Зелизер создание множественных денег кратко

Обновлено: 06.07.2024

Александр Борисович Долгин

Экономика символического обмена

Ответственный редактор Е. А. Лебедева

Технический редактор П. Н. Гиверц, А. В. Каньшиева

Дизайнер А. А. Иванов

Дизайн обложки С. А. Антонов

Корректор Л. А. Викулина

Верстка А. С. Тубольцев

Инфографика Д. В. Ворончихин

А. А. Аузан, доктор экономических наук

А. Л. Доброхотов, доктор философских наук

А. В. Лебедев, доктор искусствоведения

Подобные вызовы далеко не всегда и не сразу оборачиваются признанием со стороны официальной науки. К примеру, Джон Гэлбрейт, великий американский экономист, труды которого читает весь мир, человек запустивший в оборот целый ряд важнейших понятий, автор предвыборной кампании Джона Кеннеди, так и не дождался ни общенаучного признания, ни Нобелевской премии.

Второй пласт, или вектор, книги – это попытка научной систематизации. Перед непрофессиональным читателем здесь могут возникнуть определенные трудности, связанные с научной манерой изложения, когда одна и та же проблема многократно обсуждается на разных уровнях, в различных проблемных ситуациях и при различных предпосылках. Например, одна из центральных тем исследования – ухудшающий отбор – рассматривается в разных частях и главах: сначала на локальном примере музиндустрии, потом более широко – в рамках всего дигитального производства, потом на примерах материальных искусств. Читателю, не знакомому с научными кодами, подобная цикличность может казаться сбоем повествовательного ритма. Но профессиональное сообщество не мыслит себе иного пути. В книге построена многоуровневая система с выходом от экономики культуры на новую институциональную экономическую теорию и на интерпретацию экономики благосостояния.

Или другой пример. 30 лет шла дискуссия о формулировке теоремы Коуза. (Мудрый Коуз от нее дистанцировался. Высказался он позже в предисловии к переизданию своих классических статей.) На мой взгляд, на этапе становления соль не в безупречности формулировок. Тот же Коуз первым четко указал на трансакционные издержки – в дальнейшем их уже трудно было игнорировать. Тем самым в головах совершилась революция. Оказалось, что общественные и экономические системы в процессе своего существования преодолевают некое сопротивление, которое можно сделать зримым через понятие трансакционных издержек. Прежде экономическая наука этого не видела и в ряде областей оказывалась беспомощной.

Филигранное оттачивание формулировок – очень важное, хотя и особое направление деятельности. При том что книга в этом плане оставляет простор для дальнейшего уточнения, данная в ней трактовка ухудшающего отбора совершенно верно передает суть теории Акерлофа: в отсутствие специальных институтов конкуренция может приводить к негативным последствиям. Причем в культуре эта проблема стоит особенно остро, поскольку договориться о качестве здесь, пожалуй, трудней, чем где бы то ни было. Можно бесконечно совершенствовать трактовку ухудшающего отбора, можно даже спорить о существовании этого феномена в культуре. Хотя лично для меня наличие этой тенденции очевидно. Как очевидно и то, что на цену билета в кинотеатр больше влияют достоинства кресла и продажи попкорна, чем собственно экранное действо. А раз так, неважно, все сферы охватывает ухудшающий отбор или лишь некоторые, во все времена действует или нет, – необходимо искать противоядие – этим, по большому счету, автор и занят.

Тут мы переходим к третьей, самой важной для меня линии книги. Есть такая малоприметная и на удивление неблагодарная историческая роль, как придумывание и строительство институтов. Роль зачастую закадровая, потому что среди экономистов-теоретиков бытует мнение, будто институты появляются сами по себе: коль скоро возникает спрос, находится и ответное предложение. Но это совершенно не так. Имена первопроходцев по обыкновению стираются, и кажется, что все произошло спонтанно. Кому, например, придет в голову мысль, что дет­ский сад сложился не сам собой, а его придумал Роберт Оуэн с учениками? А между тем они много чего изобрели и опробовали: и удачного, и того, что не прижилось. То же самое с участием рабочих в прибылях предприятия – впервые такую схему внедрили ученики Оуэна в Англии. Еще пример – система самообслуживания, изобретенная в первой половине ХХ века в шведском потребительском кооперативе и повсеместно распространившаяся впоследствии. Кажется, будто новый институт возник сам по себе. В действительности же у его истоков стоят конкретные люди. Существуют изобретатели, которые как в технике, так и в социальной инженерии должны приложить определенные усилия, чтобы спонтанный по внешней видимости процесс стартовал и дозрел до той стадии, когда общество окажется способным его подхватить.

 СОЗДАНИЕ МНОЖЕСТВЕННЫХ ДЕНЕГ Вивиана Зелизер Зорина Анна, 121 группа


СОЗДАНИЕ МНОЖЕСТВЕННЫХ ДЕНЕГ Вивиана Зелизер Зорина Анна, 121 группа


Социальная дифференциация денег Теоретический вызов • Парадокс: деньги – центральный элемент современного общества, но остаются неисследованной социологической категорией • Очевидны экономические последствия монетаризации и роль денег в социальной жизни. Считалось, что деньги стояли у истоков процесса рационализации. Зиммель и Маркс: деньги фундаментально преобразовали основы всех социальных отношений, превратив личные узы в просчитываемые инструментальные связи. Полная автономия денег по отношению к ценностям. Они воспринимались как прототип инструментального, калькулирующего подхода. Деньги – абсолютное отрицание качества, важно только количество.


• Альтернативная, дифференцированная модель денег Зелизер: показывает, как они постоянно формируются и переформируются посредством множества сетей соц отношений и разнообразных смысловых систем. • Деньги ни культурно нейтральны, ни социально анонимны. Ценности и соц отношения в ответ трансформируют деньги, наполняя их смыслом и встраивая в соц паттерны. • Подвижность денег; нет универсальных, есть множественные деньги. • Терминологические разграничения для понятия денег ( гос-во + ст-ть. Но не совсем правильно: пример – США) • Люди постоянно делают 2 вещи: 1). Превращают определенные предметы в денежные эквиваленты; 2). Так приспосабливают выпускаемую валюту, что имеет смысл рассматривать ее как разные деньги (целевое предназначение денег).


Создание денег: 4 примера Первый пример: домашние деньги • Пример, как в конце XX столетия замужние женщины распоряжаются деньгами: получены по-разному, использовались на разные цели и имели разные наименования. • Белые пятна. С юридической т. зр. , домашние деньги – собственность мужа. Воздействие жен на мужей • Заработок женщин обозначался особо и использовался иначе. Деньги жены считались легковесными, менее серьезными, чем з. пл. мужа • => ограничение сугубо рациональной модели денег: распределение и использование денег замужних женщин определялись не только соображениями эк-кой эф-ти, но также сложным комплексом воззрений на семейную жизнь, меняющимися гендерными отношениями т принадлежностью к социальному классу.


Второй пример: деньги как подарок • Денежные подарки появились в США в начале XX века как персонализированный тип денег. • Изобретение разных видов под-х денег: гравировка, денежные переводы, открытки; подарочные чеки. В учебниках по этикету, в женских журналах. Другое предназначение подарочных денег. • Деньги по-прежнему обозначаются как подарок, в зависимости от того, как и когда люди их получают и отдают, как они их преподносят и тратят.

Зелизер В. Создание множественных денег

В восприятии денег социологами содержится явный парадокс: с одной стороны, деньги считаются центральным элементом современного общества, а с другой стороны, они по-прежнему остаются неисследованной социологической категорией. Р. Коллинз предположил, что деньгам не уделяется должного внимания, “как если бы они были недостаточно социологичны. Примечательно, что в “Международной энциклопедии социальных наук” рассмотрению проблемы денег отводится более тридцати страниц, но ни одна из них не посвящена их социальным свойствам. Существуют работы об экономическом воздействии денег, о количественной теории денег, о скорости их обращения, о денежной реформе, – и нет ничего о деньгах как о социальной реальности, если использовать подходящее выражение Ф. Симиана. Странно, что социологи уже давно занимаются исследованием социального времени и социального пространства и до сих пор обходят стороной социальные деньги. Например, в работе П. Сорокина “Социокультурная причинность, пространство и время” [Sorokin, 1943] несколько глав посвящено рассмотрению качественной гетерогенности времени и пространства и содержится лишь несколько общих высказываний о возможности многозначного понимания символизма денег.

Александр фон Шёнбург. Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег

  • формат pdf
  • размер 881.15 КБ
  • добавлен 04 декабря 2009 г.

Пер. с нем. 2007 г. Граф Александр фон Шёнбург остроумно и убедительно доказывает, что совсем не обязательно тратить много денег на потребление. Качество жизни повышается за счет правильного отношения к приоритетам. Настоящая роскошь заключается не в обладании множеством вещей, а в умении отказаться от ненужных.

Глузман С.А. Деньги в мифологическом сознании человека: вчера и сегодня

  • формат doc
  • размер 1.01 МБ
  • добавлен 04 декабря 2011 г.

-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 192 с. В книге рассмотрен исторический путь формирования психологического образа денег со времен античности по настоящее время, а также специфика влияния феномена денег на человеческое сознание. Издание рассчитано на психологов, политологов, экономистов и на самый широкий круг читателей.

Дейнека О.С. Экономическая психология

  • формат doc
  • размер 102.01 КБ
  • добавлен 18 января 2009 г.

Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2000. — 160 с. В настоящем учебном пособии изложены основные проблемы сознания и по ведения индивида в сфере хозяйственной деятельности. Рассмотрены отношение человека к вещам, деньгам, налогам, предпринимательской деятельности, особенно его адаптация к миру экономических явлений и процессов в условиях развития рыночной экономики. Широко использован опыт отечественных и зарубежных специалистов, а.

Презентация - Психология денег

  • формат ppt
  • размер 6.91 МБ
  • добавлен 06 декабря 2010 г.

Время – это деньги и нет преданней друзей, чем жена, собака и наличные деньги. Деньги это способ искажения реальной сущности человека, это возможность заставить окружающих воспринимать Вас абсолютно не таким, какой Вы есть на самом деле. Психология отношение к деньгам

Реферат - Основы психологии денег

  • формат docx
  • размер 57.38 КБ
  • добавлен 21 февраля 2011 г.

Содержание: Введение. Восприятие денег людьми разных возрастов, социальных групп. Социокультурные особенности отношения к деньгам. Стратификация людей по отношению к оплате труда, трате денег, денежные типы личности. Психологическое восприятие денег и их сущность. Психология богатства и бедности. Психология инвестиционного поведения. Заключение. Список используемой литературы.

Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости

  • формат doc
  • размер 977.83 КБ
  • добавлен 16 сентября 2011 г.

-Ярославль, - ЯГУ, - 2004, – 178 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность: 19.00.05 — Социальная психология. (На правах рукописи). Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Ерина С. И. Аннотация: Цель работы: выявление и описание социально-психологических особенностей отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости. Гипотезы исследования. Существуют разные соци.

Социокультурные особенности отношения к деньгам

  • формат doc
  • размер 37.46 КБ
  • добавлен 16 января 2011 г.

Отрывок из книги "Экономическая психология" Общие проблемы психологии денег, Отношение к деньгам у разных социальных групп. Стратификация людей по отношению к величине оплаты труда, трате денег, Деньги как мерило отношений между людьми и странами

Филинкова Е.Б. Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания

  • формат doc, pdf
  • размер 1.29 МБ
  • добавлен 03 октября 2011 г.

Научная статья // Социальная психология и общество. 2010. №1 – C. 152-173 Филинкова Е.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета Статья представлена в двух форматах pdf и doc. Аннотация Статья посвящена изучению отношения школьников 16—18 лет к деньгам. Обнаружена противоречивость отношения к деньгам и зависимость от пола респондента. Для старшеклассников, ориенти.

Экономическая Психология

  • формат doc, rtf
  • размер 1.26 МБ
  • добавлен 28 марта 2010 г.

Научный редактор – И. В. Андреева В состав авторского коллектива входят: Д. э. н., канд. психол. н., профессор И. В. Андреева (Введение; глава 1: 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6; гл. 2: 2.3. гл. 3: 3,7); К. э. н., доцент Н. Ф. Дмитревская (Глава 1: 1.7; гл. 4; гл. 9); Д. э. н., профессор А. А. Сарно (гл. 7) Д. э. н., канд. психол. н., профессор А. Л. Слободской (Гл. 2: 2.1, 2, 6. ); Д. э. н., профессор В. А. Спивак (Гл.1: 1.3; гл. 3: 3,7; гл. 8) К. э. н.

Экономическая психология. Сборник тем

  • формат doc, rtf
  • размер 170.51 КБ
  • добавлен 18 января 2009 г.

Введение в курс, экономическая психология управления, психология трудовой деятельности, психология рекламы, психология потребления, психология денег, ПХ основы экономического поведения. Незаменимо при подготовке к семинарам, а также зачету или экзамену.

! Всегда начинайте выполнять домашнее задание с чтения предложенных текстов!

Разбившись на группы по 4-5 чел, провести микро-исследование, сделать презентацию.

1) прочитайте теоретические тексты (обязательные – обязательно, остальные по желанию);

2) попробуйте ответить – какую социальную и экономическую функцию выполняет это явление/вещь? Придумайте свой вопрос (например, почему беспилотные автомобили больше нравятся пассажирам, чем болтливые таксисты?), но помните об экономической социологии (выбор теоретической рамки за вами, но это должны быть концепции из текстов или упомянутые на лекции);

3) проведите исследование, используя первичные и вторичные данные, подготовьте презентацию (воспользуйтесь шаблоном в разделе «Материалы« ).

Литература к теме 2:
Критерии оценивания презентации (П2 и остальных):

таблица критерии

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 3

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 3

Прочитайте тексты:

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: подготовьте отчет по игре (групповое задание)

Критерии оценивания отчета (О3):

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 4

Дополнительны материалы к лекции 3:

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 4

!!Не забудьте принести отчет по игре!!

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: напишите эссе (индивидуальное задание), дедлайн — две недели

Критерии оценивания эссе (Э4):

таблица эссе

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 5

Дополнительны материалы к лекции 5:

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 5

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 6

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 6

ТЕМЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ

!!Не забудьте принести эссе по антропологии!!

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 7

Дополнительны материалы к лекции 7:

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 7

  • описать, как формировались рыночные институты в советском Владивостоке
  • предположить, как на современные институты, функционирующие во Владивостоке (или вашем родном городе), влияют институты, сложившиеся в советское время.

Отмечайте факторы, которые затрудняют формирование выводов.

!ВНИМАНИЕ! Исследование про фарцовщиков и барахолки во Владивостоке может быть только в одной мини-группе (если будет больше, то мы разделим 8 баллов между всеми или поставим баллы только той, что будет первой)! Лучше, если вы вообще про это делать не будете.

Литература к теме 7:

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 8

Дополнительны материалы к лекции 8:
  • Заостровцев А. 2014. О развитии и отсталости. Как экономисты объясняют историю? — Изд-во Европейского университета (С.1-72)

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 8

Прочитайте тексты:

Придумайте 1-2 исторических примера насилия (в понимании Норта, Уолисса и Вейнгаста)

Читайте также: