Обеспечение сохранности вагонного парка кратко

Обновлено: 06.07.2024

Для предотвращения повреждений вагонов на станции и примыкающих к ней путях общего и необщего пользования, выявления и оформления случаев повреждения вагонов организуется система контроля за сохранностью вагонного парка.

Все поезда прибывающие на станцию в переработку, поезда своего формирования, а также вагоны убранные с путей общего и необщего пользования предъявляются к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру.

В процессе технического обслуживания выявляются вагоны с техническими браками – неисправностями, и определяется их годность под сдвоенные операции, а порожних вагонов – годность под погрузку груза.

Если в составе имеются вагоны, требующие отцепочного ремонта, оператор ПТО сообщает диспетчеру маневровому номера вагонов с последующим заполнением на эти вагоны уведомлений ф. ВУ-23м в двух экземплярах, один из которых передается оператору СТЦ для корректировки натурного листа на состав, подготавливаемого к роспуску. При обнаружении в составе вагонов, колеса которых залиты смазкой, высоковязкими продуктами (битумом), покрыты краской или со следами солевого раствора (рапы) на ходовых частях вагонов, а так же просыпаний соли, включая концентрат минеральный галит, осмотрщик-ремонтник вагонов сообщает об этом оператору ПТО, который в свою очередь доводит данную информацию по телефону до маневрового диспетчера. Получив информацию от оператора ПТО, маневровый диспетчер делает отметку в натурном листе о наличии вагонов, требующих осторожности при роспуске с горки и лично доводит данную информацию до дежурного по сортировочной горке.

Расформирование-формирование составов осуществляется под руководством ДСПГ в соответствии с намеченным планом работы, составляемым ДСЦ с учетом наличия и расположения вагонов на сортировочных путях, подхода поездов к станции. Работники сортировочной горки при спуске с горки отцепов, требующих особой осторожности, специальных условий роспуска и дополнительных мер по обеспечению безопасности, (вагоны, колеса которых залиты смазкой, высоковязкими продуктами (битумом), покрыты краской, с наличием на ходовых частях просыпаний соли, включая концентрат минеральный галит, или следов солевого раствора (рапы) и др.), а также при роспуске любых отцепов на пути, где имеются вагоны, требующие особой осторожности, должны обеспечивать безопасность движения (роспуска), сохранность подвижного состава и грузов.

Прием вагонов в техническом отношении при уборке их с путей общего и необщего пользования осуществляют работники ПТО на путях станции.

Актами форм ГУ-23, ВУ-23М удостоверятся факт повреждения вагона, а акт формы ВУ-25М является основанием для возмещения виновной организацией, за повреждение вагона, причиненного ущерба, понесенного железной дорогой и первичным документом для составления отчета формы ВО-15 о повреждении вагонов. Вагон возвращается на путь грузовладельца, приемосдатчик груза и багажа формирует памятку ф.ГУ-45 на простой вагона.

При приеме вагона к перевозке после погрузочно-выгрузочных операций и установлении факта повреждения вагона на пути общего или необщего пользования приемосдатчиком станции, обслуживающим данный путь, делается отметка в натурном листе на уборку, вагон на станцию не выставляется, а остается на простое у грузовладельца на пути общего или необщего пользования. Приемосдатчик груза и багажа оформляет акт общей формы ф.ГУ-23, сообщает работникам ПТО для принятия необходимых мер.

Осмотрщик по сохранности вагонного парка обо всех случаях обнаружения повреждения вагонов сообщает диспетчеру маневровому железнодорожной станции, мастеру ПТО и начальнику железнодорожной станции.

Расследование случаев повреждения вагонов производится комиссией под руководством начальника станции с участием руководителей эксплуатационного вагонного депо или начальника ПТО и причастных руководителей организации в течение 3-х суток с момента обнаружения поврежденного вагона. Результаты расследования оформляются протоколом. В протоколе указываются: причины вывода поврежденного вагона с путей общего и необщего пользования, и определяется персональная ответственность работников.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАНЦИИ.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТАНЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ЦЕНТРА (СТЦ) ОБРАБОТКИ ПОЕЗДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И

6.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ СТЦ.

6.1.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СТЦ.

СТЦ осуществляет документальную обработку, информационное обеспечение и учетно-отчетное оформление перевозочного процесса на станции. СТЦ решает следующие основные задачи:

- получает и обрабатывает информацию о подходе поездов, вагонов, грузов;

- обрабатывает и оформляет документы на прибывающие и отправляемые поезда;

- ведет непрерывный номерной учет наличия и расположения вагонов на сортировочных путях;

- передает информацию о прибывающих на станцию поездах и грузах диспетчеру маневровому железнодорожной станции;

- передает информацию на расформируемые и формируемые составы в ИВЦ дороги;

- контролирует соблюдение плана формирования поездов, требований ПТЭ по их формированию, установленных норм веса и длины поездов;

- контролирует своевременное отправление вагонов со станции;

- обеспечивает сохранность и комплектность перевозочных документов;

- ведет установленные формы учета и отчетности;

- участвует в переписи вагонов, обработке и оформлении ее результатов;

- передает информацию в АСОУП, при отсутствии связи на станции Воронеж – Курский, об отцепках, прицепках, отправлении, прибытии за станции: Подклетная, Латная, Курбатово, Нижне – Девицк, Ведуга, Воронеж – Курский. А в случае отсутствия связи на станции Придача – передают информацию работники СТЦ станции Воронеж – Курский.

Работники СТЦ несут ответственность за соблюдение плана формирования поездов, сохранность перевозочных документов, полноту и правильность составления натурных листов и подборке документов в соответствии с наличием и расположением вагонов в сформированных поездах, выполнение установленных норм времени на обработку поездов и документов соблюдение тайны сведений, содержащихся в перевозочных документах.

Руководство работой СТЦ осуществляется начальником станционно – технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ).

6.1.2. ОСНАЩЕНИЕ СТЦ.

СТЦ имеет сменный штат:

- старший оператор СТЦ-1;

- оператор СТЦ (по прибытию)- 1,

- оператор станции (накопитель) – 1;

- оператор станции (рапортист) – 1;

- оператор СТЦ - 1

СТЦ оснащен телефонной связью АТС, специальной информационной связью – ПЭВМ с распечатывающими устройствами для обмена информацией с ИВЦ о подходе, прибытии и назначении вагонов и грузов в поездах и отправлении поездов со станции; специальным деревянным запираемым шкафом с гнездами для хранения грузовых документов.

6.1.3. ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ РАБОТНИКАМИ СТЦ.

Работники СТЦ при выполнении возложенных на них обязанностей руководствуются основными информационно – справочными материалами:

- алфавитным списком станций с указанием единой сетевой разметки;

- схемой железных дорог с нумерацией станций единой сетевой разметки;

- альбомами схем кратчайших железнодорожных направлений;

- таблица для определения массы тары и условной длины подвижного состава;

- планом формирования поездов;

- схемой и атласом железных дорог;

- таблицами сетевой разметки по плану формирования;

- инструктивными указаниями по составлению натурного листа;

- технологическими графиками обработки поездов;

- инструктивно – технологическими картами для работников СТЦ.

6.2. ОБРАБОТКА ДОКУМЕНТОВ НА СОСТАВЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАСФОРМИРОВАНИЮ.

По прибытию поезда на станцию, оператор СТЦ принимает от машиниста поездного локомотива пакеты с документами, со всеми экземплярами натурного листа, с записью в книгу ф.ДУ-40 (согласно приказа 36 ЦЗ п.3 от25.12.81г.).

Приемосдатчик (оперативный) груза и багажа с получением перевозочных документов на прибывший состав производит разметку в ТГНЛ местных вагонов по грузовым объектам в соответствии с принятой на станции условной разметкой.

(Оперативный) приемосдатчик груза и багажа, размеченные вагонные листы на вагоны предназначенные на пути необщего пользования и погрузочно-выгрузочные пути грузового района, передает приемосдатчикам груза и багажа обслуживающим данные пути.

Перевозочные документы на транзитные вагоны остаются в СТЦ.

Размеченный натурный лист (оперативный) приемосдатчик груза и багажа возвращает оператору СТЦ. Оператор СТЦ первый экземпляр оставляет у себя (в СТЦ), переносит разметку на второй экземпляр ТГНЛ и передает ДСЦ.

Диспетчер маневровый, получив от оператора СТЦ справку 118 и натурный лист, согласовывает со старшим осмотрщиком – ремонтником порядок отстановки вагонов по пороговым значениям, дает план маневровой работы составителю поездов.

По окончании натурной проверки оператор СТЦ при необходимости вносит изменения в ТГНЛ в АРМе ТК в режиме “Корректировка”. В случае обнаружения какого – либо несоответствия оператор СТЦ немедленно ставит в известность (оперативного) приемосдатчика груза и багажа, диспетчера маневрового для выяснения.

Диспетчер маневровый по размеченной и исправленной ТНГЛ составляет план расформирования состава.

При проверке грузовых документов на состав подлежащий расформированию, оператор СТЦ проверяет срок доставки груза согласно данных указанных в перевозочных документах. При обнаружении просрочки в доставке груза или несоответствия данных в вагоном листе накладной, дорожной ведомости и ТГНЛ, составляется акт общей формы ГУ-23 и дается оперативное донесение в установленном порядке.

На вагоны отцепленные по техническим и другим неисправностям составляется акт общей формы ГУ-23 с обязательной отметкой о продлении срока доставки, а так же дается оперативное донесение.

При задержке на станции транзитного таможенного груза по технической или коммерческой неисправности вагона или контейнера, а также других обстоятельствах препятствующих перевозке и влияющих на срок доставки в таможню назначения (таможенного транзита) оператор СТЦ обязан:

- определить срок доставки в таможню назначения по направляющему штампу таможни на накладной;

- уведомить о факте задержки вагона, контейнера ответственного руководителя станции (ДС, ДСЗ, ДСМ, ДСГ), начальника СТЦ, а так же инженера сектора таможенной деятельности по телефону 0200-31-77 (указав дату и время прибытия вагона, станцию отцепки, станцию и дорогу назначения, станцию и дорогу отправления, груз, номер вагона, номер отправки, таможню назначения и срок доставки в таможню назначения);

После получения письменного уведомления работник АРБ обязан передать его в таможенный пост. Факт передачи уведомления заверяется на уведомлении отметкой о времени, дате, должности и фамилиях принявшего и передавшего уведомление о факте задержки вагона, контейнера.

В случае готовности вагона, контейнера к отправлению до истечения срока таможенного транзита, оператор СТЦ обязан передать необходимые документы в АРБ станции (уведомление установленного образца – два экземпляра, подлинный комплект перевозочных и сопроводительных документов, для продления срока таможенного транзита, и объяснения причин длительного нахождения вагона на станции, с приложением соответствующих документов (ВУ-23, ВУ-36, ГУ-23) для обращения в таможенный пост. Полученные от оператора СТЦ документы, агент АРБ предоставляет в таможенный пост для продления срока таможенного транзита. Один экземпляр уведомления остается в таможне, второй со штампом таможни и отметкой о принятом решении возвращается на станцию и хранится в делах станции в качестве доказательства исполнения перевозчиком своих обязанностей. Работником таможни в декларацию вносится изменение и заверяется подписью и личной номерной печатью таможенника. После принятия таможней решания о продлении срока таможенного транзита, агент АРБ забирает перевозочные и сопроводительные довументы из таможни и по телефону уведомляет оператора СТЦ, который в свою очередь доставяет их на станцию.

В случае отказа таможни продлить срок ТТ: на уведомлении, так же проставляется штамп таможни о регистрации и соответствующая отметка о нецелесообразности продления срока.

В случае если срок доставки в таможню назначения истекает в период нахождения вагона с таможенным грузом на станции или в ремонтном предприятии, вопрос о его продлении должен быть решён тем же порядком, но заблаговременно за 2-3 дня (с учётом выходных и праздничных дней) до наступления критической даты.

Об итоге работы с отцепленными таможенными вагонами, агент АРБ уведомляет инженера сектора таможенной деятельности по телефону 0200-31-77.

При проверке грузовых документов на специальный подвижной состав старший оператор СТЦ обязан проверить наличие и соответствие пересылочной накладной ф.ГУ-27 СП, фактически перевозимому подвижному составу, (согласно указанию № С-1627 У от 17.10.91 г), заполнение всех граф и наложенных штемпелей, наличие акта проверки размещения и крепления груза, составленного после комиссионного осмотра транспортеров и подписанного начальником железнодорожной станции или его заместителем, начальником ПТО или мастером ПТО вагонного депо станции отправления, согласно руководства 387 ПКБ ЦВ от 1984г.

О наличии в составе транспортера, как в груженом, так и в порожнем состоянии, старший оператор СТЦ уведомляет:

- дежурного по парку, для предъявления их пономерно к техническому осмотру;

- (оперативного) приемосдатчика груза и багажа для предъявления их также пономерно к коммерческому осмотру с установленными отметками, соответственно в книге ф. ВУ-14.

При обнаружении нарушений порядка следования специального подвижного состава, вагоны отставляются на отдельный путь, с дачей оперативного донесения на станцию отправления.

Оператор СТЦ (по отправлению) записывает в книгу учета транспорта и транспортеров следующие данные по прибытию:

Обеспечение сохранности вагонного парка является важнейшей задачей каждого работника железнодорожного транспорта. Устойчивость работы железнодорожного транспорта в значительной степени зависит от технического состояния вагонов, что во многом достигается за счет их сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

Работник станции Нововсибирск-Западный, в чью смену грузоотправитель или грузополучатель, допустили повреждение вагона, независимо от причин вызвавших повреждение вагонов, должен немедленно сообщить об этом ДСП, ДСЦ, ДС, ДСЗ или ДСМ. Начальник станции передает информацию об этом мастеру по сохранности вагонного парка, который записывает это в книгу учета повреждения вагонов и сообщает данную информацию осмотрщику по сохранности (тел.20-262). Мастер ПТО информирует заместителя начальника депо по эксплуатации или начальника вагонного депо.

По каждому случаю повреждения вагонов начальник станции проводит оперативное расследование с привлечением всех причастных работников и устанавливает причину повреждения вагонов и виновных лиц. По результатам оперативного расследования оформляется протокол оперативного расследования при начальнике станции в трех экземплярах, один экземпляр храниться в делах станции, второй экземпляр направляется в депо, третий экземпляр предоставляется виновному в повреждении вагона лицу.

Руководители депо, ПТО, осмотрщик по сохранности вагонного парка депо обязаны обеспечить оформление акта формы ВУ-25, при необходимости – уведомление на ремонт вагона формы ВУ-23М на поврежденный вагон с постановкой в правом верхнем углу уведомления буквы "П" (поврежден). Датой составления акта должны быть календарные сутки обнаружения повреждения.

Акт о повреждении вагона формы ВУ-25 удостоверяет факт повреждения вагона и приводит все данные его характеризующие. Акт является основанием для предъявления предприятию виновному в повреждении вагона, утрате или разоборудовании его частей для возмещения убытков, связанных с ремонтом вагона.

Маневровый диспетчер обязан поставить в известность осмотрщика вагонов о прибытии поезда, в составе которого находятся поврежденные вагоны.

При выявлении в составе поезда поврежденных вагонов эти вагоны отцепляются от поезда и оформляются в соответствии с вышеуказанным порядком.

При поступлении на станцию поврежденных вагонов в груженом состоянии телеграмма направляется на станцию погрузки и в вагонное депо, давшее вагон под погрузку.

Если повреждение имело место в пути следования, убытки предъявляются вагонному депо, обслуживающему железнодорожную станцию, где производилось последнее техническое обслуживание поезда.

Работники, допустившие повреждение вагонов, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Состав комиссии по расследованию случаев повреждения вагонов определяется приказом начальника станции. Протокол расследования оформляется не позднее 3-х суток с момента обнаружения поврежденного вагона.

Ежегодно разрабатываются мероприятия по обеспечению сохранности вагонного парка при погрузочно-разгрузочных и маневровых работах на Западно-Сибирской железной дороги, Новосибирском отделении, станции.




Поврежденные вагоны задерживаются для оформления документов и направления их в ремонт. Категорически запрещается отправлять за пределы отделения дороги неисправные вагоны, независимо от причин их повреждения, без установления виновных и производства ремонта. Вагоны, поврежденные в объеме капитального ремонта, направляются на вагоноремонтные заводы в установленном порядке.

При выявлении дополнительных повреждений на возвращенных вагонах в книге ВУ-15 напротив номера вагона, на котором обнаружена дополнительное повреждение, делается отметка, которая так же заверяется подписями обеих сторон с последующим составлением акта формы ГУ-23ВЦ и ВУ-25.

Если вагон передавался на подъездной путь в исправном состоянии, а возвращается поврежденный, то этот вагон так же вносится в книгу формы ВУ-15, заверяется подписями обеих сторон с последующим оформлением акта формы ГУ-23ВЦ и ВУ-25.

Все разногласия, возникшие в процессе осмотра вагонов между работниками станции Новосибирск-ВосточныйНовосибирск-Западный и виновным предприятием решаются на оперативном совещании при начальнике станции с участием причастных работников.

Поврежденные вагоны оставляются на ответственности виновного предприятия до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25 и сдаче их перевозчику для отправления в ремонт.

Все случаи повреждения вагонов расследуются с принятием мер по устранению причин способствующих повреждению подвижного состава.

1). 1341 – повреждение вагонов при погрузочно-выгрузочных и маневровых работах;

2). 1441 – хищения деталей вагонов.

Обеспечение сохранности вагонного парка является важнейшей задачей каждого работника железнодорожного транспорта. Устойчивость работы железнодорожного транспорта в значительной степени зависит от технического состояния вагонов, что во многом достигается за счет их сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

Работник станции Нововсибирск-Западный, в чью смену грузоотправитель или грузополучатель, допустили повреждение вагона, независимо от причин вызвавших повреждение вагонов, должен немедленно сообщить об этом ДСП, ДСЦ, ДС, ДСЗ или ДСМ. Начальник станции передает информацию об этом мастеру по сохранности вагонного парка, который записывает это в книгу учета повреждения вагонов и сообщает данную информацию осмотрщику по сохранности (тел.20-262). Мастер ПТО информирует заместителя начальника депо по эксплуатации или начальника вагонного депо.

По каждому случаю повреждения вагонов начальник станции проводит оперативное расследование с привлечением всех причастных работников и устанавливает причину повреждения вагонов и виновных лиц. По результатам оперативного расследования оформляется протокол оперативного расследования при начальнике станции в трех экземплярах, один экземпляр храниться в делах станции, второй экземпляр направляется в депо, третий экземпляр предоставляется виновному в повреждении вагона лицу.

Руководители депо, ПТО, осмотрщик по сохранности вагонного парка депо обязаны обеспечить оформление акта формы ВУ-25, при необходимости – уведомление на ремонт вагона формы ВУ-23М на поврежденный вагон с постановкой в правом верхнем углу уведомления буквы "П" (поврежден). Датой составления акта должны быть календарные сутки обнаружения повреждения.

Акт о повреждении вагона формы ВУ-25 удостоверяет факт повреждения вагона и приводит все данные его характеризующие. Акт является основанием для предъявления предприятию виновному в повреждении вагона, утрате или разоборудовании его частей для возмещения убытков, связанных с ремонтом вагона.

Маневровый диспетчер обязан поставить в известность осмотрщика вагонов о прибытии поезда, в составе которого находятся поврежденные вагоны.

При выявлении в составе поезда поврежденных вагонов эти вагоны отцепляются от поезда и оформляются в соответствии с вышеуказанным порядком.

При поступлении на станцию поврежденных вагонов в груженом состоянии телеграмма направляется на станцию погрузки и в вагонное депо, давшее вагон под погрузку.

Если повреждение имело место в пути следования, убытки предъявляются вагонному депо, обслуживающему железнодорожную станцию, где производилось последнее техническое обслуживание поезда.

Работники, допустившие повреждение вагонов, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Состав комиссии по расследованию случаев повреждения вагонов определяется приказом начальника станции. Протокол расследования оформляется не позднее 3-х суток с момента обнаружения поврежденного вагона.

Ежегодно разрабатываются мероприятия по обеспечению сохранности вагонного парка при погрузочно-разгрузочных и маневровых работах на Западно-Сибирской железной дороги, Новосибирском отделении, станции.

Поврежденные вагоны задерживаются для оформления документов и направления их в ремонт. Категорически запрещается отправлять за пределы отделения дороги неисправные вагоны, независимо от причин их повреждения, без установления виновных и производства ремонта. Вагоны, поврежденные в объеме капитального ремонта, направляются на вагоноремонтные заводы в установленном порядке.

При выявлении дополнительных повреждений на возвращенных вагонах в книге ВУ-15 напротив номера вагона, на котором обнаружена дополнительное повреждение, делается отметка, которая так же заверяется подписями обеих сторон с последующим составлением акта формы ГУ-23ВЦ и ВУ-25.

Если вагон передавался на подъездной путь в исправном состоянии, а возвращается поврежденный, то этот вагон так же вносится в книгу формы ВУ-15, заверяется подписями обеих сторон с последующим оформлением акта формы ГУ-23ВЦ и ВУ-25.

Все разногласия, возникшие в процессе осмотра вагонов между работниками станции Новосибирск-ВосточныйНовосибирск-Западный и виновным предприятием решаются на оперативном совещании при начальнике станции с участием причастных работников.

Поврежденные вагоны оставляются на ответственности виновного предприятия до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25 и сдаче их перевозчику для отправления в ремонт.

Все случаи повреждения вагонов расследуются с принятием мер по устранению причин способствующих повреждению подвижного состава.

1). 1341 – повреждение вагонов при погрузочно-выгрузочных и маневровых работах;

ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

Freight cars for 1520 mm gauge main line railways. General requirements for safety in loading-unloading and shunting operations

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ 22235-2010 с ГОСТ 22235-76 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2011-05-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН "Уральским отделением" - филиалом Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (Уральское отделение ОАО "ВНИИЖТ"); Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ"); Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт вагоностроения" (ОАО "НИИ вагоностроения")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 июня 2010 г. N 37)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. N 420-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22235-2010 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2011 г.

6 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2019 г.) с Изменением N 1 (ИУС 5-2017)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, собственности юридических и физических лиц при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 2.601.

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 1639 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 54564.

ГОСТ 2787 Металлы черные вторичные. Общие технические условия

ГОСТ 4835 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия

ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 14110 Стропы многооборотные полужесткие. Технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22477 Средства крепления транспортных пакетов в крытых вагонах. Общие технические требования

ГОСТ 24597 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры

ГОСТ 24599 Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 нормативный документ: По ГОСТ 1.1.

3.2 исправное состояние вагона: По ГОСТ 27.002.

3.3 повреждение вагона: Нарушение исправного состояния вагона или его составных частей (в том числе их утеря) под влиянием внешних воздействий, превышающих уровни, установленные настоящим стандартом и нормативными документами на вагон.

3.4 погрузочно-разгрузочные работы: Операции, связанные с осуществлением погрузки и выгрузки груза, в том числе с размещением, креплением, уплотнением, выравниванием, рыхлением, разогревом груза, очисткой вагонов, включая наружную поверхность, после погрузки и выгрузки, приведению вагонов в транспортное положение.

3.5 устройства, взаимодействующие с вагоном: Погрузочно-разгрузочные, вибрационные и рыхлительные установки, машины, оборудование, тепляки, лебедки, эстакады и т.д.

3.6 железнодорожная администрация: Уполномоченная государством соответствующая структура, являющаяся ответственной за все железные дороги, находящиеся на территории одного государства.

3.7 специализированный вагон: Вагон, предназначенный для перевозки одного или нескольких близких по своим свойствам видов груза.

4 Общие требования по обеспечению сохранности вагонов

4.1 Вагоны всех типов

4.1.1 Для обеспечения сохранности вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ должны выполняться требования настоящего стандарта, утвержденных нормативных документов на эксплуатацию вагонов и устройства, взаимодействующие с вагонами, а также нормативных документов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта. Меры по сохранности вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ обеспечивает организация, осуществляющая погрузку, выгрузку грузов.

4.1.2 Вносить изменения в конструкцию вагонов, заваривать двери, люки вагонов, демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полувагонов, крепить грузы к металлическим частям вагона с помощью сварки и сверления допускается только с разрешения железнодорожной администрации и собственника вагона в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке [1].

4.1.4 Стоящие на железнодорожных путях без локомотива составы поездов, группы вагонов или отдельные вагоны должны быть надежно закреплены от самопроизвольного движения (ухода) тормозными башмаками, ручными тормозами или другими средствами закрепления, разрешенными к эксплуатации железнодорожной администрацией.

4.1.5 Температура нагрева сборочных единиц и деталей вагонов в процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть не более:

- 55°С - тормозных устройств (двухкамерного резервуара, воздухораспределителя, тормозного цилиндра, приборов грузового авторежима, концевых и разобщительных кранов, регулятора рычажной передачи);

- 70°С - соединительных рукавов, тормозной магистрали, воздушных резервуаров;

- 80°С - буксового узла на роликовых подшипниках и подшипниках кассетного типа; деталей вагона из полимерных материалов;

- 100°С - крышек разгрузочных люков полувагонов;

- 90°С - остальных узлов и деталей вагонов (кроме специальных вагонов).

4.1.6 Давление сжатого воздуха, подаваемого в тормозную магистраль вагонов, должно быть не более 0,68 МПа (6,8 кгс/см).

4.1.7 Погрузка, размещение, крепление и выгрузка грузов, подготовка их к перевозке, ограждение бортов, торцовых стен и дверей, а также открывание, закрывание дверей, крышек люков должны проводиться в соответствии с требованиями нормативных документов на данные виды работ, действующих на железных дорогах государств - участников Совета по железнодорожному транспорту Содружества, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

4.1.8 Максимальная масса груза, размещаемого в вагоне, и реквизитов крепления не должна превышать грузоподъемность, указанную на кузове вагона.

Превышение массы груза сверх указанной грузоподъемности вагона при повторной проверке допускается в пределах значения погрешности определения массы груза в соответствии с нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.

В Российской Федерации применяют МИ 2815-2003 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы на станциях назначения и в пути следования".

При необходимости смещения общего центра тяжести груза в вагоне относительно продольной и/или поперечной плоскости симметрии вагона значение смещения не должно превышать значения, установленного нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт; разница в нагрузке тележек не должна превышать 10 т - для четырехосных; 15 т - для шестиосных; 20 т - для восьмиосных вагонов.

Обеспечение сохранности вагонного парка является важнейшей обязанностью каждого работника железнодорожного транспорта. Исправность вагонов во многом обеспечивается при производстве грузовых операций и маневровой работы.

Повреждением вагона считается нарушение исправного состояния вагона или его составных частей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные нормативными документами.

Стоящие на путях составы или отдельные группы вагонов, с которыми не производится маневровая работа, должны быть надёжно закреплены от самопроизвольного ухода.

Максимальная масса груза и реквизитов крепления не должна превышать грузоподъёмности, указанной на кузове вагона.

Запрещается погрузка навалом или насыпью грузов, если с них стекает влага на ходовые части и тормозное оборудование.

После выгрузки груза вагоны должны быть освобождены от съёмных крепёжных элементов и приспособлений. Проволочные закрутки, растяжки должны сниматься с помощью специальных ножниц или кусачек. Запрещается применение электросварки для снятия крепительных реквизитов.

Не допускается открывать и закрывать двери, люки вагонов с применением тракторов, погрузчиков, лебёдок, кранов и другой техники, не согласованной службой вагонного хозяйства.

При погрузке или выгрузке вагонов не допускаются удары по вагону грузом или грузозахватными приспособлениями, попадание груза на межвагонные соединения, стояночных тормозов и буксовых узлов колёсных пар.

Запрещается производить крепление грузов к элементам вагона сваркой или сверлением.

Не допускается устранение сдвига и восстановление сыпучести грузов в вагонах соударением таких вагонов с другими вагонами, стационарными устройствами.

Запрещается выгрузка смерзшихся грузов проталкиванием их в проёмы люков грейферами или других грузозахватными устройствами, применение для рыхления металлических болванок, взрыва, а также оттаивание груза с касанием пламени деталей вагона.

Железобетонные плиты, металлоконструкции и другие подобные грузы следует размещать и транспортировать в положении, исключающем их наклон с опорой на стенки полувагона.

При подаче полувагонов под погрузку и выводе их после выполнения грузовых операций крышки люков должны быть закрыты на оба запора и сектора. Торцевые двери закрываются на оба запора.

При выходе груза за пределы внутренней длины кузова торцевые двери должны быть отведены к стенкам вагона и закреплены.

Работы по разрезке металлолома непосредственно в полувагонах не допускаются.

Борта загруженных платформ допускается оставлять в опущенном положении при соответствующем их закреплении.

Не допускается выгрузка грузов насыпью или навалом с заездом на пол бульдозерами, тракторами на гусеничном ходу, сгребание ковшом экскаватора, а также волочением тяжеловесных грузов по полу платформы.

В специальных вагонах должны перевозиться лишь те грузы, для которых они предназначены.

Требования к вагонным замедлителям:

- горочные вагонные замедлители в рабочем состоянии (заторможенном) должны обеспечивать торможение грузовых вагонов всех весовых категорий и осности, отвечающих требованиям габарита подвижного состава;

Нажимные замедлители должны иметь несколько градаций нажатия, каждая из которых выбирается по условиям недопустимости выжимания легковесного вагона соответствующей весовой категории отцепа.

При обнаружении повреждённых вагонов, не оформленных актом ВУ – 25 или с остатками грузов, неубранных реквизитов крепления, вагонов с загрязненной наружной поверхностью, не закрытыми дверями, люками или загрузочными устройствами, а также без ЗПУ, когда данная перевозка осуществляется за пломбами, приёмосдатчик груза должен отказать в приёме таких вагонов или контейнеров до устранения указанных нарушений с оформлением акта общей формы.

Составитель поездов перед тем, как вывести вагоны с путей общего и необщего пользования станции должен осмотреть их на предмет сохранности. Для чего, дополнительно к сохранности кузова, осматриваются ходовые части вагонов, обращается внимания на наличие крепёжных и смотровых крышек роликовых букс, деталей тормозного оборудования и др.

Убирать повреждённые вагоны с путей общего и необщего пользования без оформления соответствующих документов и проведения оперативного расследования на месте начальником станции и работниками вагонного хозяйства категорически запрещается.

9 7 . Контроль выполнения требований безопасности движения

Соблюдение требований безопасности движения и маневровой работы контролируется руководителями станций и ревизорским аппаратом отделений и управления железной дороги.

Организация любого контроля направлена на повышение квалификации, ответственности и дисциплины работников, способствующих предупреждению аварийных ситуаций.

Оперативный контроль осуществляется постоянно во время несения сменного дежурства командирами подразделений по кругу своих обязанностей. При этом контролируется выполнение требований ПТЭ, Инструкций по движению поездов и сигнализации, ТРА станции, соблюдение работниками правил техники безопасности, установленных скоростей движения, регламента переговоров, заполнения документации, закрепления подвижного состава и т. д.

При подведении итогов работы смены, начальник станции (его заместитель) анализирует качество её работы, и в, том числе, обеспечение безопасности движения.

Периодический контроль осуществляют начальник станции, его заместители, начальник производственно – технического отдела. Начальник станции или его заместитель ежедневно организуют осмотр стрелочных переводов, проверяют наличие и состояние тормозных башмаков, их использование, учёт и правильность хранения. Ежемесячно с руководителями предприятий начальник станции проводит месячный комиссионный осмотр станционного хозяйства. Совместно с представителями предприятий – ветвевладельцев проводятся проверки состояния безопасности движения на путях необщего пользования.

В целях повышения уровня технической подготовки работников станции, организуются плановые технические занятия. С установленной периодичностью лица, связанные с движением поездов, сдают экзамены.

Ревизорский аппарат проводит плановые и внеплановые проверки, в том числе и ночные.

Читайте также: