Земский собор это в истории кратко
Обновлено: 04.07.2024
Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население.
Выборы представителей на земские соборы (количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек) проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определенных чинов. Выборные созывались посылкой грамот по городам, которые – со своими уездами – составляли избирательные округа. В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ.
Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платилось, но челобитные о выплате жалования встречались. Заседания соборов могли проходить годами, поэтому было чрезвычайно важно запастись выборным всем необходимым. Быть выборными могли себе позволить лишь обеспеченные люди (своеобразное препятствие для малоимущих).
Земские соборы исчезли (перестали созываться) в результате усиления единодержавия и укрепления царской власти в период правления царя Алексея Михайловича.
Земский собор — это орган сословного представительства.
Предпосылками для его появления послужили три обстоятельства:
-
и советы, как традиции истории России;
- обострение межклассовой борьбы;
- сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).
Учреждение Земского собора было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Необходимо было создать государственный орган, поддерживающий политику власти и благодаря которому власть смогла бы узнавать о потребностях общества и обращаться к народу.
Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских). Тогда приближенные советники Ивана Грозного (Избранная рада) проводили реформы середины 50-х гг. 16-го в. Созванный впервые Земский собор был назван историками также Собором примирения. На нем было принято решение о новом Судебнике, изданном уже в 1550 г. Благодаря Земскому собору 1549 г. упрочнялись уже проведенные реформы Избранной рады.
Земские соборы проводились и позднее, но регулярным этот вид государственного органа не стал.
Второй Земский собор был созван в 1566 г. На нем обсуждался вопрос мира с Латвией (война за Ливонию): стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?
В 1584 г. был созван избирательный Земский собор, на котором впервые был избран царь — Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Он не был указан в завещании (в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г.). Его юридический титул был неясен, так как после смерти старшего сына Иван 4-й не составил новое завещание.
В 1598 г. был созван избирательный Земский собор, на котором было принято решение о возведении на престол царя-боярина. Правителем стал Борис Годунов.
Цари, избранные Земским собором, — это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:
Самым известным из избирательных стал Земский собор 1613 г., на нем был избран Михаил Романов. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Петр 1-й и Иван 5-й.
В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение: на нем было принято Соборное уложение.
Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.
Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19-го в.
Создание Сборного уложения — это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в единый свод законов. Основой для него послужили:
-
;
- указные книги Поместного, Земского, Разбойного и остальных приказов;
- коллективные челобитные дворян и посадских людей;
- Кормчая книга;
- Литовский статус 1588 г. и др.
На протяжении 16-17-го вв. созывалось немало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом включает в них и три церковно-земских собора из-за присутствия на них земского элемента. Кроме того, вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих трех соборах, имели светское значение.
Историки единодушны в отношении первого Земского собора, но о прекращении созыва соборов единого мнения нет.
Одни считают последним Земский собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее активной и постепенно сошла на нет.
Другие считают, что последний собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).
Земские соборы: условная классификация
Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.
По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.
Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:
- соборы, которые были созваны царем;
- соборы, созванные царем по инициативе сословий;
- созыв сословиями;
- избирательные — на царство.
Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:
Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.
Земский собор представлял собой высшее сословно-представительное учреждение, которое функционировало в России около 135 лет, с середины XVI до конца XVII века. С ним связано становление сословно-представительной. В России она появилась позже Европы. В древней руси ее не было, хотя соборы различных сословий проводились, например, с 1211 года.
Земские соборы XVI века
Определение “земский” в названии означает “общегосударственный”. Первый такой собор созвал Иван IV в 1547 году. Он продолжался всего два дня и вошел в историю как “собор примирения”.
Рис. 1. Земский собор.
Он же одновременно был и церковным собором. Отчет остальных Земских соборов ведут, как правило, с 1549 года. На созванный в том году собор прибыли представители всех сословий, кроме крестьян, которые составляли свыше 90% населения страны. С Земским собором 1549 года связано проведение основных реформ Ивана IV:
- Военная. Появление стрелецкого войска, ограничение местничества.
- Законодательная. Новый свод законов – Судебник.
- Церковная.
- Земская и губная, то есть местного самоуправления.
- Налоговая.
В 1566 году Земский собор был созван по вопросу продолжения Ливонской войны. Соборы 1584 и 1598 избирали на трон царей. Сначала сына Ивана IV – Федора, а потом Бориса Годунова.
Рис. 2. Земский собор 1613.
Земские соборы XVII века
Поводом к созыву Земского собора 1604 года стал набег хана Казы-Гирея. В 1610 году собор лишил власти царя Василия Шуйского и пригласил на трон польского королевича Владислава. Земский собор 1613 года стал одним из самых известных, так как именно он избрал на трон первого царя новой династии – Михаила Романова. В годы его правления, то есть до 1645 года, соборы созывались достаточно часто и причиной могли быть Смоленская война и осада казаками Азова. В 1649 году собор принял новый свод законов – Соборное Уложение. Оно действовало около 180 лет, до 1832 года. В 1653 собор решал вопрос принятия Запорожского казачества в состав России.
Последний Земский собор был проведен в 1684 году. На нем обсуждался вопрос о “вечном мире” с Речью Посполитой, который был заключен в 1686 году. Это были регентства царевны Софьи при малолетнем Петре I.
Рис. 3. Земский собор 1649.
Что мы узнали?
По истории в школьном курсе Земские соборы проходят в 7 и в 10 классах. Этот орган власти играл важную роль во внешней и внутренней политике России на протяжении 135 лет.
Земский собор в истории — это орган самоуправления на Руси, где присутствовали представители всех сословий, кроме ремесленников и крестьян. Если рассматривать собор кратко, то, во время соборов решались злободневные вопросы политического, экономического и иных приоритетных направлений Русского государства. Земский собор выполнял функции органа государственного самоуправления.
Краткая история земских соборов
Важно! Вопросы религиозного характера, рассматриваемые в рамках совещания (3 собора) имели светское значение.
Условно земские соборы по классификации подразделяются на Боярскую думу, духовенство и представителей разных сословий (помещики, купцы). Ремесленников и крестьян на них не приглашали.
По роду деятельности:
По классификации соборов можно предположить решением каких вопросов занимались делегаты.
- Созываемые царем.
- Царские и сословные.
- Сословные.
- Избирательные (избирали правителя). Во время соборов избирались практически все цари Руси, за некоторым исключением.
1613 — избрание Михаила Романова. Последние правители — Иван V, Петр I.
По выполняемой роли:
- Реформирование.
- Решение внешнеполитических вопросов.
- Внутреннее устройство государства, подавление мятежей и восстаний.
- Избирательные. Выбор царей, органов местного самоуправления и пр.
- Совещания во времена Смуты.
Первый земский собор
Для проведения собора было сооружено Лобное место (сохранилось до наших дней). Там читал свое послание к народу Иван IV.
Судя по хронологии последовавших событий, на этом соборе было рассмотрено ряд важных вопросов сферы гражданского строительства.
Результаты: принятие нового варианта Судебника, упрочнение реформ Избранной рады.
2-й Земский собор
Суть — утверждение на престоле сына Ивана IV — Федора Ивановича, который формально считался власть имущим (1584-98 гг.). Здесь же обсуждались условия мира с Латвией (Ливонская война).
В 1598 г. созывается третий собор, в ходе которого правителем Руси выбирается царь-боярин Борис Годунов.
Продолжительность Земского собора
Совещания длились разное время: одна часть собраний проходила за несколько дней, на другие приходилось несколько совещательных недель. Продолжительность деятельности была различной: рассматриваемые вопросы решались в течение нескольких часов, а самые важные — в течение нескольких месяцев. Земские соборы, собиравшиеся при ополчениях, играли роль органа власти, решали вопросы внутренней и внешней политики и, работа их носила непрерывный характер.
Завершение истории соборов
Историки имеют единое мнение в отношении созыва первого собора, но относительно прекращения деятельности земских соборов мнения расходятся.
Одни полагают, что последним был собор 1653 г. ( о территориальном присоединении Украины к русскому государству), после чего активность снизилась и орган был упразднен.
Другие полагают, что последним был собор 1684 г. В рамках совещания решался вопрос касательно подписания мирового соглашения о мире с Польшей. После этого Земские соборы были упразднены, что явилось результатом реформ общественного устройства государственной власти России и укрепления монархии во времена правления Петра I.
Предпосылки для появления Земских соборов создавались по мере: формирования единой территории Русского государства в XV - первой половине XVI веков; складывания с конца XV века традиции совместных заседаний соборов церковных (регулярно собирались с середины XV века) с Боярской думой (становившейся в XVI веке представительным органом русской аристократии); возникновения практики совещаний монарха со своим двором и рядовыми детьми боярскими (октябрь 1445 года, май 1471 года и др.).
В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития Земских соборов выделяются 4 периода их истории.
Первый период (конце 1540-х - конец 1590-х годов) приходится на царствования Ивана IV Васильевича Грозного и его сына Фёдора Ивановича. Большинство исследователей считают первым Земским собором т. н. Собор примирения (27-28.02.1549 года), на котором при участии монарха, митрополита и др. духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и др. представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530-1540-х годов, с рядовыми детьми боярскими. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника (смотрите Судебники XV-XVI веков). В Земском соборе, созванном 28.06.1566 года в Кремле по решению царя и приговору Боярской думы, участвовали, не считая представителей духовенства (более 30 человек), только представители земщины, притом лица, находившиеся в Москве (в ряде случаев депутаты, скорее всего, избирались из числа выборных дворян определённого уезда, бывших тогда в столице): около 270 членов Государева двора (с учётом думных лиц и приказных), свыше 70 представителей крупного купечества и торговых людей, 9 рядовых детей боярских западных уездов; всего свыше 370 человек.
Обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) или о принятии условий примирения с ним. Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённых условиях продолжить военные действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с Земским собором 1566 года, привела к подаче коллективной челобитной группы дворян об отмене опричнины (позднее инициаторы акции были казнены). Участники проходившего в условиях нараставшего хозяйственного и социального кризиса Земских соборов конца 1580 годов, на котором преобладали представители военно-служилых сословных групп, высказались за заключение мира с Речью Посполитой (заключён не был).
Некоторые учёные к Земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 года (на одном присутствовали члены Освящённого собора, Боярской думы, Государева двора и приказные, на втором - крупные купцы и представители московского посадского населения), к участникам которых с различными посланиями обратился из Александровской слободы Иван IV по поводу введения опричнины. К особым формам Земских соборов относят войсковые собрания (соборы) в ходе казанских походов (1545-1552 годы) в январе 1550 года во Владимире (по вопросу о местничестве) и в начале июля 1552 года в Коломне (по поводу обеспечения участников похода на Казань); собрания представителей детей боярских южных уездов (главным образом пограничной службы), происходившие зимой 1571 года и в сентябре 1575 года под руководством авторитетных воевод и членов Боярской думы, на которых были разработаны меры по организации сторожевой службы, а также фактически фальсифицированные соборные разбирательства дел А. Ф. Адашева (1560 год) и митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева) (1568 год).
Второй период существования Земских соборов (конец 1590-х - начало 1620-х годов) совпал с системным кризисом общества и государства (события Смутного времени) и первыми шагами по его преодолению. Прекращение династии московских Рюриковичей (1598 год) объективно расширило права и сферу деятельности Земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при созыве Земских соборов и во время их работы. В 1605-1622 годах Земские соборы созывались почти ежегодно, иногда длились 2-3 года (депутаты собирались на отдельные сессии по конкретным вопросам в 1610, 1613, 1618 годах).
Расширилось сословное представительство Земских соборов за счёт депутатов от промежуточных военно-служилых сословных групп (в т. ч. иноэтнических), а в трёх случаях (при создании Земского правительства в 1612 году, на Земских соборах 1613 и 1616 годов) - за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на Земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в городах (уездах) получил развитие (особенно с 1610 года) принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земские соборы стали правомочным органом избрания нового монарха (в представлениях эпохи только через правильно сформированный Земский собор мог проявиться Божий выбор). От имени Земских соборах велись переговоры с др. государствами и предварительно заключались акты о будущем государственного устройстве Русского государства (в 1610, 1611 Земских соборах), так что они приобрели законодательные прерогативы и функции верховной исполнительной власти.
На ряде Земских соборах избирались правители государства или Земское правительство. На Земских соборах 1598 года, созванном по инициативе патриарха Иова, присутствовали около 600 депутатов, преобладали представители Государева двора по статусу (включая выборных дворян 21 города), первые позиции занимали лица думных и московских чинов, а также члены Освящённого собора, гости участвовали персонально (сообразно своему статусу), остальных торговых и посадских людей из Москвы представляли старосты и сотские. На нём 17(27) февраля царём избран Борис Фёдорович Годунов, а 9(19) марта приняты решения о принесении ему присяги и о времени венчания его на царство; в апреле Земский собор объявил поход-смотр всей армии в Серпухове. На соборе 19(29).05.1606 года царём был избран Василий Иванович Шуйский, среди участников Земского собора преобладали его сторонники, находившиеся тогда в столице. В августе1610 года от имени Земского собора заключён предварительный договор с гетманом С. Жолкевским об условиях избрания польского королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) русским царём и о будущем государственном устройстве Русского государства.
Защита интересов сословных групп уездного дворянства и торгово-ремесленного населения, помимо участия в З. с., выразилась также в подаче коллективных челобитных с социальными и материальными требованиями (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).
История З. с. с развивавшимся выборным началом, с менявшейся (расширявшейся, а потом сужавшейся) сословной структурой, с расширявшейся проблематикой обсуждений, с формировавшимися процедурами созыва и проведения заседаний позволяет определить Рус. гос-во сер. 16 – 17 вв. как монархию с сословным представительством. В условиях эволюции гос.-политич. строя России к самодержавию З. с. перестали созывать.
Читайте также: