Застенчивость это 4 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

priboj i chajki.mp3

Выбранный для просмотра документ САМ КЛ.ЧАС.doc

Классный час

СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ: ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Цель: Разобрать различия между понятиями : стыдливость и застенчивость

- уточнить значение таких нравственных категорий, как, стыд, стыдливость, застенчивость, неуверенность в себе;

- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

- побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

- корригировать регулятивные навыки поведения на занятии.

Подготовительная работа

1. Работа с детьми

2. Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске тему занятия

Высказывания великих мыслителей

Использование компьютерных технологий (слайд-шоу)

Работа с кластерами

Вывеска рисунков по упражнению “дорисуй портрет”

Выставка портретов художников

План классного часа

1. Вступительное слово

2. Организационный момент

3. Постановка вопроса Проблемная ситуация. Притча

5. Вопрос-тест.

7. Упражнения для физминутки.

8. Работа с доской Словарная работа.

9. Ситуации выбора. Разбор ситуаций

10 Составление кластеров (графический способ организации материала)

11 Песня-девиз

12. Упражнение портрет

13 Подведение итогов (рефлексия).

Ход воспитательного часа

1.Вступительное слово учителя/воспитателя

Два мира есть у человека –

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Ребята, наша тема записана на доске, давайте прочитаем её вместе.

“ СТЫДЛИВОСТЬ И ЗАСТЕНЧИВОСТЬ:

ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?”

Тема сложная, непростая, но очень интересная и несомненно пригодится вам в жизни. Поэтому слушайте внимательно, обдумывать вопрос и отвечать.

На доске у нас эпиграф, путеводная звезда нашего занятия.

Прочитает нам напутствие-эпиграф ученик ________, а в конце занятия мы вернемся к нему и еще раз обсудим значение.

В КАЖДОМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ СВОЯ СТЫДЛИВОСТЬ

2.Орг. момент

Чтобы вам было легче понять тему и сделать выводы, давайте разобьем нашу тему на 2 части. Отдельно разберем значение стыдливость и застенчивость, затем подумаем, хорошо это или плохо.

3.Постановка вопроса. Проблемная ситуация

- Чтобы узнать, что же такое стыдливость, сначала поговорим, что такое СТЫД.

У каждого человека в жизни есть случай, за который вам стыдно, как говорят, грызёт совесть, совестно вспомнить.

Можно даже проинсценировать с учениками

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног.

То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего.

Только тот нищий из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать.

И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в родной город, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня…

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет.

- Ребята, как считаете, что же такое стыд?

(ответы детей)

Воспитатель подытоживает:

- Таким образом, стыд – это чувство вины за свой проступок

4 Знакомство с репродукциями

hello_html_6e75ec4b.jpg

hello_html_7af8f358.jpg

Сальвадора Дали - " Угрызения совести"

hello_html_m1337a66b.jpg

Ф.Решетников “Опять двойка”

А теперь давайте посмотрим ещё одну картину, которая называется “Стыдливость”.

(Чтобы увидеть различие между стыдом и стыдливостью)

Дети смотрят картины, сравнивают

hello_html_m7d05d91b.jpg

Анре Матис - "Стыдливость"

- Похоже ли, что человек на картине сделал что-то плохое?

Дети отвечают нет

- Стыд – это осознание вины за свой проступок

Стыдливость же есть страх или боязнь стыда, не позволяющая допустить плохого поступка человеку.

СТЫД ЗА ДРУГОГО

Стыд за другого – странный стыд,

В себе он вовсе не таит

Ни горечи, ни злобы.

Знакомый, сидя в кресле врёт,

Безвредно и подробно.

И хоть бы голос дрогнул.

Стыдись, но слушай, верь, не верь,

Но оборвать неловко.

Вы ложью связаны теперь,

Как жёлтою верёвкой.

Вы с собеседником своим

Бесспорно, в чём-то схожи.

Ты вдруг краснеешь, будто с ним

Ты поменялся кожей.

5. Вопрос-тест

- Ребята, у меня к вам вопрос: Бывало ли вам стыдно за другого человека? (Да)

- В каких случаях? ( когда человек близкий, родной или друг)

Воспитатель читает:

поношенная, но аккуратная одежда; -

непрестижная работа родителей; -

невежество, необразованность, безграмотность; +

грубое, бездушное отношение к людям; +

Воспитатель: Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, когда стыд – это хорошо, а когда - плохо.

7 Физ. Минутка “Кораблик”

-Представьте, ребята, что вы на корабле. Поставьте ноги пошире, чтобы не упасть, ведь корабль качается на волнах. Руки сцепите за спиной. Покачало палубу, прижмите сильнее одну ногу, а другой тяните носочек.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую – расслабляем.

8. Работа с интерактивной доской.

Есть такие слова в русском языке: "застенчивость", "стеснение", "неуверенность в себе", "смущение". Для кого-то - это просто набор звуков. Но для некоторых людей, это может стать настоящей проблемой или даже жизненной трагедией.

Прежде всего, сделаем небольшой экскурс в историю значения слова.

Можно в виде доклада учащихся сделать и вывести на доску

- В "Толковом словаре" Даля читаем: "Застенчивый - охотник затеняться, не показываться, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый, неуместно скромный; непривычный к людям, молчаливый".


- В XVIII веке застенчивость толкуется как несмелость и даже "почитается за недостаток воспитания".

В Древней Руси связывает это слово связано со словом "тень"- "стараться быть в тени, отгораживаться".

- Застенчивость - скромность, совестливость, стыдливость - прекрасные черты личности. Но, будучи чрезмерной, она приводит к робости, отгороженности, мучительной неуверенности в себе, тревожной мнительности как чертам характера.

- Вы видели застенчивых людей или может быть, даже сами страдаете от лишней застенчивости?

Давайте и на житейских примерах посмотрим, как она проявляется.

9 Разбор ситуаций

1. Ты возле доски отвечаешь хорошо выученный урок. Одноклассники, которые не выучили – смеются. Ты растерялся и замолчал, покраснел. Учитель подумал, что ты не готов и ставит двойку.

2.На стадионе ученики другой школы играют в футбол. Тебе тоже очень хочется, но ты не можешь подойти к ним познакомиться.

3. Ты хорошо поешь и танцуешь. Тебе предложили выступить на школьном концерте. Но ты боишься, вдруг получится плохо, и отказался.

4. В гости к тебе пришёл наглый друг. Он трогал без спросу вещи, разбил мамину любимую вазу, разлил духи, одевал очки папы. А ты промолчал и не остановил его.


Вывод: Из-за стеснения можно получить плохую оценку

Трудно знакомиться с интересным человеком

Трудно проявить себя в любимом деле

Неловко сказать”Нет” человеку

А теперь ребята ответьте сами, хорошо это или плохо стесняться.

Нужно ли вообще иметь такую черту характера как застенчивость?

10. Словарная работа

Новое слово самооценка

Самооценка – оценка человека самого себя, своих возможностей, качеств. Самооценка – это шкала поведения личности.

Если самооценка занижена, человек излишне застенчив.

Если сильно завышена, человек теряет стыдливость, застенчивость совсем, это уже бесстыдство.

11. Работа на доске. Кластеры

составим кластеры (это способ графической организации материала)

На доске в столбик выписаны следующие качества:

Необходимо выйти к доске и подвести стрелки синонимов “застенчивость”

12.Песня - девиз “Все на свете можешь ты”

- Чтобы вы были уверенней в своих силах, споем нашу песню-девиз

Предложите подростку дорисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

14. Итоги (рефлексия)

Возвращение к эпиграфу, обсуждение

В КАЖДОМ СЕРДЦЕ ЕСТЬ СВОЯ СТЫДЛИВОСТЬ

Стыдливость и застенчивость должны быть у человека, но всего должно быть в меру, иначе трудно будет жить.

Задачи собрания: Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости.

Анкета для родителей 1 . Считаете ли вы своего ребенка застенчивым? 2. В чем проявляется застенчивость вашего ребенка? 3. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать это качество? 4. Какая помощь вам нужна от классного руководителя для того, чтобы помочь вашему ребенку?

Продолжите фразы, приведенные ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны: Наш ребенок проявляет признаки застенчивости, если. Наш ребенок стесняется, если. Наш ребенок волнуется, если. Наш ребенок испытывает страх, когда.

Застенчивость — это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие.

Застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей может преследовать их всю жизнь. Застенчивость ни в коем случае не относится к "проблемному поведению.

У младших школьников застенчивость сопровождается: повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью.

Между тем, такие дети довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми.

Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки, которые принимают все близко к сердцу, у них повышенное чувство долга, им трудно обманывать и хитрить, а также трудно быстро подстраиваться под ситуацию.

1. биологическая предрасположенность. 2. негативное общение в семье. 3. отсутствие внимания родителей. 4. травля в школе. Причины застенчивости

Чем чревата застенчивость? - ограничение контактов с людьми; - конформизм - не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо; - застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением.

- покраснение лица; - потливость; - дрожь; - учащение сердцебиения; - стесненное дыхание; - опущенные вниз глаза; - тихий голос; - скованность мышц и движений. Симптомы застенчивости:

14 Как помочь застенчивому ребенку? Родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение. Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить. Если Вы будете каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает Ваши ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны. Не надо постоянно читать мораль о том, что должен делать "порядочный человек" или "хороший мальчик", или "послушная девочка" и стыдить по любому поводу. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе. Постарайтесь чаще подавать пример уверенного, контактного поведения. Не замыкайтесь в себе, сами стремитесь к контактам с окружающими. Не создавайте проблем там, где без этого можно обойтись.

Памятка для родителей по преодолению застенчивости в себе их детей. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям. Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников. Не ставьте ребенка в неловкие ситуации. Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

Застенчивость: причины, последствия и устранение

Застенчивость – это появление беспокойства, страха и неловкости в ситуациях, связанных с общением с другими людьми или нахождением рядом с ними. Как правило, застенчивость и робость мешают людям в жизни. В этой статье мы рассмотрим причины возникновения застенчивости, её признаки, последствия и, что особенно важно, методику преодоления застенчивости.

Причины застенчивости

В психологии нет единого мнения на этот счёт и существуют различные подходы. Мы не будем погружаться во все подробности, но вкратце расскажем о каждом из них.

Теория врождённой застенчивости

Современная версия этой теории принадлежит Реймонду Кеттеллу. Он и некоторые другие исследователи убеждены, что застенчивость – это следствие более чувствительной нервной системы, и она может передаваться по наследству, как и некоторые другие индивидуальные особенности. Застенчивость, по Кеттеллу, является неизменной чертой характера, то есть если человек обладает врождённой застенчивостью, то никакой опыт не сможет это изменить.

Бихевиористский подход

Бихевиористы считают, то застенчивость может возникнуть вследствие следующих причин:

  1. Нехватка коммуникативных навыков для полноценного общения с другими людьми.
  2. Самоуничижение из-за своей неадекватности (в т.ч. и мнимой).
  3. Предчувствие своего неадекватного поведения, тревога по этому поводу. Проще говоря, человек боится сделать что-то не то, и не делает ничего.
  4. Наличие негативного опыта общения в прошлом.

Здесь мы не можем не согласиться, ведь эти причины на самом деле оказываются достаточно вескими, и вследствие их вполне могут возникнуть страх, дискомфорт и прочие признаки застенчивости.

Психоаналитический подход

Психоаналитики рассматривают застенчивость как симптом внутренних противоречий: неудовлетворённые первичные потребности, нарциссизм, столкновение механизмов защиты и агрессии и т.д. Но чтобы более детально разобраться в этом подходе, лучше всего подробнее изучить теорию Зигмунда Фрейда.

Другие возможные причины

Признаки или симптомы застенчивости

Что касается проявлений застенчивости, тут все намного проще, нежели с ее причинами, и психологи выделяют целый спектр ее симптомов:

    .
  1. Эмоциональный дискомфорт при общении с незнакомыми или малознакомыми людьми.
  2. Человек разговаривает тихо и неуверенно, старается давать максимально короткие ответы.
  3. Как правило, застенчивый человек не начинает разговор первым.
  4. Во время беседы застенчивый человек чаще всего отводит глаза от собеседника.
  5. Желание избежать внимания со стороны посторонних людей.
  6. Усиленное потоотделение, учащённое сердцебиение, покраснение лица.
  7. Застенчивый человек часто имеет установку, что он не будет интересен другим людям, испытывает чувство беспомощности и неловкости, сам себя стыдит и осуждает.
  8. Избирательность в контактах с людьми.

Если вы замечаете у себя или своих знакомых совокупность этих признаков, значит, застенчивость знакома вам или им не понаслышке. Хотя, как правило, застенчивые люди и сами прекрасно знают о такой своей особенности. Но вот о ее последствиях задумываются они, к сожалению, нечасто.

Последствия застенчивости

Чаще всего застенчивость рассматривают как негативную или нейтральную черту характера (не стоит путать застенчивость и скромность). Это так потому, что, во-первых, застенчивый человек с трудом заводит новых знакомых, а значит, имеет весьма узкий круг друзей. Кроме того, застенчивый человек часто утаивает своё мнение, не стремится выразить свою волю, ведёт себя, в общем-то, бесхарактерно. Конечно, это барьер для его развития и самореализации.

В некоторых ситуациях из-за застенчивости человек теряет над собой контроль, ведёт себя неловко, не может сосредоточиться, забывает простые вещи. Это тоже мешает. Эмоциональное напряжение, которое может быть вызвано застенчивостью, быстро выматывает человека, впустую тратит его энергию, способствует эмоциональному выгоранию.

Из-за застенчивости люди иногда упускают свои возможности. Например, не решаются попросить о чём-то или защитить свою идею. Все это и говорит о том, что от застенчивости необходимо избавляться. И специально для этого существует целый ряд методик. Об одной из таковых мы и расскажем.

Методика избавления от застенчивости

Некоторые специалисты, как мы уже сказали, уверены, что застенчивость – это чуть ли ни приговор, клеймо на всю жизнь. Но есть и те, кто считает совершенно иначе. Так, множество психологов и психотерапевтов уверены, что побороть застенчивость можно с помощью совсем несложных рекомендаций:

  1. Определите причины своей застенчивости. Без знания истоков своего поведения, вы не сможете его изменить. В определении причины вам поможет раздел этой статьи, посвященный причинам застенчивости.
  2. Начинайте работу над устранением причин. Повышайте уверенность в себе, формируйте нормальную самооценку, перестаньте оценивать своё поведение как неадекватное, развивайте навыки общения и т.д. Самое сложное здесь – это практика, но для достижения успеха она должна быть постоянной.
  3. Используйте аффирмации. Перестаньте называть себя застенчивым, неловким, неуверенным и т.д. и даже думать о себе в таком ключе. Сделайте так, чтобы ваше самовнушение приносило пользу, а не вред.
  4. Можете использовать метод парадоксальных интенций. Например, если вы боитесь заговорить с кем-то, преувеличьте возможные последствия и с юмором обыграйте их в своём воображении. Как правило, страх после этого улетучивается. Но и здесь тоже нужна постоянная и долговременная работа над собой.
  5. Преодолевайте свою застенчивость. Выполняйте вышеописанные пункты и пробуйте делать то, на что не решались раньше. Заговорите с незнакомцем, вступите в разговор, привлеките к себе внимание и т.д. Начните с самого малого – впоследствии от застенчивости и следа не останется, ведь именно выход из зоны комфорта зачастую делает человека боле уверенным и смелым во всех пониманиях этих слов.

Если же чувство застенчивости вам чуждо, вы все равно можете извлечь пользу из нашей статьи, т.к. теперь вполне в состоянии дать кому-то из друзей и близких пару-тройку толковых рекомендаций. Желаем вам уверенности в себе и успехов!

Застенчивость у ребенка — это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность.

Причины развития застенчивости у детей.

Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.

Природные факторы. Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.

Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.

Нарушение адаптации. Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции — к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.

Соматическая патология. Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.

Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Основные симптомы застенчивости у ребенка.

Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков.

Среди них:

1. Общие признаки. К ним относят осторожность и внимательность к каждому шагу. Такие дети практически никогда не падают с велосипеда, ведь им проще вообще на него не садится, чтобы такого не произошло. Тихий голос, повышение артериального давления, учащенный пульс, дискомфорт в животе, обильное потоотделение, ощущение напряжения во всех группах мышц, волнение — основные виды реакции организма детей на стресс. Возможно также появление румянца на щеках. Наиболее часто именно эти симптомы первыми оказывают свое отрицательное влияние на ребенка и преследуют его везде.

2. Самокритичность. Такие дети чересчур требовательны и жестоки по отношению к своей личности. Им постоянно кажется, что они недостаточно выкладываются в той или иной сфере деятельности. Также это касается внешности и манеры общения с представителями противоположного пола. Ребенок не чувствует себя полноценным, считает недостаточно хорошим в сравнении с другими. Как результат становится отчужденным и отдаленным от остальных.

3. Скрытность. Эта черта подразумевает замкнутость в любом коллективе. Будь то школа или дом, малыш не может поделиться ни с кем своими мыслями и соображениями. В кругу людей такие дети пытаются стать незаметными, исчезнуть из толпы и не любят, когда к ним привлекается слишком много внимания. Рассказать свое мнение или попросить совета они могут лишь у отдельных людей, и если сами того захотят.

4. Стеснительность. Почти каждый человек получает ничем не заменимое чувство удовлетворения, когда его хвалят, но только не эти дети. Им лучше находиться в тени своих сверстников или же вообще оставаться незамеченными среди остальных. Свои амбиции они предпочитают скрывать и не афишировать, даже если являются обладателями многих талантов.

5. Пугливость. Черта не является специфичной, но очень часто сопровождает застенчивого ребенка. Наиболее выраженным выступает страх перед чем-то новым. Это может быть как нежелание менять привычную старую одежду, так и переезжать на новое место жительства. Очень трудно им дается установление контакта с незнакомыми людьми, а заводить новых друзей такие дети, как правило, вовсе не хотят.

Как бороться с застенчивостью у ребенка.

Мама и папа — это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

Не ругать. Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.

Уметь слушать. Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.

Поддерживать. Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.

Стать примером. Дети — это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.

Поощрять. На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.

Рекомендации ребенку.

И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

2. Улыбаться. Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.

3. Смотреть в глаза. Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.

4. Активно вести диалог. Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.

5. Посещать разные мероприятия. Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.

6. Поиск хобби. Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.

7. Бороться со страхами. Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.

8. Принять застенчивость. Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.

9. Воспользоваться помощью. Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.

10. Заняться спортом. В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.

Полезные игры и упражнения.

Рисунок "Какой я есть и каким бы я хотел быть"

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке - таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хочет быть. Далее Вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.

В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между "реальным и "идеальным" Я. У таких детей несколько завышенная самооценка.

В рисунках других детей наблюдается расхождение, но оно небольшое, у них самооценка адекватная. Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. А при рисовании идеального Я используется большое количество цветов, яркая одежда. После рисования полезно обсудить с ребенком, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

"Разыгрывание ситуаций"

Для разыгрывания и обсуждения можно предложить ситуации, наиболее сложные для ребенка:

Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми.

Ты пошел в магазин.

Дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать.

Пришли гости, покажи им свою комнату, игрушки.

Игра "Торт" (с 4-х лет)

Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: "Сейчас мы из тебя будем делать торт". Один участник — мука. Другой — сахар, третий - молоко и т. д. Ведущий – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – "мука" руками "посыпает" тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар – он "посыпает" тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко "разливается" руками по телу и т. д. Когда все положено, повар хорошенько "размешивает" (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все "составляющие" тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек", описывая его. Торт очень красив!

Следите за выражением лица "торта", оно должно быть довольным, смеяться тоже можно. Вместо торта можно готовить все, что угодно ребенку – курицу, блины, компот.

"Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в "Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Причины детского непослушания ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО НЕПОСЛУШАНИЯ. (консультирование родителей с элементами тренинга) 1. Не придается достаточной значимости семьей процессу.

Застенчивый и тревожный ребенок Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка.


Стеснительность и бесстыдство в сущности — одно и тоже. Застенчивость есть признак глупости или гордыни, завышенной или заниженной самооценки.
Следует отличать застенчивость от скромности, качества похвального и достойного уважения. Человек скромный — сдержанный, умеренный, простой, духовно сильный.
Потому можно лишь сказать, что крайности (бесстыдство и застенчивость) часто сходятся в одном человеке,
однако к Скромности они обе не имеют никакого отношения — это другой полюс )

Ответ оставил Ser012005

Застенчивость - состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.

Бесстыдство - чувство человека, при котором он не чувствует стыд.

Скромность - застенчивость, неуверенность в себе.


Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Другие предметы.

Читайте также: