Зарубежная журналистика 20 века кратко

Обновлено: 03.07.2024

На рубеже 19-20 веков происходят изменения: бурное техническое развитие, развитие демократических режимов, растет спрос на информацию. СМИ – становятся частью экономической системы.

- Влияние рекламы на развитие периодики – ост индустриального производства, конкуренции на рынке, формируется массовый потребитель.

- Прогресс полиграфии – восокпроизводительные машины, увеличение тиражей (в том числе и ежедневных изданий).

- Появление массовых изданий – сенсационность, поверхностность, бесцеремонность, искажение фактов, развлекательность.

- Развитие и появление жанров: репортаж, интервью, расследования и разоблачения.

- Журналистика- сфера профессиональной деятельности (оформление профессии): отделы, штатные журналисты, репортеры, фотокорреспонденты и т.д.

- Возникновение школ журналистов – формирование журналисткого образования.

- Появление первых журналистских этических кодексов. Формирование профессиональной этики.

- Формирование профсоюзов, пресс-клубов, союзов, ассоциаций журналистов.

- Топологическое разделение прессы: таблойды, иллюстрированные журналы, специализированные издания, утренние/вечерние газеты, деление по профессиональному, конфессиональному, политическому, возрастному, гендерному принципам и т.д.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Начало XX в. характеризуется развитой системой СМИ в болышшстве промышленных стран. Уже произошло разделение газет на качественные и массовые издания. Технические достижения сделали прессу достаточно оперативной, она активно влияет на политическую жюнь стран, на их деловую активность, на экономику. Сформировалась развитая сеть изданий политических партий и профсоюзов, религиозных организаций. Часть шданий выходила нелегально. Периодическая печать стандартизировалась и специализировалась. Многочисленные информационные агентства, крупные годательские и типографские комплексы позволили поставить проговодство газет на поток, образование крупных издательских групп, широкое распространение рекламы в средствах массовой информации удешевили газеты и журналы, сделали их доступными практически всем слоям населения. В болышшстве стран было принято законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Большая часть гаэет и журвалов были частными, но ряд из них являлись официальными рупорами пра-вительственных кругов, имели проправительственную ориентацию. Характерной чертой буржуазной демократической журналистики этого времени было наличие оппозиционных газет.

Газеты и журналы с первых дней своего существования выполняли идеологические функции - выражапи и оценивали существующие общественные отношения, отстаивали определенные пути общественного развития. Это справедливо и по отношению к буржуазным СМИ. Монополизация производства, создание крупных промышленных монополий вызвали процесс концентрации прессы в руках монополистических дельцов, которые через СМИ влияли на политику и экономику, на сознание людей, на общественное мнение, пропагандировали свои ценности. Жесткая конкуренция заставляла журналистов и издателей искать наиболее действенные формы и способы достижения этих целей.

Родшгась так называемые бульварные газеты, расвчятанцМе на обывателей, на недостаточно образованных людей, а порой и почти ййграмотных. Сенсации, криминальные иовости, материалы "человеческого интереса", комиксы - все эти жанры привлекали массового читателя, заставляли его покупать и читать газеты. Средства массовой шформации в период развития и становления монополистического капитализма превращаются в своеобразные предприятия по производству специфической продукции, и она пере-страиваются на работу, на новый экономический лад. В США, например, первые моно-полистические газетные объединения - так называемые цепи - появились в начале XX в. Их появление связано с именами Херста и Скриппса-Говарда. Эти издатели стремились установить контроль над возможно большим числом газет, а также захватить производство бумаги. Комиссия по вопросам свободы печати в своем докладе Конгрессу США в 1947 г. отмечала постоянное уменыпение количества газет с 1909 г., несмотря на рост населения. Более половины принадлежала крупным концернам. Во второй половше XX в. этот процесс углубился. В большинстве стран развернулась так называемая "комплексная" монополюация СМИ, вопреки антитрестовскому законодательству, когда крупные газетные концерны становятся владельцами радио- и телестанций. "Перекрестная собствешюсть" стала обычным явлением сегодняшнего дня. Более того, процесс концентрации СМИ, взаи-мопроникновения капиталов, перекрестное владение информационными компаниями ста-новятся явлениями международными. Сегодня это доминирующая тенденция, родившаяся на рубеже веков. Приватизация государственных СМИ приводит к необходимости более четкого регулирования их деятельности. Вопросы государственного регулирования, особенно в области радио и ТВ, в европейских странах решены в пользу государства, которое имеет надежные юридические и финансовые рычаги влияния на СМИ.

Несмотря на это, важнейшим принципом западной журналистики XX в. является принцнп свободы печати, право журналистов вмешиваться в дела государства, быть "четвертой властью". Можно считать, что XX в. стал временем постоянной успешной борьбы прессы запада за расширение своей свободы, за право быть важной политической силой. Прогресс в этой области с начала XX в. до сегодняшних дней весьма значителен.

Появление электронных средств массовой информации - радио, телевидения, компьютерных сетей - породипо так называемый информащюнный взрыв, дало обществу некое новое информационное состояние, фактически до отказа заполнив информационный рынок и удовлетворив имеющийся спрос на информацию. Эти оперативные и с шформационной стороны очень многогранные СМИ теснят сегодня традиционные периодические издания как в отношении иривлечения аудитории, так и в получении доходов от рекламы. Поэтому сегодняшний процесс срастания газетно-юдательских концернов с радио- и телевещанием экономически обоснован.

На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса — прогрессивизм, направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю прогрессивного десятилетия определяют также как историю макрекерства разгребательства грязи.

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации.

Глобализация в информационной сфере проявляется в укрупнении СМИ газет, радио, телевидения, завоевании отдельными медиа-компаниями и корпорациями значительной части рынка. Следует также указать и на кардинальные изменения, которые происходят в самом информационном пространстве. Это выражается в возможности мгновенного донесения информации до значительной части аудитории, независимо от места положения. Данное явление обусловлено совершенствованием технических средств распространения информации.

Процессы укрупнения медиа-бизнеса в мировом масштабе на сегодняшний день зашли настолько далеко, что информационные корпорации уже не только копируют формы ведения бизнеса многих других компаний, деятельность которых напрямую не связана с журналистикой, но и оказывают влияние на их экономическое развитие. Это влияние осуществляется путем реализации особых возможностей, присущих СМИ — реклама, формирование общественного мнения, — а порой и непосредственно с использованием экономических, финансовых ресурсов. Следует учитывать, что процессы укрупнения и глобализации протекали постепенно, поэтапно.

Скажем, в XIX в., в годы бурного развития промышленности, шло формирование системы средств массовой информации на уровне отдельных государств. Но уже в то время можно было выделить страны, которые в большей степени, чем остальные, могли претендовать на мировое лидерство в информационной сфере. Во многом это было связано с тем, что к концу ХIХ столетия значительная часть мира была колонизирована государствами Европы и Соединенными Штатами Америки. Естественно, что периодические издания метрополий распространялись на территориях подчиненных государств. Изобретение и начало использования телеграфа середина XIX в. оказало существенное влияние на интенсивность обмена информацией между странами, оживились межгосударственные информационные потоки. Приблизительно в те же годы были созданы крупные информационные агентства: французское Гавас, немецкое Вульф, британское Рейтер. Несмотря на то, что изначально эти агентства были ориентированы на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, со временем они начали участвовать в обмене новостей с другими странами и друг с другом. В 50-е годы ХIХ в. между Гавас, Вульф и Рейтер было даже заключено картельное соглашение Ring Combination, согласно которому мировой информационный рынок был поделен на сферы влияния между ними. Таким образом, уже более 100 лет тому назад в мировой журналистике наметились тенденции глобализации.

С началом XX столетия связано активное развитие киноиндустрии и радиовещания. Кино и радио стали мощным инструментом распространения информации и воздействия на аудиторию. Признанным лидером в производстве и прокате кино того времени, безусловно, были Соединенные Штаты Америки. Продукция Голливуда быстро завоевала мировые рынки, и уже к 1914 г. около 85 процентов зрителей по всему миру смотрели американские фильмы, а в 1925 г. продукция голливудской фабрики грез собирала более 90 процентов дохода от всего кинопроката Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины. Радиовещание подкупало своей демократичностью — простотой распространения сигнала, возможностью прослушивания радиопередач одновременно большой аудиторией. После того, как появилась возможность вести вещание на коротких волнах и распространять сигнал на большие расстояния, радиовещательные службы разных стран начали активно транслировать передачи за рубеж на иностранных языках, стремясь привлечь внимание большого числа слушателей. К началу 40-х годов уже около 30 стран во всем мире имели радиостанции, которые вели вещание на зарубежные государства.

В мире сформировалось 10 вертикально интегрированных медиа-конгломератов. Шесть из них занимались непосредственно выпуском медиа-продукции и ее распространением по всему миру. К таким компаниям относятся Ньюс Корпорейшн News Corporation, Тайм Уорнер Time Warner, Дисней Disney, Бертельсманн Bertelsmann, Виаком Viacom и Ти-Си-Ай TCI. Еще четыре корпорации — ПолиГрам PolyGram, владелец -Philips, Эн-Би-Си NBC, владелец -General Electric, Юниверсал Universal, владелец — Seagram и Сони Sony — помимо медиа-бизнеса, связаны и с другими отраслями производства, например, с электроникой. Все выше названные корпорации входили в число 500 ведущих мировых компаний по уровню доходов 10-25 млрд. долларов в год.

C течением времени они поглощают все новые и новые газеты, журналы, телевизионные и радиокомпании, постоянно расширяя свое влияние. Вполне естественно, что ряд СМИ менее экономически развитых государств постепенно переходят под контроль компаний, владельцами которых являются представители держав с мощной экономикой.

Последствия глобализации проявляются не только в трансформации отношений СМИ с другими институтами общества и государства, но и в изменениях, характерных для структуры и функционирования самих средств массовой информации. Происходит унификация ряда признаков и функций масс-медиа.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Важнейшие тенденции в развитии зарубежной журналистики к. XIX — нач. XX века.

развивающихся в мире . Это происходит в силу следующих факторов:

 Политическая воля и социальная заинтересованность в активизации прессы и

Они выполняют не только информационную и развлекательную func , но и политическую ,

являясь средством сплочения арабов. Арабские страны входят в Лигу арабских государств,

основанную в 1945г. с целью защиты суверенитета е е членов.

Используются СМИ в качестве действенного инструмента формирования общественного мнения

и влияния на идеологическую обстановку в стране. Руководство арабских государств достаточно

эффективно решает задачи по сохранению идейно-политических основ своей власти,

поддерживают атмосферу лояльности и общественного согласия.

В информационно-пропагандистской рабо те правящий режим арабских государств использует 2

1. Официальная пресса , а также различные правительственные или близкие к ним

Зависимость некоторых арабских стран о т США, Англии и Франции наносит отпечаток и на

Особое место занимает женская пресса. Здесь она стала развиваться значительно позже, чем в

европейских странах. Первое женское издание на арабском языке появилось на рубеже 19-20

вв. в Египте и Ливане. В настоящее время в странах Лиги Арабских Г осударств издается около 150

Государственная власть многих арабских стран н е проявляет должных усилий для уст ранения

сохранившегося социального и бытового неравенства между мужчинами и женщинами.

Если на начальных этапах своего развития жен ская пресса способствовала развитию женского

движения, укреплению общественного положения арабских женщин, то в последние годы

Т.о. специфика послевоенной арабской прессы обусловлена рядом факторов:

время издается свыше 300 различных периоди ческих изданий. В конституции декларируется

абсолютная свобода слова . Но фактически власти осуществляют контроль за деятельностью

крупнейшим периодическим изданием в арабском мире (тираж 600 тыс.экз ). Это наиболее

наиболее популярный литературный и общественно-политический журнал. В традициях

(левая). Выступает за самостоятельный внешнеполитический курс стран.

издательская деятельность стала распределяться на весь арабский регион.

В Мали все СМИ находятся под контролем государства и правящей партии. Публикация рекламы

не способствует развитию и укреплению, т.к. все доходы от нее поступают в гос.казну. Пресса

Главной func СМИ Саудовской Аравии является пропаганда идей незыблемости существующего

случая, исламской солидарности, верности корана и ислама. В отличие от других арабских стран,

печать Саудовской Аравии практически не играет роли в формировании общественного мнения

и не заостряет внимания на острых социально-политических проблемах. Такое положение

 характером существующей политической Si (запрещены любые политические партии)

 однообразное содержание материалов на местные темы

Большинство газет и журналов издается частными издательствами по лицензии правительства.

Система арабских телевизионных каналов: направление и проблематика

Телевидение пришлось преодолеть значительное сопротивление исламских фундаменталистов ,

чтобы начать развиваться. Только когда по радио , а затем по телевидению стали передавать

религиозную службу из мечети (прямая трансляция) религиозные деятели дали согласие на его

Немецкий специалист по СМИ Кай Кафец отмечал, что в арабских государствах практически

отсутствуют представители политических партий и влиятельные персоны гражданского

общества, и телевидение не может взять их роль на себя. По мнению Набиль-аль-Катиба

(исполнительный директор канала Аль-Арабиа) независимость арабских телеканалов достаточно

ограничена. Они либо принадлежат государству, либо финансируются частными капи талами из

Современные многочисленные арабские спутниковые компании рекомендуют зрителям

Составители программ для арабских телеканалов руко водствуются иными признаками, нежели

европейцы. Так, священный мусульманский праздник Рамадан – это время ежегодного бума для

арабского телевидения. Более 100 драм и комедий производ ится специально для этого

праздника. В создании таких программ всегда д оминировал Египет, конкуренцию ему теперь

Роль портала SITE InsOtute в освещении террористических атак.

Сеть Internet активно используется различными экстремистскими и террористическими

организациями для пропаганды разных форм нетерпимости .

Развитие новых информационных технологий о ткрыло для терроризма новые возможности,

обусловило появление т.н. кибертерроризма. Сегодня в интернете функционирует большое

количество информационных ресурсов, способствующи х развитию ксенофобии и экстремизма .

Сотрудники Института Ближнего Востока (Костихин) предлагает разделить их на 4 группы:

1. Сайты, непосредственно распространяющие идеи экстремизма. В частности через такие

ресурсы террористические организации практиче ски беспрепятственно осуществляют

2. Ресурсы, осуществляющие информационную и финансовую поддержку представителей

террористических организаций. Эти сай ты призывают к совершению терактов,

пропагандируют религиозную нетерпимость и межнациональную рознь.

3. Интернет ресурсы антисемитского характера. Направлены на разжигание вражды на

4. Информационные ресурсы справочного характера, косвенно призывающие к

Данные Агентства Экономической Безопасности позволяют составить список террорис тических

организаций, наиболее активно использующих ре сурсы интернета:

По данным исследования Института мира США исламские сайты нацелены на 3 типа аудитории:

Т.о. основными целями использования террористами сети Интернет является:

1. Обеспечение доступа к СМИ и пропаганда террористической деятельности

2. Обеспечение коммуникативной func, организационной, финансовой и учебно-

Основная причина успешного использования террористическими организациями сети Интернет

заключается в сложности обнаружения и ликвидации сетевых центров .

SITE InsOtute это некоммерческий ресурс , получающий информацию непосредственно и з

Этот ресурс руководствуется принципом «Каждый должен понять своего врага, чтобы победить

Публикуются статьи об истории, идеологии, тактике, методах исламских террористов .

Сотрудники института часто дают интервью с экспертами и предоставляют информацию о

терроризме популярным СМИ. На портале сай та есть лента новостей , аналитические ст атьи ,

комментарии экспертов, интервью с влиятельными людьми, ссылки на официальные сайты

различных террористических организаций. Здесь имеется информация о каждой

террористической группе , включающая в себя общие сведения, биографии лидеров, их интервью,

подборку публикаций об экстремистской деятельности.

Уже в 20 веке, после обретения Финляндией независимости, пресса была весьма

политизирована . Очень много публикаций посвящались внешнеполитическому курсу и

К сер 30-х гг. в стране издавалось свыше 130 газет . Однако, положение прогрессивной

демократической печати было тяжелым, т.к. в стране нарастают профашистские и антисоветские

тенденции , толкнувшие Финляндию к союзу с Германией во 2 мировой.

Ядро государственной информационной Si – ГИЦ , который занимался распространением

информации в интересах полити ки и наблюдениями за настроением народа.

Во время зимней войны ГИЦ органи зовывал информационные мероприятия для журналистов ,

стараясь заранее повлиять на содержание газетных мат ериалов. Кроме того, через

Информационное Агентство Финлянди и он передавал инструкции о том что следует или не

Цензурой руководило созданное в Хельсинки Бюро цензуры . Он о отвечало за предварительный

просмотр газет. Страна была разделена на 4 района со своим правлением военной цензуры ,

которой подчинялось бюро контроля за прессой, расположенное в нас еленных пунктах.

В апреле 1940 бюро цензуры запретило критику правительства и официальных властей,

усилился контроль за внешнеполитическими материалами. Просуществовала цензура до осени

Главным центром издания финской прессы является столица , где выходит почти половина всех

газет . Важнейшими изменениями в статусе печати стали появление и усиление сектора

независимой или неприсоединенной прессы . Многие партийные органы или бли зкие к партиям

газеты отказываются от четкой партийной ориен тации.

Современная пресса Финляндии активно использует шведский и русский языки. Современное

состояние прессы устойчиво. Начиная с 70-х гг. около 90 газет, тиражом 2.2 млн. экз . В это число

не входят местные газеты , которых насчитывается более 120; издавалось около 1 00 ежедневных

На сегодняшний день в структуре финской печ ати утратили свои позиции многие партийные

органы . Началось развитие местной прессы , упрочили свои п озиции религиозные и финансово-

экономические издания. Церковь Финляндии традиционно является государственным

институтом и имеет полное право влиять на формирование общес твенного мнения.

Показательно, что наиболее значительной религи озной газетой не только Финляндии, но и всей

Развитие деловой прессы в стране следует общемировой тенденции постоянного роста . В стране

в сер 80х гг. начался процесс сосредоточения малотиражных газет собственность региональных

изданий и образования цепочек. На долю 4 ведущих газетных предприятий страны приходится

Так в руках концерна Санома сосредоточено 20%. Наиболее общей чертой можно назвать

развитие региональных газетных цепей которые представляют собой тип горизонтальной

концентрации , при которой компания последовательно приобретая местные газет в соседних

регионах расширяется географически. В число экспансионистских цепей входит концерн

Санома . Более 4 тыс.экз . относится к изданиям, имеющим общенациональное распределение.

На региональном уровне тоже возникают свои цепочки . Одним из ярких проявлений можно

Что касается радио и телевидения , то Финляндия, также как и Германия имеет дуальную Si .

Читайте также: