Землевладение по русской правде кратко

Обновлено: 05.07.2024

Источники с особой четкостью и подробностью говорят о феодальном землевладении XI—XIII вв., но развитие его началось значительно ранее. Можно думать, что село Ольжичи, принадлежавшее княгине Ольге, в середине X в. было уже организовано по типу крупной феодальной вотчины, черты которой так ярко выступают перед нами в описании княжеских сел XII в. 5

Примерно в первой половине XIII в. какой-то рачительный хозяин составил упоминавшийся уже расчет прироста продуктов и скота в феодальном хозяйстве Ростовской земли. Итоги подсчета урожая хлебов и приплода скота в этом хозяйстве кажутся фантастическими, но общее представление об урожае культурных растений и приплоде скота не лишено интереса. Источник хорошо рисует идеальное, с точки зрения представителя господствующего класса, феодальное хозяйство.

Непременной принадлежностью феодального хозяйства являлся скот. Количество скота в рассматриваемом ростовском хозяйстве было ограниченно. Указаны только 22 овцы и 22 барана, 22 козы, несколько свиней и коров. В хозяйстве производились сыры и масло. Особое внимание обращено на лошадей: кобылиц и жеребцов, однолеток, двух- и трехлеток. В этом же хозяйстве держали пчел.

Явным признаком того, что ростовское хозяйство XIII в. было хозяйством замкнутым, натуральным, является полное отсутствие указаний на продажу продуктов. Вычисления приплода и прироста продуктов делаются в расчете на то, что приплод и урожай останутся в границах самого феодального хозяйства. В силу этого и получаются фантастические цифры будущего прироста скота: от трех свиней, по подсчетам нашего хозяина, за 12 лет появится приплода 73 728 свиней 8 .

В древнейшем русском частном акте, написанном на пергамене, — вкладной Варлаама Хутынского конца XII в. перечислена челядь, отданная вместе с землей в Хутынский монастырь: Отрок с женою, Волос, девка Феврония с двумя племянниками, Недачь 25 . Как видим, эта челядь жила семьями. Нет оснований считать, что и та многочисленная челядь, которая заселяла вотчины черниговских князей или галицких бояр, существенно отличалась от челяди новгородского боярина. Отличия тут скорее в численности, чем в фактическом и правовом состоянии.

И на Руси XI—XIII вв. холопы составляли обычно непременную принадлежность феодального хозяйства как княжеского, так и боярского и монастырского.

Примечания

2. Берковец — 10 пудов.

5. Об этом подробнее говорится в книгах: Б.Д. Греков. Киевская Русь. М., 1953; С.В. Юшков. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.—Л., 1939.

6. РИБ, т. 13. СПб., 1891, стр. 481 (Сказание Авраамия Палицына).

10. Б.А. Рыбаков. Ремесло древней Руси. М., 1948, стр. 120—202.

13. Там же, стр. 116—117.

17. Б.Д. Греков. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века, кн. I. Изд. 2. М., 1952, стр. 165—181.

18. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 199.

23. С. Смирнов. Древнерусский духовник. М., 1914, приложение, стр. 14.

24. Там же, стр. 141, 142.

28. И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка (далее — И.И. Срезневский. Материалы.), т. III. СПб., 1912, стр. 6.

Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.

Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли. Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения – на родовые, выслуженные (жалованные) и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья – муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. По сути, купленная вотчина по правовому статусу приравнивалась к выслуженной.

С XV в. широко распространяются поместья т. е. условные (даваемые за гос. службу) землевладения.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика гос. обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т. п.

В XV в. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI–XVII вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого – и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 г. (до периода петровских преобразований).

В Соборном Уложении 1649 г. устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по спец. царскому приказу), не могли они и заложить ее. Правда, допускался обмен большего поместья на меньшее, закрепляя возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.

Феодальное сопротивление

Феодальное сопротивление Мифы и реалии опричнины Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное

§ 10. Феодальное общество

§ 10. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Феодальное королевство

Крепостные по уложению

Крепостные по уложению Это Уложение по своему обычаю отнеслось к крепостным крестьянам поверхностно, даже прямо фальшиво: статья 3 главы XI утверждает, будто «по нынешний государев указ государевы заповеди не было, что никому за себя крестьян (речь идет о беглых) не

Феодальное общество и его кризисы

Феодальное общество и его кризисы /85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы

Феодальное распыление Европы.

Феодальное распыление Европы. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных

ИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

ИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г. 1. К сему Уложенью святейший Iосиф Патриарх Московский и всеа Русии руку приложил. 2. К сему Уложению Ростовской Митрополит Варлам руку приложил. 3. Митрополит Крутицкой Серапион р.п. 4. Архиепископ Маркел Вологоцкий р.п.

17. ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН НА РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН И ПОСАДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

17. ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН НА РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН И ПОСАДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г. Закрепощение крестьян началось Судебником 1497 г. которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

§ 13. Феодальное общество

§ 13. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьезные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

399540, Липецкая область,
с. Тербуны, ул. Ленина, д. 84
Администрация Тербунского
муниципального района























Спутник - аналитика

В 15 часов первыми на сцену вышли вислополянцы. Они славили Вислую Поляну в авторских стихах и песнях под гармошку. Звучали красивые мужские голоса, звонкие, чистые, как родниковая вода, женские.

- Составление искового заявления – 1525 руб.;- Представление интересов граждан в суде – 3813 руб.;

- Составление претензий – 381 руб.;

- Составление договоров гражданско – правового характера (купли – продажи, дарения, определение долей и пр.) – 1250 руб.

Подробную информацию о полном Перечне платных юридических услуг Вы можете получить, позвонив по тел. 2-91-26 или обратившись непосредственно в отдел, расположенный по адресу: с. Тербуны, ул. Ленина, д. 104.

Свалки сами по себе представляют большую проблему для экологии окружающей среды. А тем более свалки, созданные незаконно, в неположенных, не отведенных для этого местах, с наступлением весны они как грибы появляются на территории района.
Выбросив ненужную вещь, бытовые отходы мы решаем проблему чистоты у себя в доме. И не задумываемся, а что дальше. Таким образом появляются на пустырях, в лесу микросвалки.
Свалки – это не просто мусор, который быстро сгниёт. Любая свалка имеет химические, синтетические отходы, они могут быть как твёрдыми, так и жидкими. При вступлении в контакт с другими веществами они дают новые соединения, которые опасны для людей, почвы и всей окружающей среды.
Недалеко от Тербунов обнаружена незаконно созданная свалка (фото), видимо некоторые граждане наводя порядок на своей территории перекладывают мусор в другое место, не утилизируя его по правилам, пологая что кто-то другой должен за них потом убирать.
Не сорите там, где вы живете. А если уж это произошло, убирайте за собой мусор. Призываем всех принять самое активное участие в благоустройстве Тербунского района. Не будьте равнодушны к наведению порядка в нашем общем доме. В этом селе нам жить, по его улицам – ходить. Надеюсь, что все вместе мы сумеем сделать наш район чище.

С 1 марта 2022 г. Вступают в силу изменения в законодательстве по охране труда:

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований труда в порядке, установленном уполномоченным правительством российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Проведение внеочередной проверки знаний регламентировано Постановлением Минтруда России и Минобрнауки России от 13 января 2003г. №1/29 (п.3.3порядка) и проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки при условии введения новых или внесения изменений и дополнений в действующие законодательные правовые акты, содержащие требования охраны труда.

Русская Правда (любое издание).
Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. -М.: Изд-во МГУ, 1953.
Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.: Госполитиздат, 1953. -Гл. 3-5.
Зимин А.А. Холопы Древней Руси // История СССР. -1965. - № 6.
Зимин А.А. Холопы на Руси с древнейших времен до конца XV века. - М.: Наука, 1973.
Ключевский В.О. Соч.: В 9 т.- М.: Мысль, 1987. - Т. 1. Курс русской истории. - Лекц. XIII - XIV.
Скрынников Р.Г. История Российская IX - XVII в. - М.: Изд-во “Весь мир”, 1997.
Смирнов И.И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII - XIII в. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.
Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда // Древнерусское государство и его международное значение. - М.: Наука, 1965.

Русская Правда - сборник судебных установлений Древнерусского государства, действовавших на Руси в XI - XIII в. Сохранилось свыше 100 списков (рукописный текст, восходящий к письменному оригиналу) Русской Правды. Так как они различны по времени возникновения, объему и содержанию, то их можно сгруппировать в три основные редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Каждая из редакций - это самостоятельный памятник, отражающий определенный этап в развитии русского законодательства.
Слово “правда” имеет несколько значений. Оно употреблялось в смысле истины, правосудия, суда. В данном случае “правда” означает “закон”.
Русская Правда Краткой редакции сохранилась в двух списках - Академическом и Археографическом - и помещена в Новгородской летописи после известия о победе Ярослава Мудрого над киевским князем Святополком Окаянным. По своему составу эта “грамота Ярослава” представляет собой компиляцию, включая Древнейшую Правду, названную в оригинале “Правдой Роськой” (первые 17 статей), за ней идет “Правда установлена Руськой земли” сыновей Ярослава Мудрого (статьи 18 - 41), а после Правды Ярославичей - “Покон Вирный” (устав вирнику - сборщику вир) и, наконец, “Устав Мостьников” - о плате мастерам за ремонт старого или постройку нового моста. Правда Ярославичей, по предположению академика М.Н.Тихомирова, была составлена в связи с волной народных восстаний, прокатившихся по стране в 1068 - 1071 г. С событиями 1113 г. в Киеве связано и появление знаменитого “Устава Владимира Мономаха” (статьи 53 - 121), вошедшего в Пространную Правду.
По Русской Правде хорошо просматривается социальная структура общества, хотя здесь и не все ясно. Многие исследователи считали, что основным крестьянским населением страны были смерды. Русская же Правда, говоря об общинниках, постоянно употребляет термин “люди”.
Значительное место закон уделяет рабам. Они были известны под разными названиями - челядь (челядин), холоп (роба). В XII в. из широкого понятия “челядь” выделяются два новых: “закуп” и “обельный”, т.е. “полный”, холоп. Определите по тексту документа источники обельного холопства. “Холоп обельный” противопоставляется в XII в. “холопу” вообще. Термин “холоп” типичен для Пространной Правды. Видимо, новый термин “холоп” какое-то время существовал с прежним - “челядин”.
Часто упоминается “закуп” - разорившийся дружинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду (купу) и работал в счет процентов с суммы долга. Вернув купу, он мог, теоретически, выкупиться на волю.
Русская Правда называет еще некоторые категории населения - рядович (работающий по ряду - договору) и изгой. По мнению В.Б.Кобрина, изгой - это человек, лишившийся своего социального статуса. Так, князьями-изгоями называли князей, не имевших собственного княжества. Изгои Русской Правды - это, видимо, люди, порвавшие со своей общиной, а также, возможно, холопы, отпущенные на волю.
В источниках содержится немало упоминаний о древнерусской общине - верви. Это была, видимо, уже не родовая община. В ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи: Русская Правда подробно разбирает случаи, когда община помогает попавшему в беду своему члену, а когда он сам должен платить, “а людем не надобе”. Найдите эти статьи. Русская Правда в основном регламентировала отношения, возникающие при столкновении общины и княжеского (боярского) хозяйства. Иными словами Русская Правда достаточно односторонне позволяет судить об общине. Сама же вервь, по мнению В.Б.Кобрина, продолжала жить по нормам обычного права и не испытывала в отличие от недавно возникшего феодального землевладения потребности в кодификации. Почему?
Защищая жизнь и имущество знатных людей, закон предусматривал штрафы, разоряющие всю общину. Почему все виры в законах Ярослава измеряются на вес серебра? Что еще, судя по Русской Правде, служило жителям Киевской Руси в качестве денег?
При изучении Русской Правды необходимо учитывать, что все печатные издания ее являются результатом научной археографической обработки. В подлинниках Краткой Правды текст написан сплошь, без разделения на слова и статьи. В Пространной Правде некоторые статьи имеют заголовки, выделенные киноварью. Но эти заголовки далеко не всегда раскрывают содержание помещенного под ними текста. Все это крайне затрудняет чтение и понимание документа. Поэтому исследователи при издании текста сделали свою разбивку на статьи. Следует, однако, иметь в виду, что по вопросу о разделении на статьи ученые не пришли к единому мнению. Поэтому в разных изданиях один и тот же список Русской Правды насчитывает разное число статей. Имеются расхождения в транскрипции отдельных слов, в расстановке знаков препинания, а следовательно, и в понимании текста.
Скрынников Р.Г. о Русской Правде
“Летописное известие о том, что Ярослав дал Правду новгородцам, по-видимому, имеет реальную основу. Присутствие князя с войском в Южной Руси само по себе гарантировало безопасность гридней, ябедников и мечников. В Новгороде ситуация была иной. Новгородский посадник и его люди, присланные из Киева, должны были обеспечить сбор дани в пользу Киева. При любом удобном случае новгородцы старались порвать зависимость и прекратить уплату дани. Ярослав много лет княжил в Новгороде и сам отказался платить дань отцу - киевскому князю. Давая Правду Новгороду, Ярослав ставил под защиту нового закона своих людей в Новгороде и одновременно старался внушить новгородцам, что перед лицом закона все равны. В списке лиц, попадавших под действие статьи о 40 гривнах штрафа, вслед за изгоями записаны “словене”. Под словенами законодатели подразумевали ильменских словен - жителей Новгородской земли. Закон защищал не все новгородское население. За смердов - сельских “словен” полагался небольшой штраф. В то же время Правда “нарочитых мужей” (знать славянского происхождения - О.П.), воинов из новгородской тысячи и пр., приравнивала к русинам из Южной Руси”.

Читайте также: