Зарубежный и отечественный опыт конституционного строительства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформа Основного закона — веление времени

В ходе выборов Президента Узбекистана на встречах всех кандидатов представителями электората было выдвинуто важное предложение, вос­требованное самой жизнью и продиктованное логикой демократических преобразований в нашей стране. Это — проведение конституционной реформы. В этой связи Президентом Узбекистана было предложено тщательно и глубоко изучить национальный и мировой опыт конституционного строительства:

Конституция служит прочным правовым фундаментом всех успехов и достижений в годы независимости. С учетом требований самого времени, в котором мы живем, потребностей народа и осуществляемых реформ она постоянно совершенствуется. Любые демократические реформы будут необратимы, стабильны и эффективны только в случае, если они опираются на прочную конституционно-правовую основу.

Так, в рамках Стратегии действий внесены 32 поправки и дополнения в 21 статью Конституции. Обобщая предложения электората в праздничном поздравлении народу Узбекистана в связи с 29-й годовщиной принятия Конституции, Президент определил девять направлений дальнейшего совершенствования Основного закона страны.

Международный форум предоставил площадку для обмена мнениями по этим вопросам.

Семь направлений модернизации общества

За последние годы в Узбекистане осуществляются коренные взаимосвязанные и взаимообусловленные демократические политические, экономические, социальные и правовые реформы, направленные на построе­ние нового Узбекистана , формирование свободного и справедливого гражданского общества. Отмечается кардинальное изменение государственного и конституционного устройства, политико-правовой, социально-экономической, культурно-духовной сферы жизни общества.

Вместе с тем эпоха глобализации, цифровизации, изменения климата и стремительно меняющаяся жизнь ставят все новые безотлагательные, чрезвычайно важные и актуальные задачи по дальнейшей модернизации страны, укреплению мира, стабильности и национальной независимости.

В этой связи в Стратегии развития нового Узбекистана поставлены еще более серьезные задачи. Предусматривается принятие более50 кодексов, законов, стратегий, концепций и программ, выдвинуто свыше ста других инициатив по семи направлениям модернизации страны. Стратегия ориентирует систему законодательства, правопонимания и правоприменения, политико-правовое сознание общества на общечеловеческие ценности и принципы устойчивого развития.

Конституционализм: мировой опыт XXI века

Как показывает мировая практика, ключевое значение в проведении динамичных реформ имеет именно развитие конституционно-правовых основ модернизации общества и государства. В мире практически не осталось конституций в первоначальной редакции. Только в XXI веке около 90 стран мира успешно осуществило конституционные реформы, 57 — приняли новые конституции. Причем в число десяти стран, наиболее часто принимавших дополнения и изменения по конституции, входят Мексика , Новая Зеландия , Бразилия , Швейцария , Австрия , Израиль , Чили, Колумбия , Грузия и Индия .

При этом конституционные изменения во всех странах объединяет то, что они являются ответом на внеш­ние и внутренние вызовы и угрозы для государства. Более современные конституции охватывают больше тем, включая в себя новые повестки, которые не были актуальны столетие назад, такие как экология, гендерное равенство, защита прав, свобод и законных интересов человека, особенно лиц с инвалидностью, подрастающего поколения, а также формирование информационного общества, безопасность цифровых данных, научно-технологическое и инновационное развитие, внедрение элементов прямой электронной демократии и народной законодательной инициативы и т. д.

Конституционные преобразования: сущность и направления

Формирование и развитие институтов гражданского общества, парламентаризма, многопартийной системы являются олицетворением подлинного народовластия. В Стратегии развития запланированы комплексные меры по дальнейшему повышению роли и ответственности местных органов управления в решении проблем на местах, передаче большей части функций государства из центра в регионы.

Институт самоуправления составляет одну из основ, столпов любого конституционного строя и гражданского общества, семья — важнейшая ячейка общества. В данном плане дальнейшее укрепление конституционных основ институтов самоуправления и семьи имеет важное значение для развития человека, общества и государства, духовной и социальной сфер, достижения Целей устойчивого развития, повышения благосостояния граждан.

Концепция социального государства

Социальным государство становится лишь тогда, когда проблема воспроизводства человека как субъекта общественных отношений является приоритетной задачей государства и его институтов, создана и действует нормативная база для защиты социальных потребностей личности, а в решении социальных проблем задействована вся политико-экономическая система общества. Государство обязано заботиться о своих гражданах. В этом суть социального государства. Государству как институту власти, регулирующему систему общественных отношений, изначально присуще проведение социальной политики, сутью которой является социальная забота о своих подданных. Когда эта функция приобретает качество обязанности, государство становится социальным.

Социальное государство — это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный минимум благосостояния в условиях жесткой рыночной экономики, разных пандемий и эпидемий. Это — определенная форма организации общественного устройства, целью которого становится человек как личность, высоко развиты социально-экономические и политические отношения, что обеспечивает правовую гарантию прав и свобод граждан и совершенствование государственного строительства. То есть государство признает свою ответственность перед гражданами за предоставленные им социальные гарантии, в том числе в условиях пандемии.

Конституция и сильный класс собственников

Справедливое гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, где имеется сильный средний класс собственников, где созданы необходимые материальные и прочие условия для всемерного развития человека, воспитания граждан как свободных, культурных, социально активных и ответственных перед законом членов общества. В этом смысле приоритетное внимание в ходе конституционных реформ уделяется вопросам:

во-первых, реализации принципов неприкосновенности и защиты частной собственности, в том числе на землю и полезные ископаемые как важнейших и необходимых условий обеспечения благосостояния населения, развития национальной экономики и экономических прав человека. Исходя из приоритета частной собственности особое внимание уделяется развитию конституционно-правовых основ и созданию условий, при которых станет невозможным нарушение прав лиц, приобретающих собственность, доверяя сведениям государственных ведомств;

во-вторых, создания такой системы, при которой суд, восстанавливая права граждан и предпринимателей, стоит на защите частной собственности, обязывает исполнительные органы действовать в рамках закона, что способствует развитию общества, в первую очередь его экономическому прогрессу. Так, судебная система имеет важное значение в защите прав человека. Только в 2021 году в Узбекистане восстановлены права более 6,5 тысячи граждан и предпринимателей;

в-третьих, касательно зарубежного опыта подчеркнуто, что главными аспектами конституционно-правового содержания частной собственности выступают признание большинством конституций права частной собственности в качестве одного из конституционных прав человека. Конституционный уровень права частной собственности объясняется тем, что оно важно не только само по себе как источник материального благосостояния и стабильности жизни человека и его семьи, но и служит основой для реализации многих других конституционных прав и свобод гражданина: на достоинство (достойный уровень жизни), на свободное занятие предпринимательской деятельностью, на жилище, охрану здоровья, образование, культурное развитие, свободу передвижения и др. При этом с учетом особой значимости права частной собственности зачастую в современных конституциях, помимо фиксации самого права, указываются механизмы, то есть объекты, субъекты права частной собственности, пределы его осуществления и возможности его ограничений, его гарантии и способы защиты;

в-четвертых, закрепление конституциями разных стран не только субъективного права частной собственности, но и важнейших характеристик частной собственности как института объективного права, прежде всего — ее соотношения с иными формами собственности, социальный характер частной собственности. Конституционная институционализация частной собственности обусловлена ее огромной ролью как чрезвычайно важного фактора общественной значимости, в частности, для установления баланса конституционных ценностей правового и демократического государства с одной стороны и социального государства — с другой.

При этом кчислу важнейших современных тенденций развития права частной собственности и ее конституционно-правового регулирования следует отнести:

  • усиление социальной функции частной собственности;
  • ослабление конституционно-правовых гарантий частной собственности;
  • ослабление индивидуальной част­ной собственности и рост корпоративной частной собственности, оказывающей огромное влияние на общество и государственную власть;
  • расширение круга объектов конституционного права частной собственности, в том числе закрепление на конституционном уровне информации как объекта права частной собственности;
  • сочетание интеграции и дифференциации конституционно-правового регулирования частной собственности.

Данная декларация вошла в преамбулу конституций Франции 1946 года и 1958 года. Однако частная собственность во Франции имеет как бы дуальный смысл. Так, с одной стороны, она является конституционным понятием и неприкосновенна так
же, как и любая другая форма собст­венности, а с другой стороны, общественная собственность имеет прио­ритет над частной.

Конституция и глобальные экологические проблемы

В настоящее время многие развитые государства, учитывая глобальные климатические изменения, вводят в свои конституции специальные экологические разделы. В этом плане представляет интерес опыт Франции , России и других европейских стран в сфере принятия экологических хартий в качестве составных частей Конституции.

В частности, в конституциях закрепляются общепризнанные принципы экологического права, которые долж­ны соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы. Это:

во-первых, объективная обусловленность (правовой принцип только тогда можно признать верным, когда он соответствует природе, истории и обществу);

во-вторых, историческая обусловленность (с изменением государственной политики и государственного строя меняются принципы правового регулирования. Если ранее земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, то в последующем они могут находиться в частной собственности граждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты будет изменен);

в-третьих, системность (классификация всех принципов экологического права на общеправовые (конституционные) принципы, принципы общей части и принципы особенной части экологического права).

Конституция: на пути общества цифрового и информационного

Важнейшей характерной особенностью современного исторического этапа развития человеческой цивилизации выступает формирование цифрового и информационного общества. Информация и знания становятся стратегическими факторами развития, трансформации государственных структур в более экономичные и эффективные структуры власти.

При этом в целях обеспечения конкурентоспособности Узбекистана в условиях, когда многие страны входят в четвертую промышленную революцию, а также развития институтов информационного общества, необходимо рассмотреть вопрос об укреплении конституционно-правовых основ усиления государственной поддержки использования информационных технологий и институтов цифрового конституционализма.

Акмал САИДОВ ,
директор Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека.

В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций — 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г., и 1993 г.. Сроки действия прежних Конституций составляли соответственно 7, 12, свыше 40 и 15 лет.

Принятие каждой Конституции обозначало, как правило, существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Конституция РСФСР 1918 г. — первая Конституция, принятая вскоре после Октябрьской революции, роспуска Учредительного Собрания, — имела следующие особенности

- По сравнению со всеми последующими советскими Конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.

В 1936 и 1937 гг. были приняты соответственно Конституции СССР и РСФСР. Это объяснялось тем, что страна, как считалось, завершила в основном построение социализма. Были ликвидированы эксплуататорские классы, поэтому социальная структура общества существенно изменилась — остались два класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, а также трудовая интеллигенция. Изменились формы собственности. В основном остались государственная и колхозно-кооперативная вместо многочисленных форм собственности и экономических укладов хозяйства в предшествующий период.

Последующее развитие конституционной системы осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в России 7 октября 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР. На протяжении 15-летнего срока своего действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем, после распада Союза, — как независимого государства.

Последующие процессы реформирования Конституции, начавшиеся в 1989 г., шли по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных характеристик.

С принятием данных законов существенно изменились система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

Новый избирательный закон, хотя и не предусматривал обязательной альтернативности выборов (т.е. наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее, своими нормами давал полный простор для возможности ее реализации, что и было осуществлено в практике первых свободных выборов.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций — 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г., и 1993 г.. Сроки действия прежних Конституций составляли соответственно 7, 12, свыше 40 и 15 лет.




Принятие каждой Конституции обозначало, как правило, существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Конституция РСФСР 1918 г. — первая Конституция, принятая вскоре после Октябрьской революции, роспуска Учредительного Собрания, — имела следующие особенности

- По сравнению со всеми последующими советскими Конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.

В 1936 и 1937 гг. были приняты соответственно Конституции СССР и РСФСР. Это объяснялось тем, что страна, как считалось, завершила в основном построение социализма. Были ликвидированы эксплуататорские классы, поэтому социальная структура общества существенно изменилась — остались два класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, а также трудовая интеллигенция. Изменились формы собственности. В основном остались государственная и колхозно-кооперативная вместо многочисленных форм собственности и экономических укладов хозяйства в предшествующий период.

Последующее развитие конституционной системы осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в России 7 октября 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР. На протяжении 15-летнего срока своего действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем, после распада Союза, — как независимого государства.

Последующие процессы реформирования Конституции, начавшиеся в 1989 г., шли по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных характеристик.

С принятием данных законов существенно изменились система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

Новый избирательный закон, хотя и не предусматривал обязательной альтернативности выборов (т.е. наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее, своими нормами давал полный простор для возможности ее реализации, что и было осуществлено в практике первых свободных выборов.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Цвиль Владимир

    С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. рассматривались два варианта ее развития: путем внесения поправок либо путем законодательного и судебно-конституционного развития при сохранении стабильного текста. В пользу второго варианта высказывался тезис о том, что проблемы Основного Закона кроются не в тексте, а в его реализации на практике, в связи с чем необходимо реальное и качественное претворение в жизнь конституционных идей.

    Спустя 15 лет идея стабильности текста стала все больше подчиняться идее внесения в него изменений. Так, в 2008 г. в Конституцию были внесены изменения об увеличении срока полномочий Президента РФ и Госдумы, о контрольных полномочиях Госдумы в отношении Правительства РФ, в 2014 г. – о судебной системе, прокуратуре и Совете Федерации (в частности, об увеличении его состава представителями РФ, назначаемыми президентом).

    Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

    Факт изменения Основного Закона дал повод рассуждать о перспективах дальнейшего конституционного развития. Сразу оговорюсь, что в данной заметке не ставится задача ответить на вопрос о процедуре закрепления предлагаемых идей. Кроме того, для одних предложений требуется принятие новой Конституции, другие могут иметь форму поправок либо законодательного развития, либо конституционно-правового истолкования.

    Усиление гарантий стабильности конституционного текста

    Одним из важнейших качеств Основного Закона является стабильность – высокая устойчивость его текста, являющаяся иммунитетом от малообоснованных влияний, веяний времени и чрезмерной гибкости. Стабильность предопределяет особое доверие к Конституции со стороны общества.

    Стабильность Конституции обеспечивается усложненным порядком внесения в нее изменений. В действующей Конституции заложена иерархия ее положений и соответствующая ей ступенчатая модель сложности их изменений: в частности, положения гл. 1 имеют приоритет перед другими положениями, при этом гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены, а могут быть изменены только в рамках новой Конституции (ст. 16, 64 и 135). Поправки в гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации (ст. 136).

    Если при принятии Конституции в 1993 г. такой порядок рассматривался как достаточно жесткий, гарантирующий стабильность конституционного текста, то в настоящее время процедура внесения в Основной Закон поправок выглядит уже более гибкой.

    Далее 16 марта Конституционный Суд РФ вынес Заключение № 1–3, которым признал поправки и процедуру их внесения конституционно допустимыми (никто из принимавших в рассмотрении этого вопроса судей не высказал особого мнения, которое на тот момент было законодательно предусмотрено). Поскольку указанный Закон предполагал общероссийское голосование, оно изначально было назначено на 22 апреля, но затем по известным причинам перенесено на 1 июля. Как следует из Постановления ЦИК от 3 июля 2020 г., из 74 114 217 принявших участие в голосовании граждан за поправки проголосовали 57 747 288 человек (77,92%). В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июля 2020 г. № 445 поправки вступили в силу 4 июля 2020 г.

    Таким образом, можно констатировать оперативную реализацию процедуры внесения большого пакета конституционных поправок.

    КС признал конституционным положение постановления губернатора МО об ограничении передвижения в период пандемии

    Как указал Суд, в сложившейся экстраординарной ситуации губернатором как высшим должностным лицом государственной власти субъекта РФ было осуществлено оперативное правовое регулирование, впоследствии легитимированное правовыми актами федерального уровня

    Напомню также, что 30 января 2020 г. по решению Всемирной организации здравоохранения в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19) эпидемиологической ситуации был присвоен уровень международной опасности и объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 г. ситуация была признана пандемией. В связи с этим указами Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 234, от 28 апреля 2020 г. № 316 и от 11 мая 2020 г., а также принятыми на их основе актами высших должностных лиц субъектов Федерации были введены ограничительные меры, в том числе режим повышенной готовности, включающие ограничение свободы передвижения населения и проведения публичных мероприятий. Часть этих мер продолжают действовать в настоящее время, а соответствующие споры продолжают рассматриваться в судах (например, Постановление КС от 25 декабря 2020 г. № 49-П).

    Между тем еще раз отмечу, что конституционные поправки имели обширный объем и разноплановый характер, затрагивали многие сферы правоотношений. На мой взгляд, это требовало создания реальных условий для общественной, научной и политической дискуссии, основанной на принципах всесторонности, полноценности, открытости, прозрачности, а также широкого и беспристрастного освещения в СМИ. Поэтому представляется, что обсуждение поправок должно было занять больше времени, а также, на мой взгляд, его следовало перенести до окончания эпидемиологической угрозы и прекращения действия ограничительных режимов.

    Исходя из накопленного опыта, а также учитывая сущность и свойства Основного Закона, гарантии стабильности конституционного текста, по моему мнению, следовало бы усилить. Во-первых, установить возможность изменения Конституции путем референдума или его обязательного вовлечения в соответствующий конституционный процесс. Во-вторых, для формирования взвешенного общественного мнения закрепить гарантии продолжительности соответствующего конституционного процесса (например, минимально допустимый срок в один год). Полагаю, это отвечало бы тому принципу, что изменение Основного Закона должно носить исключительный, а потому редкий, тщательно выверенный, глубоко обдуманный и взвешенный характер.

    При наличии в Конституции лишь основополагающих положений раскрытие ее потенциала, на мой взгляд, должно происходить при взаимном уравновешивании: с одной стороны – стабильности фундаментальных основ, отражающих традиционные ценности, вечные идеалы, общепризнанные и непоколебимые гарантии, а с другой – эволюции конституционных положений путем их законодательного развития и легального истолкования, позволяющего адаптировать конституционный текст к изменяющейся социальной реальности.

    Поиск и обозначение конституционных принципов кадровой политики государства

    Вопросы личностных качеств кадрового состава госаппарата, в частности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (далее в общем смысле – госслужащих), имеют первостепенное значение для осуществления функций государства. Достаточно давно был сформулирован принцип, согласно которому именно личностные качества служителей закона, а не сам закон, предопределяют эффективность выполнения государством его задач.

    Конституция, являясь программным документом и неся ценностные и целеполагающие ориентиры, содержит основу идеи служения обществу: это стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями, а также принципы справедливости, правовой демократии, социального государства, постулат обусловленности деятельности органов публичной власти правами и свободами человека и гражданина (преамбула, ст. 1–3, 7 и 18).

    Вместе с тем насколько адекватно развивается конституционная идея государственного служения на практике? Это обширный вопрос, поэтому обратим внимание на его основу – смысл и цель госслужбы.

    Данный принцип, на мой взгляд, идеологически неоднозначен, так как материальные гарантии должны быть следствием (результатом) службы, а не ее целью (стимулом). Это философско-правовая и конституционная проблема, затрагивающая идейную основу публичной власти.

    Служение обществу (служебная и должностная деятельность) имеет два стимулирующих вектора: профессионально-идеологический (служба и ее предназначение) и материально-практический (труд и его вознаграждение). Первый является базовым, отражая целеполагающую основу служения. Второй, в свою очередь, призван обеспечить достаток и независимость служащего. При этом если до определенной черты достойное материальное обеспечение является гарантией достатка и независимости, то чрезмерно высокий доход, напротив, ставит госслужащего в зависимость от опасений потерять его источник и может выступать средством давления.

    Вместе с тем существует важный этический принцип: благодетель без победы над страстью – не благодетель (относительно рассматриваемой сферы: служение обществу без преодоления главенства материального стимула – не служение). Поэтому именно идеология профессиональной деятельности госслужащего, включая значение занимаемой общественной роли и качественное выполнение возложенных на него задач, должна выходить на первый план в системе стимулов и социального вознаграждения.

    Вместе с тем служение – очень важная характеристика, отличающая наивысшую ступень социального бытия человека. Оно кардинально отличается от прислужничества: первое подчинено общественному благу и основано на профессиональном достоинстве, второе сводится к удовлетворению корыстных интересов и формальному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому выраженная Александром Грибоедовым словами Чацкого идея радости службы и недопустимости прислуживания – это один из вариантов формулирования конституционной идеи ответственного служения обществу со стремлением обеспечить его благополучие и процветание, с верой в добро и справедливость.

    Таким образом, фактор потребности ответственного служения обществу должен являться основой профессиональной пригодности, а кадровая политика государства– создавать условия для раскрытия потенциала истинных служителей закона и общественных деятелей. В целях дальнейшего развития эти идеи в том или ином виде должны, на мой взгляд, получить конституционное признание. Вместе с тем нужно учитывать, что для эффективного служения обществу в нем самом должен быть достигнут необходимый уровень культуры, в том числе правовой и культуры власти, без чего возможность быть настоящим деятелем и служителем закона во многих ситуациях потребует героических усилий.

    Развитие конституционного статуса СМИ

    Конституция гарантирует свободу массовой информации, которая основана на свободе мысли и слова, праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также запрете цензуры (ч. 1, 4 и 5 ст. 29).

    Представитель заявителя жалоб отметила, что постановления ЕСПЧ предоставляют журналистам больше возможностей писать на острые темы о коррупции, финансовых и других злоупотреблениях чиновников

    Таким образом, СМИ выполняют публичные задачи, поэтому вырабатываемый ими продукт должен отвечать конституционному предназначению, а деятельность –международно признанным стандартам.

    Целый ряд международных актов регулируют деятельность СМИ 1 .

    Думается, указанные стандарты содержания института массовой информации, а также обязанность их уважения и обеспечения со стороны государства также должны быть отражены и на национальном конституционном уровне.

    В заключение добавлю, что существуют и другие важнейшие конституционные проблемы – например, необходимость закрепления гарантий обеспечения реальной независимости ветвей власти, особенно судебной, серьезного усиления природоохранных принципов (смещение баланса в сторону экологических интересов по сравнению с материально-экономическими, повышения уровня образования и медицины), которые также требуют решения.

    1 Это, в частности, Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (1978 г.), а также документы Совета Европы: Декларация о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.), Рекомендация о роли национального вещания и управления им (1975 г.), Декларация о свободе выражения мнения и информации (1982 г.), Политическая декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе (1994 г.), Рекомендация о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации (1999 г.), Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ (2004 г.).

    Цвиль Владимир

    С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. рассматривались два варианта ее развития: путем внесения поправок либо путем законодательного и судебно-конституционного развития при сохранении стабильного текста. В пользу второго варианта высказывался тезис о том, что проблемы Основного Закона кроются не в тексте, а в его реализации на практике, в связи с чем необходимо реальное и качественное претворение в жизнь конституционных идей.

    Спустя 15 лет идея стабильности текста стала все больше подчиняться идее внесения в него изменений. Так, в 2008 г. в Конституцию были внесены изменения об увеличении срока полномочий Президента РФ и Госдумы, о контрольных полномочиях Госдумы в отношении Правительства РФ, в 2014 г. – о судебной системе, прокуратуре и Совете Федерации (в частности, об увеличении его состава представителями РФ, назначаемыми президентом).

    Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

    Факт изменения Основного Закона дал повод рассуждать о перспективах дальнейшего конституционного развития. Сразу оговорюсь, что в данной заметке не ставится задача ответить на вопрос о процедуре закрепления предлагаемых идей. Кроме того, для одних предложений требуется принятие новой Конституции, другие могут иметь форму поправок либо законодательного развития, либо конституционно-правового истолкования.

    Усиление гарантий стабильности конституционного текста

    Одним из важнейших качеств Основного Закона является стабильность – высокая устойчивость его текста, являющаяся иммунитетом от малообоснованных влияний, веяний времени и чрезмерной гибкости. Стабильность предопределяет особое доверие к Конституции со стороны общества.

    Стабильность Конституции обеспечивается усложненным порядком внесения в нее изменений. В действующей Конституции заложена иерархия ее положений и соответствующая ей ступенчатая модель сложности их изменений: в частности, положения гл. 1 имеют приоритет перед другими положениями, при этом гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены, а могут быть изменены только в рамках новой Конституции (ст. 16, 64 и 135). Поправки в гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации (ст. 136).

    Если при принятии Конституции в 1993 г. такой порядок рассматривался как достаточно жесткий, гарантирующий стабильность конституционного текста, то в настоящее время процедура внесения в Основной Закон поправок выглядит уже более гибкой.

    Далее 16 марта Конституционный Суд РФ вынес Заключение № 1–3, которым признал поправки и процедуру их внесения конституционно допустимыми (никто из принимавших в рассмотрении этого вопроса судей не высказал особого мнения, которое на тот момент было законодательно предусмотрено). Поскольку указанный Закон предполагал общероссийское голосование, оно изначально было назначено на 22 апреля, но затем по известным причинам перенесено на 1 июля. Как следует из Постановления ЦИК от 3 июля 2020 г., из 74 114 217 принявших участие в голосовании граждан за поправки проголосовали 57 747 288 человек (77,92%). В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июля 2020 г. № 445 поправки вступили в силу 4 июля 2020 г.

    Таким образом, можно констатировать оперативную реализацию процедуры внесения большого пакета конституционных поправок.

    КС признал конституционным положение постановления губернатора МО об ограничении передвижения в период пандемии

    Как указал Суд, в сложившейся экстраординарной ситуации губернатором как высшим должностным лицом государственной власти субъекта РФ было осуществлено оперативное правовое регулирование, впоследствии легитимированное правовыми актами федерального уровня

    Напомню также, что 30 января 2020 г. по решению Всемирной организации здравоохранения в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19) эпидемиологической ситуации был присвоен уровень международной опасности и объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 г. ситуация была признана пандемией. В связи с этим указами Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 234, от 28 апреля 2020 г. № 316 и от 11 мая 2020 г., а также принятыми на их основе актами высших должностных лиц субъектов Федерации были введены ограничительные меры, в том числе режим повышенной готовности, включающие ограничение свободы передвижения населения и проведения публичных мероприятий. Часть этих мер продолжают действовать в настоящее время, а соответствующие споры продолжают рассматриваться в судах (например, Постановление КС от 25 декабря 2020 г. № 49-П).

    Между тем еще раз отмечу, что конституционные поправки имели обширный объем и разноплановый характер, затрагивали многие сферы правоотношений. На мой взгляд, это требовало создания реальных условий для общественной, научной и политической дискуссии, основанной на принципах всесторонности, полноценности, открытости, прозрачности, а также широкого и беспристрастного освещения в СМИ. Поэтому представляется, что обсуждение поправок должно было занять больше времени, а также, на мой взгляд, его следовало перенести до окончания эпидемиологической угрозы и прекращения действия ограничительных режимов.

    Исходя из накопленного опыта, а также учитывая сущность и свойства Основного Закона, гарантии стабильности конституционного текста, по моему мнению, следовало бы усилить. Во-первых, установить возможность изменения Конституции путем референдума или его обязательного вовлечения в соответствующий конституционный процесс. Во-вторых, для формирования взвешенного общественного мнения закрепить гарантии продолжительности соответствующего конституционного процесса (например, минимально допустимый срок в один год). Полагаю, это отвечало бы тому принципу, что изменение Основного Закона должно носить исключительный, а потому редкий, тщательно выверенный, глубоко обдуманный и взвешенный характер.

    При наличии в Конституции лишь основополагающих положений раскрытие ее потенциала, на мой взгляд, должно происходить при взаимном уравновешивании: с одной стороны – стабильности фундаментальных основ, отражающих традиционные ценности, вечные идеалы, общепризнанные и непоколебимые гарантии, а с другой – эволюции конституционных положений путем их законодательного развития и легального истолкования, позволяющего адаптировать конституционный текст к изменяющейся социальной реальности.

    Поиск и обозначение конституционных принципов кадровой политики государства

    Вопросы личностных качеств кадрового состава госаппарата, в частности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (далее в общем смысле – госслужащих), имеют первостепенное значение для осуществления функций государства. Достаточно давно был сформулирован принцип, согласно которому именно личностные качества служителей закона, а не сам закон, предопределяют эффективность выполнения государством его задач.

    Конституция, являясь программным документом и неся ценностные и целеполагающие ориентиры, содержит основу идеи служения обществу: это стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями, а также принципы справедливости, правовой демократии, социального государства, постулат обусловленности деятельности органов публичной власти правами и свободами человека и гражданина (преамбула, ст. 1–3, 7 и 18).

    Вместе с тем насколько адекватно развивается конституционная идея государственного служения на практике? Это обширный вопрос, поэтому обратим внимание на его основу – смысл и цель госслужбы.

    Данный принцип, на мой взгляд, идеологически неоднозначен, так как материальные гарантии должны быть следствием (результатом) службы, а не ее целью (стимулом). Это философско-правовая и конституционная проблема, затрагивающая идейную основу публичной власти.

    Служение обществу (служебная и должностная деятельность) имеет два стимулирующих вектора: профессионально-идеологический (служба и ее предназначение) и материально-практический (труд и его вознаграждение). Первый является базовым, отражая целеполагающую основу служения. Второй, в свою очередь, призван обеспечить достаток и независимость служащего. При этом если до определенной черты достойное материальное обеспечение является гарантией достатка и независимости, то чрезмерно высокий доход, напротив, ставит госслужащего в зависимость от опасений потерять его источник и может выступать средством давления.

    Вместе с тем существует важный этический принцип: благодетель без победы над страстью – не благодетель (относительно рассматриваемой сферы: служение обществу без преодоления главенства материального стимула – не служение). Поэтому именно идеология профессиональной деятельности госслужащего, включая значение занимаемой общественной роли и качественное выполнение возложенных на него задач, должна выходить на первый план в системе стимулов и социального вознаграждения.

    Вместе с тем служение – очень важная характеристика, отличающая наивысшую ступень социального бытия человека. Оно кардинально отличается от прислужничества: первое подчинено общественному благу и основано на профессиональном достоинстве, второе сводится к удовлетворению корыстных интересов и формальному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому выраженная Александром Грибоедовым словами Чацкого идея радости службы и недопустимости прислуживания – это один из вариантов формулирования конституционной идеи ответственного служения обществу со стремлением обеспечить его благополучие и процветание, с верой в добро и справедливость.

    Таким образом, фактор потребности ответственного служения обществу должен являться основой профессиональной пригодности, а кадровая политика государства– создавать условия для раскрытия потенциала истинных служителей закона и общественных деятелей. В целях дальнейшего развития эти идеи в том или ином виде должны, на мой взгляд, получить конституционное признание. Вместе с тем нужно учитывать, что для эффективного служения обществу в нем самом должен быть достигнут необходимый уровень культуры, в том числе правовой и культуры власти, без чего возможность быть настоящим деятелем и служителем закона во многих ситуациях потребует героических усилий.

    Развитие конституционного статуса СМИ

    Конституция гарантирует свободу массовой информации, которая основана на свободе мысли и слова, праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также запрете цензуры (ч. 1, 4 и 5 ст. 29).

    Представитель заявителя жалоб отметила, что постановления ЕСПЧ предоставляют журналистам больше возможностей писать на острые темы о коррупции, финансовых и других злоупотреблениях чиновников

    Таким образом, СМИ выполняют публичные задачи, поэтому вырабатываемый ими продукт должен отвечать конституционному предназначению, а деятельность –международно признанным стандартам.

    Целый ряд международных актов регулируют деятельность СМИ 1 .

    Думается, указанные стандарты содержания института массовой информации, а также обязанность их уважения и обеспечения со стороны государства также должны быть отражены и на национальном конституционном уровне.

    В заключение добавлю, что существуют и другие важнейшие конституционные проблемы – например, необходимость закрепления гарантий обеспечения реальной независимости ветвей власти, особенно судебной, серьезного усиления природоохранных принципов (смещение баланса в сторону экологических интересов по сравнению с материально-экономическими, повышения уровня образования и медицины), которые также требуют решения.

    1 Это, в частности, Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (1978 г.), а также документы Совета Европы: Декларация о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.), Рекомендация о роли национального вещания и управления им (1975 г.), Декларация о свободе выражения мнения и информации (1982 г.), Политическая декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе (1994 г.), Рекомендация о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации (1999 г.), Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ (2004 г.).

    Читайте также: