Психофизиологическая поведенческая теория к халла кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теория научения Халла сосредоточена в основном на принципе подкрепления, который является существенным для закона эффекта Торндайка. Закон Халла о первичном подкреплении 92 утверждает, что когда связь между стимулом и реакцией сопровождается снижением потребности, то возрастает вероятность, что при последующем возникновении такого же стимула будет возникать такая же реакция.

92 Закон о первичном подкреплении: когда связь между стимулом и реакцией сопровождается снижением потребности организма, то возрастает вероятность, что при последующем возникновении такого же стимула будет возникать такая же реакция.

Отметим, что вознаграждение или подкрепление определяется не в терминах понятия Торндайка об удовлетворении, но в терминах снижения, ослабления первичной потребности. Первичное подкрепление — то есть снижение первичной потребности — является, таким образом, основой теории научения Халла.

Поскольку система Халла включает понятие вторичного, появляющегося в результате научения побуждения, она содержит также и понятие вторичного подкрепления. Если интенсивность стимула снижается в результате проявления вторичного побуждения, то это побуждение будет действовать как вторичное подкрепление.

Отсюда следует, что любой стимул, который последовательно ассоциируется с подкрепляющей ситуацией, посредством этой ассоциации будет приобретать способность вызывать обусловленное сдерживание, таким образом снижая интенсивность стимула и самостоятельно производя результирующее подкрепление. Поскольку эта косвенная сила подкрепления приобретается в ходе научения, она называется вторичным подкреплением. (Hull. 1951. P. 27–28.)

Халл полагал, что связь между стимулом и реакцией усиливается при многократных повторениях подкрепления. Он назвал силу связи S — R силой привычки, она является функцией подкрепления и имеет отношение к постоянному формированию условных рефлексов.

Научение не может произойти при отсутствии подкрепления, которое необходимо для того, чтобы ослабить побуждение. Благодаря особому акценту на подкреплении, система Халла получила название теории снижения потребностей, в противоположность теории непрерывности Гатри или когнитивной теории Толмена.

Сила привычки — сила связи , которая является функцией количества подкреплений.

Система Халла представлена в вербальной и математической форме в виде 18 постулатов и 12 следствий (Hull. 1952). Несмотря на то, что система основана на принципах формирования условных рефлексов, Халл считал, что ее можно расширить и включить в нее такие процессы, как решение проблем, социальное поведение, формы научения, отличные от формирования условных рефлексов. К сожалению, смерть помешала ему воплотить в жизнь большую долю своих устремлений.

Читайте еще:

Слово "камикадзе" стало уже нарицательным для всех добровольных смертников. В мусульманских странах террористы вербуются по большей части из шиитской бедноты — это резерв смертников. Молодым парням, часто мальчишкам лет по 13-ти, внушают, что они, погибая в терракте, вовсе не умирают.

Теперь издалека все это кажется не столь существенным, но тогда для меня было крайне важно. Можно попытаться сформулировать в одной фразе главную проблему всего периода заключения: защитить свою душу так, что если посчастливится выйти из лагеря, то вернуться на свободу тем же человеком, каким.

Не стоит подвергать себя насилию, пытаясь жить в соответствии с этими принципами. Одна мысль, одна эмоция, один поступок, исходящие из наших глубинных и естественных побуждений, важнее тысяч мыслей, эмоций и поступков, к которым мы себя принуждаем. Будем вчитываться в эти принципы, принимать их.

Вспоминай, что не всегда ты был силен. Не всегда побеждала в тебе любовь без раздражения и горечи. И тебе будет легче покрывать своей любовью, своим милосердием и миром ту духовную пропасть, что лежит между тобой и теми людьми, кому ты несешь свои новые знания.

Амфи — это выражается ежом — вот его ширина, а вот длина (показывает расстояние несколько меньше фута длины и гораздо меньше ширины) — однажды утром господин Цуппингер, свиными жареными сосисками — теперь я только не знаю, хотят ли эти господа нарочно.

«Она сказала мальчику и девочке, что “как только вы заговорите, из вашего рта выйдут мужчины, которые убивают матерей”. Когда дети заговорили, из их ртов вышли мужчины и убили их матерей. Тогда дети за плакали, и девочка сказала: “Не плачь, как только ты заговоришь, из.

Разумеется, нет. Я жил до сих пор, как жилось, и пользовался только тем, что было действительно позарез необходимо именно в данный момент. Но в эти моменты было некогда искать правила, кем-то написанные, приходилось искать их в своей голове.

Все секретные учебные материалы британской армии были разработаны после смерти иракца по имени Баха Муса (Baha Mousa), гостиничного портье, которого британские военнослужащие запытали до смерти в Басре в сентябре 2003 года. Некоторые из этих пособий были созданы уже после опубликования итогов.

друга, это, в определенном смысле, превращается в проблему того, чему вы действительно преданы. Я думаю о том, что было вчера. Мой напарник, работая с клиентами в консультационном кабинете, думал о своей книге, а когда писал книгу, думал о работе с клиентами. Ясно.

Кларк Леонард Халл

Несмотря на то, что в необихевиоризме, очевидно, есть много белых пятен, вклад Кларка Леонарда Халла в мировую психологию сложно переоценить. Вместе с тем история его жизни и профессионального становления не менее известна, чем его труды. Проблемы со здоровьем и сложности с получением образования не помешали ему стать одним из наиболее цитируемых психологов XX века, связать воедино математику и психологию, разработать собственную концепцию и предложить новый метод научного познания.

Кларк Л. Халл: краткая биография

Кларк Леонард Халл родился 24 мая 1884 г. в провинции Экрон (штат Нью-Йорк). Его семья жила в крайней нищете, отец был необразованным и отличался жестоким нравом. Мальчик рос слабым и болезненным, но в начале обучения продемонстрировал выдающиеся математические способности. Ему приходилось часто пропускать занятия из-за необходимости помогать отцу на ферме и по причине проблем со здоровьем. Однако трудолюбие и желание выбраться из бедности помогло Халлу уже в 17 лет подрабатывать школьным учителем.

После окончания школы будущий психолог закончил академию Альма в Мичигане и приступил к работе горным инженером в Миннесоте. Однако в возрасте 24 лет он заболел полиомиелитом. Болезнь вызвала паралич левой ноги, и Халлу пришлось оставить должность инженера. Он вернулся в родительский дом, чтобы восстановить силы после болезни и подумать о дальнейших профессиональных планах.

Именно в период своей реабилитации Кларк Л. Халл начал интересоваться психологией. Он ознакомился с трудами У. Джемса, большое впечатление на него также произвели работы Дж. Уотсона и И.П. Павлова. В 1913 году Халл получил степень бакалавра психологии в Мичиганском университете, а в 1918 г. защитил докторскую диссертацию в Висконсинском университете и там же начал преподавательскую практику. С 1928 года Халл, уже будучи профессором, начал работу в Йельском университете.

Халл был весьма увлеченным исследователем. По мнению биографа А. Стилла, он способен был взяться за любую тему и написать по ней книгу [1]. Научная деятельность Кларка Л. Халла включала исследования по самым разным темам – он изучал формирование понятий, влияние курения на эффективность трудовой деятельности, тестирование способностей, гипноз, увлекался исследованиями условных рефлексов.

С последним связана почти легендарная история. Халл очень хотел проводить лабораторные исследования условных рефлексов, однако опыты над крысами вызывали у него отвращение по причине резкого запаха, исходившего от грызунов. Поэтому, оказавшись в лаборатории Йельского университета, он первым делом оценил ее чистоту и технологическую оснащенность, отметив, что в таких условиях он вполне мог бы работать. Кроме того, исследователь по-прежнему увлекался точными науками и считал, что только с помощью математического инструментария психология станет научной дисциплиной в полном смысле этого слова.

Будучи весьма открытым в общении со студентами, Халл часто обедал с ними вместе, ведя дискуссии по различным психологическим темам. Ученый очень ценил такую форму обмена мнениями, считая, что это способствует формированию объективного критического взгляда. Значительно позже, когда здоровье Халла ослабло и не позволяло ему так же часто видеться со студентами, он отмечал, что ему очень не хватает таких бесед [2].

Кларк Леонард Халл скончался в 1952 г., спустя 4 года после перенесенного инсульта.

Вклад в развитие необихевиоризма

Вдохновившись работами Дж. Уотсона, Халл, как и некоторые из другие ученые, понимал, что бихевиоральная концепция может ответить далеко не на все вопросы. С осознания этого факта в бихевиоризме начинают происходить изменения. В 1930-1960 гг. начинается период становления и расцвета необихевиоризма. Он претендовал на звание единственного объективного и всеобъемлющего направления психологии, соперничая в этом качестве с набирающим популярность психоанализом. Общие положения необихевиоризма можно сформулировать так:

  1. Основной движущей силой психологии следует признать исследование процесса научения;
  2. Научный путь психологии нужно проложить в русле операционализма. Это направление предполагает, что любое явление может быть объяснено посредством терминологии, применяемой для объяснения процессов или операций, определяющих это явление.
  3. Типы поведения человека, какими бы сложными они ни представлялись, в большинстве случаев зависят от условных рефлексов [3].

К.Л. Халл был одним из основоположников необихевиоральной концепции, наряду с Б.Ф. Скиннером и Э. Толменом. В отличие от бихевиористов, Халл не отрицал существование сознания и когнитивных факторов, влияющих на поведение (таких как идеи, ценности, базовые знания и др), но не брал их в расчет по причине непроверяемости [4]. В рамках необихевиоризма К.Л. Халлом разработал собственный гипотетико-дедуктивный метод, который считался наиболее объективным и был основным методом для психологии в 1940-1960 гг.

Гипотетико-дедуктивный метод

  • Наблюдение;
  • Контролируемое наблюдение;
  • Экспериментальная проверка гипотезы;
  • Гипотетико-дедуктивный метод. [2]

Если три из этих методов уже были известны в психологии, то четвертый был нововведением Халла. Под гипотетико-дедуктивным методом понимался метод проверки гипотез по строго определенному плану:

  • Исследователь определяет систему первичных аксиом по исследуемой проблеме (аксиома часто включает в себя использование формул и неких переменных, необходимых ученому для лучшего структурирования исходной информации);
  • Первичные аксиомы берутся за основу для составления гипотезы/теоремы, которую необходимо проверить;
  • Ученый проводит экспериментальную проверку гипотезы/теоремы. Далее возможны два варианта развития событий: эксперимент либо успешен, либо признан неудачным в ходе эмпирической проверки;
  • Если эксперимент считается успешным (в случае подтверждения первоначальных гипотез и прогнозов), то гипотеза сохраняется. Если эксперимент не был успешным (прогнозы не подтвердились эмпирически), то гипотезу переформулируют или отбрасывают совсем. [6]

Гипотетико-дедуктивный подход был применен самим Халлом к построению его концепции научения.

Теория научения К.Л. Халла

Теория научения (или мотивационная теория снижения потребности) разрабатывалась в 30-х гг. XX века под влиянием работ И.П. Павлова, Э. Торндайка и Э. Толмена, но немаловажную роль в ее создании играла и теория эволюции Ч. Дарвина [8]. Поскольку Халл стремился к созданию всеобъемлющей, общей теории и добивался максимальной объективности, он объединил необихевиористский подход с математическим. Им была разработана система формул для описания поведенческих механизмов.

  1. Появление стимула и, соответственно, потребности. Например, возникает потребность в еде – голод.
  2. Реакция, вызванная потребностью – приготовление пищи;
  3. Если потребность удовлетворена на втором шаге, состояние стабилизируется – комфорт, сытость;
  4. Вследствие стабилизации состояния происходит подкрепление (данный термин взят у И.П. Павлова);
  5. Подкрепление влечет за собой научение – теперь человеку известно, как он сможет удовлетворить вновь возникшую потребность в голоде. Чем чаще подкрепление происходит после определенной последовательности действий, тем быстрее и лучше организм ее запоминает.

Халл выделяет два типа потребностей:

  • Первичные (или биологические);
  • Вторичные (или выученные потребности).

Если первичные потребности, очевидно, являются врожденными, то выученные потребности связаны с ситуациями, в которых были подкреплены первичные потребностей. Из этого следует, что нейтральные стимулы могут быть схожи со стимулами, вызывающими первичную потребность, и будут способны вызывать похожую реакцию.

Научение на основе снижения доминирующей потребности рассматривалось К.Л. Халлом как единственный тип научения вообще. По мнению исследователя, любой живой организм будет склонен повторять закрепленную последовательность действий, которая однажды снизила его потребность. С количеством повторений действий растет сила связи между потребностью и реакцией (в рамках теории это называется силой привычки). Усиление этой связи и представляет собой результат научения.

Халл также попытался разработать инструментарий для прогнозирования поведения любого живого существа (как животного, так и человека). Он вывел для этого специальную формулу [8]:

sEr ═ (sHr × D × K × V) – (sIr ‎+ Ir) ± sOr ,

где sEr – вероятность и скорость, с которой определенное поведение связывается с данным стимулом (потенциал);

sHr – количество повторений подкрепления (сила привычки);

D – общая продолжительность состояния неудовлетворенной потребности (или длительность потребности в часах);

K – значение, соответствующее величине выгоды в случае удовлетворения потребности;

V – степень ясности стимула;

sIr – количество неподкрепленных повторений ситуации;

Ir – количество повторений ситуации, закончившихся истощением;

sOr – случайная ошибка.

Кларк Леонард Халл – ярчайший пример исследователя, соединившего гуманитарное знание с собственной склонностью к точным наукам. Без сомнений, и теория, и метод необихевиориста представляли собой достаточно успешные первые попытки привнесения объективного научного взгляда в психологию. О результатах работы и объективности его методов можно долго спорить – что и произошло в начале 1970-х, когда концепция научения стала исследоваться с принципиально новых позиций. Но, вероятно, сам Халл в ответ на критику напомнил бы о собственном принципе обновления науки методом проб и ошибок.

Список использованных источников:

Автор: Матыченко Ю.В., педагог-психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

В середине XX в. необихевиоризм играл ведущую роль в американской академической психологии, претендуя на звание единственного объективного научного направления и противостоя в этом качестве все более набирающей силу психоаналитической традиции. Тем не менее во второй половине века становится очевидной крайняя ограниченность бихевиоральной концепции в целом. Накапливающиеся данные показывают, что многие из описанных с позиций этой концепции механизмов поведения и научения срабатывают только в искусственной среде эксперимента и, по сути, являются лишь вырабатываемым у лабораторных животных условным рефлексом. В естественной среде поведение животных подчиняется иным, по-видимому, более сложным механизмам. Тем более оказывается невозможным распространить действие механизмов научения на человека

Халл описал четыре метода, которые он считал полезными для науки. Три из них уже были в употреблении: простое наблюдение, систематически контролируемое наблюдение и экспериментальная проверка гипотез. Халл предложил четвертый метод — гипотетико-дедуктивный, который использует дедукцию на основании набора постулатов, определяемых априори. Дедуктивно выводимое заключение должно подвергаться экспериментальной проверке. Если же оно не подтверждается результатами экспериментов, то должно быть пересмотрено; если подтверждается, то может быть включено в систему научных понятий.

Халл полагал, что если психология когда-либо станет объективной наукой, подобно прочим естественным наукам (что и являлось основной частью программы бихевиоризма), то ее единственным адекватным методом станет именно гипотетико-дедуктивный.

Кларк Л. Халл и дедуктивный бихевиоризм / психология

Кларк Халл предлагает новый способ понимания бихевиоризма. Халл хотел установить основные принципы науки о поведении, чтобы объяснить поведение животных разных видов и индивидуальное и социальное поведение. Это то, что известно как дедуктивный бихевиоризм.

Теория, предложенная Кларком Л. Халлом (1884-1952), была самой подробной и сложной из великих теорий обучения, концептуализированных на протяжении всего 20-го века.. Основной концепцией Халла была сила привычки, которая, по его словам, основывалась на практике.

Дедуктивный бихевиоризм пытается установить основные принципы поведения животных разных видов, помимо индивидуального и социального поведения.

Дедуктивный бихевиоризм Кларка Халла

Халл считается нео-поведенческим мыслителем. Таким образом, Кларк Халл предложил новый способ понимания бихевиоризма из логического позитивизма, который доминировал в его время.

Как и другие основные авторы, представляющие бихевиоризм, Халл считал, что поведение человека можно объяснить обусловливанием и подкреплением. Уменьшение импульса выступает в качестве подкрепления для этого поведения.


Халл хотел установить основные принципы науки о поведении объяснить как поведение животных разных видов, так и индивидуальное и социальное поведение. Его теория дедуктивного бихевиоризма предлагает привычку в качестве центральной концепции. Сила привычки будет зависеть от того, следует ли за последовательностью стимул-реакция подкрепление, и от ее величины, которая будет зависеть от уменьшения импульса, связанного с биологической потребностью..

Теории обучения Халла были представлены впервые в Математико-дедуктивная теория Rote Learning (1940), сотрудничество с несколькими сотрудниками, в котором он выразил свои выводы через постулаты, выраженные как в математической, так и в устной форме.

Халл разработал эти идеи в Принципы поведения (1943), где он предположил, что связь стимул-ответ зависит от типа и количества подкрепления.

Теория обучения Халла

Халл был одним из первых теоретиков, пытавшихся создать великую теорию, предназначенную для объяснения всего поведения. Эта теория обучения, разработанная Халлом в 1943 году, известна как теория сокращения импульсов. Халл основывал свою теорию на концепции гомеостаза, идеи о том, что организм активно работает, чтобы поддерживать определенное состояние равновесия или равновесия..

Импульс, такой как жажда, голод или холод, создает неприятное состояние, напряжение. Чтобы уменьшить это состояние напряжения, люди и животные ищут способы удовлетворить эти биологические потребности (пить, есть, искать укрытие). В этом смысле Халл предположил, что люди и животные повторяют любое поведение, которое уменьшает эти импульсы..

Теория Халла основана на идее, что вторичные единицы (в отличие от первичных / врожденных единиц, которые являются биологическими потребностями, такими как стремление к социализации, жажде и голоду) они изучены через обусловливание и косвенно удовлетворяют первичные единицы, как стремление к деньгам, так как оно помогает оплачивать жилье или пропитание.


Халл также разработал способ выразить эту теорию обучения математически, а именно:

sEr = V x D x K x J x sHr - sIr - Ir - sOr - sLr

  • sEr: потенциал возбуждения, вероятность того, что организм производит ответ (r) на раздражитель (и)
  • ср: сила привычки, определяемая количеством предпосылок.
  • D: моторная сила, определяемая величиной биологической депривации.
  • K: побудительная мотивация, или размер или величина цели.
  • J: задержка, прежде чем тело может искать подкрепление.
  • lr: реактивное торможение или усталость.
  • SLR: условное торможение, вызванное отсутствием предыдущего подкрепления.
  • sLr: порог реакции, наименьшее количество подкрепления, которое будет производить обучение.
  • sOR: случайная ошибка.

По словам Халла, Основной вклад теории сокращения импульсов в значительной степени соответствует устранению и уменьшению импульсов., что в какой-то момент затруднять деятельность людей как таковых, что также предполагает увеличение человеческого потенциала, и что он может функционировать на своем рабочем месте, потому что, чтобы удовлетворить все потребности, можно повысить производительность и, таким образом, иметь больший успех в жизни.

Заключительные комментарии

Критики считают дедуктивный бихевиоризм слишком сложным или это не объясняет человеческую мотивацию из-за отсутствия способности обобщать.

Одна из самых больших проблем в теории сокращения импульсов Халла состоит в том, что она не учитывает, как вторичные усилители уменьшают импульс. В отличие от первичных импульсов, таких как голод и жажда, вторичные усилители ничего не делают для непосредственного сокращения физиологических и биологических потребностей. Другим важным критиком этой теории является то, что она не объясняет почему люди участвуют в поведении, которое не уменьшает импульсы.

В любом случае, этот подход повлиял на последующие теории и объяснения в психологии. Многие из мотивационных теорий, появившихся в 1950-х и 1960-х годах, основывались на оригинальной теории Халла или были сосредоточены на предоставлении альтернатив теории сокращения импульсов. Отличным примером является известная иерархия потребностей Авраама Маслоу, которая возникла как альтернатива подходу Халла.


Теория когнитивной нагрузки Джона Свеллера Теория когнитивной нагрузки была разработана в конце 80-х годов 20-го века из исследования Джоном Свеллера по решению проблем. Читать дальше "

Читайте также: