Античное наследие в арабской культуре кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культура ислама – это сложившаяся в VII – XII века культура стран, входивших в состав Арабского халифата и находившихся под влиянием ислама.

Характерной чертой культуры ислама в классический период её развития являлось господство арабского языка, не только как языка религии, но также науки и культуры.

Основные центры развития исламской культуры в X-XII веках:

В середине VII века ислам разделился на три течения, каждое их которых образовало относительно самостоятельное культурное наследие:

Уникальные характеристики культурного наследия определялись особенностями самого ислама, который оказывал огромное влияние на все стороны развития общества, в том числе право, философию, искусство, науку.

Основные черты исламской культуры:

  • теоцентризм;
  • регламентированность законами шариата, что приводило к ограничению свободы творческого самовыражения;
  • консерватизм;
  • отсутствие единого художественного стиля и развитие национальных художественных школ в странах, входивших в ареал исламского мира;
  • выраженная пышность и декоративность, проработка деталей;
  • запрет на изображение человека и животных привёл к развитию искусства орнамента, преобладание растительных мотивов.

На протяжении почти шести столетий (IX – XIV вв.) уровень исламской культуры оставался неизменно высоким и на тот исторический момент она по многим критериям превосходила культуру европейских стран.

Готовые работы на аналогичную тему

Духовное культурное наследие исламской культуры

Арабские ученые оставили богатое наследие во всех областях культуры: науке, литературе, художественном искусстве.

Наследием арабских ученых в области математики, тригонометрии, физики и астрономии мы пользуемся и в наши дни. Современную систему записи цифр создал и распространил арабский математик Ал-Хорезми. Благодаря этому цифры получили название арабских.

В XII веке европейцы познакомились с десятичной системой счисления и арифметическими действиями. Для того, чтобы человек, изучающий математику, мог точно следовать всем операциям, Ал-Хорезми ввел простейшую математическую символику.

Большое влияние исламская культура оказала на развитие европейской медицины. В Багдадском и Кордовском халифате действовали медицинские университеты, было создано большое количество больниц.

Арабским поэтам средневековья Хафизу, Руми, Омару Хайяму принадлежат стихи, которые и сегодня считаются вершиной мировой поэзии.

Специфика культурного наследия исламской культуры состоит в отсутствии традиционной живописи и скульптуры.

Поскольку ислам отрицательно относится к изображению живого, художники сконцентрировались на абстрактных, орнаментальных мотивах. Потому памятники исламской архитектуры украшены не традиционными для европейской традиции скульптурными изображениями, а причудливой вязью орнаментов и каллиграфических надписей.

К типичному образцу исламской культуры можно отнести арабеску, специфический мусульманский орнамент.

Рисунок 1. Арабеска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для мусульман арабеска - не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. Мотивы арабесок и их цветовое решение бесконечно разнообразны.

Объекты культурного наследия ислама

К объектам культурного наследия всемирного значения ЮНЕСКО относятся ряд памятников исламского искусства Индии, Ирана, Турции.

Жемчужиной индо-исламской культуры считается мавзолей Тадж-Махал, расположенный в Центральной Индии. Тадж-Махал объединяет исламский и персидский архитектурные стили. Шах Джахан воздвиг его в память умершей жены. В строительстве мавзолей участвовали лучшие зодчие Персии, Турции и Самарканда. Уникальность мавзолея создана благодаря сочетанию специального полированного мрамора, который в течение суток выглядит по-разному, ажурной резьбы и инкрустаций драгоценными камнями. В оформлении мавзолея использованы орнаментальные мотивы и арабская вязь.

Башня Кутб-Минар и окружающие ее археологические памятники, Дели включены в список Всемирного наследия в 1993 г. Кутб-Минар – высочайший в мире кирпичный минарет высотой 73 м, памятник индо-исламской культуры (1193–1368 гг.). Построен по образу Джамского минарета в Афганистане из камня разрушенных индуистских храмов. Иные исторические памятники разных исторических эпох: недостроенный минарет Ала-и-Минар высотой 24,5 м, ворота Ала-и-Дарваза, гробница Имама Замина (1235 г.), развалины мечети Кувват-уль-Ислам (1190 г.). Уникальна колонна из метеоритного железа высотой семь метров и весом шесть тонн, воздвигнута в 320–540 гг.

Большая мечеть в турецком городе Дивриги. У мечети два купола (один находится над михрабом, второй – над бассейном для омовения), один минарет и три портала, украшенные роскошной каменной резьбой. Внутреннее убранство мечети скромно. Продуманная технология возведения сводов и виртуозность скульптурных украшений, особенно трех порталов, контрастирующих с неукрашенными стенами в интерьере, являются характерными чертами строения.

К сожалению, большое число памятников культурного наследия ислама в наши дни утрачено.

В распоряжении арабов оказались сокровища греческой и римской литературы, философии и науки. И если в Европе еще долго — до эпохи Возрождения — на это наследие не обращали внимания, то арабы довольно скоро им воспользовались. Уже в VIII в. в Багдаде, столице Халифата, была огромная библиотека, а при дворе халифа аль-Мамуна — Дом мудрости, который возглавлял знаменитый ученый аль-Хорезми (787- ок. 850; его имя сохранилось в слове алгоритм).

В Доме мудрости занялись переводами на арабский язык. Благодаря этим переводам до европейцев дошла большая часть античного наследия. Труды философа Аристотеля, врачей Гиппократа и Галена, астронома Птолемея, математика Евклида арабы вывезли из библиотек Византии (другую часть наследия античности, сохранившуюся в Византии, завезли в Европу во времена крестовых походов). И через Андалус они попали в Италию, Францию и Германию, где их уже переводили с арабского.

Помогло сохранению и распространению древних трудов изобретение бумаги. Правда, эта заслуга принадлежит китайцам. Они долго хранили секрет ее производства в тайне, но в 751 г. наместник багдадского халифа в Самарканде взял в плен двух китайцев — бумагоделов.

В X в. бумажное производство было налажено в Толедо. В Кордове переписывали по 10–14 тысяч книг каждый год! Конечно, прежде чем делать списки, кордовские книголюбы собирали, что копировать.

Уже Абдаррахман III (1-я половина X в.) приказывал искать по всем странам работы ученых Греции и Персии. А при Хакаме II (2-я половина X в.) работала целая сеть агентов, торговцев и переписчиков по всему арабскому миру. Была у него и библиотека в 400 тысяч томов. (Для сравнения: в библиотеке Ватикана в XIV в. хранилось 1200 томов, а во многих монастырях, центрах культуры, — по сто книг, привязанных к полкам цепями.) К сожалению, треть этой библиотеки сжег Альманзор в X в., а остальные 280 тысяч — кардинал Хименес в XVI в.


На миниатюре из рукописи ХIII в. изображены ученые, заседающие в библиотеке, на заднем плане — полки с книгами.


Римский политический деятель, философ и писатель Сенека, родившийся в Кордове около 4 г. до н. э.


Изготовление бумаги (иллюстрация из арабской книги XIX в.): сначала древесную массу размягчают в особом растворе, затем растирают и измельчают (вверху); потом ее тонким слоем выкладывают на решетки и высушивают, полученные листы обрезают и кладут под пресс (внизу).

1. 5. Блестящая Античность, невежественные темные века и ослепительное Возрождение.

4. 1. Античность и Средневековье переплетены на географических картах

Истоки подавления: поздняя античность

2.5. Блестящая античность, невежественные тёмные века и ослепительное Возрождение

АНТИЧНОСТЬ

Интермедия 2. История одной жизни Она была девушка, она была влюблена…

Интермедия 2. История одной жизни Она была девушка, она была влюблена… Наша героиня принадлежит к старинному дворянскому роду, внесенному в Бархатную книгу Но ее отец Алексей Оленин был замечателен не только своим происхождением. Среди множества почетных и важных

Прекрасная античность

Прекрасная античность Люди неисправимы. Им нужны лишь жупелы и идолы — больше они ни о чем не просят; разница между добром и злом, правдой и ложью им более чем безразлична. Уильям Хэзлитт Настало время поговорить о Греции. Эта страна внесла непропорционально большой

Глава 4 АНТИЧНОСТЬ — ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Глава 4 АНТИЧНОСТЬ — ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4.1. Общая характеристика и основные этапы развития В начале I тыс. до н. э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в

Античность и западная культура

Античность и западная культура Древнегреческая мифология прошла большой путь и при этом сохранила свою удивительную живучесть. На рубеже II–I тысячелетий до н. э. эти своеобразные древнегреческие религиозные предания распространяли бродячие певцы — аэды. Они

Вид на Каир, (холст, масло), Жером, Жан Леон (1824-1904)

Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество.

Литература

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.

Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747-762 — между 813-815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.

Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

Наука

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII-XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV-XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже VIII-IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.

Архитектура. Искусство

Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.

С Х в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи — арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Объектом хаджжа стал Кааба — храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным камнем. Этот черный камень почитается мусульманами.

Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр.

В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

«От самого своего рождения до самой своей гибели Византийская империя хранила высочайший приоритет учености, античную систему образования и античное научное и культурное наследие. Обозревая византийский период существования античной науки, необходимо отметить следующее. В практическом плане Византия сохранила и даже приумножила античные достижения: юриспруденцию, филологию, медицину, механику, архитектуру, военную технику и т.д. Западной Европе потребовалось много веков, чтобы вернуться к этому уровню после варваризации.

Kargopolov

Руководитель школы

Привела ли христианизация Европы к забвению античных достижений?

Kargopolov

Руководитель школы

История арабской цивилизации
Перепост,ставящий мозги на место.
Пишет Петер БетБазу (Peter BetBasoo) .

"Об индийских, персидских и еврейских элементах, заимствованных исламской наукой, все интересующиеся темой более-менее осведомлены. Но основной источник заимствований известен меньше — отчасти из-за того печального обстоятельства, что народ, у которого мусульманские захватчики и переняли свои достижения, не обладает такими информационными возможностями, как его перечисленные выше коллеги по несчастью. Ассирийский ученый и общественный деятель Петер БатБазу (Peter BetBasoo) в своем письме к какой-то до невежества "политкорректной" даме восстанавливает историческую справедливость:

"Как ассириец, не-араб и христианский уроженец Ближнего Востока, чьи корни уходят в 5000-летнее прошлое, я желаю разъяснить некоторые пункты, затронутые Вами в этой небольшой истории, и предостеречь Вас от опасности быть невольно вовлеченной в арабско/исламистскую идеологию, которая стремится ассимилировать все культуры и религии в арабско/исламское русло.

Арабы и мусульмане появились на мировой сцене в 630 нашей эры, когда армии Мухаммада начали завоевание Ближнего Востока. Это было завоеванием, а не миссионерским предприятием, с помощью силы в соответствии с декларацией Джихада. Арабы/мусульмане насильственно исламизировали неарабов и не-мусульман. Очень немногие народы Ближнего Востока пережили это, и среди них, прежде всего, ассирийцы, евреи, армяне и копты Египта.

Арабо-исламская наука чуть больше чем полностью представляет собой набор заимствований. Индийские цифры, число "ноль", заимствованное то ли у арамееязычных христиан, то ли у индусов, "арабская" философия, на которую в свое время ополчились исламские "ученые мужи" и тд и пр — все это не просто результат межкультурного диалога, но дань, которую были вынуждены выплатить своим захватчикам покоренные мусульманами народы.
И, что печальнее всего, история показала, что, в отличие от тех же японцев, которые не только сумели воспринять китайскую культуру и достижения китайской цивилизации, но и, проникнувшись системой ценностей, лежавшей в их основе, довести их до совершенства, "арабский мир" оказался неспособен ни к систематическому усвоению культуры покоренных народов, ни к тому, чтобы обеспечить полноценное развитие и реализацию полученных от них научных знаний. Вряд ли ошибаются те, кто считает, что именно исламская идеология и стала одной из причин заката средневековой ближневосточной науки и философии.

Завоевав Ближний Восток, арабы превратили эти народы в Димми (т. е. "зимми") - бесправные религиозные меньшинства (христиане, евреи и последователи Заратустры). Эти народы должны были выплачивать налог (джизья), который был, в действительности, штрафом за то, чтобы быть немусульманином, 80 % во времена терпимости и до 150 % во времена притеснения. Этот налог вынудил многих переходить в Ислам, для чего он и был разработан.

Вы заявляете: "Арабские архитекторы проектировали здания, бросающие вызов силе тяжести."Я не знаю, что вы имеете в виду, но если Вы говорите о куполах и арках, то фундаментальное архитектурное достижение в использовании параболической и сферической форм для этих структур было сделано ассирийцами более чем 1300 годами ранее, о чём свидетельствует археология.

Вы заявляете: "Арабские математики создали алгебру и алгоритмы, которые позволили создание компьютера и шифрования. "Но фундаментальные основания современной математики были установлены не арабами, а ассирийцами и вавилонянами. Их знания были присвоены арабами/мусульманами, пришедшими в Сирию и Ирак.

Вы заявляете: "Арабские медики исследовали человеческое тело и нашли новые методы лечения болезней." Но подавляющее большинство этих медиков (99 %) были не арабами и не мусульманами, а ассирийцами. В 4-6 веках ассирийцы начали систематический перевод греческого фонда знаний на ассирийский (арамейский) язык. Сократ, Платон, Аристотель, Гален, и многие другие были переведены на ассирийский язык, а с ассирийского на арабский. Именно эти переводы мавры принесли в Испанию, где испанцы перевели их на латинский и распространили по Европе, стимулируя европейский Ренессанс.

К шестому столетию нашей эры, Ассирийцы начали экспортировать в Византию работы в области естественных наук, философии и медицины. В области медицины, ассирийская семья Бахтишо (Bakhteesho) произвела девять поколений врачей, и основала большую медицинскую школу в Гандешапур (Иран). Учебник по офтальмологии, написанный в 950 году ассириецем Хананией ибн Ицхаком, оставался авторитетным источником в этой области до 19 века.

В области философии, работа ассирийца философа Эдессы ( Edessa) развивала физическую теорию вселенной, которая конкурировала с теорией Аристотеля, в том что стремилась заменить материю силами (теория, предвосхитившая некоторые идеи квантовой механики, типа непосредственного возникновения и исчезновения материи в квантовом вакууме).

Одним из самых больших ассирийских достижений четвертого столетия было основание первого университета в мире. Школа Нисибис (Nisibis), имевшая факультеты богословия, философии и медицины, стала магнитом и центром интеллектуального жизни на Ближнем Востоке. Уставы Школы Нисибис, которые были сохранены, позже стали моделью, на которой базировался первый итальянский университет.

Когда арабы и Ислам хлынули на Ближний Восток в 630 году, они столкнулись с 600 летней ассирийской христианской цивилизацией, с богатым наследием и высоко развитой культурой. Именно эта цивилизация и стала фондом арабской цивилизации.

Вы заявляете: "Арабские астрономы изучали небеса, давали названния звездам, и проложили путь к космическим путешествиям и исследованиям." Но астрономы, о к которых Вы говорите, были не арабами, а халдеями и вавилонянами, которые уже тысячелетие были известны, как астрономы и астрологи, и которые были насильственно обращенны в мусульманство.

Вы заявляете: "Арабские авторы создали тысячи литературных памятников, наполненных благородством, романтикой и очарованием, арабские поэты писали о любви, когда другие были слишком погружены в материю, чтобы думать о таких вещах." Есть очень немного литературы на арабском языке, которая относится к периоду, о котором Вы говорите (и Коран - единственная существенная часть этой литературы), тогда как литературное творчество ассирийцев и евреев было обширным. Третий наибольший корпус христианского письма, после латинского и греческого, является ассирийским (или сирийским, арамитским).

Вы заявляете: "Когда другие нации боялись прогрессивных идей, арабская цивилизация процветала и поддерживала эти идеи. Когда цензоры угрожали уничтожить знания о прошлых цивилизациях, арабская цивилизация сохраняла их и передала другим."

Это очень важная проблема, которую Вы поднимаете, она затрагивает самую суть дела,

ЧТО ТАКОЕ АРАБСКАЯ / ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ?

Я сделал обзор книги О'Лери, "Как греческая Наука Перешла к Арабам" в которой автор перечисляет выдающихся переводчиков греческой науки. Из этих 22 перечисленных ученых, 20 были ассирийцы, 1 был персом и 1 арабом.

Я заявляю в конце моего обзора: "Из книги О'Лери (O'Leary) можно заключить, что Ассирийцы играли существенную роль в формировании исламского мира через греческий фонд знания. Если это так, то нужно задать вопрос, что же случилось с христианскими народами под властью Ислама, что заставило их утратить великое интеллектуальное наследство, которое они воздвигли. Можно этот вопрос задать и самим арабам. К сожалению, книга О'Лери на него не отвечает и мы должны искать ответ в другом месте."

Ответ предельно ясен, христианское ассирийское сообщество было высушено через принудительное обращение в Ислам. И как только это сообщество истощилось ниже критического порога, оно прекратило производить ученых, которые были интеллектуальной движущей силой Исламской цивилизации, тогда и закончился, так называемый, "Золотой Век Ислама" (приблизительно в 850 гг.).

Великая цивилизация, которую Вы описываете, была не арабо-мусульманской, а ассирийской. Она просуществовала 200 лет после арабского завоевания Ближнего Востока не благодаря, а вопреки арабам и Исламу, которые в конечном счёте иссушили этот животворный источник знаний и навсегда остановили развитие подвластых им народов.

Существует ли какая либо другая арабская/мусульманская цивилизация, которая возвысилась с тех пор? Какие другие арабские/мусульманские достижения мы могли бы процитировать?

Арабская/Исламская цивилизация не прогрессивная сила, а регрессивная; она не дает стимул, но задерживает его.

Вы заявляете что, "Нам следовало бы изучить уроки Сулеймана, султана Отомании. Это было лидерство, основанное на меритократии, а не наследовании. Это было лидерство, которое использовало все способности разнообразного населения, включая христианские и еврейские традиции."

Арабы/мусульмане вовлечены в явную кампанию разрушения и экспроприации чужих культур, народов, достижений и идей. Везде, где арабская/мусульманская цивилизация сталкивается с не-арабской/мусульманской, она пытается разрушить последнюю (подобно Буддистским статуям в Афганистане или Персеполю в Иране). Это и есть образец, который повторяется, начиная с появления Ислама 1400 лет назад, что достаточно подтверждает история и современность.

Если "не-арабская" культура не может быть разрушена, то она экспроприируются, а историки ревизионисты объявляют её арабской. Например, арабские тексты истории Ближнего Востока учат, что ассирийцы были арабами, факт, который ни один ученый не будет утверждать, и с чем ни один живущий ассириец не согласится.

Даже сегодня в Америке арабы продолжают эту политику Арабизации. 27 октября 2001г. коалиция семи ассирийских и маронитских организаций послала официальное письмо (>>) Арабскому Американскому Институту, требуя прекратить идентифицировать ассирийцев и маронитов, как арабов, что делается ими преднамеренно.

Сегодня существуют меньшинства и нации, борющиеся за выживание в арабском/мусульманском океане Ближнего Востока и Африки (Ассирийцы, Армяне, Копты, Евреи, Южные Суданцы, Эфиопы, Нигерийцы . ), и мы должны быть очень чувствительными, чтобы невольно или неосторожно не поддержать претензии исламского и арабского империализма в его попытках стереть другие культуры, религии и цивилизации".

С характеристикой средневековой ближневосточной цивилизации как "ассирийской" можно было бы поспорить. Но в любом случае она адекватнее, чем все разговоры о какой-то "исламской" науке и цивилизации. Подобно христианским, мусульманские мракобесы также уделяли немалое внимание борьбе с научным прогрессом:

"В странах ислама независимая философия, атакуемая и преследуемая теологами, между XII и XIV вв. все более и более хирела и в конце концов почти исчезла.

Читайте также: