Защитные стратегии и стратегии совладания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Альтернативная точка зрения заключается в том, что копинг не всегда продуктивен; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором реализуется стратегия.

Копинг-реакции направлены на то, чтобы повлиять либо на окружающую среду, либо на себя, либо на то и другое. В определенной степени этому соответствуют два типа копинг-поведения: копинг, сфокусированный на проблеме, и копинг, сфокусированный на эмоциях (R. Lazarus, 1966).

Разные авторы предложили различные типы стратегий преодоления:

1) Ситуативный копинг (активный аффект, бегство или уход, пассивность);

2) Копинг, ориентированный на репрезентацию (поиск информации, подавление информации);

3) Копинг, ориентированный на оценку (переоценка или придание смысла; изменение цели).

В теории совладающего поведения выделяют следующие основные стратегии совладания: Копинг-стратегия решения проблем, копинг-стратегия поиска социальной поддержки и копинг-стратегия избегания.

Копинг-стратегии как механизм совладания со стрессом - Копинг-стратегия разрешения проблем

Копинг-стратегия разрешения проблем

Одной из наиболее важных стратегий преодоления является стратегия решения проблем — набор навыков для эффективного решения проблемных повседневных ситуаций. Решение социальных проблем рассматривается как когнитивно-поведенческий процесс, в ходе которого человек обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки является одним из самых мощных ресурсов преодоления. Социальная поддержка, смягчая воздействие стрессовых факторов на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека. Социальная поддержка может иметь не только положительный, но и отрицательный эффект, причем последний связан с чрезмерной и неуместной поддержкой, которая может привести к потере контроля и беспомощности. Таким образом, знание субъективной оценки адекватности получаемой социальной поддержки очень важно для определения психологического состояния человека.

Следующая стратегия преодоления — это стратегия избегания. Она становится одной из ведущих поведенческих стратегий в формировании аддиктивного поведения.

Существует тенденция избегать эмоционального напряжения в стрессовой ситуации путем снижения. С другой стороны, стратегия избегания копинга — это поведенческий механизм, основанный на неразвитой системе личностно опосредованных копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий. Это стратегия, направленная на преодоление стресса и способствующая его снижению, но обеспечивающая функционирование и развитие человека на более низком уровне функционирования.

Основное различие между защитными автоматизмами и копинг-стратегиями заключается в бессознательной активации первых и сознательном, целенаправленном использовании вторых. Другие авторы считают, что связь между копинг-поведением и защитными автоматизмами более сложная. Копинг-стратегии рассматриваются не только как сознательные варианты бессознательных защитных механизмов, но и как общее, более широкое понятие, включающее в себя как бессознательные, так и сознательные техники защиты. В рамках этого второго подхода автоматизмы психологической защиты функционируют лишь как один из возможных способов реализации копинг-поведения. Таким образом, проекция и замещение могут быть интерпретированы как часть конфронтационной стратегии преодоления, а изоляция и отрицание — как часть стратегии дистанцирования.

Копинг-стратегии или сознательно сформулированные механизмы преодоления успешно используются при соблюдении трех условий: достаточной осведомленности о возникших трудностях; знания о возможностях эффективного преодоления в конкретном типе ситуации; способности применять их на практике в нужное время .

Два способа справляться с тревогой

Р. Лазарус выделил два глобальных типа стрессовых реакций: проблемно-ориентированные и предметно-ориентированные. Первый связан с рациональным анализом проблемы, с построением плана решения сложной ситуации и выражается в самостоятельном анализе произошедшего, в обращении за помощью к другим, в поиске дополнительной информации. Вторая касается эмоциональной реакции на ситуацию, она не сопровождается конкретными действиями, поскольку человек старается вообще не думать о проблеме, забыть о ней во время сна, отвлечься от негативных эмоций выпивкой или едой, вовлечь в свои переживания других.

У детей и подростков стратегии преодоления различаются. Наиболее типичными являются следующие: оставаться одному, одному; обнимать, обниматься, ласкать; плакать, грустить; ругаться, спорить; молиться; просить прощения, говорить правду; разговаривать с самим собой; думать об этом; пытаться забыть; пытаться расслабиться, оставаться спокойным; смотреть телевизор, слушать музыку.

Современные авторы оценивают копинг-стратегии с точки зрения их эффективности или неэффективности, используя в качестве критерия эффективности снижение чувства уязвимости к стрессу.

Например, есть доказательства того, что проблемно-ориентированные копинг-реакции (например, попытки изменить что-то в стрессовых отношениях с другим человеком или между другими людьми в социальном окружении) связаны с более низким уровнем негативных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые. Более того, использование проблемно-ориентированных стратегий преодоления негативно связано с поведенческими и социальными проблемами. В связи с этим было показано, что дети и подростки, которые используют меньше проблемно-ориентированных стратегий преодоления, имеют больше проблем с адаптацией. Напротив, частое использование эмоционально-ориентированного копинга связано с более серьезными поведенческими проблемами и большим количеством симптомов тревоги и депрессии.

Позитивная переоценка ситуации

Стратегии решения проблем, как правило, более эффективны, чем стратегии, целью которых является отношение человека к проблеме. Однако исследования также показывают, что использование нескольких стратегий преодоления одновременно является более эффективным, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию. Как отмечалось ранее, эффективность стратегий преодоления зависит как от самой реакции, так и от контекста, в котором она происходит. Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, вполне могут быть эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая находится вне контроля субъекта, могут быть эффективными в ситуациях, которые субъект может контролировать и изменять в желаемом направлении.

Самооценка с точки зрения нашей способности справляться с жизненными событиями основана на предыдущем опыте действий в аналогичных ситуациях, уверенности в себе, социальной поддержке со стороны людей, самоуверенности и раскованности (Lazarus, 1982).

Модель стресса и преодоления стресса Дж. Р. Эдвардса (1988), представляющая интерес в контексте данного исследования, включена в Приложение 1 к данной работе. Он показывает влияние копинг-поведения на личностные характеристики, среди прочих, которые зависят от самооценки индивида.

Модель стресса и преодоления является обобщением, созданным Дж. Эдвардсом на основе анализа теории стресса и преодоления, и включает элементы, рассматриваемые в теории мотивации, теории принятия решений и контроля. Автор определяет стресс как негативное несоответствие между текущим состоянием и желаемым состоянием, при условии, что наличие этого несоответствия является значимым для человека. Процесс начинается с оценки и осознания критического момента. На осознание влияют не только характеристики человека, его физическое и социальное окружение, но и доступная информация, а также собственные когнитивные структуры реальности.

Возрастные особенности копинг-стратегий подростков

И набор жизненных ситуаций, и репертуар возможных решений могут сильно меняться в течение жизни человека. Подростковый возраст охватывает период с 10-11 до 14-15 лет. Начало этого периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою независимость, самостоятельность, личностную автономию. Традиционно считается, что подростковый возраст — это период отчуждения от взрослых. Ярко выражено не только желание противостоять взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание помощи, защиты и поддержки со стороны взрослых.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, которое выделяется как ведущий вид деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворительное положение среди сверстников порой сопровождается повышенным соответствием ценностям и нормам группы сверстников. Подростковый возраст — это период быстрого и плодотворного развития когнитивных процессов. Этот период характеризуется формированием избирательности, целенаправленности восприятия, формированием устойчивого волевого внимания, логической памяти и теоретического мышления . Центральной личностной перестройкой этого периода является формирование нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои способности и качества, свое сходство с другими и свою инаковость — уникальность и неповторимость. В подростковом возрасте методы психологического преодоления жизненных трудностей еще активно осваиваются, и особая роль в их успешности принадлежит специальным эмоционально поддерживающим отношениям со стороны значимых взрослых.

Исследований о копинг-поведении подростков все еще мало. Не всегда учитывается специфика социально-психологической кризисной ситуации, сфера ее возникновения.

Исследование отношения к будущему среди современных подростков 5-11 классов выявило следующие тенденции.

  1. стремление к учебе и особенно к работе снижается от класса к классу;
  2. семья занимает очень скромное место в жизненных планах подростков (брак, забота о старшем поколении, желание иметь детей);
  3. желание осознать свое место в мире не очень велико, но в старших классах оно несколько возрастает.
  4. ответы значительного числа студентов отражают неверие в собственные силы и тревогу за будущее.

Бланкард и др. провели сравнительное исследование предпочтения форм психологического преодоления в зависимости от возраста. Они обнаружили отчетливые возрастные особенности в выборе моделей совладающего поведения. Эмоционально отзывчивые формы теряют популярность с возрастом и сохраняют высокую частоту использования только среди лиц с выраженной феминностью, тогда как проблемно-ориентированные формы психологического копинга, наоборот, используются чаще, но их использование сильно зависит от характера проблем, с которыми сталкивается субъект. Если в подростковом возрасте наиболее характерно стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей (поскольку оно часто связано с содержанием самих проблем), то в пожилом возрасте преобладают духовные, религиозные способы стрессоустойчивости.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Независимо от возраста, социального положения человек попадает в непростые жизненные обстоятельства или ситуации каждый день, может чаще, а может реже: это не важно. Важно другое: уровень сложности и степень стрессовой нагрузки в одной и той же ситуации может по-разному оцениваться, восприниматься каждым человеком.

Деревья раньше были выше

девушка задумалась

Вспомни себя в раннем детстве или подростковом возрасте. Проблемы, с которыми ты сталкивалась в любом из этих возрастных периодов, сейчас кажутся тебе уже не такими страшными и фатальными, а некоторые вызывают откровенную улыбку.

Взрослея, ты приобретаешь соответствующий опыт и получаешь информацию об опыте других людей. Это меняет твоё мировоззрение, и позволяет легко преодолевать или разрешать стрессовые ситуации, которые раньше казались непреодолимыми.

Процесс взросления

Твоя личность проходит процесс взросления. Если его течение правильно и гармонично, то результатом становится смена системы ценностей, для достижения которых, ты, так ли иначе, принимаешь на себя ответственность не только за себя, но и других людей.

Ты постепенно овладеваешь собственным поведением, учишься регулировать импульсы своего тела, и освобождаться от лишнего груза симбиотических отношений. Твой уровень противостояния стрессовым факторам неуклонно растёт, а стиль поведения сдвигается в сторону совладающего поведения.

Психологические защиты

Психологические защиты

Итак, совладающее поведение характеризуется умением преодолевать трудности повседневной жизни, эффективно адаптироваться к любым стрессовым факторам, управлять эмоциональным состоянием и поведением в период воздействия последних.

Популярное — копинг

Так, вот, это не что иное, как модели совладающего поведения. В современной психологии, на настоящий момент, не существует чёткой и единой системы классификации моделей копинг-поведения.

Способы совладающего поведения

Любая копинг-стратегия или стратегия совладающего поведения разделяется по направлению концентрации внимания:

  • на эмоциях: происходит поиск способов сохранения ровного эмоционального состояния и контроля над чувственными проявлениями;
  • на оценке: анализ сложившейся ситуации с точки зрения значения и возможных последствий;
  • на проблеме: непосредственное взаимодействие с трудной ситуацией, и её последствиями.

Примеры стратегий

Несмотря на отсутствие чёткой системы классификации, приведем несколько примеров наиболее распространённых в настоящее время копинг-стратегий или стратегий совладающего поведения:

Комбинации применения

Примеры стратегий можно приводить долго и много, но стоит обратить внимание, что часто они исключают одна другую, или успешно дополняют. Исследования показывают, что в повседневной жизни, каждая из нас может применять несколько стратегий одновременно, при чем, совершенно этого не осознавая.

Степень воздействия той или иной стратегии напрямую зависит от свойств личности человека и от степени его осознанности. Совладающее поведение позволяет человеку при помощи осознанных стратегических действий разрешать сложные жизненные ситуации, при чём способы этого разрешения всегда прямо зависимы от личностных особенностей и сложившейся ситуации.

Совладающее поведение (копинг-стратегии) схожи с защитными механизмами психики . Некоторые исследователи даже объединяют их.

Копинг-стратегии служат для преодоления трудностей и совладания со стрессом
Направлены на конкретные действия, способные разрешить ситуацию и улучшить состояние. В отличие от психологических защит, которые допускают также скрытые влечения и способствует процессу ожидания, когда тревога может быть преодолена и без обязательного решения проблемы. Процессы совладания же целенаправленные, гибкие и адекватные реальности адаптивные действия.

Есть гипотеза, что психологическая защита задает направление копингу, формирующемуся в более поздние сроки развития личности и закрепляющемуся в процессе жизненного опыта. Диапазон используемых человеком стратегий по разрешению ситуаций и преодолению требований среды зависит от сложившейся в раннем детстве структуры ведущих типов психологической защиты. Соответственно, ведущая в структуре личности психологическая защита будет влиять как на оценку стрессового события, так и на выработку соответствующих ей стратегий поведения по преодолению данного события.

Условно копинг можно разделить на .
🔺Проблемно-ориентированый (те изменения внешней среды) - в большинстве случаев признаются более эффективными.

🔻Эмоционально-ориентированный (изменение отношения к ситуации)

Виды совладающего поведения

Выделяют от трёх до восьми видов. Сейчас станет понятно почему. Я приведу по максимуму, чтобы стало видно, какие и как можно объединить:

Базой и поддержкой копинг-стратегий служат ресурсы личности , "жизнестойкость" и оптимизм.
📍Основная функция копинг-поведения - компенсаторная. Совладать со стрессом с минимальными затратами для личности. .
Чем шире вариативность копинг-поведения (совладающего), тем мы более адаптивны к внешней среде и стрессам.

Копинг-стратегии

Что такое копинг-стратегии

Копинг-поведение – это потенциальная готовность индивида переживать сложные ситуации, и реализуется эта способность в конкретных копинг-стратегиях.

Зачем же современные психологи так много внимания уделяют копингу? Всё дело в том, что стрессы в наше время стали неотъемлемой частью человеческой жизни. Собственно, уже в предшествующее время (в частности, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков) выдающиеся умы – писатели-фантасты, футурологи, психологи и другие – предсказывали, что наша эпоха будет переполнена стрессами, борьба с которыми станет одной и главных проблем человеческого общества. Их предсказания, к сожалению, сбылись. Именно поэтому чуть ли не каждому человеку сегодня требуется копинг.

Психологами показано, что стресс является дискомфортом, при котором человек осознаёт, что его ресурсов не хватает для решения поставленной перед ним задачи. Характерно, что только сам индивид может определить, является ли какая-то ситуация для него стрессовой или нет. Определив наличие стресса, личность старается преодолеть его теми или иными способами.

Относительно недавно при изучении копинга исследователи стали применять так называемый ресурсный подход. Он основан на том, что для решения трудной жизненной задачи личность имеет определённые ресурсы, которые могут иметь как внешний характер (например, эмоциональная и моральная поддержка окружающих), так и внутренний (способности и навыки самого индивида). Из всех имеющихся ресурсов некоторые могут быть ключевыми, относительно которых выстраивается вся система ресурсов личности. Недостаток одних ресурсов может компенсироваться избытком других.

В списке наиболее важных внутренних ресурсов личности – такие позитивные качества, как способность к творчеству, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость (низкий нейротизм), позитивное мышление.

Классификация стратегий в психологии

Существует множество копинг-стратегий. Чтобы как-то ориентироваться в этом множестве, необходима классификация.

1

Одну из самых известных классификаций копинга предложил Ричард Лазарус:

  • Проблемно-фокусированные стратегии – насчитывают 11 возможных действий;
  • Эмоционально-фокусированные стратегии – предполагают 62 копинговых действия.

Свои классификации предложили и другие психологи. По Моосу и Шефферу, например, выделяются три стратегии: сфокусированная на оценке (личность устанавливает для себя значение ситуации), на проблеме (личность принимает решения и совершает конкретные действия для преодоления стресса) и на эмоциях (поддержание эмоционального равновесия, управление чувствами). Аналогичный подход предложили Перлин и Шулер.

Среди других классификаций – система, предложенная отечественными психологами и распределяющая копинг-стратегии в зависимости от действий, лежащих в их основе. Так, одни стратегии основаны на познании, другие – на конкретном поведении, а третьи – на эмоциональном переживании. Другие специалисты подробно разбирают и классифицируют какой-то один из типов стратегий. К примеру, эмоциональные копинг-стратегии бывают трёх видов: избегание, самообвинение и предпочтительное истолкование.

Некоторые специалисты классифицируют стратегии по их продуктивности. Так, есть система из трёх типов копинг-стратегий: обращение к другим за помощью и поддержкой, непродуктивная стратегия (избегание проблемы в связи с недостатком ресурсов для её решения) и продуктивная стратегия (активные действия, направленные на поиск ресурсов и решение проблемы).

Виды стратегий

Пришла пора подробней осветить различные виды реализации копинг-поведения.

2

Проблемно-ориентированный копинг. Это, как уже говорилось, действия, направленные на решение самой проблемы.

Типы психологической защиты

Копинг и психологическая защита – это механизмы, которые позволяют личности приспосабливаться к меняющимся внешним ситуациям, которые выступают как раздражители.

4

Эти механизмы сходны между собой, но имеют определённые различия:

  • Копинг возникает в сознании человека, он может управлять поведением, менять тактику действий; а психологическая защита возникает в бессознательном и полноценно управлять ею невозможно.
  • Психологическая защита направлена лишь на снижение психоэмоционального напряжения, а копинг позволяет выстраивать эффективные отношения.
  • Копинг разворачивается постепенно в течение определённого времени; а психологическая защита происходит молниеносно, при этом наблюдается искажение реальности.
  • Копинг предполагает наличие определённых ресурсов, заложенных в нём, а психологическая защита свидетельствует об отсутствии ресурсов и гибкости сознания.

Также как и копинг, психологическая защита может быть представлена в различных видах:

Читайте также: