Зарубежная литература 17 18 веков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..

Эпоха Просвещения — это период в истории европейской культуры, связанный с развитием научной, философской, общественной мысли.

Развитие зарубежной литературы в 17 веке

17 век – это срединное звено в истории культуры между эпохой Возрождения и эпохой Просвещения. Временные рамки здесь подвижны и обусловлены во многом индивидуальной писательской деятельностью, а также характером литературного процесса в разных странах.

В 17 веке абсолютная монархия становится цивилизующим центром. А стабилизация отношений между буржуазией и дворянством происходит на основе преодоления феодальной раздробленности, формирования национального самосознания.

Эту эпоху можно охарактеризовать как период неограниченной монархической власти, произвола, надругательства над достоинством народа.

Культурно-социальные процессы в различных странах проходили неравномерно. На Востоке в 17 веке еще процветала средневековая застойность, а в западноевропейском искусстве уже наметились художественные направления с выраженной социальной и эстетической направленностью:

  • Ренессансный реализм,
  • Барокко,
  • Классицизм.

Гармония физического и духовного, земного и возвышенного, которая была свойственна идеалу Ренессанса, распалась на две части – плотскую и духовную. Вокруг плотской поляризуется эпикуреизм, граничащий с откровенной эротикой, а вокруг духовной – обостренный интеллектуализм. Реалистическая обобщенность и монументальность Ренессанса сменяется игрой контрастов, текучестью, парадоксами, дисгармоническими несоответствиями.

Готовые работы на аналогичную тему

В этот период наблюдается совместное существование разных стилей. Подобное совмещение наблюдается и в рамках творчества одного писателя, что говорит о зыбкости стилей. Человек представляется маленькой песчинкой в огромном океане, хрупки тростником, колеблемым ветрами внешних сил.

Литературные направления 17 века

Ренессансный реализм является прямым наследником гуманистических традиций. Он утверждает оптимизм, жизнелюбивые идеалы, свободу вдохновения автора.

Поэтика представителей ренессансного реализма, оставшись верным идеалам предшественником, в стремлении к естественности погрузилась в обыденность с ее обычными делами, радостями и горестями. Социально-политические сдвиги многими авторами воспринимались как проявление кризиса, наступление страха и растерянности перед хаосом крушащихся устоев. Другие же сопрягали эти перемены с завоеванием человечеством подлинного естества. Этим обусловливается стремление к самосовершенствованию, познанию истины, страданий, тяжелых мук, катастроф.

Классицизм ориентирован на творческое перевоссоздание образцов античной классики - характеров, ситуаций, тем, конфликтов – с точки зрения монолитности, целостности, детерминизма, возвышенной устремленности, которые царят над низменной обыденностью. Герои классицизма обладают нравственной стойкостью и твердым рационализмом.

Никола Буало, теоретик классицизма, провозгласил закон трех единств – места, времени и действия.

В барокко строгость и ясность форм классицизма заменены эмоциональной динамичностью, повышенной экспрессивностью, яркой контрастностью, пышностью, усложненностью, метафоричностью языка. Вместе барокко ввело в сферу искусства то, что эстетикой Возрождения и классицизма отвергалось как безобразное и низкое, смешное, отождествленное со злом. Барокко допускало сочетание чувственного и иррационального, смешение комического и трагического, противопоставляло классической застойности движение, динамику. Этим обусловлено запутывание интриги, усложненность сюжета, броскость деталей, освещение событий в разных ракурсах.

Литература 18 века

Свои находки и поиски 17 век передает 18 веку. На место просветительского романа приходит плутовской роман. Острый разум получил художественное выражение и в пространности мемуаров, и в лаконичности афоризма, обобщил опыт поколений и духовные достояния культурных эпох.

Рядом с шутливой развлекательностью развивается публицистическая стихия, ярко проявившаяся в утопиях 18 века и повествовательных жанрах, таких, как:

  • Странствия,
  • Путешествия,
  • Эпистолярные раздумья.

А неторопливый, раздумчивый социально-бытовой роман приходит на место сжатой новеллы.

В богословской прозе привилегированное положение занимает аллегорическое мышление. Богословская проза, стремившаяся захватить как можно больший читательский контингент, постепенно проникает и в жанры беллетристки. Акцентируется значение сравнения, аналогии, метафоры, подчиненных полету разума.

В 18 веке в историю культуры входит Просвещение. Особенностью взглядов и творчества представителей Просвещения было то, что они базировались на иллюзии обособленности человека от общественного развития. Просветители защищали идею просвещения масс, свободы и самоуправления, отстаивали народно-демократические интересы.

В дальнейшем развитии литературных жанров, выявившихся в 17 веке, отразились новые эстетические потребности времени. В литературе 18 века стал периодом развития нравоучительного, воспитательного романа, социально-бытовой прозы.

Во Франции, Германии и Англии идея самоутверждения личности основывалась на преобладании чувства над рассудочностью. Связанный с духовными устремления культ чувства принял форму литературного течения, получившего название сентиментализма. Приверженцы этого направления связывали раскрытие внутреннего мира человека с его отношением к природе. В их произведениях пейзаж созвучен личным переживаниям героев. Особенно популярными жанрами в этом направлении стали:

Кальдерон П. Дама-привидение. Жизнь есть сон. Саламейский алькальд.

Кеведо Ф. История жизни пройдохи по имени дон Паблос.

Бен Джонсон. Вольпоне.

Мильтон Д. Потерянный рай. Самсон-борец.

Корнель П. Сид. Гораций. Родогуна. Никомед.

Расин Ж. Андромаха. Британик. Федра. Гофолия.

Мольер Ж. Б. Смешные жеманницы. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Плутни Скапена. Мещанин во дворянстве. Мнимый больной. Скупой.

Сорель Ш. Комическая история Франсиона.

Лафайет М. де. Принцесса Клевская.

Буало П. Поэтическое искусство.

Лафонтен Ж. де. Басни. Любовь Психеи и Купидона.

Опиц М. Флеминг П. Логау Ф. Грифиус А. Лирика.

Гриммельсгаузен Г. Симплициус Симплициссимус.

Марино Дж. Лирика.

XVIII век:

Поуп А. Опыт о критике. Похищение локона.

Дефо. Робинзон Крузо. Молль Флендерс.

Свифт. Сказка бочки. Путешествие Гулливера.

Ричардсон. Памела. Кларисса (по хрестоматии).

Филдинг Г. Приключения Джозефа Эндрюса. История Тома Джонса, найденыша.

Смоллет. Приключения Перегрина Пикля. Путешествие Хамфри Клинкера.

Стерн. Сентиментальное путешествие. Тристрам Шенди.

Уолпол. Замок Отранто.

Шеридан. Школа злословия.

Лесаж. Жиль Блас.

Мариво. Игра любви и случая. Жизнь Марианны.

Прево. Манон Леско.

Монтескье. Персидские письма.

Вольтер. Магомет. Орлеанская девственница. Кандид. Простодушный.

Дидро. Рассуждения о драме. Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист.

Руссо. Исповедь. Новая Элоиза.

Шодерло де Лако. Опасные связи.

Бомарше. Женитьба Фигаро.

Шенье А. Стихотворения.

Лессинг. Лаокоон. Гамбургская драматургия (фрагменты). Эмилия Галотти. Натан Мудрый.

Гердер. Шекспир. Извлечение из переписки об Оссиане и о песнях древних народов.

Виланд. История абдеритов.

Гете. Страдания юного Вертера. Ифигения в Тавриде. Фауст. Лирика. Баллады. Ко дню Шекспира. Винкельман.

Шиллер. Разбойники. Коварство и любовь. Дон Карлос. Валленштейн. Вильгельм Телль. Лирика. Баллады. О наивной и сентиментальной поэзии.

Гоцци. Принцесса Турандот.

Научная литература

XVII век:

Зарубежная литература XVII-XVII веков. Хрестоматия. М., 1982.

Мокульский С. С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т. М., 1963. Т. 1.

Пуришев Б. И. Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII века. М., 1949.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1987. Т. 4.

История зарубежной литературы XVII века / под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.

Аникин Г. В. Михальская Н. П. История английской литературы М., 1985.

История немецкой литературы: В 3 т. М., 1985. Т. 1.

Андреев Л. Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987.

Плавскин З. И. Испанская литература XVII - середины XIX века. М., 1978.

Разумовская М. В. и др. Литература XVII-XVIII веков. Минск, 1989.

Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебно-методическое пособие. М., 1996.

Сборники и антологии

Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

Колесо Фортуны. ИЗ европейской поэзии XVII века. М., 1989.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1974.

Испанский театр. М., 1969.

Поэзия испанского Возрождения. М., 1990.

Театр французского классицизма. М., 1970.

Из немецкой поэзии. Век X - век XX. М., 1979.

Немецкая поэзия XVII века в переводах Льва Гинзбурга. М., 1976.

Английская комедия XVII-XVIII веков. М., 1989.

Английская лирика первой половины XVII века. М., 1989.

В список рекомендованной научной литературы включены только некоторые наиболее важные, либо наиболее новые работы, посвященные проблемам литературных направлений или творчеству отдельных писателей XVII века.

Виппер Ю. Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII века // Историко-филологические исследования. М., 1974.

Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М., 1967.

Голенищев-Кутузов И. Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975.

Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

Морозов А. А., Софронова Л. А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979.

Наливайко Д. С. Искусство: направления. Течения. Стили. Киев, 1981.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. М., 1995.

Тертерян И. А. Барокко и романтизм: к изучению мотивной структуры // lberlca. Кальдерон и мировая культура. Л., 1968.

Хейзинга Й. Игровое содержание барокко / / Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

Ястребова Н. А. Постоянство в историческом движении (от Ренессанса к XVII в.) // Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. М., 1976.

Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

Гарсиа Лорка Ф. Поэтический образ у дона Луиса де Гонгоры // Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. М., 1971.

Еремина С. И. (Пискунова). Великий театр Педро Кальдерона // Calderon de la Barca. Tres dramas y una comedia. М., 1981.

Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Гриб В. Р. Мадам де Лафайет. Расин. Мольер // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.

Женетт Ж. Змей в пастушеском раю. - Об одном барочном повествовании.// Женетт Ж. Фигуры: В 2-х т. Т.1., М., 1998.

Забабурова Н. В. Творчество М. де Лафайет. Ростов-на-Дону, 1985.

Кадышев В. Расин. М., 1990.

Потемкина Л. Я. Пути развития французского романа в XVII веке. Днепропетровск, 1971.

Разумовская М. В. Ларошфуко, автор "Максим". Л., 1971.

Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995.

Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль и европейская культура. М., 1994.

Морозов А. А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984.

Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы. М., 1955.

Ватченко С. А. У истоков английского антиколониалистского романа. Киев, 1984.

Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

Макуренкова С. А. Джон Данн: поэтика и риторика. М., 1994.

Решетов В. Г. Английская литературная критика XVI-XVII веков. М., 1984.

Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". Л., 1986.

XVIII век:

Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Бенишу П. На пути к светскому священнослужению // Новое литературное обозрение. 1995. № 13.

XVIII век: литература в системе культуры. М.,1999.

Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

Культура эпохи Просвещения. М. , 1993.

Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.

Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения // Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1984.

Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М., 1985.

Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Вопросы литературы. 1986. № 2.

Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975.

Михайлов А. Д. Роман Кребийона-сына и литературные проблемы рококо // Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума. М., 1974.

Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1981.

Нарский И. С. Пути английской эстетики XVIII века // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

Соловьева Н. А. Новые тенденции в освоении историко-культурных эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994.

Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М., 1989.

Якимович А. Я. Об истоках и природе искусства Ватто // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие". М., 1988.

Васильева Т. Александр Поп и его политическая сатира. Кишинев, 1979.

Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Кагарлицкий Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

Колесников Б. И. Роберт Бернс. М., 1967.

Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. М., 1994.

Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Д. Свифта. М., 1986.

Маршова Н. М. Шеридан. М., 1978.

Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М., 1986.

Роджерс П. Генри Филдинг. М., 1984.

Сидорченко Л. В. Александр Поуп. В поисках идеала. Л., 1987.

Соколянский М. Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975.

Урнов Д. М. Дефо. М., 1977.

Шервин О. Шеридан. М., 1978.

Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

Баскин М. Н. Монтескье. М., 1975.

Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

Верцман И. Руссо. М., 1970.

Гордон Л. С. Поэтика "Кандида" // Проблемы поэтики в истории литературы. Саранск, 1973.

Грандель Ф. Бомарше. М., 1979.

Гриб В. Р. Аббат Прево и его "Манон Леско" // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.

Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.

Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.

Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.

Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1968.

Кузнецов В. Н. Вольтер. М., 1978.

Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. II.

Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1960-х годов. Днепропетровск, 1996.

Разумовская М. В. От "Персидских писем" до "Энциклопедии". Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994.

Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981.

Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

Абуш А. Шиллер. М., 1964.

Аникст А. А. Гете и "Фауст". М., 1983.

Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Бент М. "Вертер, мученик мятежный. ". Биография одной книги. Челябинск, 1997.

Верцман И. Эстетика Гете // Верцман И. Проблемы художественного познания. М., 1967.

Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер. М., 1984.

Волгина Е. И. Эпические произведения Гете 1790-х годов. Куйбышев, 1981.

Гетевские чтения. 1984. М., 1986.

Гетевские чтения. 1991. М., 1991.

Гетевские чтения. 1993. М., 1993.

Гулыга А. В. Гердер. М., 1975.

Данилевский Р. Ю. Виланд в русской литературе // От классицизма к романтизму. Л., 1970.

Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982.

Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

Лессинг и современность. М., 1981.

Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.

Стадников Г. В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.

Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962.

Тронская М. Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965.

Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

Тураев С. В. "Дон Карлос" Шиллера: проблема власти // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

Шиллер. Статьи и материалы. М., 1966.

Шиллер Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1955.

Андреев М.Л. Комедии Гольдони. М., 1997.

Реизов Б. Г. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966.

Свидерская М. Изобразительное искусство Италии XVIII века в контексте западноевропейской художественной культуры // Вопросы искусствознания. М., 1996. IX (2/96).

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_bilety_zarubezhnaya_literatura_xvii_xviii_vv.doc

Bncz&Экзамен: История Зарубежной Литературы. 17-18 вв.

Преподаватель: Нинель Ивановна Ванникова

Время: 23 января 2008, 11.00.

1. Федра - есть слова "повелевает страсть", рассуждение о благородстве Ипполита.

2. Стойкий принц - есть слова Дона Фернандо "я перенес мучения, но я верю. ".

3. Стойкий принц - сонет про цветы.

4. Сид - есть слова "отречься от любви, вступиться за отца".

5. Буало - рассуждение о трагедии, есть слова "ужас и сострадание".

6. Филдинг - описание стола, герою что-то послала природа.

7. Стойкий принц - есть слова "ты победил не веру, а меня, несмотря на

то, что я умираю".

8. Фауст - слова Мефистофеля "Я - то. ". Эта цитата была уже в этой теме.

9. Свифт - герой попадает на остров лилипутов.

10. Сид - слова Химены, есть слова "мстить за отца", упоминается честь.

11. Разбойники - слова Карла "меня заставили убить ангела".

12. Фауст - беседа Фауста с Вагнером о раздвоении любви на земную и небесную.

13. Фауст - упоминаются журавли в последней строчке.

14. Лопе де Вега - упоминается Минотавр. (Видимо, этот кусок:

Смешение трагичного с забавным --

Теренция с Сенекою -- но многом,

Что говорить, подобно Минотавру,

Но смесь возвышенного и смешного

Толпу своим разнообразьем тешит.

Ведь и природа тем для нас прекрасна,

Что крайности являет ежечастно.)

15. Монахиня - упоминается мать.

16. Федра - упоминаются Афины.

17. Фауст - Мефистофель о зле и пороках.

18. Буало - упоминается "гад в искусстве".

19. Фауст - отказывается овладеть учением, упоминается счастье.

20. Жизнь есть сон - есть слова "если я сплю, не будите меня".

21. Андромаха - упоминается Гектор.

22. Федра - упоминается яд в жилах (Отрывок:

Струится по моим воспламененным жилам

Медеей некогда нам привезенный яд).

23. Федра - есть слова "оправдать невинного".

24. Гораций - есть слова "О Рим. ".

26. Филдинг - Если будете в затруднении, а цитата начинается или заканчивается на "ОН", говорите, что Филдинг.

27. Задиг - отшельник, с которым странствует Задиг, сбрасывает подростка с хрупкого моста в реку, тот тонет.

28. Буало - есть слова "под кистью мастера прекрасно".

29. Сид - есть что-то вроде "должна исполнить мой долг в ответ".

30. Эмилия Галотти - говорится о портрете.

31. Филдинг - упоминается картина Хогарта, с которой сравнивается персонаж (жена Партриджа).

1. Характеристика 17 века как особой эпохи в истории западной литературы (соотношение барокко и класицизма)

По лекциям Нинелль Иванны:

Мир расколот. Но мало того, он еще и движется, только непонятно куда. Отсюда – тема быстротечности человеческой жизни и времени вообще, краткосрочность бытия человека.

Использование исторических и мифологических реминисценций, которые даются в виде аллюзий и которые надо расшифровывать.

Метафору поэты барокко очень любили. Ею создавалась атмосфера интеллектуальной игры. А игра – свойство всех жанров барокко (в метафорах, в сопряжении неожиданных идей и образов).

Искусство барокко стремилось соотносить человека с природой, космосом, оно пронизано переживанием конечности человеческого существования перед бесконечностью вселенной. В этом заключается жесточайшее внутренне противоречие.

Немецкое барокко возникает в условиях 30-летней войны, трагедии социальной жизни. Вечность является продолжением безвременья. Создание новой барочной гармонии, единства, прославление нравственной стойкости человеческого духа (широкое распространение идей стоицизма). И вот в таких условиях, когда все плохо, начинает вырисовываться некое начало, на основе которого преодолевается природный хаос – стойкость человеческого духа.

Считается, что человек обладает внутренней независимостью духа (сближение с католической концепцией свободной воли). В христианской религии существует противопоставление идеи предопределения и свободной воли (2 типа сознания). Лютер придерживался идеи предопределения (он считал, что после грехопадения порча прошла в человеческую природу => человек греховен). Реформация – путь каждого человека от рождения предопределен.

Учение о свободной воле появилось в 16 веке. Ее приверженцы доказывали, что всем людям от рождения дана благодать, и каждый человек сам выбирает свой путь.

В то же время возникает классицизм. Обе эти системы возникают как осознание кризиса ренессансных идеалов.

Художники и барокко, и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической ренессансной концепции. Но вместе с тем барокко и классицизм четко противостоят друг другу.

Классицизм как бы воскрешает стиль Высокого Ренессанса. Во всем должна соблюдаться мера и хороший вкус. Строгая система правил => сдержать буйство фантазии. Правила присущи любому творчеству, а искусство – вид игровой деятельности человека => игры без правил не бывает. Задача классицизма – придать правилам обязательный характер. Они создаются человеческим разумом, чтобы подчинить себе хаос вещей. Правила - неписанные законы, они условны и относятся к формальной организации произведения.

17 в. – век абсолютизма ( господствующая форма гос-ва – абсолютизм).

17 в. – эпоха непрерывных войн в Европе. Старые колониальные державы – Испания, Португалия – оттесняются постепенно на задний план молодыми буржуазными гос-вами – Голландией, Англией; начинается эра капитализма.

Историю Европы в 17 в. Характеризуют переходность и кризисность.

17 в. – сдвиги в области науки; издаются научные журналы; схоластика средневековья => экспериментальный метод; господство математики и метафизического способа мышления.

Границы окружающего мира расширяются до космических масштабов, понятия времени и пространства переосмысляются как абстрактные, универсальные категории. Для 17 в. характерно резкое обострение философ., полит., идеолог. борьбы, кот. Получило отражение в формировании и противоборстве двух господствующих в этом столетии художественных систем – классицизм и барокко.

2. Характеристика барокко.

итал. barocco - причудливый

И вот в таких условиях, когда все плохо, начинает вырисовываться некое начало, на основе которого преодолевается природный хаос – стойкость человеческого духа.

В то же время возникает классицизм. Обе эти системы возникают как осознание кризиса ренессансных идеалов.

Художники и барокко, и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической ренессансной концепции. Но вместе с тем барокко и классицизм четко противостоят друг другу.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков. 1998.

Редакторы: Воробьева Н.К., Громова Т.В.

В книгу вошли краткие пересказы наиболее значительных произведений зарубежной литературы XVII—XVIII веков. Издание адресовано самому широкому читательскому кругу: ученикам старших классов, абитуриентам, студентам, учителям и преподавателям, а также тем, кто просто любит литературу, кому свод пересказов поможет в поисках увлекательного чтения и в составлении личных библиотек.

Читайте также: