Путешествия апостола павла кратко
Обновлено: 02.07.2024
После обращения Савл в течение трех лет находился в Аравии и уже потом почувствовал, что созрел для проповеди. Ее он начал в Дамаске. Но оттуда скоро вынужден был бежать, так как стал подвергаться преследованиям со стороны иудеев и областного правителя царя Ареты (см. Деян. 9, 19-25; 2 Кор. 11, 32). Кстати, именно упоминание Ареты, установившего свой контроль над Дамаском на не очень долгое время, позволяет датировать эти события серединой тридцатых годов[329].
Павел пришел в Иерусалим для знакомства с апостолами — руководством Церкви. Понятно, что как поначалу в Дамаске, так и на этот раз в Иерусалиме, к нему не сразу прониклись доверием. Решающую роль сыграла рекомендация Варнавы, так что в конце концов:
. узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал. 2, 9).
Многие послания апостола Павла будут посвящены именно этой теме — спасения и примирения (ср. Еф. 2, 14; § 39. 3) во Христе всех — и иудеев, и язычников.
Карту миссионерских путешествий ап. Павла можно найти в конце почти любого издания Библии или Нового Завета, не говоря уже о специальных атласах Библейской истории.
Первое миссионерское путешествие (46-49-е годы)
В свое первое[334] миссионерское путешествие ап. Павел отправился вместе с Варнавой[335] и Иоанном, прозванным Марком (вероятно, будущим евангелистом Марком, см. § 42. 3). Маршрут его охватил остров Кипр и города южного побережья Малой Азии. Это самое небольшое по географии из путешествий апостола. Но уже здесь наряду с успехом своей миссии (уверовал проконсул Кипра) он столкнулся и с непониманием, и с неприятием со стороны синагоги, и с преследованиями:
. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим (Деян. 14, 19; ср. Деян. 13, 50; 14, 5 и др.; 2 Кор. 11, 23-27).
И уже в это время дала о себе знать проблема вхождения язычников в Церковь, выросшую из ветхозаветных традиций. Вернувшись из первого путешествия, Павел принял участие в соборе, на который собрались в Иерусалим апостолы-руководители Церкви, чтобы и обсудить данную проблему.
2-е миссионерское путешествие (50–53-й годы)
География 2-го миссионерского путешествия охватила гораздо большие территории, чем 1?го. На этот раз ап. Павла сопровождали Силуан (Сила), Лука (будущий евангелист и дееписатель[336]) и Тимофей.
С новообразованными общинами ап. Павел продолжал общаться и по отбытии от них, посылая письма (послания). Мы будем приводить наиболее вероятную хронологическую последовательность написания Павлом посланий по ходу рассказа о его благовестнической деятельности. Уже во время 2-го миссионерского путешествия Павел из Коринфа написал два послания к христианской общине в Фессалонике (1 и 2 Фес. [337]), которую вынужден был спешно покинуть под угрозой гонений со стороны местных иудеев. Впоследствии отношения Павла с образованными им общинами были различны: от искренней дружбы (как с филиппийцами), до вынужденных довольно неприятных объяснений, когда Павел должен был доказывать свой апостольский авторитет (как в случае с коринфянами).
Вероятно, во время 3-го миссионерского путешествия были написаны также Гал.[338] и Рим. Если под галатами подразумеваются христианские общины, которые основал Павел в малоазийской провинции Галатии во время 1-го или 2-го миссионерских путешествий, то Послание к Римлянам обращено к общине, в которой Павел еще никогда не был, но которую непременно хотел посетить как знаменитую многочисленную столичную церковь. Иначе говоря, ап. Павел в любом случае собирался посетить Рим, но, наверное, не предполагал, что попадет туда, находясь под стражей.
Арест, путешествие в Рим и кончина (59–67-й годы)
Вернувшись в Иерусалим из 3-го путешествия, Павел был арестован римскими властями. Надо отдать должное — это фактически спасло ему жизнь. Звание римского гражданина не позволило допустить самосуд иудейских фанатиков, и он мог требовать законного суда перед кесарем. Два года он просидел в тюрьме в Кесарии, а после этого под конвоем его отправили по морю в Рим. Это было трудное плавание, оно закончилось кораблекрушением у берегов Италии (на острове Мальта). В конце концов Павел достиг Рима.
Наконец, уже на закате свой жизни, когда апостол явственно почувствовал, что необходимо позаботиться о дальнейшем сохранении проповеданного Благовестия в основанных им общинах и о внутреннем их благочинии и единстве, он написал послания своим верным преемникам, которых поставил руководить церквами — Тимофею и Титу (1 и 2 Тим. и Тит.). В поздней церковной традиции эти три послания были названы Пастырскими.
Свидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15
Свидетельство апостола Павла: 1 Кор. 15 Многие, вероятно, скажут вслед за популярными богословами: «Неужели Павел, первым упомянувший о воскресении, вел речь не о духовном теле? Разве в его представлении воскресение не носило нематериальный характер? И разве явление Христа
1:12 — 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий
1:12 — 2:4 Павел объясняет, почему нередко меняет маршруты своих миссионерских путешествий 12 Этот стих Павел начинает, вступаясь за свою честь. В своих взаимоотношениях с коринфянами он всегда действовал в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по
3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10)
3. Реакция Апостола Павла (ст. 8–10) Положение дел в галатийских церквях вам должно быть уже ясно. Лжеучителя искажали Евангелие, и поэтому последователи Павла переходили к иному благовествованию. Первой реакцией Апостола было бесконечное изумление, ошеломление. Стих 6:
Послания апостола Павла
Послания апостола Павла Значение посланий святого апостола Павла Из всех новозаветных священных писателей более всего в изложении христианского учения потрудился апостол Павел, написавший 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются «вторым
Обзор учения апостола Павла
Обзор учения апостола Павла Послания Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых апостолом Павлом, истин Христовой веры, как,
1. Свидетельство апостола Павла
1. Свидетельство апостола Павла Самые ранние из известных нам христианских текстов — это письма апостола Павла. Они содержат древнейшие упоминания о воскресении Иисуса. Довольно кратко об этом говорится уже в самом древнем из сохранившихся Павловых писем (ок. 50 н. э.): «Мы
Обзор учения ап. Павла
Обзор учения ап. Павла Послания св. ап. Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых ап. Павлом истин Христовой веры, как например: о
Обзор русских путешествий в Святую землю
Обзор русских путешествий в Святую землю «Се аз недостойный, игумен Даниил, худший во всех мнисех, смирен сый грехи многими, недоволен о всяком деле блазе, понужен мыслию своею, нетерпением своим, восхотех видети святый град Иерусалим и землю обетованную и места святая:
ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ
ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние послания (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие послания
ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА
ПУТИ АПОСТОЛА ПАВЛА Апостол Павел спешил в Иерусалим. По пути он остановился в Кесарии, в доме Филиппа.Пришел из Иудеи пророк по имени Агав, вошел в дом Филиппа, взял пояс Павла, связал себе руки и ноги и сказал: — Владельца этого пояса свяжут иудеи в Иерусалиме и отдадут
Глава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27)
Глава XXV. Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1-6). Апостол на суде Феста (7-12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13-27) 2 Первосвященник - Измаил, сын Фаби, которого Феликс поставил на место
Глава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31)
Глава XXVIII. Окончание путешествия Апостола Павла в Рим - от Мальты до Рима (1-14). Прибытие в Рим (15-16). Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31) 1 "Узнали. " - очевидно, от жителей острова о его названии Мелит - нынешняя Мальта,
Глава XXII. Общий обзор деяний Павла
Глава XXII. Общий обзор деяний Павла Павлу предстоит прожить еще более трех лет, и эти три года не будут самыми бездеятельными в его полной трудов жизни. Мы покажем даже, что и карьера его апостольских путешествий, по всем видимостям, продолжалась. Но эти путешествия шли уже
45–49 годы – первое миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 13, 1–14, 28).
Сопровождает апостола Павла апостол от 70-ти Варнава и (часть путешествия) апостол Марк.
45 год – Антиохия Сирийская, Селевкия, остров Кипр, Саламин, Паф, Пергия.
46 год – Антиохия Писидийская, Икония.
47 год – Листра, Дервия.
48 год – обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская, область Памфилия.
49 год – Пергия, Атталия, Антиохия Сирийская.
События первого путешествия: Обращение к вере кипрского проконсула Сергия Павла в Пафе. Проповедь в синагоге в Антиохии Писидийской. Исцеление хромого в Листре, обожествление апостолов, а потом попытка побить их камнями.
49 год – участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Размолвка с апостолом Варнавой.
49–52 годы – второе миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 15, 36–18, 22).
Сопровождают апостола Павла апостол от 70-ти Сила и апостол Лука.
49 год – Антиохия Сирийская, Тарс, Дервия, Листра.
50 год – Икония, Антиохия Писидийская, Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины.
50–52 годы – Коринф: Первое послание Фессалоникийцам (52 год). Второе послание к Фессалоникийцам (52 год).
52 год – Ефес, Кесария, Иерусалим.
События второго путешествия: Встреча в Листре с Тимофеем. Крещение в Филиппах Лидии и темничного стража, инцидент с прорицательницей и арест апостолов. Общение с Иасоном, возмущение иудеев в Фессалониках. Проповедь апостола Павла в Афинах в ареопаге, обращение ко Христу Дионисия и Дамари. Общение в Коринфес Акилой и Прискиллой, обращение ко Христу начальника синагоги Криспа, нападение на апостола Павла иудеев, суд проконсула Ахаии Галлиона.
52 год – возвращение в Антиохию Сирийскую.
53–58 годы – третье миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 18, 22-21, 14).
Сопровождает апостола Павла апостол Лука.
53 год – Антиохия Сирийская, Дервия, Листра, Икония, Антиохия Писидийская.
54–57 годы – Ефес: Послание к Галатам (55 год). Первое послание к Коринфянам (57 год).
57 год – Троада, Филиппы: Второе послание к Коринфянам (57 год).
58 год – Коринф: Послание к Римлянам (58 год). Обратный путь: Филиппы, Троада, Асс, Митилены, остров Самос, Трогиллия, Мелит, остров Кос, остров Родос, Патара, Тир, Птолемаида, Иерусалим.
События третьего путешествия: Встреча в Ефесе с крестившимися Иоанновым крещением, проповедь в училище Тиранна, бунт изготовителей серебрянных сувениров. Воскрешение в Троаде юноши упавшего с третьего этажа. Беседа апостола Павла с ефесским духовенством в Милите. Пророчество Агава в доме диакона Филиппа в Кесарии.
58 год – арест в Иерусалиме.
58–60 годы – узы в Кесарии.
60–61 годы – четвертое миссионерское путешествие апостола Павла. (Деян. 27, 1–28, 16).
Сопровождает апостола Павла апостол Лука.
60 год – Кесария, Сидон, остров Кипр, Миры Ликийские, Книд, остров Крит: Хорошие пристани и Финик, остров Мальта.
61 год – Сиракузы, Ригия, Путеол, Три гостиницы, Аппиева площадь, Рим.
События четвертого путешествия: Кораблекрушение у берегов Мальты, исцеление отца начальника острова Публия.
61–63 годы – первые узы в Риме: Послание к Ефесянам (63 год). Послание к Филиппийцам (63 год). Послание к Колоссянам (63 год). Послание к Филимону (63 год).
Сразу после освобождение из уз в Риме написано послание к Евреям (63 год).
63–66 годы – Последнее путешествие апостола Павла: Ближний Восток, Крит, Македония, южная Франция, Испания.
Во время этого путешествия написаны: Первое послание к Тимофею (65 год). Послание к Титу (65 год).
66–67 годы – вторые узы в Риме. Второе послание к Тимофею (67 год).
67 год – мученическая кончина апостола Павла в Риме.
45–49 годы – первое миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 13, 1–14, 28).
Сопровождает апостола Павла апостол от 70-ти Варнава и (часть путешествия) апостол Марк.
45 год – Антиохия Сирийская, Селевкия, остров Кипр, Саламин, Паф, Пергия.
46 год – Антиохия Писидийская, Икония.
47 год – Листра, Дервия.
48 год – обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская, область Памфилия.
49 год – Пергия, Атталия, Антиохия Сирийская.
События первого путешествия: Обращение к вере кипрского проконсула Сергия Павла в Пафе. Проповедь в синагоге в Антиохии Писидийской. Исцеление хромого в Листре, обожествление апостолов, а потом попытка побить их камнями.
49 год – участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме. Размолвка с апостолом Варнавой.
49–52 годы – второе миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 15, 36–18, 22).
Сопровождают апостола Павла апостол от 70-ти Сила и апостол Лука.
49 год – Антиохия Сирийская, Тарс, Дервия, Листра.
50 год – Икония, Антиохия Писидийская, Троада, Филиппы, Фессалоники, Верия, Афины.
50–52 годы – Коринф: Первое послание Фессалоникийцам (52 год). Второе послание к Фессалоникийцам (52 год).
52 год – Ефес, Кесария, Иерусалим.
События второго путешествия: Встреча в Листре с Тимофеем. Крещение в Филиппах Лидии и темничного стража, инцидент с прорицательницей и арест апостолов. Общение с Иасоном, возмущение иудеев в Фессалониках. Проповедь апостола Павла в Афинах в ареопаге, обращение ко Христу Дионисия и Дамари. Общение в Коринфес Акилой и Прискиллой, обращение ко Христу начальника синагоги Криспа, нападение на апостола Павла иудеев, суд проконсула Ахаии Галлиона.
52 год – возвращение в Антиохию Сирийскую.
53–58 годы – третье миссионерское путешествие апостола Павла (Деян. 18, 22-21, 14).
Сопровождает апостола Павла апостол Лука.
53 год – Антиохия Сирийская, Дервия, Листра, Икония, Антиохия Писидийская.
54–57 годы – Ефес: Послание к Галатам (55 год). Первое послание к Коринфянам (57 год).
57 год – Троада, Филиппы: Второе послание к Коринфянам (57 год).
58 год – Коринф: Послание к Римлянам (58 год). Обратный путь: Филиппы, Троада, Асс, Митилены, остров Самос, Трогиллия, Мелит, остров Кос, остров Родос, Патара, Тир, Птолемаида, Иерусалим.
События третьего путешествия: Встреча в Ефесе с крестившимися Иоанновым крещением, проповедь в училище Тиранна, бунт изготовителей серебрянных сувениров. Воскрешение в Троаде юноши упавшего с третьего этажа. Беседа апостола Павла с ефесским духовенством в Милите. Пророчество Агава в доме диакона Филиппа в Кесарии.
58 год – арест в Иерусалиме.
58–60 годы – узы в Кесарии.
60–61 годы – четвертое миссионерское путешествие апостола Павла. (Деян. 27, 1–28, 16).
Сопровождает апостола Павла апостол Лука.
60 год – Кесария, Сидон, остров Кипр, Миры Ликийские, Книд, остров Крит: Хорошие пристани и Финик, остров Мальта.
61 год – Сиракузы, Ригия, Путеол, Три гостиницы, Аппиева площадь, Рим.
События четвертого путешествия: Кораблекрушение у берегов Мальты, исцеление отца начальника острова Публия.
61–63 годы – первые узы в Риме: Послание к Ефесянам (63 год). Послание к Филиппийцам (63 год). Послание к Колоссянам (63 год). Послание к Филимону (63 год).
Сразу после освобождение из уз в Риме написано послание к Евреям (63 год).
63–66 годы – Последнее путешествие апостола Павла: Ближний Восток, Крит, Македония, южная Франция, Испания.
Во время этого путешествия написаны: Первое послание к Тимофею (65 год). Послание к Титу (65 год).
66–67 годы – вторые узы в Риме. Второе послание к Тимофею (67 год).
Деяния св. апостола Павла. Византийская миниатюра
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
- Первое миссионерское путешествие: проповедь на Кипре, в Пергии и Антиохии Писидийской
- Второе миссионерское путешествие: Малая Азия, Македония, проповедь в Афинах
- Третье миссионерское путешествие: чудеса, совершенные апостолом Павлом
- Узы Павла в Иерусалиме, Кесарии, кораблекрушение на пути в Рим, проповедь апостола Павла под домашним арестом в Риме
Лекция священника Андрея Рахновского
(продолжительность: 1:19:04)
Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 38:47)
Однако был и еще один, не попавший в число канонических апостолов, но один сделавший для христианской веры едва ли не больше всех остальных. Звали его Савл из Тарса.
Древний город Тарс — родина апостола Павла
До обращения Павел был гонителем христиан
Сведения из жизни апостола Павла нам предоставляют Деяния святых апостолов, а также его послания.
По происхождению Павел был евреем, причем из фарисейской семьи. Как все фарисеи, отвергал Христа и его учение и участвовал в гонениях на христиан.
Господь знал, что Павел будет одним из самых ревностных почитателей и распространителей веры Христовой. Для демонстрации силы Он ослепил Павла на пути в Дамаск.
В Дамаске благочестивый муж Анания исцелил Павла. Бывший гонитель христиан, узрев силу Господню, стал главным их сторонником.
Павел пошел с широкой проповедью к язычникам. Христианские общины стали открыты для всех народов. Он пошел туда, где:
После обращения в христианство Павел пошел проповедовать
После крещения Павел вернулся в Иерусалим. В храме он обратился к Господу с вопросом об искуплении вины перед Ним и Его последователями. Решение Господа было однозначным:
Так начались миссионерские путешествия апостола Павла.
Карта путешествий апостола Павла
Павел отправился проповедовать по воле Божьей
В первом путешествии Павел ограничился небольшой областью на юге Анатолии
Путешествие началось в Антиохии — столице Сирии.
1. В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
Спутником Павла в первом миссионерском путешествии был Варнава — апостол от 70
Павел и Варнава отправились на Кипр. На Кипре они изобличили лжепророка Вариисуса (Елиму) и, обратив на него силу Божью, ослепили его.
Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господня.
Обратив проконсула, Павел и Варнава переплыли на материк и начали проповедовать в городе Пергия. Проповеди пользовались большим успехом:
В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
В христианство обратилось подавляющее большинство язычников. Успехи Павла испугали местную иудейскую общину. Иудеи добились от властей изгнания апостолов. Павел с Варнавой ушли на север, в Иконию.
В Иконии ситуация повторилась: успехи в распространении нового учения и сопротивление иудейской общины, настроившей против христиан местную власть. Апостолам пришлось уйти в Листру.
В Листре чудеса, которые творили апостолы, привели к неожиданному эффекту. Павла и Варнаву объявили… Гермесом и Зевсом.
В Листре Павлу чуть было не достались лавры древнегреческого бога Гермеса — покровителя торговцев, путников и магов
Дальше повторилась уже знакомая ситуация: иудеи натравили на апостолов местное население. Павла закидали камнями и, избитого, вытащили за пределы города.
В обратный путь апостолы отправились по тому же маршруту. Посеянные семена уже дали всходы: Павел уже не проповедовал, но рукополагал священников и оставлял позади себя крепкие христианские общины.
Апостолы вернулись в Антиохию:
Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Первое миссионерское путешествие апостола Павла завершилось.
Во второе путешествие Павел отправился после Апостольского собора
Во втором путешествии Павел дошел до Греции
Успех обращения язычников в христианство поставил перед апостолами вопрос о соблюдении в христианской среде иудейских обрядов.
Новообращенные фарисеи считали, что раз христианство пошло из иудаизма, то христианам следует соблюдать иудейские правила и исполнять иудейские ритуалы.
Павел занял прямо противоположную позицию. Его поддержал Петр, а к Петру прислушались остальные апостолы.
Произошел окончательный разрыв иудаизма и христианства.
На Апостольском соборе в 51 г. христианство превратилось из иудейской секты в новую религию
Уладив догматические вопросы, Павел, взяв с собой апостола Силу, отправился во второе миссионерское путешествие.
Сила, апостол от 70, сподвижник Павла во втором путешествии
Павел и Сила, пройдя Сирию и Киликию пошли проповедовать в центральные и северо-западные области Анатолии: Фригию, Мисию и Троаду. Путешествие протекало отлично:
И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
В Троаде Павлу было видение:
…предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
Апостолы отправились в Македонию, в город Филиппы. Они обратили в христианство женщину, пользующуюся славой прорицательницы. Этим они разозлили местное население. Повторилась уже знакомая ситуация: апостолов избили и заключили под стражу.
Вышел конфуз: Павел и Сила были римскими гражданами. Их нельзя было просто так взять и бросить в темницу. Узнав об этом, городские власти пришли в ужас и поскорее выпроводили апостолов из города.
Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи только в 212 г. Высокий статус и широкие права римского гражданина ставили его выше местных властей, чем и пользовался Павел
Из Филипп апостолы отправились в Фессалоники, где смогли обратить в христианство множество местного населения. Местные иудеи попытались разжечь недовольство и натравить на апостолов власть, но на их защиту встал новообращенный грек Иасон. Апостолы с миром ушли из города и отправились в Афины.
В Афинах Павел схлестнулся в споре с эпикурейцами и стоиками прямо на греческом собрании — ареопаге. В спорах он держался так убедительно, что смог обратить в христианство многих греков.
Ученик Павла Дионисий Ареопагит стал первым епископом языческих Афин
Из Афин апостолы отправились в Коринф. И снова Павел вел убедительные речи о Христе, и многие перешли в новую веру. Местные иудеи попытались повторить ситуацию с Христом: схватив Павла, они потащили его на суд к проконсулу Галлиону.
В отличии от Понтия Пилата, вынужденного учитывать мнение иудеев в Палестине, Галлион в Греции слушать их не стал
Галлион не нашел в действиях Павла состава преступления и разогнал иудейское сборище.
Павел пробыл в Коринфе полтора года, живя в доме у своих учеников Акиллы и Прискиллы. Здесь он написал 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам.
Из Коринфа он отправился в Эфес, а из Эфеса вернулся в Иерусалим, закончив свое путешествие.
В третьем путешествии Павел активно пишет Послания
В третий раз Павел отправился на запад Анатолии
Во время второго путешествия неохваченной проповедью осталась Асия — римская провинция на западе Малой Азии. В столицу — город Эфес — и отправился Павел.
В Эфесе Павел прожил два года, творя чудеса и обращая людей в христианство. Здесь он написал послание к галатам и 1-е послание к коринфянам.
Жители Эфеса сжигали языческие книги, порывая с языческим прошлым
В Эфесе ремесленники, работающие на храм Артемиды Эфесской, с недовольством смотрели на рост числа христиан: у них не было богатых храмов с множеством утвари, поэтому ремесленники рисковали остаться без работы. Тогда они попытались изгнать Павла из города.
Созвали собрание, где победила языческая веротерпимость: поскольку христиане не наносили вреда ни жрецам, ни храмам, им разрешили остаться и проповедовать.
Из Эфеса Павел вновь отправился в Грецию. В Коринфе он написал Послание к Римлянам, а из Коринфа отправился в Иерусалим.
Путешествие в Рим оказалось последним для апостола
Павел отправился в Рим на суд римского императора
68 — год, когда был убит апостол Павел
В Иерусалиме иудеям удалось одержать над апостолом верх. Павла, как и Христа, осудил синедрион. Как римского гражданина его отправляют к прокуратору Иудеи, Марку Антонию Феликсу. Феликс, не желая ссориться с иудеями, заключает апостола под стражу.
Через два года новым прокуратором Иудеи становится Порций Фест. Томящийся в застенках Павел требует от нового прокуратора отправки в Рим на императорский суд. Фест удовлетворяет просьбу Павла. Из Кесарии Павел отправляется на корабле в Италию.
С большими трудностями, потерпев крушение у берегов Мальты, Павел добирается до Рима. Ожидая суда, он живет там два года, распространяя христианскую веру. Пишет Послания к Филлипийцам, Колоссянам и Евреям.
Иоанн Златоуст и Кирилл Иерусалимский упоминают, что во время нахождения Павла в Риме он уезжал для проповедей в Испанию.
Апостол Павел был убит во время гонений на христиан при императоре Нероне в 68 г.
С полным основанием и без ложной скромности он называл себя потрудившимся более прочих Апостолов. Ведь именно трудами этого человека обращены к Христу тысячи людей, а христианская церковь начала становиться Вселенской. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи
Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона в составе Деисусного чина поступила в музей в 1941 году из церкви Покрова села Гуменец Ростовского района. Туда иконы были перенесены в 1824 году из церкви Димитрия Солунского села Поникарово Ростовского уезда. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера Размеры иконы: высота 95 см, ширина 63 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № И-546. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 22. С. 100-102.
Полезные материалы
Гонитель Церкви
П о Закону любое из этих, по мнению иудеев, неслыханных оскорблений Бога, заслуживало смерти. Савл гнал христиан где и как только мог. Он был честен, ревностен, по-своему, но горячо любил Бога. И вера не была посрамлена.
И не только сказал об этом, но и сделал: с проповедью христианства языческому миру он обошел большую часть Римской империи. Павел сделал то, на что не решился бы правоверный иудей:
Так, горя Божественной ревностью и не надеясь на себя, совершал Павел свой долгий путь. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи.
Карта миссионерских путешествий
Карта путешествий ап. Павла
Первое: проповедь на Кипре, в Пергии и Антиохии Писидийской
Считается, что впервые Павел отправился с проповедью язычникам в 47 или 49 году по Р.Х . Начало его пути сопровождалось Божественным откровением, о котором сам Павел рассказывал позже в послание христианам Коринфа :
Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 2–4).
Первыми язычниками, услышавшими проповедь Савла и Варнавы, стали:
В жизни новых христианских общин было не все гладко, да и иерусалимские христиане из евреев не всегда понимали Павла. Именно поэтому первое путешествие Павла завершается Апостольским собором 49 г. в Иерусалиме. Здесь говорили о соблюдении Закона христианами из язычников. После собора за Павлом окончательно утвердилось звание проповедника христианского учения для язычников. Проповедь среди них стала делом его жизни.
Второе: Малая Азия, Македония, проповедь в Афинах
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 41 см. Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134.
Считается, что второе миссионерское путешествие Павла относится к 50-52 г. Сначала, по слову св. Луки, он и Варнава отправились к молодым христианским церквям Антиохии, Листры и других городов, чтобы узнать об их жизни и преподать наставления. Однако, при водительстве Духа Святого, именно в этом путешествии начинается проповедь христианства в Европе.
Начало проповеди в Европе приносит Церкви не только новых последователей, но и новых проповедников Слова Божия. Среди них:
- апостолы Тимофей, Аполлос, Ераст;
- Дионисий Ареопагит;
- сотрудники друзья Павла Акилла и Прискилла.
Третье и чудеса, совершенные апостолом Павлом
Иконография: Павел, апостол Датировки: XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь. Происхождение: из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 149 см, ширина 98 см. Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом. Инв. № 12752. © Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Около 54 гг. Павел совершает путешествие в Эфес, где им основана христианская община . Здесь он пробыл три года несмотря на то, что первая попытка проповеди закончилась возмущением приверженцев богини Артемиды Эфесской. Затем посетил основанные им церкви в Коринфе, Филиппах, Милете. В Коринфе им написано послание к Римским христианам.
Посетив церкви, Павел отправился в Иерусалим, несмотря на то, что многие христиане по внушению Духа говорили об узах и скорбях, ожидающих апостола там. В Эфесе известна прощальная беседа Павла с пресвитерами церкви – первое известное его наставление священнослужителям, записанное св. Лукой (Деян. 21).
Действительно, в Иерусалиме Павел был арестован по навету иудеев, и впоследствии препровожден в Рим на суд императора.
Но главное чудо его жизни – обращение ко Христу столь великого множества людей, что апостол с полным основанием и без ложной скромности называл себя потрудившимся более прочих апостолов (1 Кор. 15,1)
Свою проповедь Павел продолжал и в Риме, где прожил 2 года. Здесь им написаны послания церквям в Филиппах, Колоссах, Эфесе.
Считается, что и знаменитое Послание к Евреям, содержащее систематическое изложение учения Христа, также относится к римскому периоду жизни апостола.
Последнее путешествие
Церковное предание считает, что около 64 года Павел был освобожден и совершил свое последнее, четвертое путешествие. Именно во время него
- ученик святого Тит посвящен им в епископа Крита;
- еще один соратник, Тимофей, возглавил церковь Эфеса.
К обоим известны послания Павла. Около 66 г. Павел отправился в Испанию, где был арестован и отправлен на суд императора.
Апостолы Петр и Павел.
По различным преданиям, он был казнен в один день с ап. Петром. Его, как римского гражданина, не отправили на крест, но усекли мечом. Другие данные говорят о том, что между кончиной Петра и смертью Павла прошло несколько лет. Однако Церковь чтит их память в один день – 12 июля (н.ст).
Читайте также: