Русские философы о россии и характере русского народа кратко

Обновлено: 01.06.2024

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная. Уже давно русский национальный характер, его необычность и непонятность, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России.

Современные исследователи все чаще обращают внимание на роль национального характера, который в значительной мере определяет траектории развития общества в целом. Проблема национального характера достаточно сложна, и в ее изучении необходим комплексный подход историков, политологов, философов, социологов, этнографов, психологов, искусствоведов.

Изучением национального характера народа по его сказкам и былинам занимался Б.П. Вышеславцев, основными чертами русского национального характера занимался Н.О. Лосский, роль национального характера в судьбах России выяснял Н.А. Бердяев.

Объект анализа - русская философия.

Предмет исследования - русский национальный характер.

Цель моей работы - выразить знания о русском национальном характере в русской философии.

1. Изучить национальный характера народа по его сказкам и былинам

(по трудам Б.П. Вышеславцева);

2. Выявить основные черты русского национального характера (по

трудам Н.О. Лосского);

3. Рассмотреть роль национального характера в судьбах России (по

трудам Н.А. Бердяева).

ГЛАВА 1. Изучение национального характера народа по его сказкам и былинам (по трудам Б.П. Вышеславцева)

Вышеславцевым в 1923 году на конференции в Риме, автор пишет, что мы интересны, но непонятны для Запада и, может быть, поэтому особенно интересны, что непонятны. Мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера.

Характер народа, считает Вышеславцев, его основные черты заложены на бессознательном уровне, в области подсознания. В особенности это применимо к русскому народу. Область подсознательного в душе русского человека занимает исключительное место.

Как же проникнуть в бессознательное нашего духа? Фрейд, пишет Вышеславцев, думает, что оно раскрывается во снах. Чтобы понять душу народа, надо, следовательно, проникнуть в его сны. Но сны народа – это его эпос, его сказки, его поэзия…

Далее приводя примеры русских сказок и анализируя их Вышеславцев определяет наиболее свойственные черты, страхи и мечты русского народа.

Вышеславцевым справедливо отмечен тот факт, что сказки беспощадны: они разоблачают все, что живет в подсознательной душе народа, и притом в душе собирательной, охватывающей и худших его сынов. Сказка раскрывает все, что тщательно скрыто в жизни, в ее официально благочестии и в ее официальной идеологии.

Итак, один из мотивов, приведший к кризису доверия власти и в конечном итоге – к революции, заключался в том, что дворянство и верхушка забыли позвать на свой блистательный пир простой народ, оставив его жить в нищете и бесправии. [2]

Безусловно, в этой былине ясно виден весь русский характер: несправедливость была, но реакция на нее совершенно неожиданна и стихийна. Это не революция западно-европейская, с ее добыванием прав и борьбою за новый строй жизни, это стихийный нигилизм, мгновенно уничтожающий все, чему народная душа поклонялась, и сознающий притом свое преступление. Это не есть восстановление нарушенной справедливости в мире, это есть неприятие мира, в котором такая несправедливость существует.

Такова мудрость эпоса – подсознательная душа народа высказывает в нем то, чего она втайне желает или чего боится. В этих подсознательных силах заключено все прошлое и будущее. [1]

ГЛАВА 2. Основные черты русского национального характера

(по трудам Н.О. Лосского).

Способность русского народа к высшим формам опыта. Высокое развитие нравственного опыта Лосский видит в том, что все слои русского народа проявляют особый интерес к различению добра и зла и чутко различают примеси зла к добру.

Такая черта русского национального характера, как искание смысла жизни и основ бытия , превосходно изображено в русской литературе, в частности, в произведениях Толстова, Достоевского и др.

Чувство и воля. К числу первичных основных свойств русского народа, как считает Лосский, принадлежит могучая сила воли. Страсть есть сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленных на любимую или ненавидимую ценность. Естественно, чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей.

Отсюда понятна страстность русских людей , проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности. В доказательство своей правоты Лосский приводит такой пример массового проявления русской страстности фанатической нетерпимости как история старообрядничества. Потрясающим проявлением религиозных страстей было самосожжение многих тысяч старообрядцев.

Русское революционное движение также, по мнению Лосского, изобилует примерами политической страстности и могучей силы воли. Несгибаемая воля и крайний фанатизм Ленина вместе с руководимыми им большевиками, создавшими тоталитарное государство в такой чрезмерной форме, какой не было, и даст Бог, не будет больше на земле. [3]

Однако сила воли русского народа, как пишет Лосский, обнаруживается еще и в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество. Недостатков много у русского народа, но сила его воли в борьбе с ними способна преодолевать их.

Свободолюбие . К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, Лосский относит и любовь к свободе и высшее выражение ее – свободу духа… Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже на опыте… Вследствие свободного искания правды русским людям трудно столковаться друг с другом…Поэтому в общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства.

Доброта. Говорят иногда, что у русского народа – женственная природа. Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.

Однако, как справедливо отмечает Лосский, у положительных качеств нередко бывают и отрицательные стороны. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира и добрых отношений с людьми во что бы то ни стало.

Жестокость. Доброта есть преобладающая черта русского народа. Но в то же время, Лосский не отрицает, что есть в русской жизни также немало проявлений жестокости. Существуют много видов жестокости и некоторые из них могут встречаться, как это не парадоксально, даже в поведении людей, вовсе не злых по своей природе. Многие отрицательные стороны поведения крестьян Лосский объясняет чрезвычайной нищетой их, множеством обид и притеснений, переживаемых ими и ведущих их к крайнему озлоблению. Особенно возмутительным он считал деспотизм главы семьи нередко выражался в поступках, близких к жестокости. [3]

Однако сила русского народа, как уже было сказано выше, выражается в том, что заметив в себе какой-либо недостаток и осудив его, русское общество начинает решительную борьбу против него и достигает успеха. По глубокому убеждению Лосского, именно благодаря этому качеству строй семейной жизни в русском обществе освободился от деспотизма и приобрел характер своего рода демократической республики. [5]

ГЛАВА 3. Роль национального характера в судьбах России

(по трудам Н.А. Бердяева)

Русский национальный характер занимал особое место в трудах Бердяева. Бердяев видел существенную особенность русского национального характера в его противоречивости.

В своих работах Бердяев перечисляет следующие факторы, оказавшие, по его мнению, влияние на формирование русского национального характера.

Важное значение Бердяев придавал коллективно-родовому началу в развитии национального характера и в судьбе России. По мысли Бердяева,

Вместе с тем Бердяев далек от мысли, что с женственным началом связаны недостатки русского национального характера. Благодаря женственной душе у русского народа есть такие прекрасные национальные качества, как душевность, милосердие, способность отречься от благ во имя светлой веры.

Путь мирового развития Бердяев видел во взаимной встрече Востока и Запада, во взаимообогащении культур, в сближении всех наций. По его мнению, не только Запад влияет на Россию, но и духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада. Кроме того, Бердяев полагал, что последует другая эпоха, связанная с духовным преображением, где Россия будет занимать главенствующую роль. Однако для этого она сама должна преобразится, воскресить в себе угасшие зачатки духовности.

Как патриот и ученый, Бердяев искренне верил в благородную миссию

В завершении данной работы, следует сказать, что русский национальный характер, как показал анализ трудов русских философов, безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XXI веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей.

Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки. Русские философы, с трудами которых мы познакомились, в своих работах прибегают к разным методам изучения данной темы: одни определяют основные черты русского национального характера, анализируя сказки народа, которые, как уже было сказано выше, не выбирают самого красивого и благородного и всегда правдивы; другие анализируют историю народа, ее отдельные факты, события и поведение русского народа в той или иной ситуации, но все они склоняются к выводу, что русский народ – особенный, народ, отмеченный Богом и выполняющий возложенную на него миссию.

В данной работе использовались методы качественной и количественной обработки данных, сравнительно - сопоставительный анализ, метод выборки.

1. Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер [ Текст] / Вышеславцев Б.П. Русский мир. М.-Спб., 2003, с. 623.

2. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма [ Текст] / Бердяев Н.А. .- М.: Высшая школа, 1997. — с. 363.

3. Лосский, Н.О. Характер русского народа.// Вопросы философии. 1996. №4

5. Русская доктрина ("Сергиевский проект"). Под общей ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. – М., 2005. – 363 с.

6. Сикорский Б.Ф., Н.О. Бердяев О роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал. 1993. № 9 - 10.

Высказывание путина

Россия — страна большая и загадочная. Древнейшая история страны, грандиозные победы в страшнейших войнах действительно дают повод думать о том, насколько сильными и преданными своей стране были наши предки. Тут мы собрали около 500 красивых фраз и изречений о России и жизни в этой великой стране, сказанных различными великими людьми, политиками и писателями.

520 цитат и высказываний политиков и писателей про Россию

Видео: цитаты писателей о русском народе

В этом ролике мы покажем подборку цитат великих русских и зарубежных писателей о России:

alt

Н. А. Бердяев и Н. О. Лосский.

Оба мыслителя, будучи религиозной ориентации, на первое место ставили религиозность русского человека, которую считали внутренне ему присущей и из которой закономерно вытекали все частные нравственные свойства русской души, прежде всего перманентное - постоянное и непрерывное - искание абсолютного добра.

Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) в качестве общих основных признаков русского характера отмечал его противоречивость (двойственность, антиномичность) и ярко выраженную аполитичность, негосударственность русского народа. Именно первый из этих признаков обусловливает сложность понимания особенностей русской души и именно в понимании этой противоречивости находится разгадка загадки русской души.

Важнейшее свойство характера русского народа - терпимость к инородцам, что Бердяев отмечает следующими словами: «Россия - самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства.

Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство.

Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации.

Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других.

В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам.

Русский народ плохо поддаётся политической организации.

И в то же время: «Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива, так погружена в материю, так покорно мирится со своей жизнью.

К числу первичных основных свойств русского народа, как считает Лосский, принадлежит могучая сила воли, производной которой является страсть как сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленная на любимую или ненавидимую ценность. Естественно, чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и ещё большая страстность в жизни религиозной. Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности. В качестве примера, подтверждающего наличие у русских людей последнего свойства, профессор напоминает факт самосожжения многих тысяч старообрядцев во времена реформаций патриарха Никона, наиболее известным среди которых был протопоп Аввакум.

К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, Лосский относит любовь к свободе и высшее выражение её - свободу духа. А тот, кто обладает свободой духа, склонен проявлять сомнение во всякой истине и подвергать испытанию всякую ценность, причём, не только мыслью, но даже и на опыте. Вследствие свободного искания правды русским людям бывает трудно столковаться друг с другом. Поэтому в общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства. Одна из причин, по убеждению Лосского, почему в России выработалась абсолютная монархия, иногда граничащая с деспотизмом, заключается в том, что трудно управлять народом с анархическими наклонностями, ибо такой народ предъявляет чрезмерные требования к государству [там же].

Наряду с добротой, у русского человека имеет место немало проявлений и прямо противоположного свойства - жестокости. При этом Лосский отмечает, что существует много видов жестокости и некоторые из них могут встречаться, как это ни парадоксально, даже в поведении людей, вовсе не злых по своей природе.

Многие отрицательные стороны поведения крестьян Лосский объясняет чрезвычайной нищетой их, множеством обид и притеснений, переживаемых ими и ведущих их к крайнему озлоблению. Особенно возмутительным он считал тот факт, что в крестьянском быту мужья иногда жестоко избивали своих жён, чаще всего в пьяном виде.

Далее следует вывод о том, что в этой былине ясно виден весь русский характер: несправедливость была, но реакция на неё совершенно неожиданна и стихийна. Это не революция западно-европейская, с её добыванием прав и борьбою за новый строй жизни; это стихийный нигилизм, мгновенно уничтожающий всё, чему народная душа поклонялась, и сознающий притом своё преступление. Это не есть восстановление нарушенной справедливости в мире, это есть неприятие мира, в котором такая несправедливость существует. Вот этого пророческого предупреждения, совершенно ясно высказанного в русском былинном эпосе, не поняла русская монархия, чем и обрекла себя на неминуемый крах.

О характере русского народа хорошо сказал ещё один великий русский философ-государствовед Иван Александрович Ильин (1883-1954): «Родина не есть то место на земле, где я родился, произошёл на свет от отца и матери, или где я "привык жить"; но то духовное место, где я родился духом и откуда я исхожу в моём жизненном творчестве. И если я считаю моей родиной - Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух - мой дух; его судьба - моя судьба; его страдания - мое горе; его расцвет - моя радость.

С этим багажом - набором классических, искони присущих русским людям положительных и отрицательных свойств характера души, мы встретили XX век. Именно наличие данных свойств обусловило происхождение тех событий и дел, которые сопутствовали русскому народу и которые делал русский народ на протяжении последующего столетия. Они определили дальнейшую нашу судьбу вплоть до сегодняшних дней, толкнув нас и в страшный социальный эксперимент - строительство уродливого социалистического общества, и выведя на самые отчаянные высоты человеческой мысли и дела - именно мы, русские, первыми из землян вышли в Космос, реализовав свою же, исконно русскую, идею освоения Вселенной (во втором случае мы стали поистине гагаринцами во всём - и в теории, и в практике, пройдя путь от абстрактной мечты Николая Федоровича Фёдорова-Гагарина, зародившейся в середине XIX столетия, до реального полёта в космос первого землянина - Юрия Алексеевича Гагарина, через столетие после этого, 12-го апреля 1961 года). Для того чтобы идти дальше, необходимо рассмотреть факторы формирования характера русского человека и что с ним сделала советская действительность.

В этой статье собраны знаменитые цитаты выдающихся россиян и иностранцев о России и её народе.

Содержание

Высказывания россиян



Александр III Миротворец

Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (1845—1894).

Николай Бердяев

Великий русский философ (1874—1948).



Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться… Н. В. Гоголь.

Николай Гоголь

Великий русский писатель и драматург (1809—1852).


Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. Нет, это ещё не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком ещё отдалённое её предвестие.[6]

Фёдор Достоевский

Великий русский писатель (1821—1881).



Екатерина II Великая

Императрица Всероссийская (1729—1796).



Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа. М. В. Ломоносов.

Николай Краббе

Морской министр Российской Империи, адмирал (1814—1876).

Михаил Ломоносов

Всемирно известный учёный-энциклопедист, ректор Академического университета, академик Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (1711—1765).

Фёдор Тютчев

Великий русский поэт и дипломат (1803—1873).

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

Николай Карамзин

Историограф, писатель (1766—1826).

Пётр I Великий

Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский (1672—1725).



Владимир Путин

Президент России (родился в 1952).

Александр Пушкин



Великий русский поэт (1799—1837).

Дмитрий Менделеев



Наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, да в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия.
Д. И. Менделеев

Великий химик, учёный-энциклопедист (1834—1907).

Николай I

Император Всероссийский (1796 — 1855).

Константин Симонов

Писатель, журналист, поэт (1915—1979).

Лев Гумилёв

Историк-этнолог, археолог, востоковед (1912—1992).

Пётр Столыпин

Государственный деятель (1862—1911).





Александр Суворов

Великий русский полководец (1730—1800).

Константин Рокоссовский

Советский и польский военачальник (1896—1968).

Иван Тургенев

Писатель (1818—1883).



Фёдор Ушаков

Адмирал, возможно самый выдающийся флотоводец всех времён и народов, святой (1744—1817).

Иоанн Кронштадтский

Настоятель Андреевского собора в Кронштадте, митрофорный протоиерей; святой, известный своим пророческим даром (1829—1908).

Пётр Чаадаев



Не всякий народ способен устроить из себя государство. Для этого нужно высшее политическое сознание и государственная воля, которая находится не у всякого.
Б. Н. Чичерин

Русский философ, публицист (1794—1856).

Борис Чичерин

Русский правовед, философ, историк (1828—1904).

Николай Зиновьев

Российский поэт (род. 1960).

И от счастья воет воем,
Что мы встали на колени.
А мы встали на колени —

Сергей Довлатов

Писатель (1941—1990).

Ярослав I Мудрый

Святой благоверный Великий князь (978—1054).

Иван Ильин

Философ (1883—1954).

Иоанн III Великий

Великий князь (1440—1505).

Иван Киреевский

Религиозный философ (1806—1856).

Василий Шукшин

Писатель, режиссёр, актёр (1929—1974).

Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.

Георгий Свиридов

Композитор, общественный деятель (1915—1998).

Достоевский гениально обобщил подобные взгляды (свойственные и русским) и вывел их носителя в художественном образе одного из своих литературных героев. Это — Смердяков. [80]

Алексей Константинович Толстой

Драматург, писатель, поэт (1817—1875).

Высказывания иностранцев

Отто фон Бисмарк

Рейхсканцлер Германской империи, ранее министр-президент Пруссии и канцлер Северогерманского союза, сыгравший ключевую роль в объединении Германии (1815—1898).

Карл фон Клаузевиц

Генерал-майор прусской армии, всемирно известный военный теоретик (1780—1831).



Фридрих Ницше

Всемирно известный европейский [3] мыслитель (1844—1900).

Если эта воля налицо, то возникает что-нибудь в роде римской империи, или вроде России – единственная страна, у которой в настоящее время есть будущность…[86]

Пауль Флеминг

Великий немецкий поэт эпохи барокко (1609—1640).



Не зная этот край, бранит его иной,
Но ты воспользуйся годов своих расцветом,
Сам правду всю узнай, не верь чужим изветам!
Надейся, что твоим представится глазам,
Как даже в варварстве не все противно нам,
Не все по-варварски. — Довольно, я решился,
И не могу жалеть, что здесь я очутился…
Бельт был к нам милосерд, Двина несла нас плавно,
Нева нам друг была, а ветер гнал нас славно,
Где он нам нужен был. До Волги я дошёл
И отдых сладостный на берегу нашёл.
Но не могу смолчать. Таких людей я встретил
Здесь на своём пути, что их хвалой б отметил
Бесспорно всякий…
Так, значит, здесь сошла ты в наше поколенье,
Святая простота, святое украшенье,
Ушедшее от нас? Так, значит, вот страна,

Вальтер Шубарт

Известный немецкий культуролог (1897—1942).

Жозе Мануэл Баррозу

Председатель Еврокомиссии.

Ричард Ченслор

Английский посол при дворе Царя Ионна IV Грозного (1521—1556).

Бернард Монтгомери

Британский фельдмаршал (1887—1976).

Марк Твен

Американский писатель (1835—1910).

Николай Сербский

Церковный писатель, философ, епископ (1880—1956).

Микки Рурк

Читайте также: