Путешествия апостола павла кратко

Обновлено: 02.07.2024

После обращения Савл в течение трех лет находился в Аравии и уже потом почувствовал, что созрел для проповеди. Ее он начал в Дамаске. Но оттуда скоро вынужден был бежать, так как стал подвергаться преследованиям со стороны иудеев и областного правителя царя Ареты (см. Деян. 9, 19-25; 2 Кор. 11, 32). Кстати, именно упоминание Ареты, установившего свой контроль над Дамаском на не очень долгое время, позволяет датировать эти события серединой тридцатых годов[329].

Павел пришел в Иерусалим для знакомства с апостолами — руководством Церкви. Понятно, что как поначалу в Дамаске, так и на этот раз в Иерусалиме, к нему не сразу прониклись доверием. Решающую роль сыграла рекомендация Варнавы, так что в конце концов:

. узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал. 2, 9).

Многие послания апостола Павла будут посвящены именно этой теме — спасения и примирения (ср. Еф. 2, 14; § 39. 3) во Христе всех — и иудеев, и язычников.

Карту миссионерских путешествий ап. Павла можно найти в конце почти любого издания Библии или Нового Завета, не говоря уже о специальных атласах Библейской истории.

Первое миссионерское путешествие (46-49-е годы)

В свое первое[334] миссионерское путешествие ап. Павел отправился вместе с Варнавой[335] и Иоанном, прозванным Марком (вероятно, будущим евангелистом Марком, см. § 42. 3). Маршрут его охватил остров Кипр и города южного побережья Малой Азии. Это самое небольшое по географии из путешествий апостола. Но уже здесь наряду с успехом своей миссии (уверовал проконсул Кипра) он столкнулся и с непониманием, и с неприятием со стороны синагоги, и с преследованиями:

. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим (Деян. 14, 19; ср. Деян. 13, 50; 14, 5 и др.; 2 Кор. 11, 23-27).

И уже в это время дала о себе знать проблема вхождения язычников в Церковь, выросшую из ветхозаветных традиций. Вернувшись из первого путешествия, Павел принял участие в соборе, на который собрались в Иерусалим апостолы-руководители Церкви, чтобы и обсудить данную проблему.

2-е миссионерское путешествие (50–53-й годы)

География 2-го миссионерского путешествия охватила гораздо большие территории, чем 1?го. На этот раз ап. Павла сопровождали Силуан (Сила), Лука (будущий евангелист и дееписатель[336]) и Тимофей.

С новообразованными общинами ап. Павел продолжал общаться и по отбытии от них, посылая письма (послания). Мы будем приводить наиболее вероятную хронологическую последовательность написания Павлом посланий по ходу рассказа о его благовестнической деятельности. Уже во время 2-го миссионерского путешествия Павел из Коринфа написал два послания к христианской общине в Фессалонике (1 и 2 Фес. [337]), которую вынужден был спешно покинуть под угрозой гонений со стороны местных иудеев. Впоследствии отношения Павла с образованными им общинами были различны: от искренней дружбы (как с филиппийцами), до вынужденных довольно неприятных объяснений, когда Павел должен был доказывать свой апостольский авторитет (как в случае с коринфянами).

Вероятно, во время 3-го миссионерского путешествия были написаны также Гал.[338] и Рим. Если под галатами подразумеваются христианские общины, которые основал Павел в малоазийской провинции Галатии во время 1-го или 2-го миссионерских путешествий, то Послание к Римлянам обращено к общине, в которой Павел еще никогда не был, но которую непременно хотел посетить как знаменитую многочисленную столичную церковь. Иначе говоря, ап. Павел в любом случае собирался посетить Рим, но, наверное, не предполагал, что попадет туда, находясь под стражей.

Арест, путешествие в Рим и кончина (59–67-й годы)

Вернувшись в Иерусалим из 3-го путешествия, Павел был арестован римскими властями. Надо отдать должное — это фактически спасло ему жизнь. Звание римского гражданина не позволило допустить самосуд иудейских фанатиков, и он мог требовать законного суда перед кесарем. Два года он просидел в тюрьме в Кесарии, а после этого под конвоем его отправили по морю в Рим. Это было трудное плавание, оно закончилось кораблекрушением у берегов Италии (на острове Мальта). В конце концов Павел достиг Рима.

Наконец, уже на закате свой жизни, когда апостол явственно почувствовал, что необходимо позаботиться о дальнейшем сохранении проповеданного Благовестия в основанных им общинах и о внутреннем их благочинии и единстве, он написал послания своим верным преемникам, которых поставил руководить церквами — Тимофею и Титу (1 и 2 Тим. и Тит.). В поздней церковной традиции эти три послания были названы Пастырскими.

Свидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15

Свидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15 Многие, вероятно, скажут вслед за популярными богословами: «Неужели Павел, первым упомянувший о воскресении, вел речь не о духовном теле? Разве в его представлении воскресение не носило нематериальный характер? И разве явление Христа

1:12 — 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий

1:12 — 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий 12 Этот стих Павел начинает, вступаясь за свою честь. В своих взаимоотношениях с коринфянами он всегда действовал в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по

3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10)

3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10) Положение дел в галатийских церквях вам должно быть уже ясно. Лжеучителя искажали Евангелие, и поэтому последователи Павла переходили к иному благовествованию. Первой реакцией Апостола было бесконечное изумление, ошеломление. Стих 6:

Послания апостола Павла

Послания апостола Павла Значение посланий святого апостола Павла Из всех новозаветных священных писателей более всего в изложении христианского учения потрудился апостол Павел, написавший 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются «вторым

Обзор учения апостола Павла

Обзор учения апостола Павла Послания Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых апостолом Павлом, истин Христовой веры, как,

1. Свидетельство апостола Павла

1. Свидетельство апостола Павла Самые ранние из известных нам христианских текстов — это письма апостола Павла. Они содержат древнейшие упоминания о воскресении Иисуса. Довольно кратко об этом говорится уже в самом древнем из сохранившихся Павловых писем (ок. 50 н. э.): «Мы

Обзор учения ап. Павла

Обзор учения ап. Павла Послания св. ап. Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых ап. Павлом истин Христовой веры, как например: о

Обзор русских путешествий в Святую землю

Обзор русских путешествий в Святую землю «Се аз недостойный, игумен Даниил, худший во всех мнисех, смирен сый грехи многими, недоволен о всяком деле блазе, понужен мыслию своею, нетерпением своим, восхотех видети святый град Иерусалим и землю обетованную и места святая:

ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ

ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние послания (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие послания

ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА

ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА Апостол Павел спешил в Иерусалим. По пути он остановился в Кесарии, в доме Филиппа.Пришел из Иудеи пророк по имени Агав, вошел в дом Филиппа, взял пояс Павла, связал себе руки и ноги и сказал: — Владельца этого пояса свяжут иудеи в Иерусалиме и отдадут

Глава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27)

Глава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27) 2 Первосвященник - Измаил, сын Фаби, которого Феликс поставил на место

Глава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31)

Глава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31) 1 "Узнали. " - очевидно, от жителей острова о его названии Мелит - нынешняя Мальта,

Глава XXII. Общий обзор деяний Павла

Глава XXII. Общий обзор деяний Павла Павлу предстоит прожить еще более трех лет, и эти три года не будут самыми бездеятельными в его полной трудов жизни. Мы покажем даже, что и карьера его апостольских путешествий, по всем видимостям, продолжалась. Но эти путешествия шли уже

45–49 годы – первое миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 13, 1–14, 28).

Сопровождает апостола Павла апостол от 70-ти Варнава и (часть путешествия) апостол Марк.

45 год – Антиохия Сирийская, Селевкия, остров Кипр, Саламин, Паф, Пергия.

46 год – Антиохия Писидийская, Икония.

47 год – Листра, Дервия.

48 год – обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская, область Памфилия.

49 год – Пергия, Атталия, Антиохия Сирийская.

События первого путешествия: Обращение к вере кипрского проконсула Сергия Павла в Пафе. Проповедь в синагоге в Антиохии Писидийской. Исцеление хромого в Листре, обожествление апостолов, а потом попытка побить их камнями.

49 год – участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Размолвка с апостолом Варнавой.

49–52 годы – второе миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 15, 36–18, 22).

Сопровождают апостола Павла апостол от 70-ти Сила и апостол Лука.

49 год – Антиохия Сирийская, Тарс, Дервия, Листра.

50 год – Икония, Антиохия Писидийская, Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины.

50–52 годы – Коринф: Первое послание Фессалоникийцам (52 год). Второе послание к Фессалоникийцам (52 год).

52 год – Ефес, Кесария, Иерусалим.

События второго путешествия: Встреча в Листре с Тимофеем. Крещение в Филиппах Лидии и темничного стража, инцидент с прорицательницей и арест апостолов. Общение с Иасоном, возмущение иудеев в Фессалониках. Проповедь апостола Павла в Афинах в ареопаге, обращение ко Христу Дионисия и Дамари. Общение в Коринфес Акилой и Прискиллой, обращение ко Христу начальника синагоги Криспа, нападение на апостола Павла иудеев, суд проконсула Ахаии Галлиона.

52 год – возвращение в Антиохию Сирийскую.

53–58 годы – третье миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 18, 22-21, 14).

Сопровождает апостола Павла апостол Лука.

53 год – Антиохия Сирийская, Дервия, Листра, Икония, Антиохия Писидийская.

54–57 годы – Ефес: Послание к Галатам (55 год). Первое послание к Коринфянам (57 год).

57 год – Троада, Филиппы: Второе послание к Коринфянам (57 год).

58 год – Коринф: Послание к Римлянам (58 год). Обратный путь: Филиппы, Троада, Асс, Митилены, остров Самос, Трогиллия, Мелит, остров Кос, остров Родос, Патара, Тир, Птолемаида, Иерусалим.

События третьего путешествия: Встреча в Ефесе с крестившимися Иоанновым крещением, проповедь в училище Тиранна, бунт изготовителей серебрянных сувениров. Воскрешение в Троаде юноши упавшего с третьего этажа. Беседа апостола Павла с ефесским духовенством в Милите. Пророчество Агава в доме диакона Филиппа в Кесарии.

58 год – арест в Иерусалиме.

58–60 годы – узы в Кесарии.

60–61 годы – четвертое миссионерское путешествие апостола Павла. (Деян. 27, 1–28, 16).

Сопровождает апостола Павла апостол Лука.

60 год – Кесария, Сидон, остров Кипр, Миры Ликийские, Книд, остров Крит: Хорошие пристани и Финик, остров Мальта.

61 год – Сиракузы, Ригия, Путеол, Три гостиницы, Аппиева площадь, Рим.

События четвертого путешествия: Кораблекрушение у берегов Мальты, исцеление отца начальника острова Публия.

61–63 годы – первые узы в Риме: Послание к Ефесянам (63 год). Послание к Филиппийцам (63 год). Послание к Колоссянам (63 год). Послание к Филимону (63 год).

Сразу после освобождение из уз в Риме написано послание к Евреям (63 год).

63–66 годы – Последнее путешествие апостола Павла: Ближний Восток, Крит, Македония, южная Франция, Испания.

Во время этого путешествия написаны: Первое послание к Тимофею (65 год). Послание к Титу (65 год).

66–67 годы – вторые узы в Риме. Второе послание к Тимофею (67 год).

67 год – мученическая кончина апостола Павла в Риме.

45–49 годы – первое миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 13, 1–14, 28).

Сопровождает апостола Павла апостол от 70-ти Варнава и (часть путешествия) апостол Марк.

45 год – Антиохия Сирийская, Селевкия, остров Кипр, Саламин, Паф, Пергия.

46 год – Антиохия Писидийская, Икония.

47 год – Листра, Дервия.

48 год – обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская, область Памфилия.

49 год – Пергия, Атталия, Антиохия Сирийская.

События первого путешествия: Обращение к вере кипрского проконсула Сергия Павла в Пафе. Проповедь в синагоге в Антиохии Писидийской. Исцеление хромого в Листре, обожествление апостолов, а потом попытка побить их камнями.




49 год – участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Размолвка с апостолом Варнавой.

49–52 годы – второе миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 15, 36–18, 22).

Сопровождают апостола Павла апостол от 70-ти Сила и апостол Лука.

49 год – Антиохия Сирийская, Тарс, Дервия, Листра.

50 год – Икония, Антиохия Писидийская, Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины.

50–52 годы – Коринф: Первое послание Фессалоникийцам (52 год). Второе послание к Фессалоникийцам (52 год).

52 год – Ефес, Кесария, Иерусалим.

События второго путешествия: Встреча в Листре с Тимофеем. Крещение в Филиппах Лидии и темничного стража, инцидент с прорицательницей и арест апостолов. Общение с Иасоном, возмущение иудеев в Фессалониках. Проповедь апостола Павла в Афинах в ареопаге, обращение ко Христу Дионисия и Дамари. Общение в Коринфес Акилой и Прискиллой, обращение ко Христу начальника синагоги Криспа, нападение на апостола Павла иудеев, суд проконсула Ахаии Галлиона.

52 год – возвращение в Антиохию Сирийскую.

53–58 годы – третье миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 18, 22-21, 14).

Сопровождает апостола Павла апостол Лука.

53 год – Антиохия Сирийская, Дервия, Листра, Икония, Антиохия Писидийская.

54–57 годы – Ефес: Послание к Галатам (55 год). Первое послание к Коринфянам (57 год).

57 год – Троада, Филиппы: Второе послание к Коринфянам (57 год).

58 год – Коринф: Послание к Римлянам (58 год). Обратный путь: Филиппы, Троада, Асс, Митилены, остров Самос, Трогиллия, Мелит, остров Кос, остров Родос, Патара, Тир, Птолемаида, Иерусалим.

События третьего путешествия: Встреча в Ефесе с крестившимися Иоанновым крещением, проповедь в училище Тиранна, бунт изготовителей серебрянных сувениров. Воскрешение в Троаде юноши упавшего с третьего этажа. Беседа апостола Павла с ефесским духовенством в Милите. Пророчество Агава в доме диакона Филиппа в Кесарии.

58 год – арест в Иерусалиме.

58–60 годы – узы в Кесарии.

60–61 годы – четвертое миссионерское путешествие апостола Павла. (Деян. 27, 1–28, 16).

Сопровождает апостола Павла апостол Лука.

60 год – Кесария, Сидон, остров Кипр, Миры Ликийские, Книд, остров Крит: Хорошие пристани и Финик, остров Мальта.

61 год – Сиракузы, Ригия, Путеол, Три гостиницы, Аппиева площадь, Рим.

События четвертого путешествия: Кораблекрушение у берегов Мальты, исцеление отца начальника острова Публия.

61–63 годы – первые узы в Риме: Послание к Ефесянам (63 год). Послание к Филиппийцам (63 год). Послание к Колоссянам (63 год). Послание к Филимону (63 год).

Сразу после освобождение из уз в Риме написано послание к Евреям (63 год).

63–66 годы – Последнее путешествие апостола Павла: Ближний Восток, Крит, Македония, южная Франция, Испания.

Во время этого путешествия написаны: Первое послание к Тимофею (65 год). Послание к Титу (65 год).

66–67 годы – вторые узы в Риме. Второе послание к Тимофею (67 год).

Деяния св. апостола Павла. Византийская миниатюра

Деяния св. апостола Павла. Византийская миниатюра

В лекции рассмотрены следующие вопросы:

  • Первое миссионерское путешествие: проповедь на Кипре, в Пергии и Антиохии Писидийской
  • Второе миссионерское путешествие: Малая Азия, Македония, проповедь в Афинах
  • Третье миссионерское путешествие: чудеса, совершенные апостолом Павлом
  • Узы Павла в Иерусалиме, Кесарии, кораблекрушение на пути в Рим, проповедь апостола Павла под домашним арестом в Риме

Лекция священника Андрея Рахновского
(продолжительность: 1:19:04)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 38:47)

Однако был и еще один, не попавший в число канонических апостолов, но один сделавший для христианской веры едва ли не больше всех остальных. Звали его Савл из Тарса.

Древний город Тарс ‒ родина апостола Павла

Древний город Тарс — родина апостола Павла

До обращения Павел был гонителем христиан

Сведения из жизни апостола Павла нам предоставляют Деяния святых апостолов, а также его послания.

По происхождению Павел был евреем, причем из фарисейской семьи. Как все фарисеи, отвергал Христа и его учение и участвовал в гонениях на христиан.

Господь знал, что Павел будет одним из самых ревностных почитателей и распространителей веры Христовой. Для демонстрации силы Он ослепил Павла на пути в Дамаск.

В Дамаске благочестивый муж Анания исцелил Павла. Бывший гонитель христиан, узрев силу Господню, стал главным их сторонником.

Павел пошел с широкой проповедью к язычникам. Христианские общины стали открыты для всех народов. Он пошел туда, где:

После обращения в христианство Павел пошел проповедовать

После крещения Павел вернулся в Иерусалим. В храме он обратился к Господу с вопросом об искуплении вины перед Ним и Его последователями. Решение Господа было однозначным:

Так начались миссионерские путешествия апостола Павла.

Карта путешествий апостола Павла.

Карта путешествий апостола Павла

Павел отправился проповедовать по воле Божьей

В первом путешествии Павел ограничился небольшой областью на юге Анатолии

В первом путешествии Павел ограничился небольшой областью на юге Анатолии

Путешествие началось в Антиохии — столице Сирии.

1. В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

Спутником Павла в первом миссионерском путешествии был Варнава – апостол от 70.

Спутником Павла в первом миссионерском путешествии был Варнава — апостол от 70

Павел и Варнава отправились на Кипр. На Кипре они изобличили лжепророка Вариисуса (Елиму) и, обратив на него силу Божью, ослепили его.

Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господня.

Обратив проконсула, Павел и Варнава переплыли на материк и начали проповедовать в городе Пергия. Проповеди пользовались большим успехом:

В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.

В христианство обратилось подавляющее большинство язычников. Успехи Павла испугали местную иудейскую общину. Иудеи добились от властей изгнания апостолов. Павел с Варнавой ушли на север, в Иконию.

В Иконии ситуация повторилась: успехи в распространении нового учения и сопротивление иудейской общины, настроившей против христиан местную власть. Апостолам пришлось уйти в Листру.

В Листре чудеса, которые творили апостолы, привели к неожиданному эффекту. Павла и Варнаву объявили… Гермесом и Зевсом.

В Листре Павлу чуть было не достались лавры древнегреческого бога Гермеса – покровителя торговцев, путников и магов.

В Листре Павлу чуть было не достались лавры древнегреческого бога Гермеса — покровителя торговцев, путников и магов

Дальше повторилась уже знакомая ситуация: иудеи натравили на апостолов местное население. Павла закидали камнями и, избитого, вытащили за пределы города.

В обратный путь апостолы отправились по тому же маршруту. Посеянные семена уже дали всходы: Павел уже не проповедовал, но рукополагал священников и оставлял позади себя крепкие христианские общины.

Апостолы вернулись в Антиохию:

Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

Первое миссионерское путешествие апостола Павла завершилось.

Во второе путешествие Павел отправился после Апостольского собора

Во втором путешествии Павел дошел до Греции

Во втором путешествии Павел дошел до Греции

Успех обращения язычников в христианство поставил перед апостолами вопрос о соблюдении в христианской среде иудейских обрядов.

Новообращенные фарисеи считали, что раз христианство пошло из иудаизма, то христианам следует соблюдать иудейские правила и исполнять иудейские ритуалы.

Павел занял прямо противоположную позицию. Его поддержал Петр, а к Петру прислушались остальные апостолы.

Произошел окончательный разрыв иудаизма и христианства.

На Апостольском соборе в 51 г. христианство превратилось из иудейской секты в новую религию.

На Апостольском соборе в 51 г. христианство превратилось из иудейской секты в новую религию

Уладив догматические вопросы, Павел, взяв с собой апостола Силу, отправился во второе миссионерское путешествие.

Сила, апостол от 70, сподвижник Павла во втором путешествии

Сила, апостол от 70, сподвижник Павла во втором путешествии

Павел и Сила, пройдя Сирию и Киликию пошли проповедовать в центральные и северо-западные области Анатолии: Фригию, Мисию и Троаду. Путешествие протекало отлично:

И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

В Троаде Павлу было видение:

…предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.

Апостолы отправились в Македонию, в город Филиппы. Они обратили в христианство женщину, пользующуюся славой прорицательницы. Этим они разозлили местное население. Повторилась уже знакомая ситуация: апостолов избили и заключили под стражу.

Вышел конфуз: Павел и Сила были римскими гражданами. Их нельзя было просто так взять и бросить в темницу. Узнав об этом, городские власти пришли в ужас и поскорее выпроводили апостолов из города.

Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи только в 212 г. Высокий статус и широкие права римского гражданина ставили его выше местных властей, чем и пользовался Павел

Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи только в 212 г. Высокий статус и широкие права римского гражданина ставили его выше местных властей, чем и пользовался Павел

Из Филипп апостолы отправились в Фессалоники, где смогли обратить в христианство множество местного населения. Местные иудеи попытались разжечь недовольство и натравить на апостолов власть, но на их защиту встал новообращенный грек Иасон. Апостолы с миром ушли из города и отправились в Афины.

В Афинах Павел схлестнулся в споре с эпикурейцами и стоиками прямо на греческом собрании — ареопаге. В спорах он держался так убедительно, что смог обратить в христианство многих греков.

Ученик Павла Дионисий Ареопагит стал первым епископом языческих Афин

Ученик Павла Дионисий Ареопагит стал первым епископом языческих Афин

Из Афин апостолы отправились в Коринф. И снова Павел вел убедительные речи о Христе, и многие перешли в новую веру. Местные иудеи попытались повторить ситуацию с Христом: схватив Павла, они потащили его на суд к проконсулу Галлиону.

В отличии от Понтия Пилата, вынужденного учитывать мнение иудеев в Палестине, Галлион в Греции слушать их не стал

В отличии от Понтия Пилата, вынужденного учитывать мнение иудеев в Палестине, Галлион в Греции слушать их не стал

Галлион не нашел в действиях Павла состава преступления и разогнал иудейское сборище.

Павел пробыл в Коринфе полтора года, живя в доме у своих учеников Акиллы и Прискиллы. Здесь он написал 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам.

Из Коринфа он отправился в Эфес, а из Эфеса вернулся в Иерусалим, закончив свое путешествие.

В третьем путешествии Павел активно пишет Послания

В третий раз Павел отправился на запад Анатолии

В третий раз Павел отправился на запад Анатолии

Во время второго путешествия неохваченной проповедью осталась Асия — римская провинция на западе Малой Азии. В столицу — город Эфес — и отправился Павел.

В Эфесе Павел прожил два года, творя чудеса и обращая людей в христианство. Здесь он написал послание к галатам и 1-е послание к коринфянам.

Жители Эфеса сжигали языческие книги, порывая с языческим прошлым

Жители Эфеса сжигали языческие книги, порывая с языческим прошлым

В Эфесе ремесленники, работающие на храм Артемиды Эфесской, с недовольством смотрели на рост числа христиан: у них не было богатых храмов с множеством утвари, поэтому ремесленники рисковали остаться без работы. Тогда они попытались изгнать Павла из города.

Созвали собрание, где победила языческая веротерпимость: поскольку христиане не наносили вреда ни жрецам, ни храмам, им разрешили остаться и проповедовать.

Из Эфеса Павел вновь отправился в Грецию. В Коринфе он написал Послание к Римлянам, а из Коринфа отправился в Иерусалим.

Путешествие в Рим оказалось последним для апостола

Павел отправился в Рим на суд римского императора

Павел отправился в Рим на суд римского императора

68 — год, когда был убит апостол Павел

В Иерусалиме иудеям удалось одержать над апостолом верх. Павла, как и Христа, осудил синедрион. Как римского гражданина его отправляют к прокуратору Иудеи, Марку Антонию Феликсу. Феликс, не желая ссориться с иудеями, заключает апостола под стражу.

Через два года новым прокуратором Иудеи становится Порций Фест. Томящийся в застенках Павел требует от нового прокуратора отправки в Рим на императорский суд. Фест удовлетворяет просьбу Павла. Из Кесарии Павел отправляется на корабле в Италию.

С большими трудностями, потерпев крушение у берегов Мальты, Павел добирается до Рима. Ожидая суда, он живет там два года, распространяя христианскую веру. Пишет Послания к Филлипийцам, Колоссянам и Евреям.

Иоанн Златоуст и Кирилл Иерусалимский упоминают, что во время нахождения Павла в Риме он уезжал для проповедей в Испанию.

Апостол Павел был убит во время гонений на христиан при императоре Нероне в 68 г.

С полным основанием и без ложной скромности он называл себя потрудившимся более прочих Апостолов. Ведь именно трудами этого человека обращены к Христу тысячи людей, а христианская церковь начала становиться Вселенской. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи

Путешествия апостола Павла

Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона в составе Деисусного чина поступила в музей в 1941 году из церкви Покрова села Гуменец Ростовского района. Туда иконы были перенесены в 1824 году из церкви Димитрия Солунского села Поникарово Ростовского уезда. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера Размеры иконы: высота 95 см, ширина 63 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № И-546. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 22. С. 100-102.

Полезные материалы

Гонитель Церкви

П о Закону любое из этих, по мнению иудеев, неслыханных оскорблений Бога, заслуживало смерти. Савл гнал христиан где и как только мог. Он был честен, ревностен, по-своему, но горячо любил Бога. И вера не была посрамлена.

И не только сказал об этом, но и сделал: с проповедью христианства языческому миру он обошел большую часть Римской империи. Павел сделал то, на что не решился бы правоверный иудей:

Так, горя Божественной ревностью и не надеясь на себя, совершал Павел свой долгий путь. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи.

Карта миссионерских путешествий

Путешествия ап. Павла

Карта путешествий ап. Павла

Первое: проповедь на Кипре, в Пергии и Антиохии Писидийской

Считается, что впервые Павел отправился с проповедью язычникам в 47 или 49 году по Р.Х . Начало его пути сопровождалось Божественным откровением, о котором сам Павел рассказывал позже в послание христианам Коринфа :

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 2–4).

Первыми язычниками, услышавшими проповедь Савла и Варнавы, стали:

В жизни новых христианских общин было не все гладко, да и иерусалимские христиане из евреев не всегда понимали Павла. Именно поэтому первое путешествие Павла завершается Апостольским собором 49 г. в Иерусалиме. Здесь говорили о соблюдении Закона христианами из язычников. После собора за Павлом окончательно утвердилось звание проповедника христианского учения для язычников. Проповедь среди них стала делом его жизни.

Второе: Малая Азия, Македония, проповедь в Афинах

Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 41 см. Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134.

Считается, что второе миссионерское путешествие Павла относится к 50-52 г. Сначала, по слову св. Луки, он и Варнава отправились к молодым христианским церквям Антиохии, Листры и других городов, чтобы узнать об их жизни и преподать наставления. Однако, при водительстве Духа Святого, именно в этом путешествии начинается проповедь христианства в Европе.

Начало проповеди в Европе приносит Церкви не только новых последователей, но и новых проповедников Слова Божия. Среди них:

  • апостолы Тимофей, Аполлос, Ераст;
  • Дионисий Ареопагит;
  • сотрудники друзья Павла Акилла и Прискилла.

Третье и чудеса, совершенные апостолом Павлом

Путешествия ап. Павла

Иконография: Павел, апостол Датировки: XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь. Происхождение: из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 149 см, ширина 98 см. Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом. Инв. № 12752. © Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Около 54 гг. Павел совершает путешествие в Эфес, где им основана христианская община . Здесь он пробыл три года несмотря на то, что первая попытка проповеди закончилась возмущением приверженцев богини Артемиды Эфесской. Затем посетил основанные им церкви в Коринфе, Филиппах, Милете. В Коринфе им написано послание к Римским христианам.

Посетив церкви, Павел отправился в Иерусалим, несмотря на то, что многие христиане по внушению Духа говорили об узах и скорбях, ожидающих апостола там. В Эфесе известна прощальная беседа Павла с пресвитерами церкви – первое известное его наставление священнослужителям, записанное св. Лукой (Деян. 21).

Действительно, в Иерусалиме Павел был арестован по навету иудеев, и впоследствии препровожден в Рим на суд императора.

Но главное чудо его жизни – обращение ко Христу столь великого множества людей, что апостол с полным основанием и без ложной скромности называл себя потрудившимся более прочих апостолов (1 Кор. 15,1)

Свою проповедь Павел продолжал и в Риме, где прожил 2 года. Здесь им написаны послания церквям в Филиппах, Колоссах, Эфесе.

Считается, что и знаменитое Послание к Евреям, содержащее систематическое изложение учения Христа, также относится к римскому периоду жизни апостола.

Последнее путешествие

Церковное предание считает, что около 64 года Павел был освобожден и совершил свое последнее, четвертое путешествие. Именно во время него

  • ученик святого Тит посвящен им в епископа Крита;
  • еще один соратник, Тимофей, возглавил церковь Эфеса.

К обоим известны послания Павла. Около 66 г. Павел отправился в Испанию, где был арестован и отправлен на суд императора.

Апп. Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел.

По различным преданиям, он был казнен в один день с ап. Петром. Его, как римского гражданина, не отправили на крест, но усекли мечом. Другие данные говорят о том, что между кончиной Петра и смертью Павла прошло несколько лет. Однако Церковь чтит их память в один день – 12 июля (н.ст).

Читайте также: