Отношения рф с абхазией и южной осетией кратко

Обновлено: 08.07.2024

Россия предпочитает строить отношения с Абхазией и Южной Осетией как с независимыми государствами, несмотря на заявления югоосетинских политиков о желании присоединения, заявили российские политологи. По их мнению, в отличие от Крыма, Абхазия и Южная Осетия воспринимаются российскими элитами как чужая территория.

Как писал "Кавказский узел", Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии 26 августа 2008 года. Этому предшествовал конфликт Грузии и Южной Осетии, в который вмешалась Россия.

Военные действия начались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года и продолжались пять дней, говорится в материале о "Пятидневной войне", размещенном в "Справочнике" "Кавказского узла".

Признание независимости Абхазии и Южной Осетии после пятидневной войны в августе 2008 года позволило сохранить стабильность в Закавказье, заявил сегодня в интервью газете "Коммерсант" глава правительства, занимавший в 2008 году пост президента России, Дмитрий Медведев.

"После завершения военной составляющей кампании по "принуждению Грузии к миру" встал вопрос - "А что дальше?", естественно, прежде всего передо мной, как главой государства. Я определенное время думал и пришел к выводу, что ничего лучше, чем признать независимость двух этих образований, по всей вероятности, предложить невозможно. Я руководствовался прежде всего тем, чтобы сохранить прочный мир на будущее, сохранить стабильность в Закавказье, сохранить стабильность в нашем регионе. И это, на мой взгляд, был единственно возможный шаг", - пояснил Дмитрий Медведев.

Он также отметил, что попытка "подвесить" это решение, "оставляла пространство для силовых действий". "Если это независимые территориальные образования, если это государства, с которыми у нас есть договоры и с которыми у нас существуют соглашения о размещении там нашего воинского контингента, то тогда все ясно, никто ничего против них не будет делать. Все понимают, что дороже связываться с Российской Федерацией, чем проводить в жизнь какие-то утопические идеи", - подчеркнул он.

30 июля 2015 года было объявлено о вступлении в силу договора между Россией и Южной Осетией о союзничестве и интеграции. Документом предусмотрено: открытие границы, повышение пенсий и зарплат, а также обеспечение безопасности Южной Осетии без вхождения в состав России. 31 марта 2017 года югоосетинские части вошли в состав Вооруженных сил России. Оба договора подверглись осуждению со стороны Грузии, которая считает Южную Осетию территорией, оккупированной Россией.

По словам Дмитрия Медведева, целью вмешательства России в конфликт было "навести порядок и предотвратить возможность дальнейшей эскалации насилия, то есть военных действий".

Россия строит отношения с Абхазией и Южной Осетией как с независимыми государствами

Россия предпочитает строить отношения с Абхазией и Южной Осетией как с независимыми государствами, не говоря об их включении в состав федерации. При этом, если в Южной Осетии идея присоединения к России пользуется популярностью, то в Абхазии нет, считают опрошенные "Кавказским узлом" политологи.

"Если говорить про Абхазию, то политическая элита никогда не говорила о желании войти в состав России. Декларация элит заключалось в том, чтобы быть независимым от Тбилиси. И сейчас в Абхазии главная цель - быть самостоятельными и вне грузинского государства. Если говорить про Южную Осетию, то достаточная часть осетинской элиты декларирует идею присоединения к России, но единства по этому вопросу нет. Есть часть общества, считающая, что надо быть независимыми. Другая часть общества считает, что надо на любых условиях вступить в состав России, а третья часть считает, что надо входить в состав России, но в качестве республики", - заявил старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Вадим Муханов.

26 мая 2016 года на заседании политсовета при президенте Южной Осетии тогдашний глава республики Леонид Тибилов и Анатолий Бибилов, занимавший пост спикера парламента, подписали совместное заявление, в котором признали целесообразным провести референдум о присоединении к России после президентских выборов 2017 года. 12 апреля 2017 года, после своей победы на выборах президента, Анатолий Бибилов заявил об отсутствии в Южной Осетии безусловной поддержки присоединения к России. При этом премьер-министр Абхазии Артур Миквабия 10 июня 2016 года заявил, что республика намерена быть независимой и не будет пытаться присоединиться к России.

Муханов также отметил, что лидер Южной Осетии уже старается не так часто говорить об идее присоединения к России. "Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов использовал лозунг присоединения для внутриполитических процессов. Когда его партия победила, а он стал президентом, то уже не использует этот лозунг и не позволяет себе ярких выступлений по вопросу присоединения к России. Бибилов не может говорить о присоединении к России, так как не может этого обеспечить. Это был элемент внутриполитической борьбы", - пояснил Вадим Муханов.

По его мнению, Россия и в 2008 году, и сейчас не хотела присоединить к себе Абхазию и Южную Осетию. "Если бы тогда Москва была готова, то в 2008 году она бы не признала независимость, а присоединила бы к себе. Тем более, что тогда были все шансы на это. Но сейчас уже можно уверенно говорить, что Москва не хотела вхождения Абхазии и Южной Осетии в свой состав, и сейчас у российской элиты нет такого желания. Москва предпочитает сотрудничество с Абхазией и Южной Осетии как с отдельными государствами", - считает Муханов.

Россия никогда не выражала желания присоединить Абазию и Южную Осетию, уверен и старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.

При этом, по его словам, несмотря на желание жителей Южной Осетии присоединиться к России, в обществе нет согласия по поводу того, в каком формате это должно быть сделано. "Непонятно, в каком виде граждане Южной Осетии видят присоединение к России. Если речь идет о вхождении в состав Северной Осетии – это одно, если в качестве нового региона [в составе Российской Федерации] – то это другое. Вряд ли в Цхинвале захотят превращаться из начальников в независимом государстве в начальников муниципальных районов. А создание нового региона – это уже не в интересах Москвы. В целом в Южной Осетии нет консенсуса по поводу форм присоединения в России, хотя сама идея пользуется популярностью", - считает Силаев.

Он также подчеркнул, что в Абхазии идея присоединения к России вообще не пользуется популярностью.

Присоединение Крыма рассматривается российскими элитами как возвращение своей территории

В отличие от Абхазии и Южной Осетии, Крым всегда воспринимался российскими элитами как "наша земля". Его быстрому присоединению также способствовали интересы России на Черном море и невозможность иначе гарантировать безопасность из-за географического положения, считают политологи.

18 марта 2014 года президент Владимир Путин подписал договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России после того, как за это решение 16 марта 2014 года на референдуме, по данным местного Центризбиркома, отдали свои голоса 96,77% проголосовавших жителей Крыма. После присоединения Крыма к РФ была объявлена независимость Донецкой и Луганской народных республик. Власти Украины начали силовую операцию против вооруженных формирований самопровозглашенных ДНР и ЛНР. "Кавказский узел" отслеживает влияние событий на Украине на южные регионы России на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".

"Абхазия не требовала присоединения к России, не добивалась этого. А Южная Осетия – это не Крым. Во-первых, российские власти никогда не заявляли о желании присоединения к России Южной Осетии. Во-вторых, если говорить о сугубо реалистской логике, то достаточная степень геополитической определенности в Южной Осетии достигнут ее признанием независимым государством и предоставлением ей гарантии безопасности от России. А в Крыму этого было бы недостаточно в силу географического положения и его значимости для российского присутствия на Черном море", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Николай Силаев.

По его словам, Крым также рассматривался российской элитой как своя территория, чего нельзя сказать об Абхазии и Южной Осетии.

"У лиц, принимающих решение, был подход, что Крым - это наша земля, Абхазия и Южная Осетия – не наша земля. Когда присоединяли Крым, имело значение то, что это все-таки регион, где большая часть населения - русские. Как бы не пытались уравнивать ситуацию Крыма и Южной Осетии и Абхазии, есть различие между тем, чтобы признать государство независимым и присоединить к России. Понятно, что второе вызывает большее недовольство международного сообщества, а это России не к чему", - отметил Николай Силаев.

В свою очередь Вадим Муханов напомнил о том, что присоединение Крыма "не было результатом длительного этнического конфликта". "А Нагорный Карабах, Абхазии, Южная Осетия – это межэтнические конфликты, поэтому неправильно сравнивать их. Крымская ситуация имеет совершенно другой прецедент и другую предысторию. Здесь надо анализировать внутриполитическую ситуацию на Украине, определенные политические решения времен СССР, в результате которых территория Крыма передавалось от одного субъекта к другому", - пояснил Вадим Муханов.

Согласно указу Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 года, размещенному в системе "Гарант", Крымская область была передана из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики, "учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи".

Россия активно выступает за мирное решение конфликта в Нагорном Карабахе

Многозначным было признание независимости Абхазии и Южной Осетии и присоединение Крыма к России на ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, уверен старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.

"События августа 2008 года были сильной прививкой против попыток силой решать конфликты. Потому что, если до августа у постсоветских элит могли быть иллюзии по поводу состояния российской военной машины, то после трагических событий августа 2008 года эти иллюзии развеялись. Демонстрация готовности применить силу резко повысила для всех ставки на силовое решение конфликтов. После 2008 года война в Нагорном Карабахе стала неизбежной в случае признания со стороны Армении или присоединения к ней. В этом случае Азербайджану не остается иного выхода, как попробовать решить конфликт военным путем", - считает политолог.

При этом, по его словам, после 2008 года Россия делает акцент на том, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии - исключительный случай.

"Не случайно, что после августа 2008 года мы увидели от Москвы интенсивные усилия по решению других конфликтов. После этого были активные шаги по решению карабахского конфликта, конфликта в Приднестровье. Как ни парадоксально, со стороны Москвы курс был направлен на то, что Абхазия и Южная Осетия – уникальные случаи, а другие конфликты должны быть урегулированы по иному пути. И они обязательно должны быть решены без войны. Эта логика сохраняется до сих пор: Крым и Севастополь тоже исключение, а Донбасс – другое случай, он должен быть решен по другому пути, который устроит обе стороны конфликта", - подчеркнул Николай Силаев.

Август 2008 года повлиял на ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, считает и старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Вадим Муханов.

"Ситуация до 2008 года была одна, а после – абсолютно другая. На линии соприкосновения ситуация изменилась после 2008 года. С 2008 по 2012 год ситуация была спокойной, а после сочинской Олимпиады она снова пошла к напряжению и привела к апрелю 2016-го. Здесь можно фиксировать ухудшение ситуации", - уверен он.

Стороны карабахского конфликта объявили о перемирии после обострения конфликта в апреле 2016 года, однако противостояние так и не было прекращено, говорится в справке "Кавказского узла" "Карабах: два года спустя после четырехдневной войны". В течение двух лет обстрелы в зоне конфликта не прекращались ни на сутки, следует из инфографики "Кавказского узла" "Карабах после перемирия – два года войны".

Автор: Гор Алексанян источник: корреспондент "Кавказского узла"

26 августа исполнилось 10 лет со дня признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Тот факт, что пока что эти Республики не признаны большинством государств мира, свидетельствует лишь о двойных стандартах международных заправил – тех, кто готов поддержать какой-нибудь бандитский анклав наподобие псевдогосударства Косово, но пытается подавить истинное стремление к независимости.

И Абхазии, и Южной Осетии пришлось пройти чрезвычайно тернистый путь, прежде чем их независимость была признана, в первую очередь, Россией (затем к ней присоединились Венесуэла, Никарагуа, Науру, а в нынешнем году – и Сирия). Республики заплатили за свое право на существование многими жизнями – и в начале 90-х, и в страшный день 08.08.08.

Однако назревала следующая война – в Абхазии, которая также не хотела жить в составе националистической Грузии. 10 августа 1992 года в Тбилиси решили ввести в Республику войска под предлогом необходимости охранять железную дорогу. Тогдашний министр обороны Китовани выполнил приказ, и 14 августа 1992 года – аккурат в пик курортного сезона – началась война. При этом грузинские войска не рассчитывали, что им придется столкнуться с яростным сопротивлением абхазского народа. Да еще с таким успешным.

Дата 8 августа 2008 года, безусловно, является трагической. Но она очень важна для России. Ведь это был первый решительный, самостоятельный, мужественный шаг российского руководства, начиная с момента развала Советского Союза. Отстаивая свободу Южной Осетии, а также Абхазии (пришедшей Цхинвалу на помощь), Россия одновременно отстаивала и свою свободу действий на международной арене.

Вот и на 10-ю годовщину той войны из США снова раздались призывы к Москве отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Но при этом Вашингтон совершенно не намеревается отказываться от признания независимости того же Косово, несмотря на то, что там продолжаются преследования и даже убийства сербов.

А Абхазия и Южная Осетия живут своей жизнью: без Грузии с ее националистами, клоунами и безумными политиками. Живут даже без признания со стороны Запада. Высшее признание их свободы - это то, что абхазы и осетины заплатили за нее немалой кровью своих мужественных героев. Они, а не западные политиканы, являются тем фундаментом, на котором стоит истинная независимость.


СЕРГЕЙ БОБЫЛЕВ / ТАСС

Семь стран потребовали от Москвы отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Но ряд обстоятельств указывают на то, что у этого решения не было альтернативы и менять его у России нет никаких резонов.

Бананы не при чем

Претензии, требования, ультиматумы Запада в адрес России стали в последнее время уже какой-то печальной нормой. Вместо того, чтобы решать (или хотя бы пытаться решить) спорные моменты через диалог и многосторонние переговоры, оппоненты выбирают заведомо неконструктивный подход – и неудивительно, что не получают результата. Хотя некоторые ультиматумы заставляют задуматься о правильности принятых решений.

При этом очевидно, что все авторы требования (за исключением, может быть, Эстонии с ее специфическим руководством) прекрасно понимают, что никакой отмены признания со стороны России не будет. По вполне объективным и рациональным причинам.

А компенсация должна быть более чем серьезная, ведь последствия отзыва будут для России крайне серьезные. Во-первых, отказ от признания вместе с выводом войск будет означать неизбежное и практически немедленное возобновление боевых действий, с захватом Грузии как минимум территории Южной Осетии, а как максимум обеих республик. А значит Россия получит десятки тысяч беженцев. Во-вторых, в ходе захвата будут убиты сотни граждан Российской Федерации, на что Москва ответить не сможет (не вводить же войска обратно). И это безнаказанное убийство вызовет серьезные вопросы к Кремлю со стороны российского населения (особенно жителей Северного Кавказа), а также жителей Донбасса. В-третьих, соответствующие выводы сделает, например, Украина — она посчитает, что вопрос с Донбассом можно решить силовыми способами, партнеры перестанут уважать, а союзники (наподобие коллег по ОДКБ) посчитают, что российские оборонные гарантии ничем не отличаются от американских – то есть не стоят и бумаги, на которых написаны.

В то же время западный ультиматум еще раз поднимает вопрос о том, нужно ли было России вообще признавать Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Стоила ли, проще говоря, игра свеч? Ведь весьма серьезные политологи, не отрицающие необходимость вступления Российской Федерации в войну в августе 2008, ставят под вопрос необходимость самого признания.

И вопрос действительно дискуссионный. Аргументы были как в ту, так и в другую сторону. При этом особо интересно посмотреть, сыграли ли эти аргументы сейчас, 13 лет спустя.

Стало ли это хорошим уроком? Однозначно – причем как для Запада, так и для Турции (которая именно после Августовской войны сначала взяла курс на сближение с Москвой). Да, урока хватило ненадолго. Запад забыл его к 2014 году (после чего пришлось повторять слом статус-кво, но уже не с признанием Крыма, а с его присоединием), а Турция – в 2020, когда организовала и выиграла у России Вторую Карабахскую войну. Тем не менее, на 6 лет Москва все-таки была избавлена от больших авантюр Запада на постсоветском пространстве.

Таким образом, признание Южной Осетии и Абхазии в 2008 году было целесообразным. Оно соответствовало целям и задачам, которые стояли тогда перед российской внешней политикой. Ровно так же, как не признание, а присоединение Крыма в 2014 соответствовало целям и задачам в тот период.

Признанные де-юре: 10 лет независимости Абхазии и Южной Осетии

7 августа

МВД Грузии заявили о 10 погибших и 50 раненых при обстреле сел в зоне грузино-осетинского конфликта. Около полуночи по московскому времени начался артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвали из крупнокалиберных орудий. Грузинская сторона заявила, что это вынужденный ответный огонь на обстрел грузинских сел южноосетинскими формированиями.

8 августа

В 2 часа ночи Грузия уведомила о начале войны в Южной Осетии. Двумя часами позже Эдуард Кокойты заявил о начале танковой атаки на южные окраины Цхинвали.

В Сухуме состоялось экстренное заседание Совета безопасности Абхазии, на котором было решено переместить ряд подразделений абхазской армии в Очамчирский район республики. Россия потребовала провести экстренное заседание Совбеза ООН, которое прошло в Нью Йорке, в 7 часов утра по московскому времени. Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, призвал Совет безопасности ООН срочно вмешаться в ситуацию .

9 августа

В ночь на 9 августа Совбез ООН снова не принял никаких решений по ситуации в Южной Осетии. Грузинская армия продолжила обстрел и бомбардировки осетинских и российских позиций. В Цхинвали продолжались уличные бои. Генштаб вооруженных сил РФ подтверждил информацию о двух сбитых российских военных самолетах. Указом президента в Грузии на 15 дней введено военное положение.

Владимир Путин, занимавший в этот период пост премьер-министра, прибыл во Владикавказ, где обсудил с правительством Северной Осетии оказание помощи Южной Осетии. Позже он распорядился выделить 10 млрд рублей на восстановление жилья в республике.

Абхазия начала вооруженную операцию в верхней части Кодорского ущелья.

10 августа

Глав российского МИД Сергей Лавров заявил о необходимости безоговорочного вывода грузинских войск. Грузинская сторона заявила о готовности немедленно начать переговоры с Российской Федерацией о прекращении огня и по завершении ведения боевых действий. Цхинвали перешел под контроль российских миротворцев. Из города во Владикавказ вышла первая колонна с ранеными.

11 августа

МИД Грузии сообщил, что бомбардировщики российских ВВС РФ нанесли удары по Тбилиси, Батуми, Поти и Зугдиди. Минобороны РФ объявило о со потере еще двух самолетов. Число погибших российских военных возросло до 18 человек, раненых — до 52.

12 августа

13 августа

В России и Грузии объявлен траур по погибшим.

Итоги конфликта

По разным данным, со стороны Грузии были задействованы 29 тыс. человек, мобилизационный резерв — от 60 тыс. до 100 тыс. человек. Южная Осетия задействовала около 3 тыс. человек личного состава, Абхазия — около 5 тыс., Россия — около 29 тыс. (10 тыс. человек в Южной Осетии и 9 тыс.— в Абхазии).

Потери вооруженных сил Грузии, по официальным данным, составили 170 человек убитыми и пропавшим без вести, 1964 — ранеными (включая резервистов и полицейских). Пропали без вести десять военнослужащих и 14 полицейских. Потери среди мирных жителей составили 228 человек. Власти Южной Осетии говорили об 1,7 тысячи погибших, однако для международной комиссии Тальявини, подготовившей отчет о конфликте, Цхинвал предоставил список из 365 погибших без разделения на гражданских лиц и комбатантов. Официальные потери российской армии — 64 погибших, 283 раненых, а также трое пропавших без вести.
По данным официальным данным правительства Грузии, в результате конфликта свыше 17 тысяч грузин стали беженцами. На тот момент премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял, что со 2 по 9 августа в Россию из Южной Осетии перешли и зарегистрировались в ФМС 34 тысячи беженцев.

Признание независимости

В основу мирного урегулирования конфликта был положен согласованный между президентом России и Франции Николя Саркози (выступал посредником в конфликте) план, основанный на шести принципах. Среди них — не использовать силу, окончательно прекратить все военные действия, обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи, ВС Грузии должны вернуться в места постоянной дислокации, ВС РФ — выйти на линию, предшествующую началу боевых действий. При этом до создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности. Шестой принцип — начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их безопасности.

Грузинские власти согласились подписать документ, но исключили из шестого пункта упоминание о статусе, предложив обсуждать вопросы безопасности.

21 августа Абхазия и Южная Осетия по результатам общенациональных сходов направили России обращения президентов и парламентов республик с просьбой признать независимость самопровозглашённых государств.

22 августа в 19:50 Россия завершила отвод с территории Грузии частей российской армии, приданных миротворческому контингенту на время операции по принуждению Грузии к миру.

26 августа 2008 года Россия признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии

Официальные дипотношения с Южной Осетией и Абхазией Россия установила 9 сентября 2008 года, когда главы МИД обменялись в Москве соответствующими нотами.

17 сентября 2008 года Россия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией.

10 лет спустя
Сегодня оба государства во многом зависит от России. По разным данным, за годы независимости Абхазии получила от России 36,8 млрд рублей. Что касается Южной Осетии, то по данным Счетной палаты России, с 2008 по 2013 год Москва направила в республику более 45 млрд рублей, львиная доля из этих денег — бюджетные средства.

Политолог Дмитрий Абросимов отмечает, что совокупный объем вложений в республику подсчитать невозможно, поскольку основные инвестиции — это неофициальная помощь предприятий. По словам главы министерства Сергея Чеботарева, сейчас идёт формирование программы финансовой помощи Южной Осетии на 2020—2021 годы.

Главная доходная строка экономики Абхазии — туризм. В последние годы страна стала одним из самых популярных мест отдыха для российских туристов наравне с Финляндией и Турцией. В 2016 году республику посетило более 1 млн туристов. Однако в 2017 году турпоток сократился на 30%. Республике приходится конкурировать за турпоток не только с черноморским побережьем российского Кавказа, но теперь и с российским же Крымом, куда Россия сегодня вкладывает куда большие средства. Несмотря на вложения в инфраструктуру и определенные улучшения оба государства ещё долгие годы будут дотационными, однако в состав Грузии уже вряд ли вернутся в обозримом будущем. При этом Абхазия и Южная Осетия видят развитие своей государственности по-разному.

Эксперты считают, что Россия не хочет дополнительных осложнений отношений с Западом, поэтому не торопится принимать в свой состав Южную Осетию. Кроме того, это не так уж и необходимо — республика и без этого де-факто российский регион. Все местные жители имеют российские паспорта, валютой республики, как и в Абхазии, является российский рубль. Доходная часть бюджета в 6 млрд рублей на 80% формируется из присылаемых Россией денег, Россия выплачивает пенсии, цена на российский газ тоже внутрироссийская.



Читайте также: