновидность подвески. Носится на цепочке или шнурке.

Глазу́рь (нем. Glasur, фр. glaçure) — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В древней Руси глазурь также называли поливой.

Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Кабошон (от фр. caboche — голова) — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки; также кабошоном называют обработанный таким образом камень. Обычно отшлифованный кабошон имеет овальную или шаровидную форму, плоский с одной стороны. В более широком значении слова, кабошоном называют шлифовку драгоценных и поделочных камней, в отличие от огранки.

Pendant with opal and gold.jpg

Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью.

См. также

Литература

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Зернь" в других словарях:

зернь — зернь, и … Русский орфографический словарь

зернь — зернь/ … Морфемно-орфографический словарь

зернь — и; ж. 1. Старинная игра в кости. Играть в з. Проиграть деньги в з. 2. собир. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Серьги, покрытые зернью. Брошь с зернью. * * * зернь ювелирная техника … … Энциклопедический словарь

Зернь — мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из тонкой проволоки (см. Филигрань). Зернь создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает… … Художественная энциклопедия

зернь — ЗЕРНЬ , и, ж. 1. Название карточной игры. ◘ Существует ещё игра юрдовка, иначе зернь, основанная на игре в оставшиеся от выброски карты: двойки, тройки, четвёрки и пятерки. С.В.Максимов. Сибирь и каторга, 1871. ♠ Обычно зернь игра в… … Карточная терминология и жаргон XIX века

ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени … Большой Энциклопедический словарь

ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ, зерни, мн. нет, жен. (ист.). Игра в кости или в зёрна. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ, разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки … Современная энциклопедия

Зернь — I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Зернь — I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать о разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.

Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.

Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3−0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Борокко, рококо, ар деко — каких сталях создавались украшения на протяжении истории читайте в этой статье.

Зернь представлена в правой части изделия

Эта статья — о ювелирной технике. Об азартной игре см. Зернь (игра).

Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 см, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.

Изображение

Технология зерни

Технология зерни

Зернь — это один из приемов художественной обработки изделий из металлов. Его сущность заключается в том, что изделие украшается мельчайшими металлическими шариками, уложенными и припаянными на его поверхности в виде треугольников, ромбов, веточек, гроздьев и т. п. Иногда изделие сплошь покрывалось зернью, набранной строгими рядами; при этом каждое зерно было посажено на отдельное микроскопическое колечко, что придает изделию необычную изящность и неповторимую игру светотени.

Искусство зерни с давних пор было известно в Египте, Микенах, Греции, Византии, Древней Руси. Примерами необычайно высокого мастерства, которого достигли древние ювелиры, могут служить серьги из Феодосии (IV в. до н. э., Государственный Эрмитаж), золотые подвески и серьги, богато украшенные зернью, работы византийских мастеров VII—VIII вв., найденные у с. Глодосы и в Ольвии (Киевский музей исторических драгоценностей), серебряные звездчатые колты рубежа VII—XIII вв. из Тереховского клада (Государственный Русский музей), золотой звездчатый колт XII в. работы киевских мастеров (Киевский музей исторических драгоценностей).

На Руси зерненые изделия широко распространяются начиная с X в. Б. А. Рыбаков считает, что этому способствовал приток с VI—VII вв. зерне-ных и сканых изделий с Востока [4, с. 355] Анализируя зерненые изделия, трехбусинные кольца X—XIII вв., встреченные как в Киевской земле, так и в Переяславской, Черниговской, Псковской, Владимирской, а также зерневые киевские колты, Б. А. Рыбаков дает подробное описание размеров и количества зерен на этих изделиях. Так, на киевских колтах напаяно до 5000 зерен, а на некоторых серебряных лунницах — по 2500 зерен; на площади 1 см2 укладывается 324 подобных зерна [4, с. 333].

© А. И. Минжулин, 1990 г.

Помощь в развитии форума Поддержать проект
Каждый оригинален в меру своей оригинальности © Mi vida sin cera
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.

В последние 100 лет у нас в стране и за рубежом вырос интерес к технологии зерни и филиграни. Во-первых, это чисто научный интерес к развитию ювелирного дела и ремесла в целом. Во-вторых, понятно стремление современников практически возродить технологию зерни. Немалый интерес представляет также техническая сторона пайки микроскопических деталей простыми средствами и методами, она интересует многих умельцев.

В наши дни материалы археологических раскопок и находки случайных кладов древнерусских украшений, зарытых во времена нашествия монголо-татар, вновь, и вновь заставляют обращаться к теме, связанной с технологией производства древней зерни, с затратами труда при изоготовлении зерненых изделий.

Почти .во всех научных публикациях подобные украшения рассматриваются как своеобразные височные подвески. Это мнение основано на примере находок из погребений, где подобные кольца находили прикрепленными к ремешку или полоске ткани у каждого виска по несколько штук [4, с. 337— 338; 7, с. 117, 221, табл. XIVII, 5]

После очистки фрагментов трехбусинных сережек с помощью эндоскопа были обследованы внутренние поверхности бусин. Основа каждой представляет собой каркас из радиально набранной проволоки диаметром 0,2 мм, спаянной между собой, причем каркас составлен из двух полушарий, также спаянных вместе. Бусина покрыта зернью в 12 рядов, по 25 зерен в ряде, каждое зерно посажено на отдельное колечко. Размер зерен колеблется от 0,6 до 0,7 мм, диаметр колец под зернами — 1,2, диаметр проволоки колец — 0,17, общий размер бусин — 11X8 мм. Разделяющая бусины филигранная полоска имеет сечение 0,45 Х0,14 мм; проволока, из которой изготовлено кольцо серьги, имеет диаметр 1,25 мм. Общий размер серьги — 31 мм. Вес одной бусины — 1 г, всей серьги — 4,2 г В среднем одна трехбусинная серьга собрана из 2018 деталей, соединенных между собой методом пайки (рис. 2, /).

Спектральный анализ показал, что кольцо серьги состоит из сплава, в состав которого входят: серебро—70%, медь— 15, золото — 6, никель — 4, цинк— 1,2%. В сплаве присутствуют следы свинца, железа, марганца, висмута 1

Металлографические исследования зерен и основы, к которой они крепятся, дали следующие результаты: зернь, кольцо под ней и основа изготовлены из высокопробного серебра, содержащего не более 10% меди. Все указанные элементы соединены методом пайки. Припой подвергся коррозии, однако на основе его строения можно предположить, что это был сплав, содержащий 20—30% меди. Продукты коррозии имеют в проходящем поляризованном свете желтый цвет 2

Чтобы ответить на вопросы, касающиеся технологии производства зер-неных изделий, нами была осмотрена большая группа ювелирных изделий VI—XIII вв., хранящихся в музеях УССР, а также проведен ряд экспериментов по опробованию известных по литературным источникам и публикациям рецептов и методик зернения.

Технология изготовления пластин, проволоки, зерни индивидуальным методом с древнейших времен и до наших дней не претерпела существенных изменений (рис. 3). Во все времена мастер плавил металл в тигле в горне, отливал в изложницу, проковывал и таким образом изготавливал пластину

Помощь в развитии форума Поддержать проект
Каждый оригинален в меру своей оригинальности © Mi vida sin cera
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа.

Читайте также: